Купить мерч «Эха»:

Елена Камбурова - Елена Камбурова - Дифирамб - 2005-01-01

01.01.2005
Елена Камбурова - Елена Камбурова - Дифирамб - 2005-01-01 Скачать

К.ЛАРИНА: У нас в студии Елена Камбурова. Леночка, доброе утро! Еще можно говорить так в 13 часов 16 минут.

Е. КАМБУРОВА: Да, сегодня да.

К. ЛАРИНА: С новым годом вас поздравляю.

Е. КАМБУРОВА: С новым годом вас и всех.

К. ЛАРИНА: Давайте тогда сразу скажите нам, чего лично вы ждете от наступившего года 2005-го? С какими мыслями вы его встретили?

Е. КАМБУРОВА: Ну, мне хотелось бы, чтобы это был такой год, каждый день которого был бы прожит. Потому что без прожектов – они должны быть – но вот надо понимать, особенно сегодня, что жизнь состоит из каждого дня. Вот каждый день, каждый день, чтобы он был наполнен и чтобы было количество улыбок гораздо больше, чем… Как говорится, все относительно, поэтому радоваться, просто радоваться тому, что ты жив, что у тебя есть возможность, ну что у нас есть театр такой – Театр музыки и поэзии, который живет и сейчас, в общем, все более и более уверенно становится действительно…

К. ЛАРИНА: Для вас удачный был год? Для вашего театра?

Е. КАМБУРОВА: Для нас – да. И вот теперь я могу точно сказать, что да, потому что вся та идея, которая была, она действительно воплотилась. Что такое театр? Это с одной стороны – мы, с другой стороны – наши зрители. И то, и другое было. И у нас действительно был какой-то такой подъем и желание приходить в этот театр. И спектакли, которые шли, они шли не как что-то дежурное. Понимаете? Я же вижу, как собираются актеры перед тем, как выйти к зрителям и это всегда выход на праздник, а для меня это большое дело.

К. ЛАРИНА: Мы еще обязательно сегодня поговорим о предстоящих премьерах, которые уже репетируют в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой. Конечно, послушаем песни с нового альбома, который Лена нам принесла в студию. Я, в свою очередь, хочу напомнить нашим слушателям, что эфир открыт для ваших вопросов, и поздравлений, и пожеланий. Напомню номер телефона 203-19-22 и номер нашего пейджера 974-22-22 для абонента "Эхо Москвы". Вопросы также приходили на наш сайт в Интернете еще до начала программы, причем из совершенно разных мест. Из Благовещенска, например, от Инги Титовой, художницы: "Елена Антоновна, поздравляю Вас и Ваш коллектив с новым годом, творческих успехов и новых песен, постановок и встреч. Здоровья Вам, будьте счастливы. Ждем Вас на гастроли с Вашим театром в наш Благовещенск. Буду рада Вас видеть у себя в гостях. Приезжайте, слушаю Ваши песни всегда".

Е. КАМБУРОВА: Очень приятно, Инге отвечаю, спасибо.

К. ЛАРИНА: Петербург, Маргарита: "Поздравляю Вас с новым годом, с 80-х годов хожу на Ваши концерты. Здоровья Вам и удачи". Украина, Харьков, Лариса Рыкова: "Дорогая Елена Антоновна, большие приветы Вам от харьковчан. Мы Вас любим и всегда ждем. Не забывайте нас, пожалуйста". Ну вот только три телеграммы. Еще есть и Екатеринбург, и Токкур – не знаю даже, где это находится, город такой. "Елена Антонова, - Андрей пишет Вам, - с праздником, конечно Вас, как никак Новый год, у меня вопрос – почему так случилось, что Ваши песни и Ваш голос можно услышать очень редко. На всех радио звучит один и тот же голос попсы, но Ваш голос – он ведь настоящий, и песни у Вас настоящие, и смысл в них настоящий. Почему это все так глубоко спрятано от общества? Кому Ваше творчество мешает жить и Ваше появление где бы то ни было, это как чудо, которое ждешь годами. Спасибо Вам. Навеки поклонник Вашего таланта", - пишет Вам Андрей.

Е. КАМБУРОВА: Я присоединяюсь к Вашему вопросу – вот все, что я могу сказать, в общем. Но ответ в некотором роде ясен, но я его не буду транслировать.

К. ЛАРИНА: Ну, на самом деле Елена Камбурова – штучный товар – она не может на конвейере вот так звучать, круглые сутки нон-стоп.

Е. КАМБУРОВА: Да, но тем не менее, я всегда помню о тех, с кем я не встречаюсь на концертах и которые не живут в Москве и Ленинграде, и в Киеве, и которые являются слушателями не только таких песен, которые я пою, но и вообще всего этого направления: в основе песен – настоящая поэзия и так далее. И мне очень искренне жаль, что они этого лишены.

К. ЛАРИНА: Ну, у нас сегодня есть возможность показать и песни с нового альбома нашим слушателям в разных совершенно городах планеты, потому что нас слушают по Интернету даже в тех городах, где у нас нет вещания, и за океаном, и в Европе, и где угодно, и в республиках бывшего Советского Союза, поэтому давайте мы немножечко расскажем про новую пластинку, чем она знаменательна для вас?

Е. КАМБУРОВА: Знаменательна, во-первых, тем, что мне очень приятно, что ее выпустила компания "Вся эта музыка продкашн" и что это уже традиция такая, мощная поддержка для нас фирмой МИЭЛЬ-Недвижимость, потому что иначе мы бы и не выпустили его. Так что я очень благодарна…

К. ЛАРИНА: Разрешаю вам произнести это имя, поскольку они нашу друзья и коллеги, они очень часто в нашем эфире выступают, тоже нам помогают.

Е. КАМБУРОВА: Да, да. Дай Бог им процветания. Мы назвали диск "Романс о жизни и смерти" и по сути своей, в общем-то (о чем песни вообще? О жизни, о вечности, о смысле жизни, о любви, конечно), но это все-все вот в этом названии очень много. И, собственно, такие песни, они… не знаю, вот сейчас прозвучит, например, песня Елены Фроловой на стихи Иосифа Бродского. Ну про что это? Вот про все. Ну, может быть, про самое главное для меня в жизни – это о нежности. Вот там она заключена.

К. ЛАРИНА: Давайте ее послушаем.

Е. КАМБУРОВА: Да, давайте.

ПЕСНЯ

К. ЛАРИНА: Напомню, что это песня на стихи Иосифа Бродского с нового диска Лены Камбуровой "Романс о жизни и смерти". Здесь есть вопросы от наших слушателей, Леночка. Я хочу, поскольку мы все-таки в прямом эфире, это очень важно. Я пока с пейджера читаю телеграммы. "Не могли бы Вы рассказать о своем театре с точки зрения конкуренции?" – вот такой странный вопрос задает вам Владимир. "Вы как-то заявили, что все, что Вы делаете, не подлежит конкурентоспособности. Так ли это?" Вы заявили это, Елена Антоновна?

Е. КАМБУРОВА: Ну, я вообще никак не заявляю ничего, но просто мне показалось, что вот тот зритель, который приходит к нам в театр, он параллельно может куда-то еще придти. Но придя куда-то в другое место, это не значит, что он к нам не придет. Если он уже стал нашим зрителем – он стал нашим зрителем и никакие веяния времени…

К. ЛАРИНА: То есть, там какое-то посвящение происходит?

Е. КАМБУРОВА: Да, в результате да. Он входит в некое общество, общество нашего театра, в члены нашего театра.

К. ЛАРИНА: Но в ваше общество входят таким образом не только зрители, но и, естественно, и актеры, и режиссеры – театральные, вот, Иван Поповски, который поставил у вас просто хит сезона "Постскриптум. Грезы". Я, так, смотрю, очень многие люди хотят на этот спектакль попасть, но шансов нет практически никаких.

Е. КАМБУРОВА: Да, и, главное, что в феврале-месяца у нас будет также премьера. Поповски также и с той же группой актеров, певцов и тоже аранжировки Олега Синкина, нашего главного музыканта и такой, ну как назвать это… концерт-галлюцинация по музыке французских композиторов-импрессионистов – Равеля, Дебюсси, Форэ.

К. ЛАРИНА: Почему галлюцинация, Лен? Вас не смущает?

Е. КАМБУРОВА: Потому что в результате, знаете как, шла работа и называется "Абсент".

К. ЛАРИНА: А, понятно. Теперь понятно почему галлюцинация.

Е. КАМУБРОВА: А в результате, когда шла работа над этим спектаклем, то форма, которую приобретали музыкальные произведения, они действительно такие нереальные, уходят в какую-то иную плоскость реальности и поэтому в результате родилось такое название. Ну вот первые зрители увидят и услышат этот спектакль в феврале-месяце.

К. ЛАРИНА: А Фоменко что там собирается у вас делать?

Е. КАМБУРОВА: А, это секрет.

К. ЛАРИНА: Проговорились до эфира.

Е. КАМБУРОВА: Да, проговорилась. Но мне очень приятно, что мы вообще дружим.

К. ЛАРИНА: Домами.

Е. КАМБУРОВА: Домами, да, с театром Петра Фоменко и что он у нас бывает как зритель и был совсем недавно. Меня, к сожалению, в этот вечер не было в театре, но вот мне сказали, что у него появилась одна прекрасная идея, но здесь действительно, настолько хочется, чтобы это действительно было и мы надеемся, что она реализуется в этом году.

К. ЛАРИНА: Вот скажите мне, пожалуйста, среди всей этой суеты и мишуры, то, что нас окружает сегодня - я прежде всего имею в виду так называемое "культурное пространство", поскольку это спорное очень определение, уже сегодня - молодежь каким-то образом к вам попадает?

Е. КАМБУРОВА: Безусловно.

К. ЛАРИНА: Или вы все-таки работаете на тех, кто к вам привык?

Е. КАМБУРОВА: Нет-нет-нет. Ну тут еще и определяет то, что наши актеры, певцы - в общем-то, молодые люди. Это тоже есть какая-то энергетика - привлечение энергии, привлечение молодого зрителя.

К. ЛАРИНА: То есть, они способны остановиться, оглянуться, что называется?

Е. КАМБУРОВА: Да, да. Но ведь молодежь - это такое огромное количество людей. Конечно, среди них есть вот та малая часть, которая с огромным интересом слушает и видит то, что мы им предлагаем. И не только спектакли, но и поэтические вечера, и песенные вечера отдельные. И я еще хотела сразу сказать о том, что в апреле будет еще одна премьера. Вот я сейчас вас удивлю. Вы не угадаете, вернее, что это может быть. Это режиссер, которого я очень-очень люблю, Олег Кудряшов, вместе со мной…

К. ЛАРИНА: Говорите же. Что это?

Е. КАМБУРОВА: Софокл "Антигона".

К. ЛАРИНА: Боже мой. Удивили. Давайте мы сделаем паузу сейчас на новости, а потом поподробнее об этом проекте поговорим и будем принимать ваши звонки по телефону прямого эфира и слушать музыку.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Я напомню, что сегодня, в первый день 2005-го года, мы поем дифирамбы Елене Камбуровой. Остановились мы на Софокле.

Е. КАМБУРОВА: Я только добавлю, что очень интересную музыку написал Александр Марченко.

К. ЛАРИНА: То есть это будет музыкальный спектакль.

Е. КАМБУРОВА: Да, но я там в меньшей степени выступаю в роли певицы.

К. ЛАРИНА: А как драматическая артистка?

Е. КАМБУРОВА: Ну, наверное.

К. ЛАРИНА: Как древнегреческая артистка?

Е. КАМБУРОВА: Наверное.

К. ЛАРИНА: Кстати, да, памятуя о греческих корнях Елены Камбуровой, ну наверняка зов предков каким-то образом даст о себе знать?

Е. КАМБУРОВА: Голос крови, конечно, есть.

К. ЛАРИНА: Но, с другой стороны, если говорить всерьез о жанре древнегреческой трагедии, это же, конечно, огромные пространства. А здесь все-таки у вас интимное общение с публикой в вашем маленьком театре?

Е. КАМБУРОВА: О, как все относительно. Звук все решает и я хорошо помню, как я зашла в очень маленькое пространство одного камерного театрика и думаю, как же, вот, здесь произойдет "Литургия оглашенных"?

К. ЛАРИНА: Рыбникова, да?

Е. КАМБУРОВА: Да, Рыбникова. И вдруг пошел такой звук, что я моментально забыла, где я нахожусь и сразу пространство расширилось в тысячи раз. Так что…

К. ЛАРИНА: Лен, а вы не смотрели спектакль Ахлопкова?

Е. КАМБУРОВА: Это еще тогда, да?

К. ЛАРИНА: С Евгенией Козыревой, по-моему. Они чуть ли не в зале Чайковского его делали.

Е. КАМБУРОВА: Да, да. Помню, конечно.

К. ЛАРИНА: Вот там был охват, конечно, и мощный голос.

Е. КАМБУРОВА: Да, там другая история.

К. ЛАРИНА: А вы здесь все эти знаменитые диалоги будете петь? Говорить? Интересно, что это будет - там загадка какая-то есть?

Е. КАМБУРОВА: Загадка, да.

К. ЛАРИНА: Ну в апреле должны мы видеть.

Е. КАМБУРОВА: Идея действительно Олега Кудряшова, а я подчинилась, а уже в результате репетиций настолько это заразительно, настолько это интересно, так что я не знаю, как это будет в результате, но репетировать, работать очень и очень интересно.

К. ЛАРИНА: Давайте вернемся к музыке. Хотим мы еще послушать фрагменты из альбома "Романс о жизни и смерти". Вот мы послушали песню на стихи Бродского, но здесь вообще звездный состав авторов, если говорить о поэтах. Даже есть и Владимир Высоцкий. Его песни, так, побаиваются петь исполнители разные, но вы, по-моему, уже пробовали?

Е. КАМБУРОВА: Когда не можешь не петь, да.

К. ЛАРИНА: А сейчас мы хотели послушать песню "Зимние свадьбы". Это вновь Бродский?

Е. КАМБУРОВА: Да, вот так получилось что тоже Бродский, музыку написала Манана Минабде.

К. ЛАРИНА: А потом, после песни, через три минутки, давайте несколько телефонных звонков примем. Я напомню номер 203-19-22, не ограничиваем мы круг тем, которых вам захочется коснуться во время разговора с Еленой Камбуровой. Любые вопросы, милости просим. Мы готовы отвечать на все и за все.

ПЕСНЯ

К. ЛАРИНА: Вопросы от друзей поступают: "Дорогая Елена, помните ли Вы еще тех, кто помог Вам в то время, когда Вы только приехали в Москву?" Вот такой вопрос и подпись "Ваши друзья". Что за люди, как вы думаете? Ну-ка, давайте вспомним, кто же вам помогал?

Е. КАМБУРОВА: Ну, знаете, этих людей было довольно много и на разных этапах.

К. ЛАРИНА: Ну вот когда вы в Москву действительно приехали? Кого бы вы вспомнили?

Е. КАМБУРОВА: Да, да. Ну. например, семья Дружининых. Действительно, я их помню, потому что я была буквально на улице, понимаете. И они буквально с улицы меня взяли в свой дом и я им очень благодарна.

К. ЛАРИНА: А вы не были знакомы с ними?

Е. КАМБУРОВА: Ну, так получилось. Знаете, бывает, безвременье, когда, и, слава Богу, летний период и буквально ни денег нет, и не знаешь… и я просто бродила по улицам и, в общем, ночевала на стройках, и прочее-прочее… Так вот если снять фильм, так и не поверишь, что так бывает. Но так оно было. Действительно, я в полном отчаянии сидела, лил дождь, и вот шла женщина, говорит: "Девочка, что ты здесь сидишь?" и вот взяла меня, привела в свой дом. Сегодня, по-моему, это уже невозможно.

К. ЛАРИНА: Как вы думаете - сегодня легче или тяжелее молодым людям, которые приезжают в город завоевывать?

Е. КАМБУРОВА: Мне кажется, тяжелее. Хотя сегодня какие-то они другие. У них больше, так сказать, какая-то пробивная сила, и все на это работает.

К. ЛАРИНА: Ну вас же тоже за руку не вели, вы сами это делали.

Е. КАМБУРОВА: Ну правильно. Но там как-то все равно какие-то другие законы действовали. А изначально, буквально с детского сада, маленькое существо видит, как вообще для того, чтобы добиться, нужно быть нахальным, дерзким, идти вообще не задумываясь над тем, что будет от того, что ты прошел здесь, что после тебя останется. Вот эта вот мораль - она мне очень глубоко чужда, но она существует и поэтому они все какие-то другие, из другого теста сделаны.

К. ЛАРИНА: Но есть и из нашего теста сделанные? Можно сказать, что к вам и приходят такие?

Е. КАМБУРОВА: Безусловно. Вот как раз те самые "другие", они и притекают к нашему направлению, и вообще, когда человек в этом пребывает, он и другим становится. Это же не может быть само по себе. Оно же влияет - вся эта поэзия, эти стихи, песни, они серьезно влияют на личность человека, который проживает в мире этих понятий песен. Как можно быть свободным от Окуджавы, исполняя его? Конечно, все, о чем он говорит - оно становится твоим.

К. ЛАРИНА: А кто вас к этому приучил, кто вас познакомил с такой поэзией. Вообще, кто вам привил любовь к поэзии, если говорить вообще о глубоком детстве?

Е. КАМБУРОВА: Ну, в глубоком детстве, действительно (я не раз говорила), я писала стихи и вообще считала, что я великий - не просто хороший - я считала в детстве себя великим поэтом и все вокруг говорили, что, вот, ну надо же… а я просто не знала, какие могут быть стихи. То есть, я не могла различить Пушкина и то, что я пишу.

К. ЛАРИНА: В рифму - и то хорошо.

Е. КАМБУРОВА: Да. Я и думала, что писать легко. В рифму - это и есть стихи. Про образы, про это вот у меня совершенно тогда не было этого понятия. Оно появилось гораздо позже и когда я приехала в Москву и попала в студию художественного чтения и там у нас звездой был Саша Калягин - вот там-то я впервые задумалась о том, что такое стихи. Стихи-то - это не просто как в рифму всяческие свои мысли облекать. Но, к сожалению, на этот счет заблуждается огромное число людей и не только графоманов, и не только представителей авторской песни, но как много напечатано стихов, на чтение которых можно было бы не тратить драгоценное человеческое время. Я всегда об этом думаю, что как жаль, что нет этого критического подхода к тому, что ты написал. Это не значит, что не надо писать. Прекрасно, что все пишут, все поют, танцуют, но нужно ли это обнародовать - вот в чем дело. И очень важно в каком кругу - дома, у себя, ну где-то еще, но если ты издаешь это миллионными тиражами, надо подумать, о том… Я, вот, прочитаю - Боже мой, как жалко, я столького еще не прочитала другого, что стоит действительно большого внимания. Вот этого нет, к сожалению.

К. ЛАРИНА: Елена Камбурова в нашей студии. Елена, берите наушники теперь. Пришло время и я напомню номер телефона 203-19-22 - телефон прямого эфира. Вас ждет Елена Камбурова в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы". Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Из Санкт-Петербурга. Можно вопрос Елене?

К. ЛАРИНА: Конечно.

Е. КАМБУРОВА: Конечно.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Елена, скажите, пожалуйста, вы несколько лет назад занимались законом о судьбе собак, которые на улицу выброшены. Скажите, пожалуйста, вот я знаю, что его Путин не подписал. Дальше вы каким-то образом работаете над этим?

К. ЛАРИНА: Спасибо, как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Надежда.

К. ЛАРИНА: Спасибо вам за вопрос.

Е. КАМБУРОВА: Да, безусловно. Дело в том, что это прекрасно, что довольно большое число лучших представителей творческой интеллигенции после всего этого подписали письмо президенту и Святейший Патриарх тоже написал письмо в защиту животных и, тем не менее, на уровне Государственной думы все безумно медленно продвигается. По-прежнему очень трудно попасть к людям на прием просто, от которых очень серьезно зависит дальнейшее продвижение этого закона. А, в общем, если бы государство и те, от кого это зависит на самом верху, поняли, насколько это для моральной стороны жизни нашего общества имеет огромное значение…

К. ЛАРИНА: Для наших будущих поколений.

Е. КАМБУРОВА: Да, будущих поколений. И что с этого могло начаться и должно начаться возрождение, моральное возрождение нашей России, то моментально открылись бы двери и для меня, чтобы я пришла… ну, в общем, вот так вот. Я с горечью говорю об этом, что вот на этой стадии, когда очень сложно сделать еще несколько шагов в ту сторону.

К. ЛАРИНА: Ну подождем, может быть, в этом году повезет и обратятся все-таки к этому.

Е. КАМБУРОВА: И, кстати, да, вот когда я думала про следующий год - о чем? - вот, глаза зверюшек как бы смотрели мне в лицо.

К. ЛАРИНА: Еще звонок, пожалуйста. 203-19-22. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день.

К. ЛАРИНА: Добрый. Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Я - главный редактор журнала "Планета "Красота" - театрального журнала. Светлана Михайлова.

К. ЛАРИНА: Очень приятно, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Я хочу просто Лену поздравить и сказать, что я провожу пятый раз конкурс "Женские лица года - творческие лица Москвы - Золотая лира". И Лена у нас номинант, я думаю, вне конкуренции. Мы писали о "Грезах", кстати. Я хочу очень - мы с Олей Северской работали раньше, до ее отъезда. Я не расслышала - Ксения Ларина?

К. ЛАРИНА: Да.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Она мне очень много о вас говорила, мы недавно с ней разговаривали.

К. ЛАРИНА: Светлан, давайте запишем вас телефон, может быть, друг другу пригодимся.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Обязательно. Я хочу вам прислать последний журнал - журнал выходит 8 лет.

К. ЛАРИНА: Давайте. Сейчас из эфира я вас уберу и вы оставьте телефон, мы запишем и потом с вам обязательно свяжемся. Вот так вот друзья друг друга находят. Пожалуйста, следующий звонок 203-19-22 - телефон прямого эфира. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Марина. Я просто хочу сказать, что вы себе не представляете, как приятно услышать в первый день нового года по радио Елену Камбурову. Я очень люблю вообще все, что она исполняет, но особенно мне нравятся в ее исполнении "Маленькие шедевры" Исаака Шварца.

Е. КАМБУРОВА: Я люблю Шварца. Да.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Ну необыкновенно - на любое время года, на любое состояние души и спасибо вам огромное. Я желаю, чтобы вам этот год голосистого петуха принес только еще больше радости.

К. ЛАРИНА: Большое спасибо, Марина. Очень приятные слова вы сказали Елене Антоновне. Еще звонок, пожалуйста, 203-19-22. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Я хотела бы несколько слов сказать. Я хотела бы поздравить с новым годом. Счастья, конечно, всего самого доброго и хотелось бы вспомнить нашего великого педагога, у которого мы учились и который очень много дал нам - Цецилия Львовна Мансурова.

Е. КАМБУРОВА: О, как приятно.

К. ЛАРИНА: Как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Меня зовут Галина Александровна Анисимова, я - актриса.

К. ЛАРИНА: Елена Александровна, как приятно вас слышать. С новым годом вас.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: С новым годом вас, дай Бог вам счастья.

Е. КАМБУРОВА: Вас также, да.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: И вперед, только вперед.

Е. КАМБУРОВА: Спасибо большое.

К. ЛАРИНА: Спасибо. Спасибо. Замечательная актриса театра Маяковского Галина Анисимова, которая сейчас к нам дозвонилась, которая играла, кстати, тоже в "Софокле" у Ахлопкова, между прочим.

Е. КАМБУРОВА: Потрясающе, да.

К. ЛАРИНА: Расскажите про Цецилию Львовну Мансурову.

Е. КАМБУРОВА: Ну это вот одно из чудес моей жизни - это Цецилия Львовна Мансурова и вот я только ведь остановилась на семье Дружининых, а дальше-дальше - и вот Цецилия Львовна Мансурова, тоже, впервые мы шли с ней по проулочку от театра Вахтангова и я читала ей прямо на улице какой-то монолог и вообще она приняла в моей жизни, в общем, большое участие. И я счастлива, что у меня была возможность бывать у нее дома, видеть ее, видеть совершенно необыкновенную женщину.

К. ЛАРИНА: Настоящую принцессу Турандот.

Е. КАМБУРОВА: Да, я никогда больше таких ярких, и в жизни ярких, актрис не видела. Вот в жизни так же проявляющихся. Это был, в общем, совершенно… Когда я говорю - вот сейчас не видят мои руки - вот, это руки Цецилии Львовны, которые все время жили, жили, вот как потом я поняла, что это просто действительно вторые голосовые связки - руки. Вот у Цецилии Львовны это было действительно так. Безумно жалко, что она очень мало снималась в кино. Ее просто поэтому не так знает широкая наша публика. А она чудо была. И Турандот, Филомену сколько раз мы бегали смотреть.

К. ЛАРИНА: Вообще, великий педагог. Сколько выпустила она…

Е. КАМБУРОВА: Да, да. Заразительный человек. Она могла чего-то, может быть, и не знать, но ее студенты обожали совершенно, потому что, ну, вот, она была такое солнышко, чудо.

К. ЛАРИНА: Еще звонок, пожалуйста, 203-19-22 - телефон прямого эфира. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Я поздравляю вас всех с наступившим новым годом и хочу напомнить Елене Антоновне - я первый раз ее услышала в 67-м году на Выставке достижений народного хозяйства. Была такая Выставка технического творчества молодежи, может быть, вы помните. Это изумительно было.

К. ЛАРИНА: Спасибо.

Е. КАМБУРОВА: На выставке просто еще была Всесоюзная творческая мастерская эстрадного искусства - и вот там Сергей Андреевич Коштелян, и Муслюков ее вели и кто уж мне помог в самом начале… Сергей Андреевич Коштелян - потрясающий, талантливейший актер и гениальный режиссер, он режиссер миниатюры - мимической, на слиянии жанров, и фокусник, и мим, и жонглер. Если вы помните, "Боря Амарантов", его номер. Вообще много всего. Удивительные номера. И удивительно, что он именно мне помогал и он первый принес мне пленочку с записями песен Новеллы Матвеевой и сказал - вот это ваше. Действительно, только по прошествии многих лет я понимаю, как он, что называется, на блюдечке с голубой каемочкой мне был преподнесен, в общем, основной мой репертуар.

К. ЛАРИНА: Амплуа просто подарил.

Е. КАМБУРОВА: И амплуа подарил. Точно совершенно. Направление. И поскольку магнетизм этих песен был очень мощный и к ним тут же присоединились песни Булата Окуджавы, дальше Ким, Дашкевич, и все пошло, но с песен Новеллы Матвеевой это все началось, конечно.

К. ЛАРИНА: Еще звонок успеваем принять. Пожалуйста, 203-19-22. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Меня зовут Марина. Я поздравляю вас с наступившим новым годом. Я хочу сказать, Елена Антоновна, я еще была десятиклассницей, когда вас впервые услышала, но я хочу сказать, что у меня самой чувство слова, чувство поэзии тогда открылось для меня благодаря вашим песням. Я еще помню, когда вы читали Горького. Спасибо вам огромное.

Е. КАМБУРОВА: Да.

К. ЛАРИНА: Спасибо. Что вы читали Горького?

Е. КАМБУРОВА: Из "Сказок об Италии" "Нунча". И вот я очень благодарна Татьяне Ивановне Булкиной, которая мне не просто предложила, а настоятельно требовала, чтобы я читала, а я тогда считала себя травести.

К. ЛАРИНА: То есть, такой "орленок, орленок"?

Е. КАМБУРОВА: Нет, даже и до "орленка" это все. Я и в миниатюрах мне все казалось, что я могу играть мальчиков, девочек, что-то такое - и вдруг вот такая, в общем, очень женская история, о "Нунче". И вот она настояла, прочитала я это. Это было на радио. И, в общем, Фаина Раневская появилась благодаря этому в моей жизни.

К. ЛАРИНА: Лен, мы уже поставили финальную песню. Судя по всему, у нас получается песня по заявке, что называется.

Е. КАМБУРОВА: Да, да.

К. ЛАРИНА: Это одна из тех песен, которую вспомнили наши слушательницы.

Е. КАМБУРОВА: Шварц, Шварц. Исаак Шварц. И пусть интонация этой песни… она, конечно…

К. ЛАРИНА: Это будет последняя песня в нашем эфире, завершающая. Поэтому все, что мы не успели сказать, мы скажем уже в следующий раз. Напомним еще раз, что песни, которые мы сегодня представляли, они собраны в альбом "Романс о жизни и смерти". Я думаю, что точно совершенно его можно будет купить в вашем театре. Наверняка там это все продается?

Е. КАМБУРОВА: Да.

К. ЛАРИНА: Мы ждем новых премьер от Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой. Ждем и ваших артистов тоже в нашем эфире. У вас там хорошие ребята работают, да?

Е. КАМБУРОВА: Это не то слово, прекрасные.

К. ЛАРИНА: Спасибо вам большое. Еще раз с новым годом! И спасибо за то, что нашли время для нас в первый день 2005-го года. Надеюсь, что это тоже принесет вам удачу.

Е. КАМБУРОВА: Безусловно.

К. ЛАРИНА: Спасибо всем. Я прощаюсь с вам также до завтра. С новым годом, дорогие друзья, счастливо.

ПЕСНЯ