Купить мерч «Эха»:

Наталья Тенякова - Дифирамб - 2004-12-25

25.12.2004
Наталья Тенякова - Дифирамб - 2004-12-25 Скачать

К.ЛАРИНА – 13 часов 13 минут. Еще раз добрый день! Вы слушаете «Эхо Москвы». У микрофона Ксения Ларина, и сегодня вот в это время, ближайшие 45 минут мы будем петь дифирамбы нашей... Чего Вы так удивляетесь? У нас передача так называется: «Дифирамб». Все. Только любимых приглашаем сюда. Будем мы петь дифирамбы актрисе Наталии Теняковой. Здрасьте, Наталия Максимовна.

Н.ТЕНЯКОВА – Здравствуйте.

К.ЛАРИНА – Наталия Максимовна Тенякова работает в Московском художественном театре, где играет 3, по-моему, уже спектакля, да?

Н.ТЕНЯКОВА – Нет.

К.ЛАРИНА – Больше?

Н.ТЕНЯКОВА – Да.

К.ЛАРИНА – Еще? «Нули», «Рождественские грезы», «Лес».

Н.ТЕНЯКОВА – «Женитьба».

К.ЛАРИНА – «Женитьба».

Н.ТЕНЯКОВА – «Красивая жизнь».

К.ЛАРИНА – «Красивая жизнь».

Н.ТЕНЯКОВА – «Новый американец».

К.ЛАРИНА – Слушайте, потрясающе. У меня такое ощущение, что Вы преступно мало работаете.

Н.ТЕНЯКОВА – Нет, я наоборот, неприлично много работаю для своего возраста. Так говорят мои подруги.

К.ЛАРИНА – Ну, кроме этого, есть еще театр «Школа современной пьесы», где Наталия Тенякова играет в спектакле «Провокация» вместе со своей дочерью и со своим мужем, где «Стулья» уже все, отыграли, да?

Н.ТЕНЯКОВА – Да, «Стулья» мы уже…

К.ЛАРИНА – Простились со «Стульями». 4 декабря произошло это событие.

Н.ТЕНЯКОВА – Да.

К.ЛАРИНА – Еще есть спектакль в Театре Вахтангова.

Н.ТЕНЯКОВА – Да. «Фредерик или бульвар преступлений».

К.ЛАРИНА – С Василием Лановым.

Н.ТЕНЯКОВА - С Василием Лановым в главной роли.

К.ЛАРИНА – Т.е. везде, действительно, а кажется, что как-то мало-мало. Я когда после спектакля, мы обсуждали, после «Леса» с товарищами в курилке. Я говорю: «Боже мой! Такая актриса! Почему так мало играет?» И вдруг выясняется, что она играет бесконечно. Я Вас поздравляю с премьерой, Наталия Максимовна.

Н.ТЕНЯКОВА – Спасибо.

К.ЛАРИНА – Еще раз напомню, что премьера спектакля «Лес» в Московском художественном театре, хотя официальной премьеры еще не было, 5 января впервые официально будет сыгран этот спектакль. Постановка Кирилла Серебренникова. Как Вы понимаете, Наталия Тенякова в роли Гурмыжской здесь выступает. Ну, я бы назвала бы еще, конечно, актеров. Хотя, может быть, Вы это сделаете?

Н.ТЕНЯКОВА – Конечно.

К.ЛАРИНА – Вот кого Вы с удовольствием бы назвали?

Н.ТЕНЯКОВА – В роли Улиты – Евгения Добровольская, Несчастливцев – Дмитрий Назаров, Счастливцев – Авангард Леонтьев, Восьмибратов – Александр Мохов.

К.ЛАРИНА – Ну, мальчик-то Ваш, молодой человек.

Н.ТЕНЯКОВА – Наш молодой человек – замечательный Юра Чурсин, вахтанговский актер. В роли Аксюши – совсем молодая прекрасная Анастасия Скорик, в роли Петра – Олег Мазуров. И замечательная история у нас произошла: две мужские роли Серебренников заменил на женские.

К.ЛАРИНА – Подружки получились такие, соседки.

Н.ТЕНЯКОВА – Да, такие соседи, женский клуб, и их играют замечательная Кира Николаевна Головко, которая в свое время, во МХАТе в том, в том играла Аксюшу, и Раиса Максимова, и Галина Киндинова.

К.ЛАРИНА – Т.е. там получается, Милонов Евгений Аполлонович был, да? Кира Головко.

Н.ТЕНЯКОВА – Да.

К.ЛАРИНА – А Бадаева Уара Кирилловна – это кто был?

Н.ТЕНЯКОВА – Вот теперь она Бадаева.

К.ЛАРИНА – А был - Уар Кириллович?

Н.ТЕНЯКОВА - Уар Кириллович был.

К.ЛАРИНА – Вообще, конечно, имена придумывал наш друг Александр Николаевич Островский! Ну, вот практически всех назвала Наталия Максимовна исполнителей.

Н.ТЕНЯКОВА – Вдруг кого-то забыла, вот сейчас просто…

К.ЛАРИНА – Дети – потрясающий хор!

Н.ТЕНЯКОВА – Ну, дети - фантастические.

К.ЛАРИНА – Детская хоровая школа имени Радченко.

Н.ТЕНЯКОВА – Фантастический хор с фантастической их руководительницей, и замечательно. У нас, действительно, когда они поют, нельзя удержаться от слез.

К.ЛАРИНА – Невозможно. Ну, что же, выходные данные мы все сообщили. 27 декабря, т.е. послезавтра вечером в театре «Школа современной пьесы» у вас будет возможность встретиться буквально в прямом эфире с Наталией Теняковой и всей замечательной актерской командой спектакля «Провокация» по пьесе Игоря Вацетиса. Кроме этого, я обещаю вам, что мы несколько телефонных звонков тоже примем в студии. Я хочу прочитать то, что уже пришло на наш интернет сайт. Вам будет приятно, Наталия Максимовна. «Уважаемая Наталия, - пишет нам Лена, - в ноябре видела Вас в спектаклях «Нули» и «Рождественские грезы». Вы – прекрасная, необыкновенная актриса, обладающая обворожительным голосом. Ваши работы – это всегда интересно, неповторимо. Удачи, здоровья, новых ролей, успехов, радости в доме. Спасибо Вам».

Н.ТЕНЯКОВА – Спасибо, Лена.

К.ЛАРИНА – Николай спрашивает Вас, задает Вам вопрос, достаточно такой сложный для артистки, именно для артистки женского рода. Ну, учитывая, какую роль в этом спектакле играете, я думаю, что Вы с возрастом уже все свои проблемы решили, взаимоотношения с возрастом, поэтому вопрос этот прочту: «Наталия, как с возрастом меняются актерские возможности? Я замечал, что у разных людей пик звездный наступал в разные периоды жизни. А как у Вас?».

Н.ТЕНЯКОВА – Хороший вопрос. Вы знаете, это не зависит от возраста, пожалуй. Вот пики и спады, думаю, что нет. Хотя, конечно, с возрастом круг ролей значительно сужается, естественно, уже мало есть ролей, которые представляют большой интерес для актрисы. Ну, вот Гурмыжская…

К.ЛАРИНА – Хорошая роль?

Н.ТЕНЯКОВА – К счастью, да. Вот это – прекрасная роль для возрастной актрисы.

К.ЛАРИНА – А Вас там не смущает, что без конца там говорят: «Старухи, старухи, выходят замуж за молодых».

Н.ТЕНЯКОВА – Нет, не смущает.

К.ЛАРИНА – Ну, какая же старуха, такая роскошная женщина, вообще, знойная!

Н.ТЕНЯКОВА – Ну, вот видите, тем более не смущает. Нормально.

К.ЛАРИНА – Ну, за что Вы любите именно вот эту роль? Чем она Вам интересна как артистке, прежде всего?

Н.ТЕНЯКОВА – Потому что она очень разная. В ней, во-первых, есть страсть подлинная, во всяком случае, мы это так решили, что она действительно полюбила. Это не баловство, это не…

К.ЛАРИНА – Не похоть.

Н.ТЕНЯКОВА – Это не похоть, а это бывает, да. Во-вторых… И она ревнива. Все это направлено на эту страсть, которая.., да, ей больно, это не баловство такое, повторяю, какое-то… Вот – поздняя любовь, бывает, да? Она разная. Поэтому она… она понимает, что это, может быть, как-то… не совсем хорошо, не совсем это удобно. Поэтому мучается. Может быть, у Островского немного иначе. Она такая барынька, которая, ну, с жиру бесится, да? Со скуки. Мы это решили иначе… Это интереснее, мне кажется. Притом она смешная.

К.ЛАРИНА – Да, здесь очень много юмора, и заложено, и замечательно Вы это делаете, но все равно, в этом какое-то огромное количество, для меня лично, не знаю, какой-то боли, очень связанной с такими женскими вещами, в которых ты, может быть, даже себе не признаешься, вообще, даже про себе не сформулируешь, что в тебе сейчас вот так страдает, да? А здесь Вы это произносите вслух! Вы говорите об этом на авансцене практически, вот эта сцена с Улитой уже, вдвоем с Женей Добровольской у рампы замечательная. А потом я хочу сказать нашим слушателям, что помимо текста существуют огромные возможности для проявления своей страсти, о чем Вы говорите, и в других каких-то вещах. Это и в музыке, и в танце, и в паузах, в конце концов, да? И просто в каком-то взгляде в таком крупном плане. Большая редкость на театре вот это умение сделать крупный план актера. Это же заслуга не только актера, но, прежде всего его, ну, и режиссера…

Н.ТЕНЯКОВА – Конечно.

К.ЛАРИНА – Так выстроить, да? Чтобы вот ты видел эти глаза. Вот – крупным планом, что называется. Поэтому… Не хочу, замолкаю, потому что я сейчас буду говорить бесконечно, что это замечательная победа Ваша, Наталия Максимовна, я просто Вам желаю, за это получить все премии мира. Надеюсь, что это произойдет. Так, ну, а теперь все-таки я хочу вернуться к этому вопросу Николая про спады и подъемы в актерской жизни, и спросить Вас вот что. А бывали в Вашей жизни такие периоды, когда Вам хотелось бы прочь бежать из профессии? Или Вас эта участь миновала? Такие какие-то кризисные вещи?

Н.ТЕНЯКОВА – Бывали, но это нужно преодолевать, потому что… Вот я не могу сказать, что вот у меня были такие какие-то провалы, после которых… Бывали работы, которые мучительно делаешь. Скажем, к Раневской я тоже подступалась очень мучительно. Меня все эти игры, так сказать, с гимназистами… Мне казалось… Мне было, ну, немного стыдно, да? Я сама уже бабушка, да? И это… Но Кирилл – молодец, он в меня, так сказать: «Вы – самая молодая, Вы – самая прекрасная!». Трудно мы с этим справлялись, но справились. Все это перевели… Но это же все-таки игра! Но такого, что вот, бросаю профессию, пожалуй, что нет, у меня такого не было. Это было бы неправильно, это было бы игрой. Это нужно преодолевать и бороться, и просто работать.

К.ЛАРИНА – А переезд из Ленинграда в Москву?

Н.ТЕНЯКОВА – Ну, это было мучительно в том смысле, что бросать родной любимый город, где ты родился, где могилы твоих близких, родных, и где тебе незаслуженно, тебя просто гонят, просто высылают.

К.ЛАРИНА – Вас как семью высылали.

Н.ТЕНЯКОВА – Ну, Вы знаете эту историю с Юрским и с властями. Пришлось бежать, действительно. Но Москва, она такая радушная, гостеприимная. Вот это была очень большая трещина, ну, что ли в душе и в физическом плане, этот переезд. Но, к счастью, в Москве сложилось, Москва добрая, хотя слезам не верит.

К.ЛАРИНА – Вы тогда дальше, ну, театр Моссовета сразу же возник тогда?

Н.ТЕНЯКОВА – Да, театр Моссовета принял очень хорошо.

К.ЛАРИНА – Да, много было и ролей, сразу появилось. А в Петербург Вы ездите часто?

Н.ТЕНЯКОВА – Да.

К.ЛАРИНА – А был период, когда Вам не хотелось туда ехать?

Н.ТЕНЯКОВА – Да, он у меня был…

К.ЛАРИНА – Когда ассоциации кругом…

Н.ТЕНЯКОВА – Да, это больно, очень больно.

К.ЛАРИНА – Ну, не хочу о больном. О плохом не будем. Итак, Наталия Тенякова в нашей студии, и еще один вопрос прочту я из интернета, кстати, из Санкт-Петербурга от Ани: «Вы одна из самых моих любимых актрис. Скажите, пожалуйста, Вы планируете в ближайшее время приехать на гастроли в Санкт-Петербург?»

Н.ТЕНЯКОВА – Нет, пока нет.

К.ЛАРИНА – Но Вы играли же там?

Н.ТЕНЯКОВА – Мы ездим часто в Питер на гастроли, но просто сейчас в ближайших планах этого нет.

К.ЛАРИНА – А когда Вы в первый раз приехали после отъезда, Вы помните?

Н.ТЕНЯКОВА – Ну, слезы, горькие слезы, конечно.

К.ЛАРИНА – А Вы приехали со спектаклями тогда?

Н.ТЕНЯКОВА – Да.

К.ЛАРИНА – Надо было же побеждать. Они же там, небось, все думали, что там, Юрский с Теняковой никому в Москве не нужны, и вот они вернулись.

Н.ТЕНЯКОВА – Ну, наверное, да. Ну, кто-то думал так, кто-то иначе. Но это, конечно… Вот это, пожалуй, очень трудно было, да, трудно.

К.ЛАРИНА – Вам, конечно, повезло, что у Вас такой актерский дом в доме, да? Это есть свои плюсы и минусы, но мне кажется, что больше плюсов. Как Вы думаете, Наталия Максимовна?

Н.ТЕНЯКОВА – Конечно.

К.ЛАРИНА – Не нужно объяснять все по двести раз, и так все все понимают, из чего складывается эта жизнь.

Н.ТЕНЯКОВА – Конечно, да.

К.ЛАРИНА – Вы – хорошая жена, вообще?

Н.ТЕНЯКОВА – Ой, жена… Я хозяйка плохая. Ну, времени мало. А жена, наверное, хорошая.

К.ЛАРИНА – А кто дома все делает?

Н.ТЕНЯКОВА – Ой, никто. Сейчас в доме просто Бермуды. 3 месяца не выходила я из театра, Юрский тоже в другом театре. Мы даже на премьерах друг у друга не были, потому что они… все совпало, так что только вот заходили кота кормить. А так – ужас.

К.ЛАРИНА – Вы на сцене достаточно много вместе работаете.

Н.ТЕНЯКОВА – Да.

К.ЛАРИНА – А когда происходит вот выбор материала, Вы какое-то принимаете участие как товарищ и партнер? Или это решение режиссера. Я имею ввиду, в данном случае, Сергея Юрьевича, когда он говорит: «Вот я буду делать это, и ты будешь здесь играть».

Н.ТЕНЯКОВА – Да. Конечно, да. Но если я не хочу, то я не буду.

К.ЛАРИНА – По каким критериям вот Вы выбираете себе материал?

Н.ТЕНЯКОВА – Я не выбираю, нет. Выбирает материал всегда режиссер, естественно.

К.ЛАРИНА – Т.е. Ваше право – согласиться или отказаться?

Н.ТЕНЯКОВА – Да. Конечно.

К.ЛАРИНА – Тогда по каким критериям отказываетесь?

Н.ТЕНЯКОВА – Ну, я отказываюсь, иногда отказываюсь от пьес, ролей, которые кажутся мне не интересными, мне ненужными. А если мне ненужными, значит, я не смогу сделать это интересным публике, зрителю, да? Вот тут должна быть любовь с обеих сторон.

К.ЛАРИНА – Ну, Вы такой рисковый, конечно, артист, потому что, вспоминая Вашу работу в фильме «Любовь и голуби», да? Это, конечно, так сознательно, вообще, себя лет на 70 старше сделать.

Н.ТЕНЯКОВА – Ну, это я не выбирала. Просто Меньшов Юрского видел вот в этой роли, в дяде Мите, алкаше деревенском, почему-то.

К.ЛАРИНА – Это вообще, конечно, чума! Все на сопротивлении.

Н.ТЕНЯКОВА – И мы никак не могли партнершу подобрать. Пробовали таких, знаете, настоящих, ну, такие есть актрисы замечательные деревенские. Но они все с Юрским как…

К.ЛАРИНА – Как аккорд не строится.

Н.ТЕНЯКОВА - Не строится, да, не строится. Тогда им пришло в голову позвать меня. Ну, и попортили мне личико, конечно, сильно. Но там была замечательная атмосфера, и очень весело мы работали. Так что я, естественно, об этом не жалею.

К.ЛАРИНА – Ну, что, дорогие друзья, сейчас у нас будет небольшой перерыв на новости, потом мы продолжим нашу встречу, и уже обратимся к вашим вопросам.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА – Напомню, что сегодня у нас в гостях Наталья Тенякова. Мы сейчас будем смотреть на Ваши вопросы. Здесь очень многие наши радиослушатели, конечно же, вспоминают фильм «Старшая сестра». Такая визитная карточка артистки Теняковой на многие, многие, многие годы. Ну, Вы, кстати, не удивляйтесь. У меня тут, знаете, какое было потрясение?! Я Казакову рассказывала, когда была на спектакле Юрского в «Школе современной пьесы», там было огромное количество детей, да? Девочки такие, ну, лет, наверное, 13-15, девчонки из школы. Потому что я так понимаю, что Сергей Юрьевич хотел какую-то просветительскую акцию устроить, и это у него получилось, но дело не в этом. В женском туалете эта стая, воркующая в антракте: «Казаков, Казаков, ты видела? Там Казаков, Казаков». Вдруг кто-то спрашивает: «А кто такой Казаков?» «Ты что, не помнишь! «Человек-амфибия»!». Я думаю: «Боже мой!» А потом Казакову вышла, рассказала. Он был потрясен. Боже мой! Стоило после этого 90 лет работать, играть в театре и в кино, чтобы потом сказали: «Человек-амфибия».

Н.ТЕНЯКОВА – А Юрский – Остап Бендер. От этого никуда уже не деться.

К.ЛАРИНА – Это - массовое искусство, ну, что Вы хотите, кино в ту пору было. Ну, если вспомнить опять же про кино, я, например, всегда очень вспоминаю Вашу работу, мне жалко, ее очень редко показывают. «Зеленая карета», по-моему?

Н.ТЕНЯКОВА – Да, «Зеленая карета».

К.ЛАРИНА – Вот это интересная очень работа. Я не знаю, как Вы вспоминаете ее или нет?

Н.ТЕНЯКОВА – Да, конечно.

К.ЛАРИНА – Варвару Асенкову, я напомню нашим слушателям. Очень такой необычный фильм.

Н.ТЕНЯКОВА – Да, пожалуй.

К.ЛАРИНА – Необычный для советского кино, какой-то очень жестокий.

Н.ТЕНЯКОВА – Он просто долго лежал. Его… Как-то он выпал, потому что он долго лежал на полке. Его действительно не показывали, потому что там снимался Панич, который…

К.ЛАРИНА – Уехал.

Н.ТЕНЯКОВА – Сбежал, уехал на Запад. И его отсюда не выкинешь, да, картина лежала просто, поэтому ее мало видели.

К.ЛАРИНА – А Вы бы что называли из своих работ в кино вот такими важными для Вас работами?

Н.ТЕНЯКОВА – Я в кино мало снималась, Ксения.

К.ЛАРИНА – Может, поэтому «Старшую сестру» все и вспоминают. Это, вообще, ужасно.

Н.ТЕНЯКОВА – Нет, ну, как-то я не полюбила эту работу…

К.ЛАРИНА – Именно в кино?

Н.ТЕНЯКОВА – Именно в кино, да, это другая профессия: сниматься в кино и играть в театре – это разные профессии. Я сниматься не очень умела и не очень любила. Поэтому предпочла театр.

К.ЛАРИНА – А что Вас там больше всего раздражает?

Н.ТЕНЯКОВА – Не знаю, мне не уютно как-то. Я вхожу в павильон, мне сразу домой хочется. Не знаю.

К.ЛАРИНА – В сериалах?

Н.ТЕНЯКОВА – Нет. И потом я много на телевидении очень работала, вот в Питере тогда, тогда это было очень успешно…

К.ЛАРИНА – Телеспектакли.

Н.ТЕНЯКОВА - Телеспектакли. Там очень много мы делали. Переиграла там массу ролей прекрасных: и классику, и все, и французскую классику. Ой, очень много. А кино нет. Знаете, в кино нужно очень… Во-первых, нужно иметь лицо.

К.ЛАРИНА – Ну, ладно! Уж у Вас такое лицо всегда было.

Н.ТЕНЯКОВА – Нет, нет, вот объясняю, Ксения, дело не в красоте и не в… Во-первых, есть очень киногеничные лица, понимаете, вот Татьяна Самойлова – идеал, вот она – киноактриса, от ее лица нельзя оторвать глаз. Понимаете, оно выражает само по себе что-то, оно само по себе искусство. Это редко совпадает, там, ну, вот – Вивьен Ли. Сниматься плохо я не хотела, а просто сниматься ради сниматься, нет. Ну, кстати, «Зеленая карета» я очень любила, потому что прекрасная роль, замечательная история про Варю Асенкову, которая в 24 года уже умерла, но успела сделать фантастическую карьеру на сцене, была звездой Александринки. И несчастная любовь, и все. Ну, в общем… Но это такая театральная история, правда?

К.ЛАРИНА – Да, безусловно. «Есть ли у Вас роль, за которую Вам стыдно», - спрашивает Кирилл.

Н.ТЕНЯКОВА – Нет. Ну, вот если бы я знала, что стыдно, я бы не стала.

К.ЛАРИНА – Крупскую не играли вроде ведь нигде.

Н.ТЕНЯКОВА – Ой, меня пробовали на Крупскую, не утвердили.

К.ЛАРИНА – Я понимаю, может быть стыдно за плохо исполненные роли, либо за роли, за которые…

Н.ТЕНЯКОВА – Может быть, что-то да… Но это, там, не знаю… В лицо мне не говорили: «Ах, как стыдно!» Нет. Самой – нет, пожалуй, нет.

К.ЛАРИНА – «Наталья Максимовна очень нравится вся Ваша актерская династия. Скажите, пожалуйста, проявляет ли театральные наклонности Ваш маленький внук?», - спрашивает Василий. Вы попали, сейчас начнется рассказ. Мы сейчас слушали, Наталья Максимовна рассказывала про своего потрясающего внука вот до начала программы.

Н.ТЕНЯКОВА – Вот поверьте, не потому что он – мой внук. Но я просто никогда бы не поверила, что ребенок 2,5 лет может так рисовать. В этом смысле у него ген отцовский, потому что его отец – Алексей Лебедев, он художник. И его те бабка и дедка тоже художники, и вот в моем Георгии этот ген прорвался. Его повели на курсы и он зарисовал. У него уже целая галерея. Он мне подарил картину свою первую, которая называется «Лес». И это действительно… Они-то еще такие, они немножко еще абстрактные картины, но это – лес. И это замечательно. Вот…

К.ЛАРИНА – Действительно гены настоящие, то, что в крови у человека.

Н.ТЕНЯКОВА – Да. Я поверила в гены, потому что так не может быть, чтобы в 2,5 года человек так рисовал. Значит, это – свыше.

К.ЛАРИНА – А у Даши были такие предзнаменования?

Н.ТЕНЯКОВА – Нет, нет, она не рисовала.

К.ЛАРИНА – Ну, нет. А вот то, что у нее актерский дар, было понятно, что она артисткой будет?

Н.ТЕНЯКОВА – Артисткой, думаю, что было понятно.

К.ЛАРИНА – Т.е. вы с ужасом это поняли очень рано?

Н.ТЕНЯКОВА – Ну, не очень, ну, она это, как бы так, скрывала. Но потом была в этом очень тверда. Я не советовала, потому что время такое было. Такое не театральное, такое не… Как раз когда она начинала, поступала.

К.ЛАРИНА – Это начало 80-х или позже?

Н.ТЕНЯКОВА – Позже, позже. Ну, к счастью, все, тьфу-тьфу, пока складывается.

К.ЛАРИНА – А про Вас спрашивает Анна: «Как Вы стали актрисой? Вы мечтали об этом с детства или это случайность?»

Н.ТЕНЯКОВА – Да, нет, пожалуй, не случайность. Я мечтала, но я скрывала, но в школе у нас появилась замечательная учительница, которая организовала кружок, и мы сделали пьесу «Плоды просвещения» Толстого. С нами занимался актер, и после этого она мне сказала: «А куда ты думаешь поступать?» Потому что это было где-то в классе восьмом. И я сказала, что еще не знаю, не решила, может быть, в педагогический пойду. Она сказала: «А ты не думала никогда об актерской профессии?» Видимо, я страшно покраснела, потому что она мое тайное желание угадала. И я пошла, никому ничего не говоря, еще учась в школе - это все рано происходит, когда в театральный набирают, - на консультации, и поступила с первого раза...

К.ЛАРИНА – А что читали?

Н.ТЕНЯКОВА - … к гениальному педагогу Борису Львовичу Зону.

К.ЛАРИНА – У него же училась Алиса Фрейндлих.

Н.ТЕНЯКОВА - Алиса Фрейндлих, Зинаида Шарко, Эмилия Попова.

К.ЛАРИНА – Весь цвет ленинградского театра.

Н.ТЕНЯКОВА – Да. Кстати, Гурмыжскую я сыграла первый раз в 17 лет.

К.ЛАРИНА – В институте?

Н.ТЕНЯКОВА – Мы сделали, да, отрывок с моей сокурсницей Галей Манчестовой, вот этот отрывок с Улитой, самостоятельные отрывки вот надо показывать на первом курсе. И Зон мне сказал… Он смеялся и сказал: «Ты будешь играть эту роль». Сказал он, провидец: «Но лет через 40, а пока шейка очень тоненькая».

К.ЛАРИНА – Вот и сыграли уже.

Н.ТЕНЯКОВА - Вот и сыграла.

К.ЛАРИНА – А что читали, когда поступали? Как Вы себя, вообще, позиционировали, что называется? Какой Вы себя представляли, сами себя?

Н.ТЕНЯКОВА – Поступила я, поступила я, конечно, с басней «Разборчивая невеста» Крылова: «Невеста девушка смышляла жениха. В том нет еще греха, но вот в чем грех: она была спесива». И как признался мне потом Зон, вот после этих двух-трех строчек он сказал: «Беру!» Хотя я была совершенно, ну, просто это… не может быть, ну, совсем. Совсем. Ну. понятно, кусок чего-то…

К.ЛАРИНА – Ну, ладно, такая красивая девушка!

Н.ТЕНЯКОВА – Ну, что Вы, да, что Вы, нет.

К.ЛАРИНА – Характерной артисткой считались в институте или героиней?

Н.ТЕНЯКОВА – Я считаю, что все актеры характерные.

К.ЛАРИНА – Но это Вы сейчас считаете, когда Вам было 17 лет…

Н.ТЕНЯКОВА – Я же говорю, я Гурмыжскую в 17 лет хотела играть, всяких старух тоже изображала. Нет, я всегда хотела меняться. Нет, нет, я не хотела быть героиней.

К.ЛАРИНА – Так, дальше смотрим: «Совершенно потрясающая работа телевизионный спектакль «Дядюшкин сон», - пишет нам Наталья, - за одну эту работу Вас можно боготворить как актрису».

Н.ТЕНЯКОВА – Ой, спасибо большое, я обожаю эту работу, я обожаю этот спектакль, этот фильм, я обожаю режиссера Александра Орлова, который позвал меня на эту роль, хотя я тоже еще как бы… Мне тоже там чего-то пририсовывали…

К.ЛАРИНА – Морщины?

Н.ТЕНЯКОВА – Морщинки. И Марк Александрович Прудкин, это, конечно, такое блаженство, что мы успели что-то вместе сделать и что я прикоснулась к… рядом поиграла с великим мастером. Так что, нет, это прекрасно. Ну, уж я не говорю о содержании, о слове. Это – блаженство для актера.

К.ЛАРИНА – «Уважаемая Наталья Максимовна, расскажите, пожалуйста, о Наталье Вилькиной. Слышала о вашей дружбе с ней», - пишет нам Татьяна Викторовна.

Н.ТЕНЯКОВА – Наташа была замечательно… Царство небесное! Прекрасной актрисой, умнейшей женщиной, обаятельным, замечательным другом. Это ужасная потеря, и до сих пор с болью просто… Это невозможно. Такой ранний уход. Она бы еще столько сделала! Она бы так еще нас радовала! Прекрасная… Я уверена, что она в раю, она – ангел, она на небесах. Трагедия просто для всех, что мы потеряли ее так рано.

К.ЛАРИНА – Вообще, количество уходов…

Н.ТЕНЯКОВА – Ой, это невозможно просто.

К.ЛАРИНА – Тут вспоминают тоже наши слушатели Виталия Соломина, с которым Вы работали.

Н.ТЕНЯКОВА – Ой, Боже мой, Виташа! Замечательный какой он актер! Вот он, он учил меня на «Старшей сестре», вот я на него смотрела, как надо сниматься.

К.ЛАРИНА – Серьезно? Тоже совсем драматический был.

Н.ТЕНЯКОВА – Хотя мы ровесники, да? Но вот он умел. Ах, какой был! Тоже, Боже мой…

К.ЛАРИНА – Ну, вот про партнеров тоже спрашивают Вас: «Кто из Ваших партнеров запомнился Вам больше всего, и в какой роли?» Но здесь, наверное, можно многих перечислять.

Н.ТЕНЯКОВА – О! Это мы… Это будет очень толстая книга.

К.ЛАРИНА – Ну, вообще-то, тут стоит все-таки оговорится…

Н.ТЕНЯКОВА – Ну, Вы понимаете, что мой главный партнер – Юрский. Мы с ним, конечно, больше всего наигрались вместе. Ну, это естественно.

К.ЛАРИНА – А вот, кстати, действительно, если заглянуть в эту актерскую кухню, потому что партнер – это же особая вещь в театре.

Н.ТЕНЯКОВА – Да, конечно.

К.ЛАРИНА – Не каждый талантливый актер может быть хорошим партнером.

Н.ТЕНЯКОВА - Да, конечно.

К.ЛАРИНА – Вот что главное, какие составляющие? Что такое – хороший партнер на сцене? Это человек, который…

Н.ТЕНЯКОВА – Вот с которым, как за каменной стеной. Вот, например, гениальный Дмитрий Назаров, который играет Несчастливцева. Мы с ним даже как-то мало репетировали, потому что он занят на съемках и не сразу вошел. У нас было уже мало времени. Но вот, понимаете, он такой силы, такой силы партнер, что он так… он в тебя врывается, вгрызается, и вы уже вместе, вы уже… И мы очень быстро сделали наше совместное общение. И я за ним, я говорю, как за каменной стеной. Вот что такое – хороший партнер.

К.ЛАРИНА – А Вы – хороший партнер, Наталья Тенякова?

Н.ТЕНЯКОВА – Говорят, хороший. Говорят.

К.ЛАРИНА – Не тянете на себя одеяло.

Н.ТЕНЯКОВА – Я нет, не люблю, нет.

К.ЛАРИНА – Нет, лукавит, лукавит, иногда бывает, наверное.

Н.ТЕНЯКОВА – Нет, правда, нет. Мне самой тогда противно. Нет. А зачем? Нет…

К.ЛАРИНА – Ну, как же, амбиции существуют же актерские?

Н.ТЕНЯКОВА – Нет, это… У меня очень хорошая школа, правда. У меня такой учитель был, я не имею права в честь его памяти, понимаете, быть на сцене капустинкой, не имею права.

К.ЛАРИНА – Но бывают же объективные обстоятельства, когда приходится тащить на себе все, когда не везет партнерами, такое же тоже бывает в жизни? Ну, Наталья Максимовна?

Н.ТЕНЯКОВА – Ну, конечно, но…

К.ЛАРИНА – И тащите тогда все волоком?

Н.ТЕНЯКОВА - Ну, конечно, но все равно без взаимодействия… Значит, нужно его вместе все равно тащить с собой же, а не бросить.

К.ЛАРИНА – А бывали ужасные партнеры?

Н.ТЕНЯКОВА – Бывали.

К.ЛАРИНА – И что с ними делать?

Н.ТЕНЯКОВА – Себя жалеть, что остается. Плакать потом, после спектакля.

К.ЛАРИНА – Берите наушники. Сейчас мы телефон будем включать, поскольку я обещала это сделать. Пожалуйста. У нас остается несколько минут до конца нашей встречи в прямом эфире, и у вас есть возможность напрямую поговорить с нашей гостьей.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАМАРА - Наталья Максимовна, я Вас обожаю как театральную актрису, неоднократно видела. И Вы знаете, я хочу напомнить Вам, что несколько лет назад, если мне память не изменяет, Вы получали «Золотую маску».

Н.ТЕНЯКОВА – Да

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАМАРА – Я видела лицо абсолютно счастливого человека. Это был Ваш супруг. И Вы знаете, настолько часто, к сожалению, бывает жизнь в актерских семьях, ну, такая, чисто генетическая почти что, и он был настолько счастлив, что, по-моему, даже если бы он получил супер премию лично, такого лица мы бы не увидели. Поэтому я Вас поздравляю с этим счастьем, с таким партнером жизненным. Желаю Вам долгих, долгих лет таких же замечательных отношений, и профессиональных, и семейных.

Н.ТЕНЯКОВА – Спасибо.

К.ЛАРИНА – Вообще, кстати, тоже, по поводу актерских браков всегда истории такие рассказывают, что артисты – люди ветреные, без конца сходятся, расходятся, меняют как перчатки. Но бывают счастливые исключения.

Н.ТЕНЯКОВА – Ксения, я Вас уверяю, что в каком-нибудь НИИ Ростсельмаш столько же разводятся, такие же ветреные и все такое.

К.ЛАРИНА – Просто об этом никто не знает, по телевизору об этом не сообщают.

Н.ТЕНЯКОВА – Да, просто мы об этом не знаем.

К.ЛАРИНА – Еще звонок, пожалуйста. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ДИНА – Наталочка, это звонит Дина. Дозвонилась единственный раз.

К.ЛАРИНА – Какая, какая?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ДИНА – Страшно люблю фильм «Летите голуби». Необыкновенный фильм! Ваша роль сказочная.

Н.ТЕНЯКОВА – «Любовь и голуби».

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ДИНА – Я немного волнуюсь, но люблю и Вас, и мужа, и все Ваши роли с благодарностью.

К.ЛАРИНА – Спасибо.

Н.ТЕНЯКОВА – Спасибо.

К.ЛАРИНА – «Любовь и голуби», конечно же, а не «Летите голуби». Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НАТАЛЬЯ - Наталья Максимовна, Вы лет 20 тому участвовали в спектакле «Али Баба и 40 разбойников». У Вас больше ничего не планируется похожего?

Н.ТЕНЯКОВА – Нет.

К.ЛАРИНА – А это что такое было?

Н.ТЕНЯКОВА – Это сначала мы записали пластинку. Это история, это Вениамин Смехов все придумал. Потом мы сняли фильм в Питере, но фильм уже по пластинке. Такой телефильм был, да. Это очень замечательная… До сих пор меня дразнят, там (поет): «Съешь апельсин».

К.ЛАРИНА – Не поете Вы больше?

Н.ТЕНЯКОВА – Нет.

К.ЛАРИНА – А, кстати, здесь помогает Наталье Теняковой в спектакле «Лес» Лолита Торрес.

Н.ТЕНЯКОВА – О, замечательно!

К.ЛАРИНА – Тоже вот абсолютно вот попадание, как-то вы очень близки внутренне с этой артисткой и певицей. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА - Алло, здравствуйте. Я еще раз хочу вспомнить об этом фильме «Зеленая карета», потому что это было потрясающая Ваша роль, ну, потрясающая. Вы были так красивы, Вы так танцевали, Вы были такая… Ну, изумительная. Мы просто восхищались всегда, и всегда потом ждали, ну, что же Вы так редко появляетесь в кино. К сожалению, не видели Вас в театре, потому что все как-то не получалось. В общем, я хочу Вам сказать, что Вы – замечательная актриса, и очень хочется Вас видеть постоянно. И слушать Ваш замечательный грудной голос. Спасибо Вам большое.

Н.ТЕНЯКОВА – Спасибо, спасибо.

К.ЛАРИНА – А голос вот с самого начала такой был? Вот интересно?

Н.ТЕНЯКОВА – Ну, не такой, не нежный, просто несколько сотен сигарет сделали свое дело. Но такая трещина всегда была, потому что…

К.ЛАРИНА – Хрипотца такая.

Н.ТЕНЯКОВА - … связки так устроены. Они тонкие, поэтому они так вот… Это не потому что… Это недостаток.

К.ЛАРИНА – Ну, перестаньте, Вас слышно. Знаете, что Вас слышно, Наталья Тенякова, в театре любой величины.

Н.ТЕНЯКОВА – Не знаю, иногда у нас ямы есть акустические.

К.ЛАРИНА – Ну, Вы любую яму преодолеете. Это, наверное, все-таки тоже еще из школы, такое вот ощущение этого посыла, умение это делать, да?

Н.ТЕНЯКОВА – Ну, как, конечно. Это просто опыт.

К.ЛАРИНА – Ну, не знаю, бывает… Я помню спектакль какой-то был в Театре Советской армии. Там кто-то кричал даже из задних рядов: «Товарищи фашисты, будьте добры погромче!»

Н.ТЕНЯКОВА – Бедные, ну, у них аэродром, это несчастье.

К.ЛАРИНА – Ну, Дима Назаров, кстати, и там был хорош.

Н.ТЕНЯКОВА - Ну, Дима, Дима.

К.ЛАРИНА – Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА – Я все-таки опять, ну, извините меня, возвращаюсь к «Любовь и голуби». Ну, замечательно, очень, во-первых, необыкновенно, я не ожидала увидеть в такой роли. Потом если бы давали Оскар, то это - Оскар второго плана за роль в «Любовь и голуби». Мне очень жаль, что Вы так редко именно в этом амплуа играете. Вот была Пельтцер, ну, Вы ничуть не хуже в этих характерных ролях. И я бы кинематографистам прямо от души советовала, чтобы воплотить Вас в эти роли.

К.ЛАРИНА – Людмила Петровна, спасибо Вам за Оскара. Принимает Наталья Тенякова из Ваших рук эту награду. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛЮДМИЛА – Я хочу спросить Наталию Максимовну, а как Вы работали над спектаклем «Пиковая дама» по Улицкой. Какие у Вас впечатления? За Ваши работы спасибо.

К.ЛАРИНА – Людмила, спасибо Вам огромное за вопрос, поскольку я тоже эту работу видела, вот сейчас почему-то упустила. Замечательная совершенно вещь, и там все сошлось тоже: и Улицкая там необыкновенно естественная в качестве говорящего автора. Расскажите.

Н.ТЕНЯКОВА – Да, эта история придумана Петром Штейном, режиссером, моим другом, который сделал и «Рождественские грезы» во МХАТе. Замечательная история Улицкой и очень, очень пронзительная, очень правдоподобная и с прекрасными характерами, да? Мы хорошо работали. Эта работа мне тоже очень запомнилась, очень меня взволновала.

К.ЛАРИНА – Очень хорошо, что этот жанр у нас возвращается, благодаря каналу «Культура», такого классического телевизионного спектакля. Мне кажется, это только в нашей стране так жанр был популярен, и мы умели это делать, да?

Н.ТЕНЯКОВА – Да, умели, умели.

К.ЛАРИНА – И режиссеры это умели делать.

Н.ТЕНЯКОВА – Потом это все куда-то, да…

К.ЛАРИНА – Слава Богу, что есть.

Н.ТЕНЯКОВА – Возрождается, да.

К.ЛАРИНА – Еще звоночек успеваем мы принять. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ АНДРЕЙ – Наталия Максимовна, присоединяюсь ко всем дифирамбам в Ваш адрес, особенно по поводу голоса, а т.к. мало времени, сразу задам вопрос. Вы, конечно, следили за работой Вашего супруга в спектакле «Вечерний звон». Вот как появилась эта идея или все-таки это модная тема – Сталин или что-то иное?

Н.ТЕНЯКОВА – Нет, нет, мода тут ни при чем, поскольку пьеса Иона Друцэ написана довольно уже давно, и уже 2 года с этой идеей жил и Сергей Юрьевич. Его заинтересовал такой поворот темы Сталина, диктатора и т.д., но ему нужно было время на то, чтобы это сделать. Поскольку были такие немного разногласия с Друцэ, но, в конце концов, Друцэ дал согласие на изменение в пьесе. Она была больше и тяжелее что ли. И когда он уже дал это согласие, Юрский довольно быстро это сделал.

К.ЛАРИНА – Ну, вот Наталия Максимовна Вам рассказала, но в принципе – модный – не модный. Это – очень своевременный спектакль, товарищи, я бы так сказала. И чуть ли не первая вообще попытка в театре поговорить на эту тему, потому что Сталина у нас не было в театре.

Н.ТЕНЯКОВА – Ну, вот я не припомню.

К.ЛАРИНА – Может быть, был когда-то в виде там какого-нибудь «Падения Берлина», такого плана, да? Как фигура. У нас Сталин в качестве… А, у нас был образ Сталина у Любимова в театре, в спектакле «Театральный роман», между прочим. Тоже не такая уж древняя работа по времени, потому что совсем не так давно премьера… Вот там как раз попытка на тему сталинскую была произведена Любимовым Юрием Петровичем здесь. Мне кажется, это очень интересный спектакль.

Н.ТЕНЯКОВА – Ну, я еще не знаю, Сталин, не Сталин это…

К.ЛАРИНА – Это – Юрский, во-первых.

Н.ТЕНЯКОВА - Это – Юрский, да.

К.ЛАРИНА – Наталия Максимовна, все. Пришел молодой человек с новостями. Мы с Вами должны отсюда выходить. Я Вам благодарна за то, что Вы нашли в себе силы и во время этого марафона все-таки нашли время для нас. Я Вам желаю удачи, поздравляю Вас с наступающим Новым годом. Тут у нас еще были вопросы про Ваши семейные традиции. Про семейные традиции Юрских написана целая книга, издана. «Домашние радости», по-моему, она называется?

Н.ТЕНЯКОВА – «Домашние радости», да.

К.ЛАРИНА – Поэтому я Вам желаю домашних радостей, которые все равно в итоге, так или иначе, влияют на Вашу профессиональную жизнь. Дай Вам Бог здоровья и удачи, привет Вашему внуку. Спасибо, удачи!