Купить мерч «Эха»:

Бибирево - Мой район - 2021-10-30

30.10.2021
Бибирево - Мой район - 2021-10-30 Скачать

Сергей Бунтман

15 часов 6 минут. Последняя передача в октябре, потому что сегодня уже 30-е, завтра - 31-е. А там пойдёт ноябрь месяц, сказал я невероятную новость, высказал. Сергей Бунтман у микрофона. Программа «Мой район». Илья Крылов - звукорежиссёр. Вот специально закрыл он от меня Гомера Симпсона, я так чувствую, курткой. Нет, вон там у него на майке НРЗБ. Только вот не надо. Повыше сделай, потому что там Гомер Симпсон что-то поедает как гигантский пончик. Это прекрасная совершенно вещь. Один из моих любимых героев и в семье в нашей. Ну, вот Святослав Чернышевский у нас видеорежиссёр. А район у нас сегодня Бибирево. Бибирево, Бибирево у нас. «Какой интересный район, - пишет Ольга. - Здесь такие разные писатели». Да, здесь очень много писательских улиц и главная артерия этого района, который находится на самом севере Москвы, справа от него восточное... Северное Медведково. Там есть рядом и Отрадное, и Свиблово там чуть-чуть подходит к нему. И мы сегодня, кстати говоря, разыгрываем журналы кроме Бибирево, которое у нас будет главным, конечно, районом для pdf, мы с вами разыграем ещё Отрадное и Останкинский. Вот так вот пойдём вниз. Пойдём на юг. И я хочу сразу вам задать довольно лёгкий вопрос, а заодно Александру, который никак не может, чтобы ему сделать так, чтобы... ну, или я не могу, чтобы дошли письма до меня от Александра Ямшанова. Вот, Александр, вот сейчас Вы услышите номер смс +7 985 970 45 45. Здесь нужно будет отвечать на вопросы для того, чтобы получить pdf наших журналов, и обязательно электронный адрес ваш нужен, потому что мы pdf-то на электронный адрес будем посылать. Скажите, пожалуйста, очень простой район. От какого животного происходит... Очень простой вопрос. От какого животного происходит название этого района? +7 985 970 45 45. И пока вы отвечаете, Ольга Журавлева представит нам московские новости.

Ольга Журавлева

В ближайшие дни в городе планируется увеличить число пунктов экспресс-тестирования и вакцинации. Объем вакцинации против коронавируса, по словам Сергея Собянина, уже увеличился в 4 раза с конца августа. При увеличении количества желающих сделать прививку будут развёрнуты дополнительные пункты вакцинации. С увеличением числа привитых количество госпитализированных пациентов относительно всех заболевших covid-19 уже сократилось по сравнению с прошлыми периодами, хотя ситуация в Москве остаётся напряжённой. Двое москвичей выиграли однокомнатные квартиры в ходе акции «Вакцина - твой ключ к здоровью». Квартиры разыгрывали среди тех, кто сделал первую прививку или прошёл ревакцинацию с 18-го по 24 октября. Каждую неделю двух победителей будут определять в прямом эфире телеканала «Москва-24». Последний розыгрыш пройдёт 24 ноября среди тех, кто сделает прививку с 15-го по 21 ноября. В рамках стимулирования вакцинации в Москве разыгрывается 10 однокомнатных квартир. В Москве к работе с covid-19 возвращаются 5 КТ-центров на базе поликлиник и 2 обсервационных пространства на базе социальных учреждений. Теперь в столице работают 5 обсерваторов, предназначенных для пациентов с лёгкой формой заболевания, которые не могут лечиться дома. Также в столице работают 26 КТ-центров, и продолжают действовать резервные госпитали в ледовом дворце «Крылатское», в выставочном центре «Сокольники», автомобильном торговом центре «Москва», на ВДНХ и в Коммуналке. По мнению властей, несмотря на рост заболеваемости, в городе сформирована достаточно гибкая медицинская антиковидная система, которая адаптируется под разные виды развития событий. В Москве обсудили особенности лечение коронавируса у детей, особенно из группы высокого риска. В эту волну заболевания количество заболевших детей значительно больше. Растёт и число госпитализаций. Как и в случае со взрослыми наибольшему риску тяжёлого течения болезни и осложнений подвержены дети, страдающие хроническими заболеваниями. В городе был одобрен новый алгоритм наблюдения и лечения covid-19 у таких детей, в том числе с использованием инновационных препаратов. Принято решение об индексации социальных выплат в Москве на 4,8%. Эти средства получат многодетные семьи и дети-сироты, ветераны Великой Отечественной войны и представители других льготных категорий. Будет проиндексирована городская доплата к пенсии и социальные выплаты как единовременные, так и ежемесячные. Столица заняла 1-е место по развитию сектора здравоохранения и число университетских бизнес-инкубаторов. Москва обогнала Мадрид, Торонто, Дубай и Амстердам в ежегодном рейтинге глобальных городов, который выпускает международная консалтинговая компания «Kearney». Всего в рейтинг вошли 156 городов мира. Возглавили его Нью-Йорк, Лондон и Париж, а Москва поднялась на две позиции и заняла 18-ю строчку рейтинга. Также Москва вошла в сотню лучших городов мира для студентов. Согласно рейтингу британской консалтинговой компания «Studee». В этом рейтинге учитывалась средняя стоимость жизни и аренды жилья, скорость интернета и количество вузов, входящих в международные рейтинги. Московский предприятия наращивают экспорт, несмотря на пандемию. Уже сейчас они поставляют продукцию в 180 стран мира, причём значительную долю в экспорте занимает высокотехнологичные товары. Только с января по июль объем не сырьевого, не энергетического экспорта вырос до 17 с половиной миллиарда рублей, что на 32% больше, чем в прошлом году. Для начинающих предпринимателей в Москве запускают программу «Академия инноваторов», участникам которой помогут составить бизнес-план и сформировать команду, а также посоветуют, как привлекать инвестиции. Этой осенью в Москве высадят более 16 тысяч растений вдоль вылетных магистралей. Власти обещают, что взрослые липы, клёны и сирень будут высажены вдоль Алтуфьевского шоссе, улицы Милашенкова, Ломоносовского, Мичуринского, Балаклавского и Ленинградского проспектов, а также Ленинградского шоссе и Большой Черкизовской улицы. Кроме того в городе будут благоустроены более 300 свободных земельных участков. Их превратят в городские парковки, детские и спортплощадки, а также зелёные зоны.

С. Бунтман

Ну, вот московские новости. Можно здесь ещё прибавить новости бибиревские, потому что бибиревские новости, ну, идёт работа, благоустройство. Благоустраиваются парки за последнее время, пешеходные зоны. И переделываются бывшие коробки вот в такие многофункциональные площадки. Я видел несколько таких площадок, которые выглядят, на мой взгляд, весьма интересно, ещё даже... и ещё покрытие там гораздо более интересное, потому что хоккейная коробка - это чудесная вещь. Сколько мы там сыграли в разные игры в хоккейных коробках, когда они были. Но я просто из окон дома в следующем нашем районе Алексеевском, когда приезжал к родителям, где они все продолжали жить тогда, я смотрел, какую у гимназии построили вот площадку дивную совершенно. Там и она на сгодится для гандбола и для мини-футбола, и для хоккея, если залить, и для много-много всего. И выделена на ней волейбольная площадка. Это очень здорово. Александр, Ваша смска дошла. Спасибо Вам большое. Я попрошу сейчас, чтобы смску, которая оканчивается на 784, вот пусть мне распечатают и дадут это смску. Тем временем пришли ответы. И правильных ответов было, конечно, очень много, что это бобры. Бобры, бобры, бобры. Одни бобры у нас здесь пошли. Бибер - действительно это бобр. И то ли здесь жили, водились бобры. Ну, где они не водились? Но, может быть, и княжеские бобровники, это имевшие право на этих бобров охотиться, тоже было достаточно ограничено. «На карте Москвы Бибирево - маленький островок, - посмотрел Антиох, - 160 тысяч зрителей». Зрителей... Жителей. Да, я говорил о площадках и стадионах. Конечно, жителей. Ну, не такой уж... не такой уж маленький. Но он действительно он по площади своей он небольшой и примыкает к МКАДу на севере, и там чуть северо-восточнее находятся, уже дальше идут Мытищи, и достаточно большой массив за МКАДом, но маленькими своими такими островками входят и зелёные насаждения в район Бибирево. Ну, так вот кто про бобров правильно ответил. Это была Елена - 2710, Антон - 9666, Валерий - 2512 и Инна - 2187. «На болотах всегда есть бобры». Ну, да. На речках, речушках. И я видел однажды вот на маленьких озёрах, прудах видел замечательно гостеприимного бобра, видел во Франции, но и здесь я очень много их видел на Визионке там под Москвой, там очень много всегда было бобров. Ну, а во Франции он просто позировал. Ну, чистый француз просто. Вот обязательно вот идут туристы по озеру на лодке там, вот и бобр, конечно, тут же бросает работу и тут же позирует, чтобы его сфотографировали по-человечески в лучших видах. Ну, вот, друзья мои, и сейчас... Там стоит прелестная совершенно скульптура, есть бобры, семейство бобров. И вообще мне нравится. Я уже говорил вот эти малые архитектурные формы здесь фигуратиные, не всегда фигуративные скульптуры. Мне очень нравится, когда украшается так вот город. И много Ваге Согоян со своим братом Микаэлем Согояном поставили таких скульптур достаточно много. Авторы они. И вот Ваге Согоян коротко сказал о том, что такое вообще жанровая скульптура в городе в интервью с... Никита Василенко взял у него.

Никита Василенко

Вы один из авторов скульптуры «Семейство бобров», жанровой композиции. А простым языком для нас, для дилетантов, что такое жанровой композиция в скульптуре?

Ваге Согоян

Ну, что в скульптуре, что в живописи - это не имеет значения. Жанровое имеется в виду изображение повседневной жизни человека или там животного, то, что его окружает. Чаще всего это реалистическое изображение. То есть создано в реалистической форме. И мне это не очень близко. Я, ну, если Вы изучали моё творчество, я больше тяготею к монументальному искусству, но с удовольствием работаю в жанровой такой теме.

Н. Василенко

А насколько важно место размещения скульптуры, особенно если это жанровая композиция?

В. Согоян

Ну, важно, конечно. Это же... С этого начинается все - место, где должна находиться скульптора. И вот от этого зависит размер композиции, ну, и сюжет, который будет изображать. Это очень важно. Скульптор чаще всего, когда это, ну, что-то такое более значимое, большое, работает с архитектором. Едет, изучает местность, там делает фотографии, делает макеты и все такое. Но если эта небольшая вещь какая-то, то проще понёс и поставил вот как садово-парковые вещи, - да? - сейчас очень популярно, ставят, рядом с ними фотографируются. Любимчики становятся, так сказать. Вот то, что мы говорили с Вами о бобрах, об этой композиции бобров, вот насколько я знаю, там она очень популярная стала среди детей. У меня есть даже фотография, что эти лавры уже блестят от того, что дети на них садятся, фотографируются. Такое место, место съёмки, фотосъёмки.

Н. Василенко

Говоря о работе над скульптурой, насколько различаются подходы при изготовлении скульптуры человека и животного?

В. Согоян

Я не думаю, что большая разница есть. И там, и там надо в совершенстве знать анатомию, характерные какие-то движения у животных. Просто есть люди, которые работают только, ну, с животными. А есть, которые и так, и так. У меня чаще всего это люди, вот человек. Ну, бывают и такие просьбы, чтобы сделать какое-то животное.

С. Бунтман

Ну, и мне кажется, что и Ваге Согоян со своим братом Микаэлем, они, конечно, вот симпатичных скульптурах и на скульптур жанровых, скульптур, изображавших животных, они идут очень хорошей проторённой дорогой, на которой мы в наших разговорах с Дарвиновском музеем мы видим, насколько вот скульптуры того же Ватагина гениального были всегда у нас в России. «У нас в Сетуне водятся», - здесь пишут мне. Да, конечно. Слава богу, они есть. И бобров так не истребляют, как это делали всё-таки в XVIII и XIX веках, потому что если подумать, что до изобретения шёлковых цилиндров, что знаменитый высокий бобр - это цилиндр и это выделка бобрового меха для того, чтобы он был таким вот именно гладким, абсолютно гладким. И это было жуткое дело. Мало того, что она... Истребляли бобров. Но ещё и с ума сходили шляпники. И не зря Шляпник у Кэрролла - это сумасшедший Шляпник. Это в общем, то вот эта выделка бобровых шкурок, бобрового меха для изготовления высоких шляп. Вот она так сильно действует на мозги. Так что все от этого страдали, кроме модников. Да, модели с работ Конёнкова чудовищные, Туся пишет. Ну, Конёнков... Вот здесь скульптурная улица - это улица Конёнкова есть. Конёнков чрезвычайно интересный был скульптор, очень непростой и суровый человек. Много всего делал и до революции, когда он учился. До революции он было очень острый и непримиримый в своих воззрениях скульптор. Но мы видели и видим до сих пор в Москве его ученические работы, потому что он делал кариатид на одном издании в самом начале проспекта Мира по левой стороне, если идти от центра. И Конёнков - автор, например, знаменитой доски, которая висела на Сенатской башни, там у Сенатской башни, когда не было ещё никакого Мавзолея, а живой Ленин ходил и принимал там парады и демонстрации. Конёнков остался после выставки в Америке. Он остался. И 22 года он работал за рубежом и приехал только после 45-го года. Он был приглашён советским правительством вернуться. Но до этого он очень много... он помогал фронту, собирал деньги и сам многое здесь как вполне успешный скульптор многое жертвовал. Так что вот улице Конёнкова здесь. Вот, Олег Михайлович, я рассказывал о скульпторе Конёнкове вот здесь вот. А, это вы про бобров! Нет, это боярские высокие шапки из бобров были. Нет. Вот высокий бобр - это вот знаменитая выделка цилиндров. Вот почитайте. Я аж ужаснулся. Знаете, когда я писал о цилиндре, высокой шляпе президента Линкольна в «Штуке» в «Дилетанте». Я очень много об этом прочёл. Так. «Что за гербы наверху?» Это ты показывал гербы окружающей среды, да? Потому, что у нас как делается обычно? А гербы наверху - это гербы, на которых изображены бобры. Вот что это. Это гербы наверху, потому что очень у многих мест есть... Монреаль, например. Куда же там без бобров-то деться? Монреаль, там бобры у них вместо короны. Бобры. Торонто тоже. Вот самое Эно. Герб Боброва. И бобр такой страшноватенький есть у нас со страшными зубами у района Хорошёво-Мнёвники. То есть да, Конёнков работал с камнем. И поэтому модели, вы считаете отливки, вот отливки, которые с работ Конёнкова, конечно, абсолютно невозможно воспроизвести каменную скульптуру, сделать её. Когда человек работает, работает в камне, особенно так остро бывая, как это делал Конёнков, вот, конечно, это воспроизвести, тем более другому человеку, совершенно невозможно. Мы ещё вернёмся к улицам, знаменитым улицам Бибирево, которые были... которые были названы в честь писателей, драматургов. Это будет у нас и от Лескова, и Плещеева будет у нас и Пришвина, и Корнейчука. Вот такое интересное сочетание. Правда, это в Москве сплошь и рядом встречается. Вот. Мы с вами сейчас посмотрим на один из адресов Бибирево, потому что туда приезжала одна из самых любимых наших актриса. И вот так, как там жила дочь Янины Жеймо. И Янина Жеймо - это вообще потрясающая совершенно была актриса. Мне посчастливилось работать некоторое время с её дочерью. Мы работали на озвучке мультфильмов. И она, вот именно характер от своей мамы она унаследовала замечательный. Елена Жеймо много где снималась. Маленькая характерная актриса, милая, но с очень крепким, жёстким характером. Не такая уж счастливая семейная жизнь у неё была. Но вот Евгений Шварц почти что специальный и практически специально для Янины Жеймо вот писал сценарий для фильма, который сняла Надежда Кошеверова, для фильма «Золушка». Но Жеймо - Золушка, сразу все вспоминают. А скажите, пожалуйста, пока мы с вами послушаем одну из замечательных песен, правда, там голос самой Янины Жеймо в самом начале, где она говорит, какую она песню исполнит, потому что поёт не она. Поёт Любовь Чернина. Поёт. Я не уверен, что правильно делаю ударение в фамилии этой певицы. Она... Поёт другой человек. Но послушайте и вспомните, и представьте себе, как это в фильме чудесная пластика Янины Жеймо. Но скажите, сколько ей лет было тогда, когда вот снимался фильм «Золушка». +7 985 970 45 45.

Звучит фрагмент из фильма «Золушка».

С. Бунтман

Ну, что ж? А вот вы знаете, мы с вами много в другой программе, в программе «Вот так», музыка истории, мы говорили о фильмах, которые... в которых певицы пели за известных актрис. Но я вам здесь скажу, здесь удивительная вещь совершенно. Вот вы слышали, что говорила Янина Жеймо, и вообще текст фильма вы наверняка это знаете. «Золушка» снималась, кстати говоря, ох, я сейчас точно не помню, но вот это была замечательная одна из усадеб. Мы её видели и по дороге, когда мы ехали с Сан Санычем Пикуленко и с Антоном Орехом, мы видели эту усадьбу, и там снималась «Золушка». Там снималась «Золушка». Это такой вполне замок, вполне себе замок. Сейчас точно место не скажу. Это по нашей дороге, когда мы с Волги из Саратова ехали сюда в Москву. Вот было Янине Жеймо... Так вот как она уловила Чернину интонацию, как она уловила тембр, как она это сделала абсолютно то, что получилось бесстыково, и как она это спела так, как могла бы спеть Янина Жеймо, и как это точно подходит и под её танец, под её мимику, под её жест. Ей было 37 лет. Это, конечно, представляло проблему, особенно на крупных планах. И все начиналось с довольно изощрённого гримма каждый съёмочный день, но все равно были... Вот и Фридрих Эрмлер, говорил режиссёр, что это несколько не то, но все равно она всех убедила. И нас с вами тоже. Продолжим о Бибиреве говорить после новостей.

**********

С. Бунтман

Возвращаемся в Бибирево. Сергей Бунтман у микрофона. Илья Крылов - звукорежиссёр и Святослав Чернышевский - видеорежиссёр. Александр, я получил Вашу смску. Я думаю, что Ваше предложение пригодится. Какая-то Бибирева. Какая-то Бибирева. Какое-то Бибирево. Но как и все остальные вот названия сел, деревень, они склоняются. Так что я должен, может быть, кого-то разочаровать. Мечты о Золушке. И вот Лана Фо пишет: «У меня мечта о Золушке сбылась через дочку. Они в школе ставили». А Лана сама мечтала о туфельках таких вот. Туфельки покрасили серебристым фломастером. Да, конечно, хрустальный башмачок - это великолепно, но вот до сих пор продолжается спор о том, как было у Шарля Перро изначально, был... То есть, как было написано слово «verre», было через «е», два «r», «e» на конце или «air». Тогда получается просто удобный в носке, нормальный беличьей башмачок - вот vair. Так что этот спор и этот апокриф продолжает жить, что, ну, могло быть хрустального башмачка. Ну, вот, смотрите, Бибирево. Бибирево. Там было Сабурово. Сабурово принадлежала Сабуровым, конечно. Сабуровы - очень значимая фамилия для русской истории. И Сабурова, жена Василия III, отвергнутая им. И оттуда вот мы уже с вами 100 раз разбирали, потому что у Сабуровых было много где имений и разных земель в Москве, и её окрестностях. И разбирали мы историю о... историю о Кудеяре-атамане. И вполне возможно, что братья Ивана Грозного в каком-то или или сводном, или единокровном. Вот склоняется, но наше Купчино тем не менее никто никогда не склоняет. Но никто никогда - это да. Мне сказали, что вот, например, здесь некоторые вещи вот местные никогда не склоняют. Ну, местные. Зато местные, вот к которым я себя причисляю по поводу моей летней работы в институте, например, склоняют замечательный районный центр Харабали, и всех склоняют в Харабалях и так далее. Ну, вот так что здесь давайте вот придерживаться... Мы решили для себя несколько правил, что мы склоняем, как это полагается по канонам русского языка. Всё-таки мы склоняем в нашем журнале. Знаете, откуда не склоняемые пошли топонимы всё-таки? Они больше связаны с военными картами, с военными... вернее, передачей населённых пунктов устно для того, чтобы не перепутать ничего, всегда в именительном падеже было. Кто был за Сабуровыми? Наши традиционные, догадайтесь с 2-х раз, тоже родственники царей Нарышкины. Нарышкины тот владели землями. Но был очень интересный владелец некоторых земель в окрестностях Москвы. И как и здесь, и это был Вознесенский женский монастырь в Кремле. Монастырь с чрезвычайно трагической судьбой, потому что он был разрушен. А это была усыпальница княгинь и цариц. И далеко не все останки были перенесены в подвалы Архангельского собора. Хотя вот мы здесь именно восстановленный облик княгинь и цариц Михаилом Герасимовым в своё время мы здесь и приводим в нашем журнале. Мы с вами смотрим на владельцев, но и смотрим на жителей, потому что чем же занимали жители здешних сёл и деревень. Сёл можно сказать, потому что здесь была церковь. Церковь эта, к сожалению, была разрушена. Храмы теперь все новые. Но в Бибирево, вот в этом районе, вот в сёлах, которые здесь были, занимались... Землю обрабатывали мало. Занимались разными промыслами. Занимались и ткачеством, например, прядильные были у нас, прядильные были мастерские. Вот это то, чем занимались жители Бибирева. Очень интересный вопрос здесь: «Когда будет передача про Советский район города Томска?» Тогда, когда мы начнём делать вместе с томичами, мы начнём делать город Томск, потому что у нас есть определённые вот и заказы, и планы, которые нам приходят из российских регионов. И мы с удовольствием этим займёмся. Во всяком случае у нас... Мы предложили Москве. И у нас есть некоторые ещё планы делать «Мой район» и в больших городах и делать по областям, например, и по краям. Вот так что мы с удовольствием передадим нашу технологию. Во всяком случае у нас образовалась такая технология создания этих журналов. Но естественно прежде всего должно быть 1-е слово должно быть за теми, чей это город, кто знает лучше всех этот город. А мы можем передать в основном только технологию, как за это взяться. А вот рассказать удивительные истории... Я б почитал обо всех городах. С удовольствием бы почитал и собирал бы. Вот. «И Плющев говорит, что если в Москве пробки он паркуется возле метро Бибирево и едет на Арбат на метро», - вот Илья у нас... Спасибо, товарищ, что Вы здесь доложили. У нас здесь донос на Плющева. Правильно он делает, если очень и очень пробочно, и если можно припарковаться у метро, конечно, я тоже так периодически делаю. Много писательских улиц. Главная артерия района - это улица Лескова, которая в соседнем Северном Медведкове превращается в улицу Широкую. Улица Лескова - это очень нравится. И сразу это даёт какой-то характер тому, как ты должен здесь жить, как ты должен смотреть на вещи, как ты должен вспоминать. Есть и улица... Мы уже говорили об улице Конёнкова. Есть улица у нас Пришвина. Тоже человек, который живёт на улице Пришвина должен всеми силами на свете охранять природу. Есть, и мы ещё поговорим, улицы... улица Плещеева. Плещеев - удивительный и во многом забытый русский поэт со своей тоже не очень счастливой историей. Но вот что касается Лескова, Никита Василенко придумал вот как. Никита Василенко придумал позвонить Майе Кучерской, писателю и профессору Высшей школы экономики, которая написала книгу о Николае Лескове в серии «Жизнь замечательных людей». И мы сейчас как раз Майю Кучерскую о Лескове и послушаем.

Майя Кучерская

Николай Семёнович Лесков родился в Орле, жил в Киеве, а основную часть жизни провёл всё-таки в Петербурге. Он бывал в Москве наездами. И лишь однажды в его жизни случился такой эпизод, когда он провёл в Москве целый год почти. Это было летом 1861 года. Ему было 30 лет. И его пригласила в Москву такая писательница и журналистка Елизавета Салиас де Турнемир, сестра родная драматурга Сухово-Кобылина. Она организовала газету «Русская речь» и пригласила Лескова на работу писать в эту газету, вести рубрику, в общем, быть штатным сотрудником. И он переехал в Москву. Это было, как я сказала, летом. И это было замечательное лето, потому что Николай Семёнович тогда ещё таким человеком был не слишком светским, он учился быть светским человеком. Он общался со всеми молодыми людьми, которые тоже приходили к Салиас де Турнемир, а это были в основном разночинцы. Слепцов, например. Левитов, например. И многие другие, уже совершенно неизвестные нам... Точнее, известные, но ничего не говорящие нам фамилии можно назвать. Важно, что это было такое плотное общение. И Лесков впитывал Москву. Судя по тому, что потом он написал в романе «Некуда» в главе «В Москве», он смотрел на Москву такую непарадную, в частности с большим интересом он слушал и бывал на собраниях старообрядцев. И в «Некуда» есть кусок про это. Он много спорил со своими собеседниками, потому что направление этого кружка, вокруг Елизаветы Салиас де Турнемир создавшегося, было такое красное немножко, были социалисты. И это было на Большой Садовой, где у Салиас де Турнемир находилась усадьба. А ещё она поехала на дачу. И дачу она снимала в Сокольниках. И вот эти две точки Москвы были Лескову не чужды. Был и второй очень важный для него сюжет, связанный с Москвой - это посещение Льва Толстого. Лесков написал Толстому, уже будучи вполне таким, даже я бы сказала, немолодым человеком письмо, где предлагал ему встретиться. Толстой к тому времени Лескова прекрасно знал, публиковал его тексты в издательстве «Посредник» и с удовольствием согласился. Лесков, когда оказался в Москве, приехал к Льву Николаевичу Толстому в его дом в Хамовниках. И я часто думаю, как и вот он шёл по этой улице, как он вдыхал запах такой браги, потому что напротив дома Толстого тогда был пивзавод. И как он наконец пришёл в этот домик, который сейчас можно посетить. Там музей, как мы знаем. И старик Толстой его встретил, и они говорили. Лесков Толстому очень понравился. Он написал потом в письме Черткову, что его посетил Лесков, «какой умный и оригинальный человек». Ну, и что говорить про Лескова, который тоже, конечно, был очарован Львом Николаевичем. И потом ещё спустя некоторое время получил приглашение уже даже в Ясную поляну и побывал у Толстого в Ясной поляне. Вот это два таких самых, наверное, заметных эпизода московских путешествии Лескова, хотя, разумеется, он в Москве бывал гораздо чаще, но это были очень краткие визиты.

С. Бунтман

Да, замечательный Майя Кучерская и видно, что насколько просто она проживает жизнь Лескова. Лесков... Переписка с Толстым удивительна совершенно. И она ещё удивительно тем, что она написана с необычайным уважением, но обращается Лесков к Толстому как к учителю, как к мудрому собеседнику, но без всяких ненавистных абсолютно Льву Толстому вот цирлихов и манирлихов, где нужно сказать, какой вы великий на полписьма, а потом в конце задать какой-нибудь сущностный вопрос или высказать своё мнение. Это двух очень больших, очень умных людей переписка. Улица Лескова... Вот здесь мне говорит: «Лесков...» Антиох, я с Вами согласен. Лесков - изумительный писатель. Просто изумительный. А вот смотрите: «В Бибирево на Плещеева живёт чудесный актёр и режиссёр из «6 кадров» Эдуард Радзюкевич». А вот «на на улице Конёнкова, докладывает нам с вами Марина, - с детства жил и вырос Михаил Зыгарь». Да, с телеканала «Дождь», который зачем-то признают иностранным агентом. Да, Лесков замечательный. К сожалению, его не всегда хорошо читают, не всегда... Я уж не говорю, как проходят в школе. Ещё хуже у нас обстоят дела с Плещеевым, с поэтом Плещеевым, который был тоже петрашевцем как и... Вот у него сходная судьба с Достоевским. Плещеев - необычайно тонкий поэт и переводчик. И у меня просто знакомство состоялось с Плещеевом очень рано. Я навсегда запомнил, потому что меня выпустили к величайшему, я думаю, сожалению всех прочитать «Весну» Плещеева. Это был в актовом зале школы. И, по-моему, то, что я тогда читал Плещеева, слышали только я и тень Плещеева, потому что никто в зале этого не слышал. И я говорил почему-то себе под нос. Вот. Ну, вот так получилось. Но запомнил это всегда. «Почему молчите про Алтуфьевский заказник? Повезло жителям, чьи дворы выходят прямо на этот лес. Настоящая отдушина в мегаполисе с настоящим подмосковном лесом и свежайшим воздухом». Игорь, Вы абсолютно правы. Вы абсолютно правы. И когда я говорю о том, что некоторые кусочки есть в самом районе Бибирево, а есть то, что делит с Алтуфьево и с Московской областью. И это замечательно. И мы посвятили немало строк Алтуфьевском заказнику. Вот. Так что, друзья мои, а вот то, что касается Плещеева, мы с вами сейчас послушаем знаменитый роман Чайковского на переложение Гейне «Дитя, как цветок ты прекрасна». Мы послушаем этот романс и в очень хорошем исполнении. Это будет петь Хибла Герзмава. Но я вам задам, чтобы мы с вами успели ответить на этот вопрос. Там есть улица Корнейчука. О Корнейчуке поговорим после прекрасного романса Чайковского. А вот скажите, пожалуйста, Александр Корнейчук, он писал много всевозможных пьес, такой эпический советский писатель и драматург. Но написал пьесу, которая вышла брошюрой в 42-м году уже после самых тяжёлых дней, и не поняли, что это, в общем-то, заказ и очень высоко заказ... этот заказчик располагался. И поэтому генералы, маршалы, советские военачальники, не очень себя весело проявившие в самом начале войны, они писали статьи разгромные об этой пьесе. Укажите, пожалуйста, как эта пьеса называется? +7 985 970 45 45. И обязательно укажите свой электронный адрес, чтобы мы могли вам послать pdf районов Бибирево, Отрадное и Останкинский. Вот я... Ответил ли я... Дал ли я вам ответы победителей второго вопроса? Но на всякий случай я напомню, что правильно сказали, что Янине Жеймо было 37 лет во время съёмок «Золушки». Это Лана - 1573, Наталия - 7790, Анна - 0432 и Елена - 7230. А сейчас - внимание! - послушаем с вами. Это был телевизионный вариант концерта Хибла Герзмава, показанный на канале «Культура». И вот «Дитя, как цветок ты прекрасна».

Звучит романс «Дитя, как цветок ты прекрасна» в исполнении Хиблы Герзмавы.

С. Бунтман

«Дитя, как цветок ты прекрасна». Только это, конечно, Рахманинова. И Хибла Герзмава спела его. Ну, что же, друзья? Вот мне прислали уже, мне принесли победителей. И победители у нас... Леонид правильно ответил, что эта пьеса была «Фронт». Здесь упоминали другие... «В степях Украины». Но это то, что страшно понравилось Сталину в своё время тоже. И фактически заказчиком был Сталин. Во всяком случае его мнение здесь было решающее, и как-то старые военачальники очень притихли после того, как «Фронт» вышел отдельной брошюрой, пошёл в театрах, и потом был фильм. Леонид правильно ответил, что это «Фронт» - 8061, Андрей - 7977, Ирина - 2618, Саша 8156. И вот правильно ответили, что «Фронт». Ну, вряд ли кто-то, не знаю, будет сейчас только в исторических интересах перечитывать пьесы Александра Корнейчука для того, чтоб представлять себе эпоху, и ту же самое «Гибель эскадры» будет перечитывать, по которой был уже гораздо позже снят фильм. Вряд ли. Ну, наверное, историку литературы это будет интересно. Но довольно ходульная была пьеса, такая публицистическая, где новые смелые подходы к решению стратегических и оперативных задач выставлялись, как правильный, как не те, что делали, например, ну, такие вот... часть героев, не убитых героев Гражданской войны. Ольга, он не авто... не однофамилец Чуковского, потому что Чуковского настоящая фамилия была Корнейчуков. Вот. Ну, в принципе здесь они Корнейчук, Корнейчуков - это из одного. А Чуковский стал Корнеем Чуковским не сразу. Кстати, пишут мне: «В конце Алтуфьевского шоссе в этих огромных 22-этажных домах живёт 1-й сын Высоцкого Аркадий. Никиту все знают, а Аркадия как-то не особо». Вот я тоже не особо. Это Орехъ, который знает все у нас. «Анна Семенович жила на Корнейчука в детстве». Ну, вот видите, все наши районы невероятно богаты. Ещё мы с вами, конечно, не забываем, что мы можем отыскать в каждом районе Москвы... Где-то мы можем просто заблудиться и пасть под обилием исторических зданий. Исторических зданий или связанных с нашей истории мест, людей, которые там жили. А где-то нужно выискивать. Но вот так интересно. «Когда в 82-м году мы переехали с Нижегородской на улице Корнейчука, - пишет Дина, - я спросила мужа сестры, знает ли он, кто такой Корнейчук. Тот не задумываясь, ответил: «Да, Корней Чуковский». Там вот Валеркин футбол, действительно там Корнейчуков был у него. Ну, вообще происхождение Корнея Ивановича вот чем его и попрекали, и что он пережил очень много в детстве и в юности, но ведь и добился. Но ведь прекрасно добился всего, чего хотел. Все. Мы с вами прощаемся с Бибиревым и перенесёмся в другой район, не так далеко от него стоящий в следующем... в следующее воскресенье. В следующее субботу. И это будет район... Ну, сейчас вы услышите и объявление уже, какой это будет район. Но дело в том, что у нас по этому торжественному случаю, что это родной район моего сына, где он родился, вырос, и я жил очень-очень долго, жил очень долго в этом районе. Так что ждём интересную встречу. Мы вместе с Евгенией Сергеичем проведём следующую передачу.