Купить мерч «Эха»:

Ромен Гари на рассвете. Неизвестные факты биографии - открытие российского исследователя - Алла Шевелкина, Александр Васин - Дилетанты - 2019-02-14

14.02.2019
Ромен Гари на рассвете. Неизвестные факты биографии - открытие российского исследователя - Алла Шевелкина, Александр Васин - Дилетанты - 2019-02-14 Скачать

В Третьяковской галерее установили новую систему защиты картин от кражи. Теперь музей использует технологию, которая применяется в российской армии для безопасности военных, несущих караул. Суть в том, что все картины Третьяковки оснастят специальными датчиками, позволяющими мгновенно отследить их перемещение. В случае попытки похищения раздастся сигнал тревоги, который оповестит о происшествии всех сотрудников музея и его охрану. Меры безопасности в Третьяковской галерее заметно усилены после кражи картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Похититель практически беспрепятственно забрал полотно и вынес его из музея, но позже был задержан.

Магистр телеигры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь оказался в центре скандала. В попытке подкупа его обвинял Илья Бер, главный редактор программы «Кто хочет стать миллионером?», в нее в последние полгода регулярно играют знатоки «Что? Где? Когда?». Как утверждает Бер, Друзь предлагал ему раскрыть для него ответы на вопросы викторины, в обмен на часть денежного приза. В игре «Кто хочет стать миллионером?» участник может выиграть 3 миллиона рублей. Запись разговора с Друзем Бер выложил в сеть. Магистр, кстати, не отрицает того, что разговор состоялся, но перекладывает ответственность на Бера. В самом же розыгрыше Друзь вместе с другим знатоком Виктором Сидневым дошел до последнего вопроса, но на него магистры дали неверный ответ, и в итоге их приз составил всего 200 000. При этом как утверждает Бер, ответы на несколько вопросов в середине игры были заранее известны Друзю, он специально дал ему ответы, чтобы разоблачить его, при этом вопросы в финальной трети игры Бер заменил.

«Мерседес», на котором разбилась принцесса Диана, мог быть не исправен. Об это пишет газета «Daily Mail», по ее информации в 1997-ом, когда погибли принцесса Диана и ее возлюбленный, Доди Аль-Файед, автомобиль находился в аварийном состоянии, за 3 года до этого он был угнан у своего предыдущего владельца. Угонщики попали на «Мерседесе» в серьезную аварию, врезавшись в дорожное ограждение на скорости 160 километров в час. После этого машина попала в ремонт, но по информации «Daily Mail» к ней все равно имелись технические претензии, страховые компании даже отказывались страховать ее. Однако «Мерседес» все равно попал в автопарк отеля «Ritz» и оказался в распоряжении Дианы и Аль-Файеда.

С.Бунтман

Всем добрый вечер! 22 часа 11 минут, мы в студии «Эха Москвы» в прямом эфире, и Сергей Бунтман у микрофона, Николай Котов звукорежиссер, и у нас замечательные гости, потому что вы знаете, программа, наш журнал «Дилетант», у него есть такая рубрика «Домашний архив», и там очень интересные вещи появляются, архивы разных известных людей, менее известных людей, семейные архивы, но это еще надо достать бывает, чтобы об очень известных людях что-то неизвестное найти, и поэтому у нас сегодня в гостях у журнала «Дилетант» журнал «Экспресс», можно сказать, в лице Аллы Шевелкиной, Алл, добрый вечер!

А.Шевелкина

Добрый вечер!

С.Бунтман

У нас человек, который нашел действительно неизвестные и для русских, и для французов документы, которые подтверждают совершенно темный период в истории писателя Ромена Гари. Ну, он сам устраивал, здравствуйте, Александр Николаевич Васин, исследователь и человек, который нашел эти документы.

А.Васин

Добрый вечер! Всем добрый вечер!

С.Бунтман

Ну, Ромен Гари, чтобы напомнить, он сам был большой мистификатор, он придумал другого писателя, за которого писал еще.

А.Шевелкина

И он умудрился получить 2 Гонкуровские…

С.Бунтман

2 Гонкуровские, чего не бывает, чего не бывает. И никто, вот сидят люди, как Гонкуровская, они все в ресторане сидят, да, ведь, потом обсуждают…

А.Шевелкина

Во-первых, они достаточно опытные…

С.Бунтман

Да.

А.Шевелкина

И читали много книжек разных, и представить, что эти люди не поняли, что это одно и то же перо, что Эмиль Ажар и Ромен Гари это один и тот же человек, то есть это фантастика.

С.Бунтман

Да, да, да, это, и они не поняли, что это один писатель, они не нашли никаких параллелей, ну, это он молодец.

А.Шевелкина

Ну, он вообще всю свою жизнь превратил в какую-то фантасмагорию, хотя вы знаете, когда объявляли нашу передачу, я подумала, что нужно было сделать, наверное, другое объявление. В «Facebook» очень бурно обсуждают эту статью, благодаря Александру Васину…

А.Васин

Да, да, да.

А.Шевелкина

И один литературовед и преподаватель литературы, Волков, написал такой пост: «Роман Гари ругался матом и лето проводил в детстве в Малаховке», я чуть не проехала остановку, я бы сделала…

А.Васин

«Мама дорогая» - он написал.

С.Бунтман

Мама дорогая. Слушайте, ну, вот, во-первых, есть период, было известно, что он родился в Вильно, да?

А.Васин

Да.

А.Шевелкина: В 14

ом году.

С.Бунтман: В 14

ом году он родился в Вильно, дальше что-то такое было…

А.Шевелкина

Дальше идет война, как известно…

С.Бунтман

Ну, идет война, да, в которой не все всегда бывает понятно.

А.Шевелкина

И непонятно, что происходит с его матерью, куда она его везет, потому что родственники еврейские живут в разных местах, и даже в Курске. И существует человек, которого зовут Анисимов, это дама, официальный биограф, Мириам Анисимов – официальный биограф Ромена Гари, и она посвятила несколько страниц своей книжки «Хамелеон», Ромен Гари «Хамелеон», описание вот этого периода, и она утверждает, что его куда-то депортировали в Сибирь или еще куда-то, и главная фраза, что «мы не знаем где первые 6 лет жизни провел великий французский писатель». Еще на этих же страницах она рассказывает про то, что на провела несколько месяцев в российских архивах, и не нашла подтверждение того, что Ромен Гари пишет в «Обещании на рассвете» о том, что его мать была актрисой.

С.Бунтман

Придумал, считает она, да?

А.Шевелкина

Он придумал, он придумал ей фамилию ее сценическую…

А.Васин

Борисовская.

А.Шевелкина

Да, Нина Борисовская, а главное он действительно там перепутал, он все пьесы Островского как-то так назвал, что это было непонятно. И это вот еще одно подтверждение того, что все совершенно непонятно и все неправда, он все выдумал. И вдруг появляется Александр Николаевич Васин…

С.Бунтман

Да.

А.Шевелкина

Который доказывает, что Роман Гари ничего не придумал, что на самом деле его мама была актрисой, что она играла именно с этой фамилией сценической, а все первые 6 лет жизни Ромен Гари провел в городе Москве.

С.Бунтман

В городе Москве, слушайте, как вы пришли к этому, Александр Николаевич?

А.Васин

Ну…

А.Шевелкина

Как вы полюбили Ромена Гари?

С.Бунтман

И вообще, как вам в голову пришло искать что-то или вы сначала на что-то наткнулись, ну, вот расскажите?

А.Васин

А, в смысле как я наткнулся, ну, Гари я читал очень много и очень любил этого писателя, особенно вот этот роман знаменитый «Обещание на заре» или…

А.Шевелкина

«На рассвете».

А.Васин

«На рассвете», да.

С.Бунтман

Ну, да.

А.Васин

И я с самого начала, честно говоря, просто был убежден, что замечательные произведения достаточно правдивые, я не видел, что человек, который может такую исповедальную по сути вещь написать прекрасную, и так вот будет, как о нем пишут, «лжив», многие писатели, и французские, и в том числе Анисимов. Я как-то не очень в это верил и просто вот решил, ну, и поскольку там ключевой образ, главный, это его мать, которая, собственно, все, даже, я думаю, и смерть его определила, вот в каком-то смысле, вот, то я, в общем, решил проверить эту сначала гипотезу об ее актерстве…

С.Бунтман

То есть вы нашли, вы нашли факт, который вы хотели проверить…

А.Васин

Да, да.

С.Бунтман

Факт, историю, им рассказанную, которую вы хотели проверить.

Я напоминаю, дорогие друзья, сейчас я должен сказать несколько вещей, потому что у нас в гостях Александр Николаевич Васин и Алла Шевелкина, корреспондент журнала «Экспресс».

У нас проблемы, пока не транслируется в «YouTube» на канале «Дилетант», и это абсолютно прямой эфир, прямее, я не знаю, только что вообще.

А.Шевелкина

Я, знаете, что…

С.Бунтман

Даже Николаевская железная дорога более кривая.

А.Шевелкина

Я хотела добавить, что…

С.Бунтман

Да.

А.Шевелкина

Александр Николаевич Васин ни литературовед, ни историк, Александр Николаевич Васин инженер, электронщик…

С.Бунтман

И…

А.Шевелкина

И это просто фантастически, что он заинтересовался до такой степени, он ведь не просто стал искать, он нашел, он нашел афиши в театральной библиотеке за 19-ый год, за 20-ый, и где он узнал в каком театре играла мама Ромена Гари, и что она действительно играла под псевдонимом Нина Борисовская.

С.Бунтман

И, а где вы нашли?

А.Васин

Значит, это есть такой журнал, который называется «Вестник театра»…

С.Бунтман

Так.

А.Васин

Который выходил в 19-ом, 20-ом и потом он так, ну, почти загнулся по понятным причинам. Был такой журнал, и в котором публиковались афиши московских театров, и вот особенно в 19-ом году таких афиш очень много, и там я нашел эту нашу любимую Борисовскую, героиню, и вот афиши, и театр назывался «Замоскворецкий театр совета рабочих депутатов», вот он написан…

С.Бунтман

Вот у меня, если, там невидно, есть трансляция?

А.Шевелкина

Ну, вы же сначала нашли, по-моему, не афишу, вы сначала нашли другое?

А.Васин

Да, мы немножко тут как бы, да, так вот, по поводу театра я могу 2 слова сказать, если хотите…

С.Бунтман

Да, потому что этот Замоскворецкий театр тамошнего совета, я как-то не…

А.Шевелкина

А можно показать, это же теперь филиал Малого театра…

С.Бунтман

Филиал Малого театра…

А.Шевелкина

Это здание филиал Малого театра.

А.Васин

Я сейчас, если хотите, расскажу.

С.Бунтман

Да.

А.Васин

Это Большая Ордынка, номер дома я сейчас не могу сказать, не помню, но это здание, в котором сейчас находится филиал Малого театра и ровно в этом зале, где сейчас играют актеры Малого, играла Нина Борисовская, мать великого Гари. А вообще-то в 14-ом году был образован театр драматический в Москве, частный, естественно, Петра Струйского…

С.Бунтман

Так…

А.Васин

Очень известного…

А.Шевелкина

Антрепренёр.

А.Васин

Антрепренёра, режиссера и актера, который организовал потом собственный театр. Получил это здание, но в 18-ом году по понятным причинам этот театр был реквизирован и этим же советом местным и создали Замоскворецкий театр, но трупа, видимо, осталась. В 20-ом году он был…

С.Бунтман

То есть его просто национализировали…

А.Васин

Да.

С.Бунтман

Он перестал быть частным.

А.Васин

Да, да, и, но в 20-ом году он изменил название, он стал называться «Замоскворецкий советский театр».

С.Бунтман

Просто «Замоскворецкий советский театр».

А.Васин

Ну, это уже 20-ый год.

С.Бунтман

Да.

А.Васин

А это афиша 19-го года.

С.Бунтман

Это вот афиша, «Без вины виноватые», вот, и здесь мы видим, ну, вот когда увидели фамилию «Борисовская», ну, мало ли, как вы проверяли?

А.Васин

Тут, как говорится, мне помог мой друг и наставник, которого я очень хочу поблагодарить, это Вячеслав Петрович Нечаев, знаменитый, в общем, архивист, и в общем, специалист по истории русского зарубежья, и вообще энциклопедист, директор Научного центра Театрального общества российского.

С.Бунтман

Так.

А.Васин

Я с ним очень долгие годы общаюсь, мы с ним обсуждаем разные темы, и в результате бесед иногда у меня возникали правильные идеи по поводу в том числе и Гари. И вот, значит, вот у него в архиве, и он мне показал, оказалась интересная учетная карточка, которая вот у вас лежит, учетная карточка члена Российского театрального общества, на которой написано…

С.Бунтман

Борисовская…

А.Васин

Да, и далее имя.

С.Бунтман

Нина Осиповна…

А.Васин

Кацева…

А.Шевелкина

Кацева.

С.Бунтман

Кацева. Нина Осиповна Кацева.

А.Шевелкина

Это мама Ромена Гари.

С.Бунтман

Ну, и все, это в любой «Википедии» написано, что фамилия…

А.Васин

Кацева.

С.Бунтман

Кацева.

А.Васин

Кацева Нина Иосифовна, и там же на этой, вы можете увидеть, ее интересную отметку, что она сценическую деятельность начала в 1910-ом году.

С.Бунтман

Так.

А.Шевелкина

И что она характерная актриса еще.

С.Бунтман

Значит, мы можем определить, что она где-то уже играла там в Вильно, где она была, или где-то еще, вот сразу вы усомнились Александр Николаевич…

А.Шевелкина

Этого не было на самом деле.

С.Бунтман

Этого не было? То есть она себе стаж приписала?

А.Шевелкина

Приписала…

С.Бунтман

Вот. Так кто у нас мистификатор Гари или мама?

А.Шевелкина

Мама.

А.Васин

Да, вполне возможно, но…

А.Шевелкина

Но писать письма так, чтобы сын их получал после того, как она уже умерла, это тоже.

А.Васин

Сынок научился у мамы, я думаю…

А.Шевелкина

Да.

С.Бунтман

И вообще, стало понятно, что это, вот они приехали, стало ли понятно, как они приехали сюда в Москву?

А.Шевелкина

Непонятно даже почему они приехали в Москву, они могли приехать куда угодно, они приехали в Москву, и Нина приехала не одна, она приехала с ребенком и она приехала с няней. Каким образом Александр Николаевич понял, что первые 6 лет Роман Гари провел в Москве, ведь в паспорте матери он не был вписан, но Нина приезжает с няней, с любимой няней, о которой пишет Роман Гари в «Ночь будет спокойной», по-моему…

А.Васин

Нет…

А.Шевелкина

И в «Обещании на рассвете».

А.Васин

В «Обещании» очень много, он ее любил очень.

А.Шевелкина

Он ее обожал, и они живут, это тоже Александр Николаевич обнаружил, по одним и тем же адресам, то есть если взять паспорт Нины и паспорт няни, у них просто одинаковые отметки.

С.Бунтман

Ах вот, вот у нас сейчас видна картинка, потому что я просто здесь НРЗБ показываю публикацию «Экспресса», Аллы Шевелкиной, я показываю, которая уже там вышла уже некоторое время назад...

А.Шевелкина

Она вышла 30-го января.

С.Бунтман: 30

го января…

А.Шевелкина

Но этой публикации…

С.Бунтман

То есть в тот день, когда мы об этом говорили, получается?

А.Шевелкина

Да, но этой публикации предшествовали такие некоторые трагические события, очень волнительные, ну, мы потом о них поговорим.

С.Бунтман

Потом поговорим, а сейчас вернемся к тому.

Ну, вот путем такого сопоставления, что, получается, что один и тот же адрес, да?

А.Шевелкина

И мало того, она часто меняла, было 6 адресов, поменяла, да, в Москве…

А.Васин

Там очень много…

А.Шевелкина

Но первый дом, в котором она жила, и последний до сих пор сохранились, и прекрасно сохранились, один дом…

С.Бунтман

Это где?

А.Шевелкина

Петровка, 17…

С.Бунтман

Петровка, 17?

А.Шевелкина

Это такой серый…

А.Васин

Дом братьев Смирновых.

С.Бунтман

Это серый, большой, это серый, большой доходный дом.

А.Васин

Напротив дома…

С.Бунтман

Да, ну, да, городской, да?

А.Васин

Да.

А.Шевелкина

А последний дом это…

А.Васин

А последний дом это знаменитый дом купца Бабанина, Бабанинский дом, который москвичи тоже знают и любят, старые, это, ну, современный адрес, Климентовский переулок, дом 6, когда-то это…

С.Бунтман

Климентовский, дом 6…

А.Шевелкина

Мы вам дали фотографию…

С.Бунтман

Климентовский, дом 6.

А.Шевелкина

Это рядом с кинотеатром, Новокузнецкая…

А.Васин

Метро Новокузнецкая рядом.

С.Бунтман

Да.

А.Шевелкина

Вот, вот, вот он.

А.Васин

Вот он.

С.Бунтман

Вот он, ну, я же его знаю.

А.Васин

Конечно, конечно.

С.Бунтман

Да.

А.Шевелкина

Потому что НРЗБ у нас всего 2 дома в Москве…

С.Бунтман

Это дом в Вязниковском…

А.Васин

Да, дом, как он назывался, дом небоскреб.

С.Бунтман

Да, небоскреб в Вязниковском, да.

А.Шевелкина

Но здесь они уже жили в коммуналке, здесь уже стало. Я, когда сделала интервью с Александром Николаевичем, мне позвонили их редакции, сказали, Алла, ну, это же получается, он был во время революции в Москве, значит надо как-то понять, как это отразилось на нем…

С.Бунтман

А как отразилось? Ну, сколько, ему, 3 года было, да?

А.Шевелкина

Ну, они из индивидуального жилья переехали в коммуналку.

С.Бунтман

Ну, переехали…

А.Шевелкина

И уже жили в комнате.

С.Бунтман

Знаете, когда тебе 3 года, в общем, ты воспринимаешь…

А.Васин

Ну, да…

С.Бунтман

Самое главное, чтобы была мама, чтобы кто-нибудь…

А.Шевелкина

4…

А.Васин

И няня еще, польская няня…

С.Бунтман

3, 4, ну, что, ну, польская няня, ну и что, я 13 жил в коммуналке и ничего страшного со мной не произошло.

А.Шевелкина

Я жила тоже…

А.Васин

Наоборот…

А.Шевелкина

И интересно всегда, нет, он с радостью рассказывал всегда, к тому же в их коммуналке жили ни солдаты, ни крестьяне, а жили актеры…

С.Бунтман

Актеры, там было 3 семьи, по-моему?

А.Васин

Кроме них 3 семьи…

С.Бунтман

Ну, слушайте, это еще, это счастливая коммуналка.

А.Васин

Я был в этом подъезде, я вам скажу честно.

С.Бунтман

Так.

А.Васин

Но он…

А.Шевелкина

На первом этаже.

А.Васин

Да, но он перестроен, этот подъезд, и, ну, нет того двора знаменитого, где он учился этому самому, я извиняюсь…

А.Шевелкина

Русскому дворовому языку.

С.Бунтман

Русскому дворовому языку, потому что это, конечно, он правда так поражал знаниями своими?

А.Шевелкина

Вы знаете, Александр Николаевич сначала…

С.Бунтман

Да.

А.Шевелкина

Я очень напряженно отнеслась к первому имейлу Александра Николаевича, ну, мы часто получаем какие-то письма о том, как нам перестроить рабкрин, как человек знает, как, хочет написать статью в «Экспрессе», потому что он знает, как осчастливить Россию или что-то такое…

С.Бунтман

Ну, это правда.

А.Шевелкина

Или наоборот разоблачить кого-то, и поэтому, когда ты получаешь от незнакомого человек имейл, который тебе пишет о том, что н какие-то совершенно неизвестные вещи об очень известном человеке выяснил, я так напряглась…

С.Бунтман

Ну, сразу начинается, думаешь…

А.Шевелкина

Но Александр Николаевич правильно сделал, он, во-первых, мне написал имейл, а не позвонил, и во-вторых, он представился от человека, которого я очень уважаю, от коллеги, и тогда я ему написала, что давайте постепенно вы будете мне рассказывать о ваших открытиях, и я тогда сообщу в редакцию интересно ли им это, и в редакции все просто подпрыгнули до потолка, до такой степени это было интересно, потому что Роман Гари до сих пор это один из самых известных и самых любимых писателей во Франции, хотя уже сколько лет прошло с тех пор…

С.Бунтман

А все-таки всегда был вопрос, я очень хорошо помню, как мы следили за этими двумя писателями, как мы это обсуждали, когда мы учились в институте, вот, это же все кипело, кипело тогда.

А.Шевелкина

Его лучшие переводчики переводили, Лиля Лунгина, по-моему…

С.Бунтман

Да.

А.Шевелкина

И Лена Зунина, мне кажется, нет? И Маша кое-что сама перевела, уже позже.

С.Бунтман

Да, но тогда, потом вышел дивный фильм НРЗБ.

А.Шевелкина

«Жизнь впереди».

С.Бунтман

Да, «Жизнь впереди» Симона Синьоре.

А.Шевелкина

Спектакль же был в детском театре…

С.Бунтман

Спектакли есть до сих пор, в небольших театрах, кстати говоря, привет маме Романа Гари, в небольших театрах, и вот я видел как репетировали этот спектакль в театре, в Аптекарском огороде есть небольшой театр, где играют…

А.Шевелкина

Недавно…

С.Бунтман

Недавно, года 2 назад, года 2 назад они готовились к сезону, я думал, надо же, «Жизнь впереди», и как это живо, все-таки а как ты считаешь, вот я никогда не мог понять, для читателей кто больший писатель Гари или Ажар?

А.Шевелкина

Я думаю, что Гари все-таки.

С.Бунтман

Все-таки Гари.

А.Шевелкина

Думаю да, потому что «Обещание на рассвете» это все-таки главное произведение, и под фамилией Гари он значительно больше издал.

С.Бунтман

Да, он гораздо больше написал, все-таки это не посильный труд, он же не раскладывал себе на 2 равные части, ну, это была великая эпопея совершенно.

Давайте я напомню, что у нас в гостях в нашей программе, и вот мы так потихоньку слой за слоем вскрываем архив получается, вскрываем биографию человека, которому не верили, которому не верили…

А.Шевелкина

Абсолютно…

С.Бунтман

Которому не верили, что он пишет…

А.Шевелкина

Надо, мне кажется, вернуться к его…

С.Бунтман

Просто пишет о своей жизни. Мы вернемся к этому через несколько минут, через 3 минуты примерно. Я хочу напомнить только наших гостей, это Алла Шевелкина, корреспондент журнала «Экспресс», и Александр Николаевич Васин, исследователь, который как раз и нашел эти факты, недостающие кусочки мозаики в жизни Ромена Гари. Прервемся, через 3 минуты встретимся.

НОВОСТИ

С.Бунтман

Ну, что ж, чудесно, у нас все работает, работает «YouTube», работает и чат «YouTube». Выясняйте, что вас интересует, потому что здесь есть любители Ромена Гари, и вот для друга нашего вот Базиля, здесь оказалось, так как он Гари знает хорошо, но оказалось про маму этого не знал никто, он думал, что это действительно выдумки.

Но здесь у нас есть и в смсках, кто-то такой страстный действительно и убежденный: «Так страстно как Гари…», - пишет у нас в смске человек, «можно писать только правду».

А.Шевелкина

А он, наверное, прав.

С.Бунтман

Прав, наверное?

А.Васин

Я вообще…

С.Бунтман

Я напомню, что Александр Николаевич Васин, исследователь, который нашел как раз действительно на самом деле новые факты из довольно такого непонятного периода, самого детств Ромена Гари, который он оказывается провел здесь, в Москве. И Алла Шевелкина, корреспондент журнала «Экспресс», и мы фрагменты ее статьи, и картинки в ее статье в «Экспрессе» мы видим сейчас многие на экране, те, кто смотрит нас в «YouTube». Ну, продолжайте.

А.Васин

Ну, во-первых, я хотел вернуться к Гонкуровской премии, если позволите.

С.Бунтман

Да.

А.Васин

Ну, он же намекнул, значит, что гори это понятно…

С.Бунтман

Гори гори, да.

А.Васин

Моя звезда, а жар это жар, понятно, это то, что остается после огня, но просто академики не очень хорошо знали русский язык.

С.Бунтман

Ну, да.

А.Васин

Не догадались.

С.Бунтман

Ну, вот так даже сопоставить, даже, их же на часто сопоставляли даже, бывало, что сопоставляли, но не думали, что это писатели из одного гнезда человеческого, оказалось, что из одного.

А.Шевелкина

Ну, вот фантасмагория даже в том, что няня жила 6 лет вместе с мамой, ни в один паспорт ребенок не был вписан, но представить себе, иначе бы он где-то написал о том, что его на 6 бросила мама, то есть невозможно представить себе, что няня с мамой живут в одном, по одному адресу, и с ними нет ребенка, вот это как бы открытие и вывод Александра Николаевича…

А.Васин

Нет, ну…

А.Шевелкина

Что раз няня и мама, ведь за этими каракулями в паспорте не так просто обнаружить, что это…

С.Бунтман

Да.

А.Шевелкина

Одинаковые абсолютно адреса, и мы специально постарались сопоставить паспорт няни…

А.Васин

Ну, да.

А.Шевелкина

С паспортом мамы, и опубликовать некоторые странички, и там 1 день, 1 адрес, Петровка, 17, или Пятницкая…

С.Бунтман

Серый дом…

А.Шевелкина

Да.

А.Васин

Да, Петровка, Пятницкая, 27/6…

А.Шевелкина

Я думаю, что, Александр Николаевич мне однажды написал, у нас была долгая переписка…

А.Васин

Точно.

А.Шевелкина

Что вот этот русский уличный язык, осторожно написал, очень ему помог в дипломатической карьере, думаю, господи, я, наверное, что-то забыла, а потом он мне напомнил, что в «Ночь будет спокойной»…

А.Васин

Да, да.

А.Шевелкина

Была фантастическая сцена, как, он был вторым человеком в миссии французской в ООН, Роман Гари, ведь он помимо того, что он героем войны, которого награждал сам Де Голль…

С.Бунтман

Ну, да.

А.Шевелкина

Он потом стал блестящим дипломатом.

С.Бунтман

Он же Сражающейся Франции герой…

А.Васин

Свободной Франции.

С.Бунтман

Ну, Свободной, потом Сражающейся.

А.Шевелкина

А потом он стал блестящим дипломатом, то есть все, что мама ему завещала, он выполнил, и он в ООН очень расстроенный речь своего посла, пошел в туалет, и вдруг к нему подходит в самый неудачный момент некто Титов, пресс-секретарь российской миссии, советской миссии, и говорит, послушайте любезный, а не скажите ли вы мне, а он стоит без штанов практически, сколько истребителей Великобритания поставила Федеративной Республики Германии, и на это Ромен Гари выдает ему такой отборный мат, который произнести, разумеется, здесь нельзя…

С.Бунтман

Я только могу сказать какое плавсредство там упоминается, там упоминается легкий катер, все остальное вы сконструируете сами.

А.Шевелкина

Ну, это что-то типо катись колбаской по Малой Спасской…

С.Бунтман

Нет…

А.Шевелкина

Но очень…

С.Бунтман

Но именно, что, простите меня, сюда прицепить, взять на буксир сюда и катер еще, вот это может только дворовый парень, это не выучишь в книжке.

А.Шевелкина

Ни один преподаватель такому…

С.Бунтман

Нет, конечно.

А.Шевелкина

А еще Александр Николаевич мне рассказывал про известную шпану, как она называлась…

А.Васин

Да, такая Бабанинская шпана, ну, и на самом деле я читал об этом, что это была знаменитая в Москве, так и называлась по имени хозяина дома, хотя это уже были советские времена, значит, уже, Бабанинская шпана, которая в страхе держала округу, и в общем, он с ними нормально, видимо, общался во дворе, и понятно, я тоже вырос в московском дворе…

С.Бунтман

Ну, он маленький еще он был то…

А.Шевелкина

Ну, как…

А.Васин

Ну…

А.Шевелкина

До 21-го года они жили.

С.Бунтман

7 лет.

А.Шевелкина

Это уже прилично, эти слова запоминаются быстрее всего.

С.Бунтман

Запоминаются сразу, да.

А.Шевелкина

Вы знаете, он был на приемах, о которых он тоже пишет, в «Обещании на рассвете» и в «Ночь будет спокойной», где он встретился сначала с Георгием Димитровым…

С.Бунтман

Да.

А.Шевелкина

А потом со Ждановым, и оба были совершенно потрясены, как это французский дипломат знает такие слова, так блестяще говорит по-русски, у него, наверное, еще был абсолютный слух, я думаю.

А.Васин

Так еще про одну историю хочу рассказать.

С.Бунтман

Да.

А.Васин

Он же мог оказаться в Москве в 47-ом году, я не знаю, вы, наверное, знаете, я вам рассказывал…

А.Шевелкина

Нет, вы мне этого не рассказывали.

А.Васин: В 47

ом году МИД Франции принимает решение его направить в Москву…

С.Бунтман

Так.

А.Васин

Значит, вице-консулом, по-моему, и уже все, были готовы все документы, но в этот момент выходит разгромная статья Марка Гельфанда под названием «Школа ренегатов», в которой он полностью разгромил первый роман Гари «Европейское воспитание».

С.Бунтман

Так.

А.Васин

Это было опубликована разгромная статья, ну, это Марк Гельфанд тоже довольно известная фигура, наверное, о нем сейчас не стоит рассказывать, вот, и МИД Франции усомнился в целесообразности, и вообще они решили, что могут даже визу не дать…

А.Шевелкина

Агреман.

С.Бунтман

Агреман, да, дипломатический.

А.Шевелкина

Он же был в Болгарии тогда, по-моему, он работал.

А.Васин

Это 47-ой год, да, он работал в Болгарии.

А.Шевелкина

Да.

А.Васин

И в общем, короче говоря, таким образом он не попал на свою родину, к сожалению, а может к счастью.

С.Бунтман

А вот как все-таки, вот здесь они живут, живут самые такие годы…

А.Шевелкина

Самые страшные годы, да.

С.Бунтман

Вот они переживают эту зиму с 19 на 20, и с 20 на 21, это были 2 зимы, когда с 19 на 20 исчезли все заборы в Москве, сожгли все, исчезла практически вся мебель, это вот пишут, просто об этом есть записи детей немного постарше, они очень много писали про то, что происходило, дневники там и так далее, вот они пережили эту жуть?

А.Васин

Ну, да.

А.Шевелкина

Да, потому что они уехали, по-моему, осенью 21-го, в сентябре, 15, по-моему, да?

А.Васин

Ну, точной даты неизвестно, я пытался найти документы их отъезда, но…

А.Шевелкина

Сентябрь, октябрь, но…

А.Васин

Нет, они в Польшу, они уже были вернее в Вильно…

А.Шевелкина

Нет, они уехали в Литву, да, но…

А.Васин

21 года.

С.Бунтман

21.

А.Шевелкина

Да.

С.Бунтман

То есть после, они никак не могли уехать, когда, если бы хотели…

А.Шевелкина

Война же идет, конечно.

С.Бунтман

Была бы война…

А.Шевелкина

Нельзя уехать.

С.Бунтман

Война с Польшей еще ко всему.

А.Васин

Ну, да.

С.Бунтман

Прямо идет 20 год, 21 значит более-менее, все, а, да и мир подписан…

А.Шевелкина

То есть особенно некуда уезжать, там война на родине, а куда можно уехать.

С.Бунтман

А никуда.

А.Шевелкина

И Нину спасла, я думаю, неслучайно на последние несколько лет, она жила по одному адресу, это было рядом с театром, где-то километр…

А.Васин

Ну, да…

А.Шевелкина

Вы представляете, в это время, когда днем то опасно выйти на улицу, а тут после спектакля…

С.Бунтман

Это в смысле вы имеете в виду адрес ее, Климентовский?

А.Васин

Климентовский.

А.Шевелкина

Да.

С.Бунтман

Туда.

А.Шевелкина

Идти, ну, вот…

С.Бунтман

Ну, нет, там лечь, ползти, там лечь, поползти, просто перейти туда…

А.Шевелкина

Ну, полтора километра все-таки.

С.Бунтман

Полтора.

А.Шевелкина

Мы посчитали с Александром Николаевичем.

С.Бунтман

Полтора километра…

А.Шевелкина

Да.

С.Бунтман

Ну, это нормально, ну, что вы, господи…

А.Васин

Еще…

С.Бунтман

15 минут идти.

А.Васин

Как бы добавление, дело в том, что у Бабанина, у этого купца, который умер, по-моему, до революции один из сыновей был известным режиссером МХТ, Константин Бабанин, режиссером и актером МХТ, и у меня есть предположение, что актеры неслучайно в его доме.

С.Бунтман

Ну, может быть…

А.Васин

Ну, это да…

С.Бунтман

Это уже, это все не совсем ясно, предположений много…

А.Шевелкина

Еще же одна история…

С.Бунтман

Да.

А.Шевелкина

Каждое лето Нина увозила ребенка на дачу в Малаховку, и это тоже видно в паспорте, потому что оказывается, когда ты уезжал на несколько месяцев, на лето, нужно было выписаться из дома и прописаться в Малаховке…

А.Васин

Ну, да, метка должна быть.

С.Бунтман

Это какие, уже советские годы или нет?

А.Васин

Нет, нет, в 16-ом году…

С.Бунтман

Это 16-ый год, но военное…

А.Васин

Военное время, да.

С.Бунтман

Военное время.

А.Васин

Военное время.

А.Шевелкина

И там был театр, в котором как Александр Николаевич предполагает, Нина тоже играла, и неслучайно она выбрала именно Малаховку, потому что там играла Раневская, да…

А.Васин

Да, в этом же году, в 16-ом, там появилась Раневская, дебютировала в этом театре в 16-ом году, и они вполне возможно…

С.Бунтман

Вполне возможно, что пересекались…

А.Васин

Ну, наверняка.

С.Бунтман

Могла играть, но уж ходить то точно.

А.Шевелкина

И знаете, что интересно, вот в этих паспортах…

С.Бунтман

В микрофон пожалуйста…

А.Шевелкина

Такие странички…

С.Бунтман

Несмотря на то, что там у нас, здесь картинки страниц паспортов, да…

А.Шевелкина

Ну, вот это прописка, регистрация, нужно было наклеить марки, то есть это каких-то денег стоило, и сначала марки старые, царские, а потом появляются уже советские, вот эти вот пестрые марки, по 40 копеек, они дороже, кстати, вот регистрация при советской власти уже стала дороже, чем при царском режиме, там уже написано «Рабочих и солдатских депутатов», то есть даже по этому документу видно, как изменилась жизнь.

А.Васин

Там есть отметка о получении обуви еще, на первой странице паспорта, год сейчас не помню, там есть отметка о том, что они получали, видимо, по списку в театре им выдавали обувь и они получали там…

А.Шевелкина

Паек, наверное, какой-то…

А.Васин

Может быть не только обувь, да, и…

С.Бунтман

Ну, смотрите, вы шаг за шагом, бумага за бумагой, сопоставление за сопоставлением, вы восстанавливаете вот эту картину, вот этих лет, с 14 по 21, когда они живут в Москве, но а вот как Алла здесь поступает, она тоже порциями слушает это, получает…

А.Шевелкина

Я получаю…

С.Бунтман

Да.

А.Шевелкина

Я уже поняла, что меня дали…

С.Бунтман

А как начальство?

А.Шевелкина

Начальство в восторге и говорит, иди бери интервью, а я практически уже в письменно виде все получила, мы встречаемся с Александром Николаевичем, он очень обрадовался, что мы живем рядом, и Александр Николаевич показывает мне в своем компьютере, ну, вот как бы эти документы. Я узнаю, что у него есть письмо от директора Литовского архива государственного…

С.Бунтман

Так.

А.Шевелкина

Сохранился этот паспорт Нины, и он ему пишет письмо, то есть вот, ничего нельзя придумать уже и обвинить человека в том, что он что-то выдумал или что-то фальсифицировал, письмо директора архива, по вашей просьбе высылаю вам паспорт…

А.Васин

Ну, они 2 паспорта прислали, сначала Нины…

А.Шевелкина

А потом няни.

А.Васин

Нины, кстати, по бартеру я получил, ну, так условно, так сказать, завязались какие-то контакты там с сотрудницей архива, и я ей послал эти самые картинки афиш…

С.Бунтман

Ага.

А.Васин

А они мне прислали, у них же паспорт Нины был найден, они нашли очень много документов в Литовком архиве…

А.Шевелкина: В 14

ом году.

А.Васин: В 14

ом году.

А.Шевелкина

Столетие.

А.Васин

У них очень хороший архив и очень интересная работы была проведена, и они, уже паспорт был отсканирован и найден, и они мне прислали, ну, вот поиски паспорта няни, когда мне идея пришла, как говорится, надо попытаться найти этот паспорт, я думаю, а вдруг, и в результате они мне прислали письмо, что паспорт найден, ну, пришлось немножко заплатить и тогда я уже получил паспорт Нины, вернее НРЗБ, замечательной няни…

С.Бунтман

Да.

А.Васин

И когда я их положил рядом, увидел адреса, я просто…

С.Бунтман

Все.

А.Васин

Да.

А.Шевелкина

Там был еще один документ, вот он опубликован как раз, когда няня просит литовский вид на жительство, и ее спрашивают, откуда они приехала из Литвы, она заполняет документ, и она пишет: «Из Москвы»….

С.Бунтман

Хм…

А.Шевелкина

И мало того, вот эта фотография няни, это вообще единственная фотография, которая существует…

С.Бунтман

А эта фотография с документа какого-то?

А.Васин

Да, да, да.

А.Шевелкина

С этого.

С.Бунтман

С этого документа, да.

А.Шевелкина

Да, просьба получить вид на жительство в Литве, она была с ними до последнего, пока они не уехали в Варшаву, то есть до 26 года.

А.Васин

25.

А.Шевелкина

Я еще хочу, вот просто я снимаю шляпу перед Александром Николаевичем, вот человек не профессионал, не архивист…

А.Васин

Дилетант.

А.Шевелкина

Дилетант, он записывал, я просто спросила так строго, а писали, из какого архива вы это взяли, из какого фонда, он говорит, да, фонд такой то, страница такая то, опись такая то, то есть я просто была потрясена качеству работы…

С.Бунтман

Да.

А.Васин

Старались.

С.Бунтман

Ну, правильно, правильно, здесь же речь то идет не о том, чтобы написать какую-то диссертацию, понабрав неизвестно откуда, неизвестно чего…

А.Шевелкина

НРЗБ дорого.

С.Бунтман

Дорого, да, но здесь же речь идет о том, чтобы действительно найти и иметь возможность подтвердить, находишь и подтверждаешь, да.

А.Шевелкина

Есть еще один очень важный момент, переде тем, как выпустить этот материал, мы посоветовались и решили, что мы все-таки должны его показать официальному биографу Ромена Гари…

С.Бунтман

Вот, вот…

А.Васин

Да.

А.Шевелкина

Потому что это очень важно, потому что «Экспресс» серьезная организация, и репутацией своей очень дорожит, и чтобы потом кто-то сказал, они там какую-то чушь написали, неизвестно кто, а мы тут вот главные. И мы решили прежде чем что-то публиковать, встретиться, с Мириам Анисимов, с человеком, который считается официальным биографом Ромена Гари, и их связывают очень тесные, связывали очень тесные отношения. И она увидела эти документы, которые, ну, как бы полностью опровергали все, что она написала в своей книжке…

С.Бунтман

А ее, вот напомним или скажем, что ее основная идея, что он мистификатор не только в истории с Эмилем Ажаром, с никому непонятным, там еще дядя какой-то, там бог знает, что он вообще изобретатель собственной жизни…

А.Шевелкина

И собственной биографии.

С.Бунтман

Ну, да.

А.Шевелкина

А главное, что мы не знаем где он провел 6 лет, да и н знаем, а кто это такие какие-то выдумали. И она сразу не приняла вот эти документы, она сказала, что этого не может быть, что я провела столько лет в архивах, не играла она нигде, это все неправда, это все выдумки, это какая-то не та Борисовская.

С.Бунтман

Возвращаемся, дорогие мои друзья, особенно те, кто смотрит сейчас в «YouTube»…

А.Шевелкина

Да, повторяю для старшего и вашего командного состава.

С.Бунтман

Да, повторяю, вот смотрите, здесь написано «Борисовская Нина Осиповна Кацева», вот что еще здесь, НРЗБ, то, что называется.

А.Шевелкина

Повторяем.

А.Васин

Да.

А.Шевелкина

Она пришла не одна, к счастью, на эту встречу, у нее была замечательная помощница, которая знает русский язык, это специалист по кино советскому, я забыла ее фамилию, но она нас практически спасла, потому что она взяла эти документы, ну, мы послали ей по почте их, и она очень внимательно их изучила, как человек, который знает русский язык, и она убедила Мириам Анисимов, что это аутентичные документы, что здесь никакой подделки нет, что это все правда. И тогда нам пришлось взять у нее интервью, у Мириам Анисимов, потому что когда она сказала…

А.Васин

Да.

С.Бунтман

Да, там вот и есть даже, там где-то вот оно у нас было…

А.Шевелкина

Вот.

А.Васин

Вот.

С.Бунтман

Врезочка такая тоже, как мы делаем, мы, конечно, «Дилетанты», а «Экспресс» более такую, здесь абсолютно, вот врезочка, где она говорит, что она убедилась, что это заполнение пустот в биографии, каких ей это стоило сил.

А.Шевелкина

Я думаю, что она не спала ночь, может быть даже не одну.

А.Васин

Жалко…

С.Бунтман

Это крушение просто, это крушение твоей теории.

А.Шевелкина

Это крушение, в общем, 6 страниц книги, ей придется переписывать книгу, и она в конце пишет фантастическую фразу: «Оказывается, Роман Гари не только выдумывал, иногда писал правду».

С.Бунтман

Замечательно.

А.Шевелкина

Вот в этом интервью.

С.Бунтман

Ну, это изящно, это изящно.

А.Шевелкина

Но я чуть не плакала, честно говоря, когда она начала говорить, что это все неправда, я думала, господи, я столько сил потратила…

А.Васин

Ну, да.

А.Шевелкина

Я с таким замечательным человеком познакомилась и столько переписывалась с ним, а она все это перечеркнет сейчас.

С.Бунтман

Но это, но надо сказать, что вот то, что это было трудно, но это достойно.

А.Шевелкина

Ну, это…

С.Бунтман

Это достойно.

А.Васин

Конечно.

С.Бунтман

И с ее стороны вот, в общем-то, сказать ясно и четко здесь сказать, друзья мои, это нормальные хорошие документы, вот.

А.Шевелкина

Профессионализм.

С.Бунтман

Я узнала, а это ценно, это здорово.

А.Шевелкина

Это даже как бы подчеркнуло ценность вот того, что нашел Александр…

А.Васин

Я, кстати, вот эту книгу ее «Хамелеон», дважды, и она очень, что касается истории его французской, ну, мне кажется, она написана очень хорошо, вот…

А.Шевелкина

Она очень талантливый писатель, кстати.

А.Васин

Но а все остальное, понятно, она могла, трудно добраться до Росси, до архивов и…

С.Бунтман

Вы понимаете может статься, что ей это не показалось важным…

А.Васин

Да, да, нет, она просто…

А.Шевелкина

Она приезжала сюда, она приезжала в Литву, с ней работал вот эта вот специалист по кино советскому, очень серьезная дама…

А.Васин

Да, я видел в архиве следы.

А.Шевелкина

Я ее выступления некоторые о советском кино слушала даже специально, и о Нине не нашли, потому что не там искали…

С.Бунтман

Они не с той стороны, наверное, зашли.

А.Шевелкина

Они искали до 14-го года, они считали, что потом Нина уже не могла быть актрисой.

А.Васин

Потом, я могу сказать, что они предполагали, что он лжец, а я как раз исходил от обратного.

А.Шевелкина

Вот я всегда говорила, что Александр Николаевич пытался доказать, что все что написано у Ромен Гари это правда, а мадам Анисимов пыталась доказать, что все что написано это все выдумка.

С.Бунтман

Здесь замечательно пишут у нас слушатели, «Диггер» из Санкт-Петербурга, он 2 вещи написал, во-первых, он говорит: «Надо сказать, что рассказывать о прожитом все-таки и легче, и удачнее бывает, если на этом…»

А.Шевелкина

Чем выдумывать.

С.Бунтман

Чем выдумывать уж совсем.

А.Шевелкина

Конечно.

С.Бунтман

Потому что по выдуманным можно узнать из чего ты выдумываешь, можно увидеть…

А.Васин

Ну, да.

А.Шевелкина

Ты не будешь рыдать над этим никогда.

С.Бунтман

Ну, да, если уж совсем это самое, то, что называется, во всех деталях выдумано.

А другое: «Надо посмотреть, может он еще кого-то в смысле как Эмиль Ажар написал, может мы чего-то не знаем», и тут же говорит: «А как на счет Шекспира?».

А.Шевелкина

Он написал под фамилией Кацев…

С.Бунтман

Кацев, да.

А.Шевелкина

Первые его рассказы и книги, конечно, под…

С.Бунтман

У него еще есть, но дело в том, что это не было так, насколько я понимаю, это не было такой великой тайной мистификации не было прекраснейшей.

А.Шевелкина

Вы знаете, какая самая главная мистификация, получается, что он в Москве прожил больше, чем в Вильнюсе, а в Вильнюсе ему поставлен памятник, и мы, когда шли сюда на передачу с Александром Николаевичем, мы стали думать, что вот в этом доме, где они столько лет прожили, может быть можно какую-нибудь даже доску мемориальную повесить.

С.Бунтман

Слушайте, это вообще прекрасная история, потому что, кстати говоря, если пройти еще тоже километра полтора, там вообще французское посольство.

А.Шевелкина

Недалеко, да.

С.Бунтман

Да, да.

А.Шевелкина

Но вряд ли, вряд ли…

С.Бунтман

Нет, а почему, если затеяться всем, как-то подумать, вот Французскому институту…

А.Шевелкина

Муниципальным депутатам, между прочим, этого района.

С.Бунтман

Муниципальным депутатам, это Замоскворечье, да, у нас район?

А.Шевелкина

Да, да.

С.Бунтман

Подумать, ну, на Петровке вряд ли, лучше там на Замоскворечье.

А.Шевелкина

На Петровке они всего несколько месяцев жили…

С.Бунтман

Да.

А.Шевелкина

А тут несколько лет.

С.Бунтман

А тут несколько лет.

А.Шевелкина

И русский он свой замечательный матерный выучил именно там.

А.Васин

Нет, конечно, это важное место.

С.Бунтман

Здесь должно быть: «Здесь выдающийся французский писатель Ромен Гари научился говорить…»

А.Шевелкина

Научился ругаться матом…

С.Бунтман

Научился, да, именно, но это тогда со двора надо делать…

А.Васин

Двора нету уже.

С.Бунтман

А что…

А.Васин

Там трамвайная линия.

А.Шевелкина

А выход был во двор.

А.Васин

Нет, там, знаете, как, там выход был, нет, там подъезд угловой, он выходит Климентовский подъезд…

С.Бунтман

Да.

А.Васин

Значит, надо было выйти из, ну, Климентовский, и выйти в этот двор, но там сейчас уже трудно представить, что там было, там сейчас трамвайная линия, ну, понятно.

С.Бунтман

Трамвайная линия, которая идет по Новокузнецкой улице…

А.Васин

Да, да.

А.Шевелкина

Потому что фасад только сохранился как бы дома…

А.Васин

Нет, черный дворик остался знаменитый…

А.Шевелкина

Вот где ругались…

А.Васин

Там можно…

С.Бунтман

Там, наверное, там то и надо…

А.Васин

Нет, там они, наверное, играли в это самое, в расшибалку…

С.Бунтман

Да, вполне возможно.

А.Васин

Вот, такой, и я когда зашел в этот подъезд, он, конечно, перестроен, внутри там уже, ну, в общем, я там в кое-какие комнаты попал, но неясно, где он жил…

С.Бунтман

Ну, да…

А.Васин

Точно.

С.Бунтман

Ну, тут еще видны на нем следы вот этих капитальных ремонтов 70-ых годов, любимых всеми, кто только когда-нибудь это видел…

А.Васин

Да, вот идея с доской, конечно…

С.Бунтман

Это чудесная была бы, это было бы очень славно как-то, мне кажется.

А.Шевелкина

Хотя Петровка, на Петровке дом лучше сохранился…

А.Васин

Ну, на Петровке…

А.Шевелкина

Он абсолютно такой вот как бы…

А.Васин

Там 2 подъезда, я не знаю, в каком подъезде он жил, вот…

С.Бунтман

А здесь у вас просто все данные есть.

Я бы хотел вот еще что в самом конце сказать, вот Александр Николаевич Васин у нас в гостях, спасибо Алле, что она его привела и что отреагировала…

А.Шевелкина

Что она его не бросила.

С.Бунтман

Отреагировала, и что вот это выросло действительно в серьезное открытие, я считаю, и это очень серьезно.

Ну, смотрите, я возвращаюсь к своему любимому, любимым темам моим, что мы плохо ищем очень часто. Мы очень часто, когда даже узнаем про людей родных, любимых, потерянных нами, какие-то непонятные годы, мы очень часто просто остановимся, разводим руки, начинаем рассказывать сказки о том, что ничего нигде не осталось, ничего нигде не найти, это неправда…

А.Шевелкина

Рукописи не горят.

С.Бунтман

Это неправда, и люди бесследно не исчезают.

А.Васин

Это совершенно точно…

С.Бунтман

Вы доказательство просто тому, и то, что вы сделали, но у вас еще ведь, у вас не один любимец же Ромен Гари то?

А.Васин

Ну, да.

С.Бунтман

Вот сейчас Зворыкин любимец.

А.Васин

Да, да, было у меня увлечение, к сожалению, я сейчас этим господином не занимаюсь, но да, в течение почти 6 лет я занимался биографией Владимира Кузьмича Зворыкина, как в Америке его называли в свое время «отец телевидения».

С.Бунтман

Ну, да.

А.Васин

Человек, который создал очень много в электронике, у него порядка 120 патентов в этой области, создатель цветного телевидения, и да, это тоже, 2 статьи вышло в Академии Наук по, тоже выдающаяся личность и…

С.Бунтман

Так что я считаю, что здесь важно хотеть, важно знать, важно скрупулёзно относиться к тому, что ты делаешь, так что это замечательно, и спасибо вам большое…

А.Васин

Вам спасибо!

С.Бунтман

Я думаю, что все любители, вообще по-русски бы, ну, вот у нас передача, мы сказали, вообще бы как-то так…

А.Васин

Запросит народ вообще…

С.Бунтман

Знать бы все это хорошо, надо бы сделать какую-нибудь публикацию еще…

А.Шевелкина

На русском языке…

С.Бунтман

На русском и в России.

А.Шевелкина

Ну, надо взять и перевести через «Google Translate», очень неплохо получается.

С.Бунтман

О, боже мой, Алла, это говорит переводчик переводчику говорит, я не знаю…

А.Шевелкина

Сережа, ты хочешь сказать, что нужно сделать для журнала «Дилетант» публикацию?

С.Бунтман

Может быть, мы подумаем об этом.

А.Шевелкина

Хорошо, с Александром Николаевичем мы сделаем что-нибудь новое.

С.Бунтман

Хорошо. Александр Николаевич Васин, Алла Шевелкина, спасибо большое, всего доброго!

А.Васин

Читайте Ромена Гари.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024