Ну и денек - 2022-01-29
Ровно 220 лет назад - 29 января 1902 года – родилась русская Марлен Дитрих. Звали ее Любовь Орлова. Театровед и критик Виталий Яковлевич Вульф писал о ней:
«Александров слепил её именно по образцу Марлен Дитрих. Скажем, в «Веселых ребятах» у неё был знаменитый цилиндр — и только в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в «Голубом ангеле». В «Цирке» Орлова снимает свой чёрный парик и остается блондинкой — у неё половина головы чёрная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень узкий круг людей, в том числе людей искусства, видели западные фильмы, когда их для избранных показывали в Управлении кинематографии в Гнездниковском переулке».
В кинематограф пришла достаточно поздно — ей было 32 года. Все, что мы знаем о Любови Орловой, - не более чем миф, созданный ей самой и тщательно поддерживаемый ее мужем и режиссером Григорием Александровым. Вспоминать свое прошлое она не любила. Одна из самых распространенных легенд – что ее предки были дворянами. На самом деле ее отец, Петр Федорович Орлов, был акцизным чиновником, а мать, Евгения Николаевна Сухотина, была очень дальней родственницей Михаила Александровича Сухотина, мужа одной из дочерей Льва Толстого.
«Орлова, как опять же писал Виталий Вульф, казалась доступной каждому человеку, и вместе с тем она была абсолютно недосягаема для зрителей. Она очень редко выступала в печати, она никогда не демонстрировала себя на так называемых «тусовках» тех лет... Она никогда не была в Доме кино. И Союз кинематографистов существовал совершенно отдельно от нее. У нее была своя, отдельная, очень замкнутая жизнь, в которую она никого не допускала. Она всегда появлялась с улыбкой на устах: какой бы фильм люди ни смотрели, они выходили из зала в замечательном настроении, потому что в ее лице, ее манере, в очень благородной лепке ее лица была какая-то неизъяснимая женская прелесть и красота. А ее характер, то, какая она была на самом деле, знали очень немногие. Когда-то Немирович-Данченко сказал, что каждый человек проживает пять или шесть жизней. А Любовь Орлова прожила гораздо больше...»
НУ И ДЕНЕК
По одну сторону океана были Орлова и Александров, творчество которых способствовало развитию жанра музыкальной комедии, по другую, тот, кого Альфред Хичкок называл «человеком кино в чистом виде», Франсуа Трюффо — «принцем», Орсон Уэллс — «гигантом». Жан Ренуар называл его «Человеком, который изобрёл Голливуд». Вечный паяц кинематографа, Эрнст Любич всегда предпочитал комедию остальным жанрам.
Хотя Любич переехал в Голливуд еще в 1922 году, во времена Третьего рейха каждый житель Берлина знал его в лицо. Огромный портрет Любича, в то время художественного руководителя студии Paramount, по личному приказу Гитлера висел на главном столичном вокзале. Внизу была подпись: «Типичный еврей». Любич, с его ироничностью и сарказмом очень раздражал нацистов. Его имя на долгие годы было вычеркнуто из истории немецкого кинематографа. Это было удобно, факты из личной жизни и биографии Любича очень удобно было использовать для того, чтобы клеймить его фильмы, как примеры образцы «больного и дегенеративного искусства».
В кино он пришел в поисках заработка во времена Первой мировой. Актер рейнхардтовского театра не церимонился – времена были тяжелые. Во время войны взбалмошный балаганный киноаттракцион оставался на экранах дешевых кинотеатров: рабочие и крестьяне с удовольствием ходили на «комедии затрещин», основывающихся на низкопробном юморе, в том числе на ходовых анекдотах про еврейскую хитрость. Одна из подобных серий и сделала славу никому неизвестному статисту Немецкого театра.
За 30 с лишним лет работы в немецком и американском кинематографе он поставил свыше 50 картин. За год до смерти мастера удостоили специального «Оскара» — почетную награду он получил за вклад в искусство кино.
НУ И ДЕНЕК
Есть жизнь и кроме кино. 30 лет назад президент Ельцин подписал указ «О свободе торговли».
Советская торговля умирает в один день – президент Ельцин подписывает указ номер 65 о свободе торговли. Гражданам разрешают осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе за наличный расчет, без специальных разрешений и в любом удобном месте. Кажется, ни одно начинание новой власти не встречало такого горячего одобрения населения. На следующий день покупать и продавать выходит вся страна. Рождается российский рынок на площадях, у остановок общественного транспорта и в подземных переходах метро. Главная толкучка страны – в Москве, на углу Лубянской площади и улицы Охотный ряд. Торгуют всем – от колготок до банок квашеной капусты собственного посола. Учатся торговаться: на вопрос «почем» можно услышать формулировку «прошу сто», что часто означает – запросто отдадут и за двадцать. Три недели назад власти отпустили цены – началась гайдаровская «шоковая терапия». Призванная подсластить эту пилюлю ваучерная приватизация Чубайса – впереди и толком не задастся – по крайней мере, ее плоды большинство граждан на своем кошельке не ощутят. Выходит, указ о свободе торговли стал для миллионов россиян единственной отдушиной и спасательным плотом в бурном водовороте экономических реформ начала 90-х.
НУ И ДЕНЕК