Ну и денек - 2021-07-24
Когда вам кажется, что вы платите какие-то странные неоправданные налоги, только представьте: в Англии существовал налог на окна. И это была не какая-то сиюминутная прихоть одного из правителей – люди исправно отчисляли плату в казну на протяжении 156 лет. Отменили этот сбор 24 июля 1851 года – ровно 170 лет назад. Однако след эта подать оставила такой, что даже сегодня в Великобритании можно встретить здания с оконными проемами, заложенными кирпичами.
Изначально налог на окна, ввел король Вильгельм III. Он задумывался как налог на роскошь: стекло тогда было очень дорогим, а значит его могли позволить только состоятельные люди. Лачуги бедных людей эту статью не попадали. Так некоторые дома оставались и вовсе без окон, и люди жили в темноте, лишь бы не платить высокий налог. И ладно бы, если бы пострадала только архитектура: в неосвещаемых и непроветриваемых домах мрак и сырость – благодатная почва для возникновения эпидемий. Плохо это влияло и на зрение – ведь хорошего искусственного освещения попросту еще не существовало. Даже Чарльз Диккенс писал по этому поводу:: «Поговорка „бесплатно как воздух“ устарела. Отныне бедняки в Англии лишились того, что дано им самой природой – свежего воздуха и солнечного света». В конце концов налог на окна отменили, точнее, заменили на домовой налог. Но дома без окон так и остались.
НУ И ДЕНЕК
Но такие дома в Англии хотя бы сохранились. Чего не скажешь о «городе в руинах». 110 лет назад в этот Хайрем Бингем обнаружил Мачу-Пикчу.
НУ И ДЕНЕК
Ровно 90 лет назад родился итальянский кинорежиссер Эрманно Ольми – один из последних мастеров золотой эпохи итальянского кино. Он снял более четырех десятков фильмов, но наибольшую известность получили «Вакантное место», «Легенда о святом пропойце» и «Дерево для башмаков», получившее золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Его манеры близки к неореализму, но не вписываются в его каноны полноправно, так как режиссер работал только с профессиональными актерами. Фильмы Эрманно Ольми, как и подавляющее большинство продуктов неореалистического движения в итальянском кинематографе, имеют внушительный хронометраж, медленное развитие событий, во многих из них режиссер поднимает определенные социальные или философские проблемы.
НУ И ДЕНЕК
А в день рождения Эрманно Ольми, советский режиссер Сергей Эйзенштен, находящий в этот момент в Мексике, получил от начальника Главного управления кинопромышленности Бориса Шумяцкого замечательное письмо с таким заявлением: «Необходимости форсировать Ваше возвращение в Союз, ибо положение дел с художественно-идеологическим качеством наших фильм последнего периода (два — полтора года) явно неблагополучное и заставляет концентрировать все лучшие силы на борьбу с этим прорывом. Мы ждем Вашего приезда, откровенно говоря, ждем вне всякой зависимости от В[ашей] мексиканской фильмы. Она — только эпизод В[ашего] творческого пути, участок которого (эпизода) Вами уже пройден. Здесь же — огромное поле работы, ждущее своих мастеров. Вот почему мы проявляем нетерпение, ибо дальнейший Ваш отрыв от советской кинематографии со всех точек зрения недопустим.
НУ И ДЕНЕК
А следующий наш герой хоть в фильмах и Эйзенштена не снимался, но точно был знаком с этим киносовременником. 120 лет сегодня исполняется со дня рождения народного артиста СССР Игоря Ильинского.
НУ И ДЕНЕК