Сегодня мы все никак не можем позволить себе колебаться - Ну и денек - 2009-04-29
НУ И ДЕНЕК
Сегодня мы все никак не можем позволить себе колебаться. А если и придется, то только с линией партии.
НУ И ДЕНЕК
В этот день в 1925-ом году, в своем докладе на шестнадцатой партконференции Николай Бухарин впервые произнес золотые слова, которые подхватят, повесят и даже внесут в словари. «Генеральная линия партии». Ну вот, например, Ушаков: «Основное направление, руководящие политические принципы в работе коммунистической партии». На генеральной линии должен был твердо стоять мемуарист-большевик, - по меткому замечанию Кагановича, - который «не может и не должен просто рассказывать факты», на ней же, на это линии стоял Михаил Шолохов, отмечая при этом: «Мы пишем по указке наших сердец, а наши сердца принадлежать партии». Товарищ Сталин уверял, что линия эта, цитирую: «не имеет ничего общего с головотяпскими «левыми» перегибами на местах», а уже в 1934-ом году, на семнадцатом съезде «победителей» стало ясно: «генеральная линия партии победила… по всей линии».
НУ И ДЕНЕК (ишь ты!)
Кстати, еще немного из нашего, отечественного и важного. В 1932-ом в этот день в СССР появились… бригады содействия милиции. Прототипы дружинников, те самые граждане с повязками, которых Высоцкий ласково просил не лезь лапами в душу – «бригадмил», гроза не только настоящих преступников, но и «несознательных элементов». Элементам бригадмил резал узкие брюки и лохматые волосы.
НУ И ДЕНЕК
Яков Иванович Гремиславский, конечно же, ничего общего с бригадмилами не имел. Но в его прямые обязанности входило клеить волосы и усы. В том числе. Знаменитый театральный художник и гример, Яков Гремиславский родился 29-го апреля, в 1864-ом.
САФИНА
Блестящая лысина или пышная шевелюра, усы, бородка или кровоточащие шрамы – все, что хочет видеть режиссер – в руках гримера. Отцом основателем этого без преувеличения сказать искусства в России считается художник гример Яков Иванович Гремиславский. Он продолжил дело своего отца, который, будучи бесфамильным крепостным крестьянином в середине 19 века гримировал в Малом театре Михаила Щепкина. Он, восхищенный талантами мастера из народа и придумал для него фамилию Гремиславский. Гремиславский-младший всю жизнь проработал с Константином Станиславским. А встретились они задолго до образования Общества искусства и литературы и Московского художественного театра. В честь семейного праздника давали домашний спектакль, приглашенные профессионалы готовили костюмы и парики для любителей. А мальчик, которого все звали Яшей, шмыгал из одной уборной в другую. Якову Ивановичу Гремиславскому суждено было сыграть большую роль в театре. Вместе с женой они были первыми гримерами, которые выступали творческими сотрудниками режиссера. Создавая тот или иной образ, Гремиславский подчинял его общему замыслу и тональности спектакля. Помогла актерам находить внешний облик, соответствующий содержанию роли и фактически создал свою школу гримерного искусства. Станиславский высоко ценил Якова Гремиславского, а тот поставил свою работу на высоту, на которую равнялись в Европе и Америке.
НУ И ДЕНЕК
От лириков самый простой переход всегда к физикам. Леонид Верещагин тоже родился 29-го апреля, но в 1909-ом.
АСТВАЦАТУРЯН
Академик Верещагин родился в Херсоне, окончил Одесский университет, в 1930-х работал в харьковском Физико-техническом институте, после – в Москве. С 39 по 54-й в Институте органической химии, затем директором Лаборатории высоких давлений Академии наук, а в 1958 Леонид Федорович возглавил созданный им Институт высоких давлений в Троицке. Его научная деятельность проходила на стыке физики и химии. Верещагин провел большой цикл работ по изучению химических реакций при высоких давлениях и температурах — скоростей реакций полимеризации, каталитических свойств, характеристик, влияющих на эффективность синтеза новых веществ, физических свойств ряда органических соединений, что было отмечено Госпремией СССР в 1952 году. Вместе с сотрудниками он разработал методы генерации высоких давлений и соответствующую аппаратуру, в 1960-м синтезировал алмаз и его сверхтвердый аналог — кубический нитрид бора (это Ленинская премия 61-го года ). В диапазоне высоких давлений под руководством академика Верещагина были получены переходы алмаза, кремнезема, корунда, воды, твердого водорода и других веществ в проводящее состояние, а также проведен синтез ряда новых сверхпроводящих модификаций хорошо известных веществ.
НУ И ДЕНЕК
А уж от физиков запросто – к изобретателям. Патент на застежку-молнию, в этот день в 1913-ом получил… инженер электрик Гидеон Сундбек. И тут… не поверите, не обошлось без большой любви. Электрик любил дочку менеджера компании, которая занималась производством ну, скажем так – «пра-молнии». Эту «пра-молнию» можно было застегивать одной рукой, но она была слишком мудреной и, к тому же, стоила дороже чем собственно то, что должна была застегивать. Итак, Гидеон Сундбек влюбился по уши и… ушел из фирмы, которая производила оборудование для нужд ядерной промышленности в контору, которая занималась производством странной и, в общем, не пользующейся спросом штуковины для одежды. Зато рядом с любимой. Через несколько лет электрик представил свой вариант застежки, а потом, говорят, придумал и лозунг для рекламной компании: «Ваши дети смогут одеваться сами».
НУ И ДЕНЕК (ух ты!)
С молниями или без, эти дамы всегда выглядят сногсшибательно. Их Мишель Пфайффер и наша Лариса Удовиченко. Как принято говорить «иконы стиля». Звучит отвратительно… Ладно, для Мишель оставим, она поймет. А вот для Ларисы Ивановны, пусть будет наше просто и понятное – счастья, здоровья, ролей и до встречи.
НУ И ДЕНЕК