Ну и денек - 2000-01-14
Сегодня 15-е января 2000-го года, Суббота.
С вами Юлия Мосиенко, здравствуйте. Сегодняшний день стал своеобразной насмешкой над историей. Вроде и люди рождались достойные, но все было как-то несерьезно. 15-го января 1622-го года на свет появился Жан-Батист Поклен, он же Мольер. Кто такой Мольер объяснять не стоит. Однако, великий комедиограф и театральный деятель при всей серьезности своих произведений в литературном плане и всей несерьезности в плане сюжета заработал себе противоречивую репутацию и о Мольере-человеке говорить опасно, хотя бы потому, что бедным школьникам будет неприятно узнать о не совсем порядочном образе жизни гениального автора "Тартюфа", "Мещанина во дворянстве", "Мнимого больного" и других классных комедий.
Если Мольер высмеивал буржуа по-доброму, посвящая в Мамамуши, то рожденный в этот день 1795-го года Александр Сергеевич Грибоедов церемониться с ними не любил. Однако, что касалось его дипломатической карьеры, а тем более личной жизни, то здесь Александр Сергеевич не отличался решительным нравом, позволяя себе в дерзких мечтах вообразить себя на месте героя требовать карету и справедливости. Справедливости ради, дорогие женоненавистники, ну признайтесь, есть женщины заслуживающие даже вашей скупой похвалы - одна из них, рожденная 15-го января 1850-го года Софья Васильевна Ковалевская.
Символ женщины в науке формировался на Западе - не имея (в силу своей половой принадлежности) доступа к регулярному высшему образованию в России. Софья Васильевна Корвин-Круковская - по одной версии родственница венгерского короля Матвея Корвина - дабы соблюсти приличия, да еще и вывезти с собой жаждущую знаний сестру - вышла замуж за палеонтолога Ковалевского и уехала с ним в Гейдельберг. Брак, считавшийся фиктивным, позже перерос в нормальный и распался, обстоятельства сложились так, что реализовывать свои творческие амбиции супругам пришлось по разные стороны границы. Первую ученую степень теоретику дифференциальных уравнений женщине-математику присудил Гёттингенский университет - по представлению Вейерштрасса, у которого она училась в Берлине. В Россию она возвращалась несколько раз - фактически для занятий писательством и публицистикой. В 1884-м году по приглашению Стокгольмского университета она становится профессором высшей математики, занимая эту должность до последнего дня жизни - то есть всего 7 лет. В те же годы, когда Софье Ковалевской еще не было и 40, состоялось ее награждение академической премией Бородина и избрание в члены-корреспонденты Петербургской академии.
Если символ женщины науки формировался на Западе, то символ русского мужика мог сформироваться только на российской земле. 15-го января 1861-го года на свет появился Василий Васильевич Андреев, музыкант, прославившейся виртуозной игрой на балалайке. Продолжая музыкальную тему напомню, что Исааку Дунаевскому в этот день 1945-го года веселый ветер пропел приятную песню о рождении наследника, появился продолжатель традиций отца, композитор Максим Исаакович Дунаевский.
Талант не передается по наследству, он отнимается у природы, как только та теряет бдительность,- сказал Станислав Лем. Вероятно более гуманным путем свой дар приобрел рожденный 15-го января 1725-го года полководец Петр Александрович Румянцев-Задунайский.
"Удача и талант". Таким мог быть девиз Петра Александровича Румянцева, записанного в Гвардию в возрасте 6-ти лет. На свою первую войну русско-шведскую он отправился подпоручиком, а по возвращении получил полковника и графский титул, привезя в Петербург текст Абоского мирного трактата. К концу следующей Семилетней войны Румянцев за взятие Кольберга был повышен до генерал-аншефа, а в 1764-м стал генерал-губернатором Малороссии.
Воевал Румянцев и с турками. В 1774-м Кучук-Кайнарджийский мир был заключен именно после наступления армии Румянцева на Шумлу. Сам же граф получил тогда право именоваться Задунайским.
Остается добавить, что до конца своих дней Петр Александрович оставался апологетом теории "решительного сражения" как основного способа достижения победы. Кроме того, Румянцев еще в ходе Семилетней войны распорядился создать легкие батальоны прообраз егерей и, стало быть, спецназа. Придумал граф и такую важную в военном отношении вещь, как тактический резерв.
От военной темы к теме тактики художественной киносъемки. В этот день 1943-его года была придумана новая линза для кинокамеры, называлась она Ветглас, то есть влажное стекло и придумал её американский оператор Тони Хамшир, снимавший таких звезд, как Марлен Дитрих и Вивьен Ли. Хамшир заметил как-то, что съемки с запотевшим объективом придают загадочный вид актерам и попросил знакомого из оптики изготовить такое вот стеклышко.
Если линза Ветглас запотела вовсе не из-за того, что перетрудилась, то людям снимавшим приходиться порой попотеть в прямом смысле слова, чтобы достичь необходимого эфффекта.15-го января 1905-го года на свет родился еще один кинодел мастер, сцентарист и режиссер Лео Арнштам.
В кино он начал как звукорежиссер, но через год в содружестве с Эрмлером и Юткевичем сначала написал сценарий, а потом снял фильм "Встречный". Дальше были "Подруги", затем "Друзья". В 44-ом на экраны вышел фильм "Зоя", о подвиге советской молодежи в годы Великой Отечественной. Через три года Арнштам снял историко-биографическую картину "Глинка". Дальше был простой, вплоть до 1955-ого, когда на экраны вышел первый фильм-балет "Ромео и Джульетта". Лео Арнштам сделал картину в содружестве с Леонидом Лавровским, поставившим этот балет. В работе над фильмом сказались особенности творческой манеры Арнштама - точное воспроизведение атмосферы изображаемых событий, музыкальность, акцентирование лирических черт образа, внимание к работе с актером. Достаточно вспомнить крупные планы - Уланова,
Ермолаев. Вообще, именно благодаря Арнштаму зрители впервые разглядели черты любимых артистов. Лео Арнштам много снимал, но в историю вошел, пожалуй, именно этой картиной.
Таким увидели этот день в истории Марины Асвацатурян и Багдасарян, Петр Журавлев , звукорежиссер Александр Иллерицкий и я- Юлия Мосиенко, счастливо!