Скачайте приложение, чтобы слушать «Эхо»
Купить мерч «Эха»:

Михаил Бергер - Счетчик Бергера - 2005-01-10

10.01.2005

О. БЫЧКОВА – 12.11. Добрый день. Это программа "Счетчик Бергера" в прямом эфире "Эхо Москвы". Главный редактор интернет-издания "ЕЖ.ру" Михаил Бергер. С Новым годом нас поздравляет наш слушатель Дормидонт и желает осуществления всех желаний.

М. БЕРГЕР – Мечт.

О. БЫЧКОВА - Сбычи мечт. Дормидонт, вам также сбычи, и нашим слушателям тоже. Это вообще тема, которую мы обсудим сегодня еще в нашем эфире.

М. БЕРГЕР – Одна из тем, которая в эти полусонные праздничные дни.

О. БЫЧКОВА - Чрезвычайно актуальная. И номер пейджера 974-22-22 для абонента "Эхо Москвы", вот именно сюда нужно присылать не только поздравления, спасибо за них, но и разного рода вопросы, реплики суждения и ответы на вопрос, который мы зададим нашим слушателям.

М. БЕРГЕР – Начнем с вопроса, практически с салата "оливье". Хотелось бы узнать, почем вам нынешние новогодние праздники, нынешний Новый год. Дороже ли он стал, мы имеем в виду не только застолье, но и 10 каникулярных дней, в течение которых вся семья дома, все хотят есть, развлекаться. И, в общем, это все требует усилий не только организационных, моральных, но и финансовых.

О. БЫЧКОВА - Уже есть социологические данные, что усилий материальных это потребовало больше, чем обычно.

М. БЕРГЕР – Давайте послушаем конкретные истории.

О. БЫЧКОВА - Итак, в какую копейку вам влетели эти праздники и насколько эта копейка больше, может быть, меньше у кого-то оказалась, чем обычно у вас происходит в Новый год. 203-19-22.

М. БЕРГЕР – И от праздников к бунтам перейдем.

О. БЫЧКОВА - Вот это новость, которую мы только что услышали от Алексея Воробьева. Акция протеста на Ленинградском шоссе в районе Химок. Туда вышли пенсионеры, которые проводят несанкционированный митинг около здания Химкинской администрации. Около 300 человек там собралось, немало.

М. БЕРГЕР – Дело даже не в количестве людей, а в том, что движение по шоссе парализовано, это одна из напряженных и важных магистралей, как впрочем, любая дорога в нашей стране. Это важная общественная территория…

О. БЫЧКОВА - И пенсионеры знают, что делают. И протестуют они, конечно, против отмены льгот, которые вступают в силу с 1 января.

М. БЕРГЕР – Я думаю, что химкинские пенсионеры не оказались самыми пострадавшими, они в таком же положении, как и все, просто не у всех под боком есть Ленинградское шоссе или та дорога, на которую федеральные власти могут обратить внимание. Это тоже, наверное, часть праздников. Последний выходной ознаменовался массовым протестом пенсионеров, причем надо сказать, что после шахтеров, которые как-то последние годы всем довольны, пенсионеры остаются самой организованной, сплоченной классово однородной общественной силой, которая может показать очень много нашим властям. У меня один не очень пространный комментарий и может быть не очень экономический. Конечно, монетизация льгот, кстати, на государственных телеканалах слово "отмена льгот" было запрещено, нужно было говорить монетизация льгот, непонятно, что-то льгот. Так вот, монетизация льгот, то есть выдача как бы денег вместо бесплатных проездов и прочих привилегий, надо смотреть правде в глаза – это, конечно же, снижение бюджетных расходов. Бюджет хочет меньше тратить на это денег. Что ни говорили, запрещали бы употреблять какие-то слова на ЦТ, не запрещали бы, но смысл процедуры только в том – снизить нагрузку на бюджет. Надо понять с одной стороны у нас страна льготников, две трети населения имеет льготы. Это связано исторически с тем, что всегда зарплаты были невелики, а на уровне физического выживания, если какой-то человек попадал в беду, да просто ломал ногу, под угрозой становилась его физическая биологическая жизнь, ему тогда бесплатно за счет соседей, общества предлагалось не тратить деньги на проезд, на коммунальные услуги. Хотя услуги предоставлялись, понятно же, что бесплатного ничего не бывает. И вот такое размазывание этого бремени досталось по наследству от прежних времен и приобрело колоссальный всеобъемлющий характер. И я повторю, мне сейчас не хотелось бы вдаваться в обсуждение экономического существа вопроса, хотел бы сказать пенсионерами из г. Химки, а также всем другим пенсионерам, что вы недовольны тем, что происходит, наверное, у вас есть для этого основания, потому что неправильно посчитаны компенсации, они не дошли. И происходит много всякой ерунды. Но просто, дорогие друзья, в этом виноваты не ЖЭК, не химкинский градоначальник, даже не Гайдар, вы будете смеяться и не Чубайс, что поразительно. А виновато ваше правительство - Фрадков, его глава, ваш президент Путин Владимир Владимирович. И ваша Дума, и ваши депутаты, каждый из них поименно списки есть, за которых вы голосовали, вы их избирали, вы их по-прежнему любите страшно, что показывают социологические опросы. И вы получаете в ответ на вашу любовь и ваши голоса. Просто вы должны понимать причинно-следственную связь. Вот ваша власть, которую вы избрали и вы получили то, что получили. Всегда есть эта связь, мне кажется, весьма редко люди даже, которые идут на такие отчаянные действия как перекрытие дороги, понимают, что это напрямую связано с тем, кто управляет правительством, кто заседает в Думе и кто сидит в Кремле.

О. БЫЧКОВА - Мы говорили о вступившей с 1 января мере о замене льгот денежными компенсациями. У меня есть буквально краткое сообщение, которое я взяла с сайта "Newsru.com", этот сайт попытался обобщить эту информацию и представить ее в популярной съедобной форме. Там говорится, что совершенно точно источник проблемы, что федеральные льготники получают социальный пакет, за который у каждого из них вычтут по 450 рублей в месяц компенсации. Что получают льготники местного уровня, будут решать региональные власти, и это тоже может быть источником разного рода напряженности. Транспортники лишаются права бесплатного проезда, дорожает проезд в городском общественном транспорте. Право бесплатного проезда вообще сохраняют только герои Советского Союза и России, Соцтруда, почетные граждане Питера, дети-сироты, и дети из многодетных семей. Всем остальным придется расплачиваться за проезд наличными.

М. БЕРГЕР – А почетные граждане Москвы нет, только Питера?

О. БЫЧКОВА - Не знаю.

М. БЕРГЕР – Все в Питер.

О. БЫЧКОВА - Может быть это на откуп местным властям. В числе пользователей бесплатного транспорта окажутся судьи, в том числе судьи-пенсионеры, детские пособия, отменяются федеральные гарантии ежемесячных детских пособий, все это субъекты федерации будут решать. Ну и одновременно происходят разного рода подорожания, в том числе и ЖКХ с 1 января этого года или, во всяком случае, в этом году все это будет происходить.

М. БЕРГЕР – Да, мы говорили об этом в прошлый понедельник. Особенно круто дорожает вывоз мусора, примерно раза в 3. Ну и в среднем на 30% коммунальные услуги, что, конечно же, каждый почувствует, тем более база отсчета уже весьма ощутима в той же Москве, и если к этим суммам весьма заметным прибавить еще 30%, получится весьма серьезно.

О. БЫЧКОВА - Вот Алевтина нам уточняет, может быть знает просто лучше нас, что происходит. Что пенсионеры протестуют против отмены бесплатного проезда.

М. БЕРГЕР - Это собственно одна из монетизированных льгот

О. БЫЧКОВА - Ну что же, какие у нас еще новости сегодня? Темы.

М. БЕРГЕР – Есть два сюжета вечно молодых, зеленых и свежих. Это ЮКОС и валюта. Я начну с валюты, поскольку там происходят некоторые события. Пока мы тут все отдыхаем, и едим салат "оливье", всю минувшую неделю Европа и Америка работали, и в процессе этой работы выяснилось, что доллар не так плох, как казалось еще в конце прошлого года, и он отбил за неделю около 5 центов, что очень много. Я не хочу сказать, и не хочу давать никаких прогнозов, что все резко развернулось и пройдет несколько недель и доллар снова станет главнее евро по своему весу экономическому, но я возвращаюсь к тому, о чем говорил неоднократно. Очень трудно предсказать развитие ситуации на валютном рынке, второе, евро не устойчивая валюта, я на этом настаиваю, вернее поддерживаю всех экспертов, а их очень много, которые считают евро неустойчивой валютой, и делать сбережения в евро пока несколько рискованно.

О. БЫЧКОВА - Другое дело рубль.

М. БЕРГЕР – С рублем это отдельная песня. Просто обращаю ваше внимание на то, что валютный рынок очень подвижен. И я обращался к тем, спрашивал, в чем же теперь делать сбережения и так далее. Я говорил: давайте подстерегать, когда евро съедет вниз, я бы и сейчас не спешил, подождал бы, пока евро будет 1,25 или 1,24 и часть своих денег перевел бы в евро. Не все, но процентов 30. Был еще один вопрос, который пришел по Интернету.

О. БЫЧКОВА - От Сергея из Москвы. Он спрашивает: "В какой валюте лучше брать кредит сроком на 3 года?"

М. БЕРГЕР – Важное замечание, 3 года это очень серьезный срок, и точно на полгода вперед трудно предсказать, а на 3 года трудно предсказать какое будет соотношение валют. Что бы я предложил. В принципе 3 года хороший срок для кредита. Я бы не брал в евро. Вот это я точно знаю.

О. БЫЧКОВА - Потому что это неустойчивая валюта.

М. БЕРГЕР – И евро может оказаться очень дорогим, действительно может стоить 1,7 доллара через 3 года, например. Такое может быть. Я бы брал либо в рублях, мне кажется, что тенденция укрепления рубля не может продолжаться так долго. Если только нефть не будет продолжать дорожать. В рублях если проценты, ведь автор не сообщает о процентах.

О. БЫЧКОВА - Проценты какие, проценты они более-менее все равно…

М. БЕРГЕР – Проценты могут быть разные, под какое обеспечение человек берет, в каком банке, какая у него кредитная история. Масса нюансов.

О. БЫЧКОВА - Хорошо, от 9 до 15.

М. БЕРГЕР – Это в долларах. А в рублях? Давайте исходить из того, что сама процентная ставка его устраивает во всех трех валютах. Так вот, я бы брал в рублях, потому что есть шанс, что через 3 года все-таки рублевая инфляция съест существенную часть, и это имело бы смысл…

О. БЫЧКОВА - То есть кредит в рублях за 3 года может полегчать быстрее, чем любой другой.

М. БЕРГЕР – И на втором месте естественно доллар. Я так думаю, скорее всего, по процентной ставке выгоднее всего будет брать в долларах. Итак, не берите в евро. Либо в рублях, либо в долларах в зависимости от процентной ставки, если все прочие условия равны, в рублях, а на втором месте доллары.

О. БЫЧКОВА - Может быть в зависимости еще от того, как там устраиваются доходы Сергея…

М. БЕРГЕР – Да, конечно. Но имейте в виду, что если вы берете кредит сейчас, вы его сейчас тратите, при нынешней покупательной способности, а что будет с покупательной способностью рубля через три года, давайте посмотрим, но тут разные есть точки зрения.

О. БЫЧКОВА - Короче, евро отпадает в любом случае.

М. БЕРГЕР – Не советовал бы я.

О. БЫЧКОВА - А на доллар и рубль смотрим в зависимости от процентной ставки, от ваших конкретных обстоятельств вашей жизни. А английский фунт, вопрос на засыпку задает Светлана. От чего зависит его курс?

М. БЕРГЕР – Английский фунт ведет себя гордо и независимо как чеширский кот…

О. БЫЧКОВА - И отказывается категорически играть в эти игры.

М. БЕРГЕР – Совершенно верно. Не вступает пока в еврозону, поэтому его состояние зависит только от состояния британской экономики. Оно очень неплохое. Нормальное, устойчивое.

О. БЫЧКОВА - Фунт стоит дорого.

М. БЕРГЕР – Сейчас его покупать не очень выгодно, потому что дорого стоит. Если у вас доходы в фунтах, мы можем вас только поздравить. Если вы хотите купить фунты, то сегодня это дорогая покупка, и так долго я бы не закладывался, если вдруг Великобритания решит вступить в зону евро, а это нельзя исключить, то с фунтом могут быть приключения.

О. БЫЧКОВА - Однако, последний референдум на эту тему был, кажется в прошлом году. Совсем недавно. Поэтому нет оснований, что завтра объявят новый.

М. БЕРГЕР – Просто надо иметь в виду, что у вас фунты не будут принимать к оплате ни в России, нигде в Европе. Хорошие деньги фунты, но их принимают к оплате только в Великобритании, во всех других странах их нужно менять, вы естественно теряете курсовую разницу. Вы сначала должны купить фунт, потратить на курсе, потом продать фунт, чтобы получить нужную валюту. Вы в течение двойного перехода можете потерять все преимущества высокой стоимости фунта. С валютой, наверное, все.

О. БЫЧКОВА - У меня есть плавный переход. Михаил Бергер только что сказал, что уважаемые пенсионеры и другие граждане вы сами голосовали за всех тех, кто принимает теперь эти решения о монетизации, замене льгот денежными компенсациями и так далее. Бросил упрек. Зоя Алексеевна из Подмосковья отвечает: "Я не сторонница демократических изменений, голосовала за Путина. Но дело в том, что он набрал не ту команду, - плохой царь, - не пора бы ему выпустить из тюрьмы, - нет наоборот, хороший, - не пора бы ему выпустить из тюрьмы Ходорковского и тогда бы дела пошли на лад".

М. БЕРГЕР – К льготам не имеют никакого отношения даже отобранные у Ходорковского 20 или 30 млрд. долларов. Не успели раздать или что, по крайней мере никто не почувствовал или не тем раздали.

О. БЫЧКОВА - Не пошли они на оплату проезда пенсионеров в общественном транспорте.

М. БЕРГЕР – Не пошли. Не тому коню не этот корм. Поэтому здесь тот редкий случай, когда правые не прошли в Думу, ни одного голоса, ни у СПС, ни у "Яблока", те, которые принимали вот эти решения.

О. БЫЧКОВА - А Путин набрал не ту команду, то есть поправить его практически некому.

М. БЕРГЕР – А наборщик команды разве не отвечает? Вот в футболе тренер подает в отставку, если команда…

О. БЫЧКОВА - Это, смотря, какой тренер.

М. БЕРГЕР – Кроме Колоскова, конечно, нашего начальника футбола и некоторых наших, у нас свои традиции в России. Я ни к чему не призываю, все идет, как и хотело большинство избирателей. Значит, будем исходить из того, уважаемые пенсионеры, что остальные избиратели нашей страны хотят именно того, что происходит с вами. Так надо расценивать?

О. БЫЧКОВА - Там же не только пенсионеры…

М. БЕРГЕР – Судьи. Транспортники.

О. БЫЧКОВА - Вот эти все выплаты детям…

М. БЕРГЕР – Транспортники теперь должны за проезд в троллейбусе платить, когда они едут за рулем.

О. БЫЧКОВА - И милиционер теперь должен платить.

М. БЕРГЕР – За свисток. За аренду свистка и палочки.

О. БЫЧКОВА - Продолжается обсуждение темы на пейджере. И Зинаида Прокофьевна пишет: "Такие длинные праздники, очень многие стали сильно пить, даже мало пьющие, как мой зять". Тратимся сильно.

М. БЕРГЕР – Это можно успеть бросить пить и начать снова.

О. БЫЧКОВА - Буквально еще минуту-другую Михаил Бергер хотел прокомментировать очередной юкосовский сюжет. Индия и Китай подтвердили заинтересованность в покупке активов ЮКОСа. В Пекине считают, что китайская национальная нефтяная компания 20% акций, возможно, купит нового российского предприятия, создаваемого на основе "Юганскнефтегаз". И индийская национальная нефтяная компания "Oil & Natural Gas Corp" официально подтвердила факт переговоров относительно участия в активах ЮКОСа. Не говорится конкретно, о каких идет речь.

М. БЕРГЕР – Понятно. В любом случае и китайская национальная нефтяная компания и индийская все-таки попонятней, чем "Байкалфинанс-групп" из закусочной "Лондон". И, по крайней мере, понятно, с кем мы имеем дело, и кто может выступать фигурантом. Хотел бы напомнить, что суд в Хьюстоне даже назначил день ЮКОСа специальный, и теперь каждый четверг будет слушать юкосовские все вопросы и дела. И напомню, что сейчас главная борьба идет вокруг того: имеет ли право американский суд разбирать дело или нет, является ли это его юрисдикцией. ЮКОС борется за то, чтобы американцы это рассматривали, а ответчики, конечно же, в том числе и "Deutsche Bank", который активно участвует во всем, что делает российское правительство, начиная с 25-го года, очень старательно, когда пришел сюда впервые помогать Ленину, Сталину. И сейчас тоже помогает российскому правительству отклонить, вернее, вытащить это дело из-под американской юрисдикции.

О. БЫЧКОВА - Из американского суда. И ближайшая серия будет "Deutsche Bank" посвящена.

М. БЕРГЕР – Все-таки американское правосудие одно из самых развитых и независимых особенно все, что касается бизнеса, и это очевидный факт и этого побаиваются ответчики. Второе, размер американской экономики таков, что, за что и возьмись, везде напорешься на запреты американского суда. Если попадешь под их решение, санкцию. Будет действовать очень трудно.

О. БЫЧКОВА - Судебная система работает как часы.

М. БЕРГЕР – Ну да, и потом размер американской экономики таков, что везде на нее натыкаешься, и с европейскими судами может быть было чуть попроще. На что еще я бы хотел обратить внимание, с 7 или 8 января появилось сообщение, что две национальные нефтяные компании проявили интерес, обращаю внимание, что интерес проявляют государственные компании, а не частные…

О. БЫЧКОВА - Лавочки.

М. БЕРГЕР – Да типа других монстров нефтяных. Я думаю это связано с тем, что Индия и Китай крупнейший покупатель нашего оружия, я думаю, что в нашей стране есть, чем кроме нефти заинтересовать их, чем стимулировать их интерес к покупке. А для чего это нам нужно - я думаю, им кажется, что чем чаще будет переходить из рук в руки, а потом мы убедим индийцев опять продать "Роснефти" купленный пакет. И вот так много раз передавать из рук в руки, чтобы запутать следы, замести…

О. БЫЧКОВА - Отмывание нефтяных…

М. БЕРГЕР – …первую "аферу" - именно так назвал Илларионов аукцион по продаже "Юганскнефтегаза". И еще, похоже, что Кремль создает такой антиюкосовский интернационал.

О. БЫЧКОВА - Я хотела тебя об этом спросить. Помимо того, что это государственные компании, помимо наших интересов, связанных с продажей оружия этим странам, не кажется ли тебе характерным, что были избраны Индия и Китай, а не Италия и Франция.

М. БЕРГЕР – Совершенно верно. В Италии тоже есть государственные концерны.

О. БЫЧКОВА - Италия упоминалась в этой связи.

М. БЕРГЕР – Тем не менее, итальянцы себя ведут более осмотрительно. А Индия и Китай, во-первых, с американцами, конечно, будем бороться вместе, во-вторых, это очень похоже на такой антиюкосовский интернационал против американского суда, который сейчас является главным действующим лицом в этом процессе.

О. БЫЧКОВА - Это вообще похоже на создание глобальных осей и альянсов, о которых очень много говорили в последнее время.

М. БЕРГЕР – Да, и между прочим, в ходатайстве в американский суд ЮКОСа среди прочего говорится о невозможности справедливого рассмотрения этого дела в России. Это важная история

О. БЫЧКОВА - Ну что же, мы продолжим, конечно, обсуждать тему ЮКОСа, мы будем вынуждены обсуждать эту тему в течение еще долгого времени. Это понятно.

М. БЕРГЕР – И понятно, что это не афера года, это афера многих лет. Я имею в виду такую лихую продажу в г. Тверь крупнейшей нефтяной компании страны.

О. БЫЧКОВА - В "Лондон". Но не тот Лондон. Мы сейчас обратимся к нашему телефону 203-19-22. Тут уже идут ответы на пейджер, например, Петрович пишет: "Эти бесконечные праздники просто ужасные". "Длинные или короткие праздники разницы нет, за 10 дней сделал ремонт в доме", - Михаил.

М. БЕРГЕР – Можно только поздравить.

О. БЫЧКОВА - Молодец. А Ольга Петровна пишет: "Если неделя майских праздников, когда все заняты сельхозработами, на даче очень сближает семью, то за эти 10 дней сидения в одних стенах и безделья все уже просто переругались. А расходы так и совершенно непомерные". А Петр устроился лучше всех: "Траты на новогоднюю десятидневку как всегда нулевые. Мои дамы приезжали и привозили еду. Я живу один в собственной квартире и всем доволен".

М. БЕРГЕР – Сейчас нам позвонят дамы, и скажут, ух, на этого Петра, он столько ест в эти праздники.

О. БЫЧКОВА - 203-19-22. Алло.

ВАЛЕНТИНА ПАВЛОВНА – Во-первых, я хочу вашу радиостанцию поздравить с Новым годом.

О. БЫЧКОВА – Спасибо.

ВАЛЕНТИНА ПАВЛОВНА - Пожелать здоровья и успехов в вашей работе, я с уважением отношусь ко всему, что вы говорите. Правда, не всегда согласна со всем. Но я живой человек.

О. БЫЧКОВА - Мы тоже, кстати.

ВАЛЕНТИНА ПАВЛОВНА – Я пенсионерка. Вот эти праздники. Я довольна, потому что, во-первых, я сумела побывать со всей своей семьей. Второе … я, дочь, муж и мой внук. Мой внук аспирант он в течение десяти дней занимается.

О. БЫЧКОВА - Все выучил, наконец.

ВАЛЕНТИНА ПАВЛОВНА - Успел побывать на многих выставках вместе с отцом.

О. БЫЧКОВА - В общем, вы оцениваете положительно.

ВАЛЕНТИНА ПАВЛОВНА - Да. Затраты, конечно, были больше значительно, но смогли приготовить разные вкусные вещи. Меня старого человека побаловать. Вот мой совет. У нас теперь будут эти праздники…

О. БЫЧКОВА - Если не отменят снова.

ВАЛЕНТИНА ПАВЛОВНА – Нужно, я как пенсионерка говорю, на лето обычно все пенсионеры, которые имеют средний достаток, они копят деньги на фрукты и овощи. Вот теперь надо будет задуматься всем, как провести эти 10 дней заранее нужно…

О. БЫЧКОВА - Понятно. Извините, мы ограничены во времени, конечно. Но мысль понятна.

М. БЕРГЕР – Валентина Павловна объездила всех родственников, за проезд ей пришлось платить самостоятельно, поскольку бесплатный проезд кончился.

О. БЫЧКОВА - Еще один звонок примем. 203-19-22. Алло.

АЛЕКСАНДР – Я думаю, что абсолютно правильно сделали эти новогодние каникулы, родители могут побыть с детьми, не надо никуда торопиться, все спокойно. Все могут приехать в гости. А что касается затрат, к этому всегда надо быть готовыми. Если 10 дней есть свободных, то планируется свой маленький отпуск.

О. БЫЧКОВА - Да, это отпуск фактически. Ну что же, наши слушатели, конечно, у нас совсем не репрезентативная и совсем не выборка…

М. БЕРГЕР – Но они поддерживают.

О. БЫЧКОВА - Ну что же, спасибо всем за участие в этом нашем опросе. Я же обещала еще книгу разыграть. Надо объявить этот вопрос.

М. БЕРГЕР – Время подарков не прошло.

О. БЫЧКОВА - Так вот у меня есть книга Владимира Шевченко "Повседневная жизнь Кремля при президентах". В продолжение и контексте нашего разговора мы сейчас и попробуем ее разыграть. В 13 часов я объявлю победителей. Это все, это была программа "Счетчик Бергера", Михаил Бергер главный редактор интернет-издания "ЕЖ. ру" был в нашем прямом эфире. Увидимся в следующий раз в следующий понедельник.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025
Сейчас в эфире
«Приглашение на казнь» Владимира Набокова Часть 5
Далее в 17:00Все программы