Самым интересным событием прошедшей недели стали публичные дебаты между Чубайсом и Явлинским в передаче "Глас народа". - Комментарий недели - 1999-11-28
Самым интересным событием прошедшей недели стали публичные дебаты между Чубайсом и Явлинским в передаче "Глас народа". Впервые на наших глазах встретились не идеологические антагонисты, а столкнулись политики одного демократического лагеря. Столкнулась политика идеальная и реальная, политика правильной словесной риторики и политика проб и ошибок реальной борьбы. Первую представлял Явлинский, вторую - Чубайс. Позиции Чубайса и Явлинского известны. Явлинский считает необходимым остановить сухопутную операцию и начать переговоры с Масхадовым. Скажу сразу, я, безусловно, сторонница позиции Явлинского, как позиции, дающей возможность сразу остановить массовые убийства стариков и детей на Кавказе. Парадокс в том, что для того, чтобы мирный план Явлинского стал реальностью, нужен такой политик, как Чубайс. Точнее так: нужен Чубайс, чтобы план Явлинского оказался реальностью. Моральная дилемма, ставшая центром столкновения Чубайса и Явлинского, относится тоже к войне в Чечне, только к войне прошлой, 1994-1996 годов, когда перед Чубайсом встал вопрос: уходить ли из власти, когда власть совершает шаги, противные твоим совести, морали и убеждениям, или не уходить и пытаться хоть как-то бороться с этой властью. Так получилось, что с Сергеем Адамовичем Ковалевым, известным правозащитником, я оказалась в Грозном как раз после того, как к Ковалеву в Москве подошел Чубайс с простым вопросом: "По соображениям морали, - сказал Чубайс, - я должен уйти из власти, которая сейчас совершает преступление. Оставшись, у меня есть шанс хоть как-то влиять на нее". Ответ Ковалева, так, как он зафиксирован в моем блокноте февраля 1995 года, когда мы с ним из Грозного ехали в гостиницу в Назрани, звучит так: "Я не могу давать Вам, Толя, совет. Это - вопрос совести. Но если Вы считаете, что можете что-то сделать, оставаясь в правительстве, то, вероятно, Вам следует остаться и не подавать в отставку". Из правительства, как мы знаем, Чубайс не ушел. Могу засвидетельствовать: из Грозного и Назрани Ковалев звонил именно Чубайсу. Об этом практически не писали, но ведь именно Чубайс был тем единственным каналом доведения информации до президента и премьера помимо той лжи, которая доходила от других источников - от Грачева, Степашина и Ерина. Сейчас вновь война в Чечне. И вновь дилемма: как относиться к этой войне? Учитывая, что большинство населения охвачены военной истерией, это особенно проблематично для политиков, которые идут на выборы. Позиция Явлинского - позиция мужская и мужественная. Антивоенные заявления Явлинского уже стоили "Яблоку" электората. Политики типа Явлинского совершенно необходимы, особенно в нашей стране, ибо их призывы к соблюдению прав человека, их неустанное напоминание о приоритете прав личности - именно то, что позволяет людям не скатиться на положение животных, которых ничего не интересует кроме как попить, поесть и не быть убитыми. Однако беда заключается в том, что все эти годы Явлинский жил в некотором идеальном мире, далеком от российской действительности. В этом мире Явлинского не было олигархов, "красных" директоров, московского мэра Лужкова, наконец, народонаселения, которое душой и телом до сих пор в кромешном ГУЛАГе. Чубайс же жил в реальной политике, в которой, чтобы что-то сделать и не скурвиться, надо было сжать зубы и довольствоваться полушагами, полурезультатами, которые потом складывались в полноценные шаги и результаты. В мире Явлинского хорошо демократическому разуму. Он для той кухонной интеллигенции, которая закрывала подушкой телефон, в то время как правозащитники - Боннэр, Богораз, Ковалев - выходили на площадь с протестом, а потом шли за это на годы в лагеря. Мир Чубайса отнюдь не розов, порой - грязен, но очень реален: и кремлевская семья, и олигархи, и чудовищная российская демократия. Если бы у власти был Явлинский, мы давно бы висели под коммунистическими галстуками на всех фонарях. Именно потому, что Чубайс делал дело, КПРФ и Зюганов потеряли сегодня надежду вернуть страну обратно в СССР. Мы все обязаны Чубайсу, за то, что не подал в отставку, за то, что копался в дерьме, когда мы вместе с Явлинским делали маникюр. И последнее. Явлинский в той передаче на НТВ, с экрана, оставив парламентскую лексику, перешел на язык базара, обвинив Чубайса во всех грехах. Это тоже не новость - Чубайс у нас во всем виноват. Однако, в отличие от Явлинского, я серьезно копалась в истории с коробкой из под "ксерокса", и в деле о "Связьинвесте", и в деле о так называемом "союзе писателей". И потому могу утверждать, что обвинения Явлинского, брошенные Чубайсу - неправда. Чубайс не лжец, не вор и не подлец. Анатолий Чубайс - один из самых порядочных людей в российской политике и в российской системе нравственных координат. Чубайс, живя, в отличие от Явлинского, в реальном мире и пытаясь в этом мире делать реформы, на мой взгляд, шел на компромиссы весьма избыточно. И, тем не менее, снова повторю: Чубайс - одни из самых порядочных людей в современной российской политике. Это - человек дела.