Живут волшебники на свете - Наталья Литвинова - Детская площадка - 2011-01-16
С. БУНТМАН - Ну что ж, ещё раз напомню, что сейчас пока Ксения Ларина в отпуске и, пользуясь случаем, сказать, что у нас много изменяется в программах. «Детскую площадку» будем вести мы со Львом Гулько. Он в субботу, я – в воскресенье. Потом я же буду вести по воскресеньям «Говорим по-русски». Сегодня у нас Владимир Иванович Новиков будет. И потом у меня будут разные гости, разные передачи, немножко она изменится, но не принципиально. Затем сегодня у нас «Родительское собрание». Это будет потом вести Ксения Ларина… Сегодня мы поговорим о стандартах, по которым наших детей будут обучать в школе. Может быть, и дети послушают, по каким стандартам их будут обучать и чем это чревато, и что это принесёт. В 12 часов как всегда наша передача об открытиях и всевозможных находках. Потом «Книжное казино» и «Дифирамб». Вот, после «Дифирамба» мы с вами распрощаемся, и другие ведущие будут вести. О профессиях будет программа «Послужной список» у Ольги Журавлёвой и Яны Маргасовой. Много чего будет, много, много чего. Итак, мы сейчас начинаем, вот, и уже мы гостью нашу принимаем. Здрасти, вы так таинственно входите. Здрасти.
Н. ЛИТВИНОВА - Я с сервизом.
С. БУНТМАН - Да, с сервизом и с полным чайным прибором. У нас почти Алиса здесь получается. Хорошо. Майя Пешкова и в гостях у нас Наталья Литвинова, заслуженная артистка России и дочь Николая Литвинова. Ну, садитесь, пожалуйста.
Н. ЛИТВИНОВА - Спасибо.
С. БУНТМАН - Наталья Николаевна. Наталья Николаевна, я вот тут пытался ребятам рассказать, как мы утром начинали, особенно вечер проводили с Николаем Литвиновым. И успокоить ребёнка, так скажем. Моего, уже немолодого возраста, тогдашнего ребёнка, успокоить можно было… привести в состояние просто абсолютного внимания, включив радио. И когда были самые первые слова Николая Литвинова, звучали.
Н. ЛИТВИНОВА - «Здравствуй, дружок», да?
С. БУНТМАН - «Здравствуй, дружок»… На «здравствуй, дружок» мы откликались все тогда.
Н. ЛИТВИНОВА - Но вы тоже застали это, да? Потому что его же 22 года нет на свете, 23 даже.
С. БУНТМАН - Я вам скажу, что многие спектакли даже слушал, когда они первый раз выходили. Первый-второй раз, когда по радио выходили. Так что вот это моё детство прошло в замечательные времена Николая Литвинова. И всё совсем, начиная от «Буратино»… я всё-всё слушал всегда. Вечерняя сказка… я тут прочитал в газете, что она длилась 9 минут.
Н. ЛИТВИНОВА - Да.
С. БУНТМАН - Неужели так мало?
Н. ЛИТВИНОВА - Такой формат тогда был.
С. БУНТМАН - Да нет, формат – это хорошее слово. Бедные дети, которые сейчас одно из первых слов узнают слово «формат».
Н. ЛИТВИНОВА - Угу.
С. БУНТМАН - Но неужели это всего 9 минут было? Казалось, это такая огромная история, казалось.
Н. ЛИТВИНОВА - Да, причём она ежедневная ведь. Радиоёмкая вещь.
С. БУНТМАН - Да?
Н. ЛИТВИНОВА - Да. Иногда несколько секунд оставляют очень большое впечатление. Ну а если говорить о детском радио в то время, конечно, это было высочайшее достижение.
С. БУНТМАН - Детское радио было, пожалуй, самое лучшее радио из всего… детское или литературное.
Н. ЛИТВИНОВА - Вы знаете, когда говорили про детскую редакцию, где отец был художественным руководителем, главным режиссёром, это «комитет в комитете» говорили.
С. БУНТМАН - Угу.
Н. ЛИТВИНОВА - Потому что в этой редакции радиовещания для детей и юношества были все подотделы. Был политический, музыкальный, литературный, научный отдел. То есть это был абсолютный комплекс самодостаточный самого широкого профиля. Я уж не говорю о художественно-постановочном вещании.
С. БУНТМАН - И там многое делали из того, на что довольно косо и пристально смотрели во взрослом вещании. Просто там ведь художники большие… и делали замечательный спектакль, который для детей можно было гораздо больше и нежнее и свободнее сделать.
Н. ЛИТВИНОВА - Да. Вы знаете, вот такая передача, например, «Радионяня», да? Популярнейшая.
С. БУНТМАН - Да, в 72 году она впервые появилась.
Н. ЛИТВИНОВА - Она была под пристальным контролем. Потому что в ней всё время ждали какой-то крамолы.
С. БУНТМАН - Угу.
Н. ЛИТВИНОВА - Какой-то антисоветчины. Каждый выпуск выходил со скрипом, скрежетом, с многочисленными проверками совершенно серьёзно, понимаете? Даже какие-то невинные уроки – математические или грамматические…
С. БУНТМАН - А там очень весёлые…
Н. ЛИТВИНОВА - Да, весёлые уроки, замечательно. Но вообще начиналось, конечно, всё раньше, с довоенных времён, с Осипа Наумыча Абдулова, когда всё живьём… и копытами стучали, и свистели, и играли на музыкальных инструментах.
С. БУНТМАН - Да, да.
Н. ЛИТВИНОВА - Вы знаете, мне отец рассказывал, что до войны студия располагалась на телеграфе на центральном, где, вот, с Огарёва, что ли, или как там улочка называется, не помню, был вход. Там ходил по коридорам, не было ещё вахты, не было такого кордона, чтобы пройти на радиостанцию, ходил какой-то странный человек – он всех убеждал, что он изобрёл запись.
С. БУНТМАН - Хм.
Н. ЛИТВИНОВА - Но его никто не принимал всерьёз. Поэтому запись к нам пришла только как трофей военный. И, вот…
С. БУНТМАН - Слава богу, стали записывать, а то бы мы вообще ничего…
Н. ЛИТВИНОВА - Самая гениальная передача – это, конечно «Буратино». Это великий режиссёр – Роза Марковна Иоффе.
С. БУНТМАН - Слушайте, а почему, кстати, на «Буратино» не написано…
Н. ЛИТВИНОВА - Я была возмущена – там не написано.
С. БУНТМАН - Я искал имя режиссёра. Роза Иоффе.
Н. ЛИТВИНОВА - Роза Иоффе. Вот не помню, не знаю, вернее, кто делал «Доктор Айболит». Возраст у меня был несознательный в то время. Я не могла всего, так сказать, узнать и понять.
С. БУНТМАН - Да. А у меня просто вообще в год моего рождения.
Н. ЛИТВИНОВА - При той технике, Сергей Александрович, это когда сейчас мы с вами располагаем компьютерами, всем прочим.
С. БУНТМАН - Дорогие ребята, вы сейчас уже прекрасно понимаете, что сейчас даже вы, вот, самые маленькие, через год… большие уже это могут прекрасно сделать… они могут в компьютере сделать всё, что угодно со звуком, с изображением. Вы можете… каждый из вас запихивает в компьютер фотографию. Потом из неё делает бог знает что, делает рисунки в компьютере. Кто пальцем рисует, кто рисует с помощью мышки. Тогда этого ничего не было. Для того чтобы у нас все пели хором в «Буратино»… ведь тогда же чтобы все пели разными высоты голосами, кто тоненьким, кто толстеньким голосом, это невозможно сделать, да?
Н. ЛИТВИНОВА - Вы знаете, придумала всё. Идея, конечно, Розы Иоффе. Она вот этот замысел выносила в себе, а техника была примитивнейшая. Одна скорость на магнитофоне.
С. БУНТМАН - Ага.
Н. ЛИТВИНОВА - Был какой-то техник. Я не знаю, как его звали. Который делал насадки на головки, чтобы медленнее оборот плёнки большого этого блина… магнитной плёнки совершался. И была операторша, которая большим пальцем, положением большого пальца умела тормозить эту скорость… Я не знала как её зовут .а потом…
С. БУНТМАН - И при этом тормозить-то надо… палец-то… ребят, послушайте, палец-то надо держать всё время одинаково, потому что нельзя же, там, уииу…
Н. ЛИТВИНОВА - Ну, на каждый тембр. Ода Спасская. Вот такая, я узнала её имя. Такая была звукооператорша, которая принимала в этом участие. Конечно, это фантастика. Это грандиозный труд для того времени.
С. БУНТМАН - Да. И поверить никто не мог, что всё это отдельно Николай Литвинов.
Н. ЛИТВИНОВА - Да. Даже квартетом, даже хором пел.
С. БУНТМАН - Да, да. И всё это соединить… поверьте мне, я в том, что касается радио, я уже сколько там… 30 лет работаю, 30 лет я работаю, и я вам скажу, что это невозможно.
Н. ЛИТВИНОВА - Можно сказать – собаку съел?
С. БУНТМАН - Я собак не ем. Я их очень люблю, понимаете? Поэтому это мне мораль моя не позволяет. А также любовь к собакам. Скорее я им себя съесть, чем сам съем собаку. Не знаю уж, кого я съел. Но дело в том, что это невозможно. Застали мы на спектаклях, ещё когда делали последние штучки вот эти все – песок, дорожки, коробочки все. Это же гениально.
Н. ЛИТВИНОВА - Потом, когда разорялось… здание вот это опустошалось дома звукозаписи, шумотеку выбросили на помойку.
С. БУНТМАН - Неужели выбросили?
Н. ЛИТВИНОВА - Выбросили на помойку… Был человек фантастически этому преданный, который собирал все эти шумы, но часть кто-то подобрал. И, в частности, вот Виктор Труханов собрал часть фонотеки – спас, да?
С. БУНТМАН - Кстати, мы его вещи будем сегодня и разыгрывать, да, Майя, сегодня? То, что он сделал.
Н. ЛИТВИНОВА - Это последний ученик Николая Владимировича Литвинова. Он мальчиком ещё…
С. БУНТМАН - До какого времени Николай Владимирович работал активно?
Н. ЛИТВИНОВА - Он… сейчас я вам скажу…
С. БУНТМАН - «Няню» он делал очень долго.
Н. ЛИТВИНОВА - «Няню» он делал до последних дней. Он ушёл с должности, как говорится, на пенсию в 80 лет. Это было весной 1987 года.
С. БУНТМАН - Да.
Н. ЛИТВИНОВА - И прожил на пенсии полгода. Но за два дня до смерти он записывал «Радионяню», которая уже в эфир не пошла. Потом пытались сохранить эту передачу, вы знаете.
С. БУНТМАН - Я помню – попытки были.
Н. ЛИТВИНОВА - Да, одна попытка была. Был Юрий Никулин в выпуске в этом. И передача была очень неплохая. Там звучала песня.
С. БУНТМАН - Но другая.
Н. ЛИТВИНОВА - В память Николая Владимировича. Но и Никулин отказался, и слушатели отказались.
С. БУНТМАН - Конечно.
Н. ЛИТВИНОВА - Колоссальная почта, которая, в общем, свидетельствует, что есть незаменимые и что не надо оставаться… пытаться как-то сохранить эту передачу в том виде, в каком она была.
С. БУНТМАН - Друзья мои, вот, Майя, давайте мы сейчас технологией займёмся вслух. Во-первых, мы же можем что-то послушать сегодня, да?
М. ПЕШКОВА - Конечно.
С. БУНТМАН - Что-то послушать из Николая Владимировича.
М. ПЕШКОВА - Даже его обращение послушаем…
С. БУНТМАН - Давайте, у нас…
Н. ЛИТВИНОВА - Есть фрагменты передачи. Первые треки 2, по-моему – там из «Буратино».
С. БУНТМАН - Вот, давайте…
Н. ЛИТВИНОВА - Давайте.
С. БУНТМАН - Давайте просто… что говорить? Давайте «Буратино».
М. ПЕШКОВА - У нас 27 фрагментов.
С. БУНТМАН - Послушаем.
Н. ЛИТВИНОВА - 26.
С. БУНТМАН - Да, чудесно, да, мы послушаем. «Радионяня», вот, у Анны – любимая передача её детства. Вот, для меня «Радионяня» - это уже следующий этап. Я безнадёжно вырастал уже, когда получилась «Радионяня».
Н. ЛИТВИНОВА - Но у них же и юношеских множество передач. Просто у нас тематически мы сегодня говорим о младшем, так сказать, возрасте.
С. БУНТМАН - Да, но, вот, с другой стороны… так, какой? Первый трек – это у нас что?
М. ПЕШКОВА - «Буратино».
С. БУНТМАН - «Буратино». Давайте послушаем кусочек из «Буратино».
Фрагмент 1. «Буратино».
С. БУНТМАН - Здорово, здорово. Всё. Давайте ещё кусочек сейчас послушаем, потому что у нас до перерыва мало времени остаётся. И давайте ещё кусочек.
Фрагмент 2. «Буратино».
С. БУНТМАН - Вот вам и голос Буратино. Сразу представляю себе комнату в общей квартире, где мы жили.
Н. ЛИТВИНОВА - Да. Была коммуналка, да.
С. БУНТМАН - И во всей комнате, вот, звучит этот голос. Это очень хорошо. Даже очень хорошо. Ребят, не надо… и особенно родители дорогие. Через 5 минут мы с вами будем разыгрывать, задавать вопросы, продолжать разговаривать разнообразнейшим образом разыгрывать записи. Не надо печалиться о том, что уж слава Богу сейчас нет никакой у многих из нас нет коммунальной квартиры. Не скажу, что совсем нет. Нет этих комнатёнок, нет тех комнатушек. Радио другое, но всё равно то, вот, «Какими были счастливыми, - Ульяна пишет нам, - Мы выросли на этом». Да, мы были счастливыми именно потому, что мы выросли на этом. Но никто нам не мешает и не в силах нам запретить здесь своим детям, своим внукам дать послушать, и чтобы они это слышали и тоже радовались так, как это делали мы и будем через 5 минут дальше радоваться.
НОВОСТИ
С. БУНТМАН - Мы продолжаем «Детскую площадку». Сегодня такая переходная «Детская площадка». И очень здорово, что в такой новой жизни, новых программах мы начинаем сначала. Мы начинаем от истоков. И у нас с Майей Пешковой сегодня в гостях Наталья Литвинова, заслуженная артистка России и дочь Николая Владимировича Литвинова. Ну, вы понимаете, вы упомянули Осипа Наумовича Абдулова, да, я помню замечательные передачи и многие из нас помнят. И, кстати говоря, мы ведь когда-то, когда ещё можно было не так сделать это, не разорившись, мы заказывали «Клуб знаменитых капитанов». И мы нашим слушателям давали возможность узнать «Клуб знаменитых капитанов», где, конечно, блистал Осип Наумович Абдулов тоже. И, вот, все замечательные спектакли, которые можно было слышать по радио. А Николай Владимирович… вот, мы послушали кусочки из «Буратино», но давайте мы сейчас такой вот вопрос вам и зададим, ребята. И я вам расскажу, что мы разыгрываем сегодня. Мы разыгрываем сегодня вот такой… я очень хочу отдать по набору… «Доктор Айболит», «Малыш и Карлсон», «Старик Хоттабыч», «Буратино» и «Три толстяка». «Три толстяка» - это тоже целый спектакль. Мы когда-то с вами читали «Три толстяка», но просто читали, а тут замечательный спектакль, который, честно говоря, скажу я страшным коварным шёпотом, спектакль-радио гораздо лучше спектакля, который шёл в филиале художественного театра.
Н. ЛИТВИНОВА - Вы знаете, в своё время «Старик Хоттабыч» был записан как одноразовая передача.
С. БУНТМАН - «Старик Хоттабыч» одноразовая?
Н. ЛИТВИНОВА - Не был фондовым.
С. БУНТМАН - А почему это?
Н. ЛИТВИНОВА - А потом только, уже когда подучилась, сделал это, по-моему, Николай Александрович как режиссёр, отец был там исполнителем, одним из исполнителей.
С. БУНТМАН - Да.
Н. ЛИТВИНОВА - А это было просто… «В» же категории были. Не считалась фондовой передачей, а потом просто учитывая качество получившегося, она сделалась фондовой.
С. БУНТМАН - Я бы серьёзно разобрался, почему у нас далеко не всё сохранилось.
Н. ЛИТВИНОВА - Не говорите. А сколько размагничено! «Димка-невидимка» погиб совершенно.
С. БУНТМАН - «Димка-невидимка» погиб?
Н. ЛИТВИНОВА - Погиб, стёрт. Неизвестно кем. То есть разбазарено огромное количество. Не знаю, может быть, где-то в Гостелерадио в недрах и сохранился какой-то экземпляр, но…
С. БУНТМАН - Всегда очень обидно, когда я очень часто бываю совсем старые… какие-то довоенные – и американские, и английские… французский есть фонд огромный. И так обидно, что всё то лучшее, что было сделано. Но всё равно. Давайте, давайте не будем о грустном, а давайте будем говорить о волшебном. И хочу я задать следующий вопрос. Что было орудием волшебства у Старика Хоттабыча. Вот, скажите, пожалуйста. 3633659. Но пока вы собираетесь с мыслями, мы буквально минуту послушаем кусочек из «Старика Хоттабыча».
Фрагмент 3. «Старик Хоттабыч»
С. БУНТМАН - Да. Как он… «О, высокочтимый балда Волька ибн Алёша», да?
Н. ЛИТВИНОВА - Да, да.
С. БУНТМАН - Прощался тогда. Хорошо. Так всё же что служило орудием волшебства Старика Хоттабыча? Давайте мы сейчас и попробуем. 3633659. Алло. Доброе утро, алло.
СЛУШАТЕЛЬ - Это была лампа.
С. БУНТМАН - Нет, нет, не лампа, не лампа, дружок. Хорошо бы ты послушал. Спасибо. Сейчас мы другой звонок. Нет. Вот, у самого Хоттабыча. С помощью чего он мог сделать мой любимый мраморный телефон, который не звонил или что-нибудь другое, более значительное? Алло, доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ - Алло. Здравствуйте. Это борода.
С. БУНТМАН - Борода. Ну в целом борода. А как тебя зовут, скажи, пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ - Вика.
С. БУНТМАН - Как?
СЛУШАТЕЛЬ - Вика.
С. БУНТМАН - Вика. Вика, сколько тебе лет?
СЛУШАТЕЛЬ - Десять.
С. БУНТМАН - Десять, десять, десять. Ну а что… это борода. Уже приз у тебя есть, но скажи, что Старику Хоттабычу надо было сделать с бородой, чтобы всё это было? Я не могу, я только с усами могу сделать…
СЛУШАТЕЛЬ - Надо было выдернуть ус и сломать его.
С. БУНТМАН - Ус, да.
СЛУШАТЕЛЬ - Ну, волосок.
С. БУНТМАН - И разорвать, да? Вот, что нужно было сделать. Во всяком случае выдернуть волосок из бороды. Всё, записали телефон. Спасибо. Всё. Так, да, записали мы. И сегодня хочу 4 штучки отдать. У нас есть ещё много спектаклей. Майя, мы будем разыгрывать их.
М. ПЕШКОВА - Конечно.
С. БУНТМАН - У нас впереди целая эпопея. Вообще, эпопея «Детских площадок», на которых мы обязательно разыграем… вот, смотрите, какие вещи у нас есть. У нас много чего есть. У нас есть и Гоголь, «Нос» у нас будет. У нас и Лёши Писемского, и Лермонтова будет. Вот о стандартах образования будем говорить. И чеховская «Дуэль» есть, и Аверченко будет даже. «Знаток женского сердца». Это мы будем разыгрывать в наших всевозможных передачах. А сегодня я просто хочу разыграть 4 набора прекрасных передач.
М. ПЕШКОВА - Кстати, нам фирма «Мелодия» их предоставила. И я так поняла, что у них в закромах ещё очень много аудиоспектаклей.
С. БУНТМАН - Ну прекрасно, прекрасно. Будем отдавать. У всех, я надеюсь, есть CD-проигрыватель. Мы ещё не перешли на что-нибудь совсем новое. Так что всё это можно слушать, всё это можно слушать. Так. Дальше. Давайте, пробуем. Вы знаете, что задам я? «Малыш и Карлсон». Ведь… когда Николай Владимирович… ведь когда… было событие, когда Лилиана Лунгина перевела «Малыша и Карлсона», это одна из самых была популярных книжек. Но спектакль вышел очень рано ведь…
Н. ЛИТВИНОВА - Это было первое, что было сделано после перевода на русский язык.
С. БУНТМАН - Да?
Н. ЛИТВИНОВА - Первое самое. До мультфильма радиоспектакль.
С. БУНТМАН - Это в 60-х годах было, да, по-моему?
Н. ЛИТВИНОВА - По-моему, да. Конец шестидесятых.
С. БУНТМАН - Да, шестьдесят какой-то год, а потом уже мультфильм. Ну, вопрос без засыпки. Вопрос… быстро. Имя и фамилия, не имя фамилия, а звание скорее. Скажите, как звали домомучительницу в «Малыше и Карлсоне». Давайте без всякой родительской помощи каждый может сказать и получить чудесные спектакли. Давайте, пробуем. Алло, доброе утро, алло, здрасти, алло.
СЛУШАТЕЛЬ - Фрекен Бок.
С. БУНТМАН - Сразу выпалил. Кто выпалил сразу так?
СЛУШАТЕЛЬ - Паша.
С. БУНТМАН - Паша?
СЛУШАТЕЛЬ - Да.
С. БУНТМАН - Да, Паша. Отлично, Паша, сколько лет тебе?
СЛУШАТЕЛЬ - Одиннадцать.
С. БУНТМАН - Карлсона прочитывал, «Карлсон»?
СЛУШАТЕЛЬ - Нет.
С. БУНТМАН - Как нет?
СЛУШАТЕЛЬ - Ой.
С. БУНТМАН - Как? Как не прочитывал? Прочитан, всё. Но радиоспектакль после… а, ладно. В любом порядке можно будет. Всё, записали мы телефон. Спасибо большое. Да в любом порядке. Какая разница? Я тоже, кстати, честно говоря, сначала послушал, потом прочитал. Потом у меня книжка появилась. Вот… да, Майя.
М. ПЕШКОВА - Наталья Николаевна, вы имеете отношение тоже каким-то образом к «Малышу и Карлсону»? Вы читали его...
Н. ЛИТВИНОВА - Нет, вы знаете, когда выпускали компьютерную игру…
С. БУНТМАН - Ага.
Н. ЛИТВИНОВА - Значит, Карлсона озвучивал Ливанов.
С. БУНТМАН - Угу.
Н. ЛИТВИНОВА - Как и в мультфильме. А меня позвали… я так озвучила Фрекен Бок…
С. БУНТМАН - Ой-о.
Н. ЛИТВИНОВА - Но там вообще прелесть пропала. Там отдельные фразы только, понимаете, такие.
С. БУНТМАН - Ну, конечно. Когда игра, да.
Н. ЛИТВИНОВА - Важные для игры. Поэтому не могу сказать, чтобы это было очень интересно, но, тем не менее, я была горда.
С. БУНТМАН - А скажите, Николай Владимирович какой свой спектакль больше всего любил или какой свой роман?
Н. ЛИТВИНОВА - Ой. Я думаю, что я не назову одного. Ведь у него было всё-таки поле деятельности шире. Он делал спектакли по произведениям и Конан Дойля, он делал «Белый Бим Чёрное ухо». Одна из последних его привязанностей – это был Юрий Коваль, такой писатель.
С. БУНТМАН - Да.
Н. ЛИТВИНОВА - И он сделал спектакль «Недопёсок», где сам Коваль участвовал и Литвинов. А потом он сделал… как же это называлось-то… «Чистый Дор», по-моему. Спектакль в основном на троих артистов. Там были какие-то сценочки, эпизодики, но был задействован Юрий Коваль как автор, а он ещё и гитарист и бард.
С. БУНТМАН - Да.
Н. ЛИТВИНОВА - Николай Владимирович Литвинов. И Пельтцер, Татьяна Пельтцер, которая никогда ни одной роли на радио не играла. Были записаны только какие-то её театральные работы.
С. БУНТМАН - Театральные работы были.
Н. ЛИТВИНОВА - А вот это единственная радиороль, которую она сыграла. Именно в этом спектакле – «Чистый Дор». Я думаю, что у отца всё было любимое. И он крайне ответственно к этому относился. Он говорил, что с текстом надо переспать, с ним надо подумать… в него, так сказать, врасти. И очень не любил, когда этим манкировали и пренебрегали артисты. Я знаю, не буду называть фамилий, людей, которые обладали роскошными голосами для радио. Такая краска звуковая, но за счёт того, что они в текст заглядывали, подойдя к микрофону, им было совершенно наплевать, что они будут делать, их не занимали в серьёзных работах, понимаете?
С. БУНТМАН - Да, я очень хорошо помню такие вещи. Ещё когда на тебя смотрят, так… посмотри, как работают профессионалы.
Н. ЛИТВИНОВА - Да, я подойду к кормильцу… прозвище микрофона было… вот тогда, дескать, и покажу.
С. БУНТМАН - Толстыми голосами все.
Н. ЛИТВИНОВА - Текст – это особая статья, любимая.
С. БУНТМАН - А сразу чувствовалось. Вот, за версту чувствовалось. Вот, мы говорили «Здравствуй, дружок» когда, ведь это же, как сказать, всякий может произнести эту фразу, но не каждый просто прикуёт ребёнка к стулу или к дивану, на котором он сидит и слушает.
Н. ЛИТВИНОВА - Когда были сложные постановочные какие-то спектакли, тогда даже у них бывали репетиции. Я вообще как актриса очень мало работала у отца. Именно, наверное, поэтому, вот. Но я знаю, что он устраивал репетиции, скажем, когда принимали участие Плятт, Велихов, Якут. Это были застольные репетиции, как в театре. Конечно, время другое. Конечно, мы мыслим быстрее. Всё как-то, так сказать, постигаем быстрее. Техника речи изменилась, скорость речи изменилась. Но тогда это было совершенно необходимо.
С. БУНТМАН - А мне кажется, что и сейчас репетиции нужны.
Н. ЛИТВИНОВА - Ну, тем не менее, я не знаю, бывают ли они.
С. БУНТМАН - Не знаю. Я давно как-то… давно там не бывал, в тех местах.
Н. ЛИТВИНОВА - Ну, я пишусь как актриса. Звучат эти передачи в эфире. Но так, чтобы как раньше, вот, за несколько дней ты приходишь и в кармашке радиоздания берёшь текст, для тебя оставленный, потом ты его готовишь, потом ты приходишь.
С. БУНТМАН - Неужели всё с листа?
Н. ЛИТВИНОВА - Ну, в основном, да. Посидишь, поготовишься.
С. БУНТМАН - О, горе мне. Сейчас я умру, сейчас какой-нибудь голосок из усов… дубтибиду.
Н. ЛИТВИНОВА - Нет, ну, наверное, у кого большой объём, конечно, не с листа такие люди, как Олег Павлович Табаков, как Михаил Александрович Ульянов – они вряд ли позволили бы себе придти и читать с листа. Это уже, так сказать, свойство сегодняшних исполнителей.
С. БУНТМАН - Не будем о грустном. Лучше давайте ещё разыграем. Вот, ещё вопрос у меня такой. Как звали злую сестру Айболита? Как звали злую сестру доктора Айболита? Вот, он очень добрый, а сестра у него была не ахти. Вот, как её звали? 3633659. Алло, доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ - Скажи – Варвара.
С. БУНТМАН - Скажи – Варвара. Мама подсказывает страшным голосом.
СЛУШАТЕЛЬ - Алло.
С. БУНТМАН - Да. Мама подсказывает?
СЛУШАТЕЛЬ - Да, но не хочет – стесняется.
С. БУНТМАН - Стесняется. А кто она? Кто таинственная она?
СЛУШАТЕЛЬ - Дочка.
С. БУНТМАН - Кто?
СЛУШАТЕЛЬ - Элина.
С. БУНТМАН - Элина?
СЛУШАТЕЛЬ - Да.
С. БУНТМАН - А сколько Элине лет?
СЛУШАТЕЛЬ - Три.
С. БУНТМАН - Три. Ещё не хочет сказать «Варвара», да?
СЛУШАТЕЛЬ - Нет.
С. БУНТМАН - Не хочет сказать «Варвара». Давайте будем считать, что она сказала «Варвара»?
СЛУШАТЕЛЬ - Спасибо.
С. БУНТМАН - Вот. Что-нибудь слушает Элина уже или нет?
СЛУШАТЕЛЬ - Ну, она пока песенки только детские…
С. БУНТМАН - Песенки, да?
СЛУШАТЕЛЬ - Ну, тоже старые, старые.
С. БУНТМАН - Песенки. Ну хорошо. А это замечательно. У вас сейчас… вы сможете послушать и «Айболита» того же самого, но плюс потом «Малыша и Карлсона», а я не знаю… «Буратино», по-моему, вообще прямо сейчас можно слушать. Вот, как только получите диск. Хорошо, мы записали ваш телефон. Как только получите диск, приносите и, вот, Элине, которая сказала «Варвара».
Н. ЛИТВИНОВА - Да и «Айболита» сейчас…
С. БУНТМАН - «Айболита» -то уж совсем…
Н. ЛИТВИНОВА - Совсем уже подходит.
С. БУНТМАН - Да, да. Спасибо, спасибо. Да, действительно. Слушайте, давайте мы что-нибудь послушаем из Николая Владимировича, раз у нас есть. Ой. Давайте песенку послушаем из «Сказки про свинопаса»? Давайте? Давайте послушаем?
Н. ЛИТВИНОВА - Про горшочек.
С. БУНТМАН - Да, про горшочек, 4-ую давайте у нас послушаем.
Фрагмент 4.
С. БУНТМАН - Здорово. Здорово. Это песенка Горшочка из сказки про свинопаса.
Н. ЛИТВИНОВА - Угу.
С. БУНТМАН - Музыкальный был человек Николай Владимирович.
Н. ЛИТВИНОВА - Оо… Вы знаете, он был изумительный, совершенно потрясающий гитарист-семиструнник. Играем мы все, и отец тоже, конечно, на рояле играл. Мама у меня была пианистка, брат – скрипач. И артистка такая вообще. Испорченная искусством семья. Пел потрясающе, но мы же бездарные люди. У нас не было не только приёмника. И магнитофона не было. И не записано, как он пел. Это был настоящий цыганский роман. Не пошлый, не ресторанный, а классический, великолепное исполнение. Единственное, где прозвучала его гитарка, его, живая – это «Голубая чашка».
С. БУНТМАН - По Гайдару, да?
Н. ЛИТВИНОВА - Они с Зинаидой Бокарёвой. Вот, да, этот дуэт голосов. Бокарёва, серебряный колокольчик голос, и отец – у них через всю жизнь прослеживаются вот эти дуэтные передачи. «Голубая чашка» гайдаровская. Вот там отец играл на гитаре. И там он пел – ты поди, моя коровушка, домой. Ну, в общем, трогательно очень… Там есть на диске фрагментик из «Голубой чашки».
С. БУНТМАН - «Голубая чашка» полностью сохранилась?
Н. ЛИТВИНОВА - Сохранилась. Всё выпущено на пластинках.
С. БУНТМАН - Угу.
Н. ЛИТВИНОВА - Это просто фирма «Мелодия» брала фондовую запись и пускала её в серию. Сколько было миллионов «Буратино», я даже не смогу вам сказать. «Голубая чашка» тоже выпущена, конечно…
С. БУНТМАН - Вообще, «Голубая чашка»… мне кажется, что это лучшее, что написал Гайдар. Это такое совершенно… щемящее абсолютно…
Н. ЛИТВИНОВА - Вы знаете, он ведь вообще очень хорош. Даже если вы «Чук и Гек» посмотрите. Даже если вы посмотрите какие-то более политизированные вещи. Он настолько прост, безыскустен и искренен в своём творчестве Гайдар. Незаслуженно, по-моему, сейчас подзабыт.
С. БУНТМАН - Но он, да, но, вот, «Голубую чашку»… чем и она… это взрослая книжка.
Н. ЛИТВИНОВА - Угу, да.
С. БУНТМАН - «Голубая чашка» - это взрослая щемящая книжка.
Н. ЛИТВИНОВА - Потом они продолжили ещё свои дуэтные работы. Последняя была тоже очень интересная работа. Это были стихотворения в прозе Леонардо да Винчи.
С. БУНТМАН - Мм…
Н. ЛИТВИНОВА - И они уже под конец жизни записали с Зинаидой Бокарёвой.
С. БУНТМАН - Смотрите, ребят, какие у нас открываются перспективы. Если мы потихонечку с вами будем слушать, раздавать, вы будете выигрывать, будете слушать, потом дети вырастут – будут они слушать. Так что мы с вами всё лучшее-то и услышим и узнаем. А пока давайте ответим на такой принципиальный вопрос: что Мальвине служило зеркалом? Один из самых для меня, когда я был маленьким, ужасающих и угнетающих персонажей была Мальвина. Мальвина, потому что она зануда, она заставляла…
Н. ЛИТВИНОВА - Уроки заставлять…
С. БУНТМАН - Уроки делать, мыть руки. Она тиранила весёлого хорошего Буратино. Нет, ужасно. Вот, Мальвина… ну ладно. Мальвина, девочка… а что… ну, конечно, она смотрелась в зеркало, но что ей служило зеркалом, Мальвине? Пожалуйста, расскажите, и мы с вами таким образом разыграем последний, наверное, сейчас наш набор «Доктор Айболит», «Малыш и Карлсон», «Старик Хоттабыч», «Буратино», «Три Толстяка» - всё с Николаем Владимировичем Литвиновым. Слушаю кого-то… кого же я слушаю… вот… 3633659. Алло, доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте.
С. БУНТМАН - Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ - Саша.
С. БУНТМАН - Саша. Саша, мальчик – девочка?
СЛУШАТЕЛЬ - Девочка.
С. БУНТМАН - Девочка. Девочка Саша, сколько тебе лет?
СЛУШАТЕЛЬ - Одиннадцать.
С. БУНТМАН - О, о, о, одиннадцать. Скажи мне, пожалуйста, всё-таки что служило Мальвине зеркалом?
СЛУШАТЕЛЬ - Ну, может быть, роса?
С. БУНТМАН - Ой, нет, дорогая моя. Как мне жалко. Как мне жалко, что ты как-то так неправильно ответила. Нет, нет, нет, нет, тут не может быть. Тут, может быть, вопрос «что?» как-то увел, а? Ну ничего. Ой, я думал - так легко. Я думал – так легко, я думал – так легко.
Н. ЛИТВИНОВА - Нет, ей приносили зеркало.
С. БУНТМАН - Вот, кто-то живёт по соседству с моим старым домом… вот, давайте мы послушаем. Алло, доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ - Алло, здравствуйте. Мальвине служил зеркалом зеркальный карп.
С. БУНТМАН - Служил зеркалом зеркальный карп.
Н. ЛИТВИНОВА - Молодец.
С. БУНТМАН - Ответ чёткий, бодрый. Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ - Катя.
С. БУНТМАН - Катя. Катя, ты по телефону… ты где-то там живёшь в моих краях, по-моему, где я жил, когда мне было столько же лет, сколько тебе. Вот…
СЛУШАТЕЛЬ - Да, я на «Павла Корчагина» живу.
С. БУНТМАН - Правильно. Просто вообще рядом. Туда в 13 лет переехал. Отлично, передавай привет улице Павла Корчагина.
СЛУШАТЕЛЬ - Привет.
С. БУНТМАН - Вот, а телефон мы твой записали. И сейчас, вот, скоро-скоро-скоро получишь все спектакли… а что ты первой будешь слушать, скажи мне, пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ - А… ещё раз, что?
С. БУНТМАН - Смотри, тут есть «Доктор Айболит», «Малыш и Карлсон», «Старик Хоттабыч», «Буратино», «Три толстяка». Что первым будешь слушать?
СЛУШАТЕЛЬ - «Три толстяка».
С. БУНТМАН - «Три толстяка». Конечно. Я бы тоже… сейчас я бы первым послушал «Три тослтяка». Хорошо. Спасибо большое. Вот, знаете, ребят, у нас начинается с вами большая всевозможная жизнь. И мне кажется, очень интересная. Со следующей недели мы теперь будем проводить с вами каждое воскресенье. Так получается, что у Ксении Ларины будут ещё и другие передачи. И я думаю, что мы с вами будем интересно проводить время. Это не значит, что раньше было не интересно, но как-то по-другому мне самому очень интересно с вами будет и играть, и рассказывать что-то, и что-то узнавать. У нас всего минута остаётся. Можно было бы послушать обращение к ребятам Николая Владимировича, но давайте лучше будут слушать у нас дома. И мы ещё Николая Владимировича послушаем. Что главного было в Николае Владимировиче? Я хочу бегать, как этот самый… узнавать секрет, как… хочу знать секрет главный…
Н. ЛИТВИНОВА - Сейчас скажу. Он не распылялся. Он занимался одним делом. И даже когда его звали, вот, сниматься в какие-то концерты, где он прекрасно мог выступать, он говорил, что я человек-невидимка. Я им должен и остаться. И вот эта его цельность, то, что он занимался только радио, будучи артистом театральным, много проработавшим в театре в своё время.
С. БУНТМАН - Да.
Н. ЛИТВИНОВА - Да. Остался только человеком радио, человеком-голосом. Хотя был красивый, высокий, музыкальный, обаятельный, роскошный, умный человек.
С. БУНТМАН - Спасибо большое, спасибо. Мы сегодня и открыли новое. Будем сегодня снова слушать Николая Литвинова с этого дня. Те, кто выиграл и те, кто ещё потом выиграет на нашей «Детской площадке». Спасибо, Наталья Николаевна. Всего доброго.
Н. ЛИТВИНОВА - Спасибо вам.