Пушкин и дети - Дмитрий Панфилов, Владимир Хлынов - Детская площадка - 2010-06-05
К. ЛАРИНА: Ну что, продолжаем «Детскую площадку», и приветствуем наших гостей, у нас сегодня будет Пушкинская часть, поскольку завтра 6 июня день рождения поэта, и мы, как я уже говорила, с Майей Пешковой, которая здесь в студии, Майя, доброе утро.
М. ПЕШКОВА: Доброе утро.
К. ЛАРИНА: Никогда мимо этой даты не проходим, всегда её отмечаем в наших эфирах, и сегодня в нашей студии Дмитрий Георгиевич Панфилов, председатель общества пушкинистов «Захарово». Здравствуйте Дмитрий Георгиевич, приветствуем вас.
Д. ПАНФИЛОВ: Здравствуйте.
К. ЛАРИНА: И поэт, детский поэт, член поэтического клуба «Захаровский Парнас» Владимир Хлынов. Добрый день Владимир, здравствуйте.
В. ХЛЫНОВ: Добрый день.
К. ЛАРИНА: То, что Владимир Хлынов поэт, есть доказательства тому, поскольку сегодня мы предложим вашему вниманию книгу нашего гостя «Сказка о Карлуше и его друзьях в Царицыне».
М. ПЕШКОВА: Фрагменты этой сказки уже звучали в нашем эфире, и читал наш гость, который руководит большим центром «Царицыно».
К. ЛАРИНА: Давайте для начала выясним, что такое общество пушкинистов «Захарово», «Захаровский Парнас», что это такое всё, расскажите нам, пожалуйста?
М. ПЕШКОВА: Отправимся в имение к бабушке Пушкина в Захарово?
К. ЛАРИНА: Нет, давайте мы расскажем сейчас с самого начала, что это такое за заведение?
Д. ПАНФИЛОВ: В государственном музее-заповеднике Пушкина организовано общество пушкинистов, которое насчитывает около 400-т человек, география очень широкая, очень большая, начиная от Дальнего востока и заканчивая Бразилией, Аргентиной. Общество постоянно ведёт большую работу.
К. ЛАРИНА: Научную?
Д. ПАНФИЛОВ: Научную работу да.
К. ЛАРИНА: И все пушкинисты настоящие?
Д. ПАНФИЛОВ: Да, я хочу сказать, но хвастаться неудобно, но к 200-т летию Пушкина, российская академия наук выпустила список литературы наиболее такой солидный, которая внесла определённый вклад в изучение творчества Пушкина. Там представлены представители всего мира, и японцы, и китайцы, и американский континент, и в этом большом списке четыре работы, представленных нашим обществом. Это самая большая заслуга, потому что эти работы перепечатывались несколько раз, мы впервые подробно писали «Дуэль, или смерть Пушкина», можно ли было спасти Пушкина, почему он умер, что бы сделали сейчас, если бы он поступил в больницу.
К. ЛАРИНА: То есть самые разнообразные версии.
Д. ПАНФИЛОВ: Да.
К. ЛАРИНА: А «Захарово», почему так, почему именно здесь обосновалось общество пушкинистов?
Д. ПАНФИЛОВ: Дело в том, что бабушка, она очень хотела вывезти внука куда-нибудь на природу, в Москве было жарко, душно, и она искала какое-то место. И так случайно получилось, что в Захарове были дальние родственники Пушкина, оттуда, кстати, у «Дубровского» появился Троекуров, то всё фамилии из тех мест. А генеральша Тенькова продавала имение, дом, два флигеля, большой парк, сад, пруд, где раки и рыбы, то есть ребёнку было, где порезвиться, побегать по лугам, и она покупает это имение.
К. ЛАРИНА: А где это находится?
Д. ПАНФИЛОВ: Это находится два километра от кольцевой дороги по старой смоленской дороге, и приезжает туда на лето вместе со всей семьёй, Пушкины. Саше тогда было пять лет, и когда ему шёл одиннадцатый год, тогда он поступил в лицей, и в связи с тем, что жить на два дома было очень тяжело. Потому, что семья собиралась ближе к Петербургу перебираться, бабушка это имение продала, но там остался пушкинский дух, и Пушкин, вот детские воспоминания наиболее свежие, они остаются на всю жизнь, любой из нас может вспомнить первый класс, он забыл, может быть, как звали учительницу, но помнит друзей, помнит какие-то случаи. Так и Пушкин, он в своих произведениях 17 раз вспоминает Захарова, 17 раз, начиная от «Село Горюхино», «Письмо к Юдину», «Дубровский».
К. ЛАРИНА: А там сегодня есть какие-нибудь свидетельства того, что там ступала нога Пушкина в этом месте?
Д. ПАНФИЛОВ: Там восстановили флигель, где была детская, и там музей, собраны все интересные материалы, в основном это пожертвования доброхотов, кое-что куплено там, то есть работает музей в «Захарово». Восстановили полностью лес, там был дуб, где Пушкина написал «Где дуб уединенный», где он с Фантеном под ним сидел, дуб сгнил, упал, но удалось собрать последние жёлуди, посадить три дубка. Один дубок какие-то варвары вырвали, когда он уже был сантиметров двадцать, поэтому пришлось замаскировать два оставшихся, не показывать их, пока дубки не подросли. Сейчас мы их показываем, вот дети пушкинского дуба так там восстановились.
К. ЛАРИНА: Там экскурсии проходят?
Д. ПАНФИЛОВ: Да, там проходят экскурсии, там находятся, если в историю заглянуть Пушкинских произведений, вы помните, когда Дубровский кидает в дублоплод, вот это дупло там сохранилось старинное совсем, еле-еле дышит на ладан. Вот недавно посадили около тысячи берёзок, там когда-то была берёзовая роща, и Пушкин мечтал в этой берёзовой роще погулять и даже быть похороненным в этой берёзовой роще, то есть там всё это восстанавливается, музей там работает. Но дело в том, что помимо Захарово, полтора километра от Захарово располагалась усадьба князя Голицина, это тот самый князь Голицин, который после Наполеона восстанавливал всю Москву. Он был близок к Пушкину не только духовно, но он был близок и по-родственному, это был двоюродный дядя отца Пушкина. Поэтому Саша там очень часто бывал, там у него была первая любовь Апраксина, потом и Сушкова, он там посвящал детские стихи туда, стихи он писал, царапал на берёзе, и долго берёза хранила Пушкинскую руку.
К. ЛАРИНА: То есть, вместо «Здесь был Саша» он писал стихи.
Д. ПАНФИЛОВ: Да, писал он стихи, причём стихи писал он по-русски, хотя стихи Василия Львовича, дяди его, он был известный в своё время поэт, опасный сосед знаменитый, который гулял по Петербургу и Москве, он всё писал на французском языке, а Пушкин писал на русском языке. И я всегда возмущаюсь, когда в литературе проскакивает, что Пушкин не говорил по-русски, он говорил по-французски, и Арина Родионовна учила его русскому языку, это чушь собачья.
К. ЛАРИНА: Чего только не придумают.
Д. ПАНФИЛОВ: Арина Родионовна не могла его учить, потому что Ольга, любимая сестра Пушкина, говорила, что он её как сказитницу узнал только будучи в Михайловском во время ссылки, это был ему 25-й год, накануне декабристов.
К. ЛАРИНА: То есть уже будучи взрослым человеком?
Д. ПАНФИЛОВ: Не только взрослым, вышел уже «Руслан и Людмила», вышел уже «(Неразборчиво) фонтаны», вышел «Братья-разбойники», вышла «Кавказский пленник», вышел том стихов Пушкина.
К. ЛАРИНА: То есть по сути всё уже было написано?
Д. ПАНФИЛОВ: Да, это был зрелый поэт, признанный Россией, и она учила его русскому языку, вы меня простите, вот бабушка была очень грамотная, языком бабушки восхищался Дели, когда она писала в лицей письма, она говорила, посмотрите какой стиль, и Дели ходил за ним и просил: «Саша, дай прочитать письмо бабушки». Поэтому влияние бабушкино было громадное, и русскому языку учила она его, и был второй учитель, которого нанимали, Беленьков, он был переводчик сам, сам он писал тоже, и вот они в тандеме вдвоём, и большую роль оказывал Василий Львович Пушкин, недаром Пушкин писал: «Парнасский мой отец».
К. ЛАРИНА: Вот смотрите, такую небольшую экскурсию, благодаря Дмитрию Георгиевичу Панфилову мы провели по усадьбе «Захарово» по Пушкинским местам. А теперь я хочу обратиться к Владимиру Хлынову, чтобы он нам объяснил, что такое «Захаровский Парнас», это такое собрание, такой клуб поэтический, кто туда входит, как он вообще образовался?
В. ХЛЫНОВ: Дмитрий Георгиевич, это вы начинали, я потом уже. Вам истоки нужны?
К. ЛАРИНА: Да.
Д. ПАНФИЛОВ: У нас всё время проводились и продолжают проводиться конференции, конференции у нас детские и взрослые конференции. В год проводится два детских собрания, все дети читают свои стихи.
К. ЛАРИНА: То есть, там и детское творчество приветствуется?
Д. ПАНФИЛОВ: Да, в основном туда, потому что это родина Пушкина. Так и Пушкинские праздники, все в основе лежат показать детство Пушкина. Игры, в которые он играл, стихи, которые он писал в раннем детстве, окружение в раннем детстве. Вот эти крестьянские судьбы, которые были вокруг него. Поэтому дети читали свои стихи, и взрослые то же самое, их приглашали на эти конференции творческие. Потом встал вопрос о публикациях, мы стали публиковать эти стихи, и взрослые и детские стихи, и постепенно это вылилось в ядро таких, не просто любителей Пушкина, а для тех, кто занимался и поэзией, и было организовано это Пушкинское общество «Захаровский Парнас». Возглавляет его сегодня Людмила Валентиновна Бобылёва, она сама филолог, преподаватель, очень много печатается она, и примерно раз в три месяца мы собираемся, и обычно приглашаем таких людей, как Владимир Викторович, поэтов, они читают самые свои последние вещи, обсуждают эти вещи. Наиболее лучшие, хорошие такие, то, что понравилось, то, что получило добро у аудитории, мы опубликовываем в сборниках, вот так «Захаровский Парнас».
К. ЛАРИНА: Владимир Викторович, немножечко про себя расскажите, как вы стали детским поэтом, что случилось, или вы им всегда были с детства?
В. ХЛЫНОВ: Я вам скажу, что для этого нужно только одно, родиться, и больше ничего.
К. ЛАРИНА: Но не всем так повезло, рождаются ведь многие, но не все из нас становятся детскими поэтами.
В. ХЛЫНОВ: Можно обладать техникой стихосложения какой-то, какую-то тягу на каком-то этапе иметь стихосложения, но я вам скажу, этим надо жить, слово должно выйти из сердца, и зайти в сердце.
К. ЛАРИНА: А кто вас приучил вообще к стихам, у вас была своя Арина Родионовна?
В. ХЛЫНОВ: На моё счастье меня окружали постоянно стихи, и мама, и папа большие любители Некрасова и Пушкина, и колыбельными были «Сказка о царе Салтане».
К. ЛАРИНА: То есть деваться было некуда.
В. ХЛЫНОВ: Или «Дед Мазай и зайцы». Я заставлял их читать, что как только один закончит, чтобы второй читал, и так до исступления, в три, четыре года я уже чувствовал, что я без этого уже жить не смогу. Но я вам могу так сказать, предостеречь тех, кто этим занимается. Если хотят что-то достичь, что осталось бы навсегда, это нужно только состояние.
К. ЛАРИНА: В смысле состояние, материальное состояние?
В. ХЛЫНОВ: Деньги тут не помогут, меценат был готов платить любые деньги, только прославьте Августа на уровне Гомера. У Вергили это не получилось, «Немного тоще Нэиды получилась», как бы сказал Пушкин. Я вам скажу так, об этом состоянии лучше всего Платон сказал с моей точки зрения: «Если вы будете писать, это неистовство должно быть, переходящее в неудержимую ярость и даже в буйство».
К. ЛАРИНА: Вы не похожи на такого буйного человека, спокойный, тихий, рассудительный, неистовство и буйство как-то пока с вами не ассоциируется никак, или мы вас плохо знаем.
В. ХЛЫНОВ: Вы упомянули, что сказку читал, это о Рачевском по всей видимости, речь идёт.
М. ПЕШКОВА: Да.
В. ХЛЫНОВ: Ефиме Лазаревече, он сейчас мюзикл ставит по моей сказке.
К. ЛАРИНА: У себя в школе?
В. ХЛЫНОВ: Да, и как книжка первоклассника, прописал её, закупил тысячу книг, и я хожу там выступаю. Что я вам хочу сказать, можно немного о конкурсе сказать, вот в самом крупном Пушкинском международном конкурсе, называется он «Александр Сергеевич Пушкин глазами детей».
К. ЛАРИНА: То есть это конкурс детского творчества?
В. ХЛЫНОВ: Детского рисунка. Шесть лет назад приложили колоссальные силы, и вот Дмитрий Георгиевич присутствовал на открытии, два дня мы отмечали конкурс Пушкина, и ставили задачу такую, во-первых, нужны материальные средства, для этого обратились к генеральному директору фабрики «Парижская коммуна» Александру Александровичу Никитину, есть такой уважаемый, умный благородный человек в Москве, который сказал: «Да, я буду его поддерживать». А второй обратился в «Газпром», тоже генеральный директор газобезопасности Добня Борис Евгеньевич, который сказал: «Я тоже буду поддерживать, можешь смело заниматься, за тобой мы будем стоять». И с этого мы начали, и поэтому конкурс получился, я вам скажу...
К. ЛАРИНА: То есть вы начали всё-таки с состояния, несмотря ни на что.
В. ХЛЫНОВ: Он должен быть уважаемый и богатый конкурс.
К. ЛАРИНА: Вы понимаете, всё равно опрокидывают всю вашу теорию, вот практика, там всё равно начали с «Газпрома», и с «Парижской коммуны».
В. ХЛЫНОВ: А теперь слушайте, чем это для детей закончилось.
К. ЛАРИНА: Чем же?
В. ХЛЫНОВ: А вот чем закончилось, дети во-первых, Александр Михайлович Рязанов, который на что пошёл, что ни один ребёнок не будет проигравший, любой участник может с родителями в течении года посещать бесплатно музеи, это раз.
К. ЛАРИНА: Это где, это там в «Захарово».
В. ХЛЫНОВ: Больших везём в «Захарово», потом это распространилось и на другой, переговоры прошли и с Ивкиным Андреем Александровичем, это директор «Корабихи», который сказал: «Кто у вас участник конкурса, тот может и мой музей бесплатно посещать «Карабиху»».
М. ПЕШКОВА: Ещё доехать надо.
К. ЛАРИНА: Я вам хочу сказать вот что, раз мы тут про это заговорили, в принципе, как мне кажется, дети и так должны бесплатно посещать музеи в стране любые, мне кажется, что во всём мире дети бесплатно посещают музеи. Куда бы вы ни зашли, везде написано: «Дети до 14-ти лет бесплатно». У нас разве не так?
Д. ПАНФИЛОВ: Золотые слова, так должно быть.
В. ХЛЫНОВ: Но у нас не так.
К. ЛАРИНА: Не с помощью «Газпрома» и «Парижской коммуны», а вот так с помощью государства дети должны посещать музеи бесплатно. Поэтому если вы говорите о том, что это какой-то подвиг, мне кажется что это подвиг сомнительный. Вот если бы вы, ваш поэтический клуб обратился бы в министерство культуры Российской Федерации с открытым письмом, с требованием зафиксировать это положение для всех без исключения, на территории всей Российской Федерации дети посещают музей бесплатно. Вот тут бы я вам сказала спасибо.
В. ХЛЫНОВ: Не спешите.
К. ЛАРИНА: Хорошее начинание, хорошая инициатива?
Д. ПАНФИЛОВ: По поводу обратиться, был момент, когда стали строить дачи при Ельцине, и когда там генералы, большие начальники открыли рот на земли Пушкина, очень быстро привезли блоки туда, проложили дороги, стали вырубать липы столетние для того чтобы там строить свои дачи. Александр Михайлович бился как революционер, куда он только ни обращался до тех пор, пока ему сказали: «Сиди и не рыпайся, если хочешь остаться на месте».
М. ПЕШКОВА: Александр Михайлович это директор «Захарово».
Д. ПАНФИЛОВ: Тогда он обратился, и сказал: «Давайте вы, вы же лицо общественное, вас же не накажут, давайте». И мы стали писать и в прокуратуру, и куда только мы не писали, нам отвечали: «Да, безобразие», но всё оставалось по-старому. И вы меня простите, нам помогла, знаете кто, Татьяна Ельцина.
К. ЛАРИНА: Татьяна Юмашева?
Д. ПАНФИЛОВ: Да, Татьяна Юмашева, обратились к ней, она любит Пушкина сама. Вдруг однажды мне звонят на работу, Александр Михайлович: «Срочно приезжай, там целая комиссия приехала». Мы приехали в «Захарово», они ходят и измеряют, все кто нам писал отказы Рязанову, кто грозил ему, такие добрые, такие хорошие, через два дня увезли эти плиты вертолётами, дороги привели в порядок, всё сделали, так что спасибо ей. А так бы мы сидели и говорили, что детям надо в музеи бесплатно, книги надо детям дешёвые, в театр надо им бесплатно ходить, чтобы культура шла уже именно с детства, а не тогда чтобы купить книгу, надо заплатить 500 рублей за хорошую книгу, это безобразие.
В. ХЛЫНОВ: Не дали вы мне досказать к сожалению...
К. ЛАРИНА: Ну потому что не с того начали, начали с состояния, а я вас предупреждала.
М. ПЕШКОВА: Надо было с творчества начинать.
К. ЛАРИНА: Надо было с творчества начинать, тогда бы я не рыпалась, сидела и слушала вас.
В. ХЛЫНОВ: Сейчас до 10-ти тысяч принимают детей, включая Америку, Израиль, Словению.
К. ЛАРИНА: На этот конкурс?
В. ХЛЫНОВ: Да, потому что первоначально можно было нас упрекнуть, то, что республики, все бывшие республики принимают участие. Поддержал нас журнал «Юный художник», который является тоже учредителем, он публикует рисунки победителей, сто рисунков музей выставляет.
К. ЛАРИНА: А где их можно посмотреть, эти рисунки?
В. ХЛЫНОВ: В музее. Сто рисунков музей экспозицию выставляет, в течении года она находится в музее Захарово, 30 победителей получают обувь фабрики «Парижская коммуна» в качестве призов, 30 победителей получают мою книгу с дарственной надписью.
М. ПЕШКОВА: А что такое бедное время, что люди не могут купить обувь.
К. ЛАРИНА: Вы понимаете, что вы говорите, вот что в наше время в 21-м веке в качестве приза хороший рисунок ребёнок получает пару обуви от фабрики «Парижская коммуна», это что нормально?
В. ХЛЫНОВ: Это я вам скажу больше чем нормально.
К. ЛАРИНА: Это безобразие.
В. ХЛЫНОВ: Потому что чем-то должны быть благодарны сотрудникам.
К. ЛАРИНА: Вы должны понимать, что это две вещи несовместимые, творчество, тем более в Пушкинском доме, ребёнок рисует иллюстрации к Пушкинским произведениям за ботинки, это что же такое.
В. ХЛЫНОВ: Нет, не за ботинки, вы неправы, ребёнок получает диплом победителя международного конкурса.
К. ЛАРИНА: Вот хотя бы этого достаточно.
В. ХЛЫНОВ: Не хотя бы этого, а это основное.
К. ЛАРИНА: Ну, так и всё, а причём здесь обувь-то.
М. ПЕШКОВА: Обувь купят мама и папа.
К. ЛАРИНА: Ой, ребята, поэтому у нас с вами ничего и не получается, поэтому у нас все благие намерения кончаются ерундой, понимаете, мы прославляем фабрику и «Газпром» вместо того, чтобы говорить сегодня о том, что происходит сегодня с детьми.
В. ХЛЫНОВ: А я больше хочу сказать, вот большое счастье...
К. ЛАРИНА: Вот Дмитрий Георгиевич совершенно точно меня поддержал, вот если говорить о том, что если может сделать такой поэтический клуб или целая такая компания умных, талантливых людей, то наверно всё-таки сделать что-нибудь достойное для детей, а не обувь им раздать, это что это такое вообще?
М. ПЕШКОВА: Я понимаю, там книжки, альбомы, краски.
К. ЛАРИНА: Короче, вот вы говорите, вас не оскорбляет как поэта, что либо книжка с вашей дарственной надписью, либо пара обуви?
В. ХЛЫНОВ: Вы знаете, такая благодарность идёт от людей: «Большое вам спасибо за такую прекрасную обувь, самую лучшую пошитую в стране», и куча писем идёт благодарственных, вы понимаете, и мы уже ставим вопрос, может быть, давайте мы от этого откажемся, а люди говорят: «Нет, не надо».
К. ЛАРИНА: Позорно это.
В. ХЛЫНОВ: Да не позорно.
К. ЛАРИНА: Уважаемый Владимир Викторович, вот я просто вас слушаю или вы просто не так об этом рассказываете, ну подумайте сами, я всё вспоминаю замечательный фильм «Друг мой Колька», когда там тоже мальчику ботинки от родительского комитета давали, как представителю малообеспеченной семьи.
В. ХЛЫНОВ: Мы не в ту сторону уводим.
К. ЛАРИНА: И что он с этими ботинками сделал, давайте вспомним, просто удивительно, вы с самого начала детей как-то дезоринтируете.
В. ХЛЫНОВ: Мы детям дали прекрасную возможность.
К. ЛАРИНА: Получит гонорар, лучше бы денег дали.
В. ХЛЫНОВ: Получить возможность публиковаться в журнале «Юный художник», выставляться на выставках.
К. ЛАРИНА: Давайте мы лучше ваши книжки разыграем, пока не поздно.
В. ХЛЫНОВ: Опять меркантильность, разыграть мою книжку.
К. ЛАРИНА: Так вы же хотите детям книжку отдать или нет?
В. ХЛЫНОВ: Она в магазине продаётся за 505 рублей, я начинаю рассуждать вашими категориями, конечно, я их подписываю сотнями всем.
К. ЛАРИНА: Хорошо, дорогие слушатели, мы сегодня не разыгрываем книжки, вы их можете купить за 505 рублей.
В. ХЛЫНОВ: Вот как раз их и надо разыграть, потому, что назначение было ребёнку дать эту книгу, но я перешёл на ваше оружие, и вашим оружием я воспользовался, видите, что получилось.
К. ЛАРИНА: Каким моим оружием? Просто я ещё раз повторяю, вы не с того начали разговор. Понимаете, мы в прямом эфире, вы думали, что вы придёте, отчитаетесь, и мы с вами разойдёмся мирно, у нас так не бывает, вы же рассказываете, я вас слушаю, какие-то вещи у меня вызывают вопросы, я их сразу же задаю, вот и всё, не обижайтесь.
В. ХЛЫНОВ: Я вообще не обижаюсь, это не в моей манере.
Д. ПАНФИЛОВ: Вот буквально антитеза такая.
К. ЛАРИНА: Давайте.
Д. ПАНФИЛОВ: Вот музей вместе с нашим обществом ведёт большую работу с малолетними преступниками в Можайске, есть там такая тюрьма.
К. ЛАРИНА: То есть вы туда приезжаете к ним?
Д. ПАНФИЛОВ: Приезжаем туда к ним, рассказываем про Пушкина, читаем стихи, приглашаем кого-то из дипломатов, дарим Пушкинские вещи, дарим те книги, которые выходят в сборнике вместе с нашими стихами, с научными работами.
К. ЛАРИНА: А они хотя бы ценность понимают вообще слова Пушкинского, слышат что-нибудь?
Д. ПАНФИЛОВ: Да, очень много взрослых, у них заинтересованность чувствуется. И вот уже больше пяти лет музей шествует над детской колонией.
К. ЛАРИНА: Как работает музей, и когда можно туда приехать?
Д. ПАНФИЛОВ: В любой день, кроме четверга.
М. ПЕШКОВА: А завтра что будет?
Д. ПАНФИЛОВ: А завтра будет Пушкинский праздник, день рождения Пушкина, там проводятся, там две поляны, две эстрады, одна эстрада для взрослых, другая эстрада для детей, там, в обязательную программу входят игры Пушкинского детства, играют в лапту, на ходулях, в горелки, потому, что сейчас спроси, а что такое горелки, и ребята не знают. Там специально занимаются методисты, учат этой игре, очень весело, выступают очень много коллективов самодеятельности из Москвы, и из Московской области, Рязани. Тула приезжает туда, так, что будет там очень хорошо, работает там книжные киоски, книги. Там по себестоимости издательства купить, это намного дешевле, работают там буфеты, лишь бы погода не подвела.
К. ЛАРИНА: Мы должны заканчивать нашу мирную встречу, но, тем не менее, хочу...
В. ХЛЫНОВ: Кесарю кесарево, а божию богово, надо до конца довести эту позицию.
К. ЛАРИНА: Хочу всем всё-таки пожелать попасть в Захаровский Пушкинский дом, приезжайте, тем более завтра Пушкинский праздник, действительно, можно всей семьёй собраться и поехать.
Д. ПАНФИЛОВ: В год музей принимает 108 - 110 тысяч.
К. ЛАРИНА: Дмитрий Георгиевич, спасибо вам большое за моральную поддержку. До свидания.