Марк Розовский представляет свои книги для детей "Сказки для Саши. Новые сказки для нового времени" - Марк Розовский - Детская площадка - 2009-03-15
К.ЛАРИНА: Здравствуйте, Марк Григорьевич, доброе утро. Я знаю, что вы эти песни любите, поэтому поставила. Тем более это «Детская площадка», поэтому в исполнении детского хора.
М.РОЗОВСКИЙ: Спасибо. Это совершенно неожиданно.
К.ЛАРИНА: Итак, напомню, здесь в нашей студии Марк Розовский, главный режиссер Театра у Никитских ворот, но сегодня он как сказочник выступает на нашей «Детской площадке». У меня в руках книга, Майя Пешкова тоже уже ее полистала, в полном восторге. Майечка, доброе утро.
М.ПЕШКОВА: Да-да.
К.ЛАРИНА: Итак, Марк Розовский, «Сказки для Саши» - замечательно изданная книжка, очень яркая, очень мягкая, издательство «Рипол Классик» эту книжку выпустило. И сегодня вы ее получите даже в подарок с автографом автора, если ответите на какие-нибудь наши вопросы. Но для начала давайте про нее расскажем. История создания.
М.РОЗОВСКИЙ: Неожиданная история.
К.ЛАРИНА: У меня есть дочь… - надо так начинать, как книжка начинается.
М.РОЗОВСКИЙ: Да, наверное. У меня есть даже две дочери. Но вот эта дочка – средняя. Когда она была маленькая, ее укладывали спать – естественно, ее зовут Саша, потому что книжка называется «Сказки для Саши», - вот она, как все дети нормальные, спать не хотела. Ну а я приходил поздно с работы из театра, как правило, и в общем-то было наше общение очень кратким. Мне надо было дочку уложить спать поскорее, а она хотела увидеть живого папу, которого она целый день не видела. Ну и, конечно, она капризничала, и уложить ее было трудно. Но когда она все-таки укладывалась в кроватку, пап должен был ей рассказать сказку. Вот она потребовала – расскажешь сказку, тогда буду спать. «Ох, Саша, я все сказки забыл…» В общем, она меня поставила в очень тяжелое положение, помнится. «Нет, расскажи мне сказку!» Что делать, я был в абсолютно безвыходном положении, я начал придумывать сказки для Саши. Несколько вечеров мне это удавалось.
К.ЛАРИНА: То есть вы их не записывали?
М.РОЗОВСКИЙ: Нет, я что-то какой-то бред нес ей, чтобы она только поскорее закрыла глаза. Ну что-то там по ходу я придумывал, какой-то сюжет. Но это была чистая импровизация. Ну вот так меня хватило, по-моему, на недельку, может, дней на десять. Потом я иссяк. Так и должно было случиться. Я совершенно был не готов для такого рода изъявления. И вообще, я приходил усталый. Но надо было работать папой – я работал папой в этот момент. Саша засыпала довольная. И, в общем, задача была выполнена. Но дней через десять, когда я иссяк, я ей честно об этом сказал: «Саш, я больше не могу, ну не мучай ты меня. Ну у меня моя фантазия не работает, голова не работает. Оставь меня в покое. Спи без сказки сегодня». «Нет, расскажи мне сказку». Я говорю: «Ну я ничего уже нового придумать не могу». И тогда хитрая Саша сказала: «Пап, а ты мне расскажи старую сказку, ту сказку, которую ты уже мне рассказывал». В общем, я был приперт к стенке, ничего не мог поделать против этого аргумента и стал рассказывать. Помнится, это была сказка, которая у меня в книжке называется «Дедушка трамвай». Я говорю: «КУакую ты хочешь?» «Вот про дедушку трамвая расскажи мне». Я начал рассказывать сказку про дедушку трамвая.
К.ЛАРИНА: Вы ее вспомнили?
М.РОЗОВСКИЙ: Так вот тут и заковырка. Поначалу я что-то такое промямлил то, что я помнил.
К.ЛАРИНА: Смутно помнил.
М.РОЗОВСКИЙ: Да-да. А потом я сразу споткнулся, и вдруг мне Саша говорит: «Нет, там не так было. Нет, пап, ты в прошлый раз не так рассказывал». «А как?» - сказал я, уже разозлившись на себя и на нее. В общем, она мне сказала, как я рассказывал. Оказывается, она-то все помнила. Ну и с этой поры я понял, что мне надо записывать, хотя бы как-то конспектировать. Ну вот я записал, законспектировал некоторые сказки, переведя с устной речи в письменную эти сказочки, рассказы. Ну а дальше таких сказок у меня накопилось штук 30. Саша росла, между прочим. Конечно, я не каждый вечер рассказывал ей потом сказки. Тогда их должно было быть 1001 ночь. Но, тем не менее, количество сказок росло. И Саша росла. Поэтому сказки тоже разные в этой книжке, как бы для разного возраста – для самых маленьких и для среднего возраста и, может быть, даже для подростков. Потому что тут есть сказки, когда мне скучно было придумывать Саше какие-то детские сюжеты, и я придумывал для себя какие-то сатирические, фэнтези, так бы сказали сегодняшние модные писатели и люди, искушенные в этом деле. Ну вот. Конечно, я забыл про эти рукописи. И они валялись у меня много лет в ящике стола. И вот когда вышла другая моя книжка – книжка «Штучки» - в «Рипол Классик», главный редактор…
К.ЛАРИНА: Что за «Штучки»?
М.РОЗОВСКИЙ: Ну, это совсем другая книжка.
К.ЛАРИНА: Для взрослых?
М.РОЗОВСКИЙ: Да, для взрослых. Это записная книжка моя. Ну неважно в данном случае. Вот главный редактор мне говорит: «А у тебя сказок каких-нибудь нет для детей? Вот мы тут собираемся новую серию книжную издавать». Я говорю: «Какую?» «Новые сказки нового времени». Мне вообще понравилась эта идея. И он мне рассказал, что Андрей Максимов издается в этой серии, Юрий Вяземский, писатель, тоже свои сказки. «Ну а у тебя что-нибудь есть, чтобы эту серию поддержать?» И я вспомнил, что что-то у меня есть. Пришел домой, долго рылся, нашел что-то такое. Но 30 было мало для книги, поэтому я дописал еще штук 50, потом выкинул…
К.ЛАРИНА: Они маленькие?
М.РОЗОВСКИЙ: Ну конечно, по 3-5 страничек, иногда страничка, иногда полстранички, иногда… В общем, сказки на каждый день. Сказки – это штучный товар. Не столько, я бы сказал, товар, сколько это что-то штучное, единственное и неповторимое. Конечно, мне это потом доставило удовольствие, я потом заигрался в эту игру и с Сашей, и сам получал удовольствие от того, что что-то такое фантазировал, придумывал. Но я, естественно, не считал себя детским писателем или каким-то сказочником. Вот так вышло. Иногда книжка получается из какого-то сора.
К.ЛАРИНА: А вы говорили, что вы записали еще как артист…
М.РОЗОВСКИЙ: Да-да, есть диск. Вот я его вам принес. Но все-таки у нас живой эфир. Это уже издательство проявило такое ноу-хау.
К.ЛАРИНА: Он отдельно продается или вместе?
М.РОЗОВСКИЙ: Вы знаете, я даже этого не знаю. Наверное, отдельно. Потому что вместе это невозможно. И я даже не знаю, где продается. Потому что это только-только вышло.
К.ЛАРИНА: Четыре часа.
М.РОЗОВСКИЙ: Да, я засел на целый день, я помню, по просьбе издательства, так же вот перед микрофоном. И в авторском чтении сказки представлены. 50 с лишним сказок здесь. Вся книжка в аудиозвучании представлена.
К.ЛАРИНА: А Саша знает, что эта книжка издана?
М.РОЗОВСКИЙ: Ну естественно. Первый, кому я подарил, это, конечно, Саша.
К.ЛАРИНА: Она ж выросла, чтобы слушатели понимали. Саша выросла. Сколько ей лет-то сейчас?
М.РОЗОВСКИЙ: Сейчас ей 20, я вчера был на ее дипломном спектакле в ГИТИСе.
К.ЛАРИНА: Хорошая артистка выросла?
М.РОЗОВСКИЙ: Я не смею давать ей авансы.
К.ЛАРИНА: Возьмете в театр?
М.РОЗОВСКИЙ: Нет, она, во-первых, не пойдет.
К.ЛАРИНА: Нет?
М.РОЗОВСКИЙ:Я думаю так. У нее такой характер.
К.ЛАРИНА: У нее свой путь.
М.РОЗОВСКИЙ: Я-то, конечно, мечтал с ней работать, потому что мне очень нравится то, что она… ох, я проговорился и начал давать оценки.
К.ЛАРИНА: Ну а как же, что вы.
М.РОЗОВСКИЙ: Я вчера был у нее в ГИТИСе на спектакле дипломном, и действительно…
К.ЛАРИНА: Что она играла?
М.РОЗОВСКИЙ: Она играет вообще в двух спектаклях – Островского «Шутники», и вчера был Пристли «Скандальное происшествие».
К.ЛАРИНА: А у кого учится?
М.РОЗОВСКИЙ: У Бородина. У профессора.
К.ЛАРИНА: Прекрасный педагог, главный режиссер Российского Академического Молодежного театра.
М.РОЗОВСКИЙ: Да. И мне приятно, что он ее уже позвал.
К.ЛАРИНА: В театр?
М.РОЗОВСКИЙ: Не в театр, а на роль пока. А в театр предстоит.
К.ЛАРИНА: А какая она артистка – характерная или героиня?
М.РОЗОВСКИЙ: Она разная.
К.ЛАРИНА: Она ж красивая очень девушка, обаятельная, фигуристая. Нравится, когда хвалят дочку, приятно. Если б видели вы сейчас лицо отца.
М.РОЗОВСКИЙ: Ну естественно. Я радуюсь. Ну вот Бородин ее пригласил, раз уж хвастаться на всю страну… ну, во всяком случае, это не мое решение, а решение Алексея Вадимовича. Он ее пригласил на роль Ассоль в мюзикл «Алые паруса».
К.ЛАРИНА: Она поющая девочка?
М.РОЗОВСКИЙ: Да, она хорошо поет. Но я сразу тогда скажу о ней. Она, на самом деле, такое чудовище, потому что она меня просто отшила от своей актерской карьеры. Она поступала в театральный вуз абсолютно без меня. Я тогда работал в ГИТИСе, я был профессором ГИТИСа. Я говорю: «Саш, ну дело не в том, что ты будешь по блату поступать, но мне покажи, с чем ты идешь. Я все-таки понимаю – я могу тебе сделать замечание, хотя бы замечание. Если ты мне доверяешь хотя бы чуть-чуть. Я же тебе добра желаю».
К.ЛАРИНА: Что было дальше, давайте вы потом расскажете, потому что у нас сейчас новости, Марк Григорьевич. Значит, у нас во второй части нашей программы рассказ про взрослую Сашу, а также сказки для маленькой Саши, которые нам обязательно прочтет автор этих сказок Марк Григорьевич Розовский. И, конечно же, вы получите подарки.
НОВОСТИ
К.ЛАРИНА: Напомню, у нас в студии Марк Розовский. Мы представляем его книгу «Сказки для Саши». Пока еще про Сашу надо договорить, раз уж мы заговорили про замечательную дочку Александру, которая заканчивает в этом году ГИТИС и, как вы поняли, приглашена уже на роль Ассоль в мюзикл «Алые паруса» в Российский Молодежный Театр, а это значит, что все-таки она героиня, если Ассоль играть. Да?
М.РОЗОВСКИЙ: Все зависит от трактовки, которую даст режиссер. Я боюсь здесь говорить. Вообще, я проговорился, я уже жалею. Это не мой секрет…
К.ЛАРИНА: Давайте маме передадим привет.
М.РОЗОВСКИЙ: Привет маме.
К.ЛАРИНА: Марк Григорьевич, давайте вернемся к книжке. Может быть, прочтете уже что-нибудь?
М.РОЗОВСКИЙ: Сказку для Саши? И для всех?
К.ЛАРИНА: Да.
М.РОЗОВСКИЙ: Ну, здесь 50 сказок. Действительно, я с удовольствием прочитаю. Ну хорошо, я открыл навскидку.
М.ПЕШКОВА: Замечательная сказка. Я ее уже прочитала.
М.РОЗОВСКИЙ: Да? Вот пока мы разговаривали?
М.ПЕШКОВА: Да.
М.РОЗОВСКИЙ: «Хвостики»?
М.ПЕШКОВА: Да. Я сошла с ума от этого мальчика.
К.ЛАРИНА: Заинтриговали.
М.РОЗОВСКИЙ: Хорошая реклама. Хорошо. Итак, сказка называется «Хвостики». «Это случилось недавно, но могло случиться и давно. Впрочем, было бы лучше, если бы совсем не случилось. Мама купала своего сыночка – не буду называть его имя – в ванне. И вдруг – «Ой, что это у тебя?» - спросила она. «Это хвостик», - ответил сын. «И давно он у тебя вырос?» «Сегодня. Из школы принес». «Интересно, - сказала мама, - а про себя подумала – какой кошмар!» На следующий день мама повела мальчика к врачу. Тот долго рассматривал хвостик, потом растерянно пожал плечами: «Первый случай в моей практике. Надо показать профессору». Профессор собрал консилиум, который вынес научное заключение: «Хвост неизвестного происхождения. Необходима срочная операция». Сделали операцию по удалению хвостика, которая, по общему мнению, прошла удачно. Как вдруг хвостик вырос снова, и на том же самом месте. Точно такой же – маленький, розовенький, в общем-то, вполне симпатичный. Был бы он не у мальчика, а у поросенка, никто бы и не возражал. Обратились за консультацией к академику. Тот даже не стал осматривать мальчика, вместо этого попросил все документы по истории болезни, долго изучал бумаги, потом авторитетно объявил: «Ничего нельзя сделать. Медицина тут бессильна!» Мальчик страдал, мама страдала еще больше. Самое противное в этой истории было то, что никто не мог объяснить причину таинственного явления. Вдруг выяснилось, что в этой же школе учится еще один мальчик с хвостиком, только он это скрывал. Другой, третий. Провели проверку. Оказалось, что огромное количество детей имеют хвостики. И не только мальчики, но и девочки! «Эпидемия!» - кричали врачи. – «Неизлечимая зараза! Прямо не знаем, как с этим бороться!» Дальше – больше. Хвостики появились у взрослых. У некоторых взрослых это были даже не хвостики, а хвосты. А у отдельных лиц хвостищи. У одного дяди он волочился по земле, оставляя след. Некоторые тети научились хвостом вытирать посуду, подметать и вообще крутить им для красоты и оригинальности. «Начало конца человечества!» - так сказали философы. «Жуть!» - нашли литературное слово писатели, затем исправились: «Трагедия!» И тут вдруг в одной газете появилось объявление: «Убираю хвостики в один момент! Звонить по телефону 00 00 21». Всем показался странным этот телефон, и все-таки тысячи людей стали по нему звонить, да только не дозвонились – уже после второго ноля гудочки «занято». Стали выяснять, кто дал в газету объявление. Им оказался индийский маг и волшебник Иван Семенович Рыбкин, пенсионер. Всю жизнь он проработал мастером по ремонту водопровода, но когда вышел на пенсию, у себя в ЖЭКе увлекся йогой и индийской медициной, организовал кружок и вообще считался у себя во дворе большим специалистом, поскольку имеет свое собственное мнение по всем вопросам. «Иван Семенович! – обратились к нему люди с хвостиками, - помоги!» «Пожалуйста, - говорит Иван Семенович, - только вы мне для этой цели дайте завтра городской стадион. Что надо, я вам там все сделаю. А дома я вас не могу принимать. Во-первых, у меня дома условий нет – живу один бедно, со своим котом. Во-вторых, очереди, наверное, будут. А я страсть как очереди ненавижу – всю жизнь в них простоял». Послушали Ивана Семеновича городские власти и рискнули – дали ему на завтра городской стадион. Собрались на нем все хвостатые, все до одного. Иван Семенович вышел на середину футбольного поля и говорит в микрофон: «Ну-ка, пусть выйдет ко мне тот самый первый мальчик, который с самым первым хвостом!» Мама подтолкнула мальчика, и тот вышел. Иван Семенович его спрашивает: «Скажи, пожалуйста, мальчик, ты в тот самый день, когда это случилось, рыбок своих кормил?» Мальчик задумался и стал вспоминать. «Нет, - говорит, - в тот день я в школу опаздывал и забыл своих рыбок покормить. Они у меня в тот день как раз подохли, и мама вылила воду из аквариума». «Вот поэтому у тебя и вырос хвостик!» Стадион зашумел. Ведь далеко не у всех людей, которые имели хвостики, имелись дома рыбки. «Я вам сейчас все объясню по порядку, - говорит Иван Семенович. – Дело в том, что этот мальчик наказан за то, что должен был сделать, но не сделал. И вы все наказаны. Пожалуйста, вспомните каждый про свой грех, и у вас тотчас же пропадет ваш хвостик». «А я вспомнил! Вспомнил!» - закричал тут же мальчик. «Молодец, - похвалил его Иван Семенович, - у тебя уже нет хвостика. Проверь». Мальчик засмущался – все-таки на стадионе в центре футбольного поля стоит. Согласитесь, неудобно здесь как-то проверять, есть у тебя хвостик или нет. Но стадион стал скандировать: «Про-верь, про-верь!» Тут мама от волнения не выдержала и выбежала на дорожку: «Проверь, сынок! Это твой последний шанс». Мальчик проверил. «Действительно, - говорит, - нет хвостика». Тут весь стадион взревел, как будто в этот момент гол забили. Многие повскакали со своих мест, стали обниматься друг с другом, а про Ивана Семеновича на минутку даже забыли. А он воспользовался этой минуткой и исчез. На стадионе-то народу много. Вот он и пропал, растворился в толпе. Обратились опять к академику, спрашивают, что он по этому поводу думает. Академик напряг весь свой мощный ум и говорит: «Я думаю, что этот Иван Семенович Рыбкин просто авантюрист и обыкновенный жулик. С точки зрения большой науки, это бред. Потому что такого просто не может быть. Ну скажите на милость, ну причем тут индийская медицина?!» Все согласились с академиком. Конечно, он был прав с точки зрения большой науки. Но кто-то все же сказал: «Сами вы жулик», но его никто не услышал. К тому же, у академика, по слухам, был самый длинный хвост в академии, и его просто боялись трогать – махнет эдак хвостом, не обрадуешься, зашибет любого. Кстати, о хвостах. У многих людей, которые вспомнили про свои грехи и обманы, хвостики исчезли, но многие, у которых память отшибло, гуляют с хвостами и по сей день. И им даже никакой Иван Семенович уже не может помочь».
К.ЛАРИНА: Браво. Просто здорово! Как это талантливо, Марк Григорьевич! Мы увидели просто кино, во-первых. Надо с этим что-то делать дальше.
М.РОЗОВСКИЙ: А вы не продюсер случайно?
К.ЛАРИНА: Нет, к сожалению.
М.РОЗОВСКИЙ: Жалко.
К.ЛАРИНА: Надо с этим что-то делать. Поскольку Театр у Никитских ворот славен, помимо всего прочего, еще и тем, что иногда, и даже очень-очень часто, ставит детские спектакли, не хотите ли вы прикинуть к собственной сцене?
М.РОЗОВСКИЙ: Не знаю, пока еще у нас идут с успехом «Три поросенка» и «День рождения кота Леопольда».
К.ЛАРИНА: Слушайте, просто очень сценическое, по-моему, произведение. Кино готовое и спектакль тоже.
М.РОЗОВСКИЙ: Спасибо. Вы всегда очень доброжелательны, поэтому…
К.ЛАРИНА: Ну потому что я всегда радуюсь, когда человек что-то делает талантливо. Мало ли кто пишет у нас сказки? У нас сказочников целая страна. Это же совершенно чудесная вещь. Я очень люблю такие вещи. Она, что называется, для семейного прослушивания, для семейного просмотра. Это очень важно. Что вы здесь не сюсюкаете, на заигрываете, здесь нет специальной детскости такой навязанной. Да?
М.РОЗОВСКИЙ: Да, я вообще считаю, что сюсюкать с детьми – это самое страшное, что может быть. Потому что дети, с которыми родители сюсюкают, вот из этих детей вырастают киллеры, чудовища всякие, страшные люди. С детьми надо действительно разговаривать нормально. И дети, кстати, очень любят, когда с ними разговаривают, не сюсюкая.
К.ЛАРИНА: У вас хвост есть, признавайтесь?
М.РОЗОВСКИЙ: Наверное, бывал, черт возьми.
К.ЛАРИНА: Майя Лазаревна, а у тебя?
М.ПЕШКОВА: Надо вскочить с кресла и сразу посмотреть.
К.ЛАРИНА: Я иногда чувствую тоже. Надо вовремя избавляться. Не доводить это до такого хвоста, как у академика.
М.ПЕШКОВА: До хвостизма.
К.ЛАРИНА: Да. Ну, дорогие друзья, наверное, стоит уже поделиться с вами нашей радостью встречи с талантом, все-таки чтобы вы тоже эту книжку имели? Что мы должны сделать? Мы должны какие-то вопросы задать нашим слушателям?
М.РОЗОВСКИЙ: Я вот по дороге сюда, потому что в девять утра ваша передача начинается…
М.ПЕШКОВА: А потом детвора разбежится.
К.ЛАРИНА: Они как раз и не спят сейчас.
М.РОЗОВСКИЙ: Ну вот у меня несколько вопросов.
К.ЛАРИНА: Давайте сначала первый.
М.РОЗОВСКИЙ: Как кошка слезает с дерева – головой вверх или головой вниз?
К.ЛАРИНА: Пожалуйста, дорогие друзья, отвечаем по телефону 363 36 59 – как кошка слезает с дерева – головой вверх или головой вниз? Интересный вопрос. Алло, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло, головой вниз.
М.РОЗОВСКИЙ: Головой вниз?
К.ЛАРИНА: Правильно?
М.РОЗОВСКИЙ: А я не знаю, как правильно. Вы думаете, я знаю ответ?
К.ЛАРИНА: Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Вася.
К.ЛАРИНА: Вась, расскажи, ты видел, как кошка спускается с дерева?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, нет.
К.ЛАРИНА: Но ты так все-таки предполагаешь, что она головой вниз. Мне тоже так кажется. Потому что она вперед же смотрит.
М.РОЗОВСКИЙ: Они иногда совершает ошибку. Она начинает слезать головой вверх…
К.ЛАРИНА: Но ей неудобно.
М.РОЗОВСКИЙ: Но ей неудобно, и тогда она как-то перевешивает свое тело и вниз головой.
К.ЛАРИНА: Несется.
М.РОЗОВСКИЙ: Но когти-то ее, если она головой вниз, очень плохо держат. Поэтому…
К.ЛАРИНА: Кубарем иногда скатывается.
М.РОЗОВСКИЙ: Да, иногда она именно скатывается.
К.ЛАРИНА: Ну что, Вась, молодец. Тебе сколько лет, Вась?
СЛУШАТЕЛЬ: Восемь.
К.ЛАРИНА: Прекрасно. Спасибо тебе, Вася, телефон твой записали.
М.РОЗОВСКИЙ: Следующий вопрос. Есть ли на свете жвачка, которую вы еще не жевали?
К.ЛАРИНА: Так, хороший вопрос. Сейчас проверим. Телефон напомню вам – 363 36 59. Сейчас мы все про вас узнаем. Алло, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Есть ли на свете жвачка, которую вы еще не жевали?
К.ЛАРИНА: Ну-ка отвечай на этот вопрос. Есть на свете жвачка, которую ты еще не жевал, или ты все пережевал?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, я одну не жевал.
К.ЛАРИНА: Какую? Какую бы тебе хотелось пожевать, а ты ее еще не жевал никогда? С каким вкусом?
М.РОЗОВСКИЙ: Да он все жвачки заново хочет прожевать.
СЛУШАТЕЛЬ: Клубничную.
М.РОЗОВСКИЙ: Ой, мой хороший.
К.ЛАРИНА: Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Андрей.
К.ЛАРИНА: Андрей, а тебе сколько лет?
СЛУШАТЕЛЬ: Семь.
К.ЛАРИНА: Скажи мне, Андрей, а жвачку можно глотать?
М.РОЗОВСКИЙ: Это дополнительный вопрос.
СЛУШАТЕЛЬ: Думаю, нет.
К.ЛАРИНА: А почему, как ты думаешь?
СЛУШАТЕЛЬ: Потому что… не знаю.
М.РОЗОВСКИЙ: Замечательный дополнительный вопрос. И замечательный честный ответ. Поэтому он, конечно, заслужил. Но вообще, жвачкой, мне кажется, не очень надо злоупотреблять. Поэтому это мой вопрос, я считаю, неудачный. А ответ удачный.
М.ПЕШКОВА: А мой внук называет жвачку «жевака».
М.РОЗОВСКИЙ: Более взрослым уже ребятишкам, которые за компьютером сидят …
К.ЛАРИНА: Да они лет с трех уже сидят за компьютером. Давайте.
М.РОЗОВСКИЙ: Сейчас проверим. Умеет ли ваш компьютер плакать?
К.ЛАРИНА: Ой, мой умеет.
М.РОЗОВСКИЙ: Или смеяться?
К.ЛАРИНА: Мой умеет и плакать, и смеяться.
М.РОЗОВСКИЙ: Ну-ка.
К.ЛАРИНА: А ваш умеет плакать и смеяться? 363 36 59. Алло, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло, привет.
К.ЛАРИНА: Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Саша.
К.ЛАРИНА: Саш, тебе сколько лет?
СЛУШАТЕЛЬ: Пять с половиной.
К.ЛАРИНА: Саш, а ты мальчик или девочка?
СЛУШАТЕЛЬ: Я девочка.
М.РОЗОВСКИЙ: Прекрасно. Как и моя дочка.
К.ЛАРИНА: Так, Саша, девочка, пять лет. А компьютер у тебя есть?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
К.ЛАРИНА: Плачет он?
М.РОЗОВСКИЙ: Умеет плакать?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет.
К.ЛАРИНА: Нету компьютера или он не умеет плакать пока еще? то есть Саша еще не довела его до такого состояния, что он рыдает. Молодец.
М.РОЗОВСКИЙ: Нет, компьютер вообще бесчувственное, я бы сказал, существо. И в моем вопросе провокация.
К.ЛАРИНА: Я не знаю, я с вами не согласна. Если поставить компьютер на службу человечеству, то он вещь очень даже полезная. А вы им не пользуетесь? Так, мы Сашу записываем в победители?
М.РОЗОВСКИЙ: Конечно.
К.ЛАРИНА: Тем более, это как раз для Саши написано.
М.РОЗОВСКИЙ: Все дети, которые позвонят на «Эхо Москвы» первыми, будут победителями.
К.ЛАРИНА: А вы не любите компьютеры, да, Марк Григорьевич?
М.РОЗОВСКИЙ: Нет, почему. Я просто хочу сказать, что есть вещи, которые нас окружают, которые могут ожить.
К.ЛАРИНА: Все зависит от того, как вы с ними обращаетесь.
М.РОЗОВСКИЙ: Вот, совершенно верно. Как вы общаетесь, умеете ли вы… уважаете ли вы, можете ли вы его обидеть и может ли он обидеть вас. Потому что все вещи в сказке имеют обыкновение оживать.
К.ЛАРИНА: Это правда. Машина умная, хитрая. И мстительная.
М.РОЗОВСКИЙ: А, вот видите, сколько вы… Тогда и вы тоже получаете приз. Ну вот у меня очень сейчас серьезный вопрос к детям. Можно его задать как самый серьезный вопрос?
К.ЛАРИНА: Давайте.
М.РОЗОВСКИЙ: Зачем вам солнце? Кто-нибудь мне может объяснить? Вот вам лично зачем солнце?
К.ЛАРИНА: Отвечайте на этот вопрос. Красивый вопрос. Можно ответить развернуто. Развернутый ответ должен быть. 363 36 59 – телефон прямого эфира.
М.РОЗОВСКИЙ: Все замерли, и никто не может ответить.
К.ЛАРИНА: Алло, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здрасьте.
К.ЛАРИНА: Здрасьте. Тебя как зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Дима.
К.ЛАРИНА: Дима, тебе сколько лет?
СЛУШАТЕЛЬ: 11.
К.ЛАРИНА: Взрослый товарищ. Рассказывай, зачем людям солнце?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, чтобы согревало и чтобы жить. И веселиться.
К.ЛАРИНА: Без солнца жизни нет, правда же?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
К.ЛАРИНА: Без солнца как-то тоскливо, ничего не получается. Ломит кости, хвост отваливается.
М.РОЗОВСКИЙ: А вот у меня дополнительный вопрос. А вот ночью солнца нет, а вы живете. Как же так?
СЛУШАТЕЛЬ: А мы спим тогда.
М.РОЗОВСКИЙ: А, правильно. Но спать – это тоже жить. Понимаешь, в чем дело. Ну, раз так, то тогда следующий вопрос.
К.ЛАРИНА: Дим, ты откуда звонишь?
СЛУШАТЕЛЬ: Я звоню из Азова.
К.ЛАРИНА: Отлично.
М.РОЗОВСКИЙ: Там много солнца.
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
К.ЛАРИНА: В Азове хорошо. Не то что у нас. Там сейчас сколько градусов-то у вас? Тепло?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, сейчас дождик.
К.ЛАРИНА: Дождик идет.
М.РОЗОВСКИЙ: А у нас солнце.
К.ЛАРИНА: Дим, очень приятно тебя слышать. Спасибо за звонок. И жди посылку из Москвы с солнечными сказками.
СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо.
М.РОЗОВСКИЙ: Ну, у меня осталось еще два вопроса. Но один, наверное, зададим. Это утренний вопрос, как раз наболевший вопрос, как говорится. Если мама спит, а вы уже проснулись, нужно ли будить маму?
К.ЛАРИНА: Я никогда этого не делала. Это же самое прекрасное время. самое чудесное. Можно наконец-то узнать, где что лежит, где что прячут. И даже включить телевизор.
М.РОЗОВСКИЙ: А у детей есть еще такой эгоизм детский – я вот проснулся, а мама спит. Дай-ка я маму эту разбужу! Не дам ей спать!
К.ЛАРИНА: У меня такое же отношение к мужу. Вот если я проснулась, а муж еще спит, вот тогда уж я ему не дам спать.
М.РОЗОВСКИЙ: Тогда к вам вопрос, Ксения – если ваш муж спит, а вы уже проснулись, нужно ли будить мужа?
К.ЛАРИНА: Нужно! Необходимо!
М.РОЗОВСКИЙ: Все, и вы вторую премию получаете.
К.ЛАРИНА: Ну что, давайте рассказывайте. Нужно ли будить маму, если вы уже проснулись, а мама еще спит? Ну-ка. Алло, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте. Мне кажется, надо будить.
К.ЛАРИНА: Надо? А зачем? Пусть человек отдохнет. Она устала. Зачем ее будить-то?
СЛУШАТЕЛЬ: Чтобы со мной поиграла.
К.ЛАРИНА: А то скучно одной.
СЛУШАТЕЛЬ: А то она будет готовить, потом у нее не будет времени.
К.ЛАРИНА: А, вот как. Если мама проснется в тот момент, когда она сама решает проснуться, у нее масса дел. А если я ее разбужу, то возникает свободное время для меня. Потому что у нее на этот период ничего не запланировано. У нее было запланировано спать. Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Маша.
К.ЛАРИНА: Маш, ты откуда звонишь?
СЛУШАТЕЛЬ: Из Москвы.
К.ЛАРИНА: А тебе сколько лет?
СЛУШАТЕЛЬ: Десять.
М.РОЗОВСКИЙ: Маш, а мама проснулась у тебя сегодня?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
М.РОЗОВСКИЙ: Ты ее разбудила или она сама проснулась?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, она раньше меня проснулась сегодня.
М.РОЗОВСКИЙ: О, тебе повезло.
К.ЛАРИНА: Спасибо тебе, Маш, за звонок. Марк Григорьевич, давайте про трамвай, хочется прочесть.
М.РОЗОВСКИЙ: «Дедушка трамвай»?
К.ЛАРИНА: Да. Ну потом что мы про нее так рассказали вначале, хочется ее прочитать. Она же небольшая сказка.
М.РОЗОВСКИЙ: Да, небольшая. Хорошо. А успеем? Секунду, я должен открыть 21-ю страницу. Итак, сказка называется «Дедушка трамвай»: «Жил да был старый трамвай. Все, кто в нем ездили, очень его любили и прозвали «дедушка трамвай». У дедушки трамвая были внучата – веселые трамвайчики. Когда дедушка трамвай выходил на линию, внучата гурьбой бежали рядом, и было забавно смотреть, как дедушка плавно плывет по рельсам, а веселые трамвайчики прыгают по кочкам и галдят. Но однажды случилось вот что. Дедушка трамвай поехал по своему любимому маршруту, а веселые трамвайчики то ли отстали, то ли загнули куда-то налево, а может, и направо, кто знает. Дедушка трамвай очень заволновался, стал звонить, трезвонить на весь город: «Пропали мои внучата! Где вы? Где, где, где? Мои дорогие веселые трамвайчики?» Ни ответа, ни привета. Дедушка трамвай хотел было обратиться в милицию, но не сделал этого, потому что если он чего-то и боялся в жизни больше всего, то как раз милиции и милиционеров. Потому что он знал, да и все знают, что когда милиция останавливает трамвай, это значит, что на улице случилось несчастье. Совсем было расстроился дедушка трамвай. Сойти с рельсов и пойти на поиски он не мог по техническим причинам, а звонить и звонить без толку – зачем? Только спящих людей разбудишь. Но все ж в последний раз звякнул: «Ау! Трамвайчики! Дзииииинь!» Перестал звонить. У дедушки трамвая слезы выступили на фарах и потекли по бороде. «Неужели теперь придется в одиночку жить и помирать, без внучат? Разве это жизнь? Эх…» - заскрежетал колесами, захотел упасть и не вставать больше на линию никогда в жизни. А веселые трамвайчики тем временем гуляли по ночному городу, да так загулялись, что заблудились. Они же были совсем маленькие, почти игрушечные – некоторые даже говорить-то как следует не умели. Тарахтеть могут, а спросить, куда идти и где наш дом, им не по уму, не по развитию. Всю ночь они бродили-бродили, бродили-бродили, а потом устали и легли вповалку около какой-то помойки. Очень при этом замерзли и грелись, бедняжки, прижавшись своими телами друг к другу. На рассвете пришел на помойку мусорщик убирать хлам, видит маленьких деток, попавших в беду, и давай их спасать. Погрузил их всех в свой грузовик. Одного самого замерзшего в теплую кабину. И привез в трамвайное депо. Спас. Здесь и встретились малыши со своим дедушкой. Обрадовался дедушка трамвай, сказал мусорщику спасибо, вслух сказал. А про себя подумал – «Что бы мы, трамваи, без вас, людей, делали?» А маленькие трамвайчики выросли и теперь самостоятельно бегают только по рельсам, как большие. Как дедушка трамвай».
К.ЛАРИНА: Итак, еще одна сказка для Саши от Марка Розовского. Напомним, так называется книжка, которую мы сегодня представляли. Серия «Новые сказки нового времени», издательство «Рипол-Классик». Я думаю, что еще нас ожидают новые открытия и новые сказочные имена. Казалось бы, давно известные и хорошо знакомые, но вот совершенно неожиданные. Марк Григорьевич, огромное вам спасибо, что пришли в такую рань к нам, всех разбудили. Спасибо вам. Я думаю, что эфир сегодня у нас будет хороший – тьфу-тьфу-тьфу, - поскольку мы начали с хорошего человека сегодняшний день.
М.РОЗОВСКИЙ: Спасибо. Я вам желаю удачи. Ну а всем детям желаю слушать сказки, читать сказки и придумывать сказки. Потому что дети умеют придумывать свои сказки еще лучше, чем мы, взрослые.
К.ЛАРИНА: Во! Следующую сказку, пожалуйста, про радио напишите обязательно.
М.РОЗОВСКИЙ: Обязательно, постараюсь, заказ принят.
К.ЛАРИНА: Спасибо.