"Звезды читают сказки детям" - художественно-просветительский проект - Марина Райкина, Евдокия Германова, Тереза Дурова - Детская площадка - 2009-02-08
К. ЛАРИНА – Наша бродячая труппа в сборе. Мы начинаем наш спектакль утренний. В 9 часов 37 минут в нашей студии театр, как мы его назовем, Марин? Театр одного артиста. Одной артистки.
М. РАЙКИНА – В данном случае одной артистки.
К. ЛАРИНА – Сказочный театр, волшебный.
М. РАЙКИНА – А остальные на подхвате.
К. ЛАРИНА – Марина Райкина в нашей студии. Майя Пешкова здесь. И артистка наша тоже присутствует. Евдокия Германова. С добрым утром, дорогие мои гости любимые. Мы еще обещали Терезу Дурову, но она, к сожалению, не смогла приехать. Приболела. В общем, речь идет об уникальном совершенно проекте «Звезда читает сказку». Я думаю, что Марина Райкина как главный идеолог немножко расскажет подробнее про этот проект.
М. РАЙКИНА – Мне даже страшно, главный идеолог сидит в Кремле.
К. ЛАРИНА – Вы с Терезой что-то придумали.
М. РАЙКИНА – Мы придумали, у нас, когда был фестиваль «Гаврош» летом, в сентябре, естественно у любого приличного уважающего себя фестиваля должна быть спецпрограмма. и мы придумали много всего, мастер-классы. И говорим, надо что-то сделать такое очень вкусненькое. Какая-то конфетка должна быть, завернутая в очень красивую бумажку. Что это может быть. И мы долго думали и придумали. Маленькую комнату назвали ее сказочной, в которой помещается не более 25 детей и родителей, то есть 50 человек. И на расстоянии буквально вытянутой руки, может быть двух шагов сидит артист и читает детям сказку.
Е. ГЕРМАНОВА - Или артистка.
М. РАЙКИНА – Но не просто читает, потому что есть определенный регламент, дети не могут держать много времени внимания.
К. ЛАРИНА – Тем более чтение.
Е. ГЕРМАНОВА – Смотря, кто держит внимание, Марина.
М. РАЙКИНА – Дусечка, не перебивай. Это не более 20 минут продолжается, а потом начинается вторая сказочная история. Этот артист или артистка начинают свой спектакль с детьми.
К. ЛАРИНА – Импровизацию.
М. РАЙКИНА – Каждый креативно подходит к этому вопросу и придумывает свою историю общения с детьми.
К. ЛАРИНА – То есть какая-то игра.
М. РАЙКИНА – И Дуся была той самой первой жертвой, которую мы позвали. Мы думали, она будет жертвой, жертвой стали дети. Ее таланта. Давай, говори.
К. ЛАРИНА – Что ты там придумала? А опыт вообще есть общения с массой детей, а не с одним собственным ребенком.
Е. ГЕРМАНОВА - На самом деле ведь это такое свойство, зрители это те же дети при таком подходе. И внимание держать можно. Мне определенного рода нотки даются, не знаю, Шапокляк, не Шапокляк, но такая строгая, взрывная, разная.
М. РАЙКИНА – Она строит.
Е. ГЕРМАНОВА - Я выстраиваю.
К. ЛАРИНА – Фрекен Бок.
Е. ГЕРМАНОВА - Мне кажется, я понимаю, чувствую эти нотки, этот резерв детского непослушания. Впрочем, как и взрослого. Потому что есть территории, в которых комфортно людям и детям и они так там засиживаются и оттуда можно их вырвать, чтобы начать что-то делать.
М. РАЙКИНА – Она не договаривает.
К. ЛАРИНА – А ты видела, как все происходит?
М. РАЙКИНА – А как же, мы придумали, еще бы не видеть. Она читала Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», но она же не просто, надо знать Дусю. Дуся извела всех.
Е. ГЕРМАНОВА - Я извела всех?
М. РАЙКИНА – При подготовке, она сказала, что она не может просто читать, действительно был выстроен целый мини-спектакль. Было два музыканта, которые…
К. ЛАРИНА – То есть аккомпанемент какой-то. Художественное решение.
М. РАЙКИНА – Обязательно каждый артист придумывает себе и вместе с Терезой обсуждают. И здесь в чем весь кайф. Артист в театре своем не свободен, есть режиссер, здесь они говорят: что вы захотите. – А что вы хотите? Вот вы впадаете в свое детство, что вам в детстве недодали. Что вы хотели бы видеть.
К. ЛАРИНА – И сами артисты выбирают сказку.
М. РАЙКИНА – Безусловно, мы обсуждаем, причем это очень мучительный процесс. Вот Дуся быстро выбрала, а например, Элина Авраамовна Быстрицкая выбирала месяц сказку. Причем настолько ответственно подошла к этому, она мне звонила и говорила: я читаю «Аленький цветочек». Ой нет, я читаю это. Сказки менялись, мы дошли до «Гадкого утенка» в течение месяца. Это действительно очень вкусный проект, но очень ответственный. Он кажется простой. Но действительно ответственный. Потому что если ставится задача научить, сзади же сидят родители. Вернуть русский язык в семью нормальный хороший.
К. ЛАРИНА – Вообще традицию чтения вслух.
М. РАЙКИНА – А не разговоры…
К. ЛАРИНА – Маленькие дети?
М. РАЙКИНА – От 4 до 9-10 лет.
К. ЛАРИНА – Маленькие совсем.
Е. ГЕРМАНОВА - И им не объяснишь, что надо вести себя прилично. Они конечно понимают.
М. РАЙКИНА – Им не объяснишь, что это звезда. Им все равно.
Е. ГЕРМАНОВА - Как только ты теряешь их, они мгновенно реагируют. И это так страшно и так потрясающе сладко, потому что в тебе какой-то твой собственный резерв актерский и эмоциональный, человеческий срабатывает или не срабатывает. Это так видно.
К. ЛАРИНА – А ты с ними играла или как-то общалась. Задавала им вопросы.
Е. ГЕРМАНОВА - Во-первых, сами 20-25 минут, которые длится эта сказка. И надо это внимание держать. Музыка ли, не музыка, сюжет ли. И вообще у меня была такая затея, может быть, она у нас получится, чтобы родителей немножко обучать этой вкуснятине, как читать сказки. Потому что ну сказка, ну и что. Оловянный солдатик молчал и еще крепче прижимал к себе ружье. А родителям кажется, что если они начнут как-то кривляться, авторитет детский потеряется. Неправда, если ребенок вдруг будет, затаив дыхание слушать собственную маму, не дожидаясь бабушкиного возраста, когда бабушки же замечательно читают сказки. Но это уже другой этап. А мама, папа. И вот стать ребенком на этот период маленький.
К. ЛАРИНА – Какое счастье.
Е. ГЕРМАНОВА - Приходи.
К. ЛАРИНА – У меня ребенок до сих пор говорит моими интонациями. Это же так здорово.
Е. ГЕРМАНОВА - И им прочитала худо-бедно. И я не мне судить, но потом началось интересное.
М. РАЙКИНА – Потом вторая часть Марлезонского балета.
Е. ГЕРМАНОВА - Я заготовила вопросы какие-то, придумки. Но они же живые. Кто-то сидел, там потрясающий был парнишка, он был самый взрослый и ему среди этой мелочи был скучно, ему лет 12 было. Молчаливый такой. Снисходительно так на все посматривал.
М. РАЙКИНА – Только жвачку не жевал.
Е. ГЕРМАНОВА - И он ушел самый последний. Потому что количество внимания, которое я ему уделила, потому что я вижу, что он как-то, надо его чем-то зацепить, его подколоть может быть чем-то. И его «я» заинтересовать. Я, наверное, какие-то общие слова говорю.
М. РАЙКИНА – Ты говоришь очень конкретные слова. Здесь действительно эта вторая часть этого «балета» сказочного очень важная. Может быть и самая. И это номер два, ради чего это затеяно. Потому что можно же просто решить вопрос, большой зал, сидят дети, стоит артист, есть даже музыка, оркестр. И он читает, очень хорошо читает. Дети встают и уходят. Замечательно.
Е. ГЕРМАНОВА - А им хочется реализоваться. То есть сказка это только повод, чтобы детям реализоваться хоть чуть-чуть, хоть как-то похулиганить, что-то сделать. Придумывали другие актеры киносъемки, кинопробы.
М. РАЙКИНА – Сережка Белоголовцев.
Е. ГЕРМАНОВА - Придумал гениально совершенно. Мальчиш-Кибальчиш, кто знает…
М. РАЙКИНА – Мы купили «Пионерскую правду», выходит эта газета.
Е. ГЕРМАНОВА - Эти страсти им неведомы современным детям. Комсомольские, пионерские подвиги и так далее. Подготовились, придумали.
М. РАЙКИНА – Газету мы купили. А он решил, сказал: я буду снимать фильм. Только сначала спросил: ну кто такие буржуины. Потрясающий вопрос. Ответы: Абрамович и Березовский. Это дяденьки, у которых есть деньги за рубежом. Это было очень смешно. Были такие перлы. Там на подхвате конечно актеры Терезы, это надо отдать должное, команда у нее прекрасная. Они на подхвате, и массовка. Пришел человек с камерой и они сказали: давайте сейчас буржуин все… И тут дети играют, кричат, вдруг входит она. Дочь буржуина. Она оделась, она решила войти в кадр. Дуся оделась, одела какую-то шляпку.
Е. ГЕРМАНОВА - Я вожу с собой костюм все время.
М. РАЙКИНА – И пришла как дочь буржуина. И она не просто, она оправдала буржуин, она всех помирила.
Е. ГЕРМАНОВА - Сказала: папа, нельзя быть таким жадным. Давай делись своим богатством. Дети, это нехорошо, когда вот так. Надо делиться.
М. РАЙКИНА – И принесла конфеты им.
Е. ГЕРМАНОВА - Салют из конфет устроила. Да, эта команда Терезы, я говорю: давайте грим, гримировать буду. Надо не бояться впасть в это хулиганство, в это детство. Ничего из головы ты не придумаешь…
К. ЛАРИНА – А что тебе это дает? Тебе почему это интересно, потому что я так понимаю, что Евдокия Германова приходит не только на свои мастер-классы и на чужие с удовольствием.
Е. ГЕРМАНОВА - Мне важен процесс. Наверное, во мне действительно сидит педагог, не мне хвалиться этим. Но я не могу не отметить активную свою востребованность, и дается что-то, я не знаю, откуда у меня берутся эти слова, поступки. Со студентами или детьми, студенты те же дети, которые не знают, которым важно что-то подсказать и мне важно, чтобы человек реализовался.
К. ЛАРИНА – Творчески.
Е. ГЕРМАНОВА - Хоть чуть-чуть проявился.
К. ЛАРИНА – А ты своего приводишь сюда?
Е. ГЕРМАНОВА - Ну да.
К. ЛАРИНА – Он видел?
М. РАЙКИНА – Видел, видел.
Е. ГЕРМАНОВА - У него нет недостатка в проявлениях.
К. ЛАРИНА – Да у него, наверное, круглые сутки театр домашний.
Е. ГЕРМАНОВА - Поэтому что дает, не за корыстью идешь, а тут идешь учиться. Потому что как в клетку с тиграми.
М. РАЙКИНА - Дуся правильно сказала, казалось бы, Элина Быстрицкая. Актриса с колоссальным стажем и опытом работы. У нее был просто, сейчас я могу сказать психоз. Она боялась так. А Ольга Дроздова. Если бы не Певцов, я не знаю, что бы с ней было. Певцов это была такая тяжелая артиллерия. Детям все равно, кто перед ними сидит: звезда, суперзвезда, Евровидение.
Е. ГЕРМАНОВА - Этот цинизм детский.
М. РАЙКИНА - Родители сидят, они пускают слюни, они знают цену этому человеку. Действительно прекрасный артист. А детям все равно.
К. ЛАРИНА – Скажите, пожалуйста, как туда попасть?
М. РАЙКИНА – Продаются билеты в Театре клоунады. Поскольку это на 3-м этаже. Можно придти в кассу и купить билет.
К. ЛАРИНА – Там какое-то есть расписание, если я хочу понять, на кого я попадаю.
Е. ГЕРМАНОВА - Просто абонементы.
М. РАЙКИНА – Нет, абонемента пока нет, потому что только начали. Февраль весь простроен. В ближайшую субботу читает Марина Александрова. Потом следующую, это происходит по субботам. В 13 часов и примерно час длится. Елена Захарова. 28-го числа читает Мария Аронова. В начале марта будет Даня Спиваковский. Дальше дали согласие Маша Миронова, Олег Меньшиков, Дуся Германова, по-моему, будет везде, мне даже не надо ее рекламировать.
Е. ГЕРМАНОВА - Я буду всегда.
М. РАЙКИНА – Она наш талисман удивительный.
К. ЛАРИНА – Но это должно во что-то в итоге превратиться, в какой-то фестиваль, не фестиваль. Что-то надо придумать. Это же не может быть в никуда. Это накапливается. Это же не в репертуаре.
М. РАЙКИНА – А почему в никуда.
К. ЛАРИНА – Хочется какое-то движение массовое.
Е. ГЕРМАНОВА - О Марине Райкиной полно слов хороших. Можно сказать.
М. РАЙКИНА – Про меня можешь ничего не говорить, потому что это…
К. ЛАРИНА – Ну потом.
М. РАЙКИНА – Я хочу сказать, Ксюша, бывает так, что ты что-то придумываешь и ты придумываешь просто и не знаешь, чем дело кончится. Это такая же история. Мы придумывали это как действительно одноразовый спецпроект для фестиваля. Который пошел, более того, сейчас я вижу, ты права, это становится движением. Потому что мы имеем приглашения уже в другие города.
К. ЛАРИНА – А потом хорошо бы все-таки к детям, которые не могут придти сами.
М. РАЙКИНА – Естественно. Мы приедем к детям. У нас уже идут переговоры с интернатами. Более того, мы собираемся поехать в Париж «Звезда читает сказку», потому что там тоже есть русскоязычные дети.
К. ЛАРИНА – Несчастные. Брошенные. Малютки.
М. РАЙКИНА – А разные слои миграции, как прекрасно говорят дети эмигрантов одной волны…
К. ЛАРИНА – Я могу себе представить, для них русское слово.
М. РАЙКИНА – Приглашение оттуда.
К. ЛАРИНА – Девочки, давайте мы разыграем билеты. Во-первых, я вижу, у нас есть «Звезда читает сказку» на 21 февраля. Это кто будет?
М. РАЙКИНА – Елена Захарова.
К. ЛАРИНА – Отлично. У нас есть «Царевна-несмеяна» на 14 февраля, 15 февраля. «Однажды Винни-Пух» 21 февраля, 22 февраля. «Приключение волшебницы» 28 февраля. Это все Театр клоунады Терезы Дуровой. Наш телефон 363-36-59. Марина Райкина задает вопросы.
М. РАЙКИНА - Вопрос номер один. Чисто театральный. Как называется комната в театре, где актеры готовятся к спектаклям.
Е. ГЕРМАНОВА - Ой, а как она называется.
К. ЛАРИНА – А что они в ней делают? Кстати. Давайте попробуем узнать. Пожалуйста, кто знает ответ на этот вопрос. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Гримерная.
М. РАЙКИНА – Правильно.
Е. ГЕРМАНОВА - А что там делают артисты?
СЛУШАТЕЛЬ – Гримируются.
Е. ГЕРМАНОВА - И не только. А что они еще там делают?
СЛУШАТЕЛЬ – Переодеваются.
Е. ГЕРМАНОВА - Правильно.
К. ЛАРИНА – А все, что остальное они делают, об этом детям не надо знать.
Е. ГЕРМАНОВА - Они иногда отдыхают перед спектаклем, сил набираются.
К. ЛАРИНА – Они гримируются и одеваются. И хватит. Правильно. Ответ верный. Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ – Оля.
К. ЛАРИНА – Спасибо, телефон записали. Молодец. Ответ верный. Следующий вопрос.
М. РАЙКИНА – Вопрос довольно сложный. Он связан с тем театром, где у нас идет «Звезда читает сказку». Какие спектакли вы знаете в Московском Театре клоунады.
К. ЛАРИНА – Я только что их перечислила.
М. РАЙКИНА – Зачем? А их не запомнили. Мы сделаем вид.
К. ЛАРИНА – Пару спектаклей вспомните хотя бы, уже будет хорошо. Пожалуйста. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Я знаю «Бай-бай, Храпелкин». И «Школа для нечисти». Я там была.
К. ЛАРИНА – Нравится тебе этот театр?
СЛУШАТЕЛЬ – Очень. Там так хорошо.
К. ЛАРИНА – Отлично. Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ – Ирина.
К. ЛАРИНА – Спасибо. Ты абсолютный победитель, и билеты заслужила в свой любимый театр.
М. РАЙКИНА – Надо спросить, сколько Ирине лет, потому что…
К. ЛАРИНА – Я уже отключила.
М. РАЙКИНА – Ну хорошо. Следующий вопрос. Вопрос коварный. Кто в театре главный?
К. ЛАРИНА – Кто в театре главный?
М. РАЙКИНА – И на меня смотрят. Я знаю ответ. У меня сын хорошо ответил. Ему было года три с половиной, говорю: Коля, а кто в театре главный. А он говорит: вешалка. А потому что театр начинается с вешалки, все время он слышал.
К. ЛАРИНА – Ну кто же в театре главный. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Это режиссер.
К. ЛАРИНА – Какой режиссер?
СЛУШАТЕЛЬ – Режиссер спектакля.
К. ЛАРИНА – Нет, у него есть название. Он же не просто режиссер, а какой?
СЛУШАТЕЛЬ – Художественный руководитель.
К. ЛАРИНА – Он главный режиссер.
М. РАЙКИНА – Молодец.
К. ЛАРИНА – Как тебя зовут?
Е. ГЕРМАНОВА - Какие дети продвинутые.
СЛУШАТЕЛЬ – Алина.
К. ЛАРИНА – Спасибо тебе большое.
Е. ГЕРМАНОВА - Алина, в театре, помимо режиссера еще главный знаешь кто? Директор. Он же или спонсор или продюсер сейчас к сожалению.
К. ЛАРИНА – А раньше был главный администратор.
Е. ГЕРМАНОВА - Да.
К. ЛАРИНА – Спасибо тебе большое, Алина.
М. РАЙКИНА – А вообще на самом деле главные актеры. Вопрос номер четыре. Что учат актеры?
Е. ГЕРМАНОВА - И актрисы.
К. ЛАРИНА – Наизусть. Пожалуйста. Что же они учат такое. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ - Текст.
К. ЛАРИНА – Текст чего?
СЛУШАТЕЛЬ – Роль.
К. ЛАРИНА – Правильный ответ. Как тебя зовут? Это Ирина, по-моему, я тебя узнала. Ирочка, ответ совершенно верный. Текст роли.
Е. ГЕРМАНОВА - Ирочка, ты знаешь, я тебе могу сказать честно, что некоторые артистки пытаются учить, пытаются, пытаются и никак. У меня все время проблемы с этим текстом.
К. ЛАРИНА – А как ты делаешь?
Е. ГЕРМАНОВА - Мне нужно впрыгнуть иногда в эмоциональное состояние. Потому что иначе я его никогда не вспомню. Потому что роль это другой человек, другой психотип. Другой темперамент иногда. Поэтому я так сходу не могу.
К. ЛАРИНА – То есть зубрить бесполезно.
Е. ГЕРМАНОВА - Или например я надеваю костюм, и все становится на места. Казалось бы, меняется пластика, что-то дает мне право произносить чужой текст. Мне не свойственный.
К. ЛАРИНА – А забывала когда-нибудь текст?
Е. ГЕРМАНОВА - Во сне. Когда выходишь и не знаешь ничего.
М. РАЙКИНА – А теперь вы задайте вопрос. Еще осталось три вопроса.
К. ЛАРИНА – А мы сейчас Дусю попросим придумать.
Е. ГЕРМАНОВА - Вопрос такой. Кто написал сказку «Стойкий оловянный солдатик».
К. ЛАРИНА – Отличный вопрос, сейчас мы сразу же получим ответ, я надеюсь. Пожалуйста. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Андерсен.
К. ЛАРИНА – Совершенно верно. Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ – Ира.
К. ЛАРИНА – У нас сегодня очень много Ир. Давай спросим про судьбу оловянного солдатика что-нибудь.
Е. ГЕРМАНОВА - А чем кончилась сказка?
К. ЛАРИНА – Плохо она кончилась.
Е. ГЕРМАНОВА - Подождите, что значит плохо.
К. ЛАРИНА – Чем кончается сказка «Стойкий оловянный солдатик». Вспомните, пожалуйста. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Андерсен.
К. ЛАРИНА – И что? А чем заканчивается сказка?
СЛУШАТЕЛЬ – Солдатик плавится.
Е. ГЕРМАНОВА - А вот и не только. А что там еще происходит?
СЛУШАТЕЛЬ – Вроде там он говорит слова, что он, не помню.
Е. ГЕРМАНОВА - Не помнишь. Трагическая история любви.
К. ЛАРИНА – Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ – Илья.
К. ЛАРИНА – Все равно тебе спасибо большое за попытку. Ну Дусь, дорасскажи.
Е. ГЕРМАНОВА - Там страшная история. Во-первых, какой-то мальчишка плохой, которого подучил тролль, бросает в огонь стойкого оловянного солдатика. Он действительно начинает плавиться, но тут вдруг внезапно порыв ветра открывает окно и танцовщицу прелестную дуновением ветра тоже подхватывает и ветер несет ее в огонь. И они вдвоем погибают в этом огне. И наутро горничная обнаружила в пепле оловянное сердечко, оставшееся от оловянного солдатика. И блестка от этой…
К. ЛАРИНА – Ужас. А дети плакали?
М. РАЙКИНА - Дети очень переживали, потому что Дуся им показала настоящее оловянное сердце и блестку.
Е. ГЕРМАНОВА - У меня был кусок олова дома, и я действительно выплавила это сердечко и принесла его и блесточку принесла. Страшная трагическая история и она действительно пронзительная. Я всегда плачу.
К. ЛАРИНА – У него много таких сказок. «Девочка и спички» жуткий совершенно рассказ. Умирает от холода.
Е. ГЕРМАНОВА - Очень важно акценты расставить в этой сказке. Потому что многие родители даже не знали, что оказывается это такая история любви.
К. ЛАРИНА – Девочки, очень хорошо, что вы пришли. Марин, давай мы еще раз встретимся.
М. РАЙКИНА – С Терезой.
К. ЛАРИНА – Может быть поближе к каникулам. Потому что очень хорошая идея, я просто счастлива, что у нас это появилось. И как-то мне даже самой хочется посмотреть. Молодцы.
Е. ГЕРМАНОВА - Достоинство Марины и Терезы в том, что они так все делают, что люди, актеры, звезды рвутся туда. Это не просто мы их вытягиваем.
К. ЛАРИНА – Молодцы.
Е. ГЕРМАНОВА - А сейчас просто рвутся.
К. ЛАРИНА – Спасибо большое. Евдокия Германова и Марина Райкина. Приглашаем вас на замечательный проект, хотя это слово не очень люблю, такую историю, скажем так условно…
М. РАЙКИНА – Красивую историю
К. ЛАРИНА – «Звезда читает сказку» каждую субботу…
М. РАЙКИНА – Нет, не каждую. Три раза. Я думаю, что у нас будет теперь каждую субботу расписание. Три раза в месяц.
К. ЛАРИНА – Короче по субботам, следите за афишей. В Театре клоунады Терезы Дуровой. Спасибо.
Е. ГЕРМАНОВА - Спасибо всем.