Истории для детей - Игорь Носов, Лилия Носова, Настя Носова - Детская площадка - 2009-01-10
10.01.2009
Детская площадка
Эфир ведут — Ксения Ларина, Майя Пешкова
В гостях — Игорь Носов, Лилия Носова, Настя Носова
К. ЛАРИНА: Подарки на сейчас. Это комплект подарков — наши и не наши. Вот такой интернациональный подарок книжный. Александр Тимофеевский «Пусть бегут неуклюжи». Именно так написано на обложке — «неуклюжи», поскольку речь идет не о неуклюжести пешеходов, которые бегут по лужам, а о некоторых существах, имя которым «неуклюжи». Они тоже на свете существуют. Их придумал Александр Тимофеевский. Здесь сборник стихотворений. Конечно же, классика и визитная карточка Александра Тимофеевского — это «Песенка крокодила Гены». Но, кроме этого, здесь масса стихотворений, о которых вы, может быть, не знаете. Но они совершенно прелестные и прекрасно оформлены в таком стиле — детских рисунков. Замечательный новогодний подарок. Такая же рисованная книжка от Мерви Линдман «Храбрая крошка Мемули». Это книжка про маленькую девочку, которая путешествует среди людей, среди зверей, среди квартир, среди семьи. Везде подстерегают опасности и приключения — и в ванной, и в туалете, и на улице, и во дворе, и во сне, и в постели — где угодно. Вот так вот знакомится с миром маленькая девочка. Вот об этом эта книжка. Кроме этого, есть книжка авторов Тины Нополы и Мерви Линдман «Сири и ее новые друзья». Тоже про маленькую девочку — Сири. И про нее же «Сири и радость с третьего этажа». Вот такие прелестные книжки мы сегодня для вас и разыгрываем. Перед тем, как начать нашу небольшую викторину, давайте песенку послушаем. Мне не терпится, поскольку наши друзья, и мои, в частности, и друзья Майи Пешковой группа «Редкая птица», которая, надеюсь, залетит к нам через некоторое время (может быть, на следующей неделе), наконец-то, выпустили к нашей радости всеобщей новый альбом. Называется он «Зима до востребования». Это такой белый альбом, почти как у «Битлз». Очень красивый, снежный. И на этом альбоме собраны все самые любимые наши с вами песни. Конечно, их можно слушать всей семьей, поскольку они не являются специализированно детскими. Они просто семейные. Песни, которые мы поем с вами у новогодних елок в семейном кругу — под гитару, подо что угодно, под караоке. Тут и «Диалог о новогодней елке» Никитина и Левитанского, тут и «Валенки», народная песня, и «Под музыку Вивальди», «Прощание с новогодней елью» Булата Окуджавы, «Ой, мороз, мороз», и «Снег идет», песня на стихи Евгения Евтушенко на музыку Андрея Эшпая — знаменитая. В общем, не буду перечислять. Огромное количество зимних песен для всей семьи. Альбом, как я понимаю, коль уж нам подарен, то, конечно же, уже вышел в продажу. Так что не забудьте: «Редкая птица» «Зима до востребования» — белый-белый альбом.
ПЕСНЯ
К. ЛАРИНА: Ну что, телефон, я вижу, уже работает, вы звоните. 363–3659. И давайте быстренько чего-нибудь разыграем. Уж коль у нас с вами «Незнайка» впереди, я думаю, что «незнаечные» вопросы для вас обязательно приготовит семейство Носовых. Давайте пока тренируемся на «Незнайках». Итак, внимание. Про «Незнайку» давайте поговорим. Первый вопрос. «Приключения Незнайки и его друзей». Что торопился съесть на воздушном шаре Пончик, надеясь, что тогда шар станет легче? Отвечаем на этот вопрос. Пожалуйста: 363–3659. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Пирожки.
К. ЛАРИНА: Пирожки?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
К. ЛАРИНА: Нет, неправильный ответ. На воздушном шаре летели, и пончик все говорил: надо это съесть, тогда шар станет легче. Давайте еще раз попробуем. 363–3659. Пока не подсказываю. Наверняка, должны знать правильный ответ. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Пончик.
К. ЛАРИНА: Что хотел съесть?
СЛУШАТЕЛЬ: Пончик.
К. ЛАРИНА: Нет, не пончик. Ох, неужели так сложно? Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Сахар.
К. ЛАРИНА: Сахар — это правильный ответ. Ну, слава тебе Господи. Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Федя.
К. ЛАРИНА: Федя, прими поздравления. Молодчина.
СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо.
К. ЛАРИНА: Это правильный ответ. Федор у нас первый победитель. Мы записываем номер его телефона. Фу! Дальше поехали. На воздушном шаре летим, летим, летим — летим мы на воздушном шаре и смотрим вниз, и видим, что за воздушным шаром бежит собачка Булька — так подумал Незнайка. А на самом деле, что же это оказалось — то, что бежало внизу, под воздушным шаром, и то, что Незнайка принял за собачку Бульку? Это оказалось всего лишь... 363–3650. Пожалуйста, кто ответит на этот вопрос? Алло! Здравствуйте! Кто говорит?
СЛУШАТЕЛЬ: Вася.
К. ЛАРИНА: Что сказал Вася? Что же бежало за воздушным шаром?
СЛУШАТЕЛЬ: Коротышки.
К. ЛАРИНА: Нет, не коротышки. Еще раз. Алло! Здравствуйте! — Маленькое, черненькое двигалось внизу, под воздушным шаром, и подумал Незнайка, что это собачка Булька, а это оказалась всего лишь... Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Это бежала тень от воздушного шара.
К. ЛАРИНА: Это бежала тень от воздушного шара, совершенно верно. Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Марина.
К. ЛАРИНА: Марина, спасибо. Это правильный ответ. И твой телефон мы тоже записали. Как-то беседуя со своим другом Гунькой Незнайка назвал воздушный шар очень смешным словом — каким? Пожалуйста, на что же он похож? Это был воздушный, по словам Незнайки... 363–3659 — телефон прямого эфира. Кто правильно ответит на этот вопрос? Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Здравствуйте! С праздниками Вас прошедшими. Сейчас даю ребенка.
К. ЛАРИНА: Спасибо. Вас тоже.
СЛУШАТЕЛЬ: Воздушный пузырь.
К. ЛАРИНА: Это правильный ответ. «Воздушный пузырь», — сказал Незнайка. Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Наташа.
К. ЛАРИНА: Наташ, молодчина. Спасибо тебе большое. Записали твой телефон. И это правильный ответ. Так. Давайте-ка к другой какой-нибудь сказочке обратимся. Можно, конечно, про «Незнайку в Солнечном городе» вспомнить. В кого — в какое животное превратил Незнайка коротышку Листика в Солнечном городе? Это трагическая история. 363–3659. Кто ответит на этот вопрос? Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Осел.
К. ЛАРИНА: Осел — правильно. В осла превратил. Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Аня.
К. ЛАРИНА: Спасибо, дорогая Аня. Телефон твой записали. И это правильный ответ. Чем намазывали скамейки в театре режиссера Штучкина? Я напомню, это уже произведение под названием «Незнайка в Солнечном городе». Чем смазывали скамейки в театре режиссера Штучкина? Пожалуйста, отвечаем на этот вопрос. Подскажу, что прилипали зрители — не могли уйти со спектакля, чтоб до конца досидели. Давайте, попробуем на этот вопрос ответить. Кстати, очень хороший метод — можно использовать и сегодня театральным режиссерам. 363–3659. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Медом.
К. ЛАРИНА: Ну, вот ход мыслей правильный, но не медом. Медом опасно — слетятся всякие мухи. Это тоже кое-что липкое, но не мед. Несъедобное, подскажу я вам. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Может, клеем.
К. ЛАРИНА: Похоже, но не клеем. Это природный клей, подскажу я так. Не специальный клей, а природный. Вот что такое в природе у нас клеится, что можно обнаружить на всяких деревьях (шепотом говорю я)? Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Сейчас ребенка позовем.
К. ЛАРИНА: Давайте.
СЛУШАТЕЛЬ: Смола.
К. ЛАРИНА: Правильный ответ — смола. А тебя как зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Артем.
К. ЛАРИНА: Спасибо тебе большое, дорогой Артем, за правильный ответ. Твой телефон мы тоже записали. Ты у нас тоже победитель. Ну все, кончилась разминка интеллектуальная. Сейчас у нас будут новости. А потом встречаемся с семейством Носовых. «Снег идет» — это Пастернак, а не Евтушенко», — пытаются поправить меня добрые люди. Добрый человек, речь идет о стихотворении «А снег идет» — это стихи Евгения Евтушенко. Песня, которую, по-моему, пела когда-то Гелена Великанова. Тут могу ошибиться. Короче говоря, песня на стихи Евгения Евтушенко и на музыку Андрея Эшпая. «А снег идет, а снег идет...» — это как раз стихи Евтушенко. А «Снег идет, снег идет...» — это, конечно, Пастернак и Сергей Никитин. Но это — другая история.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА: А теперь возвращаемся в «Детскую площадку». Я приветствую Майю Пешкову. Майечка, доброе утро!
М. ПЕШКОВА: Доброе утро!
К. ЛАРИНА: А в гостях у нас, как справедливо заметил наш слушатель Саша, внуки и внучки Незнайки. Целое семейство Носовых в нашей студии — Игорь, Лилия и Настя. Игорь, доброе утро!
И. НОСОВ: Доброе утро!
К. ЛАРИНА: Лилия, доброе утро!
Л. НОСОВА: Доброе утро!
К. ЛАРИНА: И — Настя, доброе утро! Настя тоже писатель. Насть, чего сочиняешь, расскажи нам.
Н. НОСОВА: Сказки и рассказы про котенка Жорика.
К. ЛАРИНА: А, то есть у тебя даже уже есть свой герой любимый, которого ты придумала.
Н. НОСОВА: Да.
К. ЛАРИНА: А ты с кого-нибудь его списывала или придумала?
Н. НОСОВА: Придумала.
К. ЛАРИНА: А настоящего котенка не было перед глазами?
Н. НОСОВА: Есть.
К. ЛАРИНА: Как его зовут?
Н. НОСОВА: Жорик.
К. ЛАРИНА: Так вот в чем дело — нестоящий котенок Жорик. И он так себя и ведет, как ты написала?
Н. НОСОВА: Да.
К. ЛАРИНА: Что он там делает у тебя особенного?
Н. НОСОВА: Он очень ленивый.
К. ЛАРИНА: То есть особенно ничего не делает.
Н. НОСОВА: Да. Он делает, когда ему сказали что-нибудь — что его не будут кормить или еще что-то. Он, конечно, это делает.
К. ЛАРИНА: Кого-то он мне напоминает... Хорошо. И что он в итоге у тебя делает — убирается в квартире, пылесосит, готовит, моет посуду?
Н. НОСОВА: Нет.
И. НОСОВ: Честно, что он у тебя обычно делает?
Н. НОСОВА: Ну, вообще-то, можно сказать, он любит только лежать на диване — и все. Если на него кричат, то он идет, ловит мышей, но если сказали ему, что не будут кормить, он идет поймать кого-нибудь еще. А потом, если не получилось, идет, ловит мышей в дом.
И. НОСОВ: А кого он мог поймать еще, я не понял, кроме мышей?
Н. НОСОВА: Рыбу.
И. НОСОВ: А, рыбу! Если кормить не будут... Имеется в виду на пропитание.
К. ЛАРИНА: То есть сам себе будет добывать пропитание. Ну, все правильно. Логика железная. Много ты написала уже сказок и рассказов про котенка Жорика?
Н. НОСОВА: Ну, у меня не только про Жорика. У меня еще и про кота Пашку.
И. НОСОВ: Целая компания.
Н. НОСОВА: Этот тоже был раньше кот... Только он умер.
И. НОСОВ: Видите, прототип умер уже.
К. ЛАРИНА: Зато память увековечена уже. Уже мы будем про него читать. Когда книжки твои выйдут уже?
Н. НОСОВА: Не знаю.
И. НОСОВ: Говори честно, что не знаешь, а то скажешь «завтра»...
Л. НОСОВА: Она хотела, чтобы художница, которая нам иллюстрирует книжки, нарисовала. Она говорит: «Насть, нарисуй сама — это же интересно». Она говорит...
И. НОСОВ: «Нет, я буду просить, чтобы она нарисовала».
К. ЛАРИНА: Ну что, действительно есть шанс, чтобы книжки вышли Настины?
И. НОСОВ: Я думаю, что это вопрос слишком серьезный. Мы относимся к литературе серьезно. Детское творчество — это не всегда литература. Это зачатки литературы.
Л. НОСОВА: Хотя, вы знаете, очень забавно. Она читает — на самом деле забавно.
К. ЛАРИНА: Это вообще проявления замечательные. Ни в коем случае не надо с ними бороться.
И. НОСОВ: Мы не боремся — мы серьезно к этому относимся.
К. ЛАРИНА: Ты в каком классе учишься, Настя?
Н. НОСОВА: В 4-ом.
К. ЛАРИНА: Наверное, по литературе у тебя пятерки, да?
Н. НОСОВА: Да.
Л. НОСОВА: Знаете, она читает очень хорошо вслух, наверное, лучше меня. Но она не выучила стих — ей поставили 2. И получилась четверка в четверти.
К. ЛАРИНА: Как обидно. Какое же стихотворение ты не выучила?
Н. НОСОВА: Я не помню.
И. НОСОВ: Так и не выучила.
Н. НОСОВА: Потому что у меня было двойки три, наверное.
И. НОСОВ: Ах, вот!.. Мы не знали. Мы знали, что одна.
К. ЛАРИНА: Вот что выясняется в прямом эфире. А за что обычно двойки получаешь?
Л. НОСОВА: За стихи, да?
Н. НОСОВА: Да.
К. ЛАРИНА: Не любишь стихи?
И. НОСОВ: Она не любит их учить.
К. ЛАРИНА: А читать?
Н. НОСОВА: Читать — да.
И. НОСОВ: Читать вообще любит.
К. ЛАРИНА: У нас семейство, как вы поняли, читающее и пишущее. Еще раз повторю — это семейство Носовых. Еще раз назову имена — Игорь, Лилия и Настя. Конечно же, мы сегодня будем разыгрывать книжки. А какие — Майя, ты нам скажи, какие книжки мы сегодня будем разыгрывать... Или вот — Игорь скажет.
И. НОСОВ: У нас сборник рассказов... Пожалуйста —
М. ПЕШКОВА: Сборник рассказов «Живая шляпа».
К. ЛАРИНА: Это Николая Носов, конечно же.
М. ПЕШКОВА: И тут книга тоже Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Рассказы «Клякса» — тоже Николай Носов.
И. НОСОВ: У нас есть вот эти книжки —
М. ПЕШКОВА: Игорь Носов «Женькин клад».
И. НОСОВ: То, что у нас сейчас лежит на столе. Я так знаю, что у нас есть еще книжки, наверное...
К. ЛАРИНА: Да у нас книжек полно. Носовские закрома. Так что все это сегодня обязательно получите. Я напомню телефон прямого эфира нашим слушателям: 363–3659. И хочу несколько зачитать реплик, которые пришли на наш сайт до начала программы. Вот, во-первых: «Незнайка на Луне», — пишет Татьяна из Ростова, — лучшая книга, прочитав которую в 7-летнем возрасте, я приобрела представления об экономике, которых не испортили «знания», полученные во время учебы на экономическом факультете вуза. А аспирантура была окончена с большим успехом. Вечная книга! Всегда интересовал один вопрос, — пишет Татьяна, — вот уже 35 лет: как удалось детскому писателю в эпоху застоя написать такую замечательную книгу, что стало теоретической основной шедевра и источником точных, практических наблюдений?».
И. НОСОВ: О какой книге идет речь?
К. ЛАРИНА: «Незнайка на Луне». Она, конечно, стоит особняком. Я тут согласна с Татьяной. Еще несколько слов добавлю от Лили (тоже экономиста — обратите внимание). Лиля пишет: «В детстве очень любила книги про Незнайку, и сейчас люблю. Но только недавно, читая ребенку про путешествие в Солнечный город, заметила и удивилась, насколько Носов не люблю джаз и стиляг. Как едко высмеивал и издевался над ними в образах ослов Брыкуна, Пегаса и Калигулы. А «Незнайка на Луне» — такая мощная антикапиталистическая пропаганда. Надо же, как странно и забавно перечитывать во взрослом возрасте детские книжки. Дело, конечно, прошлое, но за джаз обидно», — пишет Лиля. И еще. Тоже про «Незнайку на Луне». Пишет Александр, студент, из Москвы: «Незнайка на Луне» — это книга для детей или замаскированная книга для взрослых? Как вы думаете, читала ли эту книгу руководство страны, и какие выводы оно сделало? Можно ли детям показывать карикатуры? — Спрашивает Александр. — Вот, например, Биструпа. У меня три дочки. Одна школьница. Можно ли детям слушать радио, и с какого возраста?», — спрашивает Александр. Вот сколько вопросов. По поводу «Незнайки на Луне», может быть, Игорь несколько слов скажет про эту книгу.
И. НОСОВ: По поводу «Незнайки на Луне» я скажу такую вещь. По поводу того, что это пропаганда или антипропаганда какого-то образа жизни. Я думаю, как, в общем-то, любая серьезная литература, она правдива — эта книга. А если это правда, то надо видеть в жизни и хорошее, и плохое. И в любом социальном строе и устройстве есть хорошие вещи и плохие, есть хорошие черты и плохие. Недаром серьезные люди (такие, как господин Саркози) заявляют о новом варианте капитализма. Это же не просто так. Потому что и при капитализме, и при социализме, и при других устройствах, которых мы, может быть, даже еще не знаем, есть свои проблемы, которые нужно решать, разрешать и улучшать.
Л. НОСОВА: Особенно сейчас.
И. НОСОВ: Особенно сейчас. Поэтому это, конечно, была никакая не пропаганда. Это была серьезная литература, которая вскрывала массу проблем, которые существуют в экономике любого устройства, любой социальной системы, и книга, которая рассказывала о том, какие возникают проблемы вообще в жизни у любого коротышки — речь-то идет о коротышках — и у богатого, и у бедного. Там же богатые и бедные коротышки.
К. ЛАРИНА: Кстати, основы рыночной экономики, я тут согласна с нашей слушательницей, как раз почерпнуты именно из книжки Николая Носова «Незнайка на Луне», безусловно.
И. НОСОВ: Удивительная вещь — совсем недавно мы договорились, и была издана книжка очень небольшим тиражом, для подарков. Серьезные системы консалтинговые, которые просто сделали комментарии специалистов к каждой главе, что правильно и что неправильно делали там, например, Скуперфильд, Незнайка, мистер Понч (Пончик), почему они не смогли добиться чего-то, что нужно было сделать, чтобы был бы успех и так далее. То есть это действительно скелет для понимания многих экономических процессов.
К. ЛАРИНА: И потом Николай Носов как большой писатель, безусловно, обладал своеобразным даром предвидения. Это уж точно. Но еще про книжку можно вспомнить «Незнайка в Солнечном городе». Поскольку впервые именно в этой книжке мы увидели прообраз нынешней аудиокниги. Не сказок разыгранных, не радиоспектаклей, а именно аудиокнига. Когда в отеле читали сказки на ночь посетителям.
И. НОСОВ: И вспомните бормотограф. Это ж тоже очень любопытно.
К. ЛАРИНА: Тогда мы еще даже не знали, как это называется.
И. НОСОВ: Нет, конечно, специалисты знали и где-то это знали. Но многие вещи были не то что предсказаны, они были еще раз проработаны в уме писателя, для того чтобы специалист, который будет этим заниматься, имели какие-то новые для себя представления о предмете, которым нужно было бы заниматься.
К. ЛАРИНА: Настя, не скучай. У нас взрослые разговоры. Расскажи нам про своего Незнайку. Ты вообще помнишь, как впервые познакомилась с этим персонажем? И когда ты поняла, что ты имеешь к нему очень близкое отношение?
Н. НОСОВА: Нет.
И. НОСОВ: Не помнит... Это было так естественно, наверное, что человек этого не помнит на самом деле, маленький. Как и я не помню этого.
Л. НОСОВА: Мы ей сначала ставили, когда нам давали образцы.
И. НОСОВ: Это она была совсем маленькая.
Л. НОСОВА: Как ленивые родители, чтобы меньше читать, стали ей рассказы. И она их знала наизусть. Просто я даже поразилась, года 4 ей было — она просто наизусть знала рассказы и «Незнайку». А потом я говорю: «Насть, почитай «Незнайку». Она сразу же: «Не хочу». И вот только недавно она прочитала «Незнайку».
И. НОСОВ: Она перечитывать его стала.
Л. НОСОВА: Да, она в принципе его помнит. Но книжку саму она прочитала только недавно. Сколько — месяц назад, может?
И. НОСОВ: Нет, ну, это «Солнечный город» она перечитывала. «Приключения» она читала, потом их откладывала. А вот рассказы и повести она и слушала и читала с гораздо большим удовольствием. Наверное, потому что они гораздо более реалистичнее, может быть.
К. ЛАРИНА: Да. Кстати, я сейчас с таким чувством нежности перелистываю эту книгу сборников и рассказов «Живая шляпа». У меня просто действительно ощущения из детства. Насколько я помнила наизусть все эти сюжеты. Мы их друг другу пересказывали. Я даже помню, что мы их рассказывали друг другу...
И. НОСОВ: «Бобик в гостях у Барбоса»...
К. ЛАРИНА: Ну, «Бобик в гостях у Барбоса», кстати, — одно из великих, по-моему, произведений, уже ставших классикой, и в мультипликации. Голосами же говорит Юрия Никулина и...
И. НОСОВ: Табакова.
К. ЛАРИНА: И Олега Табакова. Блестящий мультипликационный фильм.
И. НОСОВ: Очень приятно, когда такой сплав разных артистов возникает в произведении.
К. ЛАРИНА: Ну, расскажи нам еще раз, Насть, — про «Незнайку» теперь. Ты с ним познакомилась...
И. НОСОВ: Какое-нибудь свежее впечатление из «Солнечного города», например. Что тебя вдруг поразило? Вот ты перечитывала что-то.
Н. НОСОВА: Мне не представлялись даже машины, которые были там придуманы.
И. НОСОВ: Ты их как-то пропустила раньше — эти машины, да?
Н. НОСОВА: Да. Я не думала о таком. Обыкновенная машина. А когда прочитала, что машины и летают, и плавают...
И. НОСОВ: Это тебя поразило в очередной раз.
Н. НОСОВА: Да. Мне очень понравилось.
И. НОСОВ: Она просто повзрослела и стала обращать внимание на автомобили, на приборы.
К. ЛАРИНА: А в школе знают вообще, что ты правнучка «Незнайки»?
Н. НОСОВА: Да.
К. ЛАРИНА: И что говорят по этому поводу? Не дразнят?
Л. НОСОВА: Ничего.
Н. НОСОВА: Некоторые мне не верят.
К. ЛАРИНА: Серьезно?
Н. НОСОВА: Есть такие. Некоторые говорят: «Что ты придумываешь, ведь это неправда — скажи сразу». Я говорю: «Это правда. Хотите — спросите у родителей».
И. НОСОВ: А родители редко ходят в школу.
К. ЛАРИНА: Не жалуются учителя?
И. НОСОВ: На то, что мы редко ходим в школу?
К. ЛАРИНА: Нет. Если не ходите в школу, значит все в порядке.
И. НОСОВ: Нет, обычно родители не ходят в школу, когда все уже совсем плохо. У нас тот самый случай. Это очень прагматичные родители ходят, когда плохо, а не прагматики, наоборот, они ходят поначалу, а потом перестают ходить, когда видят, что исправить это невозможно или просто уже не нужно.
К. ЛАРИНА: Нет, исправлять ничего не нужно. По-моему, человек самодостаточный растет. Развивается правильно.
И. НОСОВ: Что не меняй, оно все будет расти туда, куда надо.
К. ЛАРИНА: Куда направлено изначально.
И. НОСОВ: Как не стриги куст, один год пройдет и он вырастет, как ему хочется.
К. ЛАРИНА: Так что, Настя, расти, как тебе хочется!
И. НОСОВ: Нет, ну так уж, конечно, нельзя. Это будет не педагогичный разговор, по радио тем более. Надо стричь всегда, как нужно.
К. ЛАРИНА: Все же прекрасно понимают, что направление верное.
И. НОСОВ: Некоторая свобода в воспитании нужна, и в школьной — тоже.
К. ЛАРИНА: За оценки не ругаете?
И. НОСОВ: Ругаем, конечно. А иногда — уже понимаем, что это бесполезно.
Л. НОСОВА: Ну, почему. Посмотрите, она ходит в музыкальную школу, сольфеджио учит, играет прекрасно, а в школе у нее 3 по музыке.
И. НОСОВ: А в простой школе у нее 3 по музыке. У меня есть подозрение, что, может, и по другим предметам не все оценки не соответствуют действительности — и пятерки, и тройки. То есть и пятерку можно получить, будучи троечницей, и, наоборот, получить тройку, зная на пятерку.
К. ЛАРИНА: Знаете, вы рассказываете — точно такой же эффект был у моего ребенка. Он тоже в музыкальной школе учился, и учится. В начальной школе, когда была музыка и пение, у него тоже там все время были тройки. Но, мне кажется, не знаю, как у Насти, поскольку он себя чувствовал уже таким мастером музыкальным, он с некоторым высокомерием и пренебрежением относился к тому, что они там поют какие-то песни хором. Все это вызывало у него какое-то раздражение.
И. НОСОВ: А потом, может быть, он думал, что учитель не учился в музыкальной школе.
К. ЛАРИНА: Мне кажется, что наш учитель по пению точно не учился в музыкальной школе.
И. НОСОВ: О нашем мы ничего не хотим сказать дурного. Нам еще учиться, поэтому мы не будем этого говорить.
К. ЛАРИНА: Это все про тебя мы рассказываем, Настя.
Н. НОСОВА: По музыке у меня не за то, что я не знаю.
Л. НОСОВА: А за поведение?
Н. НОСОВА: Не то чтобы за поведение, просто музыка — это у нас такой занудный предмет, что там ничего не интересно.
К. ЛАРИНА: А что вы там — песни поете или что вы там делаете — в школе?
Л. НОСОВА: Настя, в школу я тебе советую больше не ходить.
И. НОСОВ: После этой передачи.
К. ЛАРИНА: Что вы делаете там? Пение или музыка называется?
И. НОСОВ: Что вы делаете на уроке музыки? Быстренько.
Н. НОСОВА: Сначала учитель спрашивает, что было на прошлой теме. Бывают, конечно, ученики, которые помнят это все, записывают. Я это не записываю. Большинство учеников — тоже.
К. ЛАРИНА: Поэтому она уже расстраивается.
Л. НОСОВА: Это он.
К. ЛАРИНА: Уже расстроился изначально, что никто не помнит, что было на прошлом уроке.
Н. НОСОВА: Поем там...
К. ЛАРИНА: А какие песни у вас в репертуаре? Что вы там поете?
Л. НОСОВА: Гимн Российской Федерации.
К. ЛАРИНА: Что — каждый урок?
И. НОСОВ: Ну, бывает. Учили гимн?
Н. НОСОВА: Не учили — мы начинаем.
К. ЛАРИНА: А еще?
И. НОСОВ: Какую-нибудь песню — хоть одну.
Н. НОСОВА: Мы пели много «В траве сидел кузнечик».
И. НОСОВ: Это у вас концерт был, и вам нужно было спеть.
Н. НОСОВА: Все равно, мы просто пели.
К. ЛАРИНА: Вот тут хотя бы все поняли, что эта песня написана для тебя?
И. НОСОВ: Да, в прогнозах, так сказать, она была. Нет, не верят до сих пор, по-моему.
К. ЛАРИНА: А мне кажется, что, может быть, дети вообще не понимают, что кто-то придумал Незнайку, что быть такого не может — это персонаж, который был всегда.
И. НОСОВ: Я думаю, что это не совсем так. Я думаю, что такое возможно. Незнайка — это очень персонаж популярный. И, может быть, кто-то думает, что это чуть ли не народная сказка.
К. ЛАРИНА: В том-то все и дело.
И. НОСОВ: Но это не совсем так. Потому что все-таки у нас люди достаточно культурные в стране всегда были, с точки зрения чтения литературы. Это не пропаганда опять бывшей жизни. И к детской литературе родители, бабушки, дедушки серьезно относятся.
К. ЛАРИНА: Пока еще традиции соблюдаются.
И. НОСОВ: Да. И поэтому я думаю, что все как бы берут книжку и знают, что эти стихи написал такой-то автор, эту сказку — такой-то автор. Поэтому вряд ли происходит такая вещь, о которой Вы говорите. Может быть, уж у каких-то совсем маленьких детей такое впечатление есть. Но когда ребенок подрастает... Например, когда он приходит в школу, уже в 1–2 классе есть в программе какие-то рассказы Николая Носова. Хочет он или не хочет, учитель ему говорит: вот это рассказ такого-то писателя, это — такого-то, он написал такие-то книжки, такие-то.
К. ЛАРИНА: Ну, школьная программа по литературе — это отдельная история. Здесь очень многие вещи наоборот отвращают, к сожалению, от чтения, чем приобщают к нему.
И. НОСОВ: Не только в литературе. Я считаю, что многие математические аспекты в школе настолько сложны, что они отвращают даже родителей от занятий с детьми, чего говорить о детях.
К. ЛАРИНА: Настя, что вы там по литературе проходите?
Н. НОСОВА: Мы читаем разные сказки и рассказы. Мы читаем сказки Драгунского. Сказки Носова очень редко попадаются.
И. НОСОВ: Еще что читали, например? Толстого, наверное, читаете.
Н. НОСОВА: Толстого читали, да.
И. НОСОВ: Слава Богу! Приятно.
К. ЛАРИНА: Ну, классика. Есть все-таки то, что называется «культурный код» страны. Безусловно, без Агния Барто, без Маршака, без Заходера, без Драгунского, без Носова невозможно считаться полноценным гражданином Российской Федерации. Слава Богу, пока еще все это понимают, правда?
И. НОСОВ: Но лучше, наверное, больше читать былины, басни Крылова, мне так кажется, русские народные сказки, Толстого.
К. ЛАРИНА: Не знаю. А советская литература — хотя бы те имена, которые я перечислила? Они были, и будут.
И. НОСОВ: Мне приходилось учиться в школе тоже — в советской школе, когда нас заставляли много читать. Потом мне приходилось учиться в университете, и меня тоже заставляли...
К. ЛАРИНА: А это чувствуется, что Вы читатель.
И. НОСОВ: Мне приходилось читать, я так скажу. Что я получал большую радость от чтения былин — я не буду врать, у меня этого не было. Потому что это, понимаете, совсем другой язык, совсем другой исторический срез. И делать вид «ах, какое это счастье — прочесть былину» — это кривить душой.
К. ЛАРИНА: Знать хотя бы, что такое было до всего.
И. НОСОВ: Конечно. Но сказки в разном изложении и переложении, Афанасьева или кого-то, — это читать можно, это интересно и детям это нравится. Я уверен, что Настя читала сказки с гораздо большим удовольствием, чем другие книги. У нее вот страсть была читать сказки и серьезные книжки про зверей, какие атласы — вот такие вещи.
Н. НОСОВА: Но не только.
И. НОСОВ: Не только. Но сказки она с удовольствием читала.
К. ЛАРИНА: Товарищи, мы с вами проболтали все положенное эфирное время. Совсем забыли про то, что нам нужно разыграть книги.
И. НОСОВ: Давайте мы быстро разыграем.
К. ЛАРИНА: Давайте быстренько попробуем.
И. НОСОВ: Вопрос...
К. ЛАРИНА: Наушники только возьмите — все, кто их видит. И задаем вопрос. Давайте.
И. НОСОВ: Задаем вопрос. Вопрос по произведению «Незнайка в Солнечном городе». Самый простой вопрос. Какие коротышки или кто путешествовал в Солнечный город из Цветочного города?
К. ЛАРИНА: Надо их назвать?
И. НОСОВ: Да.
К. ЛАРИНА: Пожалуйста. Кто же отправился в Солнечный город? 363–3659 — телефон прямого эфира. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Здравствуйте! Это Незнайка, Пачкуля Пестренький и Кнопочка.
И. НОСОВ: Все правильно.
К. ЛАРИНА: Ой, молодец!
И. НОСОВ: Какую книжку — «Женькин клад» или «Живая шляпа» Вы выбираете?
СЛУШАТЕЛЬ: «Женькин клад».
К. ЛАРИНА: Отлично. Спасибо большое. Записали.
И. НОСОВ: С автографом?
К. ЛАРИНА: С автографом — а как же!
И. НОСОВ: Договорились.
К. ЛАРИНА: Следующий вопрос.
И. НОСОВ: Следующий вопрос. Вопрос простой опять-таки. А на чем отправились в Солнечный город эти три героя, которые были названы — Пачкуля Пестренький, Незнайка и Кнопочка?
К. ЛАРИНА: Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло! На машине.
К. ЛАРИНА: На какой?
И. НОСОВ: Да, какая-то была особенно у этой машины?
СЛУШАТЕЛЬ: На газированной.
И. НОСОВ: Она ездила или что-то еще с ней происходило — с этой машиной? Только по земле могла катиться? Она ж была волшебная... У Незнайки была волшебная палочка. Машина могла, наверное, что-нибудь еще сделать, кроме как ехать...
СЛУШАТЕЛЬ: Ездить по горам.
К. ЛАРИНА: А еще?
СЛУШАТЕЛЬ: Летать.
И. НОСОВ: Правильно — летать. Все правильно.
К. ЛАРИНА: Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Сережа.
К. ЛАРИНА: Сереж, спасибо тебе большое. Ответ правильный. Мы тебя записали. Давайте дальше.
И. НОСОВ: Лиля задаст вопрос.
К. ЛАРИНА: Лиля, только в микрофон.
Л. НОСОВА: Извините. Как звали друга Вити Малеева? Это Насте надо было задавать — это ее любимая книга.
К. ЛАРИНА: Лучший друг Вити Малеева — как же его звали? Пожалуйста: 363–3659. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Его звали Костя Шишкин.
К. ЛАРИНА: Костя Шишкин — правильный ответ. А тебя — как зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Настя.
К. ЛАРИНА: Настя, молодчина. Спасибо. Ответ верный. Записали телефон.
И. НОСОВ: А теперь Настя задаст вопрос.
К. ЛАРИНА: Насть, пожалуйста.
Н. НОСОВА: Чем лечил доктор Пилюлькин коротышек?
И. НОСОВ: Какое лекарство основное?
К. ЛАРИНА: Чем лечил доктор Пилюлькин коротышек — его любимое лекарство от всех болезней? Пожалуйста: 363–3659. Кто ответит? Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Касторкой.
К. ЛАРИНА: Правильный ответ. Молодец. Как зовут тебя?
СЛУШАТЕЛЬ: Вася.
К. ЛАРИНА: Вась, спасибо. Давайте последний вопрос зададим. Я попрошу на этот вопрос уже ответить на СМС, чтобы нам несколько слушателей еще выбрать в качестве победителей.
И. НОСОВ: А вопрос будет такой. Была подсказка — мы говорили о приборе, который был изобретен специалистом одним из Солнечного города. Этот прибор очень похож на магнитофон. Как он назывался? Как его назвал Николай Николаевич Носов в своем произведении?
К. ЛАРИНА: Итак, магнитофон по версии Николая Носова — как он назывался в книге «Незнайка в Солнечном городе»? Присылайте ваши ответы на СМС: +7 985 970–4545. И мы выберем, наверное, человек 5 в качестве победителей. И потом я назову ваши имена. К сожалению, наше время уже закончилось. Очень мне радостно, что сегодня целая семья у нас в гостях. Напомню, это Игорь, Лилия и Настя Носовы. Мы дружим домами, мы уже это поняли. И буквально сейчас, после эфира, мы с Майей Пешковой, наверное, договоримся о следующей нашей встречи. Если вам захочется придти — приходите.
И. НОСОВ: Мы с удовольствием приходим. Очень короткая передача. Мы только разогреемся, только посмеемся...
К. ЛАРИНА: Давайте. Потому что в следующий раз, я все-таки надеюсь, может быть, Настя нам прочтет какую-нибудь свою историю про котенка Жорика, ладно?
И. НОСОВ: Прочтешь?
Н. НОСОВА: Да.
К. ЛАРИНА: Спасибо вам большое!
И. НОСОВ: Спасибо. До свидания!
К. ЛАРИНА: Счастливо!