Купить мерч «Эха»:

Пятый международный фестиваль им. С.В.Образцова - Борис Голдовский - Детская площадка - 2008-10-05

05.10.2008
Пятый международный фестиваль им. С.В.Образцова - Борис Голдовский - Детская площадка - 2008-10-05 Скачать

К.ЛАРИНА: 5-й международный фестиваль театров кукол имени Сергея Образцова открылся в Москве 3 октября. Сегодня по этому поводу к нам в гости пришел арт-директор фестиваля, а также заместитель директора Театра кукол имени Образцова Борис Голдовский. Доброе утро. Здесь же Майя Пешкова. Майя расписывает билеты на спектакли. Давайте расскажем об этом фестивале, там какая-то география невообразимая. Борис, вам слово.

Б.ГОЛДОВСКИЙ: География удивительная, география огромная – от республики Кореи до Канады. Это наш пятый фестиваль Образцова. Многие знают, что раз в два года мы проводим этот фестиваль, и раз в два года, заканчивая фестиваль, весь театр клянется, что больше никогда и ни за что. Интересно, но тяжело. Через год после того, как заканчивается, все спрашивают, а когда же начнем новый. 3 октября мы открыли фестиваль, причем с интересными приключениями. Мы решили открыть фестиваль автопробегом кукольным. Кинули клич, приехало очень много машин, несколько автобусов, актеры туда загрузились. Это был единственный день, когда шел страшный ливень. Все пришли в театр, поняли, что ничего не будет, машины стоят. Мы возложили цветы к памятнику Сергея Владимировича, сели в машины, сделали круг по Садовому кольцу. Со всех сторон на нас смотрели люди, сигналили автомобили, это было очень здорово. Мы приехали, день стал солнечный. 3 октября мы открыли фестиваль. Начал Московский детский камерный театр кукол спектаклем по сказке Лескова, а потом был очень большой вечер. Мы начали с дефиле нашего кукольного. Кукольное дефиле – это особая вещь. Екатерина Образцова, наш режиссер-постановщик, придумала такую вещь. Тем куклам-маскам, которым уже 100-300 лет, они оживают и выходят на сцену. Это зрелище, действо, обряд. После чего нас много поздравляли московские театры, зарубежные. Был антракт, а потом спектакль брюссельского театра кукол по поводу «Баттерфляй». Это немного опера, немного балет, немного кукольный театр. Зрелище где-то 45-50 минут, фантазия по поводу «Баттерфляй», больше, конечно, пластическая, потому что актеры этого театра учились у Мориса Бежара, потом несколько лет работали в его театре и создали в Брюсселе свою компанию, где танец, кукла, пластика, немного опера, немного балет. Таким образом, 3-го числа мы начали этот фестиваль. Сейчас он идет, впереди целая неделя.

К.ЛАРИНА: Немножко расскажем об участниках. Там актеры интересные, режиссеры.

Б.ГОЛДОВСКИЙ: Давайте попробуем. Если посмотреть на репертуар, вы увидите там два названия: Театр рук (это московский) и Театр ног (это итальянский). Это театр кукол, но с участием клоунады. Авторский театр Лауры Кибель, такой саркастический, ироничный. Когда мы отбирали участников фестиваля и компании, мы обратили внимание, что нам очень сложно найти детские спектакли. Мы их нашли, но был огромный выбор спектаклей для взрослых. Вчера и сегодня вечером будет работать итальянская театральная компания из Флоренции, театр «Пиковая принципия». Вчера была премьера, причем и для них тоже. Спектакль называется «Образцов. Темы и вариации».

К.ЛАРИНА: То есть просто посвящение Сергею Образцову?

Б.ГОЛДОВСКИЙ: Это их взгляд с той стороны на Сергея Образцова.

К.ЛАРИНА: Специально к этому фестивалю спектакль приготовили?

Б.ГОЛДОВСКИЙ: Нет. Мы уже сформировали нашу афишу и вдруг получили из Италии такое предложение, что вот мы такая-то труппа, у нас скоро выйдет премьера «Образцов. Темы и вариации». Прислали несколько фотографий. Мы решили рискнуть, потому что мы не видели спектакль, и они сами не знали, что это за спектакль получится. Вчера они показали, это было чрезвычайно любопытно, потому что это не спектакль о биографии Образцова, это взгляд зрителя на Образцова, на его сольные выступления, на его взаимоотношения с аккомпаниатором, на время. А в сольных концертах Образцов еще молодой, это 30-40-е годы. Действие происходит в небольшой комнате, стоит ширмочка Образцова. Они сделали похожие, но совсем другие куклы из его номеров. Они нам рассказывали об Образцовее и показывали не совсем его номера, но его номера, как они их представляют сейчас. Сегодня тоже этот же спектакль будет. Чрезвычайно интересный. Сегодняшний день очень важный, не только потому, что это День учителя, а потому что сегодня у нас еще работает Белостокский театр кукол, польский театр. Он очень известен в Европе, и у нас в России мои коллеги-кукольники его очень любят и знают. Они привезли спектакль «Фасад».

К.ЛАРИНА: Написано «черная комедия для взрослых».

Б.ГОЛДОВСКИЙ: Это то, о чем я говорю. Действительно для взрослых. Я видел его в Польше, он очень понятен, потому что это история двора, где живет десяток семей. Почти без текста, но понятна их жизнь, судьба, какие-то комичные вещи, трагические вещи.

К.ЛАРИНА: А перевод есть у вас или без перевода идут спектакли?

Б.ГОЛДОВСКИЙ: Там, где он необходим, перевод есть. Но театр кукол – все-таки искусство больше не литературное, а пластическое. Там текста нет практически. По поводу «Баттерфляй», например, вряд ли зрителю нужно рассказывать сюжет. Вот корейский театр «Лицом к лицу», который тоже приехал к нам, у них спектакль для детей, правда, с названием «Песнь страшной Конджу». Это сказка корейская. Переводчик там есть, но когда они нам прислали текст перевода, это было приблизительно два абзаца. Очень любопытно, что очень много наших выпускников по всему миру. Руководительница корейского театра закончила Санкт-Петербургскую театральную академию, работает в театральной школе нашей. Технологию применяет, такой спектакль с использованием песка. Во Вьетнаме есть Театр на воде, а из Кореи нам привезли Театр на песке. Я помню, первый раз для себя я открыл его как раз на спектакле Резо Габриадзе, он показывал «Песнь о Волге», он использовал в одной из сцен этот струящийся песок. Корейские коллеги привезли весь спектакль, часовое действие.

К.ЛАРИНА: Еще Театр теней есть японский.

Б.ГОЛДОВСКИЙ: Театр теней в этот раз нам привезли. Это выставка.

К.ЛАРИНА: Китайский.

Б.ГОЛДОВСКИЙ: Да. К нам приехал директор гонконгского Музея теневых фигур и привез коллекцию из 50 фигур. Мы довольно хорошо знаем этот театр, потому что в нашем музее достаточно много таких теневых фигур, но он привез совершенно уникальные вещи. Всем зрителям советую посмотреть, потому что до Гонконга далеко, а Театр Образцова рядом.

К.ЛАРИНА: Завтрашний день у вас начинается с 11 часов. Тут португальская театральная группа «Марионетки, актеры и объекты» - веселое шоу для семейного просмотра. Дальше там Курский театр, спектакль Ионеско «Король умирает», Испания – лауреат Национальной испанской премии за лучший спектакль для детей в 2008 году «Девочка». А билеты можно купить, если прийти в день спектакля?

Б.ГОЛДОВСКИЙ: С билетами уже проблематично. Вы сейчас сказали по поводу завтрашнего репертуара. Португальский театр чудный, интересный. Одним из руководителей этого театра является наш бывший актер, режиссер Александр Воронцов, он уже лет 10 живет в Португалии. Его жена руководит и очень хорошая актриса театра. Он привез показать свой творческий отчет. Везде свои люди. Кукольный мир довольно тесный.

К.ЛАРИНА: Там ребята из Израиля тоже русскоязычные. А если говорить о том, как представлен российский театр, наверное, нужно сказать о премьере «Гулливера». Он когда будет?

Б.ГОЛДОВСКИЙ: Спектакль «Гулливер» должен быть 12-го числа в большом зале. Это предпремьера. Официальная премьера у нас 29 октября. Спектакль должен быть чрезвычайно зрелищный.

К.ЛАРИНА: А кукла, наверное, самая большая в мире?

Б.ГОЛДОВСКИЙ: Скажем так, на площадях, может, куклы и больше, но у нас уже не помещается просто. Художник спектакля Сергей Алимов.

К.ЛАРИНА: Он был у нас в гостях. Давайте я быстро вопросы прочту, а вы на наш СМС присылайте ответы. Какая эмблема Театра кукол Образцова и фестиваля? Какую мелодию играют часы на театре? Какая кукла была самой любимой у Образцова? Назовите ее имя. 363-36-59. Давайте скажем еще о наших региональных театрах. Их тоже много представлено?

Б.ГОЛДОВСКИЙ: Много. Мы своими театрами гордимся. Спектакли все достойные, но очень рекомендую посмотреть 12 октября в малом зале театр-студия «Карлсон-хаус», небольшая петербургская театральная компания, которая показывает спектакль «Ленинградка». Он создан режиссерской группой во главе с известным режиссером Борисом Константиновым, который недавно получил «Золотую маску». Спектакль и для детей, и для взрослых. Это кукольный спектакль о девочке в блокадном Ленинграде, которая живет в сказке. Это сказка далеко не добрая, но с очень светлыми и темными вещами. Спектакль очень сильный, эмоциональный. Чудный спектакль привезли наши коллеги из Карелии, это «Золоченые лбы» Бориса Шаргина, режиссер Алексей Смирнов. Молодой режиссер, но в нашем кукольном мире хорошо известный. Хабаровск нам привез своего «Маленького принца» с режиссером Кириллом Кучикиным. Я много посмотрел «Маленьких принцев» в 60-70-е годы и сейчас вижу, как здорово поменялись люди, они видят иначе, у них другие куклы, другая пластика.

К.ЛАРИНА: Технологии меняются сильно?

Б.ГОЛДОВСКИЙ: Если говорить о жесткой технологии, она более или менее одинакова. Планшетная кукла, тростевая, она тысячелетия одна и та же, но меняется видение этого всего. «Маленький принц» совсем другой. Наверное, его бы и Экзюпери не узнал. Курский театр покажет «Король умирает» Ионеско. Не видел этот спектакль, но мне его многие хвалили. Там режиссер Валерий Бугаев, известный режиссер, еще по Украине его знаю, и еще очень талантливый художник Виктор Никитин. А в театре кукол художник – это очень много.

К.ЛАРИНА: У нас уже огромное количество ответов от наших слушателей. Можно уже назвать правильные ответы. Играет мелодия «Во саду ли в огороде».

Б.ГОЛДОВСКИЙ: В обработке Никиты Богословского.

К.ЛАРИНА: Любимая кукла – Тяпа. Эмблема театра – шарик на пальце.

Б.ГОЛДОВСКИЙ: А Тяпе, кстати, в этом году исполнилось 80 лет.

К.ЛАРИНА: Он в дефиле принимал участие?

Б.ГОЛДОВСКИЙ: Безусловно. Всем участникам 5-го фестиваля мы дарим этого самого старого ребенка в мире, вечно молодого Тяпу.

К.ЛАРИНА: Спасибо вам большое. У нас получился такой обзор 5-го международного фестиваля имени Образцова.

Б.ГОЛДОВСКИЙ: Приходите к нам. На дневные спектакли шансов значительно больше попасть. Если кто-то очень хочет попасть, тот обязательно попадет.

К.ЛАРИНА: До встречи.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024