Купить мерч «Эха»:

Владислав Крапивин - Детская площадка - 2008-09-06

06.09.2008
Владислав Крапивин - Детская площадка - 2008-09-06 Скачать

К. ЛАРИНА: Продолжаем программу «Детская площадка». У нас сегодня звезда на «Детской площадке». Имя этой звезде Владислав Крапивин. Приветствуем Вас, Владислав Петрович.

В. КРАПИВИН: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Напомню, что сейчас в Москве проходит Московская Международная книжная ярмарка, можно передать от всех слушателей низкий поклон Майе Пешковой, доброе утро!

М. ПЕШКОВА: Доброе утро.

К. ЛАРИНА: Которая на наш эфир доставила этого человека доставила сегодня. Отдельное тебе за это спасибо. В связи с этим мы предлагаем вот что сделать. Вот вам номер смс - +7-985-970-45-45. Мы принимаем любые вопросы к нашему сегодняшнему гостью и от детей, и от взрослых. Викторину устраивать не будем, книжки раздаём всем, кто вопросы отправит. И воспользуемся этими минутами, чтобы поговорить с Владиславом Петровичем, который живёт не в Москве. Владислав Крапивин живёт в Тюмени. А почему Вы в Москву не переезжаете?

В. КРАПИВИН: Куда?!

К. ЛАРИНА: С ужасом спросил.

В. КРАПИВИН: Я приехал в Москву вчера утром, и жду, не дождусь вечера, чтобы сесть на обратный поезд.

К. ЛАРИНА: А почему такой ужас вызывает столица нашей родины?

В. КРАПИВИН: Столица для столичных жителей, а я привык к своим местам, к родной Тюмени, к спокойному городу, к своему дому, к своей квартире, к своему коту Тяпе, к своему дивану, к своему компьютеру. Москва меня утомляет ритмом, многолюдьем, какой-то бестолковостью, простите уж меня, дорогие москвичи. Чтобы добраться до входа в гостиницу, надо пройти 500 метров от машины или метро. Я так не привык. Дома я выхожу из калитки, тут же подъезжает автобус моментально. Я могу ехать в любой конец города. А здесь… Нет, надо привыкать с детства, видимо. Меня звали когда-то, но я не поехал.

К. ЛАРИНА: Не жалеете, наверное. Сейчас уже всё. А тогда расскажите немножечко о своём городе. Он тоже, говорят, меняется. Говорят, там хорошо.

В. КРАПИВИН: Город меняется. Но, к счастью, в отличие от города Екатеринбурга, из которого я уехал, хотя я там прожил всю взрослую жизнь, он меняется хорошо. Мне не нравится, когда сносят старые кварталы, меняют облик, когда на месте привычных улиц и домов возникают какие-то многоэтажки, модернистские конструкции, совершенно некрасивые, лишённые всякого намёка на архитектуру. Город Екатеринбург, где я провёл студенческие годы, стал стремительно меняться в этом направлении. Я ходил по улице, уже не узнавал город, где я провёл свою молодость. А Тюмень всегда была городом моего детства, темой для моих книжек. Там друзья, одноклассники, там моя родная река Тура, там замечательный овраг, бывший крепостной ров, исторические кварталы.

И когда меня Тюменский университет и администрация области и сам губернатор вызывали, возвращайтесь на родину, я с радостью ухватился за эту идею. И сейчас живу на тех самых местах, где я бегал мальчишкой, на знакомой улице, недалеко от Туры до Университета, где работал до войны мой отец, читал лекции, 7 минут ходьбы. Друзья-одноклассники, милые места. И мне там стало так хорошо, что я успел написать 4 романа за 1,5 года работы. Не потому, что я такой борзописучий, видимо, какой-то подъём духа. Три из них связано с Тюменью.

Сегодня впервые появится на Книжной ярмарке книжка «Брик «Артемида». Такой историко-приключенческий роман о Тюменском мальчишке, который жил в 19 веке, и волей случая попал в плавание по Атлантике.

К. ЛАРИНА: У Вас огромное количество поклонников среди молодёжи. Такой факт радостный! Я Вам скажу честно. Может, я вообще человек сентиментальный, но я прямо прослезилась, когда я посмотрела на форумах, как Вас обсуждают, как Вас там ценят, как Вас считают совсем молодые люди своим гуру и учителем. Это здорово! Потому что для многих советских людей Вы олицетворяете советскую детскую литературу, прежде всего. «Оруженосец Кашка», «Всадники со станции «Роса». Всё это мы впитали с молоком наших матерей.

Но, товарищи, хочу обратить ваше внимание, что Владислав Петрович Крапивин, я не знаю, секрет я открою или нет, буквально через месяц отмечает свой юбилей.

В. КРАПИВИН: Да уж какой там секрет!

К. ЛАРИНА: Будет гулять вся Тюмень.

В. КРАПИВИН: Дело не только в этом, будет ли гулять Тюмень, я не знаю, приезжают друзья ото всюду. И в этот день, 14 октября, ещё происходит традиционное вручение литературной Крапивинской премии. Дважды она… Один раз она вручалась в Тюмени, один раз в Перми. В этом году опять в Тюмени. Сейчас идёт обсуждение номинантов, выявляют на последнем этапе короткий список. Ждём, чтобы вручить.

К. ЛАРИНА: Вот смотрите, Вы один из тех редких авторов, который, как кажется со стороны, легко этот барьер преодолел. От советской литературы к российской, современной. Очень многие люди не смогли вписаться в новую действительность. Не столько в бытовом смысле, сколько в творческом. Нам такие факты известны среди писателей, художников, среди артистов. Как Вам удалось этот переход совершить? Насколько он безболезненно произошло?

В. КРАПИВИН: Мне повезло. У меня такая тема, дети всегда есть дети. Владимир Луговской как-то написал в своём стихотворении «Исчезает царство на земле, детство никогда не исчезает». Какие бы ни менялись государственные строи, какие бы политики ни приходили, дети – всегда дети, они растут, они хотят радоваться жизни, хотят дружить, играть. Им всё на свете интересно. Кстати, разговоры о том, что дети перестали читать, несколько преувеличены. Я много встречаюсь с ребятами в школах, библиотеках, все они читают. А то, что были лодыри, которые не читали, они были всегда.

Вот, компьютеры, вот дети перестали читать! Когда я был мальчишкой, говорили: «Вот, кино, вот патефоны, дети перестали читать». Книга бессмертна, это явление цивилизации, никуда не денешься.

К. ЛАРИНА: Но сегодня больше искушений просто для молодого человека.

В. КРАПИВИН: Искушений всегда много. Если ребёнок вовремя научился читать, всё дело в технике чтения. Если его в 5 лет научили читать, он почитал несколько интересных книг, его уже не оторвать. А если он к третьему классу по слогам читает «Мама мыла раму», то там какая литература!

М. ПЕШКОВА: Вячеслав Петрович, в Вашей семье ещё есть писатели. Я знаю одного. Расскажите, пожалуйста, кто он, какова степень вашего родства?

В. КРАПИВИН: Писатель? У меня два сына. Старший – журналист и художник, он иллюстрировал моё собрание сочинений и несколько моих книг.

К. ЛАРИНА: Тоже в Тюмени живёт?

В. КРАПИВИН: Нет. Они оба живут в Екатеринбурге. Это старший сын, Павел. А младший сын, Алексей, он написал несколько книг, изданных в Екатеринбурге и в Москве. Но он больше выступал под псевдонимом. Видимо, считает, что как-то иначе получится, что он за папиной фамилией. Мы наконец его убедили выпустить свою самую большую книгу под настоящей фамилией Алексей Крапивин, историко-фантастический роман «Щит Паальхардов». Вот я её привёз. Она вышла у нас в Сибири, а сейчас она готовится в издательстве ЭКСМО в Москве. Ну что, мне кажется, он пишет интересно. Но, помимо всего прочего, он ещё и музыкант. Он сейчас участвует сразу в двух группах. Я недавно был на его концерте, мне понравилось. Хотя я не большой поклонник современной музыки, но то, что я увидел и услышал, он и его коллеги играют очень хорошо.

К. ЛАРИНА: Как получилось, что оба сына занимаются творческой деятельностью? Это результат Вашего воспитания или такая атмосфера в доме была?

В. КРАПИВИН: Мне кажется, они сами выбрали.

К. ЛАРИНА: Но это отчего-то происходит!

В. КРАПИВИН: Читать они любили всегда, с младенчества, были разговоры об истории, о культуре. Младший увлекался историей со школьных лет, вот такие толстенные книги приносил, читал, меня озадачивал всякими сложнейшими темами. Я перед ним чувствовал себя как школьник перед профессором. Ну, интересно. Выбирали в жизни то, что им интересно.

К. ЛАРИНА: Послушайте… Я на Вас смотрю, такой живой взгляд абсолютно молодого человека. Мне кажется, что если бы Вы приехали в Москву в своё время, у Вас была бы совсем другая жизнь. И может быть мы сегодня не представляли бы Ваши книги, может Вам и писать бы уже давно не хотелось.

В. КРАПИВИН: Меня в советское время ЦК комсомола тащило почти насильно сюда. «ЦК рекомендует переехать, а Вы отказываете, даже субординацию нарушаете!» Зачем мне это надо? У меня было постоянное дело, ребячий парусный отряд. «Здесь найдёте других ребят». Вот вы возьмите многодетную маму и скажите: «Оставьте своих ребят, приезжайте в другой город, там найдёте других». Что вам скажет эта мама и куда она вас пошлёт?

К. ЛАРИНА: Отряд существует с 1961 года. Это моё поколение. Вот скажите, Вы с ними там общаетесь? С теми, которые оттуда вышли?

В. КРАПИВИН: Нет, я встречаюсь с ними. Недавно был фестиваль детских и юношеских фильмов в Екатеринбурге. Меня туда буквально насильно вытащили на один день в жюри. Я посмотрел, ребята сняли очень интересный фильм. Причём, сами мальчишки, без всякой помощи взрослых, по собственной инициативе, по «Звёздным дневникам» Станислава Лемма. Удивительный фильм. Я сказал ,что мне с одной стороны, вроде бы, неудобно вручать приз, потому что я имею какое-то отношение, могу сказать, что я не беспристрастен. Но с другой стороны, я же вижу, как ребята старались. Я и книжки туда привёз, трилогию «Мальчика со шпагой»

К. ЛАРИНА: И «Каравелла» до сих пор существует?

В. КРАПИВИН: Да. Там полтора десятка парусных яхт.

К. ЛАРИНА: А на чьи деньги?

В. КРАПИВИН: Это уже руководители знают.

К. ЛАРИНА: Когда было при советской власти, это была одна ситуация.

В. КРАПИВИН: Там бюджет городской.

К. ЛАРИНА: Помогает город всё-таки.

В. КРАПИВИН: Да, помогает город. Я, правда, тонкостей не знаю, но знаю, что помогает.

К. ЛАРИНА: «Кого из современных писателей Вы советуете почитать?» - Лена, 11 лет.

В. КРАПИВИН: Из современных? Ой-ёй-ёй….

К. ЛАРИНА: Самый сложный вопрос оказался.

В. КРАПИВИН: А я не знаю, что Лена любит читать, какие жанры.

К. ЛАРИНА: Я думаю, что если она к Вам обращается, она Вас знает, ей интересно приключенческо-фантастическое.

В. КРАПИВИН: Не очень известное, но интересное. Живёт в Коми АССР Елена Гамова. У неё очень интересная повесть о школьной жизни. Есть писательница, тоже молодая, интересная, я в прошлом году вручал ей премию, Ольга Зутогорская.

К. ЛАРИНА: Они издаются?

В. КРАПИВИН: Они издаются, да. Книжки у них выходят. Зутогорскую рекомендовал журнал «Пионер». Он, правда, сейчас не такой известный, но выходит. Кого ещё можно…

К. ЛАРИНА: Ну, может, потом вспомните.

В. КРАПИВИН: Когда задают такой вопрос, в голове что-то отключается. У меня дома стопа этих рукописей, очень интересные. Вот очень интересный роман, екатеринбургский автор Андрей Щупов написал, полуфантастический роман о мальчишке, увлечённом компьютером, когда он волей случая бежал в деревню, бежал от неприятностей, и как он увидел жуткую деревенскую жизнь, проникся сочувствием, начал помогать людям, ребятам, перестроил себя сам, и своё окружение. Замечательно интересно.

К. ЛАРИНА: А Вы с компьютером как общаетесь, свободно?

В. КРАПИВИН: Мне пришлось с компьютером познакомиться, потому что со временем стал такой жуткий почерк, что сам себя уже не разбирал.

К. ЛАРИНА: А Вы раньше писали от руки?

В. КРАПИВИН: Я от руки карандашиком в тетрадке. Я удивлялся, когда читал письма Паустовского, он своим адресатам сообщает: «Извините, что печатаю на машинке, почерк мой такой, что я перестал понимать сам». И пришлось садиться за клавиатуру. На машинке никогда не писал. На компьютере. Ну, ничего, приспособился.

М. ПЕШКОВА: Какие детские журналы Вы просматриваете или читаете?

К. ЛАРИНА: А сейчас есть?

В. КРАПИВИН: А сейчас какие детские журналы?

К. ЛАРИНА: «Пионер» был, «Костёр».

В. КРАПИВИН: «Пионер» был, тираж 1 млн. 600 тыс. А сейчас… Ну, они и сейчас есть. «Пионер» я просматриваю. А самый большой журнал, мне кажется, интересный – это журнал Российского Детского фонда «Путеводная звезда». Не потому что они меня часто печатают, а потому что у них интересный подход. Они берут большое произведение, публикуют его целиком, потом обсуждение, сочинение школьников, рассказы.

К. ЛАРИНА: Это литературный, творческий журнал. Здорово!

В. КРАПИВИН: И по нашим понятиям и тираж у него достаточно, тысяч 15, может быть, а может 20.

К. ЛАРИНА: Считайте, что много.

В. КРАПИВИН: По нашим понятиям да. А вообще-то, я считаю, что детская литература не может существовать без массовых журналов. Они необходимы для молодых авторов. Вот у меня спросили, какие книжки я советую почитать. Я могу назвать эти фамилии. А где эта девочка найдёт этих писателей, когда их печатают тиражом в 5 тысяч? Был бы журнал, типа «Пионера» с миллионным тиражом, там каждый напечатавшийся автор назавтра становился знаменит. Его знала вся страна, все школьники. Я эту идею везде пробиваю. Надо создать хотя бы один массовый детский журнал. Бесприбыльный, без всяких мыслей о том, что он будет давать какую-то выгоду издателям. Он должен субсидироваться государством, только чтобы школьники его читали, чтобы он приходил в каждую школу и дом.

А без этого поддерживать развитие детской литературы невозможно.

К. ЛАРИНА: Давайте я задам несколько вопросов от слушателей, а то я объявила конкурс на вопросы, такое количество, прямо подряд задаю быстро. «Есть ли Ваши произведения в школьной программе?» - Даша, 8 лет из Ростова.

В. КРАПИВИН: Сейчас программы ведь, по-моему, в разных районах разные. В каких-то есть. В какие-то сборники включали рассказ «Такая была планета», внешкольное чтение 5 класс, «Оруженосец Кашка» в какие-то сборники включают. Иногда я в хрестоматиях натыкаюсь. Но я и небольшой сторонник этого. Там, где школьная программа, там обязательное чтение, угроза «двоек», неприятности. А я не хочу, чтобы из-за моих книжек кто-то пролил хоть одну слезу.

К. ЛАРИНА: Да, сразу какие-то негативные ассоциации появляются с именем писателя.

М. ПЕШКОВА: У Вас активное издание «Детская литература», я имею в виду серию «Школьная библиотека». Она представлена на книжной ярмарке тоже.

В. КРАПИВИН: Да? Я не знаю, есть у меня там что-то или нет.

К. ЛАРИНА: Следующий вопрос. «У Вас во многих книгах юные герои связаны с морем. Почему?» - спрашивает Оля.

В. КРАПИВИН: Когда-то в детстве я прочитал где-то в семилетнем возрасте «Остров сокровищ», старую растрепанную книжку, без корочек. И с тех пор влюбился в паруса, в острова, в корабли. А в городе Тюмени моря не было. А человеку всегда хочется того, чего нет рядом. И я стал читать книги о море, увлекаться, изучать морское дело по словарям. Было увлечение корабликами сосновыми, весной, с бумажными парусами. И кто-то этим переболеет и перестаёт интересоваться, а у меня это осталось.

К. ЛАРИНА: Здорово… «Здравствуйте, Владислав Петрович! В детстве читал Ваши книги. Очень понравилась «Колыбельная для брата». А для взрослых Вы пишете? И второй вопрос. Ваш любимый фантаст?» - Дмитрий.

В. КРАПИВИН: Мой любимый фантаст, пожалуй, это браться Стругацкие. Тем более, что я был знаком с Аркадием Натановичем. Я считаю, что это среди нашей фантастики наиболее выдающиеся авторы. Вернее, один автор в двух лицах. Ещё очень люблю Рея Бредбери, особенно его «Вино из одуванчиков». Многие читатели на сайте, на разных форумах утверждают, что Крапивин разновозрастной писатель, что он пишет не только для детей, но и для взрослых. «А, вот эта книжка у него, «Оруженосец Кашка» или «Мальчик и девочка, это для детей. А «В глубине великого кристалла» - это для всех, это для взрослых. Там сложные вопросы. И там он не так ставит, там он повторяется». Идёт большое обсуждение и перепалка.

В основном это взрослые читатели, и их много. Так что думаю, что какие-то книжки и для взрослых. А такие романы, как «Лужайка, где пляшут скворечники» или «Лоцман», это книжки для взрослых.

К. ЛАРИНА: Вопрос, который держит в руках Майя Пешкова, очень много вопросов про него. Например, Василий: «Видел Вас на фото с тряпичным зайцем. Расскажите о нём, пожалуйста».

В. КРАПИВИН: Это замечательный тряпичный заяц Митька, который живёт у меня ровно 30 лет. В августе 1978 года я купил его в Подмосковье в Солнечногорске. Он мне очень понравился, у меня в детстве был похожий, а потом потерялся. Стоил он три рубля. Я его взял в киоске с прилавка, отдал продавщице, очень удивлённой, что взрослый дядька покупает тряпичного зайца, трёшку, и сказал: «Ты будешь носить имя Митька. Ты везде и всегда отныне будешь ездить со мной, мы будем помогать друг другу, утешать друг друга в разных несчастьях, радоваться». Он ездит со мною. Он побывал в разных городах, по всей стране мотался, попадал в морские штормы. При столкновении яхты ему оборвало две лапы, глаз один потерял. Его привязывали к переднему тросу на паруснике, на носу, и он шёл сквозь пену, сквозь гребни, по штормовым озёрам, по Чёрному морю, под Севастополем.

И мне всегда приятно. Это как бы память о детстве, это как мой талисман какой-то. Своего рода загадка и тайная часть души. У меня есть повесть «Заяц Митька». Там как раз подробно рассказана его история. Мне уже теперь без него никуда. Если я иду выступать без Митьки, я чувствую, что что-то не то. Видите, я даже сюда его прихватил.

К. ЛАРИНА: А дети не пытались отобрать?

В. КРАПИВИН: Они просили, яхтенные экипажи: «Дай нам Митьку, мы с ним обязательно выиграем». И ведь выигрывали, когда Митька был на яхте! А ещё у меня недавно вышел фильм «Трое с площади Карронад» по моей книжке, я уже посмотрел, так режиссёр, Виктор Григорьевич Волков, долго меня упрашивал: «Дай, пожалуйста, там есть заяц Артёмка, похожий на Митьку, прототип, дай Митьку на съёмки. Если мы будем его снимать, всё получится хорошо, он настоящий». Я говорю: «Дудки! Киношникам дай что-нибудь! Знаю я, какие порядки на киностудии». Они сшили копию, очень похожую.

К. ЛАРИНА: А про значки скажите.

В. КРАПИВИН: Когда он бывает со мной на выступлениях, в разных городах, школах, ребята снимают с себя значки и украшают. Но если все значки на него надеть, это уже будет кольчуга. Это просто несколько осталось. Видите, старый пионерский значок, юный турист.

М. ПЕШКОВА: Значок Вашей премии, медаль.

В. КРАПИВИН: А! Это медаль, это опытный образец. Это не то, что награда. Это когда медаль заказывали на фабрику, сделали специально сначала опытный экземпляр. И потом жюри решило, чтобы он не просто валялся где-то, пусть Митька будет его хранителем. Даже специальный документ выдан «Вручается зайцу Митьке за то, что он заяц Митька. И за заслуги перед литературой».

К. ЛАРИНА: Можно мне пожать ему лапу на счастье?

В. КРАПИВИН: Пожалуйста!

К. ЛАРИНА: Спасибо.

М. ПЕШКОВА: Я хочу добавить, что ровно через час, в 11 часов на стенде издательства ЭКСМО вы сможете задать свой вопрос и получить автограф на книге нашего гостя, писателя из Тюмени Владислава Крапивина.

К. ЛАРИНА: Это сегодня на Книжной ярмарке. У Вас там ещё какая-то программа? Вы когда назад? Ещё встретитесь с кем-нибудь?

В. КРАПИВИН: Уезжаю вечером.

К. ЛАРИНА: То есть, Вы вообще сегодня уже уезжаете?

В. КРАПИВИН: Да.

К. ЛАРИНА: Нет, терпеть не может Москву Владислав Крапивин!

В. КРАПИВИН: У меня же студенты, мне в понедельник надо в Университет.

К. ЛАРИНА: Нам повезло, Майя, ты поняла? И нашим слушателям. Мы имели сегодня возможность встретиться с таким легендарным человеком. Мало того, он ещё вместе с зайцем к нам пришёл, вместе с Митькой. Спасибо Вам огромное.

В. КРАПИВИН: Вам спасибо. И всем читателям большой привет и наилучшие пожелания.

К. ЛАРИНА: Тюмень нас слушает! Скажите что-нибудь хорошее своим.

В. КРАПИВИН: Если я отвечал на вопросы скомкано и бестолково, это от неожиданности и растерянности. Тюмень – прекрасный город. Я счастлив, что я вернулся на родину. Он красивый, он добрый, в нём есть какая-то аура. И та книжка, которая сегодня будет продаваться, «Бриг «Артемида», как раз основана на тюменских событиях, и там много говорится о том, какой это интересный и хороший город.

К. ЛАРИНА: Спасибо большое Вам. Удачи, здоровья, и до встречи. Спасибо!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024