Купить мерч «Эха»:

К премьере спектакля "Путешествие Гулливера" - Екатерина Образцова - Детская площадка - 2008-06-21

21.06.2008
К премьере спектакля "Путешествие Гулливера" - Екатерина Образцова - Детская площадка - 2008-06-21 Скачать

К. ЛАРИНА: 9 часов, 35 минут. Я очень рада представить нашу сегодняшнюю гостью. Это Екатерина Образцова, режиссер-постановщик Государственного детского театра кукол им. Образцова, заслуженная артистка России. Катя, доброе утро.

Е. ОБРАЗЦОВА: Доброе утро.

К. ЛАРИНА: Тяжело или не тяжело по утрам так приходить?

Е. ОБРАЗЦОВА: Сегодня тяжеловато, потому что вчера допоздна были в театре.

К. ЛАРИНА: Работали или отмечали закрытие сезона?

Е. ОБРАЗЦОВА: Мы отмечали закрытие сезона. У нас был спектакль «Необыкновенный концерт», а потом был устроен потрясающий праздник. Был «капустник», я хохотала до слез. У меня уже тушь потекла. Очень здорово. И потом уже слезы потекли от трогательности, потому что невероятно здорово, когда после «капустника» на сцену выходит вся труппа. То есть, «капустник» делали не только одни люди, не только молодежь, а все поколения, все вместе. Было очень здорово и весело.

К. ЛАРИНА: Какие молодцы, вы традиции сохраняете.

Е. ОБРАЗЦОВА: Да, мне кажется, что это очень правильно. На некоторое время мы забросили закрытие сезона, но в этом году это опять получилось, и получилось здорово.

К. ЛАРИНА: На самом деле не закрытие сезона, поскольку… Специально для слушателей «Эхо Москвы» театр Образцова делает исключение. Он закрылся, но не совсем. Тихо и шепотом… Он играет еще 3 спектакля, на которые мы вас сегодня и приглашаем. Это спектакль «Буратино» 26 июня, начало в 11 часов утра. «Геракл» 25 июня и «Конек-горбунок» 27 июня, тоже идет в 11 часов утра. Дорогие друзья, у вас есть сегодня возможность эти билеты выиграть. Катя, наверное, стоит подвести некоторые творческие итоги. Катя, чем знаменателен этот сезон для театра Образцова?

Е. ОБРАЗЦОВА: Я пока хочу сказать, что мы сезон-то вроде как закрыли, но 3 спектакля еще есть. Но это еще не все. Мы еще выезжаем в 3 недалеких от Москвы города Руза, Можайск, Верея. И там играем спектакли и для детей, и «Необыкновенный концерт».

К. ЛАРИНА: А там есть, где играть?

Е. ОБРАЗЦОВА: Да. Мы едем сначала смотрим площадки, специалисты наши.

К. ЛАРИНА: Там же нет театральных помещений. Дома культуры?

Е. ОБРАЗЦОВА: В основном да, конечно. Но как-то мы прилаживаемся к этому моменту. Давно мы не ездили по таким недалеким местам, потому что обычно нас заносит… В этом сезоне были потрясающие гастроли Перу, Колумбия. Я лично там была, это такой восторг. А сейчас у нас здесь ближнее. И дети, которые не всегда могут приехать в Москву… Мне кажется, им будет очень интересно посмотреть. Мы везем очень хорошие спектакли «Волшебная лампа Алладина», «По щучьему велению», «Необыкновенный концерт».

К. ЛАРИНА: Расскажи про Колумбию, про Перу.

Е. ОБРАЗЦОВА: Это так красиво! Это такой восторг. Во-первых, мы там были месяц с маленьким «хвостиком». И за этот месяц мы сменили 11 самолетов. Хотя бы только вот это…

К. ЛАРИНА: В каком месяце вы были?

Е. ОБРАЗЦОВА: В конце октября мы вылетели. Мы должны были раньше, но там было в августе землетрясение. И пока восстанавливалось здание театра, в котором мы должны были играть… Но сначала мы были в Колумбии. И это, конечно… Если вот у нас обычно давление 748 мм ртутного столба обычно, если 760 мы все уже ходим с головной болью. А тут мы попали 560… Я думала, что такое? Весь город он движется в рапиде, все жители уже привыкли. Чуть ты ускоряешь московский шаг, и начинается сердцебиение. Это такое высокогорье! И когда мы из Боготы ехали вниз, я такого пейзажа не видела. Вот едешь и кажется что там плато, уже все как бы все. Горы, горы, горы. Мы 11 часов спускались с гор! И до моря так и не доехали. Перу это… Понимаете, это долгий рассказ. Обычно, когда мы куда-то едем, я инициатор, я устраиваю всегда путешествия. То есть, мы должны не только сыграть, но и успеть все посмотреть. Мы ездили на лежбище морских львов, мы, конечно, все эти древние цивилизации, золото инков… Поднимались на это озеро, где вроде было или не было, никто не знает. Мы посмотрели цивилизация чан-чан в Перу. Очень интересно. Но мы еще раз поедем, потому что… неразборчиво…

К. ЛАРИНА: Не захотелось после этого какой-то спектакль сделать про древних индейцев?

Е. ОБРАЗЦОВА: Конечно, такие идеи все время блуждали, потому что это безумно интересно. Я обожаю путешествовать, думаю, что большинство людей тоже.

К. ЛАРИНА: А что вы там показывали?

Е. ОБРАЗЦОВА: Это такая программа, которая была подготовлена к 100-летию Сергея Владимировича Образцова. Называется она «Лучшее из Образцова». Там «Необыкновенный концерт», «Дон Жуан» и сольные номера Сергея Владимировича, которые… За ширмой, естественно, работает наш артист, а голос звучит Образцова.

К. ЛАРИНА: Как будто Образцов там присутствует?

Е. ОБРАЗЦОВА: Да, это такая программа о нашем театре. Ведет ее конферансье, но это спектакль.

К. ЛАРИНА: Кать, скажи, сейчас театр переживает хорошее время?

Е. ОБРАЗЦОВА: Знаете… Что такое в театре хорошее время? Если театр работает с утра до ночи, значит, в нем времена хорошие.

К. ЛАРИНА: Если часы включаются…

Е. ОБРАЗЦОВА: Да. Ничего хуже, чем отсутствие работы не бывает.

К. ЛАРИНА: Премьер у вас там было много в этом сезоне.

Е. ОБРАЗЦОВА: Сезон вообще был очень интересный. Помимо этих гастролей, мы и по России много ездили… Если говорить о зарубежных гастролях, то в этом сезоне была еще Греция А потом очень интересно остроумно придумали питерцы. Там устраивались «10 звездных концертов». Это были в основном симфонические в Большом зале Филармонии. И пригласили «Необыкновенный концерт», включили в 10 звездных концертов. Это было очень любопытно, потому что зал Филармонии совсем уж не подходит. Нам просто строили театр на сцене. Было битком публики. Причем, публики именно концертной. И в «Необыкновенном концерте» очень много номеров, пародирующих именно музыкальные какие-то вещи. Прием был потрясающий. Что мы еще? У нас был в этом году юбилей музея. И к этому моменту я придумала, чтобы эти все музейные экспонаты вышли на нашу большую сцену. Там были вещи, которым по 400-500 лет.

К. ЛАРИНА: У нас даже была передача про ваш музей, приуроченная к 100-летию. Приходил ваш директор.

Е. ОБРАЗЦОВА: Да, да. И это было придумано такое дефиле кукол. То есть был подиум.

К. ЛАРИНА: Как они были счастливы! Могу себе представить. То есть, представьте, они сидели на своих местах, или до этого еще в каком-нибудь музее 400 лет. И вдруг им разрешили немножечко пожить человеческой жизнью! Ожить и выйти на сцену, да?

Е. ОБРАЗЦОВА: Еще вышли на сцену первый раз наши студенты. Помимо экспонатов. Мы набрали курс. Это первый курс замечательных ребят, они нам помогали в этом дефиле. И так красиво это получилось! Мы приняли решение делать спектакль такой вечерний.

К. ЛАРИНА: Их можно использовать эти экспонаты?

Е. ОБРАЗЦОВА: Нет, мы будем делать копии. Знаете, вот как люди надевают на шею украшения ложные, а в сейфе у них лежат бриллианты. Вот как бы в сейфе у нас бриллианты, а мы… Потому что это опасно для…

К. ЛАРИНА: Может рассыпаться все. Уникальные экспонаты, музейные… Это как обедать на фарфоре из Эрмитажа, правда?

Е. ОБРАЗЦОВА: Да.

К. ЛАРИНА: Хотя были и такие случаи в нашей истории.

Е. ОБРАЗЦОВА: А теперь говорят уже, что не было, что все вранье.

К. ЛАРИНА: Ладно, знаем, знаем.

Е. ОБРАЗЦОВА: Но было красиво все очень. Огромный Дракон был китайский, великолепные японские куклы. Начиналось все с масок, откуда это все возникло…

К. ЛАРИНА: Ну, вы придумали какие-то истории, сюжеты для каждой?

Е. ОБРАЗЦОВА: Конечно. Есть просто проходы. Но, конечно, внутри все играется.

К. ЛАРИНА: А теперь про Гулливера мы хотели поговорить, поскольку я знаю, что это давнишняя мечта Катина сделать…

Е. ОБРАЗЦОВА: О… Это моя головная боль Гулливер. Временами бываю не рада, потому что мы пошли самым сложным путем, каким можно было пойти. Но тут виноват Образцов, конечно. Это я шучу, конечно. Он правильно, например, говорил, что вот Буратино… Человек может играть папу Карло, Буратино – деревянное полено. «Божественная комедия» - Бога и Ангелов играют люди, а людей – куклы. А эти-то человечки сделаны из одного «теста». Вот он большой, а они из того же «теста» маленькие. И как делать? Обычно ставят, что Гулливера играет человек, и маленькие куклы вокруг него. А у нас сейчас весь декорационный зал завален огромными предметами. Там лежат шестиметровые ноги, двух с половиной метровые головы. Это Гулливер, который не помещается в зеркале сцены. Мы можем видеть либо ноги, либо голову.

К. ЛАРИНА: Все-таки вы решили сделать куклу Гулливера.

Е. ОБРАЗЦОВА: Да. Кукла с куклами. У нас постоянная там смена масштабов. Если чуть уменьшается большой, значит, чуть уменьшается и маленькое. Это путаница, головоломка. Но у нас еще есть и живой Гулливер. То есть актер, но он не играет с маленькими куклами. Он просто ведет действие, выдумывает эту историю вместе со своей командой корабля, на котором он плывет. Музыку у нас Журбин делает. Алимов, как всегда великолепно нам нарисовал эскизы, сейчас расписывает декорации. И я пригласила, на мой взгляд, очень талантливых людей – Андрея Щукина и Ирину Филиппову. Это постановщики движения. Они преподают в Щукинском институте. Там идет спектакль потрясающий «Мир людей и вещей». Это не просто движения, это работа с предметом.

К. ЛАРИНА: Это будет музыкальный спектакль?

Е. ОБРАЗЦОВА: Да. Прямо от вас я сейчас еду в Театр Моссовета, где мы проводим звукозапись. Для всех это огромная работа, особенно для мастерских. Мы в июле сдадим спектакль, но покажем в сентябре.

К. ЛАРИНА: Очень хочется посмотреть.

Е. ОБРАЗЦОВА: Мне самой так хочется.

К. ЛАРИНА: Вещь актуальнейшая. Она одна из самых любимых вещей в мировой литературе, и абсолютно для всех возрастов. Этот спектакль можно показывать на разных уровнях, я надеюсь. И самым маленьким и самым взрослым.

Е. ОБРАЗЦОВА: Мы планируем, что он будет 6-ти часовой для семейного просмотра. То есть в 18.00 начало. Вот так у нас идет «Ночь перед Рождеством».

К. ЛАРИНА: Тоже говорят, что хороший спектакль. И тогда какие планы дальше? Допустим, сдали спектакль. Все прошло, состоялась премьера «Гулливера». Но наверняка что-то еще происходит?

Е. ОБРАЗЦОВА: Конечно, происходит.

К. ЛАРИНА: У вас там существует театр в театре. Андрей Денников это какая-то отдельная структура, которая является частью Театра Образцова. Но несколько другие спектакли.

Е. ОБРАЗЦОВА: Я думаю, это он будет рассказывать сам. Я о планах театра. Что планируется? Планируется приглашение очень интересных режиссеров. Один из них – это режиссер Константинов, лауреат «Золотой Маски», питерский режиссер. Будет у нас ставить спектакль. Дальше ведутся переговоры. И, конечно, для того чтобы актеры правильно существовали, им нужно обязательно менять режиссеров. Они должны обязательно видеть разное. И зритель тоже вместе с ними. Поэтому тут такой… У каждого режиссера есть ревность, у меня тоже. Но я понимаю, что это очень правильно и очень нужно. Приглашение интересных людей… Не замыкаться в своей как бы… И думать, что вот только так, как мы и больше никак. Конечно, надо экспериментировать. Но основное, то что театр кукол это театр кукол, мы должны, конечно…

К. ЛАРИНА: Удивительное искусство. Я слушаю и думаю о том, что сколько предрекали смерть этому жанру театральному, учитывая бесконечное количество искушений и конкурентов из таких вот видов, как телевидение, Интернет, компьютерные игры. Сегодня детей ничем удивить невозможно. Они все видели, и все знают, знают из чего что сделано, каким образом оживает тот или иной предмет. Но все равно вот это волшебство присутствует, и никуда его не денешь. Вот, например, я сейчас держу в руках очки и через секунду я могу сделать так, что они будут абсолютно живыми. Это будет уже какой-то сказочный персонаж, который может улыбаться, плакать, быть абсолютно живым существом. Есть некая магия, секрет.

Е. ОБРАЗЦОВА: Секрет как бы внутри человека.

К. ЛАРИНА: А дети меняются? Ты же смотришь за зрительным залом?

Е. ОБРАЗЦОВА: Меняются дети, но они меняются вместе с нами. Мы тоже чувствуем, что уже другие ритмы, другое движение. Меня тоже удивляет, что есть компьютерные игры, а они приходят и все это воспринимают. На спектакле «Братец Кролик» я слышала, как ребенок кричал: «Мама! Ты сказала, что мы театр кукол пришли. Где же куклы?»

К. ЛАРИНА: А «Конек-Горбунок» у вас как?

Е. ОБРАЗЦОВА: Во-первых, сама сказка великолепная. И мне кажется, что надо обязательно зрителям смотреть, потому что там очень интересный художник, там очень симпатичная Рыба-кит. Надо смотреть.

К. ЛАРИНА: А ты помнишь свой первый спектакль, первые впечатления, как ты в это окунулась? Когда Катя Образцова была ребенком.

Е. ОБРАЗЦОВА: Ой, не могу так точно сказать.

К. ЛАРИНА: Ты, наверное, смотрела все в этом театре, беспорядочно, учитывая….

Е. ОБРАЗЦОВА: Я как всякий ребенок у которого мама работает… У меня мама была заслуженная актриса этого театра. Как всегда детей оставлять нес кем. Я была дитя гастролей и театра. Но меня дедушка не разрешал водить на взрослые спектакли. И вообще детям до 16-ти на «Необыкновенный концерт» нельзя. И поэтому меня прятали тоже. И скажем все равно мое первое впечатление это от «Необыкновенного концерта». Я помню свою влюбленность в куклу Чарли, которая там «ав-ав-ав» поет. Песик, я его просто обожала.

К. ЛАРИНА: Давай мы уже разыграем билеты. Я напомню телефон 363-36-59. Напомню, что у нас сегодня в гостях Екатерина Образцова – режиссер-постановщик Театра Образцова. И мы разыгрываем билеты на спектакль «Конек-Горбунок» 27 июня, «Геракл» 25 и «Буратино» 26.

Е. ОБРАЗЦОВА: Я постараюсь полегче вопросы, чтобы детишки не пугались. Что такое знаменитое-презнаменитое украшает знаменитый фасад нашего знаменитого театра?

СЛУШАТЕЛЬ: Это часы.

К. ЛАРИНА: А что же там такое особенное?

СЛУШАТЕЛЬ: Куклы, по-моему.

К. ЛАРИНА: Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Маша Благовещенская.

К. ЛАРИНА: Маша, ты была в этом театре хоть раз?

СЛУШАТЕЛЬ: Давно, когда маленькая была. Сейчас мне 12 лет.

К. ЛАРИНА: И не помнишь, кто в часах-то живет?

СЛУШАТЕЛЬ: Не помню.

К. ЛАРИНА: Ты еще что-то хотела сказать?

СЛУШАТЕЛЬ: К вам часто дозванивалась девочка Ира из Химок. Если она меня слышит, пусть она мне обязательно позвонит.

К. ЛАРИНА: А что такое случилось?

СЛУШАТЕЛЬ: Я потеряла ее номер телефона.

К. ЛАРИНА: Ай-я-яй. Дорогая Ира из Химок, позвони Маше Благовещенской.

К. ЛАРИНА: Маша, ты сегодня в театр пойдешь?

СЛУШАТЕЛЬ: Наверное, пойду.

Е. ОБРАЗЦОВА: Маше на «Геракла» надо.

К. ЛАРИНА: Для тех, кто постарше. Маша, спасибо, записали твой телефон. Надеюсь, что Ира из Химок тоже тебя услышала и позвонит тебе. А может и нам в эфир, чтобы ответить на следующий вопрос. Катя, а когда часы появились? В каком году?

Е. ОБРАЗЦОВА: В 70-е годы, когда театр переехал с Маяковской на Садово-Самотечную.

К. ЛАРИНА: Все работает?

Е. ОБРАЗЦОВА: Работает все.

К. ЛАРИНА: Я поражена, что люди знали. Это же по радио не передают. Это же два раза в сутки происходит?

Е. ОБРАЗЦОВА: Когда все? В 12 и в 12 ночи.

К. ЛАРИНА: Люди собираются, специально бегут. Скорей, сейчас будет! И собирается кучка людей, которая ждет с нетерпением, когда эти ворота откроются.

Е. ОБРАЗЦОВА: У меня тоже такая радость, что у нас уже установлен памятник Образцову около театра. Там скверик, люди собираются, сидят.

К. ЛАРИНА: Памятник очень хороший.

Е. ОБРАЗЦОВА: Следующий вопрос. Каких экзотических животных подарил Образцову сын Шаляпина, которых он привез в Москву и они тут жили? Их было два. Они жили сначала в квартире, потом они переросли.

К. ЛАРИНА: Квартиру переросли. Что же это за экзотические животные? Пожалуйста, кто готов ответить на этот вопрос. Алло…

СЛУШАТЕЛЬ: Может быть, это крокодил?

К. ЛАРИНА: Правильно! Как зовут тебя?

СЛУШАТЕЛЬ: Юра. Я из Москвы.

К. ЛАРИНА: Сколько тебе лет?

СЛУШАТЕЛЬ: 12.

Е. ОБРАЗЦОВА: На что он хочет?

СЛУШАТЕЛЬ: На «Геракла».

К. ЛАРИНА: А «Геракла» Маше отдали. Давай на «Конька-Горбунка»… Все, супер, телефон твой записали. Что за крокодилы? Пожалуйста, несколько слов про них.

Е. ОБРАЗЦОВА: Это были крокодилы Кокоша и Тотоша. Их дедушка привез в целлофановом пакетике. Они были махонькие, махонькие. Их кормили червячками. Потом дедушка все к моей маме, он ее звал Наталочка, он просил покормить крокодилов. И так уже боязливо… Они уже мясо ели и зубами щелкали.

К. ЛАРИНА: А где они жили?

Е. ОБРАЗЦОВА: Сначала в террариуме, потом… Ужасно смешно. На даче на полный серьез, у Сергея Владимировича был прудик, там рыбки плавали. Пришла общественность с баграми искать крокодилов. Но крокодилы были не там, их пришлось отдать во Дворец пионеров. Там был специальный вольер огромный для Тотоши и Кокоши.

К. ЛАРИНА: Какая красота. Еще вопрос?

Е. ОБРАЗЦОВА: Да. Но сложный сейчас будет вопрос. Что представляет из себя фирменный знак нашего театра? Лейбл, как принято говорить.

К. ЛАРИНА: Эмблема театра. 363-36-59, телефон прямого эфира. Алло…

СЛУШАТЕЛЬ: Петух.

Е. ОБРАЗЦОВА: Не… Петух и курочка у нас на туалетах. Это, конечно, тоже фирменный знак, но…

К. ЛАРИНА: Все-таки нет. Есть то, что на эмблемах, на афишах, этот знак всегда существует.

СЛУШАТЕЛЬ: Кукла на пальце.

Е. ОБРАЗЦОВА: Правильно, шарик. Это знаменитый номер Образцова на указательном пальце кукла Шарик.

К. ЛАРИНА: Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Вика из Бутово. Можно поздравить своего брата?

К. ЛАРИНА: Конечно.

СЛУШАТЕЛЬ: Поздравляю своего брата Гошу из Бутово с окончанием школы.

К. ЛАРИНА: То есть он школу уже закончил?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

К. ЛАРИНА: И поступает в институт?

СЛУШАТЕЛЬ: Ага.

К. ЛАРИНА: В какой?

СЛУШАТЕЛЬ: В МГТУ.

К. ЛАРИНА: Это в Бауманский. Молодец. Передай, пожалуйста, Гоше мои личные поздравления с окончанием школы. Желаю ему всяческих удач. Дело в том, что Вика была совсем маленькая, когда начиналась «Детская площадка». А Гоша постарше, и Гоша был одним из наших первых слушателей именно этой передачи. И он с нами вместе рос, как ваши зрители, Катя. Рос, рос и вот уже школу закончил. И уже право слушать «Детскую площадку», принимать участие в розыгрыше призов он передал своей младшей сестре Вике.

Е. ОБРАЗЦОВА: Какая прелесть.

К. ЛАРИНА: Мы должны уже заканчивать нашу творческую встречу. Екатерина Образцова наша сегодняшняя гостья, которую мы тоже поздравляем с завершением сезона в театре. И надеюсь, что в следующем году будет много новых спектаклей, много премьер. И первая премьера, которую мы увидим, это «Путешествие Гулливера». Катя, спасибо тебе.

Е. ОБРАЗЦОВА: Не за что. Вам спасибо.