К международному Дню музеев - Ирина Захарова - Детская площадка - 2008-05-17
К. ЛАРИНА – Праздник цветущего персика – так называется день девочек в Китае. У нас тоже сегодня праздник цветущего персика. Потому что у нас в гостях Ирина Захарова. Здравствуйте.
И. ЗАХАРОВА - У вас здесь действительно всегда праздник и всегда оптимистическое настроение. И всегда просыпаешься, хотя очень рано.
К. ЛАРИНА – Итак, Ирина Захарова, старший научный сотрудник Центра эстетического воспитания Музея изобразительных искусств имени Пушкина. У нас завтра день музеев ведь международный. А сегодня еще и ночь музеев кое-где. У вас там нет ночи музеев?
И. ЗАХАРОВА - У нас тоже есть. До 10 музеи работают. Это тоже праздник необыкновенный и в связи с этим хочется всех поздравить с нашим общим праздником. Не только музейщиков, но абсолютно всех людей, потому что мне кажется, жизнь без музея немыслима. Нет наверное такого человека, который не посещает музей. Правильно?
М. ПЕШКОВА – Вы вернулись из Метрополитен-музей, там тоже есть такой праздник?
И. ЗАХАРОВА - Да, вообще мне кажется каждое посещение музея это праздник для человека. Потому что это соприкосновение с вечностью, с красотой. Это возможность приобщиться к культуре, искусству, приобрести новых друзей. Вообще возвыситься. И Метрополитен это тоже вечный праздник, это огромное количество замечательных людей, замечательных сотрудников. Удивительная красота и необыкновенные коллекции. И в связи с этим мне хочется поздравить всех с этим чудесным праздником. И не только музейщиков, но и посетителей музея. Собственно, для тех, для кого и существуют эти музеи.
К. ЛАРИНА – Что мы сегодня будем раздавать в честь праздника?
М. ПЕШКОВА – У нас книга, которую написала Ирина, «Детская энциклопедия по Китаю».
И. ЗАХАРОВА - Вот такая книжка.
К. ЛАРИНА – А вы знаете, что я была в Китае первый раз в жизни.
И. ЗАХАРОВА - Замечательно.
К. ЛАРИНА – В начале апреля.
И. ЗАХАРОВА - Я думаю, это незабываемая поездка.
К. ЛАРИНА – Да не то слово. Причем я попала в самый момент цветения сакуры. Это был абсолютный восторг, но я тут уже много говорила по радио про это. Мне приятно еще такой привет увидеть с помощью этой вашей замечательной книжки.
М. ПЕШКОВА – Кому не достанется энциклопедия, тому достанется книга Давида Самойлова «Конь о шести ногах». Эту книгу выпустило издательство «Октопус». Это радиопьеса Давида Самойлова. Первое издание.
И. ЗАХАРОВА - Чудесно. Замечательно.
К. ЛАРИНА – А вы нам расскажите про ваш Китай. Почему такая любовь к Китаю.
И. ЗАХАРОВА - Мне хотелось бы вернуться к музею. К празднику замечательному и сказать о том, что люди, когда приходят в музей, это как в театр. Мы видим замечательные экспозиции, чудесные произведения искусства и очень мало кто знает, а собственно кто создает всю эту красоту. Кто работает в музее и может быть, мы сразу зададим вопрос нашим слушателям. А кто же работает в музее. Известны ли те специальности музейные, которые создают всю красоту, все необыкновенные выставки, экспозиции. Пусть пока дети подумают. И еще самый главный вопрос сегодняшний нашей передачи – почему же люди ходят в музеи. И еще некоторые имеют такую особенность - возвращаться в один и тот же музей много раз. Бывает у вас такое?
М. ПЕШКОВА – Конечно.
И. ЗАХАРОВА - Я иногда себя ловлю на мысли, хотя я работаю в музее, что мне нужно прибежать в какой-то зал, и посмотреть только какую-то одну вещь, а потом отправляться на работу. Иногда это был Клод Моне, иногда работа Каналетто или какого-то другого художника.
К. ЛАРИНА – Вам важно в этот момент подойти к этой работе.
И. ЗАХАРОВА - Да. Поэтому задаем главный вопрос сегодняшнего дня: а почему собственно люди возвращаются много раз в один и тот же музей. Это, по-моему, интересный вопрос. Правда?
К. ЛАРИНА – Я, честно говоря, не знаю на него ответа. Мне кажется, что в разные периоды жизни по-разному происходит у человека. Одно дело, допустим, период, когда он мечтает о каких-то свершениях в детстве, ранней юности. С этим связано любое его путешествие и во времени и в воображении и в музее естественно. Его тянет к определенным экспонатам, фотографиям. А взрослый человек не знаю, с чем это связано.
И. ЗАХАРОВА - Я недавно прочитала замечательную книжку новую. Чудесную. В Америке я ее купила и там буквально в начале есть такая фраза: необязательно ходить в музеи в дождливые дни. Мне так стало интересно. Почему же такая фраза. И автор объясняет, что некоторые люди идут в музей только в дождливые дни, когда вроде пойти в другое место просто нельзя. Я подумала, действительно не только в дождливые дни, потому что когда светит солнце, совершенно по-другому живопись воспринимается. Это совершенно чудесное такое понятие. Поэтому человек много раз возвращается в музей, даже в один и тот же, и нам очень интересно будет узнать, что по этому поводу думают наши радиослушатели.
К. ЛАРИНА – Сейчас их подключим. Но раз у нас музейная сегодня история, обучают где-нибудь музейному делу.
И. ЗАХАРОВА - Конечно. Давным-давно я написала маленькую книжечку в серии «Клепа», называется «Профессия – искусствовед». И тут про все это музейное написано. Тут даже есть словарь искусствоведа. И рассказано о том, что сама наука об искусстве называется искусствоведение. И конечно, я хочу сказать, прежде всего, о Московском государственном университете имени Ломоносова, о кафедре «История искусства». На историческом факультете, это любимое наше место, потому что именно там мы все учились. А сейчас открыты и другие отделения и в других вузах и университетах. Для нас всех Московский университет альма-матер это очень важно. И наш Государственный музей изобразительного искусства имени Пушкина был открыт в 1912 году и хочется спросить наших радиослушателей: кто был создателем музея. И тут же пояснить, что музей создавать профессор Московского университета. И музей был задуман прежде всего для студентов, для юношества и для семейной аудитории.
А. ЛАРИНА – У нас уже три вопроса получилось. Нужно назвать профессии музейные, второй вопрос философский: почему человек много раз возвращается в один и тот же музей. Если он там даже не работает. И третий вопрос: а кто собственно, основал Музей изобразительных искусств имени Пушкина.
И. ЗАХАРОВА - И еще такой вопрос очень интересный. Этот год объявлен годом семьи. А 15-го числа мы отмечали международный день семьи, тоже праздник. В мае сплошные праздники. Сейчас открыты несколько очень интересных выставок. В основном здании выставка «В кругу семьи»
А. ЛАРИНА – Это в рамках «Черешневого леса».
И. ЗАХАРОВА - Да, и посвященных году семьи. А 15-го мая мы открыли замечательную выставку, которая называется «Семейные ценности». На этой выставке, она проходит в Мусейоне, детском центре представлены работы детей, которые занимаются в семейных группах. Но это только часть выставки. Так как она называется «Семейные ценности», сама выставка, ее пространство оформлена очень интересно и нам в этом помогла дизайнер замечательный человек Елена Теплицкая. Я думаю, вы все знаете хорошо ее и любите. И мы создали там игровое пространство и постарались рассказать о том что такое семейные ценности. И каждый экспонат об этом говорит. И, прежде всего, наверное, семейные ценности это семья, любовь, дружба, понимание. Это круглый стол, за которым мы можем сидеть, чаевничать, разговаривать и читать книги. Поэтому у нас есть раздел «Семейное чтение». Дети рисовали работы по сказкам, книжкам любимым, а в витринах есть старые книжки, не такие глянцевые, как сейчас выпускают, а уже потрепанные. А еще есть раздел «Семейные альбомы», там есть старые фотографии.
А. ЛАРИНА – А отдел «Фамильные ценности» есть?
И. ЗАХАРОВА - Это каждый понимает по-своему. И каждый из наших участников семейных групп рассказывает очень много интересного о фамильных ценностях. Было очень радостно перед Днем Победы услышать историю. Одна семья рассказала, что дедушка был на фронте, и он в своем вещевом мешке носил книжку – учебник по стали. Он специалист был. И этот учебник его спал. Пуля попала в учебник и застряла там. Таким образом такая семейная ценность. А еще одна реликвия лежит у нас в витрине, это тонкий листочек полупрозрачный буквально, это сотрудница нашего музея Надежда Николаевна Ковалдина принесла как истинное сокровище. Это письмо с фронта ее папы. И вы представляете, конвертика не было. Это листочек, который сворачивался, склеивался и становился конвертиком. А внутри было письмо. А рядом с письмом она принесла фотографию семейную, где ее папа, который вернулся с фронта, мама и маленькая Надя были на юге. Вот такие семейные ценности. И в зале мы поставили круглый стол с длинной уютной скатертью. И даже получили разрешение, над столом повесили шелковый абажур, который на каркасе сделала Елена Теплицкая, с такой бахромой из бисера и когда зажигается свет, хочется сидеть рассматривать альбомы, делать рисунки пить чай и беседовать.
А. ЛАРИНА – Какая прелесть. Туда точно захочется несколько раз приходить. Потому что помимо ценностей там и еще атмосфера какая необыкновенная.
И. ЗАХАРОВА - Да, самая большая ценность конечно семья. И папа, мама и ребенок. Бабушки и дедушки, потому что очень интересно, каждый ребенок рассказывает о своих еще предках, об истории. И вообще это приглашение познакомиться с историей своей семьи, своего рода. И кстати, было очень приятно, на открытие пришла и мама Елены Теплицкой – Екатерина Мефодьевна, она филолог сама, литератор, но у нее есть еще такое увлечение, она делает куклы, причем делает их всю жизнь. И сказала так: это не мое хобби, это была потребность развлекать сначала Лену, дочку, потом внуков, а теперь и правнуков. И целая витрина в кукольном доме расположена, эти маленькие текстильные игрушки. Причем интересные образы. Шерлок Холмс и Доктор Ватсон, это герои сказок. Это Татьяна Ларина и вообще герои многих произведений. Так что милости просим, приходите и вы увидите мир семейных ценностей Теплицких.
А. ЛАРИНА – Неожиданно такое приглашение мы получили. Необычное совершенно. Ну, давайте у нас народ уже созрел для того, чтобы ответить на замечательные вопросы, которые Ирина Захарова для вас придумала по дороге. Кто работает в музее, второй вопрос: почему человек много раз возвращается в один и тот же музей. И третий вопрос: а кто основал Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Я хочу ответить про человека, который основал музей. Основателем и первым директором музея был Иван Владимирович Цветаев.
И. ЗАХАРОВА - Замечательно.
СЛУШАТЕЛЬ – Зав. кафедрой изящных искусств.
А. ЛАРИНА – Молодец. Как зовут тебя?
СЛУШАТЕЛЬ – Ирина.
А. ЛАРИНА – Ты была в музее Пушкина?
СЛУШАТЕЛЬ – Да.
А. ЛАРИНА – Что там есть интересного?
СЛУШАТЕЛЬ – Мы классом ездили. Там всем понравилось.
И. ЗАХАРОВА - А можно еще вопрос задать. Ты в каком классе учишься?
СЛУШАТЕЛЬ - В шестом.
И. ЗАХАРОВА - У нас в год семьи очень много говорят о семье, о значении семьи. А ты не знаешь никого из семьи И. В. Цветаева?
СЛУШАТЕЛЬ – Марина Цветаева.
И. ЗАХАРОВА - Ну конечно. И хочу напомнить, что Цветаева поддерживала, и его семья и создание музея было делом семейным. Я думаю, что приз конечно заслуженный.
А. ЛАРИНА – Молодец. Следующий звонок.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Это Игорь. Я бы хотел ответить на вопрос, как называются сотрудники музея. Искусствоведы, экскурсоводы и музееведы.
И. ЗАХАРОВА - Замечательно.
А. ЛАРИНА – Спасибо большое. Записываем твой телефон. А мы пока задержимся на теме профессий. С недавнего времени появилась совсем новая профессия, во всяком случае, для нас. Куратор. Может, вы нам объясните, что это такое. Это кто?
И. ЗАХАРОВА - Хорошо. Хочу напомнить о том, что музейные специальности очень разнообразные. И конечно, научные сотрудники да…
А. ЛАРИНА – А хранители еще.
И. ЗАХАРОВА - Прежде всего, когда вы приходите в музей, вас встречает служба охраны. Без этого невозможно, это же сокровища. Национальные достояния. Затем контролеры и конечно очень хочется, чтобы люди, которые входили в музей, всегда улыбались. Потому что контролеры тоже очень ответственная специальность. И конечно люди-смотрители. Люди, которые сидят в залах, без них невозможна музейная жизнь. И посетители тоже должны очень приветливо встречать этих людей. И люди, которых вы не видите, которые за залом. Научные сотрудники, старшие, младшие, ведущие. И хранители. Хранитель это тот, кто хранит определенную коллекцию, который знает об этой коллекции абсолютно все. Потому что каждый экспонат, как и человек имеет специальный документ, паспорт, в котором все написано о происхождении…
А. ЛАРИНА – Биография.
И. ЗАХАРОВА - Да, потом иногда произведение искусства имеет такую графу «неизвестный автор» и даже приблизительное время. И вот специалист хранитель, научный сотрудник как детектив определяет, какой художник, скульптор, какое время, эпоха, поверьте, это очень увлекательно, но очень сложно. Затем как мы когда заболеваем, обращается к врачам, есть такой музейный доктор. Это реставратор. Причем имеет свою специализацию. Один работает по скульптуре, второй по прикладному искусству. Третий – по живописи, ткани и так далее. Это очень сложно. И хочу напомнить вам, что еще масса интересных специальностей есть, которые необходимы. Куратор, например, сейчас если вы придете на выставку, которая связана с семейными ценностями, там будет написано: куратор выставки Ирина Захарова.
А. ЛАРИНА – То есть вы куратор. Признались наконец-то.
И. ЗАХАРОВА - Да, человек, который ведет эту выставку. И еще один отдел - это выставочный отдел. Сотрудники, которые работают в этом отделе, не только разрабатывают выставку, не только они занимаются ее экспонированием, они занимаются кропотливой работой, перепиской со многими музеями. Ведь выставка объединяет иногда произведения из многих музеев. Это тоже очень сложная работа. И конечно музейные педагоги. Это люди, которые занимаются с детьми и с родителями. И еще конечно отдел популяризации или экскурсионное бюро. Многие искусствоведы работают в отделе популяризации, и они непосредственно выходят к посетителям. И многие посетители часто видят только экскурсоводов…
А. ЛАРИНА – А еще есть родственники художников.
И. ЗАХАРОВА - Да, это особая роль. Так что, по-моему, мы перечислили все специальности, но это очень интересный и любопытный мир. Еще хочу сказать, что когда в музее человек работает, очень часто говорят, что это просто работа по призванию. И здесь нужно овладевать многими специальностями. Потому что иногда ты должен помогать при монтаже выставки, иногда делаешь какую-то работу, тебе не свойственную. Иногда ты должен переводить быстро что-то. Писать, то есть здесь на все руки от скуки. Но мальчик, который ответил, ответил правильно.
А. ЛАРИНА – Давайте теперь приступим к ответу на последний вопрос. Почему же так тянет возвращаться в один и тот же музей. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Алло. Здравствуйте.
А. ЛАРИНА – Как зовут тебя?
СЛУШАТЕЛЬ – Хочется возвращаться в музей, потому что там много интересного.
А. ЛАРИНА – А в какой музей тебе хочется возвращаться.
СЛУШАТЕЛЬ - Я живу в Гатчине. Во дворе.
А. ЛАРИНА – Там сплошные музеи кругом. Тебе там нравится?
СЛУШАТЕЛЬ – Да.
А. ЛАРИНА – Расскажи, что там самое интересное, красивое.
СЛУШАТЕЛЬ – Там туннель.
А. ЛАРИНА – Еще что?
М. ПЕШКОВА – А какой дворец тебе нравится?
СЛУШАТЕЛЬ – Павловский дворец.
А. ЛАРИНА – Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ - Вася.
А. ЛАРИНА – Давай мы тебя запишем. Ты в таком музейном месте живешь, что просто сам как искусствовед и экскурсовод. Спасибо большое. Я бы еще один вариант бы послушала. Вася сказал, что много интересного. Хочется еще раз посмотреть. А что бы вы добавили. Почему же тянет еще и еще раз придти в одно и то же месте. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Человек приходит часто к картине, потому что хочет ее лучше понять. Разгадать ее.
А. ЛАРИНА – А у тебя есть такое любимое место?
СЛУШАТЕЛЬ – Ну да.
А. ЛАРИНА – Где это?
СЛУШАТЕЛЬ – В Саратове музей.
А. ЛАРИНА – А ты из Саратова звонишь?
СЛУШАТЕЛЬ – Музей Чернышевского.
А. ЛАРИНА – Молодец. Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ – Ирина.
А. ЛАРИНА – Спасибо большое. Какие дети. Еще звонок послушаем. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Приходим в музей еще много раз, потому что мы смотрим на произведение искусства и красота, мы ее сразу не можем запомнить. Нам хочется еще и еще посмотреть.
А. ЛАРИНА – Чтобы она осталась в памяти.
СЛУШАТЕЛЬ – Да.
А. ЛАРИНА – Молодец. Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ - Митя.
А. ЛАРИНА – Спасибо.
И. ЗАХАРОВА - Ксения, может быть еще один ответ. Потому что ответы интересные.
А. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Я думаю, потому что выставки обновляются, каждый раз можно на новую выставку попасть.
А. ЛАРИНА – Мы не про это все-таки спрашиваем. Почему человек возвращается к тому, что он уже видел. Он вроде бы там уже был.
И. ЗАХАРОВА - Но все равно интересно.
А. ЛАРИНА – Но все равно принимаем ваш ответ. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ – Лена.
А. ЛАРИНА – Спасибо вам большое. Ира, нам пишет Филипп замечание: мы не назвали уборщиц, которые убираются в музее.
И. ЗАХАРОВА - Да, а я сказала: технические сотрудники.
А. ЛАРИНА – Но это же технические сотрудники.
И. ЗАХАРОВА - Но извините, что могли кого-то забыть. Это целый огромный мир. И благодаря работе, труду самозабвенному всех сотрудников, и возникает этот удивительный мир музея совершенно поразительный по красоте, по своей слаженности. Мы пока будем думать, кто же получит первый приз, а мне еще хочется сказать о том, что действительно музей поражает. И в музее еще существует огромное количество выставок, которые необходимы для того, чтобы человек даже живет в одном и том же городе, ходит в музей, но он имеет возможность познакомиться с крупнейшими музеями мира. И у нет времени рассказать об энциклопедии.
А. ЛАРИНА – Конечно, мы только ее представили. Пошли в музей сразу. Давайте сделаем отдельную программу по Китаю. Я лоббирую китайский интерес.
И. ЗАХАРОВА - Потому что я придумала такие загадки по Китаю.
А. ЛАРИНА – Мы сейчас договоримся и мы просто по Китаю специально подготовимся, подберем призы. Возьмем вашу энциклопедию.
И. ЗАХАРОВА - А я думала, что мы только начинаем еще, а у нас уже времени нет.
А. ЛАРИНА – К сожалению, все. Спасибо большое. Ирина Захарова наша сегодняшняя гостья. Мы восстановили нашу связь дружескую, поэтому сейчас быстренько договоримся. Спасибо вам огромное.