Купить мерч «Эха»:

Юбилейная выставка папы Бонифация - Сергей Алимов - Детская площадка - 2008-05-04

04.05.2008
Юбилейная выставка папы Бонифация - Сергей Алимов - Детская площадка - 2008-05-04 Скачать

К.ЛАРИНА: 9 часов 35 минут, встречаем гостей в нашей студии. Во-первых, хозяев представим. Это Майя Пешкова. Великая Майя Пешкова!

М.ПЕШКОВА: Доброе утро.

К.ЛАРИНА: Здравствуйте. Ну и рядом с нею замечательный наш гость Сергей Александрович Алимов, художник, постановщик и педагог, и вообще замечательный человек. Здравствуйте, Сергей Александрович.

С.АЛИМОВ: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: То, что вы педагог, мне объяснили не только сведения в интернете, но и ваши студенты, которые прислали нам телеграмму на интернет-сайт: «Сергей Александрович, ваши ВГИКовские студенты еще раз поздравляют с юбилеем. Желают всего самого светлого и с нетерпением ждут на занятиях каждый раз. С уважением, Саша, Ира, Федя, Вика, Лера, Вася и Хайцзын». Откуда люди? Виктория Великова написала.

С.АЛИМОВ: Спасибо большое. Это мой любимый первый курс. Хотя у меня сейчас есть еще и третий, но они такие трогательные, они такие замечательные, они такие внимательные, я растроган просто чрезвычайно.

К.ЛАРИНА: Представляете? Скажите, пожалуйста, а что вы говорите своим студентам на первом занятии? У вас какое-то есть введение в профессию?

С.АЛИМОВ: Да, обязательно. Я говорю, что это за искусство и что это одна из самых лучших профессий в мире.

К.ЛАРИНА: А чем она хороша?

С.АЛИМОВ: Скажу. Во-первых, художник – современный человек. Кто-нибудь, может, связан с театром, с киностудией. Синтетическое искусство обязывает к каким-то связям, каким-то отношениям с другими работниками – режиссер, оператор, актеры. А здесь художник свободен.

К.ЛАРИНА: Как писатель.

С.АЛИМОВ: Совершенно верно.

К.ЛАРИНА: То есть были бы инструменты, и всего остального не надо.

С.АЛИМОВ: Но писателю все-таки надо издаваться. А художник может нарисовать рисунок на листе, и все – произведение закончено. Оно может быть куплено, не куплено, но неважно – оно существует уже само по себе.

М.ПЕШКОВА: Или может быть украдено, чему свидетелем была я во время ярмарки.

К.ЛАРИНА: Да, эта знаменитая история не шутка. Действительно такое случилось. Иллюстрации к «Носу» были украдены на ярмарке, на выставке. Но, с другой стороны, может, это и хорошо. Значит, понимали, что воровали. Приятно.

С.АЛИМОВ: А я вам могу сказать – когда мне позвонил мой товарищ и сказал, что у него две новости для меня, одна хорошая, другая плохая. Я говорю: «Начни с плохой». Он говорит: «У тебя украли на выставке работу к Носу». Я сказал: «Ну хорошо, а говори о хорошей новости». Он говорит: «Еще раз могу тебе сказать – у тебя у единственного украли работу с Франкфуртской книжной выставки».

К.ЛАРИНА: А нашли?

С.АЛИМОВ: Нашли. Причем надо сказать, что я как-то сначала даже растерялся, не знал, как относиться. Во-первых, действительно отметили мою работу – хотя бы даже воровством. Но потом, когда она нашлась, я был рад, конечно. Она была потрепана, порвана. Но тем не менее, я к ней очень бережно отношусь и всегда выставляю. Хотя у меня есть повторения. Я выставляю эту работу, и сейчас она висит на моей выставке, которая проходит в Центральном Доме Художника напротив Парка Культуры. Это центр художественной жизни нашей.

К.ЛАРИНА: Звучит как наводка. Эта работа, которую тогда украсть не удалось, сейчас висит на выставке там-то и там-то. Приходите.

С.АЛИМОВ: К сожалению, да, я очень неосторожен. Выставка была открыта 26-го числа и будет продолжаться до 9 мая. Приходите.

К.ЛАРИНА: Давайте тогда немножко пройдемся по выставке. Что там можно еще увидеть кроме иллюстраций к гоголевскому «Носу»?

С.АЛИМОВ: Ну, начнем с «Носа». Потому что эта трагическая история всегда вызывает интерес.

К.ЛАРИНА: Мистическая.

С.АЛИМОВ: Хотя я начал с мультипликации. И выставка открывается моими эскизами к мультфильму «Каникулы Бонифация». А дальше, я вам могу сказать, я работал над «Носом», я когда-то иллюстрировал книгу «Мертвые души», издательство «Современник» было раньше, вот оно издало. И я вообще склонен скорее к острой сатерическо-гротесковой теме. Поэтому мои авторы любимые – это Салтыков-Щедрин, Гофман, Распе, Свифт. Сейчас я делаю спектакль в Театре кукол имени Образцова с режиссером Катей Образцовой «Гулливер». Поэтому характер моих работ достаточно, в общем, не то что ограничен, он широк очень, но это моя определенная склонность к такому рисованию.

К.ЛАРИНА: Когда вы называли писателей, я все ждала, когда вы назовете имя Михаила Афанасьевича Булгакова. Я знаю, что «Мастер и Маргарита» тоже ваша мечта, да?

С.АЛИМОВ: Да, это моя мечта. И я хотел сделать мультипликационный фильм когда-то, тогда, к сожалению, я не получил никакой поддержки.

К.ЛАРИНА: То есть анимационный фильм?

С.АЛИМОВ: Да. И поэтому моя первая серия сделана была именно как эскизы к мультфильму. О Булгакове особый разговор. В нашей семье – у меня еще брат был, Борис Александрович Алимов, замечательный художник, потрясающий график, он был когда-то редактором крупного издательства – и в нашем детстве Булгаков занимал огромное место, потому что наши родители были если не вплотную знакомы с Булгаковым, то с его друзьями. Они любили очень его театральные вещи. Мама всегда рассказывала, как они с папой ходили на «Зойкину квартиру» в 20-е годы, когда был расцвет Булгакова как драматурга. У нас «Роковые яйца» были в первом издании. Поэтому Булгаков все время как бы существовал рядом. И когда вышла книга «Мастер и Маргарита», я понял, что это тема, которую я должен сделать. И я работаю до сих пор над ней.

К.ЛАРИНА: Ну, кстати, анимационный фильм – это очень хорошая идея. Ну, она, на самом деле, на поверхности лежит. Мне кажется, было бы здорово, если бы это получилось. Полнометражное взрослое анимационное кино.

С.АЛИМОВ: Конечно, это было бы замечательно. Хотя сейчас очень трудно сделать это. Это и дорогостояще. Это должны быть очень хорошие кадры. К сожалению, сейчас «Союзмультфильм»…

К.ЛАРИНА: Переживает по-прежнему тяжелые времена.

С.АЛИМОВ: Очень тяжелые, да. Это была великолепная киностудия, а сейчас она еле-еле выпускает один фильм.

К.ЛАРИНА: Жалко. Но все равно, давайте мы тогда вернемся к книжкам. Тем более, мы еще не назвали призы, которые получат наши слушатели и взрослые и дети. А призы какие-то уникальные. Это «Роман-газета». Но какая!

М.ПЕШКОВА: Это детская «Роман-газета». И каждый слушатель получит по три номера. В одном из них ваши иллюстрации к Гоголю, а во втором номере вас поздравляют. Целая полоса, посвященная вам и вашим иллюстрациям.

С.АЛИМОВ: Я очень люблю этот журнал и с удовольствием работаю в нем.

К.ЛАРИНА: «Роман-газета», чтобы наши слушатели понимали, а то наверняка многие из вас, дорогие друзья, помнят такую потрепанную желтую бумажку бесцветную… «Роман-газета» сегодня – это цветное иллюстрированное издание, очень яркое, очень хорошего качества. Так что имейте в виду. Не знаю, как художник скажет – хорошего качества репродукции здесь?

С.АЛИМОВ: Я считаю, что очень хорошего качества. Великолепная бумага. Этот журнал был толще. Но достаточно тяжело было издавать и реализовывать его. Сейчас он немножко подсократился. Тем не менее, он дает великолепную литературу и великолепные материалы, связанные, допустим, с историей живописи, историей театра, историей материальной культуры. Причем он настолько познавателен и настолько, по-моему, интересен детям, что я до сих пор удивляюсь, почему он не лежит в киосках. А я знаю, что реализация этого журнала чрезвычайно сложна.

К.ЛАРИНА: А мы с Майей позовем редакцию к нам в гости, потому что оно того стоит.

С.АЛИМОВ: Я могу просто даже перечислить список авторов, которых я иллюстрирую. Это Аверченко, Тэффи, Хармс, Зощенко, О.Генри, Марк Твен, Саша Черный. А помимо этого идет и Толстой, и Чехов, и Тургенев. То есть это изумительный и необходимый детям журнал. Причем на фоне завала этой детской макулатурой с дурными иллюстрациями, с пошлостью…

К.ЛАРИНА: Ну не все, есть же приличны вещи, попадаются.

С.АЛИМОВ: Есть, но очень много все-таки мы видим на прилавках…

К.ЛАРИНА: Вон, Чижиков работает. И прекрасные книжки выпускают.

С.АЛИМОВ: Это книжки. А я говорю о детских журналах. Я имею в виду детские журналы. Рядом с этим журналом я не могу сейчас кого-либо поставить.

К.ЛАРИНА: Еще вопрос пришел к вам из Украины. Дмитрий Сытников, художник: «Сергей, я вырос на ваших иллюстрациях, являюсь большим вашим поклонником, давно не видел книг с вашими иллюстрациями в продаже. Где их можно увидеть и купить? Есть ли сборники ваших работ в интернете?»

С.АЛИМОВ: В интернете? Это я, честно говоря, не знаю. А насчет книг я могу сказать – я, например, делаю сейчас очень большую по объему работу для очень интересного санкт-петербургского издательства «Вита Нова». Они мне заказали книгу с большим объемом иллюстраций – порядка 40 полосных иллюстраций. Это «История одного города» Салтыкова-Щедрина.

К.ЛАРИНА: Здорово. Как актуально!

С.АЛИМОВ: Книга еще не издана, и я еще не закончил, но часть этих иллюстраций висит на моей выставке.

К.ЛАРИНА: А там у них какая-то серия книг с иллюстрациями или что?

С.АЛИМОВ: У них очень интересная серия. Например, они мне привезли в подарок два двухтомника замечательного русского художника, кстати, аниматора и мультипликатора, Алексеева. Он делает замечательные иллюстрации, помимо того, что он был великий новатор мультипликации.

К.ЛАРИНА: Ну, про мультипликацию обязаны мы хотя бы несколько слов сказать. Хоть и печально, что мы с вами вспомнили – то, что происходит на «Союзмультфильме», но мультипликация все равно существует сегодня, дети ею окружены в буквальном смысле этого слова. Ваше отношение к современной мультипликации и анимации? И есть ли что-нибудь, с вашей точки зрения заслуживающее внимания, какие-нибудь интересные работы, которые вы видели, или имена, которые вы знаете?

С.АЛИМОВ: Нет, я скорее отвечу вам в общем. Я скажу, что, конечно, сейчас все-таки намечается, слава богу, возрождение. Оно идет довольно медленно. Это за счет частных малых студий, которые созданы частью работников, ушедших из «Союзмультфильма». Я считаю, интересная очень группа Бардина, которая достаточно себя зарекомендовала уже в мультипликации, они получают очень много международных премий. И есть еще группы молодых – могу назвать Алдашина, допустим, - которые стараются возродить было величие нашей мультипликации. Потому что практически все наши мультфильмы были награждены бесчисленным количеством премий.

К.ЛАРИНА: Кстати, про Алдашина могу сказать – выпускается новая «Гора самоцветов». Это первый выпуск после ухода из жизни Александра Татарского, который запускал этот проект. Слава богу, он продолжается. Ребята сделали новую серию – «Гора самоцветов-3». С 29 мая она выходит в прокат в Москве. Я думаю, что Мишу Алдашина мы с тобой обязаны позвать в нашу передачу как представителя творческой группы.

М.ПЕШКОВА: Непременно.

С.АЛИМОВ: Конечно, я бы еще сказал и о Саше Петрове.

К.ЛАРИНА: Который хорошо известен во всем мире.

С.АЛИМОВ: В этом году он не получил оскаровскую премию, но я вам скажу, что это значительно. Это тоже один из жанров мультипликации, который он, конечно, мастерски делает.

К.ЛАРИНА: Ну что, давайте разыграем призы подарки. У меня здесь есть специальная книжечка, где есть вопросы на любую тему, и сегодня мы решили сосредоточиться на живописи. Поэтому уважаемый Сергей Александрович Алимов, наш сегодняшний гость сейчас возьмет наушники, чтобы оценивать правильность ответов наших слушателей. Я напомню номер телефона – 363 36 59. И поехали. Итак, в творчестве какого живописца были «голубой» и «розовый» периоды? Как вы думаете, ответят на этот вопрос? Я думаю, ответят.

С.АЛИМОВ: Я тоже думаю, ответят.

К.ЛАРИНА: 363 36 59. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Может, это Пикассо?

К.ЛАРИНА: Пабло Пикассо, правильный ответ. Как зовут вас?

СЛУШАТЕЛЬ: Миша.

К.ЛАРИНА: Миш, а вам сколько лет?

СЛУШАТЕЛЬ: 12. Я болею просто.

К.ЛАРИНА: Что вы так перепугались? Я не буду требовать справку от родителей. Выздоравливайте, дорогой Миша. Тем более, с книжками можно теперь еще поболеть.

СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо.

К.ЛАРИНА: Спасибо большое. Телефон ваш есть, зафиксировали. Назовите, пожалуйста, автора картины «Девочка с персиками». Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте. Я думаю, Серов.

К.ЛАРИНА: Валентин Серов, правильно. Как зовут тебя?

СЛУШАТЕЛЬ: Света.

К.ЛАРИНА: Света тоже сегодня не учится в школе.

СЛУШАТЕЛЬ: А мы сегодня не учимся. У нас выходной.

К.ЛАРИНА: Молодец. Это где выходной, в какой школе?

СЛУШАТЕЛЬ: В Ярославской области.

К.ЛАРИНА: В Ярославской области все дети отдыхают, и правильно делают. Не то что несчастные москвичи.

СЛУШАТЕЛЬ: Я в деревне живу. У нас сельская школа.

К.ЛАРИНА: Молодец какая. А много учеников в школе сельской, Свет? Сколько классов?

СЛУШАТЕЛЬ: 11 классов.

К.ЛАРИНА: То есть большая полноценная школа. А ты в каком классе учишься?

СЛУШАТЕЛЬ: В шестом.

К.ЛАРИНА: Светочка, спасибо тебе большое, телефон твой есть. Жди посылку из Москвы. Майя, я у тебя не спросила, а сколько мы подарков можем разыграть?

М.ПЕШКОВА: Мы можем разыграть десять подарков.

К.ЛАРИНА: То есть не стесняться, да?

М.ПЕШКОВА: Да.

К.ЛАРИНА: Хорошо. Следующий вопрос. Кому пишут письмо запорожцы на картине Ильи Ефимовича Репина? Я думаю, что на этот вопрос вы тоже легко ответите, даже если картину не видели. Название подскажет интуитивно. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, доброе утро. Турецкому султану.

К.ЛАРИНА: Правильно. Как зовут вас?

СЛУШАТЕЛЬ: Татьяна.

К.ЛАРИНА: Татьяна, а что они ему пишут? Не знаете? Не заглядывали через плечо запорожцам?

СЛУШАТЕЛЬ: Догадываюсь.

К.ЛАРИНА: Спасибо вам большое за ответ. Интересно, а художник знает, что пишут-то?

С.АЛИМОВ: Конечно. Письмо турецкому султану.

К.ЛАРИНА: А что в письме?

С.АЛИМОВ: Письмо, говорят, достаточно было остро и интимно… По-моему, пришлось несладко турецкому султану.

К.ЛАРИНА: Следующий вопрос. Назовите, пожалуйста, самую большую картину в Третьяковской галерее. Сначала Сергей Александрович задумался, а потом вспомнил. Да?

С.АЛИМОВ: Конечно.

К.ЛАРИНА: Кто ответит на этот вопрос? Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это, наверное, Иванов «Христос является перед народом».

К.ЛАРИНА: «Явление Христа народу», так правильно называется эта картина. Совершенно верно. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Елена, а мой ребенок сегодня учится.

К.ЛАРИНА: Ребенка как зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Саша.

К.ЛАРИНА: В каком классе он учится?

СЛУШАТЕЛЬ: В третьем.

К.ЛАРИНА: Большой привет ребенку передавайте. А вы в Москве живете, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, Москва.

К.ЛАРИНА: На хорошо, отлично. Я думаю, подарки ему понравятся. Спасибо вам большое за правильный ответ. Следующий вопрос. Какой художник создал самые знаменитые иллюстрации к произведениям Михаила Юрьевича Лермонтова? Назовите, пожалуйста, это имя. Алло, здравствуйте

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Ну конечно, Врубель.

К.ЛАРИНА: Врубель, совершенно верно. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Михаил.

К.ЛАРИНА: Михаил дорогой, а кому будем подарки отдавать?

СЛУШАТЕЛЬ: У меня внучка Вика.

К.ЛАРИНА: Даже внучка уже. А сколько Вике лет?

СЛУШАТЕЛЬ: Вике 11-й год.

К.ЛАРИНА: Ну что ж, спасибо большое. она пусть радуется, что у нее такой замечательный дедушка – взял и выиграл хорошие красивые книжки для своей внучки. А вот любимый вопрос Майи Пешковой. Как называется произведение искусства из трех картин, объединенных идеей или темой? Я правильно задаю вопрос, Майя? Ты хотела об этом узнать.

М.ПЕШКОВА: Хотела. И не узнала. Может быть, ребята мне подскажут?

К.ЛАРИНА: Итак, как же называется произведение искусства из трех картин? 363 36 59. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я считаю, это триптих.

К.ЛАРИНА: Правильно. Как зовут тебя?

СЛУШАТЕЛЬ: Маша.

К.ЛАРИНА: Маша, ты тоже прогуливаешь школу?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, у нас каникулы.

К.ЛАРИНА: У вас каникулы. Молодец. У нас тут тоже кое у кого каникулы есть. Я знаю, что такое бывает. Спасибо тебе большое. Жди звонка. Ну и наверное последний вопрос. Назовите, пожалуйста, фамилии трех графиков и живописцев, имевших общее имя Кукрыниксы. Кто скрывается за этим псевдонимом? 363 36 59. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Меня зовут Татьяна. Я тоже для мальчика, ему 9 лет. Куприянов, Крылов, Соколов.

К.ЛАРИНА: Совершенно верно. Спасибо вам большое. Ваш телефон есть. После программы ждите звонка. Ну что, на этом пока закончим, чтобы у нас осталось время еще на пару вопросов Сергею Александровичу Алимову. Все-таки про театр Образцова мы с вами уже успели сказать. Но я знаю, что вы были и главным художником этого театра.

С.АЛИМОВ: Я и есть.

К.ЛАРИНА: Вы по-прежнему там работаете?

С.АЛИМОВ: Да.

К.ЛАРИНА: Сколько спектаклей вы уже сделали?

С.АЛИМОВ: Шесть.

К.ЛАРИНА: А что, назовите.

С.АЛИМОВ: Первый – «Пиковая дама». Потом – «По ступеням памяти», это история жизни Сергея Владимировича Образцова. «Братец Кролик», «Ночь перед Рождеством», «Винни-Пух». И вот сейчас шестой – это «Гулливер» по Свифту.

К.ЛАРИНА: Любите театральную свою жизнь?

С.АЛИМОВ: Вы знаете, моя бабушка, сестра моего деда, была замечательной кукольницей, художником. Она училась когда-то у Константина Коровина и вместе с Сергеем Владимировичем начинала делать куклы. И вот как странно судьба… Вот уже в зрелом возрасте, перевалив за половину своего срока жизни, я вдруг столкнулся с театром кукол. Кстати сказать, я очень полюбил и эту профессию.

К.ЛАРИНА: А вы помните свои первые театральные впечатления, когда вы впервые попали в театр?

С.АЛИМОВ: Помню. Это во время войны было. Театр кукол еще находился на площади Маяковского. И я помню даже спектакль – «Веселые медвежата».

К.ЛАРИНА: Ух, как здорово, надо же! Произвело впечатление, наверное?

С.АЛИМОВ: Большое.

К.ЛАРИНА: Еще раз давайте напомним, что персональная выставка Сергей Александровича Алимова сейчас проходит в ЦДХ на Крымском Валу. Приезжайте, пожалуйста, туда. Посмотрите на работы нашего сегодняшнего гостя. Выставка продлится до 9 мая. А потом что будет в вашей жизни?

С.АЛИМОВ: А потом я уезжаю с выставкой в Стокгольм.

К.ЛАРИНА: С этой же?

С.АЛИМОВ: Нет, другая. Только детская тема. Там будет небольшая выставка.

К.ЛАРИНА: А что, расскажите.

С.АЛИМОВ: Мы поедем вместе с Сергеем Владимировичем Михалковым. Есть такое общество, связанное с детской книгой. И время от времени они проводят ряд выставок.

К.ЛАРИНА: Это не они конкурс проводят, кстати, детской книжки?

С.АЛИМОВ: Они.

М.ПЕШКОВА: А 25 мая состоится церемония вручения премии Астрид Линдгрен. И я думаю, это все вместе.

С.АЛИМОВ: Да, совершенно верно.

К.ЛАРИНА: И что вы туда повезете?

С.АЛИМОВ: Я туда повезу иллюстрации к «Мэри Поппинс», потому что у меня выходила книжка. Потом я повезу туда «Барона Мюнхгаузена», сказки Салтыкова-Щедрина и несколько журнальных работ.

К.ЛАРИНА: Ну и последний вопрос, наверное. Может, Майя подскажет. А можно действительно купить книги с иллюстрациями Сергея Александровича Алимова сегодня? Вот то, что вы называете.

С.АЛИМОВ: Конечно, нет. Только, может быть, в букинистических. Потому что это не так часто переиздается. Вот недавно была переиздана книга с моими иллюстрациями – сказки Чуковского. Это было переиздание. Когда-то издательство «Радуга» выпустило эту книгу. И сейчас издательство «Русское зарубежье» сделали переиздание. Кстати, очень хорошего качества. Вообще, я знаю, что книга существует. Но я не могу понять, почему я не вижу ее на прилавках книжных магазинов.

К.ЛАРИНА: Ну, я надеюсь, что нас сегодня слышали не только читатели, но и издатели. И, наверное, какие-то выводы сделали из передачи, которую мы сегодня провели с удивительным человеком, художником Сергеем Александровичем Алимовым. Мы вам желаем, чтобы Булгаков в вашей жизни случился.

С.АЛИМОВ: Спасибо большое. И привет всем-всем детям, которые любят литературу, литературу иллюстрированную. И я им желаю, чтобы всегда книга сопровождала их жизнь.

К.ЛАРИНА: Спасибо вам огромное. Спасибо.

С.АЛИМОВ: Всего доброго.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025