17 ноября 2005 года - Реплика Черкизова - 2005-11-17
Итак, автоколонна с 54-мя картинами, которые принадлежат музею имени Пушкина, отправилась из Швейцарии через Германию в Россию. Прибыть в столицу нашей родины город Москву они должны - по разным сведениям - через 3 -5 дней. Маршрут их движения подробно никем не раскрывается, потому как является "секретным".
Прибыв в Москву, картины будут подвержены самой тщательной экспертизе - на предмет установления возможных повреждений. Если таковые будут найдены, то, по словам директора музея г-жи Антоновой, швейцарской стороне могут быть выставлены имущественные претензии.
Дело, стало быть, сдвинулось с мертвой точки и развивается, тьфу-тьфу-тьфу, в нужном нам направлении.
Еще раз: тьфу-тьфу-тьфу, и постучу по дереву. Прежде всего, по той простой причине, что машины должны - элементарно - доехать до Москвы; целыми и невредимыми. А, между прочим, дяденька Гаон, который хозяин "НОГИ", очень хитрый дяденька; он много чего еще может придумать...
Меня, как и многих других, занимает в этой истории одно, очень даже небольшое, соображение: могут или не могут произведения искусства, которые являются собственностью музеев, подлежать конфискации - за, к примеру, проигрыш одной стороной другой стороне в имущественном споре? В споре хозяйствующих субъектов, - скажу я языком нашего всего.
Совсем недавно один из "Черных квадратов", который принадлежал частному московскому банку, был то ли продан на аукционе, то ли переуступлен другому юридическому лицу, - при банкротстве его бывшего владельца.
Но тот "Черный квадрат" никогда не принадлежал музею. А как поступать с музейным экспонатом?
Г-жа Антонова, директор музея имени Пушкина, в среду днем выступала в эфире нашей радиостанции и, среди прочего, предложила заключить какую-то "серьезную международную конвенцию по охране произведений искусства, по обеспечению безопасных условий для их передвижения по миру с выставками, презентациями и т.д. Иначе художественные произведения, принадлежащие любой стране, но являющиеся достоянием всего мира, перестанут быть доступными для других стран и это, безусловно, отрицательно скажется на взаимоотношениях стран и народов в области культуры, на развитии добрососедских отношений".
Я, честно говоря, принадлежу к тем, кто по поводу музейных экспонатов, за одним исключением, о котором скажу чуть ниже, относится совсем просто: "не твое, вот и не трожь".
Исключение простое же, как таблица умножения: вся экспозиция музея должна быть честно приобретенной. Что приобретено нечестно, не по закону, то должно быть с извинениями возвращено.
И уж совершенно - для меня, по крайней мере - немыслимо, чтобы экспозиция музеев была бы заложником споров неких хозяйствующих субъектов.