Реплика Черкизова - 2005-06-21
В 1996 году при вступлении в Совет Европы Россия взяла на себя ряд обязательств. С тех пор эти обязательства подвергаются со стороны организации ежегодному мониторингу. Первоначально список претензий к России со стороны СЕ состоял из двух десятков пунктов, на данный момент у Совета Европы осталось только три требования, а точнее - три с половиной.
Во-первых, Страсбург настаивает на передаче управления ряда СИЗО от ФСБ к МВД; во-вторых, говорит о необходимости функционирования прозрачной юридической системы; в-третьих, выражает обеспокоенность свободой СМИ в России. Кроме того, Совет Европы призывает Россию ратифицировать таки шестой протокол к Конвенции по правам человека, отменяющий смертную казнь.
Теперь информация номер два. Мы в среду спросили своих слушателей: нужно ли России оставаться в европейских организациях или стоит из них выйти?
Позвонило 3765 человек.
59 процентов опрошенных полагают: оставаться нужно, но в то же время 41 процент считает, что России надо выйти из европейских организаций.
Вдумайтесь: почти половина наших слушателей, активных слушателей - надо же взять в руки телефон, набрать номер, дозвониться, наконец, - считают, что России ни в какие игры вместе с европейцами играть не надо.
Ну, первое объяснение лежит, вроде как, на поверхности: лучше жить холостяком, чем от кого-то зависеть; выслушивать доклад размером в 120 страниц, затем резолюцию шестистраничную голосовать - по пунктам. Да ну их, сами разберемся...
Второе объяснение, подозреваю, тоже неглубоко зарыто: Европа должна нам ноги мыть, воду пить - за победу над гитлеровской Германией, а не учить нас ихнему уму-разуму.
Третье объяснение, мне кажется, такое: все они хотят поставить Россию себе в подчинение; вот мы, как в обороняющейся крепости, и должны мосты поднять, а во рвы пираний напустить.
Два подхода: подход Шарля Де Голля, считавшего, что Европа начинается от Атлантики и тянется до Уральских гор, и подход русского обывателя: мы - Третий Рим, и другого не бывать.
То есть, иными словами: не нам под вас подстраиваться, а вам - на нас молиться...
Да и потом: ежели нам жить по-европейски, то, стало быть, и подлаживаться под них необходимо, и чтить их правила игры, и считаться с их привычками, нормами, манерами; с их монастырским Уставом, в конце концов.
И выслушивать их замечания, и прислушиваться к их советам...
А оно нам надо?
Мой ответ будет на редкость краток: если мы хотим, чтобы нас уважали, чтобы с нами считались, то - надо.