Реплика Черкизова - 2003-01-19
В минувшую субботу в музей Сахарова пришли шестеро хулиганов и разгромили выставку "Осторожно, религия!": облили черной и красной краской стены помещения и экспонаты. По их словам, акт вандализма, видите ли, они совершили во имя веры.
Директор сахаровского музея Самодуров в интервью "Эхо Москвы" пояснил, что замысел выставки заключался в том, чтобы "дать образы явлений", которые связаны с двумя основными смыслами слова "осторожно".
"Осторожно" - это призыв к бережному, уважительному отношению к верующим, к религии, а с другой стороны, это стремление привлечь внимание к опасности сращивания религии с государством или "превращения религии в торговую марку и средство извлечения недостойной выгоды".
Хорошая выставка, плохая ли - это дело зрителей. На плохую - не ходят; на хорошую - стоят часами в очереди.
Погром во имя веры - это, извините, дурно пахнет дурным средневековьем.
Кроме того, существует еще такое немаловажное понятие, как вкус. Многим, к примеру, не нравится фильм Скорсезе "Последнее искушение Христа"; другие - считают его выдающимся произведением искусства.
Кому-то совершенно не приемлем Иешуа Га-Ноцри из булгаковского романа. Кто-то, напротив, считает роман классикой.
Простите за банальность, но для выяснения таких отношений существует критика и полемика на газетных и журнальных страницах, в студии ТВ, в эфире радиостанции.
Громить "Останкино" за показ фильма Скорсезе, или сжигать роман Булгакова - нельзя.
Как, впрочем, никакому, с позволения сказать, художнику нельзя топором кромсать иконы.
Впрочем, субботние погромщики меня довольно мало занимают: надеюсь, за свои действия они ответят; желательно - по суду.
Меня больше волнует высказанная в понедельник на пресс-конференции позиция митрополита Кирилла, начальника ОВЦС.
А он сказал вот что: выставка - "провокация, пример создания напряженности в нашем обществе". И добавил: "Я совсем не разделяю силовых убеждений, но всякое оскорбление религиозных чувств должно максимально исключаться из нашей практики".
И вот первый же вопрос: а что, Кирилл видел выставку? Нет, точно известно, - не видел.
Тогда: по какому праву судит?
И вот второй вопрос: нельзя ли узнать у митрополита - что из экспонатов оскорбляет религиозные чувства?
И вопрос третий, а может - наиглавнейший: скажите, а вот нынче в России атеистам чего-нибудь можно? Или раз и навсегда заткнуться, в домашних четырех стенах запереться, по улицам и музеям не ходить, а то громилы накажут?
Позиция Кирилла - удивительна: по сути он дал понять, что с пониманием относится к действиям вандалов.
Он не нашел суровых слов, которые бы осудили погромщиков; он пытается понять их действия.
Если идти по этой логической тропе дальше, то можно понять вандализм "плятущихся скопом"; можно найти рациональные, а то и эмоциональные оправдания нацистских костров из книг; в конечном итоге - потребовать создания цензорской полиции нравов.
Далеко пойдем... И зайдем далёко...