Реплика Черкизова - 2002-09-19
Поминальные слова принято говорить по определенному канону и не дай Бог оступиться...
Умерла Татьяна Михайловна Великанова. Как бы для несведущих, а их нынче - так уж складывается жизнь - большинство, несколькими словами объяснить: кто это был за человек?..
Активист, если не один из основателей, правозащитного движения в Советском Союзе. Организатор, издатель, хранитель архива "Хроники текущих событий" - главного "тутиздания", собиравшего и распространявшего информацию о политических преследованиях в СССР.
Политзэчка: по приговору Мосгорсуда в августе 80-го получила 4 года лагерей и 5 лет ссылок. Лагеря отбывала мордовские; ссылку - казахстанскую, на Мангышлаке.
Семь месяцев отказывалась принимать горбачевскую помиловку и оставалась в ссылке.
Учителка. После возвращения из ссылки работала в школе, преподавала математику и русский язык в младших классах. Известно, что дети ее обожали...
Шестидесятница. Опять-таки, как же объяснить нынешним: кто эти люди? Нынче это особенно важно, потому как несведущие и незнающие начинают говорить подлости.
Вот, к примеру, г-н Лейбман, прикупивший "Общую газету", уничтоживший ее и теперь издающий "Консерватора", высказывается в интервью "Газете. Ру". Журналист ему говорит: "Вы знаете, я нашла ваше высказывание о шестидесятниках. "Газета не будет рупором шестидесятников".
Лейбман: " Не будет. Потому что это блядская психология, извините."
Журналист: " У шестидесятников?!"
Лейбман: " И знаете почему? Им государство дало все, а они посчитали своим долгом обосрать это государство. Больше ничего они для государства не сделали. Поэтому, я считаю, что это позиция такая, как я сказал."
"Известия" приводят откровения Константина Эрнста: "Традиционно в России интеллигенция была в оппозиции власти - интеллигентный человек должен ругать власть и ей противодействовать. Учитывая это, я всегда привожу такой пример: горит дом, кричат дети, а рядом стоит интеллигент и наблюдает, чтобы потом свидетельствовать об этом преступлении, вместо того чтобы вытащить детей из огня."
Одним, как я уже говорил, государство давало лагеря и ссылки. А другим шестидесятникам, - что давало? Для ответа на этот вопрос все-таки нужно суметь найти определения шестидесятничества...
С Никитой Хрущевым, казалось, наступила оттепель... Люди настороженно, но все-таки подымали головы... Они на самом деле поверили, что наступили другие времена, что можно говорить правду, и можно говорить ее в полный голос...
Попытались сказать правду в 62-м в Новочеркасске; демонстрацию расстреляли: двадцать человек было убито на месте. Трое скончались позже. Сорок человек получили ранения.
По заранее составленному и утвержденному Президиумом ЦК приговору на закрытом судебном заседании объявили: семерых - к расстрелу, еще семерых - к тюрьме, на срок от десяти до пятнадцати лет...
Попытались сказать правду 25-го августа 68-го года - на Красной площади, возле Лобного места - в защиту Праги. В ответ - лагеря и ссылки.
Так вот, я думаю: шестидесятники это те, кто поверил государству и власти и кого государство со властью самым гнусным образом обмануло.
И тогда эти люди встали на защиту собственного достоинства. Защищая свое достоинство, они защищали и нашу честь.
Их главный лозунг после заключения Хельсинского акта был именно таким: "Соблюдайте собственную Конституцию".
И вернемся теперь к Татьяне Великановой. Наученная бесконечной ложью советского государства, она самым строгим образом следовала принципу несотрудничества с репрессивными органами; отказывалась не только от дачи содержательных показаний, но и от любых процессуальных действий, - вплоть до неучастия в оформлении протоколов допросов. Ибо она считала, и публично - неоднократно - об этом говорила, что вся деятельность, направленная на подавление инакомыслия, априори незаконна.
Судьба Великановой определяет смысл шестидесятничества: никакого прощения государству за ложь, за попрание инакомыслия, за репрессии инаких - нет, и быть не может.
Судьба Великановой подсказывает и другое: нынче шестидесятников полощут как раз именно те, кто удобно, удачно, богато пристроился вокруг власти.
Здесь - черта.