Реплика Черкизова - 2001-02-01
Подводники - протестуют... Подводникам не нравится сценарий будущего американского блокбастера "К-19: производитель вдов".
Видите ли, члены экипажа советской субмарины считают сценарий картины, в которой будут заняты такие американские "звезды", как Харрисон Форд и Лайм Ниссон, "клеветой и пародией"; так сказать, злобным вымыслом и гнусной хулой...
Оказывается, американские сценаристы считают советских подводников горькими пьяницами, запойными картежниками, техническими дилетантами, однако ж, вдруг, способными на героизм и подвиг: взяли да и заглушили реактор, чем спасли мир от катастрофы...
В самом факте негодования подводников нет и ничего удивительного, нет и ничего, заслуживающего внимания.
Во все советские времена происходило подобное: сантехники обижались, милицанеры обижались, пожарные обижались; все, кому не лень обижались, ежели в каком-никаком фильме отрицательный герой имел еще и профессию: все, блин, пародия - и баста!
Пародия, кстати, вполне уважаемый жанр; да и к себе любимым надобно относится с некоторой долей иронии... И потом - если нас воспринимают в мире и в самом деле как горьких пьяниц - может, это мы сами даем основания для такого впечатления? И если - все-таки - независимо от количества потребленного, советские подводники способны встрепенуться и совершить нечто полезное - может, это мы сами даем основания для такой надежды?
А вот насчет названия... Какое-то оно жестоковатое: производитель вдов... Но ежели вспомнить историю с "Курском", который стал гробом для 118 подводников, и еще если вспомнить, что до сих пор неизвестна причина катастрофы и существует очевидное опасение, что от общества скрывают что-то очень важное, - то уж такое ли несправедливое название для фильма придумали американцы?
Мы решили спросить наших слушателей: надо ли согласовывать сценарии фильмов о национальных трагедиях с родными и коллегами погибших?
Позвонило 1257 человек. 66 процентов респондентов считают, что согласовывать надо, 34 процента - наоборот, что не надо.
Такой подход меня, признаюсь, удивил. Во-первых, всякий фильм - художественный или документальный - есть авторская версия некоего события. Она может быть убедительна, может быть неубедительной, - но это уже вопрос к создателям.
Художественное произведение - еще свободнее от привязывания к конкретному событию, ибо допускает вымысел.
Во-вторых, я немедленно вспомнил старый анекдот. Возможен ли половой акт на Красной площади? Ответ: конечно, нет - советами замучают...