Отворите волшебные двери. 90-летие со Дня рождения писателя Вадима Коростылева - Марина Коростылева - Детская площадка с папашей Бунтманом - 2013-08-04
С.БУНТМАН: Доброе утро всем. Ребята, вставайте. Я не знаю, что нужно делать раньше, сейчас мы спросим у Марины Коростылевой. Что раньше надо делать: умываться, вставать, пить чай, кофе, молоко? Что раньше, в какой последовательности? Я не знаю, у меня никогда не получалось.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Как пойдет. Нет цивилизованной последовательности.
С.БУНТМАН: Особенно в воскресенье.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Конечно. Да еще в такое время. Как пойдет.
С.БУНТМАН: Как получится.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Можно не умываться, в конце концов.
С.БУНТМАН: Я знаю. Никто ничего не слышал. Наталья Квасова здесь. Наташ, добрый день. Наташа знает и привыкнет, что надо записывать номера Ваших SMS-ок, Ваш телефон, когда Вы звоните. Таким образом, Вы сможете получить наши всевозможные подарки. У нас сегодня Марина Коростылева. Мы будем говорить о Вадиме Коростылеве. Расскажем еще, в который раз. У нас много чего было, много мы рассказывали о людях, которые нас радовали и учили, книжки для нас писали, делали пьесы, спектакли. Разные люди. Вадиму Коростылеву 90 лет вчера?
М.КОРОСТЫЛЕВА: Да.
С.БУНТМАН: Мы отмечали. Давайте не забудем. Дорогие родители, мы Вам книжку подарим, которую Вы вспомните. Вадим Коростылев "Это очень хорошо, что пока нам плохо". Замечательное название.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Это цитата.
С.БУНТМАН: Смотрите, мы будем говорить об этом. Здесь "Король - олень".
М.КОРОСТЫЛЕВА: Да.
С.БУНТМАН: Мы все наивно полагаем, что это Карл Гоцци написал.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Он это написал когда-то, правда, тоже не сам придумал. Коростылев, как потом сформулировано в фильме: "По памяти, спустя 200 лет, записал сам".
С.БУНТМАН: Как он помнит.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Да. По памяти.
С.БУНТМАН: НА самом деле я Вам должен сказать, если кто не видел, замечательный фильм "Король - олень". Просто чудесный. Который я смотрю регулярно, как попаду на него, так и смотрю всегда. На самом деле, когда я первый раз открыл Карла Гоцци, там почти ничего нет.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Там сюжет.
С.БУНТМАН: Дальше выходят слуги и делают всевозможные штучки, дрючки, шутят. Над одной фразой они могут полчаса с ума сходить.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Разыгрывать, швырять какими-нибудь предметами и так далее. Комедия дель арте называется.
С.БУНТМАН: Да. Когда - то я так упрашивал. Замечательный актер Михаил Ульянов был рядом, в театре Вахтангова. Меня в детстве потрясло, когда я видел "Принцессу Турандот", и Михаил Александрович Ульянов, который потом играл Маршала Жукова, делал шутки с лестницей. Это было смешно и ловко. Мы праздновали в театре Вахтангова День Рождения "Эха Москвы", был пожилой Михаил Александрович Ульянов у нас на празднике, я все умолял. Я говорил: "Ну, Михаил Александрович, ну сделайте слезу". Он: "Я не могу".
М.КОРОСТЫЛЕВА: Мы столько раз получали выговоры за разные шутки, импровизации в "Принцессе Турандот". Бесконечно.
С.БУНТМАН: "Очень хотим эту книгу. Наша любимая история - "Вовка в Тридевятом царстве".
М.КОРОСТЫЛЕВА: То есть люди знают автора.
С.БУНТМАН: Наташа нам пишет.
М.КОРОСТЫЛЕВА: "Вовка" тут тоже есть.
С.БУНТМАН: Давайте, самые главные перечислим.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Самое главное то, что знает народ и думает, что это слова народные. Это "Айболит 66" со всеми песнями.
С.БУНТМАН: "Нормальные герои всегда идут в обход".
М.КОРОСТЫЛЕВА: Да. Я однажды сидела дома, вяло листала телеканалы и в радости поняла, что за этот день человек 10 на разных каналах процитировали именно эту фразу, рассказывая про что-то.
Оттуда же: "Очень хорошо, что пока нам плохо", "Если бы дети в Лимпопо жили, не болея, мы не знали бы, что есть в мире Бармалеи" и так далее.
"Вовка в Тридевятом царстве" - основное произведение, которое знают у Коростылева. "Король-олень", о котором мы уже говорили, и масса всего, всякие песенки из "Ученика лекаря", "Школа или тайна Снежной Королевы", откуда тоже песенок много всяких известных.
Самое главное произведение, с которым он останется в веках - песенка "О хорошем настроении". Которая была написана левой пяткой практически по просьбе, в юношеском, нахальном запале, когда Рязанову понадобилась песня, ему все остальные песни написал Лившиц, и ему понадобилась песня, где бы было про хорошее настроение и про улыбку. Все сказали: "Кто, какой приличный поэт будет писать на такие банальные темы"? Попался юный Коростылев, который нагло сказал: "Да, ради Бога. Сейчас сяду, напишу". Дальше обросло все всякими легендами, что Пыреев его спросил: «Что Вам надо»? Он сказал, что бутерброда с черной икрой. И так далее. Все это было.
Дальше был спор, в результате отец выиграл бутылку французского коньяка первый раз в жизни у Пыреева. Потому что Пыреев сказал, что это никто петь не будет. Отец ему сказал: "Вы первые запоете". И после того, как прислали музыку из НРЗБ, когда Гурченко начала разучивать, Пыреев вышел в коридор и начал петь, тут его повязали и сказали: "Гоните бутылку коньяка".
С.БУНТМАН: Пыреев попался.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Да. Эта песня супернародная.
С.БУНТМАН: ДА. Но еще были в детстве "Димка - невидимка".
М.КОРОСТЫЛЕВА: Вместе с Михаилов Львовским они написали эту пьесу, водевиль. Тогда это было, что водевиль на современную тему.
С.БУНТМАН: В каком году "Димку" он написал?
М.КОРОСТЫЛЕВА: Подозревая, что где-нибудь в пятьдесят четвертом. Как я родилась, так и пошло детское. Они сочинили это и, по-моему, это премьера 55 года. Это дебют Николаевича Ефремова в качестве режиссера в Центральном Детском театре. Анофриев там играл и Куприянова. Этот "Димка" сходил с репертуара, потом его восстанавливали, и он бесконечно шел. Сейчас надо с большим словарем пояснительных терминов детям, потому что там пионерская тематика, арифметика, которой теперь в школе нет, насколько я знаю, и так далее.
С.БУНТМАН: Я не знаю, ребят, читаете ли Вы книжки, которые Вам не понятны. Мы думаем, что Вам не понятно. "Старик Хоттабыч" Вам не понятен бывает. Но сейчас, например, издательство "Лабиринт" придумало, как издавать эти книжки, чтобы не делать ученые комментарии, а делать такие маленькие пояснения на полях.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Да, сноски.
С.БУНТМАН: Чтобы не надоедать.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Здесь сноска есть на слово "Юннаты". Редакторы сочли необходимым.
С.БУНТМАН: Давайте мы Саше подарим книжку, 94 SMS-ка. Запиши, Наташ, пожалуйста. Сейчас Вы нам скажете, кто такие юннаты? Быстренько скажите, как это, кто это такие, юннаты, что это за страшные или не страшные люди? И люди ли они? +7-985-970-45-45. Ребята у нас еще есть книжки для маленьких "Читаем дома и в детском саду". Замечательная книжка со всевозможными сказками. У нас еще есть для маленьких "Джинглики". Прекрасная история про "Любопытного Джорджа", мы с Вами даже вслух читали. У нас есть "Пешком в историю", издательство мы тоже здесь представляли, мы ходим пешком в историю, будь то в Древний Новгород, Древний Египет. Еще есть "Мы живем", а сейчас "Инопланетяне у египтян". Я считал, что они сами инопланетяне. Наверное, ошибался.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Видимо, да.
С.БУНТМАН: Это мы тоже разыгрываем, так что просите. В особенности в следующем часе. У нас еще есть 3 "Тинтина" разных. "Сигары фараона", "Черный остров" и "Краб с золотыми клешнями". "Лотос" Вы весь разобрали, хитрые ребята. Кто у нас юннаты или что такое юннаты? Давайте. +7-985-970-45-45. И по телефону я хочу, чтобы Вы ответили тоже. 363-36-59, код 495. Если Марина Коростылева возьмет наушники, то она Вас услышит, и замечательные ответы.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Возьмет.
С.БУНТМАН: Не бойтесь, если взрослые дядьки нам позвонят какие-нибудь.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Хорошо. Если цитировать Коростылева, то дети - это будущие взрослые, а взрослые - это бывшие дети, поэтому мы все равны.
С.БУНТМАН: Да, но разные дети и взрослые бывают, иногда. Ребята, давайте отвечаем. Кто-то первый раз. Алло. Доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ: НРЗБ.
С.БУНТМАН: Нет, не надо. Вот, о чем я говорил. Я всегда его куда-нибудь. Сейчас откуда-то нам звонят. Алло. Доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.
С.БУНТМАН: Привет. Как тебя зовут?
М.КОРОСТЫЛЕВА: Привет.
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Артем. Ростов-на-Дону. 9 лет.
С.БУНТМАН: Скажи мне, пожалуйста, кто такие юннаты или что такое юннаты?
СЛУШАТЕЛЬ: Юннаты - это натуралисты, занимаются изучением природы.
С.БУНТМАН: Почему они юннаты?
СЛУШАТЕЛЬ: Маленькие, как дети.
С.БУНТМАН: Юные они. Юные натуралисты. Правильно ты все сказал. Какую книжку ты хочешь?
СЛУШАТЕЛЬ: "Король - олень".
С.БУНТМАН: Хорошо. Прекрасно. Кстати говоря, сколько у нас книг? У тебя список есть, Наташ? Тебе не дали список! Вредные девочки. 3 штуки, так что у нас еще 1 осталась. Мы ее прибережем. Спасибо большое, Артем. Записала телефон, да? Записала. Все, прекрасно. В списке надо отмечать. Где у нас тут еще есть? Какие же патриоты? Натуралисты. Они не юнпаты, а юннаты.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Юнпаты - это что-то страшное.
С.БУНТМАН: Да. Ваня: "Можно про "Джорджа"". 101 SMS-ка. У нас остановка называлась "Станция юннатов" в Сокольниках, от Проспекта Мира к Сокольникам, Ростокинский проезд.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Там была, по-моему, собачья больница на "Юннатах".
С.БУНТМАН: Да. Это хорошее было место. Я своим собакам всегда говорил, что будешь себя плохо вести, юннатам отдам. Они, наверно, больше меня знали и поэтому не боялись.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Не боялись, конечно.
С.БУНТМАН: Хорошо. Здесь у нас спрашивает Соня: "Кто был кумиром Коростылева"?
М.КОРОСТЫЛЕВА: Мой ответ будет завесить от того, сколько Соне лет?
С.БУНТМАН: 8.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Все равно придется сказать правду. Был потрясающий писатель, историк Юрий Николаевич Тынянов, про которого сейчас не очень хорошо знают.
С.БУНТМАН: Соня очень скоро прочтет, я так думаю.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Скоро прочтет "Смерть Вазир-Мухтара" и "Кюхля", возможно. Вадим Николаевич Коростылев был с ним знаком какое-то время. В Литературном институте они пересекались, в качестве педагога он был. Коростылев очень его уважал и научился у него самому главному, смотреть на историю, как на живой процесс, живую жизнь. Очень любил цитировать фантастическую фразу Тынянова: "Есть документы парадные, и они врут, как люди". Он для себя, во взрослых своих сочинениях, пьесах исторических был согласен с Тыняновым, который говорил: "Там, где заканчивается документ, там начинаюсь я". Поэтому был во многом, как и Тынянов, первооткрыватель, только в художественном варианте, каких-то явлений обычных и понятных на тот момент, как казалось всем в нашей истории.
С.БУНТМАН: Я недавно, ребята, перечитывал Тынянова, все подряд, на каждой странице наслаждался, много всяких умностей говорит. Человек писал чудесно, просто оторваться нельзя. Я очень был рад, когда у младшей дочки обнаружил в рюкзаке Тынянова большой том "Кюхля". Самая большая беда всегда для меня была, что он не закончил о Пушкине. Мы не знаем, что дальше с Пушкиным будет. У меня украли на футболе "Пушкина" Тыняновского.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Какое интеллектуальное место, где Вы играете в футбол.
С.БУНТМАН: Нет, на футболе, где я смотрел футбол, на стадионе.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Рядом сидел какой-то интеллектуал.
С.БУНТМАН: Да. Я встал, закричал, гол забили, сажусь, а книжки нет.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Здорово. Значит, Тынянов все-таки известен людям. Это радует.
С.БУНТМАН: Нет, Вы бы так зарифмовали в советское время и не знаю, где бы Вы были. "Дети, которые сажали деревья". Это замечательная SMS-ка. Давид, 8 лет: "И живой уголок в школе устраивали".
М.КОРОСТЫЛЕВА: Вообще, да. Косвенный правильный ответ.
С.БУНТМАН: Что-нибудь подарим Давиду, 108 SMS-ка. Что захочет он, подарим, и то, что у нас есть. Меня всегда интересовало, Вадим Коростылев читал что-нибудь вслух из того, что писалось? Мне всегда интересно, особенно когда дети знают, что родители что-нибудь делают, пишут, и как-то у них все появляется в жизни.
М.КОРОСТЫЛЕВА: У детей или у взрослых?
С.БУНТМАН: Когда дети знают, что взрослые что-то пишут, что-то сочиняют, как это появляется в жизни, что-то новое совсем, когда напишут, что дальше? Как это появляется?
М.КОРОСТЫЛЕВА: У отца по-разному было. Ему иногда снились сказки. Самое главное было успеть вскочить и записать, потому что сон утром пропадает из твоей памяти. Проверял он всегда все, что написал на маме. На мне не проверяли.
Почти все свои новые сочинения читал в свой День Рождения. Собирались гости на даче и кроме телятины по-коростылевски, давали чего-нибудь вслух почитать.
Читал он очень хорошо, он же умудрился встретиться с Константином Сергеевичем Станиславским в довольно юном возрасте. Он пришел на прослушивание в студию Станиславского, ему было лет 10, наверное. Сам Константин Сергеевич изволил приехать со своей сестрой, которая вела потом эту студию, и порекомендовал сестре мальчика, когда он подрастет, взять его. Потому что у мальчика был голос фантастический - глубокий баритон, от которого все женщины балдели. Мальчик потом в этой студии играл Хлестакова где-то лет в 15. Он прекрасно сам читал, не как авторы тоскливо и занудно, а с выражением, что называется.
Мне везло, вот в каком смысле. У нас на Гоголевском бульваре, где мы жили, огромная комната была перегорожена стеклянной перегородкой, конструкцией моего отца, которая раздвигалась, когда было много людей, а в принципе за ней я жила. С этой стороны стоял стол, за которым сидели взрослые вечерами, все обсуждали, а с другой стояла моя тахта, где я якобы спала.
С.БУНТМАН: Знакомая картина.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Было задернуто шторами. У всех взрослых было ощущение, что там окно или там никого нет. Поэтому мое большое ухо все слушало с большим интересом. Они все обсуждали. Люди приходили интересные. Соответственно, мне тоже удавалось что-то интересное услышать, увидеть, но в основном я смотрела это уже в театре, когда маленькая была, а во взрослом состоянии мне уже давали читать. Я слишком полно ответила на Ваш вопрос.
С.БУНТМАН: Нет, очень хорошо. "Здравствуйте. "Димка-невидимка" по радио был раньше. Третья часть так и называлась "Димка и чудо 46 - 51" - Владимир пишет из Москвы. На радио был весь спектакль?
М.КОРОСТЫЛЕВА: Был. Они со Львовским начинали на радио писать.
С.БУНТМАН: Что они писали?
М.КОРОСТЫЛЕВА: "Клуб знаменитых капитанов". Детская редакция Центрального радио, Всесоюзное радио. Они там и начинали.
С.БУНТМАН: Детская редакция была очень хорошая.
М.КОРОСТЫЛЕВА: "Димка" был на радио. Действительно.
С.БУНТМАН: "Клуб знаменитых капитанов" они писали. Мы когда-то попросили, взяли поиграть "Клуб знаменитых капитанов", все что осталось и когда-то передавалось по радио. К сожалению, нельзя этот фокус повторить по многим причинам. Послушайте новости. Потом продолжим. В конце, очередное "Письмо с фермы" до нас дошло, Маши Слоним.
НОВОСТИ
С.БУНТМАН: Мы продолжаем, ребята. Марина Коростылева у нас в студии. Мы говорим о Вадиме Коростылеве. Я сейчас открыл книжку, Вы знаете, нехорошо отвлекаться, когда новости читают, но я все равно открыл книжку и зачитался. Я зачитался сказками "Из жизни Дон Кихота". Ребята, если Вас пугает большой "Дон Кихот", почитайте сказки, а потом Вы с удовольствием прочтете и самого Сервантеса. Тут так смешно, такие чудесные рассказы. Я попал на великанов, как зовут великанов. Ребят, у нас книжек всего 3, мы потом слезно будем умолять Майю, чтобы она с издательством "АСТ" еще нам как-нибудь принесли книжек. Потому что это очень здорово.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Книжка только 2 появилась на свет.
С.БУНТМАН: Это самая свежая книжка. У нас их всего 3.Но они будут и у Вас будут. Это замечательная книга. Как они решились выпустить книжку такую чудесную и подарок? Сейчас же у нас очень часто считают, как у нас книжка эта пойдет.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Они тоже сильно сомневались, потому что им казалось, что непонятен адрес. То есть она вроде не совсем детская, и она не совсем взрослая получилась. Умные люди пишут, что Коростылев - продолжатель традиций Шварца. Поэтому они, видимо, решились. Еще люди есть замечательные Гена Рудаков, Галя Вишнякова, которые давно занимаются продвижением коростылевской детской литературы, они их долго убеждали и придумали, как это сделать. Разделить книжку на 3+, 9+,14+, вообще, от 3 до 90 и старше, чтобы этот адрес был в книжке. "АСТ" решилось. И за 2 месяца, я вообще не представляю, как они это сделали, они огромную, шестисотстраничную книжку с фотографиями выпустили.
С.БУНТМАН: Да. И фотографии очень хорошие. Качество вполне. Фотографии сами по себе замечательны, но бывает очень обидно, когда книжки так издают, что фотографии и не видно.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Нет, они хорошо сделали. Много фотографий моего покойного мужа, которого отец очень любил. Все 80, 90 годы у нас есть фотографии отца, благодаря Гене Несмачному, который ходил за ним, подглядывал, заставлял сниматься.
С.БУНТМАН: Хорошо подглядывал.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Да. В основном снимал театр, но любимого тестя он наснимал, благодаря этому у нас много фотографий зрелого Коростылева.
С.БУНТМАН: Мы с Вами все время говорим, ребята, как важно подглядывать, когда Вы рисуете, пишете что-то, фотографируете. "Какие Ваши любимые произведения Вашего папы?" - задают вопрос.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Я очень люблю "Короля-оленя". Я была довольно взрослой барышней, когда его снимали, поэтому я весь процесс видела, они у нас тусовались. Коростылев, Паша Арсенов, который режиссером был. Было страшно интересно. Потом они из Ялты писали мне всякие телеграммы. Я узнавала много интересного. Они меня поздравили телеграммой, я думаю можно назвать этот спиртной напиток. Там была телеграмма, которая заканчивалась: "За твой коростылевский нос мы пьем сегодня Кальвадос". После чего они мне позвонили, я была приучена задавать вопросы, если что-то не знаю, и я искренне спросила: "Что такое Кальвадос"? И Михаил Иванович Таривердиев возмутился: "Девочка не читала Ремарка"?
С.БУНТМАН: Девочка без детства получается.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Девочке в этот момент было…
С.БУНТМАН: Запишите себе где-нибудь подарок подарить.
М.КОРОСТЫЛЕВА: После чего мне пришлось прочесть Ремарка. Я теперь точно знаю, что такое Кальвадос. Мне уже было многое понятно, по-взрослому, о чем там идет речь. Любовь - это то, что бывает во взрослом кино, в тот период жизни, подростка, меня спрашивали.
С.БУНТМАН: Сразу музыку слышим. Те, кто знает, Вы посмотрите, ребята, пожалуйста. Сейчас я Вас не приглашаю к участию в береговом братстве пиратских скачиваний, но все равно Вы знаете, можно и в интернете онлайн посмотреть, возьмите и поймайте по одному из каналов.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Да, показывают довольно часто, хотя картина получила 3 или 4 категорию и показывалась очень мало.
С.БУНТМАН: Потом долго не показывали, потому что там были проблемы. Там все такие чудесные актеры, музыка, Паша Арсенов. Бывает так, когда все вместе получается.
М.КОРОСТЫЛЕВА: "Айболит 66" я очень люблю. Я его посмотрела первый раз, когда училась в 5 классе, поняла то, что поняла. Потом было двадцатилетие картины, и Ролан Антонович Быков устроил показ в кинотеатре "Октябрь", и я уже во взрослом состоянии посмотрела. Чуть не умерла от смеха. Я падала просто со стула, потому что все смыслы, которые в 66 году от меня были абсолютно далеки, тут все вылезли. В этом смысле, наверно, Коростылев наследник Шварца.
С.БУНТМАН: Да. Мне, кажется, действительно, если уж кто-то, то Коростылев, потому что это правда. "Айболит 66" вышел, было событие такое.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Да. У меня еще среди его взрослых пьес есть любимая пьеса, если кто-то интересуется, ее сейчас регулярно ставят, она называлась "Пиросмани, Пиросмани, Пиросмани или праздник одиночества". Это пьеса, которую я очень люблю.
С.БУНТМАН: Я должен сказать всем, кто меня спрашивает, мы последнюю книжку подарим Любе. 147 SMS-ка. Потому что Люба нам написала: "Я люблю историю про Королеву Зубную Щетку. И у меня вчера тоже был День Рождения". Как мы можем не подарить девочке, у которой вчера был день Рождения?
М.КОРОСТЫЛЕВА: Конечно. Львенок.
С.БУНТМАН: Да, Сейчас все львы. Я как раз про льва только что прочитал из "Дон Кихота", где про собак, кошек и всех остальных. Лев - это слишком, когда встречаешь.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Я очень рада. Спасибо, что вспомнили. Это любимый очень многими мультфильм.
С.БУНТМАН: Я сейчас скажу, что в этой книжке есть, потому что мы впоследствии ее будем разыгрывать. Во всяком случае, друзья мои, посмотрите, будете проходить мимо больших книжных магазинов и купите. Здесь есть "Вовка", каждая часть обозначена. Дети заткните уши, родители слушайте. Эти возрастные ограничения, я не знаю.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Тут они с юмором были сделаны, чтобы как-то книжку систематизировать.
С.БУНТМАН: Тут нарастает. 3+ "Вовка в Тридевятом царстве" и "Королева Зубная Щетка" это по мотивам сказки Софьи Могилевской. Мы только что о ней говорили, в прошлой передаче. У нас хорошая серия получается. Сказки: фильм "Король - олень", "Честное волшебное", "Школа Снежной Королевы", "Человек из страны Грин" и еще не снятое кино, "11 сказок из жизни Дон Кихота". Кто бы сделал.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Он это писал, собирались делать мультипликационный фильм, но как-то рассосалась эта студия куда-то, которая собиралась.
С.БУНТМАН: Многие студии рассасываются в определенное время. А те, которые существуют, почему то не рассасываются никогда.
С.БУНТМАН: "Кукла Надя", тоже очень забавная и поучительная. Есть в чужом переплете Антония Погорельского "Черная курица" и "Щелкунчик".
М.КОРОСТЫЛЕВА: По мотивам. Там мешанина невообразимая совершенно. Все эти сказки, когда я выросла, родила дочку, с редким именем Марина в нашей семье, отец потребовал, чтобы все, что когда-либо издавалось детское, было посвящено именно ей. Поэтому даже эта книжка посвящена любимой внучке Марине Несмачной.
С.БУНТМАН: Очень хорошо. Это правильно. Здесь Катя прислала SMS-ку, правда, Катя ничего не просит, а просто прислала гордую SMS-ку одно слово, но очень большое, ни одного пробела и, кстати, Катя принадлежит этому слову. "Мой дедушка смотрел "Димку-невидимку", - Катя. Ни одного пробела. Кто-то у нас проснулся, дорогие взрослые. "Айболит 66" тоже его. Здорово. Я постоянно цитирую. Вообще этот фильм у меня, как отсчет для ориентировки". Хорошо говорите.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Да. Я даже интонацию слышу.
С.БУНТМАН: Здорово. "Где были написаны стихи "Север, юг" и "За полярным кругом"?
М.КОРОСТЫЛЕВА: Сейчас я постараюсь быстро рассказать. В биографии моего отца, Вадима Николаевича Коростылева, была очень интересная страница, он ушел из Литературного института, не закончил его, потому как ему предложили возглавить зимовку. Как всякий юноша, выросший на полярной тематике в тридцатые годы, он туда улетел, был на этой зимовке, на полуострове Олений. Потом была жуткая история. Их маленький самолетик, когда они куда-то перелетали, потерпел крушение, и в коробках, в которых должен быть неприкосновенный запас, оказались деревянные бруски вместо еды. Кто-то присвоил себе то, что там было. У них была одна банка сгущенки, одна банка тушенки. Их было трое, без связи, без всего, самолет в тундре. Их нашли немцы. Хотя отец и в детстве писал стихи, и в литературном институте учился, но так всерьез он разразился поэмой. Даже после этого вышла книжка "Север, юг" первая. Он приехал в Москву на Съезд молодых писателей Советского Союза, делегатом с Крайнего севера. Так ему повезло, потому что арбатский мальчик вряд ли бы пробился здесь, если бы такая ситуация не случилась. Благодаря немцам, это все произошло.
С.БУНТМАН: Здорово. Это правда. Литературное образование не закончил.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Не закончил, зато в пижаме выходил из дома, и, сочиняя стихи, шел в школу. Тут неподалеку все это происходило. Был увлечен процессом. Необязательно при этом писателю высшее образование.
С.БУНТМАН: Высшее писательское.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Да, все берется не из него у писателей.
С.БУНТМАН: "Это лишний раз доказывает, что я всегда бываю прав". Самая замечательная цитата, актуальная. Потому что здесь какая-то абсолютно нерушимая любовь к жизни, ко всем штучкам, что есть в этой жизни. Нельзя сказать, что человек когда-то был неуверен в себе или как-то думал, что все пропало, все ужасно и так далее.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Было, он же был нерекомендованным драматургом. Сейчас трудно понять, что это такое.
С.БУНТМАН: Ничего, привыкнем.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Да. Была замечательная история, когда моя мама рассказывала свое внучке, моей дочери, про то, что в 73 театрах запретили премьеру пьесу отца "Бригантина". То есть были готовы спектакли.
С.БУНТМАН: Кто-то мне здесь писал про "Бригантину".
М.КОРОСТЫЛЕВА: В 73 театрах не вышла "Бригантина" к зрителю. Моя дочь, которой было на тот момент лет 15, уперла руки в боки и сказала: "Бабушка, а почему дедушка не подал в суд"? Моя мать хохотала безумно и сказала: "Боже мой! Я буду выпивать за этих людей, благодаря которым моя внучка, так себя ведет. Она даже не понимает, что это означает, запрещение 73 спектаклей". Она возмущена искренне и понимает, что надо вот так.
С.БУНТМАН: Скажите, Марин, пожалуйста, чтобы дети знали как-то, чем так не понравился Вадим Коростылев? По-простому.
М.КОРОСТЫЛЕВА: В основном взрослыми пьесами, но и тем, что называется аллюзия, пока забыто, но, возможно, вскоре мы вспомним это слово.
С.БУНТМАН: Это когда намекают или подмигивают.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Нет, это ассоциация. Аллюзия, если по-простому, когда со сцены, например, Гамлет говорит: "Какая-то в державе датская гниль". Но говорит так, что весь зрительный зал понимает, что не о Дании идет речь. Конкретно как-то говорит. Вот это - аллюзия. В Министерстве культуры были специальные люди, которые на приемке спектаклей считали аллюзии, потом, в зависимости от количества, принимали или не принимали. Все, что он писал, это тоже, видимо, шварцевская традиция, даже когда он писал абсолютно взрослые пьесы. Тексты в России от мысли до мысли.
С.БУНТМАН: Это Вяземский "5 тысяч верст". От мыслей до мыслей 5 тысяч верст, гордится географией и так далее. Вот еще у нас: "Не позволяйте Бармалеям делать добро. Чтобы не сделал всех враз счастливым. А кто не станет, скрутит в бараний рог и сделает". Пошло. Проснулись у нас слушатели, пошли фонтанировать цитаты.
М.КОРОСТЫЛЕВА: "Айболита 66". "А если не хотите, быть счастливыми"...
С.БУНТМАН: Ребят, мы очень не хотим, чтобы Вы насильно были счастливыми. Грустите, пожалуйста, когда надо грустить, ужасайтесь тому, чему надо ужасаться.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Я сейчас можно процитирую?
С.БУНТМАН: Да.
М.КОРОСТЫЛЕВА: У Вадима Коростылева есть пьеса "Варшавский набат" о Януше Корчаке и детях, с которыми он вместе ушел в газовую камеру. Там текст, который я с детства помню: "Не всегда человек должен прыгать, скакать и веселиться, иногда человек должен сесть и подумать о себе, жизни и других людях". Очень простая, незатейливая мысль, но верная.
С.БУНТМАН: Да.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Еще там сказано: "Почему дети так любят стоять около взрослых, когда те сидят? Потому что тогда им не страшно: они видят их глаза". Родители, помните об этом.
С.БУНТМАН: Родители, помните. А я Вам скажу, что я бесконечно на всю жизнь благодарен своему папе, который, когда мама, добрый человек, на меня ругалась, что я лежу и ничего не делаю, я услышал из другой комнаты, далеко, как папа сказал: "Откуда ты знаешь? Может, он лежит и думает"? Тогда я подумал, а вдруг, правда, я лежу и думаю, и стал думать.
М.КОРОСТЫЛЕВА: С этого все и началось.
С.БУНТМАН: Может быть. Так что я страшно благодарен своему папе. Марина, огромное спасибо. Мы эту книжку будем читать с удовольствием. Ребята, мы с Вами не расстаемся. Сейчас, через 10 минут, у нас будет квест. Узнаем, кто не знает, что это такое. Книжки разыграем и проведем прямо здесь квест. Я просто трепещу, потому что, наверное, мне придется...
М.КОРОСТЫЛЕВА: Это серьезное дело.
С.БУНТМАН: Так что, ребята, будем готовиться. Сейчас отправимся с Вами на ферму Маши Слоним, может быть, потом еще поиграем во что-нибудь, взрослые послушают новости. Мы с Вами встретимся минут через 10. Марине Коростылевой огромное спасибо.
М.КОРОСТЫЛЕВА: Вам спасибо.