Купить мерч «Эха»:

"Приключения Тин Тина" - Ольга Дубицкая - Детская площадка с папашей Бунтманом - 2013-05-26

26.05.2013
"Приключения Тин Тина" - Ольга Дубицкая - Детская площадка с папашей Бунтманом - 2013-05-26 Скачать

С.БУНТМАН: Доброе утро. Уже почти всех можно поздравить с окончанием учебы. У нас слушателей мало, которые должны сдавать какие-нибудь леденящие души Единые государственные экзамены. Ребята постарше заняты, я думаю. Вы уже можете расслабиться, наверное. Редко, у кого до 30 или 31 числа доживают занятия в школе. Света Ростовцева у нас здесь. Привет, Света. Будет записывать Ваши телефоны. Сегодня, так как мне масса приходит SMS и звонков, что мы получили или еще не получили, купили "Тинтина" замечательного, мы решили о "Тинтине" поговорить, о комиксах. Родителям надо навострить уши, потому что комикс - это не ужас, это здорово. Смотря какой, правда. И книжки бывают разные. С Ольгой Дубицкой я здороваюсь. Здравствуйте, Ольга.

О.ДУБИЦКАЯ: Здравствуй, Сергей.

С.БУНТМАН: Доброе утро. Координатор издательских программ Центра современной культуры "Гараж". У Вас много комиксов?

О.ДУБИЦКАЯ: Нет. Комиксов у нас нет. У нас есть книжка о комиксах, которые выйдут вот-вот. Мы представим на открытом книжном фестивале. Это книга английского писателя Тома Маккарти "Тинтин и тайна литературы"

С.БУНТМАН: Почти следующий альбом. Очень хорошо. Взрослым можно прочесть и узнать, что "Тинтин" - это целый мир, ребятам, которые купили, получили от нас подарки или где-то нашли. Я должен сказать, дорогие родители, издательство "Махаон" выпустило "Тинтина" на русском языке. Не первый раз выпускается "Тинтин" на русском языке. Были и бельгийские переводы, они выпускали, потом называли "Тантаном", еще как-то.

О.ДУБИЦКАЯ: "Тентеном". Есть в интернете много любительских переводов.

С.БУНТМАН: Да, есть. Люди занимаются. Во-первых, очень хороший перевод, во-вторых, они его продают недорого, что правильно. Если перечитывать, взять, как мои дети говорили, когда были маленькими, кикилятор, то они стоят гораздо дешевле, чем в Бельгии, Франции. Альбомы, даже для любителей, изданы очень хорошо. "Слишком толстая бумага, тяжело перелистывать". Есть уже такие гурманы. Есть такие слушатели: "У меня сессия через 2 недели начинается". Вы специально приглашенный зритель, Илья из Санкт-Петербурга, у нас основная аудитория - это школьники, причем младших и средних классов, я так надеюсь. Вообще слушать всем можно. От 0 до 158 лет.

О.ДУБИЦКАЯ: На самом деле "Тинтин" для детей от 7 до 87.

С.БУНТМАН: Да. Может, даже и меньше. После выхода фильма вышли во Франции и Бельгии детские "Тинтины" для малышей, где истории, которые вошли в фильм, рассказаны в книжках-раскладушках, объемных книгах таких. Они чудесно совершенно сделаны. Вышло 3 альбома по 3 альбомам, которые вошли как раз в фильм Спилберга "Тинтин".

"У меня учеба до 1 июня. Ищу подружку Сабину. Пишу впервые", - Саша, 8 лет. - "Тинтина" нет дома, хочу его". Рука писателя промахивается периодически по клавишам. Саша явно спешит. Какого "Тинтина"? На всякий случай запиши, Свет, 176 SMS-ка.

У нас будут хитрые и не очень вопросы.

"В январе сын, Дима, выиграл книгу, ее нет", - папа. 172 SMS-ка. Жалобы мы записываем, Света. Не могу я начинать каждое воскресное утро со словосочетания "Почта России". Сразу на целый день портится настроение.

Мы сегодня разыгрываем "Тинтинов". "Черный остров", смотрите в Сетевизоре внимательно на костюм Тинтина, сейчас я задам про это вопрос, мы с Ольгой зададим. "Голубой лотос" изумительный альбом, который Вам понравился, потому что это действительно перелом был у Эрже. "Сигары фараона" тоже основополагающий альбом. "Краб с золотыми клешнями" тут уже капитан Хэддок появляется. Смотрите.

"Тинтина" любил философ Мишель Серра.

О.ДУБИЦКАЯ: Да. Он написал о нем книгу.

С.БУНТМАН: Кто же не любит "Тинтина".

О.ДУБИЦКАЯ: Де Голль тоже любил "Тинтина".

С.БУНТМАН: Де Голль сам был во многом Тинтин. Хоть высокий, большой, а Тинтин в коротких штанишках вечно.

О.ДУБИЦКАЯ: Такой герой.

С.БУНТМАН: Да. Де Голль был герой - скаут.

О.ДУБИЦКАЯ: Говорят, что де Голль где-то сказал в частной беседе, что у меня есть только 1 конкурент - это Тинтин. По популярности.

С.БУНТМАН: Да. Де Голль был не такой мрачный, как его представляют. Генерал де Голль, ребята должны знать, - это тот, кто решил сопротивляться немцам, когда они оккупировали Францию, пошел до конца. Позже, через много лет, когда было очень плохо в стране, он пришел и стал президентом Франции. Наташ, сразу. "У него голубая кофта, шапочка с красным помпоном, это хорошо. Можно "Краба"? 180. У нас, Свет, +1 везде альбом. Мы зададим вопрос Вам. И по телефону Вы тоже ответите. В "Черном острове" костюм, какого народа надел Тинтин? Дело происходит именно там. Как "Тинтин" появился? Что Вы об этом знаете? Мы говорим, что Тинтин - это скаут, юный журналист. Таких не бывает, ребенок-журналист. Он мальчик-подросток. Сколько лет Тинтину?

О.ДУБИЦКАЯ: На самом деле версии разные. Он не совсем мальчик, лет 18, может быть, ему есть. Судя по тому, как он спокойно перемещается с континента на континент. Тинтин - это репортер, у него есть верный друг, собака. Меня очень трогает, когда автор создавал первый альбом, они были примерно ровесниками. Первый альбом создан, когда Эрже было 22 года.

С.БУНТМАН: Первый альбом "Тинтин в Стране Советов".

О.ДУБИЦКАЯ: Это важно для нас.

С.БУНТМАН: Он очень условный еще.

О.ДУБИЦКАЯ: Он черно-белый.

С.БУНТМАН: Как и все они. Значит он такой тинейджер. Эрже, художник Жорж Реми, о котором мы с Вами говорили, когда-то, сам был скаутом. Верность себе, другим, Богу - это был очень важный скаутский трилистник. Ответьте мне, костюм, какого народа на обложке и в альбоме во многих местах надевает Тинтин в "Черном острове"? Я это показал, и я думаю, что можно догадаться. Телефон наш 495-363-36-59. SMS-ки можно присылать +7-985-970-45-45. Давайте соединяйтесь с оператором, ребят, а то как-то очень скромненько Вы себя ведете. Давайте попробуем тут. Алло. Доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло.

С.БУНТМАН: Доброе утро. Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Иван.

С.БУНТМАН: Сколько тебе лет? Где ты живешь?

СЛУШАТЕЛЬ: Я живу в Москве. Мне 9 лет.

С.БУНТМАН: Скажи, какого народа надел костюм Тинтин?

СЛУШАТЕЛЬ: Шотландский.

С.БУНТМАН: Ты мне можешь сказать, все так обидно говорят юбка, а как называется, похожая на юбку, одежда шотландских мужчин?

СЛУШАТЕЛЬ: Килт.

О.ДУБИЦКАЯ: Молодец.

С.БУНТМАН: Умница. Правильно. Чтоб не обижать шотландцев, надо говорить килт. Какой альбом ты хочешь? Или какую книжку? Я еще представлю. Альбом, какой хочешь?

СЛУШАТЕЛЬ: "Голубой лотос".

С.БУНТМАН: Отлично.

О.ДУБИЦКАЯ: Прекрасный выбор.

С.БУНТМАН: Ты читал "Тинтина" какого-нибудь?

СЛУШАТЕЛЬ: Я пока нет.

С.БУНТМАН: Значит, тебя ждет большое открытие. Прекрасно. Спасибо тебе большое. Счастливо. Иван, прав абсолютно. Сережа и Дима, 185 SMS-ка: "Шотландский костюм с юбкой-килтом". Через дефис написано, можно и так. Сережа и Дима, только не драться из-за альбома. "Черный остров" ребята просят. Владимир из Петербурга пишет: "Доброе утро. Мой внук передает Вам привет. Он борется с кашей сейчас". Потом скажете, кто победил? "Учусь во французской школе. Очень люблю эти комиксы. Подарите, пожалуйста, "Тинтина", - Вероника. Вероника, так как Вы не просите какой комикс конкретно, то придется позвонить и что останется. 182 SMS-ка. Запиши, пожалуйста. Айдар говорит: " Канал History часто рассказывает "Тинтин истории". Комикс как появлялся? Это традиция – комиксы? Почему у нас так комиксы не любят? Почему к ним так презрительно относятся?

О.ДУБИЦКАЯ: У нас существует стереотип, что это несерьезная литература, это не книга, а что-то близкое к мультикам. На самом деле, это совершенно особый жанр. Какие-то предвестники были в конце 19 века, но именно Эрже создал классический комикс, который повлиял ни только на все будущие комиксы, но и на современное искусство. Нужно помнить, что Уорхол восхищался Эрже, они общались. Я уже не говорю про Розенберга, который просто перенес в поп-арт стиль комиксов.

С.БУНТМАН: Мэтр искусства второй половины 20 века.

О.ДУБИЦКАЯ: Можно говорить, что и на кинематограф повлиял Эрже.

С.БУНТМАН: Еще как.

О.ДУБИЦКАЯ: Мы имеем в виду не только знаменитый фильм Спилберга, который вышел в позапрошлом году, но и сам стиль, как рассказывается приключенческая история. Может быть просто кадры. У Эрже ужасно важно визуальное удовольствие, просто смотреть, как статичные картинки передают движение, драки, погони. Это просто потрясающе, с точки зрения художественности.

С.БУНТМАН: Погони на автомобилях, на самолетах.

О.ДУБИЦКАЯ: Да. Крушение самолетов. Бури. Это просто визуальное удовольствие разглядывать эти картинки. Я думаю, что именно поэтому аудитория не детская. Не только детская, но и взрослые получат огромное удовольствие от просматривания этих альбомов. Важно, что это не просто передача движения, важно смотреть, как эти кадры сочетаются. Когда ты рассматриваешь страницы, все сделано с огромным вкусом. Эрже тратил огромное количество времени. Это не просто кто-то нарисовал на компьютере, как сейчас, много любителей комиксистов. Это по-настоящему художественная работа, с большим количеством эскизов. Финальный кадр - произведение искусства.

С.БУНТМАН: Когда ты смотришь, у Эрже есть изданные наброски, как изменяется. Это большие листы. Он рисует всю страницу на большом листе, после долгих набросков. Всю страницу. Вот разворот, что такое разворот, на развороте часть истории, это когда мы смотрим сериалы - целый эпизод, серия, это как сезон в сериалах, а здесь как эпизод. Смотрите, каждый раз, когда Вы откроете "Тинтина", последняя картинка оставляет нас в каком-то ожидании. Что там дальше? Зависает все. Что там дальше? Следующее идет продолжение приключений. Это замечательное искусство, но и увлекательная история. Очень забавны эти истории. Это большой юмор. Очень большая ирония, которая есть у Эрже в "Тинтине". Кстати, Спилберг, как у него получилась история с "Тинтином". Он давно хотел делать "Тинтина", но после одного случая. Когда он снял первую серию про Индиану Джонса, начали писать в Европе критики, особенно во Франции, что это типичный "Тинтин". Даже есть похожие эпизоды. Бедный Спилберг. Когда ему это сказали, кто такой, почему не знаю. Ему рассказали про "Тинтина", ему дали прочитать "Тинтина". Вторая серия "Индианы Джонса" с прямыми намеками на "Тинтина". Мальчик коротышка, который во второй серии, в храме Судьбы есть у Спилберга, с привязанным ящиком к ботинку, чтобы доставал до педалей, это типичный мальчик Чанг. Китайский мальчик, когда он ведет машину. Там все вот так сделано, шанхайский. Они сделаны, как "Голубой лотос". Так что мы даже не подозреваем, какое это оказало влияние.

Юра, 7 лет: "Я в школе вчера играла в Тинтина. А книги "Сигары фараона" нет"? Ребят, Вы разберитесь с собой. 203 SMS-ка. Конечно, можно.

Сейчас, мы еще зададим вопрос. Мы говорили, что Снежок, который может быть Мелком, кем угодно, он Снежок, потому что он в английском еще Сноу, какой породы собачка? Как вы думаете? Я сейчас мелко покажу. Где он у нас мельче всех?

О.ДУБИЦКАЯ: Вот, торчит из вазы.

С.БУНТМАН: Да. Торчит из вазы. Здесь он виден. Если кто смотрит в Сетевизоре, он торчит из вазы, где у нас Тин, как китаец. Какой породы собачка Снежок? 363-36-59, код 495. SMS-ки посылайте +7-985-970-45-45. Как собачка у нас появилась?

О.ДУБИЦКАЯ: Считается, что есть и прототипы собачки. Есть рисованные истории, собственно, которые, скорее всего, знал Эрже. Но мне кажется, что это просто такой архетипический образ - верный друг.

С.БУНТМАН: Как без собачки-то?

О.ДУБИЦКАЯ: Как символ, например, на детских портретах, известно 18 и 19 веков. Это символ верности, дружбы. Дружба - это одна из главных тем комиксов о "Тинтине". Мне кажется, что без собаки действительно никуда.

С.БУНТМАН: Да. Он очень верный, смелый пес. Какой породы Снежок? 363-36-59, код 495. Что Вы не соединяетесь? Соединяйтесь.

О.ДУБИЦКАЯ: Правда, с вредными привычками.

С.БУНТМАН: У него много вредных привычек. У меня весит открытка дома из "Тинтина". Милу бежит по заданию Тинтина и находит косточку. Я рассказывал уже. Над ним две собачки: одна беленькая с крылышками, которая ему говорит, что надо идти туда, куда тебя послал Тинтин. А другая разбитная собака с трезубцем, красная совсем, говорит: "Да ну брось ты. Смотри, какая кость замечательная". Он стоит в размышлениях. Давайте попробуем. 363-36-59, код 495. Ответьте мне, какой породы собачка у Тинтина? Собачка Милу. Алло. Доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ: Доброе утро. У меня у друга дочка.

С.БУНТМАН: Нет. Дорогие друзья, не будем сейчас отнимать, у друга дочка. У меня у друзей знаете, сколько дочек и сыновей? У меня у самого есть, у меня даже внук есть. Дорогие друзья, мне хочется, чтобы ребята ответили. Алло. Доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте. Это "Эхо Москвы"?

С.БУНТМАН: Здравствуйте. Да.

СЛУШАТЕЛЬ: Сейчас дам ребенка.

С.БУНТМАН: Давайте. Правильно спросили, это "Эхо Москвы".

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это НРЗБ. Мне 9 лет. Я из Иркутска.

С.БУНТМАН: Скажи мне, пожалуйста, какой породы собачка?

СЛУШАТЕЛЬ: Фокстерьер.

С.БУНТМАН: Правильно. Ты знал или догадался?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, я просто фильм смотрел, запомнил.

С.БУНТМАН: Альбомы ты не читал?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет.

С.БУНТМАН: Хорошо. Какой ты хочешь альбом?

СЛУШАТЕЛЬ: Какие есть?

С.БУНТМАН: Сейчас тебе скажу. Есть "Голубой лотос", "Сигары фараона", "Черный остров" и "Краб с золотыми клешнями".

СЛУШАТЕЛЬ: Давайте "Краб с золотыми клешнями".

С.БУНТМАН: Там же есть Хэддок. Правильно. Хорошо. Отлично. Мы тебе пришлем обязательно. Я очень надеюсь, что будет идти не 124 года посылка. Это у меня плохой уже смех. Ты первый раз дозвонился до нас?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

С.БУНТМАН: Молодец. Спасибо тебе большое. Счастливо. Отлично. В Иркутск у нас уезжает. Виталина, 8 лет: "Фокстерьер". А заказать трудно? 222, красивый номер у SMS-ки. Виталине мы пошлем. Продолжим наш разговор о "Тинтине", о комиксах, о персонажах замечательных через 5 минут.

НОВОСТИ

С.БУНТМАН: Еще раз, доброе утро, ребята. Мы продолжаем наш разговор о "Тинтине". Ольга Дубицкая, координатор издательской программы Центра современной культуры "Гараж". Мы говорим о "Тинтине", о комиксах. Все говорят, что это перелом был у Эрже, как у художника, когда он повстречал Чанга. Чанга, не мальчика из собственного альбома, а приехал китайский студент замечательный, тоненький, в костюме. Есть его фотографии.

О.ДУБИЦКАЯ: Он сам художник.

С.БУНТМАН: Да.

О.ДУБИЦКАЯ: Действительно в первых альбомах Эрже позволял себе некоторые вольности. Как он представлял себе Советский Союз, так его и рисовал. То же самое в Конго. Потом ему посоветовали, когда он взялся за китайскую тему, взять консультанта-художника. Он тогда учился в Академии художеств в Брюсселе. Эрже было, по-моему, 27 лет, Чангу было 26. Чанг оказал огромное влияние не только на художественный стиль Эрже. Он давал ему уроки каллиграфии китайской. Стиль стал намного тоньше. Главное, что он дал ему огромное количество исторических подробностей. Он просто описывал пейзажи любимого Шанхая, цвета, вплоть до рекламных вывесок.

С.БУНТМАН: Как Вы понимаете, это не просто Эрже нарисовал абы что. Знаете, как иероглиф на майке, никогда не знаем, что там написано, а здесь все можно прочитать.

О.ДУБИЦКАЯ: Это действительно самый тщательно сделанный, самый близкий к правде исторической альбом. Он повлиял на него и как человек. Неслучайно он сделал Чанга персонажем книги, и неслучайно там появляются трогательные диалоги о дружбе народов, о том, что нужно бороться со стереотипами.

С.БУНТМАН: Там появляются все глупости, которые рассказывают европейцы о китайцах, и китайцы о европейцах. Все эти глупости замечательно в картинках воспроизведены. Сколько всего существует комиксов про Тинтина?

О.ДУБИЦКАЯ: 24, насколько помню. Причем, 24 не окончена.

С.БУНТМАН: 23 классических альбома.

О.ДУБИЦКАЯ: И огромные суммарные тиражи. Около 200 миллионов копий продано на 58 языках.

С.БУНТМАН: У нас есть в коллекции "Скипетр Оттокара" на чешском языке. Мы специально захотели на чешском языке. Мы - это я с сыном, Евгением Сергеевичем. Мы собираем. Есть у нас "Тинтин" на армянском языке. Мы специально в Ереване купили на армянском языке, с огромным удовольствием. Я очень рад, что не для коллекции издают на русском, не для того, чтоб был язык, а для того, чтобы ребята читали и хорошо к этому относились. Настя и Катя просят "Краба", 229. Я думаю, что за такое уточнение, сколько есть альбомов про Тинтина, конечно можно им послать. "Смотрел фильм про Тинтина, попросил у мамы книгу, но она не нашла в нашем городе", - Леша из Тамбова. 230. "Сигары фараона". Дело в том, что Эрже несколько раз переделывал каждый альбом. Как это происходило? Очень интересная техника альбомов его. Они не сразу выходили.

О.ДУБИЦКАЯ: Сначала он начинал публиковать выпусками в газете. Это была "Маленький 20 век".

С.БУНТМАН: Приложение к " Большому 20 веку".

О.ДУБИЦКАЯ: Выпуски были еженедельными. Потом история собиралась в альбом, выпускалась отдельно. Действительно, какие-то исправления, изменения сюжета или исправление каких-то деталей могли вноситься между газетной версией и альбомом. Тем более что не только Эрже потом стремился к исторической правде, но и получал множество писем от читателей, которые говорили, что не тут у Вас.

С.БУНТМАН: Самолетик не такой.

О.ДУБИЦКАЯ: Критику он воспринимал конструктивно. Он действительно перерисовывал. Не обижался.

С.БУНТМАН: Когда как. Он обижался на глупости, как нормальный художник. А на такие вещи, конечно, никогда не обижался. Спилберг очень похож на Эрже любовью к старой технике. Был чудесный фильм "Фантастические истории". Там у Спилберга сюжет про стрелка из бомбардировщика во время Второй мировой войны, который очень хотел работать у Диснея. Они летят на тяжелом бомбардировщике. И его заклинило внизу, в стеклянном колпаке, у них заклинило шасси, они не могут сесть. Могут сесть, только раздавив этого стрелка. Он все время рисует. Пробуют выпустить шасси. Выпускаются шасси с огромными оранжевыми колесами с заплатками, как в мультфильме. Просто он это нарисовал, и все ожило. Спилберг это делал, когда не знал никаких комиксов о Тинтине.

О.ДУБИЦКАЯ: Мне кажется, у Эрже одержимость не старой техникой, это все-таки радио. Тинтин пользуется постоянно радиопередатчиками, самолеты, броневики, танки, у него есть изобретенные вещи, например, автомат, который закамуфлирован под большую фотокамеру. Один из преступников пытается убить Тинтина из такой самодельной пушки.

С.БУНТМАН: Да. Там еще скипетр Оттокара воруют.

О.ДУБИЦКАЯ: Телевидение. Тинтин смотрит соревнования авиаторов по телевидению. Оказывается, что туда случайно попали Дюпон и Дюпонн, незадачливые детективы. Мне кажется, что у Эрже просто любовь к технике и разным плодам прогресса.

С.БУНТМАН: Да. Это меняется с годами. Уже в 70-х годах у него появляются другие. Он же в 60-х, 70-х. Машины он меняет. Очень интересно старые альбомы покупать, первые, потому что там другие машины, самолеты. Он перерисовывал, делал другое издание. Тут у нас кто-то окончил отлично первый класс и первый класс в музыкальной школе. Аня: "Прошу "Краба с золотыми клешнями". 232. "Какой из комиксов больше всего подходит для девочек? У меня есть "Черный остров" интересно. Хочется "Голубой лотос", - Саша. Для девочек подходят все комиксы.

О.ДУБИЦКАЯ: Мне тоже кажется, что это совершенно не мальчиковая история. Для всех.

С.БУНТМАН: Для всех, но она и мальчиковая. Там нет ни одной девочки. Там есть 1 женский персонаж - певица Бьянка Кастафиоре. Миланский соловей. Большая тетя, которая все время поет арию из "Фауста". Бедный капитан Хэддок не знает, куда ему убежать. Очень смешно, Вы говорили, Оля, как обозначено движение, а как обозначен звук. Там всегда летают сломанные ноты такие, со сломанными шейками, когда Бьянка Кастафиоре поет.

О.ДУБИЦКАЯ: Звук в комиксах Эрже очень важен. Потому что там все время что-нибудь падает, взрывается, все время какие-то подозрительные звуки из склепа, башни. Поэтому, можно сказать, звучащие рисованные истории.

С.БУНТМАН: Давайте, мы зададим Вам вопрос для того, чтобы "Тинтина" Вы получили какого-нибудь, только заказывайте, какого. Скажите, пожалуйста, есть зверь в "Черном острове", горилла, все равно Вы с интересом прочитаете, какого звука страшно боялся этот зверь? Как Вы считаете? SMS-ки давайте присылайте +7-985-970-45-45. Дениска стал хорошистом, 10 лет. Я думаю, что для кого-то все 5 получить это повседневная жизнь, а для кого-то выйти на другой уровень, стать хорошистом.

О.ДУБИЦКАЯ: Достижение.

С.БУНТМАН: Да. Конечно, достижение. "Краба" он хочет. 238 SMS-ка. "Краба" больше нет. Тогда "Сигары". "Сигары" еще есть у нас? Последний. Все. Ничего не осталось. У нас еще на той неделе будут, ребят. "Лотос" есть у нас? Да. Давайте я по телефону Вас спрошу и "Лотос" подарю. Какого звука пугалась горилла? 363-36-59, код 495. Пожалуйста, звоните по телефону. Он сегодня с какими-то скрипами. Кто спит. Приличные люди, сколько посылают сообщений.

О.ДУБИЦКАЯ: В Иркутске не спят.

С.БУНТМАН: В Иркутске уже грех спать. Я не скажу, что пора ложиться спать, но уже к обеду. Давайте попробуем. 363-36-59, код 495. Алло. Доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ: Доброе утро. Даю ребенка.

С.БУНТМАН: Давайте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло.

С.БУНТМАН: Доброе утро. Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Саша.

С.БУНТМАН: Сколько тебе лет? Скажи мне, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: 11.

С.БУНТМАН: Где ты живешь?

СЛУШАТЕЛЬ: В Мытищах.

С.БУНТМАН: Скажи, как ты думаешь, какого звука испугалась горилла?

СЛУШАТЕЛЬ: Звука лая на него.

С.БУНТМАН: Лая собачьего. Конечно. Молодец. Ты знал?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

С.БУНТМАН: Хорошо. "Лотос" у тебя есть?

СЛУШАТЕЛЬ: Кто?

С.БУНТМАН: "Голубой лотос" есть у тебя альбом?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет.

С.БУНТМАН: Что ты хочешь "Лотос" или "Черный остров"?

СЛУШАТЕЛЬ: Я читал "Краб с золотыми клешнями".

С.БУНТМАН: "Черного острова" у тебя нет?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет.

С.БУНТМАН: Я тебе "Черный остров" подарю.

СЛУШАТЕЛЬ: Хорошо. Спасибо.

С.БУНТМАН: Пожалуйста. Отлично. Спасибо большое. Правильный человек. Конечно лая Милу. "Горилла боялась лая. Хочется "Голубой лотос", - Саша. 246 SMS-ка. В Сальск я пошлю все-таки. "Лай. Зоя в Сальске. "Лотос и Тинтин". 244 SMS-ка.

О.ДУБИЦКАЯ: Лаконично.

С.БУНТМАН: "Разве советский Мурзилка не аналог"? В чем-то аналог.

О.ДУБИЦКАЯ: Пожалуй.

С.БУНТМАН: Почему у нас комиксов мало? У нас же такие художники есть, такие ребята чудесные. У нас были в "Веселых картинках" практически комиксы про веселых человечков. У меня есть 60-го года комикс.

О.ДУБИЦКАЯ: Нет такой культуры, как во Франции. Например, там многие книги, романы выходят в форме текста, потом перерисовывается в форме комиксов. Иногда, мне рассказывали, что бывает сначала комикс. То есть человек приносит сначала рукопись в издательство. Сейчас мы с книгой подождем, но у нас есть прекрасный художник, сюжет очень подходит для комикса. Сначала книга выходит в качестве комиксов и набирает популярности, потом уже выходит оригинальная рукопись автора. Мне кажется, что у нас пока нет спроса такого большого как в Европе, есть, конечно, предложения. Есть чудесный фестиваль комиксов "Комиссия", есть специалисты - теоретики, художники, но пока не наросла, наверно, публика, которая постоянно покупала и искала новых и новых. Художники прекрасные у нас есть и авторы комиксов. Не всегда это 1 человек, как Эрже. Который собственно и придумывает сюжет и рисует картинки. Иногда это тандем.

С.БУНТМАН: Астерикса, например, придумывали 2 выходца из Польши. Удерзо и Госинни. Они выходцы из Польши, и когда я был в Варшаве, я увидел одного пожилого поляка с длинными усами. Я подумал, откуда все их древние галлы?

О.ДУБИЦКАЯ: Прототип.

С.БУНТМАН: Они самые замечательные поляки. Был Эштон Линкс с такими усами. Чудесный поляк. У нас можно сделать, но для этого нужно этого хотеть, нужно, чтобы читали эти комиксы.

О.ДУБИЦКАЯ: Материала, я думаю, в российской жизни более чем достаточно для комиксов. Исторических и сейчас.

С.БУНТМАН: Русское фэнтези вполне себе ничего, хорошо. А фантастические комиксы могли быть очень хорошими. Мог бы и супергерой у нас появиться какой-нибудь.

О.ДУБИЦКАЯ: Конечно. Это доступный жанр, картинки для детей, а как мы видим в комиксах Эрже, это тема большой литературы. Добро и зло. Самопожертвование.

С.БУНТМАН: Конечно. Подвиги, диктатура, политика.

О.ДУБИЦКАЯ: "Голубой лотос" по мотивам вторжения японцев.

С.БУНТМАН: Вы же отгадывали, ребята, на какую страну работал господин Мицухирато в Шанхае. Там много чего есть. Ближний Восток есть, какой он был тогда, когда Эрже его рисовал и рассказывал. "В Питере нет в продаже "Тинтина", - баба Таня говорит. - Покупала внуку в интернет-магазине". Правильно. Баба Таня молодец, лучше всего в интернет-магазине купить. Дорогие друзья из "Махаона", пожалуйста, проверьте, почему в Санкт-Петербурге, в северной нашей столице, уже нет "Тинтинов".

О.ДУБИЦКАЯ: Раскупили.

С.БУНТМАН: Я думаю, что раскупили. Надеюсь, что "Махаон" и дальше будет издавать.

О.ДУБИЦКАЯ: Они собираются. Там 2 книжки сейчас готовятся, 2 альбома.

С.БУНТМАН: Аня говорит: "Выиграла давно "Черный остров". Мама купила "Краб с золотыми клешнями". Других не было в продаже". Где это 400 рублей? Он в Москве не 400 стоит.

О.ДУБИЦКАЯ: Нет. По-моему, меньше 300 рублей.

С.БУНТМАН: Меньше. Великолепно изданный. Представляете, сколько обычно стоят книги, которые так изданы, с такой печатью. Как вы понимаете, плохо напечатано не пойдет. Здесь все сделано чрезвычайно достойно. Света говорит: " Мне очень стыдно. Но я не знакома с "Тинтином". Пожалуйста, подарите мне книжку про него". Твоей тезке ты подаришь что-нибудь? Только "Черный остров". Подари "Черный остров". Как будто "Черный остров" - плохой альбом, ты говоришь, Свет. Я надеюсь, что у нас будут книжки про комиксы. Мы и Ваши будем читать, которые Вы нам выпускаете. Будем ходить на "Комиссии". Сдавать себя на комиссию будем.

О.ДУБИЦКАЯ: Хочу сказать, что книга о комиксах "Тинтина" Тома Маккарти будет представлена на Открытом книжном фестивале 7 июня в 13.30. Есть возможность, приходите, пожалуйста. Книга очень интересная, показывает, что мир Эрже это фактический целый 20 век в комиксах. Это не детская история.

С.БУНТМАН: Книжку эту прочитаете, потом все альбомы будете искать, и будете детям умным видом рассказывать, что это все значит. Так мы, наверное, не поступим. "Мама покупала за 385 на метро "Шаболовская", - говорит Аня. По-разному бывает.

О.ДУБИЦКАЯ: Спекулянты.

С.БУНТМАН: Пользуйтесь, дорогие ребята и их родители, что многие еще не раскусили, что это такое. Когда раскусят, представляете, что будет твориться в магазинах? Мы еще на той неделе разыграем, у нас поступят новые "Тинтины", те же самые альбомы, но больше экземпляров. Конечно, мы будем говорить о других вещах в следующей "Детской площадке" через неделю, но разыгрывать будем и "Тинтинов". Так что готовьтесь. Спасибо большое, Оля.

О.ДУБИЦКАЯ: Спасибо Вам.

С.БУНТМАН: Мы сейчас послушаем "Письмо с фермы" Маши Слоним. Следим за событиями. Насколько лучше все стало, когда наступила весна, лето. "Письма с фермы" стали еще веселей, чем были. Спасибо.

ЗВУЧИТ "ПИСЬМО С ФЕРМЫ" МАШИ СЛОНИМ