Ирина Богушевская - Бомонд - 2006-09-18
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Традиционный «Бомонд», в студии «Эхо Москвы» наша гостья, певица Ирина Богушевская. Доброй ночи!
И.БОГУШЕВСКАЯ – И Вам того же! И всем, кто нас слушает.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да, вот, друзья, у нас все это происходит в ночное время по московскому времени, и это совершенно замечательно, потому что, напомню, нам ничего не мешает, никакие ни рекламы, никакие ни новости. Вот, можем сейчас разговаривать. Я напоминаю, друзья, что смысл этой серии «Бомондов» заключается в том, что вы можете, особенно те, кто знают исполнителя, говорить ему хорошие слова. И я считаю, что это правильно. И я напоминаю наши телефоны: 783-90-25 и 783-90-26, выбирайте телефоны по своему усмотрению. Ирина Богушевская – человек известный, сейчас прозвучит песня в ее исполнении, и поэтому кто не помнит, те вспомнят сразу, и узнают голос, и узнают и манеру. Все это, вот… все это в ночное время… как раз очень хорошо на ночное время ложится. Я также напомню, что у нас пейджер эфирный – 725-66-33. И у нас есть SMS – 7-495-970-45-45, и я посмотрел Ваш сайт. Там кто-то пишет: «У нее эфир на «Эхе». Почему не анонсировали?»
И.БОГУШЕВСКАЯ – Безобразие какое! Почему не анонсировали? (смеется)
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да, почему не анонсировали? Вот, друзья, давайте начнем с песни – это, вот, лучше всего.
ПЕСНЯ
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну вот видите, пришло время хороших аранжировок.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Правда? Спасибо огромное за комплимент.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Раньше как-то вот так не делали, раньше как-то все это было небрежно, под какие-то пару гитар, в крайнем случае, контрабас…
И.БОГУШЕВСКАЯ – Раньше – это когда, Матвей?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну, не знаю… 10 лет назад.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Мне кажется, что в 30-е годы делали все совершенно великолепно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Это как в фильме 50-х годов, после которых 70-е, если Вы помните, как будто разучились играть и как будто разучились ставить.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ну, может быть… вообще, вообще, да… честно говоря, мы, я думаю, что находимся как-то немножко в стороне от такого, мейнстрима российского. Но в российском мейнстриме качество повысилось очень сильно. Потому что все-таки упал железный занавес, и люди получили возможность сравнивать, когда в эфире звучит композиция, как раньше многие говорили, фирменная.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да.
И.БОГУШЕВСКАЯ – «Фирма». «Фирму сыграй давай!» «Это фирменно звучит». До сих пор, до сих пор, на самом деле, некоторые музыканты так говорят. И когда рядом потом шла наша какая-нибудь аранжировка, написанная на «БСРке» какой-нибудь, то, конечно, наша эта композиция проигрывала. Сейчас все-таки все как-то подтянулись и стараются все-таки делать качественную музыку. И это хорошо.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – А вот Вы знаете, я смотрю на Вас Ирина, и думаю, что мы живем в какое-то все-таки очень хорошее время, где очень много всякого предлагается. И это, с одной стороны, пугает, потому что как в этом не потеряться? А с другой стороны, все находит своего, подчеркиваю, благодарного слушателя и зрителя.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ну, мне очень приятно, что когда Вы на меня смотрите, у Вас такие позитивные мысли в голове возникают.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – А какие должны возникать?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Мне тоже… мне тоже очень приятно, что мы живем в такое время, богатое возможностями, шансами всякими разными. Очень разными. Т.е., вот, на моих глазах… как бы, я не первый год стою на сцене… Судьбы многих музыкантов, как бы, некоторые музыкантские судьбы закончились – люди ушли в клерки или, там, ушли в бизнес, потому что, ну, Вы знаете, это такая, вообще, профессия, для выносливых – играть музыку.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Не свое пели. Не свое пели.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Может быть. Может быть. Да. С другой стороны, те люди, которые принимают вызовы времени, и, несмотря, может быть, на то, что время их опрокидывает – я про себя могу это сказать, меня много раз опрокидывало. Казалось бы, совершенно какая-то безвыходная ситуация, там, с эфирами, с отсутствием эфиров – я имею в виду ротации тяжелые.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да, да, да.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Вот, но тем не менее, вот, в детстве мне прочли сказку про двух лягушечек, которые попали в горшки с молоком. И одна лягушечка перестала сучить ножками, потом захлебнулась и утонула, а другая лягушечка все-таки сучила ножками до тех пор, пока не сбила масло и не выпрыгнула из горшочка. Вот этот образ ярко стоит передо мной всю жизнь.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Вот, люди, которые пишут стихи – подчеркиваю, именно, в данном случае, этот аспект мне важен – на которые потом рождаются песни… потому что в моем понимании, человека, который не делает ни того, ни другого – мне кажется, музыку как-то легче написать, а вот написать стихи, которые… я знаю, что Вы еще и стихи просто пишете, которые без музыки, просто так…
И.БОГУШЕВСКАЯ – Я давно, Матвей, не пишу стихов.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да?
И.БОГУШЕВСКАЯ – После того, как я прочла Бродского, у меня… я вдруг поняла, что я не могу ничего поделать.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну неважно, Вы пишете стихи для песен.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Да. Это тесты для песен. Лирика, будем говорить.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Хорошо. Вот я хотел спросить: вот насколько наше время, сегодняшнее, насколько оно способно, вообще, рождать что-то поэтическое?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Вы знаете, откройте интернет, загляните в «живой журнал». Я в последнее время читаю френд-ленту с огромным удовольствием, потому что мне кто-то посоветовал, кого-то посоветовали, кого-то я сама нашла… я нашла нескольких людей, которые доставляют мне истинное наслаждение. Люди, которые… это молодые и девушки, и юноши – они пишут замечательнейшие стихи. Потому что все равно в любое время есть люди, которым 18, 20, 25 лет, когда вот этот… какой-то этот поэтический орган, будем говорить, он настолько еще, вот, мощен, вот, и настолько люди замечательно откликаются на всякие события их внешней и внутренней жизни… Это замечательно. Мне кажется, наше время ничем не отличается от того, которое было в Египте много тысяч лет назад в этом смысле.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – А по-моему, все умерло.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Правда? Ну, я Вам, может быть, оставлю несколько адресов таких. Потому что… потому что, на самом деле, есть ростки, вообще, Россия очень богатая, мне кажется, страна в этом смысле.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Просто не только человек, на мой взгляд, должен… в нем, вот как Вы сказали, должен вот этот орган какой-то некий, вот, что-то, это что-то продуцировать. Нужно еще каким-то образом вот этот мир, который вокруг, он должен быть тоже насыщен хотя бы элементами романтики. Я могу согласиться с Вами только в одном, что, может быть, это, действительно… может быть, поэзия сейчас свойственна исключительно молодым людям – вот, 17, 20 лет – а уж как дальше идешь, какая поэзия?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Нет, ну старая школа продолжает же творить.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну, старая школа – это старая школа. Это профессионалы.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ну вот, есть профессионалы, а есть молодая поросль, которая сотрет их с лица Земли, все как классик сказал. (смеется)
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – О Господи! Друзья, значит, у нас в гостях, вот, Ирина Богушеская, вот, такая вот… вот такая вся из себя. И это замечательно. Я дам, дам, дам – тут рвутся, по телефону хотят сказать слова почитатели Ирины Богушевской. Пожалуйста, звоните, 783-90-25, 783-90-26, ну а у нас следующая песня.
ПЕСНЯ
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ирина Богушевская сегодня в «Бомонде».
И.БОГУШЕВСКАЯ – Добрый вечер!
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да, добрый вечер! Добрый вечер! Друзья, я напоминаю, что хорошие слова сказать Ирине вы можете по двум нашим телефонам - 783-90-25 и 783-90-26. Добрый вечер, доброй ночи! Алло! Да, доброй ночи, здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – Здравствуйте!
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – А как Вы познакомились с Ириной Богушевской?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – Это ко мне вопрос?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ну, наверное, не ко мне. Если следовать простейшей дедукции. (смеется)
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – Хорошо. Как я познакомилась с творчеством Ирины Богушевской?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – Хорошо. Это было довольно давно. Я была юной студенткой…
И.БОГУШЕВСКАЯ – Маленькой-маленькой!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – Типа того. Вот. И меня молодой человек привел в Студенческий театр. Вот. И с тех пор я, в общем, слежу, более-менее, за Вашим творчеством.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Спасибо!
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну и как оно?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – Прекрасно.
И.БОГУШЕВСКАЯ – (смеется) Спасибо!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – Я была, на самом деле, 14-го была в концертном зале «Мир», и мне очень понравилось, как, впрочем, всегда.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Да, спасибо большое, я…
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – Нет, правда, было очень хорошо.
И.БОГУШЕВСКАЯ – 14-го в «Мире», на самом деле… можно без скромности сказать, что на самом деле было хорошо. Вот 13-го было чуть-чуть похуже. А 14-го было вот прям прекрасно.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – А я сидела, вот, и думала, думала: вот интересно, правда сегодня лучше, чем вчера?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Да, лучше.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – Ну, т.е., в смысле, я не была 13-го.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Да, лучше. Лучше.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – А скажите, а, вот, о чем поет Богушевская?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – О, это сложно. Она поет о тяжелой женской доле, так что многие женщины очень чувствуют, как будто она поет.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Вот эти песни, что мы слушали – это о тяжелой женской доле? Мама родная!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – Да.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Нет, мы о женской тяжелой еще не слушали, мы только о приятной женской только что слушали.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – Хорошо, мы пока слушали о приятной женской доле.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – О приятной женской доле, да?
И.БОГУШЕВСКАЯ – О легкой.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – Да.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Боже мой. Ну, спасибо Вам большое, цель этой…
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – А вопросы нельзя, вопросы будут потом?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Конечно… можно, ну что Вы! Потом не надо, потом…
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – У меня есть два вопроса…
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Давайте.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – …коротких и практических.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ух ты!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – Один такой. Я, вот, на самом деле… концертный зал «Мир» - прекрасный концертный зал, но в нем совсем нельзя танцевать. И хотя Ваши песни прекрасные, даже если нельзя танцевать, все равно, порой бывает лучше, когда это можно. Что Вы думаете?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ну хорошо, вырубим мы стулья к следующему концерту. (смеется) Второй вопрос?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – Хорошо. А второй вопрос… Помимо того, что мне нравится слушать, конечно, диски, помимо этого, мне нравится смотреть DVD с концертом из МХАТа, «Нежные вещи».
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – О!
И.БОГУШЕВСКАЯ – Так, замечательно, спасибо большое!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – И в связи с этим у меня вопрос, в связи с тем, что я так нежно люблю нынешний состав, когда будет DVD с нынешним составом, который тоже можно будет…
И.БОГУШЕВСКАЯ – Когда… что, что, что, я не расслышала вопрос?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – Когда будет DVD, видео, в смысле, когда Вы что-нибудь снимете видео с нынешним составом?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Хороший вопрос, но у меня пока нет на него столь же хорошего ответа, потому что я пока не планирую снимать наши концерты, честно говоря. Вот, это, Вы знаете, достаточно дорогое удовольствие.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – Жаль.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Вот, да.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – А как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – Меня зовут Ирина.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Вот тоже Ирина.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ой! Матвей может загадать желание прямо сейчас.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА – Да, да.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Я уже загадал желание, и…
И.БОГУШЕВСКАЯ – А, ну все, тогда…
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – …хочу сказать, что я рад, что первый же телефонный звонок… спасибо Вам большое, Ирина, и успехов…
И.БОГУШЕВСКАЯ – Да, большое спасибо!
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Что первый же телефонный звонок вот такой. Видите, люди… вообще, это, наверное, счастье, какое-то – вот, ходят на концерты…
И.БОГУШЕВСКАЯ – Конечно, это счастье, Матвей. На самом деле, когда артист выходит на сцену, любой, что бы он себе не объяснял про свое место в жизни, конечно, он… конечно, он хочет именно этого. У нас такая вот… такая…
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Тяжелая женская доля.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Нет, у нас такая вот профессия, она невозможна без обратной связи, потому что можно написать роман в стол, можно написать книгу стихов в стол, но петь в стол – это технически очень трудно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Как-то не получается, да. Ирочка, а как у Вас это дело началось? Как проявилось, как Вы артисткой себя почувствовали?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Вы знаете, у меня это дело так давно началось… Это началось с детства и прямо совсем с такого, нежного, и семейный фольклор гласит, что я начала петь раньше, чем разговаривать, и бормотать стихи тоже, вот, как-то… вот на каком-то из первоначальных, буквально, этапов овладения речью. Потом была книжка про Винни Пуха – это была первая книжка, которую я прочла. И Вы помните, Винни Пух – он такой, удивительный персонаж, он ведь то говорит прозой, и вдруг сразу: «Тирлим-бом-бом, тирлим-бом-бом». И мне казалось, что это нормально. И вот так это все и началось. Наверное, это было врожденное. Я так думаю. Потому что никакие жизненные перипетии не смогли этого погасить, хотя учась в университете, я пыталась, пыталась как-то завязать с этой творческой деятельностью – она мне очень мешала делать научную карьеру, очень. Но выяснилось в результате, естественным отбором, что без науки я могу обходиться и обхожусь уже достаточно давно, а вот без этого я обходиться пока что не могу.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – А родители способствовали, или для них это было странно?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Родители способствовали как раз тому, чтобы я получила почетную, престижную профессию преподавателя истории зарубежной философии. Они очень хотели, чтобы я поступила в университет и чтобы у меня все сложилось в жизни хорошо.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Твердый кусок хлеба.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Именно. Не твердый, они хотели, чтобы мягкий у меня был и с маслом. Вот. Такой, уверенный. Но кто мог предположить, что к тому моменту как раз, когда, вот, мне будет надо выпускаться в мир с этой вот профессией, с этими корочками в руках, все перевернется, встанет с ног на голову, и университетский профессор станет получать меньше, чем я получала, работая ди-джеем на музыкальной радиостанции.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – А в Вашей жизни и такое было, да?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ой, у меня, вообще, много было ошибок в юности. На то я…
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – А что, работа ди-джеем на музыкальной станции – это хорошая работа.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Да это замечательная работа. На самом деле, вообще, радио – это же грандиозный простор для мистификаций. Можно же придумать, сочинить себя и подать себя любым. И... и… это волшебная, замечательная совершенно работа, но мне гораздо больше нравится по ту сторону микрофона все-таки. Вот.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – А первое выступление?
И.БОГУШЕВСКАЯ – В 3 года в советском Торгпредстве в Багдаде. Я пела какие-то частушки, я уже, конечно, этого не помню, но мама мне сказала, что там были какие-то такие строчки (напевает): «Покатай на белой «Волге», привези сертификат»… Вот такие вот… вот такой был Торгпред, вот такие были частушки. Вот оно, мое первое…
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Такие были частушки в городе Багдаде.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Да, да. Вот оно, мое первое выступление.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – А первое серьезное выступление, уже в качестве автора и исполнителя своих песен?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ну, прежде чем я стала автором и исполнителем собственных песен, я училась в Московской хоровой студии «Веснянка», передаю ей колоссальный, горячий привет и огромное спасибо за то, что они успели мне дать. Я, вот, в хоре этой самой хоровой студии солировала даже в «Волшебной флейте», помните.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ух ты!
И.БОГУШЕВСКАЯ – На немецком языке. Ну, на самом деле, серьезная студия, серьезное образование дает. И мы перепели просто весь репертуар от Пергалезе до Бортнянского. И, конечно, на самом деле, это очень важно, когда ты вот так вот воспитываешься на такой музыке. Ты просто, ну, как-то… это в том смысле, вот, в самом полном смысле, происходит образование, когда тебя образовывают как нечто. Ну и конечно, в общем, я начала писать… Вернее, я продолжала песни писать, вот, с детства. Потом просто лирические герои менялись очень сильно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну и все же, вот это первое выступление со своей продукцией?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Со своей продукцией, наверное… ну, наверное, это были школьные всякие вечера. Потом это, конечно, были университетские всякие вечера, университетская так называемая самодеятельность, которой мы занимались. Вот там, собственно, я и блистала, исполняя свои декадентские песенки под рояль.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – 783-90-25, 783-90-26, алло, добрый вечер! Алло, здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ ДАВИД – Алло, это Ирина и Матвей?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Да, здравствуйте!
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да, как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ ДАВИД – Меня звать Давид.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Очень приятно, Давид.
СЛУШАТЕЛЬ ДАВИД – Ирина, я хочу Вам сказать, что на фоне того, что я слышал вообще на многих радиостанциях, ну, наверное, это поэзия Серебряного века. Это самое, Бродского оставим, Бродский, конечно – это замечательно. Вы скажите лучше, когда у Вас будет выступление, вот, я, может быть, прослушал…
И.БОГУШЕВСКАЯ – Вы знаете, ближайшее выступление у нас…
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Спасибо!
И.БОГУШЕВСКАЯ – Спасибо, Давид! Ближайшее выступление у нас 20 числа – не помню, какой это день недели – мы открываем там сезон. В Нижегородском Кремле. Потом у нас выступления в октябре будут происходить, насколько мне сейчас известно, они должны быть в Краснодаре, в Воронеже, в Ростове-на-Дону, в Красноярске, Новосибирске… В общем, мы будем много ездить по России, и это тоже огромное счастье, что в городах, куда мы приезжаем, вот, с моими любимыми музыкантами, люди приходят на концерты, как правило, тьфу-тьфу-тьфу, у нас бывают аншлаги, и главное, что все в конце танцуют, поют и чувствуют себя счастливыми. В Москве ближайшие выступления пока не запланированы, и я объясню, почему, очень коротко. Дело в том, что мы программу, которая называется «Нежные вещи», видите, мы сняли ее презентацию в 2005 году в январе, и мы ее катали сезон очень интенсивно. И я чувствую, что, как бы, в Москве публика ее уже посмотрела, эта программа выработала свой, будем говорить, ресурс. Налетала уже столько человеко-часов, что достаточно. Мы собираемся заняться новыми песнями. Вот, и… Вы знаете, я больше никогда не хочу делать ничего в панике, в истерике, спеша. Я хочу делать все так: вот когда созреет новая программа – у нас будет премьера. Вы об этом обязательно узнаете.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – «Госпожа певица, очень рад сегодняшнему знакомству с Вами и Вашими песнями. Извините за нахальство: в концертах Вы выступаете без фонограммы?»
И.БОГУШЕВСКАЯ – (смеется)
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну, вопрос…
И.БОГУШЕВСКАЯ – Вы знаете, вообще, это отличный вопрос. И я гордо – гордо – на него отвечу, что я никогда не использую фонограмму. Вообще никогда, практически.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Из города Саратова Александр спрашивает: «Уважаемая Ирина, к какому из ныне существующих творческих стилей Вы относите свою деятельность? Вообще, что это за стиль?».
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ой… Я, как Чебурашка, который никак не мог найти себя между Чебоксарами и чебуреком, затрудняюсь с самоидентификацией, потому что стиль, в котором я работаю, он как-то вбирает в себя очень много любимых мною музыкальных течений. Понятно, я долгие годы работала в Студенческом театре МГУ, где мы играли музыкальные кабаре. Понятно, что я знаю наизусть все фильмы Бобы Фосса, понятно, что на меня, конечно, это повлияло. Конечно, я обожаю, там, Чаплина и, там, Лайзу Минелли, с другой стороны, я обожаю нашу с вами родную музыку 30-х годов: обожаю Утесова, обожаю Бернеса, обожаю Шульженко, обожаю Вертинского… Ну, и… вот если можно всех их объединить одним названием…
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну, это шансон.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Да. Это… Совершенно верно. Да, это… пускай это будет театральный шансон.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Почему театральный? Просто шансон.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ну, потому что просто шансон – понятно, что называется сейчас в нашей стране просто шансоном.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Нет, я же не говорю «Радио-шансон». Я просто говорю, шансон в истинном этом понимании.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Шансон. Да. Именно так и есть.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – А вот давайте мы сейчас послушаем песню, где все разнообразно и интересно.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Вот, вот, вот. Она как раз очень, как раз иллюстрирует вот это направление.
ПЕСНЯ
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Это Ирина Богушевская со своей песней. Что-то у меня сразу возникли ассоциации – как будто фильмы Рязанова какие-то, старые еще. Знаете?
И.БОГУШЕВСКАЯ – У меня, скорее, с фильмами Александрова, конечно же, ассоциации, где Орлова в этом белом цилиндре, с фонарем и от катафалка такая… Вот, конечно, это тот образ.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Хорошая музыка, и вот…
И.БОГУШЕВСКАЯ – Спасибо!
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – …натуральные инструменты, настоящие, не электрические.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Не электрические.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Они, конечно, придают. Придают, придают, придают.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Это все сделано по старинке, вручную. Музыка, сделанная вручную.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – 783-90-25, 783-90-26, вы можете сказать Ирине Богушевской какие-то слова.
И.БОГУШЕВСКАЯ – …все, что думаете.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Добрый вечер!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА – Доброй ночи!
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Доброй ночи! Как Вас зо…
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА – Я тоже была на концерте 14-го числа.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – А как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА – Галина.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да, Галина.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Слушайте, как приятно! Огромное Вам спасибо! Вот как замечательно, мы никак не расстаемся. Это здорово.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА – Ой, Вы представляете, меня заразила, если так можно сказать, Вами моя дочь. Разница у нас в возрасте 28 лет. С одинаковым удовольствием и она, и я слушаем Вашу музыку.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ну, я прямо даже не знаю, что сказать, потому что я уже вся растаяла у микрофона.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА – У меня, знаете, ну, какой-то, может быть, несколько личный вопрос. Если можно.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Можно, конечно.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА – Вы не обидитесь?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Смотря какой вопрос.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА – Мне хотелось бы узнать, каково, вообще, мужчинам рядом с такой талантливой женщиной? У нас же, как правило, не переносят мужчины.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Это личный вопрос тогда не ко мне, а к мужчинам, которые рядом со мной.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА – А как Вы это… ну, Вы видите, как к Вам относятся.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ну Вы знаете, вот, вроде все пока живы.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА – Слава Богу!
И.БОГУШЕВСКАЯ – Конечно, конечно, тяжело.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА – Да?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ну, ничего. Как-то они сражаются за жизнь.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Спасибо! А я не понимаю, что-то… что здесь такого? Ну…
И.БОГУШЕВСКАЯ – Я вот тоже не понимаю. Ну что здесь та…
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну только, вот, гастроли, то, что гастроли часто, гастрольный план, график, вот, причина распада многих семей артистических – это то, что «дан приказ ему на запад, ей в другую сторону».
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ну, в нашей семье это ровно так и происходит, потому что мой муж журналист, который занимается… как же это сказать? В общем, он занимается тест-драйвами всех машин, которые появляются на рынках мира, и вот, вчера ночью из Португалии вернулся, скоро уезжает еще куда-то, там, на Лазурный берег… Т.е. у нас бывает такое, что, конечно, что мы редко видимся – вот какие-то бывают периоды. Но мне кажется, наоборот, это залог стабильности, потому что… (смеется)
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну… да, наверное.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Мне кажется, что это так.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Наверное, наверное, наверное. Это у всех очень по-разному.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Я думаю, наверное, самое тяжелое – вот уж, если говорить обо мне – это вот если бы я жила с человеком, который не разрешал бы иногда включать музыку в машине, и вообще, дома бы ее не разрешал включать, и говорил: «Ребят, не трогайте меня. Не заходите ко мне в комнату, пожалуйста, я, вот, сейчас, я вот закончу…», да? И не выходит, там, два дня из комнаты, скажем, не заканчивает. Ну, бывает такое.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – А может, он пишет гениальный роман какой-то?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ну, я вот, романов не пишу, я пишу песни, и иногда бывает такое, когда… вот, вот бывает такой затык, и ты не можешь, не можешь, вот, до конца размотать этот клубок, который, вот, извините, в голове, вот, крутится, не можешь до конца, вот… до конца эту нитку вытащить оттуда. И вот это тяжело.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Я думаю, что это тяжелее всего.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – «Ирина, Ваш голос божественен, нет слов. Роман, Петербург».
И.БОГУШЕВСКАЯ – Спасибо, Роман.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Марк из Бонна. Он слушает нас в Бонне сейчас. Он говорит: «Приезжайте на гастроли в Германию, мы будем очень рады». Марк, организуйте гастроли.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Вы знаете, я с удовольствием поеду в Германию, и конечно, мне бы хотелось привезти свой состав. Сразу скажу, что нас 8 человек. Мы играем концерты составом таким: рояль, контрабас, ударные, гитара, кларнет, саксофон. Вот, плюс звукорежиссер. Вот, я вот, вот, имею, представляете, дерзость вот таким составом кататься по стране, когда все обычно возят с собой фонограмму и максимум 4 танцоров. Ну, пятерых. Ну, шестерых.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – И 4 танцора… да, 4 танцора. Это хорошо. Следующий звонок. Слушаем Вас! Добрый вечер!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЮЛЯ – Добрый вечер!
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Добрый вечер! Как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЮЛЯ – Меня зовут Юля.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Здравствуйте, Юля!
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да, Юля!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЮЛЯ – Я даже не знаю, так очень хочется много Вам сказать хороших слов. Я тоже была на концерте 14 числа…
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да что ж такое, ну…
И.БОГУШЕВСКАЯ – А Вы не из одной квартиры звоните с Ириной и Галиной, нет?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЮЛЯ – Моя дочка подарила Вам ракушку.
И.БОГУШЕВСКАЯ – А-а-а! Огромное спасибо! Да, это очень приятно, учитывая, что я бывший дельфин.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЮЛЯ – (смеется) Вот. Я Вам честно хочу пожелать, чтобы… я очень люблю Вашу песню «Улетаю», хочется, чтобы Вы никогда больше, ну, вот, не испытывали такого состоянии души, чтобы писать такие песни. Очень хочется, чтобы Вам здесь было хорошо, и чтобы всегда у Вас были аншлаги, и чтобы мы всегда Вас любили.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Огромное спасибо за это пожелание…
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Спасибо большое!
И.БОГУШЕВСКАЯ – На самом деле, мне действительно, благодаря Вам, мне здесь хорошо. Это правда. Я очень понимаю Вертинского. Я понимаю, почему он вернулся из, в общем, благополучного такого, китайского периода, да, почему он вернулся на родину. Потому что здесь были люди, которые говорили с ним на одном языке, которые… вот публика здесь была его. Он кочевал за ней, ведь правда, по всему миру – там, в Стамбул, потом, там… ну, и дальше все эти странствия его. Потом вернулся все-таки, не мог. Вот, и конечно же, я буду здесь. Это правда.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Сейчас обещана песня о тяжелой женской доле. Или мужской?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Нет, это о тяжелой женской как раз-таки доле. Вот, девочки меня поймут.
ПЕСНЯ
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ирина Богушевская у нас здесь в студии.
И.БОГУШЕВСКАЯ – С трагическими песнями.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да ну, бросьте. 783-90-25, 783-90-26, и следующий телефонный звонок, слушаем Вас!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕРИЯ – «Эхо Москвы»?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да, добрый вечер!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕРИЯ – Здравствуйте!
И.БОГУШЕВСКАЯ – Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕРИЯ – А у меня к Ирине Богушевской вопрос, если можно.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ой, вашу маму и тут, и там передают. Да? Я слушаю Вас внимательно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – А как у Вас музыка играет?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕРИЯ – В каком смысле?
И.БОГУШЕВСКАЯ – А откуда у Вас «Эхо Москвы»?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну, мы слышим, что у Вас там играет музыка.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Эта песня кончилась только что!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕРИЯ – Через компьютер.
(хором)
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – А-а-а!
И.БОГУШЕВСКАЯ – А-а-а!
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Там запаздывание идет. А где Вы нас слушаете?
И.БОГУШЕВСКАЯ – В Екатеринбурге.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ой как мне приятно!
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да, Вы тогда компьютер выключите, пожалуйста, а то там сейчас будет все повторяться. Если можно. А мы Вас слушаем. Как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕРИЯ – Меня зовут Валерия
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да, Валерия, очень приятно.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Валерия, очень приятно, что Вы звоните из Екатеринбурга.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕРИЯ – Да, вот я не была на концерте 14 сентября, как Вы понимаете.
(все смеются)
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да. Да.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕРИЯ – Да. А очень бы хотела. Ваши диски все я знаю практически наизусть.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ой, спасибо Вам большое!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕРИЯ – И вот, хочется узнать, есть ли шанс дождаться Вас живьем, вместе с контрабасом, роялем, ударными?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ой, Вы знаете, я бы ужасно хотела поиграть в Вашем городе, потому что это все-таки для российской музыки город совершенно особенный, город такой, исторический, да?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да.
И.БОГУШЕВСКАЯ – С огромной и замечательной традицией. Я с удовольствием приеду как только, так сразу.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕРИЯ – Ну, пока конкретно что-то трудно сказать? Да?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Вы знаете, пока конкретно что-то трудно сказать, потому что не мы организуем гастроли, мы не бродячий цирк, который приезжает куда-нибудь, ставит «Шапито» и выступает. Все-таки мы… У нас такая банда, что нас должны как-то пригласить, позвать, рискнуть – и выиграть, и потом пить шампанское.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да. Спасибо…
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕРИЯ – Ну что же, будем ждать с шампанским Вашу банду.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Спасибо Вам большое за звонок!
И.БОГУШЕВСКАЯ – Огромное Вам спасибо!
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – И еще следующий телефонный звонок. Добрый день, как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРГАРИТА – А можно соединиться с Ирочкой Богушевской?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – А вот она Вас слышит уже.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Соединяйтесь, я вся Ваша.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРГАРИТА – Ира?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Да, да.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРГАРИТА – Ирочка, добрый день, это Маргарита. С Гришенькой, помните, мы были у Вас на концерте?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Да!… Я помню, помню, конечно, Маргарита, помню.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРГАРИТА – Багдад, там, и прочее.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Багдад и прочее я отлично помню.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРГАРИТА – Дядю Рауля, Милу и т.д.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Я помню, помню, помню.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРГАРИТА – Мы, вот, сейчас слушаем радио, и я просто… ну, Гриша, как всегда, с ума сходит, и я тоже вместе с ним.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ну, Вы держите себя в руках.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРГАРИТА – Мы больше удовольствие получили, огромное спасибо за Кремлевский дворец. И вот, ждем… ждем, вот… выйдет ли вот этот DVD-диск…
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ой, да, замечательно, что Вы задали, Маргарита, этот вопрос, потому что весь август…
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Спасибо большое, Маргарита.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Огромное спасибо за него, потому что весь август я занималась тем, что сидела в студии и, наконец, сводила этот… ну, не я, конечно, его сводила, его специальный звукорежиссер, очень грамотный, и опытный, и вообще, замечательный, сводил. Вот, но сейчас этот диск проходит такие вот, финальные стадии уже, там… не буду кидаться этими терминами…
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Это какой-то Ваш концерт, да?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Это Кремлевский наш концерт. Вот, у нас в ноябре был концерт, «Лучшие песни» – так мы нескромно его назвали – в Кремлевском дворце Съездов. И я совершенно счастлива, конечно, что туда пришел полный зал народу, и я думаю, что когда этот диск выйдет, если хотя бы каждый, кто там был, его купит себе на память, то будет прямо замечательно. Если еще мы к этому моменту успеем как-то побороть всех пиратов, будет просто здорово.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Не, ну сейчас как-то уже стало достаточно цивилизованно.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ну, не знаю, не знаю.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – «Не знаю, не знаю»…
И.БОГУШЕВСКАЯ – Не знаю, не знаю. Я так ждала, вот, 1 сентября, когда должны были всякие поправки к закону об авторских правах войти в силу. Вроде как, они туда вошли, но, вот, о каких-то предложениях…
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Но решительно ничего не изменили.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Да, никаких легальных предложений от интернет-ресурсов я пока не получала. Вот, жду. Вся такая, в нетерпении, практически, раскинулась…(смеется)
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Трепетная, да. Ну вот, нам, конечно… я сегодня больше времени дал вам поговорить, и видите, вот такие какие-то однотипные звонки, но хорошие звонки.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Да, как-то не хватило нам сегодня полемики, да?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да какая… Зачем она?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Острого пыла борьбы, дискуссий не хватило…
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – А зачем?
И.БОГУШЕВСКАЯ – Ну, мне кажется, да, на самом деле, такое время, уже пора как-то достичь примирения и согласия.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Нет, дело не в этом, я с художниками не спорю. О чем мне спорить с Вами? О том, что стихи как-то не так написана, да музыка – не те ноты? Да это ж Ваше, о чем тут говорить? Это вот, так вот – пришел человек, написал песню и поет. Вот и все. В этом смысл этой передачи. И такая передача, как «Сводня», знаете? Оказывается, вот есть почитатели, оказывается, они, вот, решили не спать в это ночное время…
И.БОГУШЕВСКАЯ – Да, это очень приятно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – И решили Вас слушать. Ну, вот это и замечательно, для этого и радио существует. Радио такой, коммуникатор. Вот, поэтому я Вам по-хорошему завидую.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Спасибо!
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Хорошо иметь фанатов.
И.БОГУШЕВСКАЯ – Хорошо. Это очень приятно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ – Хорошо иметь фанатов…
И.БОГУШЕВСКАЯ – Тем более, таких милых. Потому что ко мне все-таки публика ходит на концерты, мне кажется, та, которая читает книжки и правильно говорит по-русски. Это важно.