Аркадий Укупник - Бомонд - 2006-04-10
11 апреля 2006 года
00.05 – 01.00
В эфире радиостанции «Эхо Москвы» - Аркадий Укупник, композитор.
Эфир ведет – Матвей Ганапольский.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Традиционный «Бомонд» в студии «Эха Москвы». Наш гость – Аркадий Укупник. Доброй ночи!
А. УКУПНИК – Доброй ночи, Матвей! Доброй ночи всем!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Друзья мои, я очень рад, что пришел Аркадий, потому что все мы сами себе делаем интересную жизнь. И у Аркадия такая реинкарнация. Я уже даже не знаю, чего сказать, чего у тебя в жизни происходит. Я расскажу эту историю. Нужно быть просто очень внимательным, чтобы видеть, как из гусеницы вылупляется бабочка. Нужно это только заметить. Известный композитор Укупник, который заслуженный артист России, и вообще все эстрадные песни у него в кармане, он как-то жил себе успешно, у него там студия, и все там у него играло, и все было замечательно. И вот вдруг я, как человек, которого приглашают на всякие кинотусовки, просто потому что «Эхо Москвы», вдруг стал замечать слоняющегося (вот я другого слова не нахожу) Укупника на всяких московский кинофестивалях. Наверное, он был еще на других, но я этих не видел. Вот стоит Укупник с красивой девушкой.
А. УКУПНИК – Со своей женой.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Видишь, я осторожно сказал так. Стоит Укупник с красивой девушкой, цокает языком и говорит «не-не-не». Я говорю, что такое. И начинается. Сначала я не понял. Начинает человек говорить, ну что это за музыка, сюда бы в этот фильм (то, что мы видели, который сейчас какой-то очередной «половник» получил, «золотой половник»), ему бы музыку нормальную. Ну я вижу, бредит человек, бредит. Потом следующий фестиваль, опять там стоит Укупник. Фестиваль там осенью, он уже в пальто одет. Опять: «вот сюда бы…» В общем, короче…
А. УКУПНИК – Красивая легенда.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А чего легенда? Это же все правда! Ты же брал меня за пуговицу и начинал мне объяснять, что…
А. УКУПНИК – Это было один раз, я пожалел об этом и в очередной раз вообще понял, что прав, потому что я же не знал, что ты сейчас в прямом эфире начнешь говорить…
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Послушай меня! Это великая история. У тебя появилась места. Ты эмигрировал внутри себя. Тяжелейшая вещь!
А. УКУПНИК – Ну это продолжается. Я нахожусь в этом.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – В процессе. Дорогие друзья, вы, наверное, слышали или видели фильм Атанесяна «Сволочи». И вот к этому фильму, очень известному и скандальному, потому что ФСБ заявило о том, что ничего такого не было, что вот этих таких отрядов детей из колоний, которых использовали во время Второй Мировой войны, что ничего этого не было. Атанесян сказал, что, может быть, не было, может, было, это такая фантазия. В общем, короче говоря, к серьезному очень художественному фильму (это, кстати, второй фильм уже Аркадия) Аркадий написал музыку. И я прежде всего хочу тебя с этим поздравить, потому что это тяжелейшая история, когда из эстрады, низкого пошлого жанра, с этими песенками ты вторгаешься в так называемое высокое искусство, где все ходят с задранными носами и где киномузыка… Ох! Ты же понимаешь, что это такое. Поэтому я искренне тебя поздравляю.
А. УКУПНИК – Сейчас я уже нахожусь в процессе понимания, что это такое, потому что имею, конечно, незамысловатую историю свою эстрадную. И на премьере, когда мне дали слово – обычно композиторам не дают слово, просто они скромно стоят в сторонке, в крайнем случае получают какой-нибудь «Овен», мне дали слово видимо из-за того, что лицо знакомое – я вышел и сказал единственное, что пришло мне в голову, я сказал, что не так сложно было написать музыку к кино, как развеять имидж, сложившийся в предыдущей профессии. И это на сегодняшний день самое сложное.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Я вот хочу, чтобы мы сразу послушали фрагмент. Но сразу хочу сказать радиослушателям. Уважаемые радиослушатели, это киномузыка. Она без киноизображения, в общем, как-то…
А. УКУПНИК – Ты знаешь…
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Нет, давай в принципе скажем.
А. УКУПНИК – Я тебе хочу сказать, когда я сделал первую картину, это было случайно. Я встретил своего друга Севу Плоткина – известного кинорежиссера, летним июньским днем он бежал куда-то взмыленный. Я остановил машину, говорю, что ты делаешь здесь. Он говорит, ну как, что – как всегда снимаю кино. Я говорю, ну так давай я напишу музыку (сказал я в шутку). И в этот момент как будто в 30-градусную жару что-то остановилось: мгновение, он остановился, посмотрел на меня с недоумением как на человека, которого он знал как ресторанного музыканта сначала, потом человека, который снимался в женском платье в свадебной песне какой-то, и вдруг у него что-то там промелькнуло, он говорит, а чего, давай попробуем. И это кончилось тем, что я написал к его 30-минутной новелле (психологический триллер такой), написал музыку. И вот эту музыку я потом, когда уже стал… вдруг оказалось, что я это могу, я стал ходить по своим друзьям-режиссерам и ставить им без изображения. И начинал им рассказывать, что здесь происходит. Это было очень смешно, потому что все люди занятые, я втискивал их в свой автомобиль, включал эту музыку и говорил, здесь он идет, а здесь на него нападают.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Мы сейчас послушаем.
А. УКУПНИК – Я предлагаю просто радиослушателям, кто послушает, потом сказать, что они себе представляют.
МУЗЫКА
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Это музыка Аркадия Укупника к фильму «Сволочи». Вот еще послушаем фрагмент. Я понимаю, тебе хочется послушать все, весь кусок.
МУЗЫКА
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Вот что сразу бросается в глаза, какая-то она эта киномузыка всегда особенная. Потому что, если можно так сказать, эта музыка подразумевает уже какое-то напряжение внутри действия. Вот прямо она хочет вылиться в какую-то картинку. Я не знаю, как: либо ты вначале это пишешь, либо под картинку это пишешь, но это чувствуется. Чувствуется эта особая вот такая киномузыка.
А. УКУПНИК – Если бы было не так, то режиссер бы это не принял. На самом деле, конечно, задача с восемью неизвестными, потому что когда ты пишешь песни, то у тебя есть образ исполнителя, ты приметно знаешь, что это такое, ты себе придумал, ты сам себе хозяин, ты выбираешь стихи, которые примерно подходят, ты делаешь песню. У тебя степени свободы очень много. Когда ты делаешь под картинку, то, во-первых, ты общаешься с режиссером. Есть два основных правила. Ты вообще должен лечь, распластаться под режиссера, не роняя собственного достоинства понять, что он хочет, потому что режиссер – хозяин фильма. То, что он придумал – тебе влезть в его голову невозможно. Надо просто найти ту эмоцию, которая найдет в его душе ответный отклик. Очень сложно я говорю, но это примерно: «Старик, это клево!»- вот он говорит, что это клево, тогда это клево, а перед этим он может восемь раз тебе сказать, что это не клево, хотя музыка замечательная, можно сказать потрясающая музыка, но не совсем то, что мне нужно – вежливо говорят режиссеры. Поэтому, честно говоря, я себя чувствую таким учеником в начале пути, потому что…
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Тяжело?
А. УКУПНИК – Честно – очень тяжело. Это отдельная профессия, требующая мало того, что глубоких знаний в области просто композиции. Я в консерватории не учился, но вот приходится сейчас доучиваться каким-то вещам вприглядку, впритирку. Но, тем не менее, я хожу, чувствую себя человеком, который сжигает мосты.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А что, песни уже не хочется писать?
А. УКУПНИК – Нет, песни не то, что не хочется, просто как-то интерес гаснет, где-то там вдалеке какие-то песни, которые ты пишешь. То есть, работа продолжается, естественно, потому что все это происходит, но впереди такой огромный пласт, который надо преодолеть. И ощущение того, что что-то впереди, конечно, это очень хорошее ощущение, хотя можно, как говорится, и напороться. И там ничего, и здесь плохо. Но ощущение любого человека, который начинает какое-то новое неизведанное дело. Вот и все.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Нет, ну а что? Понимаешь, чего-то там: «Фабрика звезд»… То есть это хорошая, конечно, вся история, но если вот этот шаг ты сделал – ну да, ну, новичок, ну безумство храбрых.
А. УКУПНИК – Безумство храбрых и, конечно, это прежде всего общение с людьми, с теми людьми, которые делают фильмы. Прежде всего режиссеры, потому что продюсер может сказать режиссеру, давай музыку будет писать этот человек. Если режиссеру 19 лет, это молодая девушка, которая видела меня только с песней «Маргаритка», то никакие мои эскизы, никакое мое желание сделать с ней кино не поможет, потому что у нее есть молодежь, есть ребята, которые вокруг нее крутятся, пишут какую-то музыку и т.д., и т.п. Вот это самое сложное – найти себя в другом кругу, забыть все свои регалии. Все-таки это интересно в любом случае. Я всегда удивлялся, когда наш замечательный поэт Михаил Исаевич Танич, вот его стремление работать с молодежью. Вот он, помню, пришел к нам на студию, увидел меня, молодого паренька, и говорит: «О! Так я же вас знаю! Вы написали «Рябиновые бусы». Ну-ка завтра ко мне в гости». Я потом только понял, почему он с маститыми не работает. С Антоновым написал какие-то хиты. Вокруг него всегда молодежь. И это ему дает возможность всегда быть в форме.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А вот дальше у нас номер первый с этого же диска. Это что? Чем это отличается, просто поясни.
А. УКУПНИК – Эта песня не вошла в фильм, но тем не менее.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Это песня, да?
А. УКУПНИК – Ну, это рэп. Это модно сейчас в кино делать. То есть рэпперы на мою музыку…. Это известный хит культового человека. Лигалайз, замечательно сделал рэп на мою музыку, мы сделали совместную работу. И это на MTV в хитах. Я горжусь.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Это в фильме было, да?
А. УКУПНИК – Это в фильме не было. Но это было как поддержка рекламная фильму. Есть клип с кадрами из фильма.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Давай послушаем.
МУЗЫКА
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Напоминаю, что это мы слушаем… Ну это тема из фильма, да?
А. УКУПНИК – Это тема из фильма, да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Это вот такая песня. Действительно есть такой жанр. Кто смотрит… собственно, ко всем фильмам сейчас такое делают.
А. УКУПНИК – Да. И очень, я считаю…
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – И фильм пропагандирует…
А. УКУПНИК – Ну сейчас вот замечательный я посмотрел – «Охота на пиранью» - тоже есть рэп причем на тему «Капитан, улыбнитесь!». Ну, сделано… я считаю, что будущее, в принципе, нашей популярной музыки за той информацией, которую дают рэпперы, не поют, а читают это. Это как бы способ донести информацию до молодого поколения.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну это все-таки не наша традиция.
А. УКУПНИК – Трудно сказать. Что значит? Ну, хорошо. Маяковский читал под музыку или нет? Не знаю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Но это другое было. Это какая-то декламация была.
А. УКУПНИК – Не важно. А это то же самое, только немножко сделано в ритме. Я считаю, что у нас это будет сильно развиваться. Это международная история. Пусть она пришла с Запада, но я думаю, что и здесь это было: и частушки… В принципе, мелодия примитивная, но смысл…
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Я буду очень сожалеть, если это наступит на традиционную…
А. УКУПНИК – Оно не наступит никогда!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – …на традиционную песню.
А. УКУПНИК – Никогда это не наступит, потому что это не наступит никогда. Будет симбиоз, будут сочетания.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – В рэпе ты вторичен, понимаешь? Вот ты там сзади делаешь мелодию. Вот в этой песне она свою роль выполняет. (Напевает).
А. УКУПНИК – А по-другому не бывает. Лучшие образцы этого же рэпа или хип-хоп музыки…
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Это в Америке.
А. УКУПНИК – …они все равно замечательны тем, что там есть мелодии известные. Не даром все рэпперы…
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А скажи, пожалуйста, много композиторов (я такой наивный тебе вопрос задаю, просто не знаю), много у нас композиторов, пишущих музыку для кино?
А. УКУПНИК – Ну, как я понял, очень много желающих это делать. И в принципе рынок этот развивается и требует много всего. И тут, конечно, надо разделить людей, которые ориентированы на полный метр, на кино, которое снимается на пленку, которое имеет бюджет, которое не сделано быстро, то есть не сериалы. Есть, конечно, люди, которые делают сериалы, там надо делать быстро, дешево и в общем-то некачественно, потому что дешево хорошо нельзя сделать. Но рынок этого требует. Сериалы вылетают как блинчики, поэтому число молодых и немолодых людей, которые это делают, достаточно велико и увеличивается с каждый днем. А есть люди, которые занимаются полным метром, серьезно к этому подходят. Если надо ездить в Лондон, писать симфоническую музыку…
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А почему?
А. УКУПНИК – Потому что качественно записать симфонический оркестр и качественно его расписать и сделать вот ту масштабную музыку….потому что наше кино сейчас стало тяготеть к большим блокбастеровским каким-то размерам. Есть бюджеты. Для этого нужна масштабная музыка, так называемая, а эта музыка очень тяжело записывается здесь именно под технический уровень, который…
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – И школа какая-то, да?
А. УКУПНИК – Ну школа, не школа. Я думаю, что у нас скоро тоже научатся это делать, просто время требует. И раз требует, то и у нас это скоро будет. Но пока лучше, если есть возможность, то люди ездят писать в Лондон в студии. Записывают там в лучших студиях. Я знаю, что «Сибирский цирюльник» там, «9-я рота». Ну, много фильмов, которым позволяет бюджет, выезжают в «Туманный Альбион», и там уже в хороших студиях. Я собираюсь, кстати, туда ехать тоже налаживать мосты, контакты.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А чего? Пришел, деньги заплатил, да и пиши.
А. УКУПНИК – Нет, можно замечательно записать в принципе с оркестром «Госкино», что я и сделал в кинофильме «Сволочи» с замечательным дирижером Сергеем Скрипкой. И в принципе все было замечательно, но…
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Нет, я говорю, в Лондоне деньги – заплатил и пиши. Чего там налаживать контакты?
А. УКУПНИК – Нет. Надо знать бизнес этот изнутри, потому что ты должен понимать, как это делается, ты должен приехать, посмотреть, увидеть, познакомиться, иначе ты будешь все время плестись в каком-то хвосте. Потому что можно записать музыку у нас на «Мосфильме», но современные масштабные картины требуют, чтобы к симфоническому оркестру были какие-нибудь звуки, как это все синхронизировать, как это сделать. Технологии здесь… в принципе достаточно тяжело это сделать. Там это налажено. Я думаю, радиослушателям это тяжело и неинтересно слушать. Просто можно сказать…
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Нет, всем интересно, как это делается.
А. УКУПНИК – Как это делается…
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – У нас есть такая передача «Своими глазами». Она жутко популярна, потому что в ней люди рассказывают, как все было. Поэтому если бы даже подробно сейчас начал рассказывать, как ты с Атанесяном писал эту музыку, уже было бы интересно.
А. УКУПНИК – Ну это было здорово. Я стал делать… сначала я что-то сделал и пригласил его, он пришел, привел всех продюсеров, в общем, человек шесть очень уважаемых людей, с которыми я только издалека здоровался на всяких, как ты говоришь, кинотусовках. Пришли, послушали первые 20 минут под картинку. После этого он встал и сказал, что «я считаю, что в нашей картине музыки пока нет». И ушел молча. Вот этот кусочек отчаяния, я думаю, он любого творца должен подстегнуть всегда. Меня это завело сильно, как всегда. И я через неделю принес ему то, что он захотел. Но никому не дай богу этого пережить. Когда ты сделал, ты думаешь, ну это круто, ты крут, ты сделал: 20 минут картинка, все взрывается у тебя, все играет, все в кадр. И вдруг человек говорит, это не из моей картины. Вот это надо пережить. Это не то, что тебе говорит Пугачева, знаешь, песня не очень, покажи другую. Ну, другую – завтра принесу другую. Вот тут, когда ты сроднился с этим изображением, когда ты с этими героями, знаешь наизусть все фразы, это все сделал и ждешь аплодисментов, на тебя выливают ушат не просто холодной воды, а таких помоев. Но это мобилизует. Кто-то может сказать, ну и бог с вами. Но у меня выбора нет.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Обидеться может.
А. УКУПНИК – Можно обидеться, возить на себе воду, но, тем не менее, в моем случае обижаться смысла нет, да и вообще нет смысла обижаться, если ты хочешь чего-то где-то добиться, то ты должен слушать тех, кто в этой профессии может сказать какое-то слово. Это я могу сказать, когда ко мне приходят и говорят, вот что тут за песня, я могу говорить, мой авторитет в этой области говорит сам за себя. Меня могут послушать. А тут я ученик. Хотя, в общем, достаточно способный, я думаю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Вот мы перечеркнули черту половины времени. И я хотел бы поговорить сейчас, чтобы мы и другую музыку послушали, вернулись… я хотел сказать сначала «к привычному» Укупнику, но потом ты такую пластинку принес, что в общем – «непривычному» Укупнику. Я хотел сказать тебе, что все вот эти новомодные и в принципе очень хорошие все эти «Фабрики звезд», которые каждый год, а то и два раза в год выплескивают гигантское количество какой-то талантливой молодежи, на самом деле талантливой, которая поет, потом куда-то они исчезают, кто-то остается, потом смотришь: «Ночной клуб 14-го такой-то поет». А-а-а! Понятно, уже, значит, нашел себя. Поет, значит, в этом ночном клубе. Вот куда наша эстрада движется?
А. УКУПНИК – Ну, как ни странно, движется вперед. И могу точно сказать, что так случается, что я иногда сижу в жюри каких-то конкурсов, которые отбирают определенных исполнителей куда-либо, в какие-то коллективы, и количество людей, хорошо поющих и не боящихся ничего, прекрасно двигающихся, со своими какими-то амбициями, оно неуклонно возрастает. Если раньше из десяти человек прослушанных я обращал внимание на одного, то сейчас через двоих можно уже слушать. Поэтому те, которые пропадают, они на самом деле никуда не пропадают, они остаются, на своем уровне пытаются достичь чего-то. И вот эта «Новая волна» (замечательное название, кстати, конкурса, который делает Игорь Крутой - «Новая волна»), эта «Новая волна» накатит рано или поздно. Она уже накатила. Просто те люди, которые слушают музыку своего поколения, они ее не слушают. Просто эта волна накатывает, но она как бы мимо проходит тех, кто любит такую музыку, которую мы любим. Но это ни о чем не говорит. Все идет своим чередом, все очень здорово.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Сейчас я чувствую, что как нет сейчас одной России на всех, у каждого у нас своя страна, вот как-то она из кусочков: друзей, из работ…
А. УКУПНИК – Также нет такой песни, которая…
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Так и нет одной эстрады.
А. УКУПНИК – Нет. И уже, боюсь, что не будет. Чтобы появились люди, которые…
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – …завладели умами всех.
А. УКУПНИК – … думаю, что это рано или поздно появится все равно. Если мы возьмем ту же ругаемую западную эстраду, там все прекрасно уживается: Элтон Джон с каким-нибудь рэппером.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Это химия.
А. УКУПНИК – Это не химия. Все это мирно сосуществует. В принципе, так же, как у нас. То есть, кто-то уже не собирает стадионы и не поет: какой-нибудь Хулио Иглесиас не собирает стадионы или Селин Дион, она не поет. Ну, ели какие-то специальные акции, но такого нет, они не ездят. Но они прекрасно в Лас-Вегасе для богатеньких поют за сногсшибательные гонорары – все то же самое, что и у нас происходит. То есть в 90 % звезды нашей эстрады не собирают никаких залов, но прекрасно чувствуют себя на заказных мероприятиях. Все, только немножко другие масштабы. Калька снята.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Вот про диск, который принес Аркадий Укупник. Я думал, там очередной сольник, что-то такое. Ничего подобного. Как у тебя родилась идея этой истории?
А. УКУПНИК – Идея… Дорогие радиослушатели, Матвей имеет в виду, что у меня вышел новый диск, он называется «Не мои песни». Просто в течение какого-то определенного времени, двух лет примерно, так случалось, что я к определенным событиям записывал песни не свои, а написанные другими композиторами. Например, если ты посмотришь, там есть замечательная песня «Крейсер Аврора» автора Владимира Шаинского, в которой ты можешь услышать, как я читаю рэп, между прочим.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А мы еще послушаем. Я знаешь, что сейчас поставил? Хочу послушать вместе с тобой «33 коровы» Дунаевского и Олева. Очень, понимаешь, люблю эту песню.
МУЗЫКА
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – «33 коровы» из «Мэри Поппинс» - замечательная песня, скажи?
А. УКУПНИК – Ну, классика.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну там вообще, там россыпь в этом фильме. Просто «золотой век» какой-то был.
А. УКУПНИК – Ну что жалеть об этом? Надо это слушать и не отрываться, как говорится, от того, что у нас сделано. Поэтому ничего тут…
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну, кино показывают все снова и снова. Максим Дунаевкий сидит во всех жюри. Такой же молодой, как 25 лет назад, что совершенно невероятно.
А. УКУПНИК – Почему невероятно? Хорошая музыка…
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да, благотворно.
А. УКУПНИК – Благотворно влияет. Следовательно, если человек написал хорошую музыку, она его и ведет по жизни, не дает ему скиснуть.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Скажи мне, пожалуйста, для кого ты сейчас пишешь песни? Кто твои клиенты? Кроме тебя любимого.
А. УКУПНИК – Такое слово «клиенты», оно такое актуальное в этой жизни. Боюсь тебе честно признаться, что не для кого. Где-то это отчасти так. С другой стороны, я просто боюсь тебе сказать, что я давно этого не делал. Из известных людей, наверное, давно. Есть какие-то молодые ребята, которые просто обращаются. Я в принципе такой человек, если я кому-то нужен, я пойду. Другое дело, не люблю заранее говорить, но та певица, которая спела мой первый шлягер, а зовут ее Ирина Понаровская, сейчас находится со мной опять в творческом романе, и мы записываем новую пластинку. И я как продюсер собираются сделать ей такое 35-летие ее творческой деятельности, бенефис, в котором будет новая пластинка. Если отвечать прямо на этот вопрос, то Ирина Понаровская сейчас та муза, для которой я тружусь.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – То есть ты напишешь много песен?
А. УКУПНИК – Ну, это будет пластинка, которая будет специально написана для нее в ее стиле, в лучших ее традициях ее творчества, и мы уже работаем почти полгода над ее пластинкой неторопливо, но я надеюсь, что к осени концерт этот состоится, и зрители, слушатели это услышат. Наряду конечно с тем, что полагается при бенефисе – какие-нибудь неожиданные дуэты, как пишут в рекламе, веселые пародии и поздравления.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да, в этом ты силен. Вообще, ты очень много юмора принес в музыку и вообще в эстрадную песню. Какую-то бесшабашность такую.
А. УКУПНИК – В определенное время, наверное, да. Сейчас другие ребята вносят это, зажигают другие и, в общем, достаточно неплохо, я хочу сказать.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Сейчас послушаем еще одну песню. И я очень удивился. Друзья, есть такой итальянец Тони Эспозито, очень известный. Ну как? Знаете, как «Шизгара». Как эта группа была, которая «Шизгара» написала?
А. УКУПНИК – «Эрапшн», по-моему.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Нет, нет, нет, нет. В общем, короче говоря, выпало. В общем, группа одной песни. Так и Тони Эспозито, Он, конечно, много чего написал, но…
А. УКУПНИК – «Калим ба де луна» - это его визитная карточка.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А эта песня или другая?
А. УКУПНИК – Это другая песня, тоже не менее известная, «Папа Чико» называется.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Давайте послушаем. Это по-настоящему дуэт твой с ним, да?
А. УКУПНИК – Ну как бы да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – В смысле, там вместе вы спели?
А. УКУПНИК – Да.
МУЗЫКА
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да, я теперь понимаю, что это к различным… что-то было в Кремле, и ты написал.
А. УКУПНИК – Да, это был проект «Итальянцы в России». И мы с ним здорово поработали. Он был очень доволен. Такой очень прикольный парень, Ну, долго рассказывать.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Хорошо валять дурака. Хорошо иметь возможность валять дурака.
А. УКУПНИК – Тоже история, как мы с ним это записывали. Он привез «плюс» и говорит, давай петь. Я говорю, а где я буду тут петь, ты уже все спел. Но он говорит, я забыл «минус».
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Так что вы сделали?
А. УКУПНИК – В течение ночи моя продакшн-компания, мои ребята сделали «минус», сняли вот это и клеили. И когда он пришел на запись, он обалдел. Он говорит, а это откуда. Я говорю, да мы просто сделали. Он говорит, да этого не может быть. Русские ребята все-таки показали.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Из «плюса» «минус» сделать!
А. УКУПНИК – Нет, просто сделали новую аранжировку и вклеили в куски, где я должен был петь.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – То есть здесь осталось и старое, и новое?
А. УКУПНИК – Да, там, где я пою, там просто сделана новая аранжировка, записана в ноль, как фонограмма, сделанная на Западе. Ты же ничего не заметил?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Не заметил?
А. УКУПНИК – Это подрулено под его фонограмму. И практически никакой разницы. Все звуки, весь темп, все сделано. Когда он пришел на следующий день, не проспавшийся человек, даже не смог спеть, мы просто его «плюс» склеили с моим. И вот это все пошло в пластинку.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – С ума сойти!
А. УКУПНИК – Он обалдел совершенно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Одни и те же инструменты, одни «Ямахи» и «Корги».
А. УКУПНИК – Ну это одна из страниц моей продюсерской деятельности. Я три или четыре проекта, которые… Вот у нас «Приключения итальянцев в России», вот эти «Сан-Ремо» - это все делал я со своей продакшн-компанией у себя на студии. И довелось поработать со всеми звездами, включая и Тото Кутуньо, и Бони Тайлер, и кого там только не было. И пришлось с ними общаться, учить их петь по-русски. Это целая история.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Мы с тобой, конечно, много чего знаем. Но мы с тобой, конечно, преступники. Не сказать, вспомнить, кто…
А. УКУПНИК – Укупники.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да, мы «укупники» в нарицательном смысле. Не вспомнить, и я благодарю Егора, который нам это прислал, и Александра, что песня «Венера», имеющая другое название «Шизгара» (это наша), написала и исполнила группа «Shocking blue».
А. УКУПНИК – Да, «Shocking blue», конечно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – И как? Ну, это позор, понимаешь.
А. УКУПНИК – Ну, вспоминать вообще ничего не хочется, хочется вперед идти. Какие-то люди, склонные держать это в голосе. Я извиняюсь перед группой «Shocking blue», если они нас слышат. Не важно, кто написал, главное, что песня хорошая.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Знаешь, еще такая история про эстраду. Вот, что отрадно: помнишь, был когда-то такой период, когда был лозунг, что новые песни всегда лучше старых, и даже такой сенсационный видеофильм «Старые песни о главном», который был, помнишь, в свое время, который появился, и который реанимировал старые наши любимые песни, он как бы был, потом исчез, потом все новая, новая, новая музыка. А теперь я вижу, что как-то сбалансировалось все: поют и старые песни, я имею в виду, молодые ребята поют и старые песни, и новые – ничего не затерялось.
А. УКУПНИК – На самом деле ничего не затерялось и не затеряется. На самом деле, тот, кто придумал этот проект, и кто его воплотил (воплотил его Константин Эрнст), ему большое спасибо как за таких людей, которых он пустил на свой канал, будучи его продюсером и директором: это Земфира и все люди, которые выполняют так называемый «альтернативный рок». Это благодаря ему. И конечно, в то время не было популярных исполнителей на «Первом канале». Но, тем не менее, у нас появилась та музыка, которая успешно конкурирует с тем, что приходит из Запада. И это здорово. И что касается «Старых песен о главном», это, конечно, был мощнейший прорыв. И сейчас эта волна накатила очень серьезно. Все остальные передачи, конечно, эксплуатируют эту идею. Но в хорошем смысле это здорово, потому что появилась куча программ: и «Песни ХХ-го века», и «Лучшие песни» и т.д. И все это очень мирно уживается. И на самом деле многие песни с этой пластинки сделаны благодаря тому, что пошла эта волна, и появилась потребность записывать эти песни. «Безумный мир» - вот я пою группы «Мираж» - замечательная совершенно песня. Прошло сколько лет.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Трудно даже сказать, сколько.
А. УКУПНИК – А она звучит очень актуально
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А «Мишка» - что это за песня?
А. УКУПНИК – «Мишка, где твоя улыбка?»
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – О!
А. УКУПНИК – «…полная задора…»
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Вот этим мы закончим. Но еще подожди, поговорим. Скажи мне, пожалуйста, сейчас полным ходом в кино. Все, что можно делать, сейчас тебе это интересно, тебя это поглощает, и максимально ты хочешь заниматься этим, да?
А. УКУПНИК – Ну, останавливаться я не собираюсь.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Просто я боюсь, не потеряем ли мы известного эстрадного (в хорошем смысле эстрадного) деятеля Укупника. Будешь ли ты в каких-то проектах принимать участие? Будешь ли ты? А это такая добрая традиция, ты такое обязательное блюдо для всяких новогодних, праздничных программ, обязательно появляешься и чего-то там поешь.
А. УКУПНИК – Я хочу тебе сказать честно, благодаря своей заметной внешности мне не надо часто светиться на экране, достаточно… просто я много раз замечал, не участвовал в новогоднем «Огоньке», просто сидел за столом, обязательно кто-то позвонит и скажет…
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Очень понравилась песня.
А. УКУПНИК – Да. Да я говорю, я не пел. Да слушай, мы тебя видели. А что пел человек, не пел – не важно. Поэтому я не такой частый гость на новогодних «Огоньках», но где-то сверкнул, где-то мелькнул, и нормально. Я думаю, что знаешь, как ситуация: никто ни о ком никогда не жалеет, ты есть - тебя любят, тебя нет – тебя забудут. Но значит, надо проявиться в другом месте. Будем проявляться, как говорится, из негатива в позитив.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Сказал ты киноязыком, да?
А. УКУПНИК – Ну конечно!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Хорошо. И студия твоя существует. Ты мне сказал перед началом передачи… Я был когда-то в твоей студии очень много лет назад, и действительно там стояла такая серьезная аппаратура…
А. УКУПНИК – Она и продолжает стоять.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Она продолжает стоять, но ты сказал, что ты теперь все меняешь под кино?
А. УКУПНИК – Я уже поменял. Потому что кино – это «пять плюс один».
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Это канал имеется в виду Dolby.
А. УКУПНИК – И плюс, конечно, я человек системный, я в принципе готов делать музыку и не свою, то есть работать просто как продакшн-компания, которая делает под ключ все, включая интершумы. И кто знает, что это такое, тот меня поймет. Как говорится, шаги за сценой и все вместе делать…
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – …всю акустическую картинку фильма.
А. УКУПНИК – Всю акустическую картину фильма, то есть перезапись до момента Dolby. Потому что не у всех есть, но это не важно. Dolby – это всего лишь операция.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Будем заканчивать. Послушаем песню «Мишка». А я тебе хочу сказать, что я тебя очень поздравляю.
А. УКУПНИК – Спасибо.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – И такая это серьезная история. Даже то, что в какой-то степени ты прав, ты сказал, что как-то обстоятельства… ты в программе чуть раньше сказал, что обстоятельства подталкивают нас к тому, чтобы что-то делать. Действительно, я себе представляю, что вот эта волна молодых, молодых, молодых, которые два – три раза в год выбрасываются со всевозможными «Фабриками» и будут выбрасываться, они не вечно же торчать…
А. УКУПНИК – Это естественная ситуация. Я, слава богу, не только исполнитель, но и композитор. Я хочу сказать одно, что спасибо тем людям, которые… в принципе, ты говоришь о «Фабриках» - на «Фабриках» сидят такие же примерно ребята, как и я, но они занимаются этим, продюсируют. Например, Крутой, Дробыш сейчас, «Народный артист» делает Брейбург. То есть это все равно продакшн-компании, которые делают определенный продукт. Спасибо тем каналам, которые меня не пригласили делать летом эти «Фабрики». В это время я просто ехал по улице и стал делать кино. А если бы я сидел, делал «Фабрику», я про кино никакое бы не думал. Я сидел бы, с удовольствием писал бы музыку для молодых ребят – это та же самая работа. Но ее в этот момент не было. Поэтому все, что ни бывает – все к лучшему. Поэтому я благодарю всех, кто мне помогает. Как ты говоришь, реинкарнироваться. И я очень люблю сниматься в этом журнале «Караван истории». Я недавно снялся в замечательной совершенно роли – посмотрел, мне самому понравилось – «Водяной». То есть из меня сделали настоящего водяного. Очень смешно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – «Ты водяной! Ты водяной!»
А. УКУПНИК – Я думаю, когда увидят, захотят поговорить, как в известной песне.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Друзья, Аркадий Укупник был у нас в гостях. Закончим «Мишкой». Это был «Бомонд», его вел Матвей Ганапольский.
МУЗЫКА