Джина Лоллобриджида - Джина Лоллобриджида - Бомонд - 2003-06-22
22 июня 2003 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Джина Лоллобриджида - киноактриса
Эфир ведет Матвей Ганапольский
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Традиционный "Бомонд". Нельзя сказать, что он традиционный, потому что не каждый день принимаешь такую гостью. В студии мои традиционные коллеги Елена Кандарицкая и Николай Ишуевич. Давайте пусть нашим немногочисленным коллективом, но поаплодируем, актерам нужно аплодировать. Великая Джина Лоллобриджида у нас в гостях.
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Спасибо, спасибо, спасибо.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мой первый вопрос к вам, скажите, Джина вы волновались в гостевой комнате, вы очень нервничали, вы держите в руках какие-то бумажки, что-то там не совпадает. Я не представляю, как Лоллобриджида может нервничать вообще. Какой может быть повод, для того чтобы Лоллобриджида нервничала?
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Это естественно, когда у художника такая чувствительность к окружающему миру. Мы работаем на своих эмоциях. То, что я испытываю в эти дни это очень сильные эмоции. Потому что в эту выставку я вложила все свое сердце.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я хочу напомнить что то, о чем говорит Джина Лоллобриджида, вы видите, как она волнуется У меня в руках проспект, потрясающий проспект. Дело в том, что Джина Лоллобриджида не только знаменитая актриса, но она еще кроме этого и скульптор. У нее много самых разных качеств, о которых мы будем говорить. Но она приехала, во-первых, на Московский международный кинофестиваль и кроме этого это выставка скульптур. Мы не можем по радио показать эти скульптуры. Мы в конце скажем, как придти на эту выставку. Те, кто захотят, смогут даже купить то, что они там увидят. Что для вас эта выставка? Вы так волнуетесь, это для нас невероятно.
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Когда я еще была маленькая, у меня тогда уже замечались художественные и скульпторские способности. И вполне естественно, если бы я потом, после завершения художественной школы в Риме, Академии художеств стала бы художницей или скульптором. Хочу еще сказать, что я также занималась пением, вокалом, у меня сопрано. Мне от жизни многое досталось. Моя мама наградила меня многими талантами. Но судьба это совершенно особая вещь, она сама решает, как распорядиться жизнью человека. И нас она не слушает, наши желания для нее ничто. Конечно, наша жизнь это наши желания, то, что мы хотим делать. Но судьба за нас часто все решает, за нас решает Господь Бог, кем мы становимся, и что мы делаем. Но в любом случае жаловаться мне не на что. У меня очень богатая жизнь, полная эмоций. Я очень многое сделала, я вложила в это все, что было у меня в душе, все свои эмоции, все свои чувства.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мы еще поговорим об этой выставке, у нас достаточно времени. Я, читая о вас, и насколько я знаю вашу жизнь, вы человек удивительно парадоксальный. Вы в конце 60-х годов почти перестаете сниматься в кино, говорите, что вам не очень нравится уровень режиссуры. Поверьте мне, я совершенно не могу себе представить, чтобы такая актриса, как вы, не хотели сниматься. Джина, посмотрите, сколько сейчас режиссеров, какое сейчас кино. И вы не снимаетесь. Это невозможно понять. Если бы сейчас вышел фильм с вашим участием как актрисой, очереди были бы такие, как за книгой о Гарри Поттере.
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - К счастью то кино, в котором я снималась в 50-60-х, да и 70-х годах, это было другое кино, полное чувств, эмоций, которое заставляло нас мечтать. Это было сразу после войны, войны, которую я видела сама, с которой я знакома, война со всеми трудностями. Я знаю, что такое голод, я видела, как был разрушен мой дом. Это был очень сложный период. И вот сразу после войны после этих тяжестей, разрухи, пришло кино, полное цвета, жизни, которое заставляло нас фантазировать. Ну а потом, как и все в жизни, все изменилось, и кино изменилось. Конечно, в то время, когда я родилась как актриса в кино это был период великих итальянских режиссеров таких как Де Сика, Феллини, Антониони. Я со многим из них работала.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Но если бы сейчас вы согласились бы сняться в каком-то фильме, вы потрясающе выглядите, вы знаете, сейчас такое кино, где возраст человека не играет значения. Это было бы ваше триумфальное возвращение в кино и принесло бы вам, во-первых, миллионы
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Меня всегда в кино привлекал характер моего персонажа, и когда мне предлагали очень часто сниматься в ролях красавиц, умниц, то все равно однажды я снялась в образе страшилки в фильме Кастеллани "Сумасшедшее море", в котором мы вместе играли с Депардье. То есть даже тогда меня всегда привлекали персонажи, именно характеры. Но с тех пор кино изменилось и сейчас оно больше интересуется техникой, эффектами. И для таких актрис как я, сейчас не так много ролей. И поэтому последние 10 лет я посвятила тому, чтобы выразить свой внутренний мир в скульптуре. Я отодвинула на вторую роль кино и занялась скульптурой. Мы были большими друзьями с Джакомо Манцу до того, как он умер. И когда я видела его за работой, я не могла себя удержать от того, чтобы не присоединиться к нему, не заняться тем же. И я, поэтому решила заняться скульптурой и посвятить себя этому. Я работала в тишине, никому не показывая свои работы более 10 лет. И когда я уже почувствовала, что пора, я решила организовать 3 выставки, которые пройдут в этом году. Сначала здесь в Москве, это будет в музее им. Пушкина, открытие 23 июня, вторая выставка будет в Венеции в конце августа, начале сентября. Там также будет совпадение с фестивалем кино, который проходит в Венеции в этот период. И 15 октября откроется выставка в Париже в музее Моне.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мы сейчас сделаем так. Мои коллеги зададут вам некоторые вопросы, а я посмотрю наш компьютер, потому что на него пришли вопросы от наших слушателей.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Синьора Джина, я хотела бы вас спросить. Ваши роли, которые вы сыграли в кино, ваши скульптуры, которые вы делаете сегодня есть между ними что-то общее, может быть героини, которых вы играли, потом стали скульптурами?
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Как я уже говорила и подчеркивала, что мои скульптуры это отображение моей жизни, моих опытов. Первые годы моей жизни, годы войны и все воспоминания связаны именно с ней. Но и из кино я брала вдохновение, так как кино я люблю, и любила. И поэтому мне захотелось рассказать в скульптуре о том мире, полном фантазии и снов. И, конечно, они меня напоминают, и конечно, я сделала многие скульптуры в образе тех ролей, которые я сыграла. А почему бы и нет? Это как волшебное зеркало, где есть образ исторический, как, например, Паулина Буонапарте, где есть Берсальера из знаменитого фильма "Хлеб, любовь и фантазия". Есть и персонаж из фильма "Трапеция" и из фильма "Красавица Ипполита", есть волшебница из "Пиноккио", и конечно Эсмеральда из "Нотр-Дама". И, конечно, в скульптурах, в этих образах есть и меня кусочек, потому что это мои персонажи. И, конечно, в этих образах есть и взгляд художника со стороны, взгляд скульптора. Поэтому здесь все смешалось: кино, скульптура, здесь все вместе, потому что все вместе это моя жизнь.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мои коллеги во второй части нашей программы зададут вам вопросы. У нас скоро новости. Но до них есть еще время задать вам вопрос от наших радиослушателей. Так совпало, что вы сыграли в легендарном фильме "Фанфан-Тюльпан". Вы не представляете, что это было, когда в то время этот фильм появился в России, представляете, какая романтическая история и сейчас выходит новый "Фанфан-Тюльпан". И вот наши радиослушатели Фатима и Асмик спрашивают: "Видели ли вы этот новый фильм, и нравится ли он вам?"
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Я не критик. Но я хочу сказать, что когда такой фильм как этот имеет такой сумасшедший успех во Франции, а вы же знаете, что моя карьера началась с этого фильма и после этого французская публика меня просто боготворила. Конечно, могут делать и другие копии этого фильма, но вряд ли копия превзойдет оригинал.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И подтверждение этому у нас в компьютере. Вы говорили о том, что природа и родители наградили вас разными талантами, и вот наш радиослушатель Александр пишет: "Джина, вас родители наградили главным талантом в вас влюблены все мужчины мира".
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Иногда бывает так, что копия, которая выходит потом, превосходит оригинал, и в моей карьере были такие случаи. Тот "Нотр-Дам", в котором я снялась вместе с Энтони Куинном, это был не первый фильм "Нотр-Дам". Мне кажется, это был третий. Но мой "Нотр-Дам" - это естественно самый лучший из всех, который когда-либо делали. Это правда, правда.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Скажите - кто бы сомневался. Джина, мы сейчас сделаем маленькую паузу, краткие новости. А после этого снова разговор с вами.
НОВОСТИ
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Сегодня мы принимаем актрису и художника с большой буквы, потому что наша гостья занималась и фотографией, и многие наши радиослушатели благодарят нашу гостью за альбом "Моя Италия", альбом с фотографиями и скульптор у нас в гостях Джина Лоллобриджида. Я уже посмотрел очень много интересных вопросов к нашей гостье. Сейчас Лена Кандарицкая задаст вам вопрос, а после этого вопросы от слушателей.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Сеньора Джина, почему скульптура, почему не карикатура, не рисунок, не монументальная живопись? Почему именно скульптура?
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Я рисую и рисую хорошо, и когда я училась в Академии, моей специальностью были именно портреты, а это не просто, вы знаете. И на той выставке, которая будет открыта в Пушкинском музее 23 июня, где будет представлено 38 моих скульптур, зрители смогут убедиться, что я очень большое внимание уделяю экспрессивности. И одной формы, какого-то идеального отображения именно формы мне мало. Меня интересует сила, сила экспрессивности, выразительности. И это то же самое, как в кино. Для того чтобы сыграть удачно, нужно войти в персонаж, его внутренний мир, понять, чем он живет. И что я делаю хорошо, делаю лучше всего, делаю лучше всего в школе это именно портреты. Для меня это естественно и мне это легко делать, к счастью.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Радиослушатели интересуются вашей жизнью. Например, Татьяна не понимает, как вы занимаетесь домашними делами, как вы готовите кушать. Она говорит, что обязательно пойдет на вашу выставку и к этому вопросу следующий, Жанна спрашивает: "Кем стал ваш сын Милко?". Что он делает?
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - У меня есть достаточно людей, которые занимаются и смотрят за домом, потому что дом достаточно большой. У меня рядом с домом сад, в котором более 600 птиц. И для того, чтобы ухаживать за птицами, нужно гораздо больше людей, чем тех, кто ухаживает за мной. Но свои скульптуры я делаю в городе Пьетро-Санте, который находится недалеко от Рима, где у меня есть дома и студия, где я сотрудничаю с 2-3 различными компаниями, которые занимаются этим. Или с лабораториями, в которых занимаются обработкой мрамора. Но у меня нет горничной. У меня нет кухарки.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А личный повар?
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Я готовлю, какая кухарка?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Тогда можно предположить, я смотрю на вас
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Утром я встаю около 6, завтракаю, готовлю себе бутерброды и еду работать. Вечером, когда есть немножко времени, еду на рынок, покупаю продукты, чаще всего овощи, зелень. Не скажу, что ем много мяса, кушаю или иду куда-то с друзьями-художниками на ужин. И когда я устаю вечером, иду спать.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мы меня мистифицируете, этого не может быть, я не представляю вас на рынке. Джина Лоллобриджида на рынке.
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Это очень красивое место, где я живу. Там не обращают внимания на то, во что одета, в рабочий халат или у меня грязная обувь. Там я не звезда. Там я себя чувствую как обычный человек. И ко мне обращаются как к обычному человеку. И там я обрела снова эту радость просто жить. И то, что лучше всего там это то, что я одна и не завишу от других. И могу наконец-то выразить себя в тех работах, которые поддерживают меня, это самый хороший, замечательный период в моей жизни. Свобода абсолютная.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - И последний вопрос о вас.
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Иногда, конечно, я дома немножко убираю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вы, конечно, знаете Майю Плисецкую.
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Конечно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Когда ее спросили, как сохранить такую талию, она сказала, что рецепт простой много не есть. Вот просто, а какой ваш рецепт? В Италии же вот такие порции в ресторанах.
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Ну не надо преувеличивать. Я стараюсь не преувеличивать, и когда я голодна, я кушаю. А моя гимнастика - это работа. И так я поддерживаю себя в форме.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Я хочу спросить. Как вы работаете, вы приезжаете в студии к себе, в мастерскую, подчиняясь вдохновению или каждодневному труду?
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Очень тяжело сказать, что такое для меня вдохновение, потому что у меня столько в голове образов и фантазий, что тяжело даже все это выразить. Например, последняя книга, которую я написала "Волшебная невинность", над которой я работала 12-13 лет. И у меня воображение настолько живо работало, что я даже не отдавала себе отчета, что оно бежит далеко впереди моего компьютера. И вышла очень замечательная книга, в которой в предисловии написано о матери Терезе. Там образы детей и животных. Там все смешалось, но кажется, что это очень реальная ситуация, реальная жизнь. И там отражена моя система внутренней организации, которую я никогда никому не отрывала. И когда специалисты из фирмы "Кодак" занимались оформлением книги, сказали, что она останется в истории фотографии, потому что подобного не встречали. Потому что нужна целая жизнь, чтобы научиться это делать, все сделано было вручную.
Н. ТАМРАЗОВ Госпожа Джина, у нас говорят в России, что если человек талантлив, то он талантлив во всем. У нас так говорят. Я вижу, что вы нам своим искусством это абсолютно точно доказываете, что в Италии тоже так.
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Я верю в то, что талант великий подарок, подарок Бога. Но, чтобы он реализовался, нужно много работать. А моя работа сейчас это не работа, это радость, радость выразить себя.
Н. ТАМРАЗОВ Можно, к вашей радости. Я смотрю на ваши картины, на эту выставку, которую вы предлагаете в Москве. Здесь каждый образ подчеркнут тонкой высокой хореографией. Это что невысказанная мечта стать танцовщицей еще плюс ко всему? Здесь даже мать Тереза это хореографическая миниатюра.
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Сейчас мне нужно доделать одну медаль, над которой я работаю, которая вот-вот уже будет сделана. А еще хотела сказать, что в 1996 я сделала дизайн марки, которая была самой продаваемой маркой. Я очень трепетно отношусь к матери Терезе и эта медаль будет посвящена тому, что она была провозглашена святой. Она будет продаваться от имени Ватикана.
Н. ТАМРАЗОВ Вы балет знаете, любите?
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - В моих скульптурах много движения, много жизни и я воспринимаю скульптуру именно так
Н. ТАМРАЗОВ То есть везде высокая хореография.
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Есть 3 скульптуры из мрамора, а другие из бронзы. Всего их 38.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ретроспектива Джины идет на Московском международном кинофестивале, и выставка скульптуры в Москве. Я хочу вам сказать, что есть еще интересный вопрос от наших радиослушателей. Пишут, что у нас сейчас идут дискуссии о роли женщины в обществе. И слушатели вспоминают, что после трагической гибели вашего мужа в автокатастрофе Милко Скофича, вы решили быть одна, можно сказать, что одна, а можно сказать свободна. Вы не захотели расстаться со свободой в жизни. Вы не нашли в вашей жизни никакого нового героя-мужчину?
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - И даже здесь видна рука судьбы. Если бы мне повстречался идеальный мужчина, но он мне не повстречался. Но даже если бы я его и нашла, многие люди очень боятся успешных людей, людей с именем. И среди мужчин я столкнулась с большей завистью, чем среди женщин. Потому что они боятся оказаться в тени моей известности. Это было не один раз, это было много раз. И получилось так, что как будто бы судьба мне сказала в твоей жизни, в твоей карьере я награжу тебя многими талантами, но в личной жизни ничего. И у меня не было другого выбора, я приняла. Но для художника, для артиста быть свободным преимущество, потому что то, что уходило бы в личной жизни, оказывается, все сконцентрировано в жизни художественной, в жизни артиста.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Еще о любви, но с другой стороны. Безусловно, вы знаете, что итальянки такой стандарт красоты. И, конечно, глядя на итальянские фильмы, русские мужчины влюблялись в итальянок. Вообще у русских существует представление, что итальянка - это высокий класс женщины. А в вашей жизни был какой-то русский человек, на которого вы обратили внимание?
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Не один, три.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Кто?
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Я вам не скажу.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А мы хотели говорить о сенсации.
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Но в любом случае это были 3 артиста, если вам этого достаточно. Художники, люди искусства.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Но вы восхищались тем, какие они художники?
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Я не один раз любила, я любила много раз.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - За вами не угнаться.
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Это естественно. Мы все из плоти и крови.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я хочу сказать радиослушателям о выставке. Давайте мы напомним, где она проходит.
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Выставка открывается 23 июня в музее им. Пушкина и продлится до 10 августа.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Причем, насколько я понимаю, работы эти можно не только посмотреть, но и приобрести.
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Но я на это надеюсь, что скульптуры будут проданы, потому что мы, художники кушаем, нам нужно на что-то жить. Или хотя бы чтобы окупилось то, что было затрачено на эти работы.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я в конце нашей программы объявлю название сайта и номер телефона в Италии, для тех, кому интересно. Это такой некий справочный сайт и справочная информация для тех, кто будет интересоваться другими работами, которые не выставлены в Москве. Я это обязательно объявлю. Что бы вы могли сказать всем радиослушателям, которые слушают эту программу?
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Я здесь, в Москве, потому что я подумала, что русская публика, русские люди будут смотреть на мои работы без каких-либо предубеждений. Именно поэтому я выбрала для своей первой мировой выставки скульптур Москву, Пушкинский музей, потому что я считаю, что у русских людей до сих пор сохранилось уважение, почтение и трепетное отношение к традиционному искусству. Потому что нужно верить в искусство и красоту, потому что красота несет в себе позитив. И даже когда мне приходится изображать или описывать что-то не очень приятное, красивое, и я в этом стараюсь найти моменты красоты.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Маленький вопросик. Вы очень успешны в искусстве. Сталкивались ли вы с завистью?
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Нет, я бы сказала, что не зависть, а больше восхищение, что совершенно другая вещь. Потому что зависть это очень плохое чувство.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вы знаете, я держу в руках этот проспект, где передо мной небольшие скульптуры. Такое ощущение, что они сделаны на каком-то ювелирном производстве, трудно себе представить, что вы и в кино играете, и скульптуры эти делаете, и альбомы фотографий делаете. Вы знаете, коллега спросила - сталкивались ли вы с завистью. Мы вам завидуем, потому что в одном человеке столько талантов, причем не дилетантских. Вы это делаете как настоящий скульптор. Я знаю ваш альбом "Моя Италия", это настоящие профессиональные фотографии. А про то какая вы актриса, об этом знает весь мир. Я вам завидую.
Д. ЛОЛЛОБРИДЖИДА - Благодарю вас за комплимент. Я вкладываю любовь в то, что я делаю. Много-много тружусь, успех это не случайность. Может быть тот факт, что я одна, хотя это и выбор человека, который хочет быть независимым, это позволяет мне больше концентрироваться на той работе, которую я делаю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Ну и теперь я хочу объявить, как и обещал, сайт Джины Лоллобриджиды. Тут все наоборот www. lollobrigidagina.com. То есть это пишется одним словом. Также вы можете все узнать о ее выставке, вы должны набрать 810 - это факс, вы можете отправить факс, и вам соответственно ответят, 39 это Италия, 06 и далее такой телефон как московский 7180098. Только подчеркиваю, это не московский телефон, а телефон в Италии. Не забудьте самое главное, фильмы, ретроспектива Джины Лоллобриджиды на 15-м московском кинофестивале.