Купить мерч «Эха»:

Виктор Зинчук - Виктор Зинчук - Бомонд - 2003-06-08

08.06.2003

8 июня 2003 года

В эфире "Эхо Москвы" - Виктор Зинчук, гитарист.

Эфир ведет Сергей Бунтман.

С.БУНТМАН - Это была "Лунная соната". Виктор, куда это вас занесло во второй части?

В. ЗИНЧУК - Спасибо, я благодарен за то, что вы не обрезали эту композицию.

С.БУНТМАН - Нельзя было обрезать, там с самого начала предполагалось, что будет развитие.

В. ЗИНЧУК - Я выступаю в соавторстве с Бетховеном, Бахом и со многими композиторами, совершенно не стесняюсь этого, это становится как моей музыкой, я вживляю ее, пропускаю через себя, поэтому неминуемо дописываются целые части. И для того, чтобы эти впечатления проходят через меня, требует участия полного.

С.БУНТМАН - Мне казалось, что Зинчук здесь был очень элегантен. Он остался на равных с той темой, которую он взял. Жутковато получилось.

В. ЗИНЧУК - Эта работа серьезная, я благодарен вам за ваше приглашение, за то, что есть возможность о новой работе. "Амадеус-146" - это диск, который я писал 2 года, очень серьезная работа, принимаема всеми, ничего сложного нет. Я очень рад буду рассказывать.

С.БУНТМАН - А такую вещь можно исполнять еще и еще раз? Или это как запишется, так и запишется, и потом уже это вряд ли получится вживую?

В. ЗИНЧУК - Я профессионал, и все, что записано на дисках, исполняется на концертах. Недавно у меня было 25 лет сценической деятельности в трудовой книжке. Был концерт в Питере, в ДК Ленсовета, большой у них зал такой, все исполняется сейчас же. В Москве, и это было и будет еще. Все это исполняется на концерте, поэтому, естественно, это состояние появляется. Не всегда происходит так, иногда это импровизационность, и все это можно исполнять еще и еще раз. И так, как будто это в первый раз, все это не может надоесть, и здесь уже не о себе можно сказать, а об авторах, что, в отличие от популярной музыки, все знают, что в маркетинге есть такое слово, что если популярная музыка не продается за полгода, то этот альбом уже откладывается в сторону, он устаревает. Здесь классика, это вечно. И если удается так сделать, что и сейчас пираты тиражируют диски, даже те, которые были записаны уже около 10 лет назад, я расцениваю как победу классической музыки, и мою, в том числе.

С.БУНТМАН - Вы нарочно берете такие суперизвестные вещи и с ними входите в такое отношение?

В. ЗИНЧУК - Во-первых, они меня не оставляют равнодушным, как и громадное количество людей, которые помогли им жить и проголосовало собой, их не забывали. Эта музыка прошла проверку столетиями. Во-вторых, это трогает меня. И я должен полюбить это произведение. И когда оно получается, оно отлеживается, что-то сверху просится. Я должен это сделать. Второе, возможно, да, исполнение таких популярных тем дань великим мастерам. И отчасти я не обласкан, не только я, инструментальная музыка у нас в стране, нет особых радиостанций, может, только появляются.

С.БУНТМАН - Ну почему? Вот, "Классика".

В. ЗИНЧУК - Там фоновая музыка, они боятся сильных эмоций. Там можно услышать музыку, которая не мешает вам разговор, беседу, она не напрягает. Они боятся кульминаций и резких эмоций. Там все приятненькая, фоновая музыка. Замечательно, что есть такая радиостанция, слава богу. Но все равно, нет у нас ни одной радиостанции, где можно было бы послушать классическую музыку в первоисточнике.

С.БУНТМАН - "Орфей". Правда, там другая беда. Там чудесные записи дают, великолепные. А потом начинается: "Вы слышали 1 картину 1 акта оперы". А можно было бы сделать музыкальную радиостанцию, потому что сейчас это таинственное слово "формат", оно убивает. "Это формат, а это неформат", "это наш формат, это их формат".

В. ЗИНЧУК - Я имею возможность, я же езжу по стране. Собираются полные залы по стране. Значит, для них эта музыка "формат". Мне все равно грех жаловаться, я известен, меня знают, а есть ведь масса музыкантов, не только наших отечественных, которые не звучат сейчас. И молодое поколение не знает, что есть "Deep Purple".

С.БУНТМАН - Вот приехал наконец Маккартни.

В. ЗИНЧУК - Да, я был там.

С.БУНТМАН - Ну и какие ощущения? Я знаю, что у моего сына ощущения были совершенно феерические. Это жизненное событие. 23 года парню.

В. ЗИНЧУК - Я был на концерте. После этого мы встречались. Я знаю, у нас битломан колоссальный просто это Миша Боярский и Слава Малежик. Со Славой мы недавно встречались, он спрашивает: "Ну ты как? Я два раза проплакался, слезу пустил". Я мог лишь это прочувствовать. Действительно, это значимое событие. И Красная Площадь подчеркивала этот концерт. Оказывается, она совсем не агрессивная. И она была наполнена совершенно замечательной атмосферой доброты. И очень грамотно концерт был проведен 3 часа. Кто-то может говорить о его работоспособности, что колоссальный Маккартни. Правильно. Он сохранился замечательно в отличие от своих рокерских собратьев, которые и моложе его, но в рок-группах прожигают свою жизнь и сжигали свои связки. Они уже высокие ноты не берут. Маккартни совершенно адекватен сегодняшнему дню, помимо того, что он расширил свой репертуар. И правильно сделал, за счет битловских ностальгических мелодий. Один он остался, кто может это сейчас петь. Ринго Старр не может, я думаю.

С.БУНТМАН - У нас по телевизору похоронили Ринго. Это такой кошмар был: "К нам приехал последний битл". О-о! Как?! Ринго умер?!

В. ЗИНЧУК - Я думаю, все, кто там был, просто испытали. Вводили добрые, веселые, пестрые, воздушные, разные цветочки летали, все хипповское было. И была доброта. Помимо того, что он общался, пытался на русском языке, все это мило выглядело. Главное, что замечательная музыка. Играли в той манере, и он исполнял все то, что было битловское. Сегодня звучит совершенно адекватный. Если откровенно сказать, один из самых гениальных композиторов наряду с Шостаковичем. Это даже не я, это компьютерные исследования были. Поэтому было приятно видеть мужичков за 50, с лысинками и в очках, отплясывали. Атмосфера доброты.

С.БУНТМАН - Молодых много было?

В. ЗИНЧУК - Да. Была удивительно добрая атмосфера. Люди на 3 часа попали в детство, в сказку.

С.БУНТМАН - Мне говорили, что Красная Площадь с Кремлем. Они выглядели, как если бы их нарисовали в мультфильме "Желтая подводная лодка".

В. ЗИНЧУК - Да, так оно и было, музыка делает чудеса.

С.БУНТМАН - Давайте, что-нибудь еще послушаем. Лена пишет: "Уверена, что Бетховен одобрил бы Вашу трактовку, кроме того, в ней слышна Ваша душа". "Здравствуйте, Виктор, пишет Андрей из Ижевска. С кем бы Вам хотелось поработать из известных современных западных рок-музыкантов?"

В. ЗИНЧУК - С Джо Сатриани. Это был бы гитарный коллега такой. Я знаю, что сейчас в планах, оживление интереса и ко мне. Я получил, мне теперь выдают гитару, аппаратуру, всевозможные усилители. Посылают теперь нашим гитаристам, те не знали даже имен. Вот, говорят, мы хотели бы, чтобы у этого человека были усилители, я не буду говорить, какой марки гитара. Знаю, что узнали, что Джо Сатриани не так дорого стоит, и хотели его пригласить. Но мне самому очень интересно. Мне интересно исполнять музыку. Да, в моей творческой карьере было и сотрудничество и с Антоновым, и с Аллой Пугачевой в "Мэри" и т.д. Но все это разовое, милое. Последнее, я Саше Маршалу написал "Белый пепел", соло. Мне интересно работать одному, мне интересно играть ту музыку, которую я должен сыграть, ее столько еще. Поэтому погрузиться в этот материал, растерзать себя, выдавить из себя, родить, помучиться, обрадоваться, для меня это намного ценнее, чем как PR-промоушн сотрудничать с известными музыкантами, набирать очки.

С.БУНТМАН - Здесь правильно задали вопрос: "С кем бы поиграть".

В. ЗИНЧУК - С Джо Сотриани, с Марком Нопфлером как гитаристами очень интересно.

НОВОСТИ

В. ЗИНЧУК - Я еще мало знаю кельтскую музыку. Я хочу поехать в Ирландию, поехать и уже углубленно изучать ее. Я благодарен Джеймсу это атташе по культуре при посольстве. Они уже снабдили меня музыкальными материалам. Я уже даже здесь начал изучать.

С.БУНТМАН - Кельтское ведь повальное увлечение.

В. ЗИНЧУК - Ну и хорошо. Значит, это адекватно сегодняшнему дню. И правда, эта музыка свежа для нас. Она близка русской народной, именно глубокой. Той музыке, которая не сборник. Раньше Римский-Корсаков опубликовал "200 русских народный песен", но это были простенькие, незатейливые, послушанные у кабачков, это не глубокая, которая в народе сложена. Где-то в Архангельской области сейчас осталась.

С.БУНТМАН - Зря Вы, Ира: "Кто Вам дал право прикасаться к этим великим композиторам! Ни Бах, ни Бетховен ничего бы не потеряли, если бы Вы не прикасались"

В. ЗИНЧУК - Сейчас я приглашаем на телеканал "Культуру". Я играю эту музыку более 20 лет. Да, есть приверженцы такой сухой, только того исполнения. А есть те, кто живет сегодняшним днем.

С.БУНТМАН - Дамы и господа! Ира, Анна и другие! Это про другое совершенно! Мы же не говорим, что Бах, Бетховен и прочие моцарты это те пацаны, которые нам для мобильников пишут музыку.

В. ЗИНЧУК - Намного больше хороших пейджерных сообщений.

С.БУНТМАН - Это для меня загадочное: "Вы хороший музыкант, но последняя вещь безумно похожа на Оутфилда".

В. ЗИНЧУК - Хорошо отношусь, это интереснейший музыкант. И все это должно звучать, и хорошо, что это есть.

С.БУНТМАН - Я про себя хочу сказать. Гриша, я не обижаю "Орфей"! Там дивная музыка, но если бы сделать эту радиостанцию более живой, и давать по неписанной, тексты, как на последней странице в старых программах пишется. Если сделать живой, было бы гениально. У меня в машине стоит, кроме наших радиостанций, "Орфей", я всегда его слушаю. Виктор, здесь еще спрашивают, какой у вас самый любимый диск.

В. ЗИНЧУК - Последний, "Амадеус-146". Потому что, помимо классики, которая там, я работал долго, имел возможность работать с серьезными музыкантами. Сергей Рыжов, замечательный бас-гитарист, ушел, этот год был богатый на потери. Это бас-гитарист, который работал в группе "Динамик" с Кузьминым. Он принимал участие в записи этого диска, продюсировал это все. И мой директор, который неожиданно погиб недавно, Костя Образцов, серьезная музыка, она притягивает. Мудрая, добрая. Там все в порядке, потому что это классические произведения. Но тем не менее, в этом диске были еще и мои собственные. Поэтому он для меня любим, он на сегодняшний день для меня самый совершенный. И если бы мы послушали композицию, которая называется "Амадеус-146", то тогда мы сразу отсечем всех тех, я не только к классике прикасаюсь, я играю свои композиции.

С.БУНТМАН - Давайте послушаем.

В. ЗИНЧУК - Я уж как искусствовед могу сказать, что данная композиция явила собой слияние нескольких музыкальных стилей и направлений, что была сочинена человеком, живущим на рубеже 20 и 21 столетий. Точно так же, как люди слушающие живут в этом же мире, и могут прочувствовать на себе это мироощущение, это видение. Но здесь есть еще и церковные католические песнопения, вместе с современным исполнением и аранжировками.

С.БУНТМАН - Вот Саша говорит, я бы выкинул ударные. Зачем?

В. ЗИНЧУК - Зачем? Очень замечательно, что в соавторстве все происходит. На этом диске есть немало композиций, которые без ударных, со струнным квартетом просто играется на гитаре. На своих концертах я еще исполняю немало еще и просто один. Они по времени 15 минут.

С.БУНТМАН - Елена: "9 ноября я слушала в Петербурге живой концерт". Ей ужасно нравится, в восторге и от диска, и от живого концерта. И спрашивает, когда концерты какие-нибудь будут.

В. ЗИНЧУК - Я потерял своего директора. Теперь ужасно болезненный процесс перестройки предстоит. Все заново, потому что многое утеряно контакты и все. И потом, лето считается полумертвый сезон. Думаю, осенью будет. Недавно был в Москве в культурном центре "Меридиан" такой концерт. По ночным клубам выступаю. Недавно получил приглашение на Славянский базар. Также еду в Италию и Ирландию, буду там выступать, получил приглашение. В Италию на рок-концерт, недалеко от Турина. Это распорядок на лето. Я по осени хочу сделать концерт. Я слышал для себя хорошую новость, что мюзикл "Чикаго" освобождает на какое-то время Театр Эстрады. А именно там я выступал, даже по два концерта подряд. И вот, собирается полный зал и любителей гитарной музыки инструментальной. И поэтому хотел бы осенью сделать.

С.БУНТМАН - А там удобно играть?

В. ЗИНЧУК - Да.

С.БУНТМАН - Больше зал уже атмосфера теряется. Галина Марковна пишет: "Виктор, я научилась говорить, ходить и посещать консерваторию почти одновременно. Не обращайте внимание на снобов. Ваше творчество великолепно". Здорово!

В. ЗИНЧУК - Спасибо Вам.

С.БУНТМАН - "Эта композиция, - пишет Сергей, - напоминает финскую "Апокалептику".

В. ЗИНЧУК - Послушайте. Откровенно говоря, я не слышал, что это финские ребята играют на виолончелях. У меня нет ни одного диска их. И я не помню вообще ничего. Цели не было никакой. Они не играют на гитарах, по-моему.

С.БУНТМАН - Тут был практический вопрос: "Где в Москве можно купить хорошую гитару?"

В. ЗИНЧУК - В магазинах. Если уж действительно хорошую. За ними нужно гоняться. Надо общаться с музыкантами, потому что хорошая гитара просто так не уходит. В магазинах да, новые инструменты, есть всевозможные магазины, не буду давать рекламу. Но дело в том, что там новые гитары. А новые гитары должны обыграться. То есть процесс, когда они начнут звучать, занимает от года до более.

С.БУНТМАН - Как трубка.

В. ЗИНЧУК - Совершенно верно, структура дерева изменяет свое содержание. Объяснений тому много, даже физических. Инструмент должен быть оживлен энергией того человека, который играет, музыкой, которую играют на нем. Поэтому, если правильная музыка играется правильный инструмент будет. Поэтому такие редкие инструменты, дорогие, хорошие, если вкус изысканный, надо искать среди музыкантов. А в магазине можно купить новую, сделать его под себя.

С.БУНТМАН - Тут спрашивают, сколько у Вас гитар и какая любимая.

В. ЗИНЧУК - Много, гитар у меня много, более 20. Среди них есть лютневые, лютня средневековый инструмент. Мандолины, электрогитары разных фирм, потому что они необходимы, последнюю я купил серебристого цвета. Он мне нужен был для съемок у Филиппа Янковского "Амадеус-146", подобрал именно эту гитару. Приобретаю их не для того, чтобы трясся над ними, а просто для того, чтобы исполнять музыку, и тембры их не наслаивались друг на друга, была разная окраска. Это просто необходимость такая. Поставьте "Вуаль Лауры". Это мое произведение, которое я исполнил с замечательными музыкантами, это романтик-квартет. И это своя музыка. Это не музыка из того времени. Это то, что рождено сегодня мною. Судить вам.

С.БУНТМАН - Пишут нам: "Хотелось бы услышать когда-нибудь в Вашей трактовке "Дождевые прелюдии" Шопена, это спрашивает Лена.

В. ЗИНЧУК - Ух ты! Я даже не знаю, когда до этого дойду.

С.БУНТМАН - А если попробовать?

В. ЗИНЧУК - Будем пробовать. Столько музыки, которую нужно сыграть! Хочется сыграть. Я в полуголодном творческом состоянии, потому что я недосказан, недоуслышан. Действительно, многие пишут. Так, "Где родился?". В Москве, на Арбате, недалеко от здания Храма Христа Спасителя. В Зачатьевском переулке.

С.БУНТМАН - "Нам хочется слушать". С одной стороны, полно вопросов. "Виктор, Вы здорово играете на гитаре".

В. ЗИНЧУК - Спасибо. У меня на концерте 31 числа был Алексей Смертин вместе с братом. И брат его сказал: "Зинчук это Зидан в музыке". Я по футболу с ума схожу. Приятно было видеть волю к победе вчера.

С.БУНТМАН - Давайте послушаем одну из сверхдушевных вещей в мире. Это серенада Шуберта. Это на "до свидания". Этим летом вынужден уже буду записывать новый альбом, начать свою работу над ним. Расскажу обо всем, но в следующий раз.

В. ЗИНЧУК - Спасибо, Виктор. Слушаем серенаду Шуберта. А диск, который слушаем, "Амадеус-146". Это был "Бомонд".