Римма Казакова - Бомонд - 2003-04-27
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Традиционный "Бомонд" в студии "Эха Москвы". Елена Кандарицкая, здравствуйте и с нами гостья известная поэтесса Римма Казакова, добро пожаловать на "Эхо".
Р. КАЗАКОВА - Спасибо и с праздничком.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Хороший праздник?
Р. КАЗАКОВА - Конечно, хороший, потому что верит человек или не верит в бога, как писал Высоцкий - "только жаль распятого Христа", эта фигура всем дорога и близка.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мы сейчас послушаем первую песню, но я хотел спросить о праздниках. Праздники и религиозные, и бывшие партийные, типа 1-го мая, 8-е марта, нет, 8-е марта какое-то исключение. Например, 1-е мая Международный день солидарности трудящихся, как-то так жизнь поменялась, и потерялись какие-то ориентиры и для нас все праздники стали просто абстрактные, такие гражданские праздники. 1-го мая гуляем, один приятель мой назвал месяц май вторым пьяным месяцем в году после января.
Р. КАЗАКОВА - Я согласна.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это нормально или что-то мы потеряли в связи с тем, что это просто наши выходные?
Р. КАЗАКОВА - Что-то потеряли, что-то нашли. У меня даже есть строчки: "январь - мальчишка-пьяница". Так оно и есть, у нас праздники стали безразмерными, и Новый год, и Май. Они никак не кончаются.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Римма Федоровна, в дореволюционной России были очень большие праздники. Святки были, новогодние достаточно долго длились.
Р. КАЗАКОВА - А вы воспитайте поколение, которое будет соблюдать какие-то каноны жизни, праздновать какие-то праздники, может быть, моя внучка уже будет это делать, я не знаю. Я могу пойти в храм, освятить кулич, но по-настоящему не знаю, ни когда Святки, ни когда что.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А какие праздники вы сами празднуете? Есть ощущение праздника или просто выходная зона, если можно так сказать?
Р. КАЗАКОВА - Дело в том, что вся моя жизнь сплошной праздник, так что я люблю будни. А вообще я считаю, что праздники именно будни рабочие. У меня даже есть такие стихи на эту тему.
ЧИТАЕТ СТИХИ
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Послушаем песню на стихи Риммы Федоровны и после этого вернемся студию к нашей беседе.
ПЕСНЯ
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Александр Серов. Это была целая история, когда появилась песня "Мадонна" и выяснилось, что это написала Римма Казакова, а песня была очень популярной, и я считаю, что это такой положительный опыт. Это положительный опыт для вас, работа с эстрадным певцом?
Р. КАЗАКОВА - Я с певцами не работаю. Я работаю с композиторами. Это положительный опыт.
Е. КАНДАРИЦКАЯ А когда вы первый раз услышали свои стихи на музыке, какое было ощущение?
Р. КАЗАКОВА - Я сама пиликала на аккордеончике, сочиняла песни, если бы я играла на гитаре, может быть, я была бы бардом, а не поэтом. А первую песню, которая стала популярной, написала А. Н. Пахмутова, она прочла стихи "Ненаглядный мой" в юности и написала песню. Потом она меня пригласила, я пришла к ней, и она показала мне эту песню. И произошло такое странное дело, она считала, что я слишком великая, чтобы меня править, а я считала, что она слишком великая, чтобы сказать, что такие строчки неудачные. Песня хорошая, и она существует с 1969-го года, ее любят, помнят, поют, как ни странно. Хотя она сложная.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Долгий путь домой, ожидай меня без грусти, вспоминай меня без усти, ненаглядный мой.
Р. КАЗАКОВА - Но там есть строчка "я узнаю цену раю, ад, вкусив в раю". Потом я ее переделала - "я рискну ходить по краю в огненном краю", но когда было "ад, вкусив в раю", так после Майи Кристалинской все и откусывали в раю. Потом мы с Александрой Николаевной признались друг другу, что надо было поправить эти строчки.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А Кристалинская пела ваши песни?
Р. КАЗАКОВА - Она эту песню и спела, причем это был первый урок непонятности нашей жизни. Это был съезд партии XXV, по-моему, и концерт в честь этого съезда партии. И почему любовная песня звучала в этом концерте, я тогда понять не могла.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Кристалинская была очень популярна.
Р. КАЗАКОВА - Была очень рада.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Сейчас я иногда бываю на Донском кладбище и всегда живые цветы.
Р. КАЗАКОВА - Кстати, Мария Пахоменко, которая была второй исполнительницей этой песни, получила "Золотого Орфея" на конкурсе в Болгарии именно за песню "Ненаглядный мой", хотя однажды, выступая по телевизору, она сказала, что получила "Золотого Орфея" за песню Саши Колкера, ее мужа. Вообще много бывает несуразиц. Был вечер памяти Майи Кристалинской, почему-то песня "Ненаглядный мой" не звучала. Я не думаю, что в этом повинна Александра Николаевна, а видимо, те, кто делали этот сюжет. Вообще нам, поэтам не везет, показывают песню по телевидению, редко пишут кто автор музыки и слов.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Сейчас уже всегда пишут кто автор.
Р. КАЗАКОВА - Это хорошо, потому что пусть лучше знают песни, не знают автора, чем наоборот.
Е. КАНДАРИЦКАЯ А сегодня вы пишите для кого-то? Или сегодня другие времена?
Р. КАЗАКОВА - Я всегда пишу.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Есть исполнители сегодняшние?
Р. КАЗАКОВА - Последнюю песню исполняла София Ротару, нашу песню с Владимиром Матецким, очень красивую песню "Разлуки", песню любви. Она была в "Песне года" и я очень благодарна Сонечке за то, что она ее спела, потому что не каждая не очень юная женщина отважится спеть, что с ней расстались, что она осталась одна.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мы о песне говорим и давайте послушаем еще одну песню.
ПЕСНЯ
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мы продолжаем нашу беседу.
Р. КАЗАКОВА - Музыка Владимира Назарова.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, это с его пластинки.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Мне хотелось бы, чтобы вы почитали стихи, которые вы написали совсем недавно.
Р. КАЗАКОВА - Я должна сказать тем, кто все еще интересуется поэзией, что у меня буквально через пару дней выходит новая книга стихов с таким названием "Наперекор". Ее издает издательство "Урал" Университета Российской академии образования, и я очень благодарна Борису Михайловичу Бим-Баду, ректору, и Татьяне Петровне Зыковой, моему редактору за то, что эта книжка появится. В наше время появление книги вещь сложная. А так как сегодня великий православный праздник, я хочу прочесть стихи, которые называются так грустно "Иуда".
ЧИТАЕТ СТИХИ
Р. КАЗАКОВА - Эти стихи полны веры в то, что побеждают не иуды, побеждает правое дело, иногда не сразу и не скоро. И я хочу сказать, что я конечно, поэт и гражданин, и я возглавляю Союз писателей Москвы. Это Демократический союз, который в 1991-м году выбрал свой путь и все время, не изменяя себе, сочувствует созиданию демократических реформ. Но странно, что все прокоммунистические союзы и Союз писателей России, и Московское отделение Союза писателей России, и Международное сообщество писательских союзов, хорошо обеспеченны и площадями, ресторанами, деньгами и чем угодно. И только наш Демократический союз не имеет ни метра площади, закрепленного за ним и хотя правопреемников у Союза нет, это очень странно, это тоже доказывает победу демократического дела в нашей стране. И также в сентябре этого года меня избрали председателем Международного литературного фонда. Сейчас все дело Международного фонда находится в суде, у нас судебное разбирательство. С одной стороны я и мои товарищи, которые защищают общественное имущество от разграбления, растаскивания, на противоположной стороне, которую сейчас возглавляет Юрий Михайлович Поляков, редактор "Литературной газеты", мы их называем "дачники", это все арендаторы переделкинских дач, они хотят приватизировать свои дачи. И Поляков уже нечестными путями с помощью фальшивых документов приватизировал свою дачу. Так вот, Савеловский суд 19-го февраля этого года вынес вердикт в сторону нашей стороны. Однако, 24-го апреля городской суд, несмотря на то, что главный истец и податель кассационной жалобы заявил, что он отказывается от своей кассационной жалобы, и он согласен с нашим иском и считает справедливым решение Савеловского суда, по 345-й статье Гражданско-процессуального кодекса суд должен был немедленно закрыть это дело и оставить решение Савеловского суда в силе. Этого не случилось. И я хочу обратиться к Ольге Александровне Егоровой, главному судье города, а также к Вячеславу Михайловичу Лебедеву, председателю Верховного суда, я с ними не знакома, я чту закон, я законопослушный человек и не очень понимаю, как могут происходить такие вещи, прямое нарушение закона. Я видела выступление Ольги Александровны по телевизору, она говорила, что у нее есть дети, муж, соседи, и она не может участвовать ни в каких незаконных делах. Я совершенно этому верю и не понимаю, чем обаял ее Юрий Михайлович Поляков, может быть тем, что опубликован интервью с ней в "Литературной газете". Я не знаю, в чем тут дело, но я хочу ей сказать, что за нашей стороной стоят очень крупные писатели. Такие, как Андрей Вознесенский, Борис Васильев, Григорий Бакланов, Владимир Войнович, вообще этот список можно продолжать от и до. У нас была такая статья в "Вечерней Москве", которая называлась "Коммерсанты в чужом дому", где мы категорически выступали против приватизации переделкинских дач и против расхищения писательского имущества. Оно принадлежит всем писателям России и стран СНГ, которые созидали эту собственность. И я очень надеюсь, что будет решено по справедливости, а иначе и быть не может. Меня это очень волнует
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Естественно, мы готовы и противоположной стороне предоставить эфир, для того чтобы они высказали свою точку зрения.
Р. КАЗАКОВА - Знаете, что Ю. М. Поляков за полтора месяца ни строчки не опубликовал, когда секретариат нашего Союза, который насчитывает 2 тысячи членов, обращался неоднократно в "Литературную газету" - дайте нам возможность высказать нашу позицию, но этого сделано не было.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это уже то, что называется, его проблемы. Сейчас 15 часов почти 30 минут, будут краткие новости, после чего вернемся в студию к стихам и песням на стихи Риммы Федоровны.
НОВОСТИ
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ "Бомонд" продолжается. Следующая песня.
ПЕСНЯ
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Римма Казакова у нас в гостях, мы слушаем песни на ее стихи и ее стихи в ее же исполнении.
Р. КАЗАКОВА - Это была песня, которую пел молодой исполнитель Михаил Михайлов, а музыка Владимира Боровикова. Я очень люблю этого композитора, мы с ним несколько неплохих песен написали. А вообще я очень рада, что прозвучала эта песня в преддверии Дня Победы. А сейчас я хочу прочитать стихи, которые я написала в прошлом году, я сидела у экрана телевизора и смотрела концерт из Кремля, посвященный Дню Победы. Я написала такие стихи, я позволю себе их прочесть, потому что я искренне их написала и думаю, что я ими вызываю добрые чувства у людей, стараюсь вызвать. Называется "В честь Победы".
ЧИТАЕТ СТИХИ
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это Путин плакал?
Р. КАЗАКОВА - А кто же? В прошлом году у нас был Путин.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Ирина Федоровна, я хотела спросить, вас, а вы преподаете в Литинституте?
Р. КАЗАКОВА - Нет.
Е. КАНДАРИЦКАЯ И вас никогда не приглашали?
Р. КАЗАКОВА - Каждый раз говорили об этом, но не приглашали. Но у меня полно молодых деток литературных.
Е. КАНДАРИЦКАЯ У вас есть какое-то литобъединение?
Р. КАЗАКОВА - Нет, но как руководитель Союза писателей Москвы, я и мои коллеги проводим каждый год совещание молодых писателей и результатом бывают новые книги, мы помогаем им издавать. Вообще это очень знаменательное событие и каждый год молодежь рвется на эти совещания. Там мы по старым советским образцам собираемся в Переделкино на неделю, и старшие товарищи ведут семинарские занятия, а молодежь учится.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Это для московской молодежи?
Р. КАЗАКОВА - Да, мы Союз писателей Москвы.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот что значат семинарские занятия для поэтов? Поэзия дело тонкое, от души идущее. Ну, формой надо владеть, но как один поэт может научить как бы другого? Какая здесь тонкость?
Р. КАЗАКОВА - Мы учимся, летая крыло в крыло, рядом. Никто ни на чем не настаивает, но вообще разборки устраиваем, каждый высказывает то, что он думает о том или ином стихотворении или творческой манере. Но это полезно все равно, очень хорошо.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Но есть образ, он индивидуален, в этом смысл поэзии, земля поэзии. Я сказал так, порядок мой слов таков, а другой говорит, что неудачно ты сказал, надо было иначе сказать.
Р. КАЗАКОВА - Есть много критериев, раньше у нас были Дни литературы. Я всегда говорила коллегам, когда мы ездили на Дни литературы по стране, что сражайтесь не друг с другом, а за читателя. Пожалуйста, простор огромный.
Е. КАНДАРИЦКАЯ А вот, интересно, сейчас поэзия выходит, наверное, очень маленькими тиражами.
Р. КАЗАКОВА - С этим беда, потому что книги выходят очень небольшими тиражами и издаются за свой счет, поэтому и какое-то количество графомании выходит, есть деньги, издаешь. Но есть и настоящие дарования, и это все несложно, потому что талант явление очень редкое и отличить талантливого человека от малоодаренного нетрудно. Важно дать им возможность развиваться, а развиваться можно тогда, когда он не будет изнасилован какой-то одной манерой, давлением старшего, может быть умного, хорошего поэта, но который хочет обязательно под себя подмять. Скажем, есть такая молодая поэтесса Наташа Полякова, она мне очень дорога именно тем, что она живая, и она ищет свою манеру. Она участвовала в нашем совещании, потом совещании в Липках, который проводит ежегодно Сергей Александрович Филатов, глава Конгресса интеллигенции. Это Всероссийское совещание молодых писателей. Я ей сказала: "Не ходи на семинары к тем, у кого ты уже была, пойди к тем, у кого манера какая-то противоположная, не та, посмотри, что это такое, примерь себя на другую манеру". Я, например, страдаю, что нет старших, которые меня бы поправляли. Кроме собственного сына, меня никто не ругает за стихи.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ О сыне расскажите.
Р. КАЗАКОВА - Сын писатель, сейчас у него вышла книга в издательстве "Ад Маргинем", которая называется "Суть", он идет своей дорогой, это уже пятая или шестая его книга, я ему сочувствую.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Почему?
Р. КАЗАКОВА - Потому что два писателя в семье, как он сказал, это стремно, если учесть, что за литературу практически не платят и жить на это нельзя в наше время. Поэтому те, кто сочиняют, это не очень нормальные люди, которые просто не могут иначе.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Сейчас достаточно много выходит мюзиклов. И, наверное, поэты могли бы просто написать тексты, и музыка есть и можно представить
Р. КАЗАКОВА - Я 10 лет назад написала мюзикл, который называется "Почему Гамлет?", на тему "Гамлета". 28 песнопений, причем такие интересные, современные, к примеру, там Офелия поет: "Мой принц, наследник трона, а жаль, что не плейбой, тебе нужна корона, а мне нужна любовь". Так это и лежит.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Не нашли композитора?
Р. КАЗАКОВА - Да и композитор есть, но поставить мюзикл дело невозможное. Наверное, я из этого сделаю пьесу и напечатаю.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Кстати, пьесы пишите?
Р. КАЗАКОВА - Нет, я пишу стихи.
Е. КАНДАРИЦКАЯ А пьесы никогда не пробовали?
Р. КАЗАКОВА - Я пишу немножечко прозу, выходила у меня книга публицистики, и пописываю иногда в газеты статейки.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Потому что общественная работа все-таки не дает денег, и поэзия тоже не дает денег, как-то существовать нужно, как?
Р. КАЗАКОВА - Песенки. За песенки платят, это шоу-бизнес. Хотя я всегда шутила, что я участвую в шоу, но не в бизнесе.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте коснемся этого шоу-бизнеса и следующая песня, стихи нашей гостьи.
ПЕСНЯ
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Кто это поет?
Р. КАЗАКОВА - Елена Ильина, композитор и исполнитель. Я написала для нее много песен, она пришла ко мне совсем молодой девочкой, читала мои стихи, они ей понравились, написала много песен на мои слова.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Они сами к вам приходят?
Р. КАЗАКОВА - Иногда приходят. И тогда я работаю на них абсолютно бескорыстно, сочувствуя и желая им успеха.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Скажите, на ваш взгляд, какой певец или певица более точно исполнили или более полно вашу поэзию? У вас есть такое ощущение?
Р. КАЗАКОВА - У меня такого ощущения нет. Я шучу, что я как мать-одноночка, мать-одиночка, у меня звезды поют по одной, две песни и все поют хорошо, прекрасно, я всех люблю, особенно когда они меня поют, тогда я их очень люблю.
Е. КАНДАРИЦКАЯ То есть никого не выбираете и не выделяете?
Р. КАЗАКОВА - Как я могу их выбирать, если бы кто-то из них полюбил бы, то, что я пишу. Выбирают они. Я их называю поющие устройства. Это немножко обидно, но на самом деле они молодцы, особенно Саша Серов. Он очень добрый, хороший и всегда, когда я прошу его придти поучаствовать в каком-то вечере, он приходит и выступает.
Е. КАНДАРИЦКАЯ А вообще это ощущение, когда тебя выбирают, немножечко обидно или нет?
Р. КАЗАКОВА - Да вообще-то в силу профессии, я ни на что не обижаюсь. Я очень прагматично и трезво смотрю на вещи, даже молодым ребятам я говорю, что учтите, что вы можете любить поэзию, любить друг друга, но вы конкуренты. И поэтому понимайте, что где-то думаешь - а так ли это хорошо, что это уже плохо для меня.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я думаю, о чем сейчас можно писать стихи и спрашиваю это у вас. Мне кажется, стихи можно писать, когда что-то устоялось, что-то стабильно, если это не лозунги и не призывы в рифмованной форме.
Р. КАЗАКОВА - Есть же стабильные вещи, у меня замечательный сосед Слава Радашевский, и я посвятила ему стихи, которые я сейчас хочу вам прочитать.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Стихи соседу. Нет, сосед всегда стабильно.
ЧИТАЕТ СТИХИ
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Что он сказал, когда вы ему прочитали?
Р. КАЗАКОВА - Он очень сдержанно отреагировал, но он действительно очень хорошо ко мне относится, поэтому ему было приятно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - И вы действительно ключи ему дали от своей квартиры?
Р. КАЗАКОВА - Да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вообще это важно, чтобы ключи у кого-то были, если вдруг зальет или какая-то проблема.
Р. КАЗАКОВА - Именно, однажды я позвонила, спросила: "Меня еще не ограбили?" - "Нет, пока еще нет".
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Сказал он, вынося мешок из вашей квартиры. А еще стихи, те, которые вам кажутся очень удачными, которые вас точнее всего отражают и которые вы читаете на своих литературных вечерах.
Р. КАЗАКОВА - Литературных вечеров не бывает, как правило сейчас, но кое-что я прочитаю. Стихи называются "Народ".
ЧИТАЕТ СТИХИ
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Призыв, Лена. Какая-то очень социальная, наша гостья.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Вам заказы какие-то давали или в советское время, или сегодня вы пишите на заказ?
Р. КАЗАКОВА - Я умная образованная девочка, поэтому я пишу, когда считаю, что это заказ мне самой. Меня что-то волнует, я пишу.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Но заказы никогда не выполняли? Не давали какую-то разнарядку в советское время?
Р. КАЗАКОВА - Недавно меня попросил Госстрах написать о них песню.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это замечательно.
Р. КАЗАКОВА - Я решила сначала, что меня разыгрывают, да нет, на самом деле, говорят, напишите для нашей корпорации, для нашего объединения песню.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Госстрах, звонят колокола.
Р. КАЗАКОВА - Я написала. Вы знаете, песня получилась неплохая, там такие строчки "если ты ногу поранил в горах, если машину разбил, руку надежды протянет Госстрах, он о тебе не забыл". Чего вы смеетесь? Песня понравилась. Я профессионал, поэтому люблю литературную работу всех видов.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А как вы ею занимаетесь?
Р. КАЗАКОВА - Молча.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Говорят, что кто-то ночью пишет, кто-то утром строго с 8 до 11, а у вас какая лаборатория?
Р. КАЗАКОВА - Да когда угодно, когда стукнет, зацепит. У меня есть такие строчки "пишу на коленке, что-что, а, коленка найдется". Бывает в метро.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - У вас есть машина?
Р. КАЗАКОВА - Сейчас нет, была когда-то.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вы в метро ездите, и там может придти в голову?
Р. КАЗАКОВА - Я езжу где угодно, и в метро, и в машине, и на поезде, на самолете летаю. Вообще как Светлов говорил, что дружба понятие круглосуточное, так и состояние творчества органично для того, кто по такой мерке сделан, по такой колодке.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Что вас волнует, безусловно, кроме темы Литфонда, ее чуть оставим в стороне.
Р. КАЗАКОВА - Литфонд меня волнует, потому что полтора года коллектив на улице, это безобразие.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это я понимаю, но вы уже об этом сказали. Что еще волнует, кроме этого?
Р. КАЗАКОВА - Любовь, конечно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мало, а еще?
Р. КАЗАКОВА Как это мало?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я знал, что вы так прореагируете.
Р. КАЗАКОВА - Любовь к мужчине, любовь к президенту, любовь к Родине, любовь к черному хлебу и молоку. Все состоит из любви.
Е. КАНДАРИЦКАЯ С кем вы дружите?
Р. КАЗАКОВА - Я дружу со своим сыном, еще есть у меня одна молодая подружка. Кстати, Лихачев очень даже одобрял разновозрастную дружбу. Она мне нравится тем, что она человек очень принципиальный. И я отличаюсь, хотя трудно понять, что я такое, действительно, с первого прикосновения, но у меня есть позиция и есть вещи, которым я не изменяю на протяжении многих лет. И мне нравится тоже ее такая определенность, порядочность, верность. А вообще у меня не так много друзей, есть старые друзья, когда без конца обозляешься и ругаешься даже с одной подругой, и я говорю, что давай с тобой контракт составим как муж с женой, чтобы не ругаться по пустякам.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Скажите, чем вы гордитесь? Есть какие-то вещи в нашей жизни, которыми можно гордиться? Мы как-то скептически относимся и к нашему президенту, и к нашему правительству, и к депутатам.
Р. КАЗАКОВА - Я не отношусь.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я просто говорю позицию, почему я спрашиваю. Все время говорится, что страна такая, ничего у нас никогда не будет.
Р. КАЗАКОВА - Я иногда в падаю даже в какое-то отчаяние и веду себя несколько истерично, что неправильно и нехорошо, на самом деле я абсолютно верю в победу добра и справедливости. Недавно я была на Дальнем Востоке, меня пригласило Охотское землячество, и я там выступала у пограничников, и одна молодая особа подписывала у меня автограф, и сказала мне вдохновенно и так убедительно: "Ваши стихи научили меня верить в победу добра и справедливости". И я ужаснулась, подумала, что сама я не верю, а она из-за моих стихов верит. Не пора ли мне верить тоже в эти вещи, так что нет, я скептически не отношусь, я, кстати, в душе немножечко педагог уже с позиции возраста и опыта, и я хочу в человеке пробуждать желание быть хорошим.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Но все же чем можно гордиться в нашей реальной жизни, которая вокруг нас, не та, что будет через 50 лет?
Р. КАЗАКОВА - Да не надо ничем гордиться. Любовь к Отечеству предполагает больший акцент, большее ударение на тех недостатках, которые есть, чтобы работать и исправлять это, а гордость, гордыня, державность, не нравится мне все это. Я люблю Родину, но я могла бы повторить вслед за Лермонтовым - "люблю Отчизну я, но странною любовью, не победит ее рассудок мой". При всех недостатках, при всем том, что мне не нравится, это Родина и никуда это не денется, и ты никуда от нее не денешься.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вы любите ездить?
Р. КАЗАКОВА - Люблю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ За кордоном бываете?
Р. КАЗАКОВА - Очень много где бывала.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Но тянет куда-то ехать?
Р. КАЗАКОВА - Да никуда меня не тянет, меня тянет уже дело, а не просто поехать куда-то.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Уже должна прозвучать финальная песня. Римма Федоровна, во-первых, с праздником, во-вторых, спасибо, что пришли, и я очень рад был с вами познакомиться. Приходите к нам еще, я надеюсь, что это знакомство будет продолжаться и не раз в 12 лет, каюсь, это наша оплошность, действительно, иногда мы как-то забываем про тех интереснейших людей, которые живут рядом с нами, что они обязательно должны побывать в нашем эфире.
Р. КАЗАКОВА - Я хочу еще прочесть короткие стихи.
ЧИТАЕТ СТИХИ
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Спасибо, Римма Казакова была у нас в гостях. И еще одна песня в конце нашей программы.
ПЕСНЯ