Купить мерч «Эха»:

Сергей Никитин - Сергей Никитин - Бомонд - 2002-12-01

01.12.2002

1 декабря 2002 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" - Сергей Никитин, бард.

Эфир ведут Матвей Ганапольский, Николай Тамразов, Елена Кондорицкая.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Традиционный "Бомонд", в студии "Эха Москвы" - Елена Кондорицкая, добрый день.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Здравствуйте.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Николай Ишуевич Тамразов.

Н. ТАМРАЗОВ Здрасте-здрасте.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Здравствуйте, и наш гость, наш замечательный гость Сергей Яковлевич Никитин, давайте нашими малыми силами, но ему поаплодируем. Здравствуйте.

С. НИКИТИН Добрый вечер.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И как всегда, мы начнем с музыкального номера, давайте послушаем.

ПЕСНЯ

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте поаплодируем, это замечательно.

С. НИКИТИН Спасибо.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это с диска Татьяны и Сергея Никитиных, который Сергей Яковлевич вручил мне и сказал: "Вот почему вы не передаете?" Я ему объяснял, что на "Эхе Москвы" он и Татьяна наиболее почитаемые люди, и вот у нас здесь, если можно так сказать, дежурный диск, это обязательно диск лежит, ну подтвердите, мои коллеги.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Абсолютно верно.

Н. ТАМРАЗОВ Да.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Понимаете нет, вы это не передаете как можно не передавать эти песни?

Е. КОНДОРИЦКАЯ А я Вам скажу, Сергей Яковлевич, видимо, все-таки мало Вы слушаете "Эхо Москвы".

С. НИКИТИН Просто мне не везет, может быть, в ночное время, значит, этот диск называется "Черно-белое кино", это последняя наша работа. Собственно, он только что вышел, и центральная фигура на этом диске это Геннадий Шпаликов. Геннадий Шпаликов наш друг, хотя мы с ним не были знакомы, вы знаете, он погиб в 37 лет, это было в 1974 году, но мы с ним дружим благодаря его фильмам, достаточно вспомнить "Я шагаю по Москве", "Застава Ильича", "Ты и я" с участием Юрия Визбора, или собственный фильм, где он выступил и как автор сценария, и режиссер, "Долгая и счастливая жизнь", это потрясающе. Но вот к нам в руки попала книжка его стихов, и я буквально заболел, это были 80-е годы. И так, собственно, эта счастливая болезнь продолжается до сих пор, и сегодня еще какие-то песни сочиняются на стихи Шпаликова, вот одна из них прозвучала.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Удивительно эксцентричная музыка, все сразу там, там и цитаты кое-откуда, совершенно удивительно.

Н. ТАМРАЗОВ Кларнет лет сто я не слышал, еще и кларнет чистенький такой.

Е. КОНДОРИЦКАЯ А музыка Ваша?

С. НИКИТИН Да.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это, можно сказать, Ваш новый проект, вообще, язык не поворачивается говорить "бард" о Вас, вообще я уже запутался в формулировках, как говорить о таких людях. Кондорицкая, вот как говорить, кто он? Автор-исполнитель?

Е. КОНДОРИЦКАЯ Автор.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Что значит "автор"? Он композитор.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Тоже.

С. НИКИТИН Матвей, Вы мне доставите приятное, если Вы прочтете, что там написано.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Где, вот на лицевой стороне?

С. НИКИТИН Нет, на бумажке, которую Вам дали.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А, товарищи, прошу прощения, как я мог. Товарищи, у нас в гостях кандидат физико-математических наук, заслуженный деятель искусств России Сергей Никитин.

С. НИКИТИН Вот и все.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Просто, да.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Но это очень много, а можно просто сказать мастер. Так можно сказать обще, большое?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Артист, мне кажется, что артист больше всего подходит несмотря на то, что человек пишет музыку.

С. НИКИТИН Я сочиняю музыку на чужие стихи, а вообще, как это назвать, это как хотите, но я бы не возражал, если бы просто называли дежурным термином "композитор".

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да.

С. НИКИТИН Я бы не обиделся.

Н. ТАМРАЗОВ Вы знаете, Вы абсолютно правы, но вот когда для широкой массы людей, и мы в том числе попадаем в эту массу, когда человек с гитарой, он становится настолько близким и родным, что его не хочется называть композитором. Композитор это что-то далекое, что-то такое.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И что-то официальное.

Н. ТАМРАЗОВ Это нисколько не принижает Вас, Боже упаси, наоборот, Вы свой у каждого. А композитор это какой-то далекий человек.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Сколько у Вас дисков, Сергей Яковлевич?

С. НИКИТИН Сейчас трудно 8 наверное, этот восьмой, а сейчас на подходе девятый.

Н. ТАМРАЗОВ Ой, богатый, наверное, денег куры не клюют.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ты посмотри, а на какой машине приехал.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Сергей Яковлевич, Вы были ведь зав. музом или как это называется, человек, который работал в театре, у Табакова, Вы продолжаете работать или уже ушли?

С. НИКИТИН Значит, в 87 году я принял окончательное решение расстаться с наукой, я тогда работал в институте биофизики в Пущине, но уже сотрудничал плотно довольно с Олегом Павловичем. И когда я с ним поделился, что я собираюсь оставить науку, не бросить, нет, оставить, он пригласил меня в свой театр, это было совершенно естественно. И я проработал в должности зав. музыкальной частью до 95 года. А с тех пор я свободный художник.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Но для театра делаете что-то?

С. НИКИТИН Да, конечно, в театре Табакова я написал музыку к 7 или 8 спектаклям, в театре Фоменко в течение 12 лет шел спектакль "Двенадцатая ночь" с моей музыкой, в театре Райхельгауза, простите, Школа современной пьесы, до сих пор идет "А чой-то вы во фраке".

Е. КОНДОРИЦКАЯ Да, это известное, знаменитое.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Рок-опера.

С. НИКИТИН Есть еще в нашем с Сухаревым авторском портфеле, еще кое-что есть, это ждет своей постановки.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Последняя премьера была какая-то ваша?

С. НИКИТИН Не могу похвастаться, но вот мы написали собственно водевиль для Ирины Муравьевой, он называется "Актеры между собой", по мотивам старинного водевиля начала 19 века, это в общем бенефисный спектакль. Наша добрая подруга, мы ее просто обожаем, Ирина Муравьева играет этот спектакль, говорят, на выезде. В начале были там такие планы финансирования, декорации, костюмы, радиомикрофоны и т.д., но кончилось это одними костюмами и фортепьянным сопровождением.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да неважно. Композиции не исчезают.

С. НИКИТИН Ну вот мне хотелось бы в Москве в каком-нибудь стационарном театре поставить этот водевиль.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Музыки хочу, друзья, следующий музыкальный номер, мы сегодня слушать будем много. Напоминаю, что в основном наша встреча посвящена этому диску, который называется "Черно-белое кино", прекрасная фотография на лицевой стороне Татьяны и Сергея Никитиных, и здесь три фотокарточки на тыльной стороне, это Володин, Рязанов, Шпаликов. Кстати, вот следующая песня на стихи Эльдара Александровича Рязанова из фильма "Привет, дуралеи".

С. НИКИТИН А музыка Петрова.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Музыка Петрова, слушаем.

ПЕСНЯ

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ До последнего такта держал, давайте поаплодируем. Красивая песня, их мало сейчас.

С. НИКИТИН Это один из тех редких случаев, когда мы с Татьяной поем под большой оркестр, мне хотелось, чтобы это прозвучало, замечательная музыка Андрея Петрова.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Я хочу спросить Вас вот о чем, совсем недавно прошел юбилей Эльдара Рязанова, а Вы начинали с ним работать с "Иронии судьбы", да?

С. НИКИТИН Да.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Вот расскажите немножко, в каких фильмах, что последнее было?

С. НИКИТИН "Ирония судьбы" состоялась благодаря любимому мной композитору Микаэлу Левоновичу Таривердиеву. Мы до этого уже с ним сотрудничали, а за несколько лет до этого он нас с Татьяной открыл в телевизионной программе "Алло, мы ищем таланты".

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, была когда-то.

С. НИКИТИН Он сказал: "Эльдар, вот есть такие ребята, Таня и Сережа, они мои друзья, может быть, Сережа споет эти мужские песни". И тогда, собственно, мы познакомились с Эльдаром Александровичем. И с тех пор дружим, и даст Бог, все это будет продолжаться. Потом были другие фильмы, вот, скажем, в фильме "Привет, дуралеи" только что прозвучавшая песня была, потом еще фильм "Тихие омуты", в который Эльдар Александрович попросил нас исполнить песню уже моего сочинения, романс на стихи Давида Самойлова. Вообще, Эльдар Александрович поэзию знает прекрасно, он кучу стихов знает наизусть, только стоит затронуть эти струны, так из него это все, как говорится, горным потоком польется. Я не знаю, я просто могу напомнить эту песню.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я был бы счастлив, да, пожалуйста. Сейчас достанем, случайно у нас тут гитара в кустах, в наших радиодебрях, это было бы очень хорошо.

С. НИКИТИН В фильме мы ее, естественно, поем вдвоем с Татьяной.

Н. ТАМРАЗОВ А я буду за Татьяну.

ПЕСНЯ

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Сергей Никитин, спасибо большое, гитара оказалась ко времени, к месту. Сейчас небольшая пауза, мы слушаем новости и продолжаем нашу программу.

НОВОСТИ

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Сразу же, вот такой песней, которая была непосредственно живьем исполнена здесь в студии, я хочу перейти к следующей песне из 90-х годов с магическим названием "На дачу", от Юнны Мориц и от Сергея Никитина, давайте послушаем, на дачу кто не хочет.

ПЕСНЯ

Н. ТАМРАЗОВ Браво, браво.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ О заслугах Сергея Яковлевича Никитина перед детской аудиторией, это можно посвятить отдельную передачу.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Мне как раз хотелось спросить об авторе слов, о Юнне Морице, мне кажется, что ваша встреча состоялась где-то в 60-70 гг., когда в юности появились ее детские стихи, то ли "Веселый жук" называлась как-то, да?

С. НИКИТИН В журнале "Юность", 65-й год, подборка стихов, в том числе "Пони девочек катает", "Про Ваню-пастушка". Это был просто как клад, когда я это обнаружил, я себя чувствовал разбогатевшим, а потом прошло только несколько лет, когда мы уже встретились с Юнной Петровной живьем, пошло наше совместное творчество, и вот пошел "Большой секрет для маленькой компании", Юнна сочинила, сценарий, да, мультфильма, стихи конечно, и вот там прозвучала песенка про большой секрет и про собаку, которая бывает кусачей. Потом родился "Резиновый ежик", и теперь спасу от этого "Резинового ежика" просто нет, просят и дети, и люди среднего поколения, и люди нашего поколения. Вот, говорят, песня из нашего детства, мы на "Ежике" росли.

Н. ТАМРАЗОВ Не состарились.

С. НИКИТИН Я про себя думаю так долго не живут. Но я лично не провожу границу между детскими стихами Юнны Мориц и ее взрослыми стихами, это все одно, один большой организм, поэзия с большой, я бы сказал с огромной буквы "П", потому что мы с вами как бы еще не очень осознаем, что живем рядом с выдающимся художником Юнной Мориц. Юнна Мориц, кстати, не только стихи сочиняет, но и рисует прекрасно, талант один, как говорится, не ходит. Она настолько непредсказуемый человек, что в любой следующий момент вы даже и не можете себе представить, что можно ожидать. Вот например такой привет Тютчеву.

ПЕСНЯ

Е. КОНДОРИЦКАЯ Замечательная песня в преддверии года Козы.

Н. ТАМРАЗОВ Браво.

С. НИКИТИН Браво Юнне Мориц.

Н. ТАМРАЗОВ Браво Юнне Мориц и Вам тоже.

С. НИКИТИН Конечно, вы какие-то песни знаете на ее взрослые стихи, "Когда мы были молодые".

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Страшная песня.

С. НИКИТИН Ну что вы.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ужасная песня.

С. НИКИТИН Расшифруйте.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Это просто тебе очень грустно становится.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Поэтому. Я не люблю песен, после которых начинаешь думать о жизни.

Н. ТАМРАЗОВ Но это не всем свойственно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я люблю песни, после которых начинаешь радоваться жизни, но песня, я считаю, что не должно быть песен, после которых начинаешь размышлять о жизни.

Н. ТАМРАЗОВ Это возрастное.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Это прекрасно.

Н. ТАМРАЗОВ Мы доживем до твоего возраста, и мы так начнем мыслить.

С. НИКИТИН Это Ваше восприятие. Вы знаете, Матвей, я например когда слушаю "Реквием" Моцарта, я не только о жизни и смерти думаю, но во мне зарождается чувство радости и надежды, просто какого бы содержания ни было бы произведение искусства, если это прекрасно сделано, в конце концов доминирующая эмоция это радость, радость общения с высоким искусством. Может быть, Вам еще предстоит дойти до этого состояния.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, это вот сейчас вот бывает у нас иногда в передаче такое, когда не совсем, может, я не точно сказал, знаете, когда слушаю "Реквием" Моцарта, то думаешь о смерти, иногда, да, мы же говорили про свободу ассоциаций, но дело в том, что тебе никто не говорит, что ты умрешь, это так, как знаете, в анекдоте музыка навеяла. Но если в песне есть такой текст, он не впрямую, то ты дергаешься от напоминания.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Почему бы не подумать?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нужно иметь огромное самообладание, чтобы понять, что это песня, что это образ и т.д.

Н. ТАМРАЗОВ Это очень ироничная песня, там столько иронии.

С. НИКИТИН Матвей, видимо, у Вас очень воображение сильно развито.

Н. ТАМРАЗОВ Причем в одну сторону.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Коль, зачем меня мочить? Я говорю, что думаю, что значит в одну сторону?

Н. ТАМРАЗОВ Тебе ли об этом думать? Молодой человек.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это естественно.

Н. ТАМРАЗОВ Я не задумываюсь, а ты уже задумываешься.

С. НИКИТИН Вот замечательная формула, они жили долго и счастливо и умерли в один день. Разве это не прекрасно?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Следующая песня, та же Юнна Мориц.

С. НИКИТИН Эта песня прозвучала тоже в фильме, который поставил любимый нами режиссер Петр Фоменко, он назывался "Почти смешная история", и песня была специально написана для фильма.

ПЕСНЯ

Е. КОНДОРИЦКАЯ Хочу спросить вот о чем, в прошлый раз Вы приносили новую кассету, там была запись инструментальной музыки, которую исполняли Вы и режиссер Петр Тодоровский, вот будет ли что-то еще?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Какой диск замечательный, как мы его крутили и крутим.

С. НИКИТИН Спасибо огромное. Нужно поправить, это играет Петр Ефимович Тодоровский, а я ему подыгрываю. Это огромное наслаждение общения с Петром Ефимовичем, по любому поводу, в любой обстановке. А уж с гитарой это просто потрясающе. Он потрясающе музыкальный человек, композитор, он к своим фильмам писал музыку, очень ко многим. И есть еще другой диск, где собраны просто саундтреки, как говорят.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, есть тоже.

С. НИКИТИН Из его фильмов, и еще один есть диск, где он играет в сопровождении электронных аранжировок, мне он кстати не очень нравится, но если, как говорится, Бог даст, мы еще с Петром Ефимовичем сядем на даче, как это было, сядем на даче, запишем, потому что прекрасных мелодий еще очень много.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Планы есть?

С. НИКИТИН Да.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Замечательно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А как вы на гастроли ездите? В каких залах вы выступаете? Как вы любите выступать?

С. НИКИТИН По мере сил, но в последнее время как-то так получается, это залы консерватории или филармонии, или какие-то театральные залы. Меня все-таки тянет к академическому, классическому стилю, и частенько мы выступаем не только вдвоем с Татьяной. Да, кстати, вы извините, я прорекламирую наши концерты.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте.

С. НИКИТИН Мы с Татьяной устроим здесь в Москве новогодний фестиваль, будет три концерта, 30 декабря в университете МГУ на Ленинских горах, на Воробьевых горах, простите, потом в Политехническом, это уже в следующем году, 4 января, и 6 января в Доме ученых. Это все три площадки просто наши любимые, и мы решили удовлетворить всех наших друзей.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А репертуар разный или три разных?

С. НИКИТИН Посмотрим. Конечно, у нас никогда не повторяется, но мы будем стараться все новое, все последнее исполнитель. А зритель всегда просит все старое и проверенное.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Дырочку в правом боку.

С. НИКИТИН Ох уж эта дырочка.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нечего было писать.

С. НИКИТИН Это все к Юнне Петровне, она настолько придумывает яркие образы, что уже никуда, ведь строчки из ее стихотворений стали брендами, большой секрет для маленькой компании, с дырочкой в правом боку, собака бывает кусачей, заголовки газетных статей и т.д.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот смотрите, было под музыку Вивальди, здесь на музыку Крейслера, объясните.

С. НИКИТИН Сейчас мы переходим к нашему другу Дмитрию Сухареву, я просто напомню, что на его стихи написаны, скажем, Берковским такая замечательная песня как "Альма-матер", или вот у меня есть песня "Бричмула", вообще песня стала народной. А вот как мне кажется, что Дмитрия Антоновича в последнее время не удовлетворяют композиторы, скажем, Берковский, Никитин и прочая шелупонь, он обращается к великим. Он например написал большой текст на Прокофьева, вторую часть из его классической симфонии, и текст, я должен сказать, хулиганский, музыка позволяет. Я надеюсь, что будет когда-то исполнено. А вот сейчас прозвучит песня, где Дмитрий Антонович использовал музыку австрийского скрипача и композитора Франца Крейслера. А песня посвящена нашему общему другу Юрию Визбору.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте послушаем.

ПЕСНЯ

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я не представляю, что такое может быть написано.

С. НИКИТИН Вот видите, да, вроде получилось.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Зальное исполнение.

С. НИКИТИН Да, это с концерта запись, замечательную мелодию Крейслер придумал. И вообще, это написано для скрипки, но здесь исполняют мои друзья на двух флейтах, Татьяна Ларина и Владимир Серов.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Вы часто собираетесь, вы все, которые начинали в 60-х гг. В Доме актера, я помню, что были такие вечера, они назывались "При свечах", и очень часто выступали там. А вот сейчас собираетесь?

С. НИКИТИН Не так часто, как хотелось бы, но собираемся. Вот прошлой весной, по-моему, в марте, я даже специально собрал моих друзей-бардов, чтобы поделиться с ними, у меня была зимой некая Болдинская осень, я сочинил прошлой зимой 10 песен, и меня так распирало всего, что я просто волевым путем всех собрал в одном доме и устроил творческий отчет. Конечно, это все, как вы понимаете, чем это кончилось, но мне было очень интересно послушать реакцию Юлия Кима, Дмитрия Сухарева, Александра Мирзаяна, все они с большим удовольствием пришли, в общем, с готовностью откликнулись.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вы знаете, вот время неумолимо, о чем неоднократно в песнях разных поется, и нашей передачи тоже, сейчас пойдет финальная песня, "Бывают крылья у художников".

С. НИКИТИН Да, это замечательные стихи Геннадия Шпаликова, всего несколько строчек, но здесь все, целая жизнь.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Спасибо Вам большое, я могу только сказать одно, Вы замечательный. Вот все, что можно сказать. Всегда беседовать с такими людьми как Вы известная проблема, потому что, ну что скажешь, просто надо сидеть и слушать.

С. НИКИТИН Спасибо.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Давайте напомним еще раз, что 30 декабря, 4 и 6-го будут творческие вечера.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мы это 100 раз еще напомним в декабре, потому что все забывается, все так уходит. Давайте поаплодируем.

С. НИКИТИН Спасибо.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Спасибо Вам большое и до встречи.