Александр Зацепин - Александр Зацепин - Бомонд - 2002-01-13
13 января 2002 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Александр Зацепин композитор-классик.
Эфир ведет Матвей Ганапольский, в беседе принимают участие Елена Кандарицкая и Николай Тамразов.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Традиционный "Бомонд" в студии "Эхо Москвы". Не будем тратить ни минуты, потому что к нам пришел сегодня гость, который вот так вот, раз в два года, раз в полтора года ужасно это совершенно. Когда этот человек стоял в коридоре, то Кандарицкая повисла у него на шее, и задавала только один вопрос, не традиционный, там, "ты меня любишь?" Она говорила: "вы вернетесь, вы когда-нибудь вернетесь?!" А он говорил: "ну, я же здесь". Она говорила: "нет, вы не здесь, вы в Париже". Я тоже спросил. Он говорит: "ну, вот как у человека есть квартира и дача". Нет! это не квартира, и не дача. Потому что жить в Париже и наезжать в Москву, и жить в Москве и наезжать в Париж сейчас время изменилось, на мой взгляд. А присутствие здесь выдающегося человека, грандиозного композитора, вот нашу отечественную гордость, вот я о двух людях так говорю: о Михаиле Михайловиче Жванецком, который наше национальное достояние, и об Александре Сергеевиче Зацепине, которое наше национальное достояние. И это национальное достояние в Париже находится, но сейчас приехал к нам. Мы сегодня будем говорить и о песнях, и о планах, и о самом главном, что увидеть живого Зацепина можно будет в концертном зале "Россия", потому что 18 и 19 января у него там гигантский творческий вечер, и его будут все поздравлять. И, может быть, после этого он поймет, что его здесь любят, возьмет, и будет здесь больше находиться. Давайте послушаем ну, все песни, какую ни ткни все народные песни. Вот одна из них, одна из самых народных.
(звучит песня)
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А нам не все равно. Вот передо мной пластинка "Золотые шлягеры Александра Зацепина". Вы только подумайте! "Этот мир" Алла Пугачева, "Остов Невезения" Андрей Миронов, "Помоги мне!" и "Медведи" Аида Ведищева, "Есть только миг" Олег Ануфриев, "А нам все равно", "И кто виноват", "Небо мое", "Волшебник-недоучка", "Берег моря", "Мир без любимого", "Все было", "До свиданья, лето", "Звездный мост", "Было и прошло", "Куда уходит детство", "Ты не стал судьбой" Алла Пугачева, "Разговор со счастьем" Валерий Золотухин, и так далее, и тому подобное. Елена Кандарицкая и Николай Тамразов в студии, ведет Матвей Ганапольский вместе с коллегами. И Александр Сергеевич Зацепин. Здравствуйте, Александр Сергеевич, дорогой.
А. ЗАЦЕПИН - Здравствуйте, очень рад.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Как будет по-французски: добро пожаловать в Москву?
А. ЗАЦЕПИН А бонжур.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да. Нет, а что, а дальше, добро пожаловать в Москву?
А. ЗАЦЕПИН Добро пожаловать?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, как, ну
А. ЗАЦЕПИН Ну ва бьен веню
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ В Москву?
А. ЗАЦЕПИН - бьян веню а Моску.
Н. ТАМРАЗОВ Ля добро, ля пожаловать, ля Москву.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Представляете, что случилось с композитором, а? Ужас, кошмар! 75 лет, а выглядит! Вот что Париж сделал с человеком! Вот почему не надо оттуда уезжать!
А. ЗАЦЕПИН А выгляжу на 74.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ С предстоящим юбилеем поздравляем вас, успеха, здоровья, и новых песен. Как дела?
А. ЗАЦЕПИН Спасибо большое, все нормально. Сейчас я, кстати, вот вы мне говорили, что я живу там или здесь. У меня же сейчас появилась работа, я написал около 20-ти новых песен, 11 песен уже записаны. И сейчас у меня сделана работа с Игорем Угольниковым, фильм, где снимается Инна Чурикова
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ То есть, опять музыка к кино, как вы делали? Наконец-то!
А. ЗАЦЕПИН Музыка к кино. Это пошел у меня как бы третий виток, и поэтому я буду находиться
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А расскажите про первый и про второй, напомните нам.
А. ЗАЦЕПИН Ну, первый, это, наверное, у меня была самая первая песня, такой фильм был "Наш милый доктор", была песня "Надо мной небо синее, облака лебединые". Это было уже в прошлом веке, вообще в прошлом веке я написал. И только новые песни в этом веке.
Н. ТАМРАЗОВ Как классно!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А второй виток? Это Гайдай и все вокруг?
А. ЗАЦЕПИН Второй виток, совершенно верно, вы догадались правильно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Что догадались, я на этом вырос!
А. ЗАЦЕПИН А, ну, я тоже на этом вырос, только по-другому немножко.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А сейчас третий виток, да?
А. ЗАЦЕПИН Да, потому что я после этого как бы завязал. Понимаете, когда не стало Гайдая, не стало Дербенева, не стало Игоря Шаферана, с которыми я работал, я подумал, что, наверное, пусть молодые пишут музыку, а мне уже пора на покой, отдыхать, сидеть в Париже, на даче, ездить по разным странам, смотреть, созерцать.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Александр Сергеевич, хочу спросить вас. Вот вы пишете для молодых, современных наших певцов? Есть совсем новые, люди, которым мы вообще не знаем?
А. ЗАЦЕПИН Есть совсем новые, потому что я как-то не боюсь это делать. В прежнее время, когда я познакомился с Пугачевой, она не была народной. Она пела "Посидим, поокаем", вот эту песню, помню. Мне сказали, мы тебя познакомим с такой Пугачевой. Вот, я с ней познакомился и начал работать. Не то, что, так сказать, благодаря меня она стала знаменитой, она бы стала знаменитой и без меня, но она была в то время не знаменитой. Потом, для "31 июня" была
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ксения Георгиади.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Нет.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А что?
Е. КАНДАРИЦКАЯ Анциферова.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ой, Таня Анциферова, прошу прощения.
А. ЗАЦЕПИН Таня Анциферова, которая приехала из Ужгорода, мне дали кассетку, она там спела какую-то украинскую песню, и какую-то английскую песню. Мне понравился тембр, мне понравилась ее техника. Я пригласил, и она очень хорошо справилась со своей задачей.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Напомню фильмы "Бриллиантовая рука", "Кавказская пленница", "Иван Васильевич меняет профессию", "Женщина, которая поет", "31 июня", "Между небом и землей", "Земля Санникова". "Есть только миг" это ваш?
А. ЗАЦЕПИН Дык, так вот, да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ой, мрак! Ой, ой, ой! "Центровой из поднебесья", "Красная палатка", "Отважный Ширак"?
А. ЗАЦЕПИН Да. Вот никто не знает, кстати.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Знал человек, куда поедет.
А. ЗАЦЕПИН А, вот!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ "Спортлото-82" и "Фантазии Веснухина". А почему Ширак, что за Ширак?
А. ЗАЦЕПИН Оказывается, есть имя таджикское, Ширак. Кто знал!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ах, вот в чем дело!
А. ЗАЦЕПИН Да, вот такой фильм.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Просто Алексею Венедиктову нашему, как политическому обозревателю, главному редактору, нам важнее другой Ширак.
А. ЗАЦЕПИН Ну, конечно.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Александр Сергеевич, кто из молодых все-таки? Откуда вы берете этих ребят? Это что, это Гнесинку люди кончили, или просто люди пришли в эстраду со стороны самодеятельности?
А. ЗАЦЕПИН Я даже не знаю, я не спрашивал, кто что закончил. Но у меня появился новый соавтор, такой Юрий Рогозин, такой журналист, драматург, я его давно просто знаю, но мы как-то снова встретились сейчас. И он мне предложил, а может быть, мы поработаем. И я рискнул написать несколько песен. И он уже без меня нашел исполнителей здесь, я был во Франции, и с ними все договорился, и записал ряд песен.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Друзья, премьера. Знаешь, как говорят: "премьера песни", как у нас принято было говорить. Песня называется "Черный шоколад", записана в декабре месяце, в прошлом веке, как говорит Зацепин, поет Ксения Георгиади, а вот стихи Юрия Рогозина. Давайте послушаем, премьера, новая песня.
(звучит песня)
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Олег Газманов, Николай Расторгуев, Владимир Девятов, Валерий Золотухин, Наталья Варлей, Марина Хлебникова, Филипп Киркоров, Александр Песков, известный музыкальный пародист, Анне Веске, Валерий Сюткин, Анастасия, Евгений Осин, Ольга Пирагс. Я только назвал половину тех людей, которые примут участие в юбилейном вечере в концертном зале "Россия" 18 и 19 января нового века, как говорит Александр Сергеевич, в вечере заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, Александра Зацепина. Юбилейная программа называется "Есть только миг". А еще будут ансамбли "Бабье лето", "Балаган лимитед", "Сливки", "Сливки", наверное, будут петь "Куда уходит детство". Как они очень бережно и хорошо сделали эту песню.
А. ЗАЦЕПИН Да, они хорошо сделали.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ "Шиншиллы" какие-то, "Непоседы", "Новый Ариэль" - это паллиатив "Ариэля" того, старого, да?
А. ЗАЦЕПИН Да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну и тут миллион оркестров, тут какие-то ну, вобщем, все как должно быть. Коллеги, ваши вопросы, прошу.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Я хочу спросить, что вы делали в Париже? Работали над чем, с кем работали?
А. ЗАЦЕПИН Работал. Сначала я работал в Германии. Фильм назывался "Самоубийца" по Николаю Эрдману.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Я, по пьесе знаменитой, да, да, да.
А. ЗАЦЕПИН Да, запрещена пьеса еще Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Да, и я там, когда я писал музыку к этому фильму, я думал, ну, наверное, мне уже назад пути не будет, все. Значит, и "Самоубийством" придется закончить. И режиссер был Войтех Ясный. Он чех по происхождению, но жил в Германии. Он друг известного режиссера Милоша Формана, которого вы знаете все. И вот я написал к этому фильму музыку, потом Милош Форман его пригласил работать в Америку, и тот мне сказал, что мы будем писать теперь музыку в Америке, и фильмы снимать, но, к сожалению, ему там ничего не дали, и до сих пор ничего он не получил. Он работает там, живет у Милоша Формана, в университете Колумбийском преподает.
Е. КАНДАРИЦКАЯ А скажите, а фильм этот увидел вообще экран?
А. ЗАЦЕПИН Да, он прошел в Европе, прошел во Франции.
Е. КАНДАРИЦКАЯ И был снят на языке?
А. ЗАЦЕПИН Ну, он дублирован в каждой стране, как всегда.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Что дальше делали?
А. ЗАЦЕПИН Потом я сделал рекламу, которую мне Кончаловский предложил. Рекламу кофе.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ха-ха-ха! Хорошо!
А. ЗАЦЕПИН Он говорит, а почему гнушаться надо? Говорят, вот, режиссер сделал рекламу какую-то! Ну, а почему? Хорошие деньги платят, надо сделать рекламу. Но действительно платили за 29 секунд 3 тысячи долларов, вобщем, это, конечно, не плохо.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вам пленки носить не надо? Мы согласны.
А. ЗАЦЕПИН Носить? Куда?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, носить. Вы будете писать рекламу, а мы будем пленки за вами носить, компьютеры. Сейчас компьютеры, будем компьютеры носить.
А. ЗАЦЕПИН Да это, конечно, идея не плохая.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Коля, ты готов?
Н. ТАМРАЗОВ Смотря сколько он отстегнет!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, 10%, ну с 3 тысяч 300 долларов нам по 150 с тобой и Кандарицкой 10 долларов за то, что
Е. КАНДАРИЦКАЯ Я не возьму.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Гордые у нас люди!
А. ЗАЦЕПИН Но там еще налог, налог еще.
Н. ТАМРАЗОВ А налоги
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А, нет, Александр Сергеевич, тогда мы не пойдем.
Н. ТАМРАЗОВ Наличными.
А. ЗАЦЕПИН Ну, хорошо, наличными.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Черный нал для нас.
А. ЗАЦЕПИН Да, черный, ну, понятно.
Е. КАНДАРИЦКАЯ А песни вы писали там?
А. ЗАЦЕПИН Песни я там писал. Есть такой певец Филипп Бараке. Но это не такой певец, как скажем, Матье, например, которая известная очень, хотя французы ее не очень любят. У нас ее любят, они не любят, они сказали, что из нее не получилась такая как Эдит Пиаф. Что из нее хотели сделать Эдит Пиаф вторую, еще лучше, но французы считают, что не вышло. Но это не важно. Вот я с ним работал, и потом еще с другими певцами, которые, так сказать, не очень здесь известны. И ряд аранжировок сделал. И больше все. Ну, вот, достаточно.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Ну, на французском языке? Были тексты французские естественно, да?
А. ЗАЦЕПИН Тексты потом пишут. Я обычно писал сначала музыку, все мои песни сделаны сначала музыка написана, потом текст.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И вот эти, о которых мы сейчас говорим, также сделаны, да? То есть, Дербенев писал
А. ЗАЦЕПИН Дербенев всегда писал на музыку.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А как вы вживались в эту Францию, расскажите.
А. ЗАЦЕПИН Вживался?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Угу.
А. ЗАЦЕПИН Ну, как Сначала было трудно, потому что я женат был на француженке, она была художник, она знала только английский, а я английский тоже вот так, немного знал. И вот мы общались на английском языке. Отец у нее музыкант, органист. Ну, вот, жили мы вместе. А потом через 4 года расстались. Вобщем, довольно сложно, не эта передача, чтоб рассказывать.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, я не о том. Вы и Франция.
А. ЗАЦЕПИН Ну, вобщем-то, мне Франция нравится, я люблю и Париж, и всю Францию, и мне было там неплохо.
Е. КАНДАРИЦКАЯ А язык французский вы выучили?
А. ЗАЦЕПИН Ну, язык пришлось говорить.
Е. КАНДАРИЦКАЯ А друзья, появились какие-то друзья?
А. ЗАЦЕПИН Ну, у меня был во-первых, я женился на сестре моего друга, француза, фамилия его Пришак, Ален Пришак. И он преподаватель русского языка во Франции. А здесь у него жена была русская, и жил он буквально на моей же улице, напротив. Наши жены работали в музыкальных школах. Так мы с ним познакомились. Я-то его уже знаю больше 20 лет. И какие-то русские есть, потом на даче у нас, рядом дача Прокофьева Сережи, это внука композитора Прокофьева. И еще очень интересный русский тоже, он по происхождению швед, дед у него служил у Петра Первого в армии, и остался в России. И так вот родился человек, Олтойер такой вот, и он живет во Франции, но русский язык не забывает.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А вот я не могу пропустить. Вот вы все время говорите: на даче у меня, на даче у меня. А что такое французская дача? Вот что такое русская, мы представляем, а французская что?
А. ЗАЦЕПИН Это зависит опять-таки от средств, можно, конечно, и остров купить, но я не надеюсь даже на полуостров, не рассчитываю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Что-то континентальное.
А. ЗАЦЕПИН Да. Ну, многие артисты, богатые и знаменитые, живут практически все на дачах, не в Париже.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ То есть, это как загородный дом, да?
А. ЗАЦЕПИН Загородный дом, да, со всеми удобствами. Ну, у меня 3 тысячи метров сада, 20 деревьев плодовых, там, сливы, яблоки, груши, и так далее.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Это под Парижем?
А. ЗАЦЕПИН Это под Парижем, да. Ну, вот у Прокофьева тоже такой же. Это я, кстати, нашел ему дом, показал, говорю, Сережа, есть такой дом для вас замечательный. Он со мной поехал, тут же ему понравилось, он купил.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Еще вопрос. Вот как вы проводите время там? Вот на этой даче?
А. ЗАЦЕПИН Ну, во-первых, у нас бывает несколько концертов в церквях. И Светлана, моя жена, она пианистка, она кончила Гнесинский институт, она играет программу.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это нынешняя ваша жена, да?
А. ЗАЦЕПИН Да, нынешняя. И вот там она играет какой-то концерт, допустим, Шопена, Рахманинова, Чайковского, и других композиторов всех. Но это не каждый день, это когда-то там, по воскресеньям. И куда-то едем смотреть Францию, на Луару там, дворцы королевские, друзья приезжают, их тоже везем куда-нибудь показывать, и по разным странам.
Е. КАНДАРИЦКАЯ А общения хватает?
А. ЗАЦЕПИН Ну, как сказать, конечно, хочется иногда в Россию. Я люблю также Москву, и люблю Россию. И когда я приезжаю, я рад и счастлив.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Песня, которую вы хорошо знаете.
(звучит песня)
-
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я только что сделал эксперимент. Я вошел в Интернет, набрал "Александр Зацепин", сообщаю вам: вы упоминаетесь не только в 191 сайте, но и по поводу вас найдено 458 документов. Ну, начиная от того, что вас поздравил президент России, Владимир Путин с юбилеем, заканчивая тем, что, например, на одном из сайтов можно разучить дана аппликатура аккордов, можно выучить ваши песни. Поэтому о вас заботятся.
А. ЗАЦЕПИН Замечательно.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Я знаю, что вы в свое время написали мюзикл "Две женщины и зависть", по-моему, в Братиславе шел этот мюзикл, да?
А. ЗАЦЕПИН Был такой мюзикл, да.
Е. КАНДАРИЦКАЯ А вот скажите, все-таки это жанр достаточно на Западе любимый. Вы не пробовали в Париже, во Франции написать что-нибудь подобное?
А. ЗАЦЕПИН У меня был такой мюзикл примерно лет 10 назад, может быть, 8. Назывался он "Русское Рождество в Париже". Это было совместно сделано фирма наша, российская и французская. Этот мюзикл шел во Франции декабрь, январь, там 40 спектаклей было. Потом эта фирма обанкротилась, но это там искусственное банкротство было, это все теперь я уже знаю, как это все делается. Но вот этот спектакль был записан, он был здесь, в пятой студии на Качалова.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Музыка записана?
А. ЗАЦЕПИН Да, музыка, песни, все записано. Потом там все исполнялось, наши артисты ехали туда и там все исполняли.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А что это за мюзикл, братиславский?
А. ЗАЦЕПИН А, братиславский, это был "Две женщины и зависть", это писал Николай Доризо, стихи, текст, такой, полуфантастический мюзикл. Ну, я не считаю, что он очень был удачный, поэтому так
Е. КАНДАРИЦКАЯ А вот последний мюзикл, про который вы говорите, он удачный был на ваш взгляд?
А. ЗАЦЕПИН Рождественский был он неплохой. Потом фирма, которая обанкротилась, потом она через 2 или через 3 года, смотрю, у меня опять авторские пришли за этот мюзикл. Они его пустили где-то в другом городе, или стране, я уж не помню.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте музыку послушаем. Друзья, "Шутит царица", поет Владимир Ступин, премьера песни.
(звучит песня)
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Как часто вы приезжаете, Александр Сергеевич?
А. ЗАЦЕПИН Каждый год несколько раз. В этом году это третий мой ну, в этом году нет, это только еще в прошлом году 3 раза я приезжал, находился я здесь, в общей сложности полгода.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Полгода?!
А. ЗАЦЕПИН Да, я приехал в прошлом году в феврале, февраль, март, апрель, потом я приехал июль-август. И потом я приехал вот в конце ноября.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А что делали, писали что-то?
А. ЗАЦЕПИН Я писал музыку для Игоря Угольникова, для фильма. Потом писал ряд песен с моим новым соавтором, Юрием Рогозиным, который, собственно, меня вдохновил, и я решил писать.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И ходил по гостям.
А. ЗАЦЕПИН Ну, по гостям ходил иногда.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Спасибо, дорогой Юрий Рогозин, что вы вдохновили опять писать песни Александра Сергеевича.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Александр Сергеевич, а вот был период, когда вы не писали. Вы уехали в Париж, но, наверное, это больше пяти лет. А вы, может быть, писали, но в стол, скажем так?
А. ЗАЦЕПИН В стол, в тумбочку писал.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Писали?
А. ЗАЦЕПИН Да, писал. Вот так вот, конечно, ну, потому что совершенно ничего не делать, бросить инструменты, вообще не заниматься. Правда, сейчас уже композиторы ну, не все я работал раньше на рояле, а теперь уже там компьютер, конечно, все тебе запоминает, зачем свои извилины, так сказать, мучить.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Вы пользуетесь сейчас компьютером?
А. ЗАЦЕПИН Пользуюсь, да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А для Елены Григорьевны это принципиальный вопрос, она все решает, купить ли ей компьютер для того, чтобы научиться на нем печатать. Поэтому не волнуйтесь, вам конкуренции не будет.
А. ЗАЦЕПИН А, ну хорошо.
Н. ТАМРАЗОВ Хотя бы та конкуренция.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, кстати о конкуренции!
Н. ТАМРАЗОВ Да, а как это Мишель Легран теперь спокойно живет во Франции, и имея такого конкурента как вы?
А. ЗАЦЕПИН Ну, какой я конкурент?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, чтобы он был конкурент по-настоящему, Леграна надо кинуть сюда, понимаешь?
Н. ТАМРАЗОВ Да, да, Легран не выплывет здесь долго, это другая страна. Вот меня интересует, знаете какая вот я читаю музыка к фильму одному, второму, пятому, десятому, и все я их знаю, эти песни.
А. ЗАЦЕПИН Спасибо.
Н. ТАМРАЗОВ Могу спеть любую, любой ваш шлягер абсолютно, и думаю, миллионы людей знают их наизусть. А кто написал музыку вот к такому эпизоду в фильме: "я вам денежку принес за квартиру за январь"? Не помните?
Е. КАНДАРИЦКАЯ "Операция Ы".
А. ЗАЦЕПИН Ну, да, я помню, да, да.
Н. ТАМРАЗОВ Друг с другом они разговаривают музыкальным рядом. Это так здорово, и так хорошо.
А. ЗАЦЕПИН Ну, так это же моя работа.
Н. ТАМРАЗОВ И вам вот это тоже вменялось, вот в этом эпизоде найти, чтобы здесь они разговаривали музыкальным рядом, да?
А. ЗАЦЕПИН Да.
Н. ТАМРАЗОВ Это замечательно, вот сегодня в народе ходят и говорят зарплату я приношу домой, и говорю: "я вам денежку принес". Все отвечают: "вот и очень хорошо".
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, "вот, спасибо, хорошо, положите на комод". И что-то там еще он отвечает.
Е. КАНДАРИЦКАЯ "Я пойду куда-то там, а вы будете качать".
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, а вы качайте, да.
Н. ТАМРАЗОВ И это тоже вам вменялось? Я думал, это импровизация актерская.
А. ЗАЦЕПИН Нет.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я тебе объясню.
А. ЗАЦЕПИН Там же оркестр играет.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Зацепин жадный был до денег. Я тоже стихами говорю. И поэтому когда они там сами решили придумать, он говорит, нет, давайте я напишу.
Н. ТАМРАЗОВ Авторство мое.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мое авторство. И сейчас он получает потиражно.
Н. ТАМРАЗОВ И вот я еще хочу у этого жадного человека, жадного до музыки абсолютно точно, спросить, вот скажите, пожалуйста, а какого числа могут прийти это очень принципиально, я был недавно в зале "Россия", и концерты объявлены в 19 часов, а я хочу как бы помочь вам прорекламировать закладку звезды. А закладка начнется в 18, поэтому я всем радиослушателям говорю, что закладка звезды будет в 18.
А. ЗАЦЕПИН Да, это будет 19-го, в субботу.
Н. ТАМРАЗОВ Значит, уважаемые радиослушатели, миленькие, не прозевайте это важно совершенно мероприятие. Концерт начинается в 19, а закладка звезды в 18.
А. ЗАЦЕПИН Да, а потом мне говорили люди, что надо заранее приходить, потому что сейчас проверяют сумки там всякие, и получается, что очень долго. Если придут без 15 семь, то не успеют.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Друзья, одна из самых прекрасных песен, которые написал Александр Сергеевич, из "31 июня", Таня Анциферова поет, "Мир без любимого". Помните? Послушайте.
(звучит песня)
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Скажу вам, что аранжировку делал сам Александр Сергеевич, и более того, даже все это тогда дома у него записывалось, потому что для своего времени все синтезаторы но теперь все далеко ушло а тогда это было вобщем, революционное, а просто так случилось исторически, что я зацепил краешек, когда были практически готовы эти фонограммы. И Александр Сергеевич тогда с гордостью мне демонстрировал теперь уже давно отошедшие в историю синтезаторы, которые были тогда только фактически у него.
А. ЗАЦЕПИН Да, это "Мук" был.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ "Мук", да, и вот эти сказочные звуки. Фильм почти не помнят, а музыка
Н. ТАМРАЗОВ А я не могу просто перевернул весь музыкальный мир, и песенный мир песня, конечно, которую спел Ермек Серкибаев. Я не помню какой по счету был ваш фильм: "солнце в синеве"
А. ЗАЦЕПИН Это как раз я окончил консерваторию в 56-м году.
Н. ТАМРАЗОВ Это была такая широкая песня!
Е. КАНДАРИЦКАЯ "Надо мной небо синее"?
Н. ТАМРАЗОВ Это было вольное пение такое, при классическом совершенно мелодическом начале.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Это, кстати, было и в Алма-Ате и записано, да?
А. ЗАЦЕПИН Нет, я приехал сюда записывать, там был эстрадный оркестр такой, тогда нельзя было называть джаз-оркестр. И я приехал в Москву, записывали мы с Виктором Кнушевицким, оркестр тогда был, до Силантьева. И он мне говорит: что ты там сидишь, в этой дыре, приезжай сюда, к нам. И я вот с его легкой руки
Н. ТАМРАЗОВ И опять в дыру, в Париж.
А. ЗАЦЕПИН Да, из одной дыры в другую.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Александр Сергеевич, хочу спросить, как Гайдай нашел вас?
А. ЗАЦЕПИН Гайдай я не знаю, как он нашел, но тут все ведь образуется как, все случай в жизни. И вот образовался вакуум, когда Никита Богословский с ним поссорился.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Извините, я не уследил, вы о ком?
Е. КАНДАРИЦКАЯ О Гайдае, о встрече с Гайдаем.
Н. ТАМРАЗОВ Как Гайдай его нашел.
А. ЗАЦЕПИН Как Гайдай меня нашел.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А! Да.
А. ЗАЦЕПИН Вот, и Гайдаю на "Мосфильме" сказали, а вот Александр Зацепин, ты знаешь вот песню "Надо мной небо синее". Он говорит, песня хорошая, я знаю, но как он напишет эксцентрику для меня, я совершенно не знаю. И он долго очень сомневался, взять меня или не взять, потом он рискнул меня взять. Вот так я попал к Гайдаю.
Е. КАНДАРИЦКАЯ И первый фильм какой?
А. ЗАЦЕПИН "Операция Ы" и "Кавказская пленница".
Е. КАНДАРИЦКАЯ А, то есть
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А я спрашиваю Александра Сергеевича, тогда, в 76-м, а как вы делаете, что точно по музыке движения, знаешь вот. Он с таким же видом, он говорит, ну, вот секундомер, у меня там написано, что человек 3 секунды идет, потом секунду на то, что поворачивается понимаешь, да?
Н. ТАМРАЗОВ А как же!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Потом еще секунд он бьет по голове, потом они прыгают, потом они выпрыгивают, и вот так по секундомеру. Просто, как делаешь музыку по секундомеру.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Тренер просто, просто тренер.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, вот он сидит и пишет по секундомеру.
А. ЗАЦЕПИН Ну, надо сделать, чтоб незаметно это было.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да уже незаметно получилось так.
Н. ТАМРАЗОВ Да, вся страна не заметила.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, напоминаю, что Александр Зацепин будет в таком красивом кресле сидеть как будете сидеть, на сцене?
А. ЗАЦЕПИН Да меня хотят в директорскую ложу посадить.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А!
Н. ТАМРАЗОВ Директорская ложа половина сцены не видать, она срезает угол!
А. ЗАЦЕПИН Ну, что делать! Зеркало поставят заднего вида.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Кстати, расскажите, какая у вас в Париже машина.
А. ЗАЦЕПИН Машина у меня была "Форд Мондео", потом была "Рено 19".
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Так, патриотические чувства начали просыпаться.
А. ЗАЦЕПИН Да, да. А потом я взял вдруг "Дэу" еще.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ То-то у него глаза раскосые, по-моему, что-то
А. ЗАЦЕПИН И у меня немножко, да. А теперь "Дэу" объединилась с "Дженерал моторс".
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, и что?
А. ЗАЦЕПИН Да, и будет какая-то новая модель, очень интересная.
Н. ТАМРАЗОВ Да, и тоже возьму, да?
А. ЗАЦЕПИН Ну, не знаю, подумаю, подумаю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ На полставки работает, наверное, писал рекламный спот какой-то им.
А. ЗАЦЕПИН Я считаю, что машины надо чаще менять, это лучше, потому что так они потом начинают их надо ремонтировать, заниматься этим.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Коля, когда закончится передача, объясни Александру Сергеевичу, что он уже не в Париже, а здесь, поэтому пусть будет более аккуратным.
Н. ТАМРАЗОВ Нет, ну у него же прописка парижская!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А, а на самом деле, наш он.
А. ЗАЦЕПИН Нет, там прописки нет, а здесь у меня есть прописка.
Е. КАНДАРИЦКАЯ А, кстати, здесь на чем вы ездите? На какой машине?
А. ЗАЦЕПИН А здесь я ни на чем пока не езжу, потому что мне надо еще купить автомобиль.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Лучше "Запорожец", лучше "Запорожец".
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, "Дэу Нексия", родную свою покупайте.
Н. ТАМРАЗОВ Не берите новый автомобиль, берите подержанный.
А. ЗАЦЕПИН Нет, не хочу.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Берите "Запорожец". Или очень такой, чтобы не было неприятностей.
Н. ТАМРАЗОВ Очень хороший отечественный, мощная "Волга", купите ее у меня.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Разваливается на ходу.
Н. ТАМРАЗОВ Это неважно, неважно, зато родная, отечественная.
А. ЗАЦЕПИН Надо подумать.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я вам должен сказать, что, вы знаете, две вещи не изменились, Александр Сергеевич, это я вам говорю абсолютно честно за время вашего отсутствия. Первое, любовь к вашей музыке, и наш автопром. Понимаете, да? Вот какие машины на одну букву выпускали, вот такие же, на эту же букву
Н. ТАМРАЗОВ А потому что поем те же самые песни.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А, то есть, ты считаешь, что это от него зависит?
А. ЗАЦЕПИН Значит, я виноват.
Н. ТАМРАЗОВ Поем его песни, поэтому так и работаем. А будем петь другие песни, может, еще хуже то есть, это, лучше.
А. ЗАЦЕПИН Может быть, да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Воистину, наверное, уместен будет вопрос: ваши творческие планы? Вопрос запрещенный на нашей радиостанции, но в отношении вас разрешенный на все 100%.
А. ЗАЦЕПИН Планы есть. Вот, во-первых, сейчас будем записывать музыку для Угольникова. Она просто написана, там 39 номеров партитуры такие лежат уже, сделанные на компьютере. Раньше писали ручкой с чернилами, или тушью, а теперь вот на компьютере. Значит, запишем музыку с оркестром Овсянникова.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это эксцентрическая какая-то музыкальная комедия?
А. ЗАЦЕПИН Нет, мне трудно сказать этот жанр, но такой
Е. КАНДАРИЦКАЯ Музыкальный водевиль?
А. ЗАЦЕПИН Нет, не музыкальный водевиль, но, может быть, лирическая комедия.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Но это кино, именно кино, да?
А. ЗАЦЕПИН Да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Для телевидения или
А. ЗАЦЕПИН Нет, это кино, такое, как Инна Чурикова, Соломин, Петренко.
Е. КАНДАРИЦКАЯ И Барбара Брыльска.
А. ЗАЦЕПИН Да, Барбара Брыльска, Михайлов.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Он режиссер?
А. ЗАЦЕПИН Да, он режиссер там, он не снимался. И потом он предлагает мне второй фильм, где он будет в главной роли.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Делайте.
А. ЗАЦЕПИН Эксцентрика и комедия. Это мне близко.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Он же это очень понимает.
А. ЗАЦЕПИН И вот я, так сказать, завязан уже надолго. И песни, которые я хочу сделать. Может быть, два диска уже выпустить, попробовать с новыми, молодыми певцами. Может, что-то получится.
Н. ТАМРАЗОВ Да, да, да, пора нам уже что-то написать хорошее для молодежи. Мы, молодежь, задыхаемся
А. ЗАЦЕПИН Да, потому что с машинами надо как-то улучшать.
Н. ТАМРАЗОВ Конечно!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Коля, надо ему как-то, надо ему ВАЗ, 10-ку, или 11-ю впарить, чтобы он вспомнил родную страну.
А. ЗАЦЕПИН Вот у меня как раз Юра, мой соавтор, купил вот эту 11-ю, не знает, что с ней делать, она по гарантии, но она уже, по-моему, 10 раз ездил на гарантию. То полуось отломилась, то там в картере масло стало течь, то вот это.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Смотри, помнит, помнит! Даже по-русски помнит. Казалось бы, вышибло, за года-то должно было вышибить, понимаешь.
А. ЗАЦЕПИН А оно как-то осталось.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А оно остается у него. Картер, полуось!
Н. ТАМРАЗОВ Крепко мы вам вбили! На всю жизнь.
А. ЗАЦЕПИН Да.
Н. ТАМРАЗОВ Мы вбили вам!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Хорошо, фильмы это совершенно замечательно. Значит, напоминаю, 18 и 19 января а когда будет заложение? Втаптывать в асфальт когда будут композитора?
А. ЗАЦЕПИН Втаптывать 19-го, в субботу.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ребята, значит, 18-го просто смотрим концерт, а 19-го кто это у нас сказал, помнишь, на эфире, "меня в асфальт закатывать будут". Кто-то пришел, здесь сказал Там будет стоять дрожащий парижанин.
Н. ТАМРАЗОВ И общественность будет говорить красивые слова, играть музыка, шарики, фейерверки, все как положено. Я вам скажу, что это замечательно, абсолютно замечательно. Я не против того, чтобы каждый известный человек имел свое место, чтобы кто-то наткнувшись случайно на него, и прочитал, что был такой человек в России, в Москве. Но то, что у Зацепина до сих пор не было звезды, это, конечно, был наш общий позор и общий стыд. И, слава богу, теперь мы этого позора иметь не будем. И в ряду, может быть, не столь значимых, как Зацепин, все-таки будет композитор Александр Зацепин. Это большая радость и справедливая радость.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Была реприза, но решил не говорить.
Н. ТАМРАЗОВ Говори, говори!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я рад, что когда ты сказал, что не очень значимых, я знаю о твоих переговорах
Н. ТАМРАЗОВ Клянусь тебе, там не все равнозначные люди
Е. КАНДАРИЦКАЯ Он о тебе, Коля.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я знаю о твоих переговорах с директором концертного зала "Россия", о твоей звезде.
Н. ТАМРАЗОВ Ах, ты не угадал! Не концертный зал "Россия", а мэрия звездой ведает! Мэрия выдает
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мэрия, ну, я знаю, ты с Лужковым говорил, но Лужков сказал, что давайте сначала Зацепина, а потом уже
Н. ТАМРАЗОВ А я, кстати, уступил, потому что должны были мне.
А. ЗАЦЕПИН Ну, да.
Н. ТАМРАЗОВ Материала хватало на одну плитку.
А. ЗАЦЕПИН Давайте переиграем.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет! Вам звезда, вечером приходит Тамразов, выколупывает
А. ЗАЦЕПИН А, ну, если уже сделали ее
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Друзья, однажды Александр Сергеевич написал с Леонидом Дербеневым песню, которую поет Олег Ануфриев, которая 500 исполнителей ее уже перепела, и которая удивительно получилась не только по музыке, и не только по стихам, но главное по смыслу. И вы знаете, я вам хочу сказать, однажды я видел невероятную картину, этим закончим. В нашем подземном переходе, здесь, на Арбате сидел баянист, и пел на баяне эту песню. Если песню поют в переходе, это о чем-то говорит. Если поют ваши комедийные песни, это одно, но если поют такую, это тоже о многом говорит. Успеха, здоровья, хорошего вам вечера.
Н. ТАМРАЗОВ 18, 19 все в зал "Россия"! Это будет грандиозно!
Е. КАНДАРИЦКАЯ И не уезжайте.
А. ЗАЦЕПИН Спасибо, я остаюсь.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Повязали человека.
(звучит песня)