Купить мерч «Эха»:

Юбилей Андриса Лиепы. Новогоднее и рождественское шоу в Гостином дворе. - Андрис Лиепа - Бомонд - 2002-01-06

06.01.2002

6 января 2002 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Андрис Лиепа.

Эфир ведет Матвей Ганапольский, в беседе принимают участие Елена Кандарицкая и Николай Тамразов.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Традиционный "Бомонд" на "Эхе Москвы". И сейчас я представляю вам нашего гостя. В студии Елена Кандарицкая и Николай Ишуевич Тамразов. Что сейчас вы делаете, Николай Ишуевич?

Н. ТАМРАЗОВ Читаю.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А Елена Григорьевна?

Е. КАНДАРИЦКАЯ А я смотрю замечательные фотографии.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Понятно. Значит, пришел, всех одарил, все теперь заняты. Андрис Лиепа, добрый день. Я вас приветствую.

А. ЛИЕПА Здравствуйте.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Сейчас будет одна фонограммка, мы ее тут ищем вот эта фонограммочка, вот давайте мы ее включим. Внимание, вот пошла она.

(звучит музыка "Happy birthday to you")

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И вот прекрасная возможность в прямом эфире "Эхо Москвы" поздравить Андриса Лиепу с днем рождения. Ребяточки, давайте поаплодируем.

(аплодисменты)

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ С днем рождения. Нас немного, но мы в тельняшке, это, поверьте, совершенно искренне, Андрис.

А. ЛИЕПА Спасибо большое. На самом деле, я вам благодарен очень, сегодня действительно очень большой день, 40 лет мне исполнилось. И я от души поздравляю

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Коля, старый стал, слышишь? 40, все.

Н. ТАМРАЗОВ Мальчишка!

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Все!

А. ЛИЕПА Особенно поздравляю маму, потому что действительно для это самый дорогой день, я так понимаю. И сейчас, думаю, конечно, об отце. Он не дожил до этого дня, но в этом году мы провели потрясающий спектакль его памяти в Большом театре, и в Риге, в день его рождения, ему бы в прошлом году исполнилось бы 65 лет. И вот сейчас мне исполнилось сегодня 40, а Ксюше 14-го января, дочке, исполнится 4 года. Так что, мы оба Козероги, в прошлый раз мы приходили с Катей. Сегодня Ксюша не отпустила маму, потребовала, чтобы она осталась с ней, но мы записали ту передачу и довольно часто ездим в машине, ее слушаем. Потрясающе веселая передача была, спасибо вам большое.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А сегодня будет не менее веселая.

А. ЛИЕПА Хорошо.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Во-первых, не хотите ли сейчас набрать маму и мама вас поздравит в прямом эфире.

А. ЛИЕПА Она на даче находится.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Можно подумать, что у нее нет телефона.

А. ЛИЕПА Мобильный есть.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Но мобильный он не помнит.

А. ЛИЕПА Нет, нет, я могу найти.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я думаю, что он помнит мамин телефон. Узнала б мама, что он не помнит ее телефон! Она бы сразу

А. ЛИЕПА Мама на даче сейчас, и я думаю, что она слушает, потому что мы договорились, что сегодня будет

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А вот очень хорошо. Я хотел бы, чтобы мама Лиепы поздравила его с днем рождения. И у нас бы был вот такой праздник. Вы просто понимаете, Андрис, ну, это вот нормально абсолютно.

А. ЛИЕПА Нет, это здорово. Я очень рад.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот, дозванивайтесь, а мы пока смотрим эти чудо-фотографии. Друзья, я объясню, пока происходит набор этого номера, что у меня в руках. Вы, наверное, знаете, что по каналу ТВ-6 в новогоднюю ночь было такое грандиозное шоу, о нем мы тоже сейчас поговорим, потому что это постановочный опыт, насколько я понимаю, Андриса, ваш, и все это было богато, красиво, невероятно, и прочее, прочее. Минуточку, есть мама? А как маму зовут?

А. ЛИЕПА Маргарита Ивановна.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Алле!

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Да. Здравствуйте.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Маргарита Ивановна, здравствуйте. Как на даче?

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Замечательно. А кто это?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это Ганапольский, ведущий радиостанции "Эхо Москвы".

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Да что вы говорите! Очень приятно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я звоню вам, поздравить вас с наступившим праздником, счастья, успехов, здоровья.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Спасибо, очень тронута.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А чего? Нормально.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Вообще, да, конечно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вы с лыжной прогулки только что вернулись?

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Да, вот сидим за столом.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Сидите за столом, а вы знаете, что ваш сын сейчас у микрофона тут напрягается?

А. ЛИЕПА Тоже за столом.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Тоже за столом.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Замечательно, я звонила его поздравить, но его нет.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А вот он есть. И я надеюсь, что вы сейчас это сделаете. Поговорите с мамой, Андрис.

А. ЛИЕПА Дорогая мамочка, я тебя поздравляю. Сегодня твой день. И я счастлив, что 40 лет исполнилось. И тебе не очень часто приходилось за меня краснеть.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Нет, сыночек.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А чаще всего переживать, но потом эти переживания заканчивались хорошими, дружными аплодисментами и шампанским.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Да, дорогой. Ты у меня любимый, хороший сын, замечательный, и дочка у меня любимая. Но ты у меня выстраданный, и я болею за тебя всегда, люблю. Ты у меня хороший сын.

А. ЛИЕПА Спасибо.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Спасибо, господи.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Маргарита Ивановна.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Да.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А вот, между прочим, мне так кажется, что он был достаточно трудным ребенком.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Да нет, не могу сказать, ну, вобщем, как все дети. Но особенно не могу сказать. Были какие-то периоды, но они так быстро прошли, что как Илзе всегда говорила: "мама, ты забываешь, у него переходный возраст". Ну, переходный возраст, и я замолкала.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А что он вытворял в переходном возрасте?

МАРГАРИТА ИВАНОВНА В переходном возрасте ничего особенного, просто говоришь: Андрис, сделай, пожалуйста, вот это, Андрис, вынеси ведро так как у нас в Брюсовом переулке не было мусоропровода. А он говорит: вот сделаю, вот нарисую, а потом вынесу.

А. ЛИЕПА Вот потанцую.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, потанцую.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Вот потанцую, а потом вынесу.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Подождите, любая мать, по-моему, гордилась. Если бы он сказал, вот досмотрю телевизор, или, предположим, там, не знаю, вот покидаю камнем в окно, а он говорит: дорисую.

Н. ТАМРАЗОВ А дело в том, что переходный возраст затянулся до 39-ти лет!

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Нет, нет, нет.

Н. ТАМРАЗОВ Поэтому мама и беспокоилась.

А. ЛИЕПА Нет, на самом деле, я же вечером ходил кататься обязательно на скейте. И я знал, что я вечером все равно, вот сейчас дорисую, закончу все свои уроки, и пойду кататься на скейте, все равно придется выносить.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Маргарита Ивановна, ну, вы понимаете, судя по вашим словам он какой-то был совершенно идеальный, потому что

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Нет, нет, он нормальный был ребенок, все у него было. Но каких-то вот таких козней, чтобы чего-то такое, нет. Они так были заняты. И это, с одной стороны, было замечательно, что они не видели улицы, что они с утра до вечера были заняты.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да он и теперь, как на улицу выйдет, так шарахается!

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Нет, не могу сказать ничего о нем плохого.

Н. ТАМРАЗОВ Не повезло, наверное, вам.

А. ЛИЕПА Мы хотели, чтоб ты нас повеселила, рассказала.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Ну, повеселю. Один раз было.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вы знаете, я вот сейчас вас, Маргарита Ивановна, вас послушал и, конечно, очень огорчился. Знаете, почему?

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Почему?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, никаких приключений, никаких диковинных историй. Например, ловля кошек, я не знаю

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Нет, нет, нет.

Н. ТАМРАЗОВ А у меня сложилось впечатление, что у него жестокая мама.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Почему?

Н. ТАМРАЗОВ Нет свободного времени у детей! Дети не гуляли, все время были чем-то заняты.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Это да, все время были заняты.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Палочная система.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Маргарита Ивановна, а может быть, у вас все-таки случай, который вы просто ну, сейчас можно было бы рассказать. 40 лет ребенку уже, можно уже, я думаю. Ну, расскажите.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Ну, а что рассказывать? Нет, все было хорошо.

А. ЛИЕПА Расскажи, как тебе Рудик позвонил.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА А! Вот это было, да.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А кто это, Рудик?

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Вдруг я прихожу из театра, в театре были какие-то что-то было, Еремин собрал нас, что-то неприятное говорил, я пришла очень расстроенная, зашла, внизу Леонидовы живут, вы знаете, это Юрий Леонидович Леонидов, народный артист России, мхатовский актер, мы дружили очень. Я зашла к ним, рассказала все свои беды, потом поднялась домой, Мила здесь, рассказываю ей всю ситуацию, вдруг звонок. Подхожу, и говорят: Андриса можно? А я говорю, а кто его просит? - Рудик. Я говорю: какой Рудик? Нуриев. Я говорю, какой Нуриев? Это еще советское время. Я говорю, что это Рудик, это что, танцовщик что ли? А Илзе слушает, она знала, оказывается, что они знакомы. Я-то не знала, мне никто об этом даже не говорил, они это от меня скрывали.

А. ЛИЕПА Не беспокоили маму.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА И вот я говорю, ну, и что? И кого вам надо? Он говорит, Андриса. Я говорю, может, Мариса. Он говорит, нет, Андриса мне нужно. Я говорю, а зачем он вам нужен? Нет, я говорю, а откуда вы его знаете? Он говорит, он у меня был на ферме. Я говорю, на какой ферме?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Какой ужас! Боже мой!

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Я говорю, кто это звонит? Меня кто-то разыгрывает, кто это говорит?! Он говорит, я звоню из Парижа, Нуриев, завтра я прилетаю в Москву. Я говорю, и что вы хотели? Он говорит, я хотел бы, чтоб он меня встретил.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Боже, бедная мать!

А. ЛИЕПА Нет, он сказал, что хочет вы меня, говорит, чаем напоите? Она говорит, если вы чай привезете, напою.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Я положила трубку, и Илзе смотрит на меня, и смеется. Я говорю, слушай, меня кто-то разыграл, или что? Ну, она мне сказала. Андрис был у Жванецкого. Я звоню Жванецкому и говорю ему. Он ничего не стал говорить по телефону, он сказал, я приезжаю. Потому что по телефону ничего нельзя было сказать. Все остальное дальше ты расскажешь, как ты разматывал, заматывал всю эту пленку вокруг

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это знаменитая погоня по Москве, когда уходил от погони?

А. ЛИЕПА Нет.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА - Нет, потом он был у нас дома. И приехал, и все.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, никого не арестовали, ничего?

МАРГАРИТА ИВАНОВНА - Ну, нет, не арестовали, слава тебе, господи, никого.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Маргарита Ивановна, знаете, вам, наверное, можно позавидовать, потому что действительно

А. ЛИЕПА Такие, маленькие такие штучки.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, не очень страшно. Это вообще, я считаю

МАРГАРИТА ИВАНОВНА - Ну, тогда это было страшно. Вы не представляете, как отец был у него на спектакле в Париже, он танцевал Ромео. И эту программку он запрятал очень далеко, чтобы никто ничего не увидел при досмотре. Понимаете? Это сейчас легко говорить.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Это сегодня кажется, что не страшно, а тогда это действительно было страшно.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Да, я так думала, ну, что, опять невыездной. А отец был столько раз невыездным, что представьте себе, что это было для меня.

Н. ТАМРАЗОВ "О, времена, о, нравы!"

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Да, это у меня было один раз, когда уже он был, отец был лауреатом Ленинской премии и народным артистом Советского Союза, и его не выпускали в Париж. Вы не представляете, что это было. Мне это даже рассказать невозможно.

А. ЛИЕПА Ну, опять. Мы хотели, чтобы ты нас повеселила

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, ну это тоже приятно сознавать, что теперь этого нет.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Теперь этого нет, слава тебе, господи!

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Маргарита Ивановна, мы желаем вам наилучшего настроения и поздравляем вас с такими замечательными детьми.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Спасибо большое.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И всего вам самого-самого хорошего. С Новым годом, хорошего Рождества.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА И я вас поздравляю, с Новым годом.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А ваш сын сейчас будет рассказывать нам о своих трудовых успехах.

А. ЛИЕПА Я тебе потом принесу кассетку, мам, ты послушаешь.

МАРГАРИТА ИВАНОВНА Хорошо. В добрый путь.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Счастливо. Ну, вот замечательно совершенно.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Я думаю, Андрис, наверное, от того, что мама была такая замечательная, поэтому, наверное, не хотелось делать никаких неправильных поступков.

А. ЛИЕПА Да нет, мы делали, конечно, неправильные поступки. И папа у нас был замечательный, но это не уберегало нас от того, что мы делали неправильные поступки, но мне кажется, что самое главное, что был потрясающий пример перед глазами. И отец, и мама. Мама - актриса драматическая в театре Пушкина, отец в Большом театре, и нам всегда хотелось быть очень похожими на них. И вот Илзе сейчас начала играть в драме, а у меня совершенно фантастические какие-то проекты появляются. Отец очень много танцевал, но также играл в кино, и в драматическом театре. И ставил какие-то вещи. Я думаю, что вот мы продолжаем то, что он начал и то, что у нас сейчас получается, благодаря тому, что в доме были потрясающие книги, была возможность обсуждать все проблемы, которые возникали. А потом, мы театральные дети, и это очень важно. Для нас какие-то вещи, которые происходят сейчас на съемках, или на телевидении, или в театре абсолютно нормальные, естественные ситуации. Кто-то отказался в последний момент, или кто-то подвел, или кто-то наоборот говорит, я хочу это делать. Но, все-таки, очень связаны с театром, и знаем, как вот в этих театральных вещах разбираться, и как нам существовать в этой огромной реке театральных постановок.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот здесь вы принесли два таких больших альбома фотографий, где действительно эти фотографии можно совершенно спокойно издавать. Не знаю, может, это уже и издано. Такие альбомы, которые можно назвать "Лиепа". Вот, во всяком случае, у меня такой альбом. Лена, а у тебя что?

Е. КАНДАРИЦКАЯ А у меня вот

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, прости. Николай Ишуевич, у тебя альбом второй?

Е. КАНДАРИЦКАЯ Нет, вот у тебя он.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А второй альбом также здесь очень красивые фотографии. Пожалуйста, вот возьмите, прокомментируйте это.

А. ЛИЕПА Ну, я скажу, что у меня так в жизни получилось, замечательный фотограф, Нина Алаверт, с которой мы встретились в Соединенных Штатах Америки, замечательный фотограф, она выпустила книжку о Михаиле Барышникове. И по-настоящему, фотография это все-таки настоящая любовь. Вот если фотограф любит тот объект, который он снимает, то получаются замечательные фотографии. Мы совершенно фантастически работали в студии. Часами могли проводить время. Я ставил музыку, практически танцевал балеты, и делали замечательные фотографии. Просто так фотографии тоже не получаются. И она замечательно снимает с лета, снимает в театре прямо во время спектакля. Это тоже дар, которым обладают единицы. Вот у нас накопилось очень много материала, и вот к 40-летию, я думаю, мы подготовили уже проект книги. И если это уже получится, мы издадим ее и будет красивая такая балетная монография.

Е. КАНДАРИЦКАЯ А почему не сделать выставку? Очень хорошие, большие фотографии, роскошные, может быть, сделать выставку просто?

А. ЛИЕПА Выставку делали в Петербурге в прошлом году.

Е. КАНДАРИЦКАЯ А в Москве?

А. ЛИЕПА В Москве пока не делали. Хорошая идея, давайте я ее застолблю за вами, за "Эхо Москвы".

Е. КАНДАРИЦКАЯ Хорошо.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вы знаете, обычно 40-летие как-то празднуются. Но я так понимаю, что вы не будете устраивать таких больших торжеств, где будет очень много хвалебных фраз в ваш адрес. А встречаете это работой, какими-то новыми проектами.

А. ЛИЕПА На боевом посту. Вот сейчас в Гостином дворе со 2-го числа по 11-е ежедневно проходит новогоднее шоу. Это балет на льду. Цирк на Цветном бульваре и фантастический фокусник из Монте-Карло Фан Янг, который помещает

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Людей в мыльные пузыри.

А. ЛИЕПА Да, помещает людей в мыльные пузыри. Ежедневно, три раза в день идет это шоу. В 3 часа началось второе шоу, и к 6-часовому шоу я буду уже опять в "Гостинке", и так до 11-го числа. 14-го у нас день рождения у Ксюши, мы имеем уже опыт, когда справляли дни рождения вместе. И это так замечательно, когда папа с дочкой вместе получают поздравления, я, на самом деле, не жалею

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, во-первых, это экономия большая. Николай Ишуевич со всеми своими родными, например

Н. ТАМРАЗОВ Конечно!

А. ЛИЕПА Для тех людей, которые приходят, им приходится покупать два подарка.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Правильно, для них да, а для вас один стол.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Андрис, но по-моему, это репетиция, вы в прошлом году делали в Прибалтике, если я не ошибаюсь, в Риге у вас были елки, да?

А. ЛИЕПА Да, замечательные мои знакомые, Нина Кондратьева и Виктор Красовецкий сегодня прислали фантастический букет. Просто обалденный. Я сегодня с утра был в храме, причащался и привезли букет прямо туда, к храму, и я поставил его прямо под елку, потрясающе. Спасибо им огромное. А на самом деле получилось так, что у них дома у нас был практически полигон всего того, что мы делаем. "Венецию" мы впервые с Башметом и с Илзой исполняли у них дома, проект "Музей Оскара Шлеммера" с внуком Оскара Шлеммера прошел тоже в Риге, в Ипхаузе, в Юрмале. Поэтому, на самом деле, такой маленький полигон рижский, он нас вывел на фантастическую в этом году историю. Это "Венеция в Москве". С компанией "Боско ди Чильеджи", Михаилом Куснировичем и Екатериной Моисеевой, мы сделали фантастический проект. Это фонд Мариса Лиепы и Боско ди Чильеджи, и канал ТВ-6. Я на самом деле, очень благодарен, что мы через вас тоже имели возможность приглашать гостей. Приезжали "Рикки и Повери", приезжал этот фантастический фокусник из Монте-Карло. Очень много звезд, которые исполняли хиты итальянские.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте сейчас мы сделаем паузу небольшую. Вот вы вспомнили о канале ТВ-6, о новогодней программе, а это значит, что наши радиослушатели не будут понимать, собственно, предмет разговора. Потому что хотя бы визуально они представляют, что там может происходить в Гостином дворе.

-

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ У нас Андрис Лиепа, которого мы поздравляем с 40-летием, и желаем счастья, здоровья, успехов. А вот творческих планов даже не желаю, потому что чего их желать, у вас их

Н. ТАМРАЗОВ Громадье.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Громадье.

А. ЛИЕПА Вот завтра будет по ТВ-6 показываться концерт, который мы делали с Аней Резниковой, в час 40. Это моя такая режиссерская работа для эстрады, очень большая. Художник замечательный Анатолий Нежный и фантастический получился спектакль, именно спектакль, в "России" и вот сейчас мы уже занялись новым проектом, это сольный вечер Жасмин. Так что, очень много всяких необычных, интересных планов.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вас немножко разворачивает вот в эту сторону.

А. ЛИЕПА Это не меня разворачивает, это их разворачивает. Тех людей, которые ищут по-настоящему режиссеров, которые бы могли думать не традиционно эстрадно. Я думаю, что от эстрады как таковой, простой и незатейливой, у нас уже устали. Если кто-то видел последний концерт Мадонны, понимает, что это не просто эстрада. Это серьезное шоу, которое очень тесно связано с театром. И я думаю, что когда ко мне обращаются артисты, я действительно понимаю, что им нужно что-то, то, что я имею возможность им дать. Когда я работал с Гергиевым над "Сказанием о невидимом граде Китеже", с удовольствием работал с актерами. Как поставить ноги, как посылать даже фразы в зал. Это не то, что я учу их петь, а я каким-то образом чувствую, как это тело должно выражать. Как сесть правильно на колени, как обнять партнершу, куда смотреть во время того, как ты поешь, чтобы видеть глазом и дирижера, и в то же самое время твое обращение было бы к партнерше. Эти все вещи, они очень просты для людей, которые этим владеют. Хорошие режиссеры, Любимов и Товстоногов, могли поставить любой спектакль. Франко Дзеферелли ставит и балет, и оперы, и фильмы, и все. Если человек видит, то это уже вполне достаточно, чтобы начать работу над каким-то новым интересным проектом. Кстати, "Жар-птицу" сейчас, многострадальную, которая долго не могла найти себе пристанище, приобрела компания "Юниверсал", американская компания, которая объединяет "Деку", "Дойче граммофон", и "Филипс". И в ближайшее же время мы выпустим российский релиз, DVD, это будет релиз, который проходит с "Бест графикс", а на Запад этот релиз будет представлять "Дека", то есть, я вам на сегодняшний день могу сказать, что это настолько редко, что российский продукт востребован на Западе, и причем, востребован такой крупной компанией. Я оказался прав, что мы здесь можем делать совершенно фантастические продукты, которые пользуются такой же популярностью, как и западные у нас.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Немножко я хотел бы перейти к 40-летию вашему. Для людей, которые не занимаются балетом, где очень важно физическое состояние человека, а оно у вас совершенно превосходное, собственно, не задаешься вопросом. Ну, 40 лет, так, как-то для себя отмечаешь, а, черт, сороковник уже там!

А. ЛИЕПА Уже пенсионер.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ты?

А. ЛИЕПА Да, да.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Ну, балетный.

А. ЛИЕПА Да, балетный пенсионер. 20 лет. Практически все мое поколение, я сейчас не буду называть имена, но все люди, с которыми я работал, это в принципе, все одного поля ягоды. Я хочу поздравить также и моих педагогов. Сегодня хочу вспомнить Александра Прокофьева, это педагог, который меня учил в школе. И очень многие педагоги приложили свое творческое внимание ко мне, и я очень им благодарен.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, это совершенно замечательно.

Н. ТАМРАЗОВ Старый он уже, пенсионер.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Старый, да, пенсионер сидит.

Н. ТАМРАЗОВ А я вот еще молоденький. Ну, ладно, старики, говорите.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Он свое отдал государству.

Н. ТАМРАЗОВ Нет бы уйти на покой, на даче сидеть, не мешать молодежи. Так у него столько проектов! У него ужас!

Е. КАНДАРИЦКАЯ Андрис, скажите, а вот вы устраиваете день рождения. Ну, все-таки, собираются люди, вы это каким-то образом делаете? Костюмируете, вы готовите как театральный спектакль, или просто люди собираются за столом и все?

А. ЛИЕПА В прошлом году не получилось ничего, потому что у нас было очень много работы. А в позапрошлом году, когда Ксюше исполнилось два года, мы справляли его в очень красивом ресторане "Савой", он только что открылся. И там мы сделали концертную программу, пригласили всех наших больших друзей, они все творческие люди, и они действительно поняли, что это было очень здорово. Для детей работали наши друзья из цирка на Цветном бульваре. И были бальные танцы, и мы пели вместе, и очень много всего интересного было. В этом году, я думаю, что будет какая-то импровизация, дай бог, чтобы она была удачная. Я всегда надеюсь на свои какие-то такие внутренние способности, что в последний момент можно сделать что-то очень-очень интересное. А на самом деле, я мечтал все это справить в Гостином дворе, и в принципе, так и получается.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мало места в Гостином дворе.

А. ЛИЕПА Вот сегодня вечером пойду на последнюю "елку", вчера была Людмила Ивановна Швецова, ей очень понравилось. Правительство Москвы нам помогает, помогает Гостиный двор, и самое главное, что нам помогает фонд по борьбе с подростковым курением. Я еще занимаюсь такой общественной работой, так как в жизни никогда не курил, я попал в состав членов правления вот этого общественного фонда. И мы смогли организовать в этом году 30 представлений. 10 дней, три раза в день идут представления. Самое главное, что мы смогли вывезти впервые сюда из Монте-Карло этого фантастического фокусника. 25 минут идет это шоу с ним именно. В конце родители обезумевшие подбегают и просят посадить своего ребенка в пузырь, и он делает фотографию на память. Совершенно фантастическая. Даже не удержалась Ксюша с Катей, сфотографировались вчера. Я думаю, вот мне сегодня 40 лет, я буду сниматься в мыльном пузыре.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А, кстати, вот эта вот фотография, которая здесь.

А. ЛИЕПА Да?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот здесь а, теперь я понял, что это. Посмотрите, друзья! Я объясню. Здесь стоит супруга и дочка. И я думал, это какое-то пластмассовое устройство.

А. ЛИЕПА Это мыльный пузырь.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А это мыльный пузырь. Представьте себе, они стоят на такой подставке, где как бы чуть мыльная вода. Вот теперь я понимаю, что это такое. И полностью облачены сфера такая, вытянутая причем. Как она вытянута, почему она не лопается?

А. ЛИЕПА Если вы придете я действительно хочу вас просто пригласить, если у вас есть возможность, приходите. Вечерние очень хорошие спектакли для взрослых, приходит молодежь. Потому что это балет на льду, это цирк, это не "елка" в прямом смысле слова. Какое-то очень красивое, интересное шоу. А кто хочет еще по билетам, обращайтесь по телефонам 956-76-76, но на самом деле, это просто моя такая вот сердечная отношение к детям, и я вижу, как они потрясающе реагируют, а взрослые, наконец-то, попадают на шоу, которое им тоже интересно. Посмотрите, сколько родителей приходят с детьми. Практически с каждым ребенком сидит рядом родитель. И когда это "Белоснежка и 7 гномов" в плохом каком-нибудь варианте, конечно, родителям скучновато. А тут мы имеем возможность и родителей чем-то удивить их, и потом дети уходят совершенно фантастически набранные новых впечатлений. Елка 15-метровая стоит, фантастическая в "Гостинке", и самое главное, что у нас там очень-очень красивая декорация, которую сделал Анатолий Нежный, и я думаю, что в следующем году мы планируем уже большой фестиваль, встречу Нового года, и, конечно, детское новогоднее шоу.

Н. ТАМРАЗОВ А какой метраж детского представления? Это меня лично интересует.

А. ЛИЕПА Час 20. Обязательно подарки есть.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ О! Ну, это Николай Ишуевич придет. Давайте теперь поговорим об аттракционе, который вы сделали, и который все видели в новогоднюю ночь. Мне кажется, вы сделали очень оригинальную вещь вот почему, потому что вот это вот здание, очень красивое такое, торжественно-театральное и в то же время гулкое внутри. То ходят какие-то топ-модели, то проходят какие-то выставки, где все это делится на какие-то клетушки. Оно все не имело своего решения, а ведь народ жаждет зрелищ и аттракционов. Вот, вспомним, простейшая вещь, если ты приезжаешь в Москву, куда ты можешь пойти и что посмотреть? В Оружейную палату, это понятно, в московский Кремль, ВДНХ, которое потерялось. Короче говоря, вот такой столичный город, гигантский мегаполис ощущает явный дефицит постоянного аттракциона. А то, что делает Андрис, я думаю, это аттракцион. Ведь совершенно не важно, будет этот маг или будет другой маг.

А. ЛИЕПА В следующем году будет венский бал, через год будет русский бал, потом, может быть, бразильский карнавал. Самое главное, что мы начали с уникального какого-то действа, которое очень подходит к этому зданию. Это самая большая крытая площадь в Европе, постройка Джакомо Кваренги. И люди, которые бывали когда-то в Венеции, попадая в Гостиный двор, первым делом делают так: а! Как похоже на площадь Сан Марко! Эти аркады и вот когда мы с художником Анатолием Нежным действительно родили эту идею, он сделал фантастический макет, и вот с этим макетом мы пришли к руководству Гостиного двора ровно год назад. И за год мы смогли собрать такой уникальный новогодний вечер. И я очень благодарен компании "Боско де Чильеджи" и Михаилу Куснировичу, потому что приехало около тысячи масок, костюмов карнавальных из Италии. Все люди, которые пришли на наш Новый год, они окунулись в какую-то совершенно фантастическую историю. Всем были выданы итальянские маски, карнавальные костюмы.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Всем посетителям?

А. ЛИЕПА Всем! Тысяча человек, которые пришли, получили итальянские маски, которые продаются на площади Сан Марко. Помимо этого балаган был, потом был фонтан, могли кататься на коньках, было специальное шоу балета на льду. Кстати, вспоминали Катину маму, она тоже здесь приехала и ее родной балет выступал на этом катке. Так что, все каким-то образом завязалось, и мы сделали фантастическую историю для взрослых и для детей. У нас приехали дети, у нас было около 200-т детей, у нас была детская комната. Родители справляли Новый год не в отдельности от детей, а дети были вместе с ними. Ксюша до 4-х часов каталась на гондоле. Совершенно фантастическое было ощущение.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вы хотите и дальше осваивать этот зал? Он как бы ваш становится.

А. ЛИЕПА Вы знаете, у нас там офис, и я очень благодарен Гостиному двору, что они мне доверили попытаться сделать что-то, чтобы люди пришли и получили удовольствие. И вот руководство, по-моему, был даже господин Орджоникидзе на нашем Новом году. Я с ним не виделся, но он подходил к Кате, и сказал, что наконец-то, люди получили радость. И я был недавно на бале мэра, это такое же помпезное, очень серьезное мероприятие. Но мне как-то хотелось, чтобы люди расслабились, сидели не в каком-то официозе. Потом пришел Владимир Владимирович Путин, и все это как бы еще замкнулось. То есть, люди на этой площади еще больше зажались. Были какие-то аплодисменты, были торжественные речи, но мне хотелось, чтобы вот эта площадь всех наоборот раскрыла и объединила. И когда на площади Сан Марко вышли итальянцы "Рикки и Повери", когда они завели публику, и публика пошла на сцену и на сцене танцевала, я понял все. Мы все думали, где же сделать танцевальную площадку. Я говорю, давайте попробуем людей пригласить на сцену. Мне все говорили, да на сцену никто не пойдет, ну, кто будет танцевать на сцене! Вот на такой сцене танцуют все!

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да. Вот, Николай Ишуевич, вот тебе положительный режиссерский опыт постановочный вот таких вот вещей. И у меня в руках фотографии многочисленные вот именно этого новогоднего праздника. Это очень, очень прилично и необычно.

А. ЛИЕПА А какое меню было! От "Боско-кафе", это было настоящее итальянское меню!

Е. КАНДАРИЦКАЯ Не расстраивайте нас!

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Не расстраивайте меня, да.

А. ЛИЕПА В следующем году я вас приглашу.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Спасибо большое.

А. ЛИЕПА Кстати, "Эхо Москвы" получило 10 билетов.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Ну, мы, наверное, их разыграли, потому что мы разыгрываем среди радиослушателей, а сами, к сожалению, не имеем права воспользоваться этим делом.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Андрис, вы пока будете раз в году делать такой новогодний бал. А вот весной, может быть, что-то? Или пока это непонятно?

А. ЛИЕПА Вот, с нашим фокусником Фан Янгом мы мечтаем сделать на День защиты детей огромный фестиваль мыльных пузырей. У него он существует в Канаде, в Гонконге и еще в нескольких странах. И Россия, я думаю, что самая мыльная страна.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мыльно-пузырчатая

Е. КАНДАРИЦКАЯ Это июнь, по-моему, да?

А. ЛИЕПА Да, это 1-го июня. И если получится, то я не знаю, где это будет, либо на ВВЦ, либо в "Гостинке", то мы постараемся сделать. Как дети играют в эти мыльные пузыри! Это просто фантастика!

Н. ТАМРАЗОВ А это только закрытое помещение нужно?

А. ЛИЕПА Нет, нет, это может быть на воздухе. Я единственно боюсь, у нас иногда июнь становится такой ранней осенью или поздней весной, когда становится очень холодно. Ну, я выступал на Красной площади, когда было 11 градусов, так что, для мыльных пузырей тоже холодно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А я несколько о другом. Я о том, что вот это здание может стать очень неожиданной постоянной приметой какого-то постоянного шоу, в рамках возможного, потому что, естественно, город использует еще по-своему это помещение. Там различные выставки, как я уже сказал, но это можно сделать. И это будет место, куда люди, во-первых, приходят, и во-вторых, где всегда для них есть место, потому что столь огромное помещение, что, как принято говорить, посадочных мест там много. Что ты думаешь, Коля? Знаете, к чему я клоню? Я клоню к тому, что вот, например как "Холидей он айс", когда они впервые приехали, все помнят канадский балет на льду, и мы даже не представляли, что это такое

А. ЛИЕПА Американский.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, тогда, в первый раз, приехали канадцы. Все сошли с ума, и смотрели на это удивительное зрелище. Это был такой вот спектакль, это же давалось во Дворце спорта. И если, вот я представляю себе, это же шоу Андриса в Олимпийском, то это будет шоу в спортивном зале, а вот он абсолютно прав, что само вот это здание, и его, я бы так сказал, культурно-эстетическое наполнение, как оно выглядит изнутри, ведь интересно, как будто идешь по площади. Вот это вот можно сделать на постоянной основе, и это будет прибыль достаточная. Потому что, еще раз говорю, в Москве крайний дефицит аттракционов. Ну, цирк, ну, что еще?

Н. ТАМРАЗОВ Дело в том, что тут у Андриса правильные мысли, отличие от того, что мы имеем. Мы везде только зрители, а он мыслит, чтобы пришедший человек был и соучастником события.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А это уже как?

А. ЛИЕПА У нас даже голуби были! Вы представить себе не можете! Даже люди приходили и кормили голубей.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Как в Италии.

Н. ТАМРАЗОВ Потому что мы везде сидим и смотрим.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Андрис, вот я хотела еще спросить. Вот люди, которые вместе с вами делали это, вот Нежные, муж и жена? Они делали, и проспект, который посвящен вашему отцу, они оформляли этот новогодний бал, как я понимаю, они это делали, да?

А. ЛИЕПА Да.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Вы давно работаете с ними?

А. ЛИЕПА Уже больше 10-ти лет. Я познакомился с их родителями, тоже театральная семья, мама и папа Толи и Ани тоже художники. И вот когда я делал проект "Возвращение Жар-птицы" впервые я пригласил старших Нежных на разговор о том, чтобы они стали кураторами восстановления спектаклей "Петрушка", "Жар-птица", "Шахерезада". Они спросили, не могут ли они прийти с детьми. Дети пришли, послушали вместе с родителями, через неделю принесли фантастический эскиз, на котором были объединены три балета, о которых я говорил. Я хотел, чтобы на одном занавесе существовали сразу три балета, "Петрушка", "Жар-птица", "Шахерезада". И они написали: "Ле сезон рюс", и вписали туда, в рюс, все три балета, все персонажи, Петрушку, Жар-птицу, Иван-царевича и Шахерезаду, и золотого раба. Вписали в эти буквы. Я сказал родителям, thank you, гуд бай. И стал работать с детьми. И вот уже это наш, я думаю, восьмой такой крупный проект, и я думаю, что в ближайшее время мы еще раз вас порадуем какими-то фантастическими визуальными, очень красивыми эстетическими вещами. Потому что культура нашего эстрадного художника тоже должна быть высокой. Ну, сразу на ум приходит Боря Краснов. Мы с ним работали, и я думаю, что будем работать, просто у нас есть какие-то интересные вещи, связанные больше с театральными постановками. И я как раз их привлекаю в эстраду, чтобы там вот этот дух театра все-таки существовал. И, конечно, я могу поблагодарить свою супругу, потому что все безумства, которые я творю, проходят благодаря ее санкции, потому что, конечно, все первые мои предложения

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Жесткие санкции.

А. ЛИЕПА Жесткие санкции. Когда я начинаю рассказывать о том, что я задумываю какие-то огромные, огромные освоить площади, первая, кто слышит об этом Катюша. И она участвует в этом очень серьезно. Она была атр-директором всего проекта, связанного с Гостиным двором. Практически все, что делалось с рекламой, вот вы видите эти буклеты, и все, билеты, всеми этими вещами занималась Катюша, так что огромное ей спасибо, жалко ее сейчас нет

Н. ТАМРАЗОВ Но она слушает.

А. ЛИЕПА Но она слушает, конечно. Я специально записываю, если там что-то пропадет, и она не успеет послушать, я обязательно ей это все прокручу.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Андрис, а вот интересно, пространство диктовало? Вы сначала увидели этот зал, а потом стали придумывать декорации?

А. ЛИЕПА А вы знаете, опять все пошло через Катю. Год назад проходила выставка "Мода Москва" и там участвовала латышская фирма "Ательерс", которая сделала коллекцию в стиле Марлен Дитрих. И я ставил показ для них именно в Гостином дворе, первая презентация этой коллекции была в Гостином дворе, и вот когда я вошел в Гостиный двор, я понял, что это должно быть то. То, о чем мы мечтали. Катюша мечтала побывать в Венеции. Прошлый год день рождения мы справляли на площади Сан Марко, 28-го августа Катя, Ксюша, я и Катины родители справляли день рождения на площади Сан Марко. Но надо же было всем нашим людям, которые очень любят Венецию, а многие из тех, кто пришли на наш Новый год, в Венеции не бывали, и поэтому эти фантастические декорации сразу дали какое-то ощущение. Самое главное, чего мне хотелось достичь, это не голое повторение того, что такое площадь Сан Марко, и какой там проходит фантастический карнавал. А ощущение, как мы с вами это представляем. Вот, к примеру, музыка "Шахерезады" Римского-Корсакова ничего общего не имеет с настоящей восточной музыкой. Но вы все понимаете, когда звучит "Шахерезада", что это Восток. Но это ощущение нашего композитора о том, как бы

Е. КАНДАРИЦКАЯ Как он это представляет.

А. ЛИЕПА Как он это представляет. То же самое и здесь. Рядом с фантастической итальянской архитектурой, постройкой Джакомо Кваренги, мы не пытались строить фальшивые декорации из папье-маше и картона. А мы сделали совершенно фантастическую ажурную театральную решетку, сделали очень легкий мост, вставили отражение. У нас же отражение самое главное, что Москва отражается в Венеции, точно также, как Венеция в Москве. У нас есть такие водные поверхности, когда Сан Марко затапливается водой, часы с площади Сан Марко отражаются и вот циферблаты этих часов отражаются в воде, и оттуда родилась эта идея. В центре этого плунжера, в центре этого циферблата стояли все звезды: и Лайма Вайкуле, и Лариса Долина, и Филипп Киркоров, было множество, множество артистов, которые пришли, и играли в эту игру. Все выходили в масках, что меня безумно порадовало, и поразило, что никто не отказался играть в нашу игру. "Ногу свело" спустились прямо в фонтан, и танцевали, и пели прямо из фонтана. Ну, все было очень здорово. Я очень рад, хотя это много очень энергии и сил сожрало у меня. Но как аккумулятор, который не разряжается, и потом не заряжается, я по-другому не могу.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Чего добавить?

Н. ТАМРАЗОВ Ну, чего? Время-то заканчивается, беседа, конечно, жутко энергичная.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Знаешь, как про таких говорят? Говорит как пишет.

А. ЛИЕПА В тот раз тоже сказали, ничего не изменилось.

Н. ТАМРАЗОВ И вот эта энергия, вот этот напор пусть никогда не иссякает.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, вы знаете, планов может быть огромное количество, и вы их так с упорством осуществляете, и это достойно то есть, понятно, конечно, что вы такая фигура очень яркая и вам все помогают. Потому что, когда входит Лиепа, ну, сразу вот понятно. Вы говорите, давайте сделаем то-то, то-то, ну, и за вами шлейф. Ну, есть сложности свои, все это понятно.

Н. ТАМРАЗОВ Ну, относительно кого-то менее известного он прав, конечно, вам трудно, понятно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вам и карты в руки, и что там еще? И площадь Сан Марко в руки, и все остальное.

А. ЛИЕПА А следующий год будет Вена, приходите на венский бал. Мы уже придумали очень красиво.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Хорошо. Я хочу сказать вам совершенно другое. Все-таки, у вас вот эти красивые фотографии, все это хорошо. Но у вас день рождения, и позвольте этим же закончить. Мы вас поздравляем. Может быть, это даже хорошо, что у артистов балета выход на пенсию, хотя это очень странно как-то говорить, выход на пенсию, слово такое, пенсия, немножко так рано

А. ЛИЕПА Вот вы говорите, есть энергия, я ее не всю истратил. Когда человек дотанцовывает до 50-ти, вся энергия там и остается.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Быстро надо уйти, да?

А. ЛИЕПА Нет, я же начал где-то с 33-х лет заниматься уже режиссурой и постановками. И на самом деле, сейчас я совершенно точно знаю, что если бы я начал с завтрашнего дня заниматься режиссурой, это заняло бы ровно еще 8 лет, поэтому вся энергия, которая есть, и невостребована во мне как все-таки в танцовщике, я ее пускаю вот в эти все огромные проекты, так что я думаю, что в этом есть огромная логика и правда жизни.

Н. ТАМРАЗОВ Значит, он танцует, он не на пенсии, только несколько в другой ипостаси.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Я считаю, что нужно добавить просто "Браво!"

Н. ТАМРАЗОВ Браво!

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, действительно, браво. И успеха, и с днем рожденья, и привет всем вашим близким, и Илзе, и вашим родным всем, вашей замечательной маме, Маргарите Ивановне, пусть у вас все будет хорошо. Ну, а мы будем это дело освещать, и может быть, даже ходить и на это смотреть.

А. ЛИЕПА Обязательно, я вас приглашаю, вот в ближайшее время я вас прошу просто собраться всем "Эхом"

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А кто в лавке-то будет сидеть?

А. ЛИЕПА Мы туда выездную сделаем секцию.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Спасибо вам большое.