Купить мерч «Эха»:

Игорь Бутман. Юбилейный концерт - Игорь Бутман - Бомонд - 2001-11-18

18.11.2001

18 ноября 2001 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Игорь Бутман саксофонист.

Эфир ведет Матвей Ганапольский, в беседе принимают участие Елена Кандарицкая и Николай Тамразов.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Традиционный "Бомонд" в студии "Эхо Москвы". В студии Елена Кандарицкая, добрый день.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Здравствуйте.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ В студии Николай Ишуевич Тамразов. Добрый день.

Н. ТАМРАЗОВ Здрассте, здрассте.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И наш гость, Игорь Бутман. Добрый день, Игорь.

И. БУТМАН Добрый день.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Друзья, сразу чтобы было понятно, кто такой Игорь Бутман, сразу включаю музыку в его исполнении, все сразу станет на свои места.

(звучит музыка)

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот на саксофоне играет Игорь Бутман. Юбилейный концерт впереди, музыканту исполняется 40 лет, всего-то ничего, друзья. Игорь, ну, во-первых, наши поздравления.

И. БУТМАН Спасибо большое.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Во-вторых, расскажи, пожалуйста, где ты научился так хорошо играть на саксофоне?

И. БУТМАН Я научился играть на саксофоне хорошо даже не знаю, как сказать. Я научился и здесь, и продолжил свое обучение в Штатах, там играл и жил. И сейчас обучаюсь у своих коллег, у всех, у всех гениев музыки, продолжаю свое обучение игры на музыкальном инструменте.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я хочу сказать, что мы живем в стране, где рейтинг джаза ну, расскажу такой секрет. Мы с Бутманом находились на концерте одного джазового музыканта в одном клубе. Находимся, слушаем музыку, ну, а там сидят два крупных финансиста. Ну, и мы вдруг наехали с Бутманом на этих финансистов за то, что в Москве нет джазового радио. Был радио "Престиж", прекрасное радио, которое передавало как бы альтернативную музыку. Ведь послушайте эфир. Ведь есть как бы вот, "Эхо Москвы", которое ток-радио, где разговаривают. Все остальное на одно лицо. И самое популярное, "Русское радио", где "Умца-умца", и потом, "Русское радио-2", где блатные песни, и радио "Шансон", где вобщем, тоже полублатные песни. Причем, я не ругаю эти радиостанции, это хорошие радиостанции, просто проблема в том, что народ хочет, то радиостанции и передают, и у них, конечно, максимальный рейтинг. А вот есть все-таки прослойка людей, которые хотят слушать это. Станция эта никак не может открыться. И тогда один из этих крупных финансистов повернулся к другому, и сказал: "что у нас по джазу?" Второй посмотрел на него и тут же ответил: "рейтинг минимальный". Мы с Бутманом сидели как оплеванные, потому что это был такой, коммерческий приговор. Это, вобщем, как бы понятно. Тебя не коробит, что узка прослойка слушателей твоих?

И. БУТМАН Меня это абсолютно не беспокоит, я знаю, что, когда мы играем концерты, на нас ходит достаточное количество людей, нашу музыку любят, поэтому тут трудно считать в процентах и рейтингах. То, что были и финансисты, с нами и разговаривали с нами о джазе, это уже огромный наш прогресс. То есть, фактически, два любителя джаза на двух финансистов, почти вообще один на один. То есть, еще немного, и все начнут слушать хорошую музыку, благодаря, конечно, "Русскому радио" и "Русскому радио-2". Я думаю, что через какое-то время обалдеют от всего этого, и захотят послушать музыку, немножко чтоб как-то мозги расшевелились, чтобы люди могли попробовать последить за мелодией, последить за тем, что происходит между музыкантами. За тем кайфом, который происходит в джазовой музыке.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А вот тебе не кажется, - еще один вопрос у меня, а потом Лена, - тебе не кажется, что вот люди, которые я наблюдал за таким эффектом, те, кто первый раз увидел джазовый концерт вживую, влюбляется в джаз абсолютно, потому что это как передача "За стеклом". Ведь в чем кайф в ней? Что каждую секунду ты ждешь какой-то импровизации, а джаз это абсолютная импровизация, но только в рамках. Но и они же в рамках, они же как бы там ходят, в этой комнате, да? У них день, ночь. Вот, сродни, правда?

И. БУТМАН Ну, абсолютно. И всегда, когда люди приходят, они эмоциональный заряд, конечно, очень трудно передать носителям. Тот эмоциональный заряд, ту энергию, которая происходит на концерте. И, тем более, что лучшие джазовые диски, это концертные. Если хорошо записано, если удается передать звуком вот эту энергию, то, конечно, даже мне подчас, когда приходишь в студию, ты зажимаешься. Поэтому не всегда передается вот тот эмоциональный заряд, который идет от джазовых музыкантов. А потом, конечно, люди приходят, и молодые, и совсем юные люди приходят, и потом говорят, о, мы открыли для себя джаз на вашем концерте.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте еще пару секунд послушаем его музыку.

(звучит музыка)

Е. КАНДАРИЦКАЯ У вас не юбилей, но все-таки, 40 лет, можно подвести какие-то итоги. И я вас хочу спросить, почему именно саксофон, почему не ударные, почему?

И. БУТМАН История началась с моего отца, который вообще любитель джаза, играл на барабанах, в дневное время работал инженером, и в вечернее время зарабатывал игрой на барабанах и пел. Он играл на свадьбах, он играл музыку, которую передают на "Русском радио" и также он очень любил джаз, и у нас дома были пластинки Ленинградского "Диксиленда".

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ О!

И. БУТМАН И Луи Армстронга, и были записи Гольдштейна, и были записи Олега Лундстрема. Поэтому вот тогда ну, еще похожа фамилия немножко на Гудман

(общий смех)

И. БУТМАН - поэтому он всегда хотел, чтобы я играл поэтому он думал, что Игорь Бутман должен играть на кларнете, или на саксофоне, и парить. Играть на саксофоне, как Чарли Паркер, или как Геннадий Гольдштейн, вот эти две фамилии я помню с самого детства, и Геннадий Гольдштейн стал моим педагогом, моим учителем. Человеком, который очень много повлиял на мою судьбу, на мое решение, на все, что решил, действительно, заниматься серьезно музыкой, стать серьезным музыкантом.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Но вы начинали уже в 70-х годах, когда уже запрета, хотя вы говорите, что большого запрета не было уже ни на джаз тем более, саксофон в свое время считали, что это запретный инструмент вы не считаете, что это было так?

И. БУТМАН Ну, как запретный инструмент? Вот вы помните "Веселые ребята" фильм?

Е. КАНДАРИЦКАЯ Помню.

И. БУТМАН Там на чем играли?

Е. КАНДАРИЦКАЯ Ну, Утесову как бы разрешалось.

И. БУТМАН На саксофоне. Нет, не разрешалось играть плохо на инструментах. Вот когда это была как бы такая, немножко пародия, мне кажется, на какие-то исполнительские вещи у нас то серьезные композиторы всегда улыбались, даже есть диск Кена Бледерли. Там написано, что Шостакович улыбался во время игры Кена Бледерли. И от удовольствия, и, может быть, от какого-то даже я не побоюсь этого слова, меня сейчас джазисты немножко примитивизма по сравнению, допустим, с Шостаковичем, что он писал. Но там другой, там свой шанс, то, чего никогда нет у классиков. Поэтому я не знаю, мне кажется, что разрешали, и были выдающиеся оркестры: Эдди Рознера оркестр, был Олег Лундстрем.

Н. ТАМРАЗОВ Это уже все потом!

И. БУТМАН Как потом?

Н. ТАМРАЗОВ Это же все послевоенные годы!

И. БУТМАН А до войны?! Еще больше было!

Н. ТАМРАЗОВ Да нет, ну

Е. КАНДАРИЦКАЯ Они в основном все-таки не в Москве были, Игорь.

Н. ТАМРАЗОВ Саксофоны были музыки джазовой не было.

И. БУТМАН Да ты послушай Утесова оркестр, послушайте Терлецкого.

Н. ТАМРАЗОВ Ну, и что там было?! Там были писаные импровизации, которые были маленькие и

И. БУТМАН Какая разница, какая она написана?! Никто же не спрашивает тебя, когда ты слушаешь Чарли Паркера, написал он или нет. А как Колтрейн, он занимался, и у него три соло, почти все одинаковые.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Колечка, я тебе скажу, почему, потому что Игорю только 40 лет, и ему кажется, что все было замечательно.

И. БУТМАН Не, не, я же

(общий смех)

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Игорь, нет в тебе диссидентского духа, не сидел ты на кухнях, как Кандарицкая с Тамразовым.

И. БУТМАН Нет, я сидел. Господа, меня выгнали из пионеров за прослушивание "Голоса Израиля" на пионерском костре. Я эмигрировал, и уехал в Америку. И я был диссидентом, с самого начала, как только я стал говорить.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Пионер-диссидент, такой.

И. БУТМАН Да, да, конечно, меня вызывали в КГБ

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Разорвал галстук.

И. БУТМАН Вызывали в комитет, выгоняли. Нет, я настоящий диссидент, я ненавидел советскую власть, и я хотел уехать в Америку еще до того, как я занимался.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Секунду! Я вас прерву. Диссидент должен говорить под диссидентскую музыку. Но понимаете, поскольку у него не песни, давайте послушаем фрагмент, потом я уйду

Н. ТАМРАЗОВ Ты ему помогаешь музыкой в диссидентстве?! А нас оставляешь безоружным!

И. БУТМАН "Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой"

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Слушайте дальше, Бутман играет, послушайте.

(звучит музыка)

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Наша слушательница Елена сравнивает обычную музыку "умца-умца" с дешевыми музыкальными сосисками от джаза, она говорит, это истинный деликатес.

И. БУТМАН Это брауншвейгская колбаса.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Действительно, разлагаешься под эту музыку. И хочется продать Родину. Правда, уже нечего продавать.

Н. ТАМРАЗОВ Некому, некому!

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И некому, да.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Знаешь, удивительно, такое впечатление, как будто это говорящая музыка. Такое впечатление, что идут слова.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А ведь да, трость, тростевой инструмент, и все зависит от того, как он там это таинство, как он язык поставит

Н. ТАМРАЗОВ Это каждый может, важно трость найти хорошую!

(хохочут)

И. БУТМАН Вот вы смеетесь, а вот именно такой эпизод был, когда я пришел к Давиду Голощекину в Ленинграде. Я пришел, мне было 15-16 лет, и я только-только начинал, я не знал, что есть форма блюза. Я знал, что надо играть, я уже слышал первые записи Майлса Дэвиса. Очень классно там, с Кенебел Эдерлин. И я пришел к Голощекину, я слушаю, и вдруг я слышу вживую мастеров джаза. И там играл замечательный тенорист. Я думал, вот я сейчас на альту, Голощекин как Майлс Девис, Михаил Костюшкин как Джон Колтрейн, и я сейчас как Кенебел Эдерлин. И я начал играть, я понял, что они-то соответствуют, а я что-то не мог понять, что происходит. И ко мне подошел Голощекин, и сказал потрясающую фразу, он сказал: "звук хороший". Я говорю, спасибо. Он говорит: "трость, наверное, хорошая".

(хохот)

И. БУТМАН Ну, трость действительно была хорошая.

Н. ТАМРАЗОВ Похвалим, я правильно все сказал.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Дай трость! Меня возьмете? Нет, ты оставайся, трость дай!

Н. ТАМРАЗОВ Игорь, ее же надо было научиться еще крутить обязательно.

И. БУТМАН Ну, послушай, ее, во-первых, надо было научиться размачивать, крутить это уже потом. Дедовщина в оркестре, знаете, когда второй кларнетист размачивает трость первому.

(хохот)

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, послушай. Вот, где ты освоил инструмент?

И. БУТМАН Я его до сих пор осваиваю. Я очень серьезно стал заниматься, как только стал брать уроки в музыкальном училище имени Римского-Корсакова у Геннадия Гольдштейна, у которого я сразу стал заниматься по 10 часов. И там была такая лестница, на которой все духовики занимались. Я на нее выходил часов в 11, и уже все уходили, а я еще дул там эти упражнения, которые мне давали. Я стал снимать соло, я выполнял все задания Геннадия Львовича, тут уж я знал, что надо выполнять, и даже перевыполнять. Потому что это то, что мне нравится. Самое главное, что когда мы начинали первые репетиции, меня позвали мои друзья на репетицию. Сидят две девушки, замечательные, слушают музыку, полный успех. Вообще, это конечно, потрясающе было. Поэтому надо было заниматься вдвойне, чтобы понять. Я не знал, что саксофонист должен знать какие аккорды играет рояль. Ну, просто, они играют, а я должен вокруг них что-то делать.

(смеются)

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Хорошо!

И. БУТМАН Чем быстрее и громче! Ну, потом стало все приходить в норму. Голощекин через два года после этого эпизода пригласил меня к себе в ансамбль, что было одним из самых больших событий в моей жизни.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вобщем, какой-то ты фанатизм проявил хороший в этом деле, да?

И. БУТМАН Да. Потому что без фанатизма нельзя.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я не представляю себе, как можно стоять и дуть на лестнице много часов. Ведь еще и голова кружится, ах, как кружится! Все это тяжело. Ну, наверное, все люди разные. Вот это его.

Н. ТАМРАЗОВ А жонглер, который бросает шарики стоит? Сегодня два, завтра три, послезавтра четыре. И он доволен жизнью! Этот музыку делает. Конечно, фанатизм другого порядка, высокого класса.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И какие были ступеньки? Вот пригласил тебя Голощекин, ты стал у него играть, а дальше?

И. БУТМАН Пригласил Голощекин. Ну, ступеньки какие были? Потом был Олег Лундстрем.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ты играл у Лундстрема?

И. БУТМАН Да, год я играл у Лундстрема. Потом, если говорить о диссидентстве, в 83-м году я был уволен из оркестра, как иногородний. Я поближе хочу сказать

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, я хорошо слышу. Это не трость, это микрофон.

И. БУТМАН Я понял.

Н. ТАМРАЗОВ Как, иногородний? Без прописки человек что ли?

И. БУТМАН Да, без прописки человек не мог работать в Росконцерте, я ленинградец, тогда питерец. Сейчас это нормально, а тогда это было, никто ж не знал

Е. КАНДАРИЦКАЯ Игорь, ну, может быть, это был просто повод какой-то?

Н. ТАМРАЗОВ Конечно, повод, в Росконцерте можно было работать.

И. БУТМАН Нет, нет, это был не повод. Уволены были все иногородние. Как только у меня появилась московская прописка после моего вступления в законный брак, тут же был звонок от тогда музыкального руководителя, Виталия Долгова на мое выступление в оркестре Лундстрема опять. В Росконцерте, при приходе к власти кто у нас кумир сейчас вот этот, Андропов Юрий Владимирович, был перекрыт в Росконцерте.

Н. ТАМРАЗОВ А! Это в Москонцерте нельзя было. А в Росконцерте россияне работали.

И. БУТМАН Россияне можно было, но вот мы были уволены с моим приятелем первыми.

Н. ТАМРАЗОВ Это был промежуток, наверное.

И. БУТМАН Потом был уволен тромбонист из Ростова, потом трубач из Чебоксар. Так что

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте сделаем паузу, после чего продолжим слушать джаз, и нашего гостя Игоря Бутмана. Напоминаю, он Бутман, не Бунтман, поэтому, несмотря на удивление некоторых наших слушателей, он не сын Сергея Бунтмана, который работает на "Эхе Москвы".

Н. ТАМРАЗОВ Он отец его.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Возможно.

-

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте снова обратимся к музыке Игоря Бутмана.

(звучит музыка)

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Если спросить меня, какое я чувство, когда слушаю твою музыку Зависть. Зависть белую, черную, смешанную.

Н. ТАМРАЗОВ Не бывает белой зависти. Это придумано.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Не бывает. Знаешь, почему? Не потому что ты музыкант классный, а ты что-то сделал в своей жизни, чему я завидую. То есть, ты освоил вот эту профессию, ты в ней теперь художник, не просто ремесленник. И у тебя стиль жизни понимаешь, ты приходишь на работу, вот когда у тебя работа. И ты общаешься с этим, божественным вот, с бесконечной импровизацией, понимаешь, это не с 9-ти до 5-ти. Ведь люди от чего страдают? От чего депрессии? Из-за того, что

И. БУТМАН Это с 5-ти до 9-ти.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Хорошо, с 5-ти до 9-ти, черт с ним. А понимаешь вот, предмет работы, предмет работы, предмет того, что ты делаешь, это делает жизнь. И тут просто я тебе бесконечно завидую. Правда, вот моя профессия и профессия моих коллег, наша станция, которая позволяет совершенно импровизационно существовать в эфире, это тоже сродни джазу. У нас джаз, только разговорный, а некоторые у нас вообще поют, правда, плохо из сидящих.

И. БУТМАН Угу, ну тогда это настоящий джаз.

(смех)

Н. ТАМРАЗОВ Игорь, это он и мне завидует, думаешь, тебе одному? И мне завидует.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Завидую, да. Идем дальше. И вот ты уехал из страны. Где ты оказался? Почему ты вдруг дальше стал играть, как это получилось?

И. БУТМАН Не, ну, как я уже говорил в нашей теме о диссидентах, действительно, мне не нравился советский строй. Но больше всего мне не нравилось даже не то, что у меня не было возможности поехать заграницу и выступать там с группой "Аллегро", когда меня приглашали, и когда мне не дали паспорт поехать в Югославию после нашей поездки в Германию, где я познакомился со всеми музыкантами и переиграл 20 джем-сейшенов, не спя ночью. Но это меня не так волновало. Меня волновало, что я играл, и я уже назывался каким-то таким, хорошим музыкантом, но мне не нравилось. Я чувствовал, что мне надо посмотреть, поучиться у оригинала. Мне надо съездить посмотреть живых музыкантов, как у них получается. Так я брал пластинку, это была пластинка. Вот как ноты написаны. Я никогда не видел Бетховена, хотелось бы посмотреть, как он пишет, почему он так думает, поговорить с ним о том, почему у него вот так. И я мечтал уехать в Америку и, действительно, учиться, играть с ними, работать. Было много у меня претензий к нашей секции, к басистам, к барабанщикам. Как только приезжали американцы, сразу все становилось по-другому. Приезжали даже шведы, и то было по-другому. Поэтому я решил уехать, и в 87-м году, сразу после концерта в Москве, после джем-сейшена 18 июня, 19-го июня я сел в самолет, и прилетел в Америку. И после этого я поехал на машине в Бостон, и в первый же день я пошел на концерт Чика Кориа и его "Электрик-бэнда". На втором отделении я заснул, потому что я не спал здесь, наверное, суток трое. Ну, мы гуляли, отмечали мой отъезд навсегда. И я поступил в "Беркли скул оф мьюзикс" с помощью Гарри Бертона я получил полную стипендию.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Гарри Бертон это знаменитый виброфонист, замечательный совершенно, один из классиков, столпов. Вот, кстати, виброфон играет (фоном звучит музыка), но это не Гарри Бертон, но послушайте инструмент.

(звучит музыка)

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, и что дальше?

И. БУТМАН Это, кстати, играет Джо Локк, замечательный виброфонист, который с 6-го по 9-е будет играть в "Ле Клубе" с моим квартетом, это мой старый приятель, с которым я уже знаком, и мы играем очень много. Который на моей пластинке записан. И поступил я в Беркли на полную стипендию.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А каким образом? Ты что-то сдал, показал?

И. БУТМАН Да, я показал пластинку, которую мы записали с "Аллегро", с Николаем Левиновским, пластинку "Сфинкс", была рекомендация от Дейва Брубека, письмо, была рекомендация от Гарри Бертона. Но так как Гарри Бертон является одним из руководителей в школе, поэтому его слово было очень веское. Была рекомендация от Пэта Мэтини, который в своем интервью сказал, что вот такой советский парень, Игорь Бутман, входит в десятку или в двадцатку лучших саксофонистов Нью-Йорка, после наших джем-сейшенов в Москве. И вот я отучился в Беркли, 2,5 года или 3 года я прожил в Бостоне, и потом переехал в Мекку джаза, самый сложный город для музыканта, это Нью-Йорк.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А почему сложный?

И. БУТМАН Ну, во-первых, огромное количество музыкантов, причем великих, и ограниченное количество клубов, ограниченное количество работы, дороговизна арендной платы за квартиру, телефоны. От телефона зависит все, ты не можешь не подключить телефон, потому что ты сидишь и ждешь, когда позвонит ты занимаешься ждешь телефонного звонка. Один раз я получил звонок от Лайонела Хэмптона. Замечательный был звонок от Билли Тейлора, был звонок от такого популярного актера Майкла Мориарти, который мне предложил сыграть с ним, и записать, и он даже сделал какой-то документ, или снял фильм, который я, правда, не видел. Но есть такой "Закон и порядок", знаешь такой сериал?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да. "Low and order".

И. БУТМАН "Low and order". Вот он играет просекьютера, по-моему, этого как его называют? Прокурора, прокурора. Вот, значит, потом из Бостона я переехал в Нью-Йорк. В 92-м году я впервые за 5 лет своего отсутствия в Советском Союзе, вернулся, уже не в Советский Союз. Первый раз был такой джазовый фестиваль, который назывался "Нью-Йорк Москва - Рио-де-Жанейро", делал его мой приятель Вартан Тоноян. И тогда я приехал с Эдди Гомесом, с Рони Баражем, тогда приезжали "Нью-Йорк - войсез", тогда приезжала Ирта Морер. Это было мое первое впечатление от Москвы. И с того момента я стал приезжать уже. Получил приглашение от Юрия Саульского приехать. Компания "Микродин" в свое время мне помогала делать какие-то проекты здесь, в Москве. И потом я познакомился со своей женой, на ней женился, и ей не дали визы в Америку, я остался в России.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ей не дали визу в Америку?

И. БУТМАН Не дали визу.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ То есть, да здравствуют официальные власти, которые помогли тебя сохранить для этой страны! Как ты считаешь, письмо от "Эхо Москвы" с просьбой сделать тебя невыездным поможет сохранить тебя для России? Лен, никуда ему от этой власти не деться! Понимаешь, они его здесь кладут на сохранение, то, что называется.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Я тебе скажу, может, его жена, как раз представитель этой власти.

(смеются)

Н. ТАМРАЗОВ Ребята тонко сработали.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да.

И. БУТМАН Да. Все-таки, комитет наш самый лучший!

Н. ТАМРАЗОВ Самый лучший.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Путин вызвал ее и сказал: ну, помоги сохранить. Она сказала: не лезь в личное. Он сказал: так надо. И вот Но должен вам сказать, что те, кто смотрит афишу концертную в Москве, те знают, что Бутман, из-за того, что он невыездной теперь опять, только теперь по новой и по-другому немножко, он делает одно поразительно благое дело. Назови, пожалуйста, только несколько фамилий тех, кого ты притащил сюда, и кто выступали здесь с концертами.

И. БУТМАН Так, ну хорошо. Выступали с концертами в нашем "Le clubе" Ренди Брэкер со своей группой, группа "Орегон", Рей Браун и его трио, Монти Александр и его трио, Кенни Гарейт и его квартет, Нис Остер Петерсон и его трио, Билли Кабем с Роном Картером и с Джеймсом Уильямсом и Долом Хэррисоном

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Все, дальше не надо, не пугай. Я просто хочу сказать, что человек занимается настоящим, истинным, просветительством. А я был свидетелем, как это делается. Делается это сложно. Ну, вобщем, короче, у Бутмана нет своих денег, поэтому, чтобы людей привезти сюда, а они едут просто на посмотреть на большой Россия, а они едут сюда, это обычные для них концерты с заработком.

И. БУТМАН И это прекрасно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И это прекрасно. Сейчас, только договорю, чтобы было понятно. И вот, очередная вечеринка в "Ле клубе", сидит еще один с толстыми карманами. И он сажает его в первый ряд, и этот человек смотрит на джазовый концерт, начинает притопывать ногой, и вот этот момент, когда этот человек

И. БУТМАН Когда он отвлекается, я залезаю к нему в карман!

Е. КАНДАРИЦКАЯ Это называется разводит на деньги, да?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, он его разводит на деньги.

Н. ТАМРАЗОВ Раскручивает.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, и без кидалова тот дает ему отступного.

Н. ТАМРАЗОВ Но и кидалово же бывает тоже, Игорек.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Я хочу спросить вот о чем, Игорь. Вот у вас спектакль с Михаилом Козаковым. Это вообще опыт? Это первый такой проект с драматическим актером? Или это было что-то? И вообще, расскажите немножко об этом.

И. БУТМАН Это, действительно, первый мой проект, то есть, не мой проект, это мне повезло, что поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Поссорился Михаил Михайлович Козаков, ну, не поссорился, у них разошлись пути с точки зрения творческих всяких своих работ. Михаил Михайлович сделал этот спектакль с нашим выдающимся саксофонистом Алексеем Козловым. И так как у них дорожки немножко разошлись там по творческим и разным их причинам, то Михаил Михайлович позвонил мне и сказал: Игорь, поехали со мной, со спектаклем в Америку. По Бродскому. А я читал об этом проекте, по-моему, в каком-то журнале. И я говорю, ну, я с удовольствием. Поехать в Америку с Козаковым играть спектакль, ну, что, неплохо. И Михаил Михайлович ко мне пришел, показал мне спектакль, замечательный. Он сказал, что мы должны взять музыку, но я сказал, что я бы хотел какую-нибудь другую подобрать, ну, не повторяться. Мы сделали такую музыку. Михаил Михайлович читал мне стихи, я как простой джазовый музыкант говорил: Михаил Михайлович, давайте сейчас без стихов. Вы мне скажите, что сыграть, и все. Он говорит, нет, ты должен послушать. И вобщем, я слушал стихи Бродского, я поразился, вообще, глубине мыслей, знаний, остроте. Ну, всему. Михаил Михайлович изображал, он лежал у меня дома, он показывал раз пять, вобщем, все в лицах рассказывал. И это замечательный проект, и мы с Михаилом Михайловичем действительно подружились. Хотя я помню еще 85-й год, когда на одном из джазовых фестивалей пришел к нам после концерта, и меня расцеловал. Я запомнил на всю жизнь. И это действительно первый проект. И после этого был уже спектакль, на который мне пришлось даже написать для Михаила Козакова музыку тоже, называется "Играем стрингер-блюз", с Володей Стекловым, и с Юлией Рутберг и Толей Лобоцким. Так что вот, у меня два опыта с драматическими актерами, режиссерами. Ну, и тут вдруг как-то по воле случая я еще к трем фильмам записал музыку на саксофоне. Одну для "Бременских музыкантов".

Е. КАНДАРИЦКАЯ Абдуловский фильм.

И. БУТМАН Саша Абдулов сделал, да. Ну, это замечательная музыка, после этого я стал исполнять "Луч солнца золотого" со своим квартетом. Кстати, здесь есть.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Хорошо. Я сейчас найду. Тут вообще пластинка ностальгия. И тут темы совершенно замечательные. Я хочу вот поставить, например. Ну, вот все знают вот сейчас шестую. Ты тут ее играешь так, что понятно, привычно, да, "Когда святые маршируют"?

И. БУТМАН Ну, там немножко с гармоническим сдвигом.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот все у вас со сдвигом. А вот "Опавшие листья"?

И. БУТМАН "Опавшие листья" просто вот так.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Одно к одному, да?

И. БУТМАН Один к одному.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот, друзья, послушайте, пожалуйста, знаменитую тему, и как ее играет Бутман.

(звучит музыка)

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Знакомая тема, знакомая мелодия. Даже Кандарицкая, которая с джазом на вы

Е. КАНДАРИЦКАЯ Неправда, неправда.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Которая любит

Е. КАНДАРИЦКАЯ Попсу, ты хочешь сказать? Да, безумно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да.

Н. ТАМРАЗОВ Взял и макнул не за что Лену. За что?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Группа "Белый орел" написала сейчас новую песню, сегодня ее неожиданно передали, и там такие слова. Да, вот Лена схватилась за грудь. "За нами Путин и Сталинград". Ну, имеется ввиду, что отступать некуда, за нами Путин и Сталинград. Молодцы ребята из "Белого орла"! Они знают, что делать. А вот безыдейный Бутман играет ерунду всякую. Замечательная музыка. Да, и что теперь? Вот где ты находишь для себя интересную жизнь? Это новые проекты, новые концерты?

И. БУТМАН Как тебе сказать? Сейчас жизнь ты понимаешь, после всего, что произошло в нашей стране, жизнь, мне кажется, стала намного интереснее. Вот вчера был какой-то человек, эмигрант из Израиля, а мы играли с Хайром Буллоком, с таким гитаристом, который у нас выступал вчера, мы с ним после концерта он три часа отработал, и после этого еще мы с ним играли, он сел за рояль, и мы с ним играли до четырех утра. А там были ребята из Израиля. Наши соотечественники бывшие, но которые эмигрировали, они каждые 15 минут приносили нам водки, правда, тоже с нами выпивали, и говорили, что такого у нас нет, такого, говорят, нет в Израиле. Жизнь у вас все по-другому. И еще один мой знакомый человек, очень состоятельный бизнесмен, но также еще и композитор, хочет перебираться это я снимал квартиру, у него дом в Манхеттене, у него дача в часе езды. И он хочет взять семью, и переехать сюда, с двумя детьми, потому что здесь ему кажется, все-таки, интереснее сейчас стало, чем у них там. И все это благодаря нам, Матвей.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Если ты имеешь ввиду себя и меня, то я счастлив. Но я это отнесу ко всем моим коллегам.

И. БУТМАН Да, так я и говорю

Н. ТАМРАЗОВ Ой, ой, ой!

Е. КАНДАРИЦКАЯ А я прощаюсь, ты знаешь

Н. ТАМРАЗОВ Как вы много сделали, чтобы у вас было хорошо, это просто с ума сойти!

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Но были и ренегаты, которые портили нам жизнь.

Е. КАНДАРИЦКАЯ А я хочу знаете что сказать? Вот сегодня, кстати, в новостной программе в нашей, прошло сообщение, о том, что британцев опросили, 10 тысяч британцев, спросили у них, какое время самое лучшее, самое счастливое. Вы сейчас как раз говорили о счастье. Выяснилось, что 15 лет, когда начинается первая любовь и 70. Но вот Игорю серединочка, 40. И Игорь говорит, что он счастливый. Да, вот, знаешь, серединочка. Счастливый, Игорь, да?

И. БУТМАН Да, я посерединочке между 15-летним и 70-летним.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Да, ну где-то так.

И. БУТМАН Не знаю. Когда идет жизнь, когда встречаешься с замечательными людьми, когда есть о чем поговорить, есть что сыграть, есть для кого играть, есть кого послушать, есть куда пойти, то, конечно, я очень счастлив. У меня замечательная семья, у меня жена

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Невыездная.

И. БУТМАН Нет, сейчас она уже выездная, все в порядке, ребенок. Мы и играем, и путешествуем. На какие-то хорошие гастроли всегда приятно их взять. Мы были вместе в Израиле, и Италии. То есть, как бы все налаживается, поэтому я сейчас во-первых, еще неизвестно, что со мной будет через год вообще, в принципе.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, может, поэтому и Мэтини привезешь.

И. БУТМАН Это мы вместе привезем.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да. Это есть такой выдающийся музыкант, для меня фаворит номер один, гитарист Пэт Мэтини. И помнишь, в одном произведении классики, там, будете в Москве, скажите, что там есть сейчас Игорь приходит и говорит: я разговаривал с Пэтом Мэтини, ну, сказал ему, что в Москве есть один твой фанат.

Н. ТАМРАЗОВ Да, один.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да. У меня, значит, вставная челюсть, соответственно, выпала. И что он сказал? Что он? Скажи, что он сказал, что?

И. БУТМАН Дело все в том, что он сейчас закончил новый альбом своей группы, он сказал, что это самый лучший вообще и у группы, что они написали замечательную музыку, с Лайлом, как бы лучшая его музыка. Но вообще замечательно, когда люди делают, и делают уже 50-й или 100-й альбом. И все равно он говорит, что это лучшая музыка, которую он написал.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вобщем, это я говорю Кандарицкой и Тамразову, неважно, кто такой Пэт Мэтини, просто знайте свое место, потому что меня уже вот самый лучший музыкант, он уже знает, что он мне нравится.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Просто он тебя не видел никогда еще!

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Все, и сразу облили, сразу облили, сразу облили. Это мои коллеги.

И. БУТМАН Нормально, нормально, хорошо еще нож в спину не отойдите сзади.

Н. ТАМРАЗОВ А ты убежден, что Бутман правду сказал тебе?

И. БУТМАН Абсолютно.

Н. ТАМРАЗОВ Он же тебе перед эфиром! После эфира надо было спросить!

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Сладкая, но ложь! Но сладкая!

И. БУТМАН Это абсолютно точно. Я вот на самом деле

Н. ТАМРАЗОВ А ко мне подходит и говорит, посмотри, как Мотька улыбается, посмотри, я ему сейчас лапшу на уши повесил. Сказал мне такое?

И. БУТМАН Да.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, сказал.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Коль, зачем же ты в эфире, зачем же ты в эфире-то?

И. БУТМАН Тоже соврал, да?

Н. ТАМРАЗОВ Да.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот, у нас время подходит к концу, и я хочу

Н. ТАМРАЗОВ - Ой, уже?!

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да.

Н. ТАМРАЗОВ Господи!

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И я хочу для всех национал-патриотов, которые слушают нас и присылают чудесные сообщения на пейджер, как мы с тобой продаем родину все время.

И. БУТМАН Прислали, нет?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ой! Зайчики мои такие замечательные! Следую тезису товарища Сталина, о национально-пропорциональном в нашей жизни, товарищ Бутман подготовил следующее произведение. Вот мы сейчас услышим его начало.

(звучит музыка)

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Произведение называется "Ванька-встанька". Понимаете, не "Хаим-приподнимитесь", а "Ванька-встанька". Это совсем другое дело. Специально для вас, мои любимые, родные. Вот сейчас этим произведением мы и закончим. Что, мой дорогой, тебе пожелать в наступающий твой юбилей?

И. БУТМАН Ты меня спрашиваешь, что мне пожелать?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да. Я это с удовольствием сделаю. Ну, скажи?

И. БУТМАН Ну, пожелай, чтоб все пришли в зал Чайковского 20-го декабря.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А это в зале Чайковского?

И. БУТМАН А что, это тебя расстраивает?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, просто тебя пустили в святое место.

И. БУТМАН Нет, это не консерватория. А смотрел фильм "Первая перчатка"?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да.

И. БУТМАН Там боксировали-то там.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да.

И. БУТМАН В кино.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Что будешь играть?

И. БУТМАН Мы будем играть джаз, мы будем играть нашим "Биг-бэндом", мы будем играть настоящую джазовую программу. Мы делаем очень специальные вещи. Я хочу показать всех юных титанов джаза, которые сейчас появились у нас в России, замечательные музыканты. И будем веселиться, будем шутить.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А потом джем-сейшен будет, да?

И. БУТМАН Ну, а потом уже, как говорится, как говорится на тех радио, как карта ляжет.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Как карта ляжет, да? Девочки, мальчики, желайте ему, он хороший.

Е. КАНДАРИЦКАЯ Я работы, чтобы и на лестнице, и в аудитории, и где угодно, по 10, по 12 часов в свое удовольствие, и для нас.

Н. ТАМРАЗОВ А я хочу, Игорек, чтоб тебя все-все дурные случаи, которые бывают у людей искусства, знаешь, вот дурной случай, и все оборвалось, чтобы все дурные случаи тебя обходили стороной, чтобы у тебя только добрые случаи были в жизни.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот, пусть тебе лучшим пожеланием будет сообщение на пейджер, которое пришло. Вчера по телевидению девушка Света видела Игоря Бутмана у Игоря Угольникова. Был ты там, да?

И. БУТМАН Был.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ "От удовольствия даже заболела, плюс еще сегодняшний эфир, температура растет, на лице блаженство".

Н. ТАМРАЗОВ Замечательно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Так что, чтобы вот в такое болезненное состояние ты вводил большее количество слушателей.

Н. ТАМРАЗОВ Но на лице блаженство.

И. БУТМАН Спасибо большое.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Друзья, этого музыканта зовут Игорь Бутман, и он делает нашу жизнь воистину прекрасней своей музыкой и своими усилиями, чтобы лучшие музыканты нашей планеты приезжают сюда. Спонсоры, кам ту Ле Клуб, и гив мани ту хим, лот оф мани! Не будьте идиотами.

И. БУТМАН Гемир зе мир битте айне месье же не манж

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Месье, на джазовый концерт.

И. БУТМАН Месье, же не манж па для джазового концерта.