Евгений Петросян - Евгений Петросян - Бомонд - 2001-09-23
23 Сентября 2001 г.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Евгений Петросян.
Эфир ведет Матвей Ганапольский, в беседе принимали участие Елена Кандарицкая и Николай Тамразов.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Традиционный "Бомонд" в студии "Эхо Москвы". Высшее общество у нас, друзья. Конечно же, я рад приветствовать относящуюся к этому разряду Елену Григорьевну Кандарицкую. Добрый день.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Здравствуйте.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Культурнее только, если можно.
Н. ТАМРАЗОВ Культурнее!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Как здравствуйте? Ну, вот здравствуйте.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Здравствуйте!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, вот так. И человека, который здесь как всегда случайно, как бы на контрасте, нам нужен контраст в эфире, это Николай Ишуевич Тамразов.
Н. ТАМРАЗОВ Здрассте, здрассте!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Коля, если можно, сними, пожалуйста, ноги со стола.
Н. ТАМРАЗОВ Тогда я ничего не произнесу. Это моя привычка.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Привычка, понятно. А встречаем мы сегодня Евгения Вагановича Петросяна. Здраствуйте, Евгений Ваганович!
Е. ПЕТРОСЯН - Здравствуйте, и вы не болейте.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, спасибо (в некотором замешательстве). Ты понял?
Н. ТАМРАЗОВ Я нормально. Ты ж сказал о здравии, а он тебе ответил: "и вы не болейте".
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я просто не успеваю следить.
Н. ТАМРАЗОВ Да, конечно.
Е. ПЕТРОСЯН Это мой переводчик.
Н. ТАМРАЗОВ Да, я переводчик.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Евгений Ваганович, что нового? Это наш традиционный вопрос сейчас, когда период первых "Бомондов" прошел и все уже знают кто где родился, где учился, развелся, женился и так далее. Мы сейчас отслеживаем те события, которые происходят в последнее время. Ну, вот свое ощущение.
Е. ПЕТРОСЯН Какие события? События во всем мире грустные.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, события в жизни нашего гостя. Мы более ограничено.
Н. ТАМРАЗОВ Я буду краток, можно?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да.
Е. ПЕТРОСЯН Переведи, пожалуйста.
Н. ТАМРАЗОВ Жизнь замечательных людей.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ ЖЗЛ, да. Вижу вас на экране, это традиционная передача ваша, которую вы ведете, "Смехопанорама", вижу в некоторых других передачах, где повторяются в "Аншлагах", где повторяются
Е. ПЕТРОСЯН Нет, не видите. В "Аншлаге" старые записи, я у них уже год не записываюсь.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Старые записи, которые были летом. С удовольствием смотрел номера, там были какие-то такие выпуски, знаете, которые готовились где представлены номера, предположим, пятилетней давности, восьмилетней давности, где вы юный, прекрасный и так далее.
Е. ПЕТРОСЯН Вы мне делаете комплимент, 5 лет назад я был еще юным. Это очень приятно!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А я не сказал, что сейчас что-то изменилось. У вас на сцене вид благополучного человека.
Е. ПЕТРОСЯН Понятно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Серьезно.
Е. ПЕТРОСЯН Неприятно на меня смотреть, я понимаю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет! Сатирики обычно выбегают, вот сатирики в широком понимании, вот они должны быть какие-то замученные, вот такие Выходит человек, с улыбкой на лице
Е. ПЕТРОСЯН Я ученик Аркадия Исааковича Райкина, и поэтому его образ элегантного человека всегда был для меня примером. Мне казалось, что юморист должен быть элегантным, при том, что он говорит, может быть, не очень элегантные вещи.
Н. ТАМРАЗОВ Ты помнишь, был такой режиссер Каменькович, Боря Каменькович, киевский?
Е. ПЕТРОСЯН Да.
Н. ТАМРАЗОВ Так вот, когда Евгений Петросян вышел на всесоюзный конкурс, он еще конферировал, и стал тогда лауреатом конкурса.
Е. ПЕТРОСЯН Ну, это 70-й год.
Н. ТАМРАЗОВ Да, это было совсем недавно, в 70-м году.
Е. ПЕТРОСЯН Так долго не живут.
Н. ТАМРАЗОВ Так вот, Каменькович Боря, ты его, наверное, тоже знал по Киеву.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Знал, знал.
Н. ТАМРАЗОВ Так он сказал: вот когда на Петросяна смотришь из зрительного зала, то такое впечатление, что в нашей стране есть молоко, мясо, хлеб.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Хорошо! Даже в самые тяжелые времена!
Е. ПЕТРОСЯН Я этого не знал. А, друзья, между прочим, в 70-х годах, извините, в 60-х, у меня все перепуталось, я был, в некотором смысле законодателем моды.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ То есть?
Е. ПЕТРОСЯН Да, то есть. Я сшил костюм у Зингера. Был такой очень модный портной.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Да, известный.
Е. ПЕТРОСЯН Я сказал, сшей мне что-нибудь необычное, элегантное. Чтобы я выходил, и все говорили, ах! И вот он мне сшил такой элегантный костюм, удлиненный, похожий на сюртук, но не сюртук. И, в общем, это произвело на всех очень хорошее впечатление.
Н. ТАМРАЗОВ За это и звание дали.
Е. ПЕТРОСЯН Я помню, я пришел, в зале Чайковского появился за кулисами. "Боже мой!" - сказала Рина Васильевна Зеленая, - "теперь все так будут одеваться". Зыкина сказала: "этот костюм можно назвать свиноматкой". Много пуговиц вниз идут параллельно. Третий еще что-то говорил, еще что-то. Все комментировали. И потом многие артисты, а потом даже и не артисты надевали такой костюм.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А вот, кстати, о моде. Артист, когда появляется на сцене, тем более, что вам приходится разные персонажи изображать во время спектакля, то невозможно быть вот радикальным в одежде. То есть, должен быть некий такой усредненный костюм.
Е. ПЕТРОСЯН Совершенно верно, согласен.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А вот когда вы были new generation, когда вы были молодой и так далее, вы были радикальны в моде? Вы что-то там надевали? Это ж был период
Е. ПЕТРОСЯН Нет. Нет, нет, нет, я не могу сказать, что в те годы можно было радикально одеваться на сцене.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, ну знаете, что-то там
Е. ПЕТРОСЯН Вас быстренько бы остановили.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Не на сцене.
Е. ПЕТРОСЯН Нет, я всегда старался одеваться элегантно, насколько мне позволял мой кошелек, о котором мы с вами вели речь
Н. ТАМРАЗОВ 11.50 артист первой категории.
Е. ПЕТРОСЯН И насколько позволяла советская торговля. Ну, иногда я одевался за границей. Но у меня не было никогда этой самоцели такой.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А прическа? Делали что-нибудь с прической?
Е. ПЕТРОСЯН Прическа? Я же еще стиляга 50-х. Прическа, кок, конечно, чуть потом он понизился, аккуратнее выглядел, но вот что-то такое было, конечно.
Н. ТАМРАЗОВ Когда пошли правительственные концерты, стали приглашать в правительство, то кок оседал.
Е. ПЕТРОСЯН Оседал, оседал.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Что б не дай бог, да? Лен, пожалуйста.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Ну, вы все о прошлом и о прошлом.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте о настоящем, да.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Вот я как раз хочу спросить вот что, прямо сразу. Мы Евгения Вагановича видим очень часто по телевидению, это замечательно, с его программой "Смехопанорама", но я знаю, что сейчас он полностью, просто погрузился в программу, в которой участвует его жена. Если я не ошибаюсь, программа будет называться "Кышкин дом", верно? Вот расскажите.
Е. ПЕТРОСЯН Ох, как вы осведомлены! Мне очень приятно. Дело в том, что пока это называется "Шоу Елены Степаненко", пока еще не привыкли к "Кышкиному дому", потому что название несколько необычное и непонятное, почему Кышкин? В чем юмор?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ От слова кыш
Е. КАНДАРИЦКАЯ Фамилия, женщина Кыш.
Е. ПЕТРОСЯН Совершенно верно! Мальвина Степановна Кыш возглавляет театрально-концертное агентство, куда приходят разные артисты, как юмористы, так и вокалисты, заказчики концертов, да кто угодно! Администраторы. У нас есть администратор Бесполезняк, его играет Юрий Гальцев. В сущности, это пародия на нашего старого администратора, который приводит не тех артистов. В его рассказах об артистах уже слышится пародия на то, какие бывают артисты. Там все делается в ироничной форме. Ирония там правит балом, потому что, мне кажется, что многим телепередачам, и в том числе, "Смехопанараме" не хватает современной иронии. Вот это существует в "Кышкином доме" Елены Степаненко. Все, как говорят в народе, придуряются все звезды. Все они играют себя. Вот пришел Басков, например, Коля. Значит, он говорит, Мальвина Степановна
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ему не надо придуряться.
Е. ПЕТРОСЯН Ну-ну-ну, не будем обижать его, он замечательный человек.
Е. ПЕТРОСЯН Он говорит, Мальвина Степановна, я сижу без концертов, будьте добры, дайте мне концерт, пожалуйста! Дайте мне концерт!! Она говорит, а почему вы сбежали из консерватории? А он говорит, но там же учиться заставляют!!! А мне хочется петь! А мне очень хочется петь. Она говорит, проверим ваш слух, тихо ему говорит: 36. Он говорит, чего-чего? Она говорит, слуха нет, проехали дальше.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Слух проверяется именно так.
Е. ПЕТРОСЯН То есть, вы понимаете, Басков не боится посмеяться над собой. Шура, о котором ведет разговор Шифрин, он в образе директора психиатрической клиники
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Шура или Шифрин?
Е. ПЕТРОСЯН Шифрин играет директора клуба психиатрической кремлевской клиники. И ко дню трепанации он пришел заказывать концерт к Мальвине Степановне. И она обсуждает с ним программу концерта, и они намекают, что у Шуры нет зубов, ему палец в рот не клади, там все такое прочее
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Почему, как раз палец клади.
Е. ПЕТРОСЯН Или палец клади, да, не откусит, все это есть там. И вдруг Шура, натуральный, вылезает из шкафа, и говорит, дураки, я уже зубы вставил, и закрывает шкаф. Все! Его нет, Шуры. То есть, ирония
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Стоп, подождите, станция информационная у нас, вы тут дезу не распространяйте, он что, действительно зубы вставил?
Е. ПЕТРОСЯН А я не знаю, он так сказал. У нас передача юмористическая.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вы ответственны за то, что говорите
Н. ТАМРАЗОВ Это шутка!
Е. ПЕТРОСЯН Не пытайся в юморе правду или неправду. Сверхзадача вот правда.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вы не поняли, нет, просто не станьте жертвой, сейчас будет информационное агентство, у нас информационное агентство, они слушают эфир, они скажут, по сообщению, как заявил сегодня в программе Евгений Петросян, Шура вставил зубы.
Н. ТАМРАЗОВ Один даже лишний.
Е. ПЕТРОСЯН Вот наши общались с Шурой, замечательный в общении, ироничный, абсолютно без маски, той, которую мы знаем на эстраде, очень милый парень. Так что, то, что он не боится над собой иронизировать, это делает ему честь. Вообще, те актеры, которые существуют в "Кышкином доме", они не боятся над собой иронизировать. Это самое главное, как вы понимаете, господин Ганапольский, который все время над собой шутит.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Я хотела спросить, это будет многосерийный такой фильм или это просто концерт?
Е. ПЕТРОСЯН Нет, вы знаете, вот вы как в воду глядели, вы сейчас правильную вещь спросили у меня, потому что я в растерянности. НТВ просит еженедельный эфир, 45 минут хронометраж. Я растерян, потому что это снимается как кино, снимается долго, мучительно, кропотливо. Прописывается текст, снимается долго, натуральные декорации, в них вложены огромные деньги
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Евгений Ваганович, я не понял одной вещи. Мы сейчас говорим о телепроекте или
Е. ПЕТРОСЯН Это телепроект.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А! Это телепроект, а, я думал это
Е. ПЕТРОСЯН Но снимается он как кино, понимаешь, это очень мучительный процесс.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Понимаю, многокамерная съемка.
Е. ПЕТРОСЯН И если еженедельно это делать, это безумно трудно. Вот мы сейчас сняли 7 передач, которые начнутся где-то с середины октября, но это было адски трудно, и сейчас еще их монтировать, а снимаются они на 3 программы, то есть, 3 камеры индивидуально пишут, это все надо сводить. Это очень сложно. Но мы это сделаем, потому что у меня всегда была мечта создать на телевидении ироническое измерение, которое будет понятно не только вашему бомонду, но и всей стране. Мне многие юмористы говорили о том, что иронию понимают немногие, но, если это сделать умеючи, это может понять вся страна вот я чего хочу добиться.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, у меня два вопроса по этому поводу. Первый по поводу иронии. Мне кажется, что наоборот, когда говоришь Петросян, они там говорят, о, Петросян, это не эстет, он для широкой публики. Поэтому вам не привыкать быть понятными. То, что делает Степаненко то есть, вы понимаете, что я не говорю просто каждый работает для своих поэтому вам не привыкать делать материал, который понятен всем. Я помню, когда пришел на вашу последнюю программу, простите, я забыл название, вот которую вы в театре Эстрады показывали .
Е. ПЕТРОСЯН Ну, я не знаю, что вы смотрели, последний наш спектакль с Еленой называется "Семейные радости".
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, нет, это был спектакль
Е. ПЕТРОСЯН Значит, предыдущий, "Когда финансы поют романсы".
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И мы тут сидели и говорили как раз, как вы умудрились собрать лучших писателей и вообще, это божий дар я о другом. Вот хорошо бы было, например, со Степаненко, предположим, сделать спектакль, и он бы шел, и вы бы жили припеваючи. А телепроект, представляете, вот прошла передача, и все.
Е. ПЕТРОСЯН Да, и все. Вот это меня
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И все навороты, которые вы там придумывали, все, уже нет. Один раз повторят, ну и что?
Е. КАНДАРИЦКАЯ Но с другой стороны, мне кажется, наоборот очень интересно, когда это будет записано. Это можно будет посмотреть через 10 лет, понимаешь, может, что-то изменится, мне кажется, что в этом есть смысл.
Е. ПЕТРОСЯН Все имеет и плюсы и минусы.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ребята, вы все знаете, что такое телевидение. Вы помните, как делался "Кабачок", понимаете, все здесь присутствующие знают, конечно, это были хорошие но разговор же идет не о 10 лет. Насколько хватит сил, даже при том, что он соберет все.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Это другой вопрос.
Е. ПЕТРОСЯН Насколько хватит сил, вот в первой передаче сказать вам программу передачи? Кто там будет участвовать?
Е. КАНДАРИЦКАЯ Да, конечно.
Е. ПЕТРОСЯН Задорнов номером, Шифрин и в роли и номером, Шура в шкафу, дальше Жириновский, Коклюшкин, Басков, Степаненко. Вот это программа первой передачи.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, а что будет через 10 выпусков?
Е. ПЕТРОСЯН Что? Мы собрали довольно смешных людей. Вы знаете, меня умиляет, когда в смешную передачу, передачу об анекдотах, я не буду называть конкретно эту передачу, приглашают людей, которые не умеют рассказывать анекдоты. Несмешные люди собираются, пытаются рассказать анекдот. А я собрал смешных людей. Не этих, которых я назвал, а еще у меня смешных людей человек 15.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Евгений Ваганович, на сколько передач?
Е. ПЕТРОСЯН Да что ты со мной споришь, на сколько меня хватит, на столько я буду делать, а на сколько не хватит, помру, и унесут, и скажут спасибо или не спасибо.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Герой Советского Союза, если делает передачу на НТВ, так уже должны выносить.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Кто у вас пишет сценарии, есть ли человек, который пишет сценарии?
Е. ПЕТРОСЯН Я пригласил не эстрадных авторов, специально для того, чтобы изменить стилистику. Я пригласил молодых людей, талантливых, их 7-8 человек, которые пишут сценарии эти, и справляются с этой задачей превосходно. Я с гордостью вам хочу доложить, что есть молодые люди, возьмут в свои руки юмористику эту. Очень хорошие молодые люди, среди них есть даже молодая девушка.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот это, действительно, уникальный дар у Петросяна. Найти сейчас автора молодого невозможно, где он их берет? Загадка.
В эфире "Бомонд", в гостях у нас Евгений Ваганович Петросян, вот мы терзаем мастера.
Е. ПЕТРОСЯН У вас бомонд, вы сказали, а я неэстетичный актер, что вы меня пригласили?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Какой неэстетичный?
Е. ПЕТРОСЯН Вы бомонд, а я не эстет.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Стоп, кто сказал?
Е. ПЕТРОСЯН Ну, вы только что сказали, что говорят, что Петросян он не эстет. Я хочу сказать по этому поводу.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, извините, одну секундочку! Во-первых, прошу не искажать и не извращать.
Н. ТАМРАЗОВ Да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я считаю, когда артист стоит на сцене и читает свой номер, и в зале сидят люди самые разные, от домохозяек, бомжей, случайно купивших билет, до людей, которые крутят бизнес, и забредшие художники-неформалы, и все эти люди смеются, это говорит о том, что артист на сцене знает, что он делает. Я это говорил вам в прошлый раз.
Е. ПЕТРОСЯН Спасибо.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нужно быть общепонятным, понятным слово.
Е. ПЕТРОСЯН Совершенно верно, понятным сию секунду, а не через 5 минут, и уж тем более не через 100 лет.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вы помните, как проверялись мультики Диснея?
Е. ПЕТРОСЯН И чаплинские фильмы тоже.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Сажали тест-группу, если смешно у вас на концерте смеются та-та-та-та-та, реприза, зал упал, та-та-та, зал упал.
Е. ПЕТРОСЯН Чаплин лез на стенку, если у него были пустые моменты, он их вырезал потом. Он слушал реакцию зала.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Поэтому чего напрягаться-то? Я наоборот хвалил.
Е. ПЕТРОСЯН А Карел Чапек говорил, что юмор, это наиболее демократический вид искусства, наиболее демократический вид творчества. Естественно, если юмор воспринимается одинаково всеми сословиями, значит, он объективно смешон. Вот я ищу такой юмор. У меня был очень любопытный случай, когда я стоял на Ваганьковском кладбище
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Веселая история!
Е. ПЕТРОСЯН - для того, чтобы пойти к своему учителю. Ко мне подошел Светланов с супругой, и начал говорить какие-то добрые очень вещи, много вещей добрых, оказывается, он является моим поклонником. В это время какой-то бомж, вот вы неслучайно употребили это слово, какой-то бомж узнал Петросяна. Ну, ему что Светланов? Он оттолкнул его. Вонючий, небритый, грязный. И начал говорить практически те же самые слова, что и говорил Светланов. У меня был шок просто. То есть, я всегда старался быть понятным всем: тем, и тем, и тем.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ У нас в гостях консолидирующий общество Петросян.
Е. ПЕТРОСЯН Совершенно верно. Юмор, он всегда найдет над чем посмеяться и в пессимистическом, и в оптимистическом. Он всегда, и в момент успеха даст тебе по носу, чтоб ты не зазнавался, и в момент неуспеха, он тебя как-то вдохновит, поддержит тебя, и скажет, давай, иди дальше. Юмор, он всегда посередине, он всегда объединяет. Вот таким должен быть настоящий юмор. Такого юмора нам не хватает, ироничного юмора. И я бы хотел, чтобы этот юмор правил бы в программе, новой программе Елены Степаненко.
(продолжительные оглушительные аплодисменты)
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ При этом скажу вам, что Петросян залез на стол, стоял как Ленин на броневике
Е. ПЕТРОСЯН И поднял руку
Н. ТАМРАЗОВ Знаешь этот анекдот, когда в трамвае едет человек, и один наступил другому на ногу. Тот, товарищ, вы у меня стоите на ноге. Он говорит, молчи, жидяра! Входит милиционер. Он говорит, вот, стоит у меня на ноге, я говорю, он меня оскорбляет. Милиционер поворачивается, говорит, товарищ, а жид прав. Так вот по этому поводу я хочу сказать, а он-таки прав!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Артист эстрады Петросян прав, как его не называй.
Е. ПЕТРОСЯН - Несмотря на то, что он жид наполовину, он прав. Большое спасибо за этот анекдот.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте вернемся к программе. Один вопрос для разгона, чтоб вернуться туда. Получается, и это мне очень отрадно слышать, потому что я за передачи, которые идут по 300 лет. Я вот не зря напрягся по поводу того, что вы сказали, я туда подключил, из шкафа выйдет и в шкаф зайдет для меня не это важно в вашей передаче. Для меня важно в вашей передаче, сколько она будет идти. Понимаете? Почему? Потому, что мы с вами знаем опыт, ну, вот хороший опыт. Мы с вами знаем "Кабачок", где люди пахали на то, чтобы да и были вот эти персонажи.
Е. ПЕТРОСЯН Но все равно раз в месяц.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Раз в месяц, ради бога.
Е. ПЕТРОСЯН Но не еженедельно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Второе, мы знаем замечательный опыт самоигралки, - а это должна быть самоигралка, - это вечный КВН. В чем смысл, все прекрасно понимают. Там народные, народ приходит, и каждый раз он просто говорит, начинаем наш КВН, а дальше молодые ребята
Е. ПЕТРОСЯН То есть, там есть поступательное движение из вне.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Из вне, вот это и насыщает. Мне кажется, вы тут довольно тяжелая ситуация.
Е. ПЕТРОСЯН Да, а это театр, который надо снабжать драматургией, каждый раз подбирать актеров, каждый раз режиссировать, репетировать, потом снимать, потом монтировать. Это огромная работа.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Евгений Ваганович, вот вы говорите, иронично, да? весь материал подан иронично. Вот вы приглашаете актеров. Были ли актеры, эстрадные актеры, которые отказывались. Или им казалось, что это им неудобно.
Е. ПЕТРОСЯН Были, были. Одна популярнейшая певица, значит, должна была у нас сыграть секс-звезду, она отвинчивает ногу там, там все нормально, сын у нее должен был быть в коротких штанишках, Ефим Шифрин. И все время спрашивает: "мама, ты меня звала?" Он играет в игрушки там, все это у него происходит. Короче говоря, она расплакалась, когда ей прислали сценарий, потому что там намекнули на силикон, там намекнули на алименты, которые не платит Сильвестр Сталлоне ей, значит, и все такое прочее, и она увидела в этом себя почему-то. Но мы-то не знали, что у нее силикон или там что Сильвестр ей не платит. Она расплакалась, она сказала, не пойду я сниматься в этой байде. Я пойду в какой-нибудь другой сцене. Нет, она пообещала, что она другую сцену снимет, но это она не хочет. Короче говоря, она увидела себя, не захотела.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А согласился кто-то еще?
Е. ПЕТРОСЯН Да, Кондулайнен! Замечательно! Пришла, настоящая секс-бомба. Пришла, все сделала, отвинтила ногу, сняла парик, и самое смешное, что Мальвина Степановна Кыш, Елена Степаненко, раскрыла в ней талант на самом деле. Оказывается, это замечательная пародистка, она там пародирует всех певиц, и это будет открытие. Там есть открытие в этой программе.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Надо информационному агентству как заявил в эфире "Эхо Москвы" Евгений Петросян, актриса Кондулайнен имеет искусственную ногу, откручивающуюся, резьба три четвертых.
Е. ПЕТРОСЯН Да, да, да. Положила на стол.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, положила на стол, и парик.
Е. ПЕТРОСЯН Ну, потрясающе сыграла! Она профессиональная актриса, она училась, между прочим, у Додина в Ленинграде. Она очень здорово сыграла, и, оказывается, пародирует, замечательно поет. И Лена с ней в дуэте поет, это так красиво, ребята, вы послушайте.
Е. КАНДАРИЦКАЯ А кто, кстати, музыку пишет? У вас есть специальный композитор?
Е. ПЕТРОСЯН Музыки как таковой нет, есть Басков поет "Санта Лючия", так это музыка уже написана. Но шапку, так называемую, вступление, Алеша Гарнизов.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ О, это традиционно, да.
Н. ТАМРАЗОВ А "Санта Лючия" уже написана музыка?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, да, представь себе!
Н. ТАМРАЗОВ Странно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Басков должен у вас входить с протянутыми руками вперед, знаете, как он всегда стоит перед микрофоном.
Е. ПЕТРОСЯН Он так и входит.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И должен сказать: "мне 25!", вот эта его коронная фраза.
Е. ПЕТРОСЯН Да, он так и говорит, он в конце говорит, пора уже дать народного. Все нормально, как раз тот самый возраст.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А вот повернувшись к тому, что вы сейчас делаете. Вы сейчас полностью в этом проекте, или выступаете?
Е. ПЕТРОСЯН Я являюсь автором идеи и художественным руководителем проекта. Там есть режиссер, и он же продюсер, Андрей Пастушный, там есть большая группа, как в обычном театре. И реквизиторы, и костюмеры, и художники. Весь, весь состав. И редактор, и литературный, и такой. Все, все, полностью. Огромное количество людей, которые там работают, обеспечивают процесс. Но, конечно, все утверждаю я или не утверждаю, как драматургию, так и исполнителей.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А вот интересно. Вот такой нюанс. Там вы сделали сценарий, и мы знаем, что такое утверждать всякие сценарии.
Е. ПЕТРОСЯН А что значит утверждать? Я же не просто утверждаю. Я же говорю, вот здесь у тебя не правильно, вот здесь ты запутался. Я работаю с авторами.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А, кому интересно, как вы работаете с авторами! Что, не поняли, о чем я говорю?
Е. ПЕТРОСЯН Извините.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А, товарищ! Вот что сделала перестройка с людьми!
Е. ПЕТРОСЯН Правильно, ты хочешь, чтобы мы вспоминали занудных редакторов, которые нам все запрещали?!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да нет, нет. У меня вопрос.
Е. ПЕТРОСЯН Да, пожалуйста.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот вы изобрели сценарий, красиво его написали
Е. ПЕТРОСЯН Нигде мы ничего не утверждаем.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, а вот как канал рассматривал это?
Е. ПЕТРОСЯН Канал сказал, пожалуйста, никаких запретов. Ни политических, ни репертуарных, ни художественных, пожалуйста, приглашайте кого хотите, с любого другого канала.
Н. ТАМРАЗОВ Ну, тогда я вообще не понял
Е. КАНДАРИЦКАЯ Колечка, потому что это теперь царь и бог, Евгений Ваганович.
Е. ПЕТРОСЯН Ну, не царь и бог, я художественный руководитель процесса.
Н. ТАМРАЗОВ Если уже такой карт-бланш дан программе, почему я в ней не участвую?!
Е. ПЕТРОСЯН Да, а вот тебя запретили туда брать!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А тебе особую роль.
Н. ТАМРАЗОВ Кто запретил?!
Е. ПЕТРОСЯН НТВ. Сказал, не надо нам Тамразовых, зачем они нам.
Н. ТАМРАЗОВ А, они меня для сольной берегут, для собственной сольной.
Е. ПЕТРОСЯН Нет, я придумаю тебе роль, я придумаю тебе роль.
Н. ТАМРАЗОВ Придумаешь, да?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, там на уровне
Н. ТАМРАЗОВ Я играю твоего сына, ты меня усыновляешь.
Е. ПЕТРОСЯН И такое там есть. Там приходит лилипутка с сыном
Н. ТАМРАЗОВ С великаном!
Е. ПЕТРОСЯН А Войнаровский, огромный человек, это ее сын, очень трогательная, кстати, очень смешная сцена.
Н. ТАМРАЗОВ Замечательно.
Е. ПЕТРОСЯН Так что вы угадали почти все. Вы спросили меня, что я еще кроме этого делаю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, выступаете ли?
Е. ПЕТРОСЯН 26-го, мне уже не надо это рекламировать, это просто информация, 26-го октября мы с Леночкой играем творческий вечер в концертном зале Россия, поскольку России 30 лет, а я, между прочим, первый, кто вышел на сцену концертного зала России. И вот первый, кто наступил на эту сцену, это я. Потому что я вел этот первый концерт. Вот, и мы там будем играть вот такой юбилейный вечер. А затем мы ежемесячно играем 4 спектакля в Московском театре Эстрады "Семейные радости", сейчас готовим новую программу, называться она будет "Страсти-мордасти", это в конце сезона мы ее выпустим.
Н. ТАМРАЗОВ Страсти по мордастям.
Е. ПЕТРОСЯН Нет, страсти-мордасти.
Н. ТАМРАЗОВ Ну, понятно.
Е. ПЕТРОСЯН Ты мне, пожалуйста, не редактируй. Вот какие у нас планы. Леночка играет параллельно свои сольные концерты, и довольно успешно, ее публика очень любит, мне очень приятно, что так выросла в последнее время. У нее уже по репертуару, наверное, два сольных концерта накопилось. Ну, идет жизнь, полная событий творческих. Потому что "Смехопанарама" тоже, между прочим, еженедельное производство, которое осуществляется мной. Это ведь авторская программа. Я практически все там делаю сам, даже сам монтирую и сам озвучиваю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Тяжело. Тяжелое это дело.
Е. ПЕТРОСЯН Да ничего не тяжело! Это замечательно! Я занимаюсь любимым делом, у меня никакой посторонней работы. Я не занимаюсь бизнесом, я ничего не делаю кроме этого. Я работаю в своем деле, как мне кажется, в своем деле. И романтика моей профессии с детства была, после того, как я увидел какого-то дядю в детстве, который смешил публику. Романтика в моей профессии заключается в том, найти смешное и отдать его людям. Вот, больше ничего у меня нету в жизни.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Я хочу спросить, Евгений Ваганович, вот вы принесли книжку новую. Ну, расскажите о книжке, когда она вышла, где ее можно взять?
Е. ПЕТРОСЯН Да, ее тоже не надо рекламировать, она со страшной силой расходится.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Расскажите все равно.
Е. ПЕТРОСЯН Называется "Записные хиханьки-хаханьки". Это записная книжка актера. Здесь как и серьезные записи есть, актерские наблюдения профессиональные, так и театральные анекдоты и афоризмы театральные, так и просто иронические вещи, которые я выписывал всю свою жизнь. И сейчас очень любопытная вещь получается, в связи в интернетом. Многие наши шутки эстрадные, проникли в интернет и они уже стали ничейными, они потеряли авторов, многие ими пользуются сейчас. Вот, например, я слышал, что у Фоменко есть целая группа авторов, которая не только сочиняет, но и собирает эти
Е. КАНДАРИЦКАЯ У Николая Фоменко, вы имеете в виду?
Е. ПЕТРОСЯН Да. У Николая Фоменко есть группа авторов, которые выуживают все эти шутки, и он потом это говорит и в народе уже считают, что это шутки Николая Фоменко. Вот такая трансформация происходит. А я это записывал всю жизнь.
Н. ТАМРАЗОВ И вот авторов ты высветил в этой книжке, да?
Е. ПЕТРОСЯН Те авторы, которые мне известны, да, я назвал.
Н. ТАМРАЗОВ Да, это очень честно.
Е. ПЕТРОСЯН Более того, я призвал остальных авторов, если они найдут свои шутки, пусть они отзовутся, у следующем издании мы их впишем. Мы обязательно впишем.
Н. ТАМРАЗОВ Не, ну очень честно.
Е. ПЕТРОСЯН Ну, а как же? Сейчас вообще, сейчас появились в фольклоре такие иронические вещи. Сейчас так изменился актер, во-первых, не стало длинных анекдотов. Сейчас короткие анекдоты такие потрясающие, такие иронические. Вот 5 слов, а за ними целая картина встает. "Хоронили тещу, порвали два баяна". Вот целая картина рисуется за этими пятью словами. Вот: движение "Яблоко" в Думе распалось на три фракции шкурка, мякоть и огрызок. Это очень смешно, поверьте мне! Очень много шуток коротких: письмо, в котором ты просишь денег, мы не получали. Это все витает и витает в воздухе, и надо это собирать, и надо поклониться тем остроумцам, которые это придумали. На полном серьезе, тоже ведь часто находишь фразы, написанные на полном серьезе, они как нарочно не придумаешь, звучат необычайно курьезно и смешно. Вот, в грозной газетной статье я прочитал такую фразу: милиция занимается проституцией недостаточно. Сама по себе серьезно написанная фраза становится курьезной
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я сейчас услышал такую штуку, мне очень понравилось. В телевизоре хорошие ребята всегда побеждают плохих, кроме новостей в 9 часов.
Е. ПЕТРОСЯН Ой, как здорово придумано! К сожалению, грустная мысль а еще грустная мысль про телевизор, знаешь какая? Голубые экраны пожелтели от зелени.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, все совмещено.
Е. ПЕТРОСЯН Действительно, голубой цвет может пожелтеть от зеленого, да? здесь все совпало. Очень много остроумного.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Вы писали, по-моему, или собирали, насколько я знаю, о теории юмора у вас была.
Е. ПЕТРОСЯН Есть книжка, "Хочу в артисты" называется.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Ну, вы продолжаете над этим работать?
Е. ПЕТРОСЯН Вы знаете, я только практическую работу веду с молодыми писателями-юмористами. И когда они становятся мастерами, мне приятно. Я понимаю, что это моя школа.
Е. КАНДАРИЦКАЯ То есть, вы где-то читаете?
Е. ПЕТРОСЯН Нет, я с ними занимаюсь, просто сижу и занимаюсь. Вот сегодня я приехал после того, как я 3 часа занимался с молодым автором, Юрием Сохиным.
Н. ТАМРАЗОВ Он принес конкретный материал
Е. ПЕТРОСЯН Да, три материала, и мы разбираем очень подробно, где он ошибся, куда ему свернуть, на чем строить юмор, про что здесь может прозвучать шутка.
Н. ТАМРАЗОВ Так ты в этом случае, Женечка, ты уже создал определенную законодательную базу?!
Е. ПЕТРОСЯН Абсолютно.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Теорию.
Е. ПЕТРОСЯН Это не теория, это система, которая имеет свои жесткие законы. Ну, нельзя не признавать закон всемирного тяготения. Ну, не будешь признавать, откроешь окно, выпадешь и разобьешься. Так и у нас, в юморе, существуют законы, которые надо знать. Ничего я их не открыл, я их просто сформулировал, они существовали. Иногда автор приходил интуитивно к чувству, ощущению этих законов. Но зачем приходить или не приходить, их просто надо знать и все, а дальше все как обычно, интуиция, художническая фантазия, и все такое прочее. Ничего не ограничивается, просто надо знать конкретные наши положения в юморе. И уметь, самое главное, уметь рассуждать, уметь анализировать, уметь понять почему эта шутка не состоялась, а вот эта состоялась, почему этот артист не имел успеха, а этот имеет и так далее, и так далее.
Н. ТАМРАЗОВ В связи с вышеизложенным полвопроса. Ты передаешь это кроме тех, с кем работаешь кому-то, в каком-то учебном заведении. Я знаю, что ты читал лекции в ГИТИСе, по этой же теме, по этому же поводу.
Е. ПЕТРОСЯН Да, я профессор ГИТИСа, извините за громкое слово ГИТИС.
Н. ТАМРАЗОВ Пожалуйста, пожалуйста.
Е. ПЕТРОСЯН Значит, иногда я читаю лекции, но я сейчас делаю это очень редко, потому что когда я задаю вопрос, кем они хотят быть после окончания ГИТИСа, они называют что угодно, только не юмориста. Поэтому я понимаю, что я веду общепознавательные работы такие.
Н. ТАМРАЗОВ Расширяешь интеллект.
Е. ПЕТРОСЯН Да, расширяю интеллект, это конечно, приятно, но я не хочу этим заниматься.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Обзор пейджера. Тут много есть вопросов, и вменяемых вопросов, которые я не скажу, потому что люди не подписываются. У нас строжайшее запрещение неподписанные вопросы не спрашивать.
Е. ПЕТРОСЯН Ну, а если он подпишется Тютькин, вам что, от этого легче?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, это общий порядок.
Е. ПЕТРОСЯН Ну, давайте, если вопросы интересные, я подпишусь сам, Тютькин.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, нет, нет, это система воспитания. Некоторая группа вопросов вот какая.
Е. ПЕТРОСЯН Пожалуйста.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, вот, например, от Олега из Красноярска, я прочитаю его вопрос, но чуть расширю: "Евгений Ваганович, как можно скорее хотелось бы видеть на сцене местного театра", - имеется ввиду там, наверное, в Красноярске, - "или в записи по местному телеканалу, но многие видеозаписи очень дорого стоят". Я, кроме общего пожелания вот этого, хочу сказать. Ваши концерты есть на видео?
Е. ПЕТРОСЯН Вышли сейчас 3 видеокассеты: одна Леночкина, и две мои.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это ваши спектакли, да?
Е. ПЕТРОСЯН Да, один спектакль "Когда финансы поют романсы", который вы вспоминали, и вторая кассета называется "Шлягер шлягеров". То есть, самые смешные номера за последние 5 лет.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Николай говорит: "Уважаемый Евгений Ваганович, что посоветуете мне делать, если я за свою жизнь не только не засмеялся, но даже не улыбнулся ни от одной вашей интермедией?" Я думаю, что Николаю надо лечиться. А вы как считаете?
Е. ПЕТРОСЯН Ну, я не знаю, может быть, его смешит специфический юмор. В этом надо разбираться.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А вот интересный вопрос, который это действительно. "Вопрос для выступающего Евгения Петросяна", - вот, слушайте внимательно, - "скажите, пожалуйста, вот то, что вы сейчас говорите, вы говорите в образе или от себя?" - спрашивает Леонид Петрович. Я сейчас поясню. Дело в том, что вы, как человек, привыкший выступать, есть какая-то определенная манера. Я вас всегда вижу на публике, говорящего в некой манере, то есть некий усредненный образ, от имени которого
Е. ПЕТРОСЯН Нет, это мой образ, это мой образ. Это чистый мой образ. Вот сейчас я перед вами я такой, какой я есть. И я на сцене такой же.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Но вы знаете, что вы сейчас говорите иначе, чем говорили 3 минуты назад?
Н. ТАМРАЗОВ Да, там была какая-то энергия!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Как только вы начинали говорить о спектакле, о съемках
Е. ПЕТРОСЯН Но и там я, и здесь я, просто я разный.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мгновенно вы становились Петросяном, который стоит на сцене. Это, кстати, интересно.
Е. ПЕТРОСЯН Да? Ну, может быть.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Так вы бытовой.
Е. ПЕТРОСЯН Это вы со стороны должны сказать, потому что я-то не знаю как я меняюсь. Я и там и там искренен.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Не о том разговор.
Е. ПЕТРОСЯН Я действую от себя. А вот как я меняюсь, это должны окружающие
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот Леонид Петрович из Екатеринбурга, вот тут вы правы, и мы тому свидетели, он когда просто нам рассказывает, просто Петросян, но только начинал говорить о книге, или говорить репризы, вдруг приподнимался, вдруг появлялась глаза начинали.
Н. ТАМРАЗОВ Там необходима доказательность, или он просто разговаривает, или он доказывает.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это сценическая энергетика.
Е. ПЕТРОСЯН - Конечно, конечно. Ко мне очень много в гости приходят, - в зрительный зал в гости, - приходит экстрасенсов. Да, да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И что, банки ставят с водой?
Е. ПЕТРОСЯН Не знаю, они просто приходят, я их не приглашаю, они приходят. И они иногда мне рассказывают, что я делаю. Я ничего в этом не понимаю, и ни на чем не настаиваю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А что вы делаете?
Е. ПЕТРОСЯН А они говорят, что я собираю какую-то энергетику, хорошую очень, и веером распространяю ее на весь зрительный зал. Вот, через меня идет какая-то энергетика. Повторяю, что я отношусь к этому с юмором. Хотя, где-то всерьез мне хочется думать, что я с добром отношусь к зрителю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А вот я могу подтвердить слова Петросяна!
Н. ТАМРАЗОВ И я могу
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Помнишь, мы с тобой сходили на концерт, смеялись, а потом вышли вымотанные все.
Н. ТАМРАЗОВ Да, он пожирает энергию.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Пожирает энергию.
Е. ПЕТРОСЯН Вы хотите сказать, что я вампир?
Н. ТАМРАЗОВ Да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да. Энергетически вы правы. Когда смеешься через каждые 20 секунд, а у вас, к сожалению, так.
Е. ПЕТРОСЯН Почему к сожалению?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Потому, что невозможно уже сидеть к концу первого отделения.
Е. ПЕТРОСЯН Да ну, бог с вами!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, как бог с вами? Приходится оставаться на второе, там тоже смешно.
Е. ПЕТРОСЯН Вы знаете что, я вам советую, чтобы оценить актера, особенно эстрады, - я говорю это всегда всем, особенно молодым артистам и писателям, - артиста эстрады нельзя оценивать из-за кулис, по телевидению тем более. Артист эстрады, это прежде всего, взаимодействие со зрителем на биоуровне. Вот сядьте в зал, посмотрите весь спектакль, и тогда оценивайте. А для того, чтобы узнать, как я воздействую на зрителей, надо поговорить со зрителем в конце спектакля.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, в конце спектакля, конечно, никто не будет разговаривать, потому что все бегут в гардероб.
Е. ПЕТРОСЯН Нет, у меня не бегут в гардероб, кстати.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Потому что в гардеробе уже нет ни одного пальто.
Е. ПЕТРОСЯН Уже разобрали.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Значит, друзья, подводим итог: выйдет новая телепередача. Когда, приблизительно?
Е. ПЕТРОСЯН В октябре месяце, в середине.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ В октябре, будет идти как? Раз в месяц, раз в неделю? А, это они умоляют раз в неделю
Е. ПЕТРОСЯН Они просят раз в неделю, а мы будем искать какой-то компромиссный вариант.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Не соглашайтесь раз в неделю, заездят, и все рухнет, все обрушится. Мы телевидение знаем.
Н. ТАМРАЗОВ Рабинович, он нам советует как делать деньги! Помнишь такой анекдот, да?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, ну, вы, конечно, делайте деньги.
Е. ПЕТРОСЯН Я по анекдоту.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Быстрее, чем пишется, не напишешь, быстрее, чем ставится, не поставишь. И то, что тот "Кабачок" делали именно вот так
Е. ПЕТРОСЯН Меньше, чем за 7 месяцев, родить невозможно человека.
Н. ТАМРАЗОВ За 9!
Е. ПЕТРОСЯН 7! Минимум.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Друзья, у нас в гостях был Евгений Ваганович Петросян.
Н. ТАМРАЗОВ И это он знает.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И это он знает?
Н. ТАМРАЗОВ Да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Все он знает. Спасибо вам большое, желаем успеха, и когда ближе будет к этому, приходите с дамой, приятной во всех отношениях, чтобы она тоже нам всякое такое рассказала.
Е. ПЕТРОСЯН Спасибо.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте поаплодируем, потому что артисту надо аплодировать.
(аплодисменты)
Е. ПЕТРОСЯН Я очень рад был с вами встретиться, и примите мои самые искренние уверения в моем почтении.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Послушай меня, вот мы же его ненавидим, а как сыграли!
Н. ТАМРАЗОВ Сыграли, да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Как сыграли!
Е. ПЕТРОСЯН Сыграли так, что я вам поверил. Спасибо.
Н. ТАМРАЗОВ Противник был достойным.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Достойным. Он нас тоже ненавидит.