Купить мерч «Эха»:

Валерий Сюткин - Валерий Сюткин - Бомонд - 2001-08-12

12.08.2001

12 августа 2001 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Валерий Сюткин, певец и композитор.

Эфир ведут Лев Гулько и Константин Кравинский.

К.КРАВИНСКИЙ: Сегодня в программе "Бомонд" Валерий Сюткин.

В.СЮТКИН: Здравствуйте.

Л.ГУЛЬКО: У нас в руках новый компакт Валерия, называется он "004".

В.СЮТКИН: Да, он датирован поздней осенью прошлого года, мы его выпустили в свет в ноябре.

Л.ГУЛЬКО: А почему "004"?

В.СЮТКИН: Во-первых, это 4-й альбом по счету. Оформлен он в ироничном духе. Это дань уважения чувству юмора людей, которые делают сериал о Джеймсе Бонде. Сериал в хорошем смысле слова. Это крупная киноэпопея. Два нуля, потому что он был сделан в 2000 году. В общем, хотелось художественно подать свою работу и сделать это иронично.

К.КРАВИНСКИЙ: Валера, а он резко отличается от трех предыдущих или нет?

В.СЮТКИН: Надеюсь, что да. Во-первых, там другие песни.

К.КРАВИНСКИЙ: А по форме он другой?

В.СЮТКИН: В общем, да. Частично менялись музыканты по отношению к первому альбому, и музыка другая.

Л.ГУЛЬКО: А дух остался?

В.СЮТКИН: Дух у меня еще есть.

Л.ГУЛЬКО: Я напомню наш пейджер - 974-22-22, абонент "Эхо Москвы". Присылайте ваши вопросы нашему сегодняшнему гостю. А сейчас я предлагаю сделать музыкальную паузу и представить диск. Итак, первая песня.

-

В.СЮТКИН: Я приношу свои извинения радиослушателям за шумную музыку, просто сдали нервы. Я хочу вам сказать, что не так давно я встретил кумира нынешней молодежи, исполнителя по кличке Децл. Он мне сказал: "Спасибо, дядя Валера, что Вы меня плавать научили". Он ведь сын Александра Толмацкого, а я с Сашей давно знаком. Правда, я не так давно узнал, что это сын Толмацкого, потому что его я видел воочию в конце 80-х начале - начале 90-х, когда Толмацкий был продюсером у Олега Газманова. Мы встречались в Ялте, когда он там отдыхал с семьей, и там я этого парня научил плавать. И на меня все джазовые музыканты, с кем я сотрудничаю, налетели и стали говорить: "Валера, что ж ты парня не притопил?" (Смеются) На самом деле, молодец, пусть работает.

Л.ГУЛЬКО: А как Вы вообще относитесь к современной музыке?

В.СЮТКИН: Кнышев Андрей очень точно заметил: "С каждым днем вокруг становится все больше молодежи". Она поет и делает это талантливо. Я вспоминаю, как я боролся. Когда я родителям принес "Битлз", вначале это не вызвало особого восторга. Но потом зазвучал "Лед Зепелин", "Дип Пёрпл" и что-то потяжелее, и тут же после этого я поставил альбом "Битлз" "Резиновая душа", и родители сказали: "Ну есть же нормальная музыка". Поэтому я считаю, что надо более терпимо относиться к тому, что ты не принимаешь. Просто ты воспитан на другой музыке. Сейчас счастливое время, можно выбирать. Тогда такой возможности не было, мы боролись за то, чтобы просто дали право послушать.

К.КРАВИНСКИЙ: Валера прав. Например, радиоволшебник Николай Владимирович Литвинов, когда слышал громкую музыку, всегда говорил: "Раз такому количеству народа это нравится, значит, что-то в этом есть. Просто я этого не понимаю". И, наверное, это правильная позиция.

Л.ГУЛЬКО: Пришло сообщение из Красноярска: "Поддерживаете ли Вы контакты с бывшими и настоящими музыкантами и солистами группы "Браво"? Общаетесь ли Вы со своими поклонниками творчества, хотя бы по Интернету? И можно ли получить Ваше фото с автографом? А то Хавтан обещал выслать фото, но у меня изменился адрес. Саша".

В.СЮТКИН: Я надеюсь, что Евгений сдержит свое обещание. А что касается Сюткина, отвечу, что с коллегами по "Браво" никаких антагонизмов нет. Надо признать честно, мы именно коллеги. Мы не являлись близкими друзьями, но, во всяком случае, были крепкими приятелями, когда работали вместе. Но поскольку сейчас у нас разные творческие задачи, мы встречаемся, в основном, на сборных концертах, когда нас вместе сталкивает судьба. Второе, я дам интернетовский адрес. У меня нет особой возможности пообщаться в чате, и, если честно, я не люблю общаться с помощью Интернета. Я его использую исключительно как информационное средство. Но если вам нужно скачать фотографию или просто что-то посмотреть, адрес простой - "www.syutkin.ru".

Л.ГУЛЬКО: А, кстати, там можно услышать Ваши песни?

В.СЮТКИН: Нет, я не закачиваю. Мне кажется, что истинный любитель всегда найдет, как послушать. Я все-таки ретроградный, ламповый человек. Я люблю, когда можно посмотреть обложечку, почитать. Я пользуюсь Интернетом только, чтобы получить какую-то справку.

Л.ГУЛЬКО: Кстати, об Интернете. У нас есть некая распечатка с Вашего сайта: первую песню Вы написали со школьным другом Олегом Драницким, и она называлась "Сегодня буду спать в кино". Кстати, о девчонках: "Среди подушек и лежит жена в одних часах и мне кивает головой, а я хочу Бриджит Бардо".

В.СЮТКИН: Это нормально. Я хочу вам сказать больше. Группа называлась "Возбужденная реальность". Кстати, я думаю, что самым лучшим названием, которым я мог когда-либо обладать как участник группы, было название "Телефон". Так называлась группа, с которой я впервые вышел на профессиональную сцену. Мы приехали в Кировскую филармонию, и нам директор филармонии говорит: "У нас группа может называться либо "Кругозор", либо "Радость". Эти названия у нас завизированы, и по-другому вы просто не сможете назвать свою группу. Про "Телефон" забудьте, это название не отражает советскую действительность". Так вот я считаю, что лучшего названия, чем ВИА "Радость", для панк-группы быть не может. (Смеются)

Л.ГУЛЬКО: Наш телефон 203-19-22. Ваши вопросы к нашему сегодняшнему гостю.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, это Юрий Сергеевич Филимонов.

К.КРАВИНСКИЙ: Юрий Сергеевич, привет.

СЛУШАТЕЛЬ: Я хотел Валерию передать большой привет. У меня большая фонотека голосов, а я коллекционирую только голоса, которые несут в себе определенное высокое задание. В его тембре есть вещи, которые оздоравливают людей. Мощь, красота, которая лечит человеческие души. Это прекрасное явление в искусстве.

В.СЮТКИН: Спасибо большое.

К.КРАВИНСКИЙ: Я напомню, что Юрий Сергеевич - профессор ГИТИСа и довольно популярный пародист.

В.СЮТКИН: Я ко всем артистам старой школы отношусь с уважением хотя бы потому, что они старше меня. А во-вторых, в чем-то они наверняка мудрее. Это прекрасный комплимент. Раз мой голос небезнадежен, я имею в виду не только профессионально, но и целительно, если я кому-то чем-нибудь помог, это радостно.

К.КРАВИНСКИЙ: А если говорить о музыке 60-х70-х, она была мелодичнее?

В.СЮТКИН: Можно очень просто сформулировать. С каждым годом мы обрастаем всевозможными техническими новациями, ускоряем и увеличиваем поток информации. А, получая большую степень информации, мы, естественно, проигрываем в глубине и в отношении к этой информации. Поэтому я думаю, что пока человечество движется так: все попроще, побыстрее, повеселее, сиюминутнее. Одной ногой я в Интернете, другой в телеканалах. И конечно, в лирике мы проигрываем. Это в любой сфере. То есть, говоря простым молодежным языком, мы становимся все дебильнее и дебильнее, хотя нам кажется, что умнее и умнее. Жалко, но изменить этого нельзя. Надо просто жить в радость. В 60-е годы, если говорит с точки зрения музыки, я был более эмоционален. Я вообще меньше стал слушать музыки и стал относиться как-то без тона. Являясь примерным человеком своего поколения, я в свое время не пропускал ни одного даже средней значимости концерта. А сейчас мы можем позволить себе роскошь пойти или не пойти.

Л.ГУЛЬКО: Есть еще одна тема, которая сейчас, как говорят журналисты, удачно педалируется. Это русский шансон, который стал возрождаться. Как Вы относитесь к этому?

В.СЮТКИН: Нынешний формат радиошансон. На самом деле, русский шансон гораздо шире. Я считаю, что русский шансон - это музыка, очерченная правами авторской песни, то есть, то, что звучит на Грушинском фестивале. А тюремная тема меня не очень цепляет, за исключением ироничных песен, например, Вилли Токарева. Там больше не музыки, а поэтического музицирования. Но Александра Яковлевича Розенбаума и Олега Митяева я воспринимаю, как очень талантливых ребят в этой области. У них есть тексты, которые просто прошибают насквозь. Не говоря уж о Визборе и Окуджаве. Но в целом, то, что обычно льется у автомобилистов на пригородных дистанциях, как-то мне не очень. Но могу сказать, что мне приятно, что мои отдельные произведения тоже попадают туда.

Л.ГУЛЬКО: Сейчас прозвучит композиция "Не спеши". Что это такое?

В.СЮТКИН: Это не шансон, это отечественная босанова. Мне кажется, что главное достоинство отечественной музыки, когда он корнями уходит в то, что было на этой земле. А когда мы копируем - зачем, если бразильцы это делают лучше? Так вот это отечественная босанова в лучших традициях российско-советской песни. Написал эту песню Игорь Зубков.

-

К.КРАВИНСКИЙ: Пока звучала песня, мы говорили о той атмосфере, которую создают такие песни.

Л.ГУЛЬКО: Вопрос с пейджера от Игоря из Петербурга: "У Вас был издан компакт-диск на фирме "Фламинго-Интекс" "Лучшие песни Сюткина и "Телефон": 82-85". Будут ли его повторно переиздавать, таки как этот диск уже нельзя достать, а очень хочется иметь?"

В.СЮТКИН: Поскольку я без тона отношусь к своему творчеству, сегодня мне кажется, что это абсолютно ностальгический продукт для тех, кто слушал его тогда. Но надо обсудить с издателями. Если в этом будет коммерческий интерес, я думаю, его можно переиздать.

К.КРАВИНСКИЙ: Я хочу сказать, что хорошо, когда есть спрос хуже, когда его нет.

Л.ГУЛЬКО: "Какие Ваши музыкальные шоу или концерты запланированы в обозримом будущем?" спрашивает Сергей.

В.СЮТКИН: Будущее теперь далекое, потому что нужно готовиться заранее. Я давненько не делал в Москве больших концертов, хотя, в принципе, я вообще тяготею к выступлению в небольших залах. Я очень не люблю пафос и нарциссизм. В общем, я не лучший представитель шоу-бизнеса. Но все-таки нужно делать творческий отчет, потому что в 2002 году будет 20 лет, как я стал профессиональным музыкантом - до этого мы играли на танцах. 2 больших концерта будут в Концертном зале "Россия" 21 и 22 марта 2002 года.

Л.ГУЛЬКО: Оля просит исполнить песню "Жар-птица".

В.СЮТКИН: Объясню нонсенс просьбы. Песня "Жар-птица" входит в репертуар группы "Браво", и исполняет ее новый вокалист группы Роберт Ленц. Я ее никогда не исполнял, не знаю слов. Мне легко, но как говорят в Одессе: "Ансамбль заканчивает свою работу, но еще не устал". Поскольку не поступило дивидендов, не вижу причин исполнять. (Смеется)

Л.ГУЛЬКО: Тут очень интересный вопрос из Красноярска от человека по имени Модест: "Бриджит Бардо раньше обещала, что будет защищать кошек и собак, - сейчас она от них избавляется. Пол Маккартни после смерти Линды обещал ни с кем не встречаться теперь собирается жениться на фотомодели. А как Вы относитесь к своим обещаниям, выполняете ли Вы их?"

В.СЮТКИН: Я стараюсь, конечно, слово держать. А насчет Бриджит Бардо я не знал, я думал, что она убежденная в этом деле. Видимо, она своей жизнью пытается увековечить пословицу: "Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак". А что касается "держать слово" стараюсь его держать, но я, безусловно, далек от идеала. Но с годами я стал более принципиальным человеком.

Л.ГУЛЬКО: "Кто Вы по знаку зодиака?" традиционный вопрос. Правда, тут уже прогнозируют: "Собака - дева?" - спрашивает Оля.

В.СЮТКИН: Да, по году я собака, 1958 год. А по месяцу Я вчера смотрел какой-то шутливый календарь, и там был месяц кош-март. Я мартовский, и поскольку я рожден 22 марта, я не рыба не мясо. Я водоплавающий овен.

Л.ГУЛЬКО: "Скажите, пожалуйста, Вы принимали участие в цикле записей с группой "Телефон" про Сулейман Сулеймановича Кадырова и Льва Абрамовича Каскада?"

В.СЮТКИН: Да, это был я. Я частенько давал в то время концерты в Долгопрудном, в Физтехе. Там существовала кофейня, и мы там частенько выступали по выходным дням. Там есть такой театр "Миниатюра" аэрофизиков, и главными персонажами в интермедиях этого театра были Сулейман Сулейманович Кадыров и Лев Абрамович Каскад. Я позаимствовал их и сделал главными героями своих песен. Это отпетые жулики, и они у меня путешествовали по должностям.

Л.ГУЛЬКО: "Какой ваш любимый автомобиль?" спрашивает Коля.

В.СЮТКИН: Я здесь абсолютно неоригинален Мерседес. Не потому что он пижонистый, хотя и это в нем есть. Мне просто нравится надежность. Кстати, это единственная марка автомобиля, которая пишется с большой буквы.

Л.ГУЛЬКО: Но это же имя дочки. Как Вы относитесь к тому, что люди перепевают чужие песни?

В.СЮТКИН: Если спето с душой, лучше оригинала, это нормально. Мне кажется, что у нас очень ревностное к этому отношение. Например, Хьюстон, Джо Кокер поют чужие песни.

Л.ГУЛЬКО: А как у нас улаживаются авторские права?

В.СЮТКИН: Я не пою песни зарубежных исполнителей.

Л.ГУЛЬКО: А внутри страны?

В.СЮТКИН: Я думаю, что если я захочу завтра спеть песню Пахмутовой, ответственность будет нести фирма грамзаписи, которая выпускает мой альбом. Она должна отследить, чтобы авторские права Пахмутовой были вознаграждены. То есть, с продаж этой пластинки она получит свой авторский гонорар. И я не вижу здесь причину для антагонизма. Хотя я негативно отношусь к тому, что, например, иногда переделываются тексты песен до безобразия. Хотя упоминание в КВН и в кроссвордах - это и есть высшая степень популярности.

Л.ГУЛЬКО: Конечно, тем более что у Вас на компакте есть песня "Главное, ребята, сердцем не стареть".

В.СЮТКИН: Вы знаете, это недоразумение. При всей моей ретроградности я иногда пробую экспериментировать, и этот эксперимент я считаю не самым удачным. Я просто его оставил на пластинке по причине того, что была попытка, и пусть она останется. Но по прошествии времени я скажу, что я больше не буду издеваться над советской песней. Не надо трогать песни, исполненные Бернесом. Есть какие-то вещи, которые трогать нельзя. Кому-то это очень нравится, но я не чувствую удовлетворения. Время прошло, я послушал и понял, что это на грани. А я не хочу эту грань переступать.

Л.ГУЛЬКО: "Как Вы относитесь к пиратству?" спрашивает Степан из Ижевска.

В.СЮТКИН: Единственное, что могу сказать: я не являюсь пиратом. Это есть и это будет. Это так же, как проституция. Пока у нас в этой области наводят порядок те люди, которым беспорядок выгоднее. Когда человеку, которой владеет этими рычагами, станет это невыгодно, это уберут.

Л.ГУЛЬКО: Еще один вопрос от Оли с пейджера. Она просит немножко рассказать Вас о Вашей семье.

В.СЮТКИН: Я буду краток. Семья состоит из моей супруги Виолы, 5-летней дочери Виолы и собаки доберман по кличке Корса. Ссоримся, но живем дружно.

К.КРАВИНСКИЙ: А музыку какую-нибудь Вы дома слушаете?

В.СЮТКИН: Слушаю, хотя не в том объеме, как я ее слушал в 17. Но я отвечу, почему ее стало немного. Не так давно я ехал на отечественном автомобиле где-то на гастролях, и водитель, естественно, завел музыку как раз из не очень мною любимого блатного сектора. Я ему говорю: "Можно музыку как-то?" Он говорит: "Понимаю, профессионалы, музыку ненавидите. А знаете, почему я музыку включаю? Чтобы двигатель не слышать". (Смеются)

Л.ГУЛЬКО: А бывают ли какие-то моменты, когда трудно одному?

В.СЮТКИН: По быту мы спартанцы.

К.КРАВИНСКИЙ: Что, можем стирать и готовить?

В.СЮТКИН: Я подогреваю, профессионально. Но я могу сейчас пойти куда-то поесть, это не проблема. Я не блещу кулинарными способностями. Дело в том, что у меня отбили всякую охоту. Сразу после школы я пошел учеником повара в ресторан "Украина". Я попал в колбасный цех, и поскольку я парень исполнительный, я сразу поставил дело так: дайте мне возможность аккордово делать ежедневную норму домашней колбасы, и я буду уходить домой. Мне сказали: "У нас норма 200 кг, никто не справляется за 6 часов". Я с помощью технических ухищрений делал эту норму за 2 часа и уходил домой. Я к этому относится очень цинично, как, наверное, и многие начинающие актеры в Голливуде, работающие официантами. В общем, до армии я проработал там и больше не готовлю только подогреваю. Жена готовит изумительно.

Л.ГУЛЬКО: Мы закончим нашу встречу новой песней "Ниточка любви". Несколько слов об этом.

В.СЮТКИН: С удовольствием. Это крайнее наше произведение, последнее, сработанное совсем недавно. Сочинил эту песню Игорь Бойко, гитарист, который работает в моем коллективе. Текст написал Сергей Патушев, человек, с которым я очень давно сотрудничаю, начиная с песни "Дорога в облака". Песня опять же не лишенная босановного начала. Она, может быть, менее отечественная. Эта "Ниточка любви", в данном случае, соединяет двух человек, и я хочу, чтобы она соединяла дружескими узами всех, кто слышит нас в этот момент. А если мою тираду перевести вкратце - здоровья и удачи.

К.КРАВИНСКИЙ: Спасибо, Валера, большое. Я напоминаю, что гостем программы "Бомонд" был Валерий Сюткин. Мы всегда рады тебя видеть.