Ответы Аскольда Курова на ваши вопросы - Аскольд Куров - Без купюр - 2018-06-16
Ответы режиссёра документального кино Аскольда Курова
Вопрос 1
ilayz
На Ваш взгляд, почему власть, зачастую авторитарная, диктаторская и т.п., подвергает гнёту представителей ЛГБТ? Можно ли сказать, что это латентность? Спасибо. Удачи Вам!А.Куров: Для власти легкий способ обрести популярность — подыграть темной природе человека
Ответ
Здравствуйте, Илья!
Я думаю, что дело в том, что власть таким образом перенаправляет энергию ненависти и недовольства населения с самой себя и реальных проблем на «чужих», тех, кого большинству удобнее ненавидеть и на ком безопаснее вымещать агрессию. Поэтому здесь не обязательно представители ЛГБТ. Подойдет любое меньшинство.
К тому же для власти это легкий способ обрести популярность - подыграть той темной природе человека, которая втайне желает насилия.
Вопрос 2
Александра, студентка, Москва
Здравствуйте, Аскольд. В последнее время сериалы постепенно вытесняют полнометражные фильмы. Сериальные корпорации развиваются, Netflix захватил рынок, качество их продукта не уступает голливудскому кино. Как вам кажется, с чем связана такая популярность сериалов, такой спрос на них? Являются ли сериалы угрозой для кинематографа художественного?
Ответ
Здравствуйте, Александра!
Да, вы правы. Сейчас снимается много сериалов с огромными бюджетами, с участием больших режиссеров и звёзд кино. И все чаще сериалы качественнее и интереснее голливудских фильмов. Думаю, это связано с развитием технологий, экономики кино и изменением зрительского восприятия. Не думаю, что это как то угрожает «художественному» кино. Пока эти явления существуют вместе и хорошо, как мне кажется, взаимно влияют друг на друга.
А.Куров: Серебренников снимал не байопик, а собственные ощущения от той эпохи
Вопрос 3
Игорь, пенсионер, Тула
Аскольд, смотрели ли вы фильм Кирилла Серебренникова «Лето»? Интересно ваше мнение о картине. Фильм подвергся критике современников Цоя и Науменко. Как вам кажется, насколько допустимо авторское видение режиссера в жанре байопика?
Ответ
Здравствуйте, Игорь!
Да, я смотрел фильм «Лето».
Я считаю, что в искусстве допустимы любые средства, которые нужны автору, чтобы выразить свои идеи.
Мне кажется, что часто проблема байопиков в том, что, желая долбиться полной достоверности, такие фильмы становятся просто «илююстрированной статьей Википедии», теряя самостоятельную ценность как кино. Думаю, что Серебренников это понимал, снимая «Лето» и снимал не байопик, а собственные ощущения от той эпохи. Не случайно в фильме постоянно появляется персонаж с табличкой, на которой написано «Этого не было». И не случайно фильм называется «Лето», а не «Цой».
А.Куров: Никакого объективного документального кино не бывает
Вопрос 4
Павел, инженер, Омск
Здравствуйте! На ваш взгляд, документальное кино должно быть объективным или все-таки субъективным? Есть ли там место позиции и отношению режиссера к событиям?
Ответ
Здравствуйте, Павел!
Никакого объективного документального кино не бывает. С самого начала я, как режиссёр, должен выбирать героев и события для сьемки. На монтаже из сотен часов материала я должен оставить полтора. Поэтому то, что в итоге видит зритель - это результат субъективного отбора авторов фильма.
Другое дело, что в этом отборе нужно быть честным, не манипулировать фактами, не принуждать зрителя к определённым решениям и эмоциям, а давать возможность и пространство самим делать выводы.
Вопрос 5
Александр, программист, Москва
Аскольд, здравствуйте! Каково ваше мнение о так называемом «театральном деле»? Что бы вы хотели пожелать Серебренникову, Итину и другим фигурантам дела?
А.Куров: Особенное наслаждение власти доставляет то, что они могут дотянуться до любого человека
Ответ
Здравствуйте, Александр!
Я считаю, что это очевидно заказное и показательное дело. Очередное глумление над правосудием, человеческим достоинством, здравым смыслом и гражданским обществом.
Власть снова демонстрирует то, что она может совершенно безнаказанно творить любой беспредел. Особенное наслаждение им доставляет то, что они могут дотянуться до любого человека, в том числе всемирно известного художника, унизить и уничтожить его (как им кажется).
Хочу пожелать Кириллу Серебренникову и всем фигурантам этого дела много сил, верных сторонников, скорейшего и благополучного окончания этого безумия.
Вопрос 6
Ольга, редактор, Петербург
Добрый день, Аскольд. Вы занимаетесь документальным кино. Никогда не хотели снять художественный фильм? Почему вы выбрали именно этот жанр? Вы всегда хотели этим заниматься?
А.Куров: Реальность гораздо интереснее и парадоксальнее любой человеческой фантазии
Ответ
Здравствуйте, Ольга!
Первоначально я хотел заниматься игровым кино. Серьёзно готовился к поступлению во ВГИК. В ходе этой подготовке ходил на разные кинопоказы, выставки, мастер-классы и однажды оказался на мастер-классе замечательного режиссёра и педагога Марины Разбежкиной. Тут меня, что называется «накрыло» - я очень захотел научится снимать такое документальное кино, о котором она рассказывала и показывала.
Я считаю, что реальность гораздо интереснее и парадоксальнее любой человеческой фантазии. И благодаря документальному кино я узнал много удивительных людей и историй.
Но, возможно, когда-нибудь, я все таки сделаю в игровом кино то, что не удалось снять в документальном.
Вопрос 7
Надежда, издатель, Москва
Аскольд, вы были одним из авторов ленты «Зима, уходи!» о протестах 2011-12 годов. Как вы оцениваете гражданское общество того периода и нынешнее? Не кажется ли вам, что тогда страна упустила свой шанс на изменения?
Ответ
Здравствуйте, Надежда!
В 2012-м в воздухе витала надежда на скорые перемены. Появились новые люди. Независимые, честные, творческие. Это давало людям огромную энергию и радость какого-то детского праздника.
Но надежды не оправдались. Люди устали, испугались, разочаровались. Чего-то тогда не хватило всем нам.
Страна сильно изменилась с тех пор и теперь кажется, что та возможность перемен уже слишком далеко. Но я верю, что не безвозвратно.
А.Куров: Вряд ли российская власть дорожит жизнью Сенцова и готова вести переговоры с ним
Вопрос 8
Дмитрий, водитель, Курск
Здравствуйте, Аскольд! Вам удалось пообщаться с Олегом Сенцовым. Он голодает уже более 30 дней. Как Олег настроен? Как его самочувствие? Как вам кажется, насколько голодовка эффективна, как форма протеста? Ведь очень высок шанс, что все закончится трагически...
Ответ
Здравствуйте, Дмитрий!
Я увидел Олега впервые с 2015 года. Он остался тем же. Не сломлен и не подавлен. В голодовке он решительно готов идти до конца. Он буквально приготовился к смерти.
Вряд ли российская власть дорожит его жизнью и готова вести переговоры с ним. Но в этой ситуации теперь задействованы международные политики самого высокого уровня. Поэтому я надеюсь, что они смогут убедить Путина решить вопрос Сенцова и других украинских политических заключённых, находящихся в России. Надеюсь, их обменяют на россиян, которые сейчас находятся в украинских тюрьмах.
А.Куров: Сейчас государство заинтересовано не в развитии искусства, а в его использовании как идеологического инструмента
Вопрос 9
Инесса, учитель, Пермь
Аскольд, как обстоит дело с документальным кино в России сегодня? Какие проблемы существуют? Насколько дорого делать сегодня такие проекты? Получают ли документалисты какую-то государственную поддержку? Спасибо.
Ответ
Здравствуйте, Инесса!
К сожалению, в России государственная поддержка - это единственный источник финансирования документального кино. В отличие от остального мира, где можно найти финансирование телеканалов и фондов.
И сейча государство заинтересовано не в развитии искусства, а в его использовании как идеологического инструмента. В соответствии с этим, деньги и распределяются.
Но, если очень хочется, то кино можно снять всегда. Благодаря современным технологиям, сейчас это реально сделать с очень скромным бюджетом, который можно собрать на краудфандинге. И потом самостоятельно отправлять фильм на фестивали или разместить в интернете.
А.Куров: Независимым оставаться практически невозможно
Вопрос 10
Светлана, менеджер, Королев
Здравствуйте! Скажите, как вам кажется, должен ли художник, режиссер, сотрудничать с государством, брать бюджетные деньги? Это же по сути сделка с дьяволом. Возможно ли сегодня режиссеру быть полностью независимым?
Ответ
Здравствуйте, Светлана!
Да, я считаю, что сейчас, когда государство четко обозначило какой лояльности оно хочет от художника за эти деньги, независимым оставаться практически невозможно.
Я, во всяком случае, не стану этих денег брать. Как впрочем и из любых источников, если мне, как режиссёру, не гарантирована полная свобода действий.