Купить мерч «Эха»:

Леонид Головко — ученик Азгура и его семейная мастерская - Леонид Головко - Интервью - 2022-01-26

26.01.2022
Леонид Головко — ученик Азгура и его семейная мастерская - Леонид Головко - Интервью - 2022-01-26 Скачать

М. Ставнийчук

Добрый день! В студии Маргарита Ставнийчук, и сегодня со мной на связи Леонид Головко. Это белорусский скульптор и художник, мастер малых форм, автор коллекционных фарфоровых шахмат на исторические темы и член клуба коллекционеров шахмат CCI. Леонид, здравствуйте!

Л. Головко

Здравствуйте, Маргарита!

М. Ставнийчук

На самом деле очень рада с вами познакомиться и встретиться в эфире.

Л. Головко

Взаимно.

М. Ставнийчук

Спасибо. Надо сказать, что сейчас шахматы действительно на какой-то такой новой волне популярности. Во-первых, ковидные локдауны на это повлияли. Потом был очень популярный сериал от Netflix «Ход королевы», который тоже вызвал какой-то невероятный ажиотаж вокруг шахмат. Все покупали, дарили друг другу шахматы и вообще начали увлекаться этим. К тому же, сейчас в Москве мюзикл «Шахматы» в МДМ тоже пользуется бешеной популярностью — по-моему, каждый день идет.

Л. Головко

Надо посмотреть.

М. Ставнийчук

Мы даже эфир про это делали — и про популярность шахмат, и про этот мюзикл. Но мы сегодня немножко про другое. Мы, наверное, про создание шахмат поговорим — про сами фигуры и про то, как они делаются. Потому что именно про это как раз ваша студия и ваше творчество. Поэтому давайте как раз про то, с чего началась история студии Головко.

Л. Головко

История началась примерно году в 1992-1993, когда я не стал справляться один, и мне нужны были помощники и соратники, единомышленники. Я стал набирать людей, обучать их прямо с нуля всему, что знал, и организовал вокруг себя такой крепкий костяк хороших мастеров, друзей. И мы начали выпускать шахматы. Где-то с 1992 года. Второе дыхание открылось у студии, когда сынок мне пришел помогать. И у него получилось. Так получилось, что мастером стал. Так что мы соблюдаем традиции не только в производстве фарфора, но и в более древнем — когда ремесло или дело переходит от отца к сыну. Он и команду с собой привел — молодых, талантливых, красивых, образованных. Сам он с высшим экономическим образованием. Его близкая подруга Юля, наш менеджер — с искусствоведческим. Мой племянник Артур с техническим образованием. Так что и методы у нас теперь самые передовые в производстве. Я рядышком с ними с верой и надеждой смотрю в будущее.

М. Ставнийчук

Минусов в этом нет? Не мешает такое?

Л. Головко

Есть и минусы, потому что надо, так сказать, сортировать, что ты говоришь близкому человеку, а не как постороннему — приказал, наругал и выгнал. Надо немножко себя держать в чем-то.

М. Ставнийчук

А как появились вообще шахматы? Почему начали их делать?

Л. Головко

Это была не моя идея. Я в то время был у Азгура помощником. Собирался поступать в Ленинградскую академию художеств на скульптуру. Потом сынок родился. Мы с женой в общежитии жили, и надо было хвататься за любую работу. То есть я у Азгура всего 40 рублей получал. Кем я только не подрабатывал — дворником в филармонии, уборщиком в детском садике, сторожем, уборщиком в средней школе, монтировщиком в театре, расписывал стены в коммерческих магазинах, которые тогда только стали появляться, оформлял рекламные плакаты для фирмы женского белья «Милавица». А тут друзья старшие, художники, говорят: «Сделаешь шахматы для французов?» — «Шахматы?».

М. Ставнийчук

Зачем французам шахматы?

Л. Головко

Что такое? Они, может, совсем другого ожидали. Я сделал очень быстро и, как оказалось, удачно. Азгур даже, когда увидел, говорит: «Такие шахматы я хотел бы иметь». Это был знак качества от него. Ну и мы пошли этим путем.

М. Ставнийчук

И как французам шахматы — понравились?

Л. Головко

С французами заказ не получился — всё-таки, видно, по каким-то причинам уже объективным. Но это дало такой толчок — вдруг такая реакция, знаете, что мы сами все не ожидали. Собственно, мне пришлось — пришлось, не пришлось, но так судьба развернула меня на 100 градусов, что я пошел не намеченным своим путем большого мастера, великого скульптора всех времен и народов, а вот в эту мелкую пластику. И когда старшие друзья-товарищи говорят: «Такой темой можно всю жизнь заниматься», я про себя посмеялся, думаю: ну, это не для меня, большого корабля, такое плавание. А оказалось, что я всю жизнь этим и занимаюсь, увлечен, и это страсть почти стала.

М. Ставнийчук

То есть это было неожиданно для вас, что это вас увлечет.

Л. Головко

Конечно неожиданно. Абсолютно для меня неожиданно. Для меня это было очень несерьезно — безделушки, цацки, поделки, что-то такое. Я себя готовил для другой жизни — знаете, такой непризнанный выдающийся Сидур или мастер в подворотне. Знаете, такой, сам про себя знает. А в дальнейшем Эрнст Неизвестный.

М. Ставнийчук

Такой достаточно романтичный образ.

Л. Головко

Да, романтичный, слишком романтичный. А в жизни оказалось по-другому.

М. Ставнийчук

Вы немного сказали уже про Азгура. Я хотела немножко подробнее поговорить об этом, потому что всё-таки довольно известный советский скульптор. Каково это было — быть его учеником?

Л. Головко

Каждый день в течение 4-х лет вы ходите, к примеру, в Эрмитаже в Музей римской скульптуры. Восхищаетесь там этими скульптурами, изучаете, пытаетесь учиться, подражать чему-то. Экспонаты... Но один из этих экспонатов живой. Вот он сидит в уголочке и может с тобой разговаривать и отвечать на вопросы. А вопросов у меня миллион. Ты ему вопросы задаешь,и он отвечает. Он хорошо ко мне относился. Половина нашего дня — это был не только рабочий процесс, а беседы, разговоры. Потому что я пытал его сильно. Потом я же не был его учеником в прямом смысле. Он преподавал уже состоявшимся скульпторам, закончившим Институт театрально-художественной скульптуры, да и в аспирантуре. Он ездил туда по понедельникам. А я был при нем как личный его адъютант, подмастерье. Каждый день 4 года с утра до вечера — при нем, при нем, при нем. Он мне не говорил, как делать, как студенту — он мне говорил, что делать, и всё. Я делал такую основную черную работу: подготавливал глину, каркасы строил, прокладывал основные массы. Он сидит рядышком, смотрит, наблюдает. Потом так встает, знаете… У него руки немножко тряслись в нормальной жизни. Он берет такую длинную стеку, как мушкетер, задрав голову, подходит к работе и так — раз, раз, раз! Совершенно великолепной твердой рукой, изящными движениями — залюбоваться можно. И садится. 5 движений — и делает из твоей болванки просто гениальное произведение. Ты сидишь рядышком: что тебе теперь делать-то? Как это — исправлять или что? Что ты будешь после него делать? Это надо в живом виде оставлять, это настоящий шедевр. И вот сидишь так… «Что ты сидишь?». — «Да вот, думаю». Он говорит: «Художник не должен думать. Он должен делать, как видит. Давай работай!». И ты начинаешь портить то, что он сделал — помогать. Вот так вот. Потом, знаете, вот эти разговоры — тоже много неожиданного даже для меня было. Я же понимал, что он титан. Я знал, что я хочу учиться только у него. Это же фантазия — артист балета мечтает учиться у Азгура, скульптора первой величины. Нелепо было. Но вот мечта сбылась. Не сразу, конечно. Это разговоры, к пример… Для примера, я тогда был немало увлечен Мандельштамом. Наизусть, наверное, его всего — просто болел им. И тут с Азгуром разговариваем, и как-то о современниках зашла речь. Мандельштама упоминаем — он говорит: «Я знал его». — «Вы?! (чуть ли не «ты») Вы — Мандельштама?! Бога!». — «Он читал таким тонким заунывным голосом, высоко так», — ручкой показывает. Вот это был шок. Потом я уже привык, что он и Есенина знал, и Маяковского, и многих совершенно выдающихся людей. Он в одно время учился с Марком Шагалом в Витебске. Марк Шагал был в авторитете.

М. Ставнийчук

Ничего себе! А сейчас вы в своей работе как-то оглядываетесь на то, что он говорил вам когда-то, на эти разговоры, на его работы?

Л. Головко

Вы знаете, мне даже не надо сильно оглядываться. Особенно в начале, когда только я сам уже пошел… А, про Азгура не договорил важное, что хотел. Сейчас вернемся к этому. Когда я от него уже уходил с этими шахматами, он мне говорит: «Ты рано уходишь от меня. Тебе бы еще годик со мной, и ты, может быть, стал бы неплохим художником. Но, говорит, я тебя всё равно благословляю». И такой знак, знаете, делает — то ли полукрест, то ли круг, вот так ручкой своей. До слез меня. Вот это важно для меня — вот этот его дух не только мастера, а само то, как он ко мне относился. Вся его семья хорошо ко мне относилась. А то, что влияние его — как оно может не быть? Особенно в начале, когда я произвольно лепил и делал что хотел. То есть всё сводилось к тому, что самое лучшее у меня — то, что было от него. Сейчас уже, конечно, я поневоле где-то отхожу немножко.

М. Ставнийчук

Я думаю, что это нормально — просто в течение жизни ориентироваться, наверное, на какое-то свое внутреннее ощущение.

Л. Головко

Может быть. Но иногда даже очень жалко. Хорошо бы оставаться под тем пинком, который он дал. Вот если бы под этим пинком всегда можно было бы ходить...

М. Ставнийчук

Но однако приходится самому себя пинать. А расскажите, пожалуйста, про первые шахматы, которые вы делали. Какими они были, что это были за коллекции?

Л. Головко

Первыми были, как я уже говорил, «Бородино». Сделал очень быстро и на редкость удачно, что даже неожиданно было для всех. Вот приносишь кому-нибудь — «А, шахматы? Ну давай, разворачивай». И вот приятно было, когда люди начинали узнавать: «Бородино». Причем «Бородино» — мои кормильцы. Я их переделывал в разных вариантах — аж 4 варианта сделал. Вот еще 5-й планирую.

М. Ставнийчук

То есть такой флагман получается.

Л. Головко

Да, мое лицо, может быть, в какой-то степени. Много было сделано партий. Партия славная, герои замечательные. Все знают Наполеона, а мы в то время тогда единая страна, еще в начале. И Кутузова нашего через них, Россия... Первые были хорошими.

М. Ставнийчук

Дальше что было еще, из ранних?

Л. Головко

Из ранних там уже пошли такие исторические темы,по накатанной — Полтава, американская гражданская война. Симпатичная получилась битва под Веной. Вот такие.

М. Ставнийчук

Хотела еще спросить, из каких материалов вы делаете шахматы.

Л. Головко

Там процесс, вы знаете, трудоемкий и длинный. Сначала полгода уходит просто на обдумывание — на рисунки, на эскизы. Потом я их леплю. Потом снимаю форму, потом делаю модели. Потом с этих моделей снимаются опять свои формы. Потом в эти гипсовые формы заливается фарфор. Потом фарфор обжигается… Это такой дорогостоящий, совсем несовременный метод производства. Поэтому он дорог, и не очень много кто этим занимается. Из фарфора шахматы. И доска у нас чудесная, из натуральных пород деревьев — карельская береза… Такие уникальные, очень красивые доски.

М. Ставнийчук

Вы не думали перейти на какой-то другой способ, менее дорогостоящий и менее трудозатратный?

Л. Головко

Много о чем думаешь, но не всегда всё получается, что думаешь. Иногда просто идет, и надо подчиняться тому ветру, который дует то что надо. Вот пока идет так. Сейчас же современные, такие пластмассовые материалы совершенно шикарные. Как-то я поехал к своему другу-коллекционеру в Германию и увидел у него в то время новый материал — такой пластик. Они меня просто потрясли своей фактурностью, цветами! Я говорю: «Как же здорово! Вот мне бы так делать! Иоганн, какое чудо, какие материалы!». Он говорит: «Это же дешевка». Ну, через переводчика: «Это же дешевка, ты что?». — «Да? Как жалко...».

М. Ставнийчук

Еще у меня очень важный вопрос: чем вы вдохновляетесь, когда делаете шахматы? То есть у вас преимущественно была историческая тема, исторические личности. Как это приходит? «Бородино», вы сказали, например, первые шахматы. Как вас должна увлечь тема, чтобы сделать шахматы?

Л. Головко

В последнее время со мной что-то, что вдохновение и работа становятся вещи несовместимые. Вдохновение — это когда ты думаешь о том, что тебя волнует. Колотится сердце, ты спать не можешь. А работа — это что-то совсем другое: ты намечаешь курс, идешь этим курсом и стараешься не сворачивать, чтобы нормально выполнить работу. Вдохновение — оно мешает. Работаешь над тем, что может понравиться заказчику, потенциальному клиенту. То, за что он может заплатить деньги. Ты думаешь. Это тоже работа. А то, что вдохновляет, далеко не всегда интересно твоему, как ты представляешь себе, покупателю. Я не считаю, что процессы твоего пищеварения и нервной системы должны быть очень любопытными для мира.

М. Ставнийчук

Но бывает же, что они совпадают иногда?

Л. Головко

Бывает, совпадают. Когда личные мои мысли совпадают... Это, как Бродский говорил, выхватываешь. Ахматова, Бродский, Цветаева, Мандельштам и Пастернак — они общались в этих сферах. Они могли даже не общаться друг с другом, но знали, кто как живет, кто о чем пишет. Вот это какое-то подключение к ноосфере (или как она там называется?) ты иногда ощущаешь. Когда думаешь, думаешь: вот эта тема, вот эта тема... Так было с темой накануне событий на Донбассе — «Гражданская война, Южный фронт». Она так совпала, что когда начались те самые события, я испугался и ее убрал с производства. Потому что как будто предчувствие какое-то. И сейчас тоже много таких предчувствий — одно за одним, — событий. И я не буду это делать, конечно. для шахмат. Или вот еще была тема — заказ. Заказали тему «Исход евреев из Египта». Прекрасная тема! Я так в нее погрузился — просто с головой ушел. Начитался такого — не только в Библии, но и всякой эзотерики. У меня голова поехала, совсем крыша поехала. Я даже пить начал — чуть не спился, в монастырь побежал спасаться. Откачали там немножко. И так я ее и не закончил. Сама тема интересная, такая сюжетная, историческая. Но Моисея поставить на шахматную доску и потом убрать... Даже если этими шахматами не играют, как прочими, но сам Моисей на шахматной доске — это такой просто ужас.

М. Ставнийчук

Ну да, это сильное погружение.

Л. Головко

Да, сильное. Это неправильно — Моисея ставить на шахматную доску и двигать им.

М. Ставнийчук

Хотя, как вы правильно сказали, вряд ли вашими шахматами довольно часто играют. Это произведение искусства, которое обычно, мне кажется, кладут куда-то под стекло, в рамочку и не трогают.

Л. Головко

За произведение искусства спасибо. Да, их лучше ставить в зеркальный стеклянный сервант, или под колпак, или еще куда-то. Так это в основном и бывает. Играют редко. А если играть, это же из фарфора — их же разбить можно.

М. Ставнийчук

Можно ли где-то их посмотреть? Потому что наверняка не все могут позволить себе заказать.

Л. Головко

В Москве раньше было очень много где, потому что тогда я и сам ездил, и это был бум тогда. Много — я даже не мог бы перечислить. Сейчас, во-первых, в интернете нас можно найти. Правда, надо постараться, но в Инстаграме у нас тоже есть уже своя страничка. А в Москве в Доме фарфора они периодически бывают сейчас, в Доме книги «Москва» (там есть отдел какой-то), и в Музее шахмат на Гоголевском бульваре в Москве. В Петербурге они тоже в музее есть, в Кемерово есть. Были шахматы у Назарбаева тоже в его музее.

М. Ставнийчук

Я напомню, что в гостях у меня Леонид Головко. Это белорусский скульптор и художник, мастер малых форм, автор коллекционных фарфоровых шахмат на исторические темы и член Клуба коллекционеров шахмат CCI. Леонид, спасибо вам большое и до скорой встречи!

Л. Головко

И вам спасибо и всего хорошего! До скорой встречи!