Купить мерч «Эха»:

Без протокола - Наталья Медведева - Интервью - 2002-02-26

26.02.2002

26 февраля 2002 года.

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Наталья Медведева, певица, модель, писатель.

Ведущие эфира Ильдар Жандарев, Борис Берман.

И. ЖАНДАРЕВ Добрый вечер!

Б. БЕРМАН Здравствуйте! Сегодня у нас в гостях Наталья Медведева, певица, модель, писатель.

Н. МЕДВЕДЕВА Добрый вечер!

И. ЖАНДАРЕВ Те из вас, дорогие слушатели, кто хочет присоединиться к нашей беседе, могут позвонить в студию по телефону 203-19-22 и оправить сообщение на пейджер 974-22-22 для "Эха Москвы".

Б. БЕРМАН Наталья, мы читали ваши книжки, мне они нравятся. Мы читали о ваших книжках и о вашем творчестве. Оно нравится не всем. Некоторые обвиняют вас в деструктивности. И я поэтому хотел задать первый вопрос такой: что такое для вас гармония? И нужна ли она вам?

Н. МЕДВЕДЕВА Да, безусловно. Например, я не чувствую гармонии в том перечислении моих амплуа.

Б. БЕРМАН Почему?

Н. МЕДВЕДЕВА Модель я не являюсь моделью. Может быть, я являюсь кому-то моделью для подражания, но мне кажется, что вы имели в виду модель, именно связанную с миром моды.

Б. БЕРМАН Да. Потому что вы начинали свой трудовой путь на подиуме, поэтому

И. ЖАНДАРЕВ - Ну, по крайней мере, гласят легенды. Вы личность легендарная.

Б. БЕРМАН Вы ведь начинали с работы на подиуме?

Н. МЕДВЕДЕВА Дело все в том, что эта деятельность, она такая для меня

И. ЖАНДАРЕВ Главная Наталья Медведева писатель и певица.

Н. МЕДВЕДЕВА Главное Наталья Медведева. А все остальное

Б. БЕРМАН Нужна гармония Наталье Медведевой?

Н. МЕДВЕДЕВА Нужна. И очень даже. Просто видимо мой путь к этой гармонии кому-то кажется неверным. Ну, и бог с ними.

Б. БЕРМАН А что для вас гармония?

Н. МЕДВЕДЕВА Вообще гармония, мне кажется, это не нечто положительное в обывательском смысле слова, ну, хорошесть, приглаженность, приятность, благозвучность, а это внутреннее и внешнее согласие всех факторов таких, которые в вас есть. И в мире тоже, вас окружающем. А что, танец Шивы, он же разрушающий мир, тем не менее, это гармоничная фигура очень в индийской мифологии.

Б. БЕРМАН Вы часто пишете о любви. Вы практически все время пишете о любви. Но любовь в ваших книжках, я бы сказал, очень брутальна. И это, наверное, как мне кажется, отталкивает некоторую часть публики. Почему такая брутальность?

Н. МЕДВЕДЕВА Потому что это как раз очень даже подтверждает мою некую русскость. Тоже мне, вообще, как-то я так разговариваю!

Б. БЕРМАН Т.е. как это подтверждает?

Н. МЕДВЕДЕВА Ну, потому что русские люди, они такие "соваж" очень даже, дикие.

Б. БЕРМАН Но русская литература всегда бежала от этой брутальности.

Н. МЕДВЕДЕВА Ну, так это литература бежала. Ну, и правильно делала. Вот и мозги всем запудрила.

И. ЖАНДАРЕВ А вы пишете только по-русски? Не пробовали писать по-французски или по-английски?

Н. МЕДВЕДЕВА Нет, я писала и по-английски, и до сих пор пишу время от времени, когда на меня находит вдохновение. Недавно сочинила очень замечательную французскую песенку, такую сказочку. Но тоже она, наверное, покажется брутальной, потому что там

Б. БЕРМАН Всякие слова разные?

Н. МЕДВЕДЕВА Нет, там слова совершенно такие даже детские очень. И начинается как все сказки жили-были и т.д.

Б. БЕРМАН А потом?

Н. МЕДВЕДЕВА А потом развитие истории.

И. ЖАНДАРЕВ По поводу претензий к брутальности. Те, кто не любят ваше творчество, главная претензия обилие ненормативной лексики. Скажите, зачем?

Н. МЕДВЕДЕВА Ну, непристойности это вообще такое понятие относительное. И лексика там к этому имеет прямое отношение. Это историческое такое понятие.

И. ЖАНДАРЕВ Но для вас это явно художественный прием. Зачем его используете?

Н. МЕДВЕДЕВА Никакой не прием вообще. Просто мы как бы говорим о разных вещах. Для меня, наверное, сам процесс писания, написания текста это нечто сугубо индивидуальное, очень такое как бы в себе, с самим собой. И вот представить себе, что находясь в таком вот состоянии самоуглубления что ли, попытки докопаться до чего-то в себе, в мире, в других окружающих тебя персонажей, я буду называть это

Б. БЕРМАН И думать в этот момент о том, что подумают другие?

Н. МЕДВЕДЕВА Да, как это, прилично сказать или нет. Дело все в том, что русская литература всегда же претендовала и несла роль какой-то воспитательной, мессианской деятельности. Это учитель, да, писатель, общественный деятель. Он выходит с книгой вот, моя книга, и вот я должна проповедовать добро, зло не пройдет, мы, русские и советские люди, как там говорилось, выступаем против какого-то писателя, и мы, писатели, выступаем против такого-то. Я вообще никогда себя в такой роли не видела. Я свои какие-то представления выношу на листы бумаги или на магнитофонную ленту, на компакт-диск сегодня. Уже потом дело издателя издавать это, обращать это в книгу, называть это романом, придать этому широкую огласку, не предавать широкой огласки, такой тираж делать, сякой. Я уже вообще вот к этой продукции очень мало чего имею.

Б. БЕРМАН А вы себя считаете писателем или литератором?

Н. МЕДВЕДЕВА Никаким не литератором, упаси господи.

Б. БЕРМАН Писателем?

Н. МЕДВЕДЕВА Не знаю. Вообще-то я писатель, потому что я очень много действительно пишу рукой.

Б. БЕРМАН А вы чувствуете конкуренцию на этом литературном поприще?

Н. МЕДВЕДЕВА Сейчас как раз вот все меньше и меньше почитателей. Сейчас все больше и больше каких-то вот персонажей, выпрыгивающих без конца, в Интернете их много появилось.

Б. БЕРМАН Нет, на книжных прилавках.

Н. МЕДВЕДЕВА Ну, и на книжных прилавках один хрен, то же самое. Это все халифы на час. Сейчас все активно занялись, писать эти наркоманские романы, пьяные романы, еще что-то такое.

Б. БЕРМАН Вы это осуждаете?

Н. МЕДВЕДЕВА Что это? Кто это сказал?

Б. БЕРМАН Но не принимаете всерьез?

Н. МЕДВЕДЕВА Почему? всерьез к этому не отношусь, потому что я считаю, что если, например, сравнивать ту же литературу Берроуза на эту тему и какого-нибудь баяна Ширянова ну, вообще, или того же Уэлша, например, "Trainspotting". Я предпочитаю Берроуза, да, потому что там есть одна очень важная вещь там есть какая-то боль человеческая в сердце человеческом же. А вот у этих молодых людей, по-моему, даже и сердца не осталось. Все так истыкано.

И. ЖАНДАРЕВ Многие ваши читатели отмечают, что в вашем творчестве сильны бунтарские мотивы. Против чего бунтуете?

Н. МЕДВЕДЕВА Да может, даже против себя самой, какая я себе не нравлюсь, какой я бываю. Какие обобщенные вопросы!

И. ЖАНДАРЕВ Тогда конкретный: кто из современных русских писателей для вас авторитет?

Н. МЕДВЕДЕВА Русских? Да нет таких. По-моему, это вопрос проблемный очень вообще-то для России, вот этот вопрос авторитета сегодня

Б. БЕРМАН Тогда вот вопрос

Н. МЕДВЕДЕВА Вы так быстро гонитесь, да! Если я не отвечу на весь ваш список вопросов, ничего страшного не будет! Вам что, галочки возле каждого вопроса, что вы их все задали?

И. ЖАНДАРЕВ Вы же музыкант мы просто держим ритм!

Б. БЕРМАН Вы упрекнули нас в неконкретности, поэтому задаем конкретный вопрос. Наташа, назовите список Медведевой, 5 книжек, которые должен прочесть нормальный, по вашему мнению, человек.

Н. МЕДВЕДЕВА Ой, не могу так сказать.

Б. БЕРМАН Почему?

Н. МЕДВЕДЕВА Ну, потому что. Ну, я могу вот так вот просто сказать Библию, Коран надо прочесть людям сегодня. Просто потому, что сегодня надо прочесть эти книжки.

Б. БЕРМАН Перед нашим с вами эфиром в новостях сказали о том, что Буш принял Мэла Гибсона в Белом доме по поводу новой картины. А что вы любите в кино? Есть что-то, что вам нравится?

Н. МЕДВЕДЕВА Да, мне нравится. Вы знаете, я даже посмотрела "Властелин колец", хотя честно признаюсь, я не читала Толкиена. Но мой муж сегодняшний, настоящий мой муж, Сергей Високосов, он очень большой знаток этого автора. И в общем, он даже не поморщился, надо сказать, потому что это достаточно красиво. Ну, сказка. Там просто изначально так вот все сказочно, что в общем, и не придраться. Ну, мне понравилось там, в отличии от многих фильмов с компьютерными эффектами, то, что там это было очень гармонично сделано. Хотя мне очень не понравилось, что там, например, саундтрек музыкальный ни на секунду не останавливается, по-моему. Там просто безумный какой-то. Там постоянно идет эта симфоническая музыка! Когда кто-то говорит, когда никто не говорит там все время идет этот фон, скрипочки, там, это ужас просто какой-то! Вот это мне показалось странным.

Б. БЕРМАН Это пристрастие вашего нынешнего мужа. Я хочу вспомнить

Н. МЕДВЕДЕВА По поводу?

Б. БЕРМАН По поводу Толкиена.

Н. МЕДВЕДЕВА Это вовсе не его пристрастие.

Б. БЕРМАН Нет, но вы пошли в кино, потому что он читал Толкиена.

Н. МЕДВЕДЕВА Ничего подобного! Я не говорила.

Б. БЕРМАН Я так понял, sorry. Я хочу вспомнить вашего предыдущего мужа. Мы когда-то делали передачу из цикла "Ваш любимый фильм". И в передаче участвовал

Н. МЕДВЕДЕВА Да, и он сказал, что его любимый фильм "ночной портье".

Б. БЕРМАН Почему, как вы думаете?

Н. МЕДВЕДЕВА Ну, ясно все, понятно.

Б. БЕРМАН Почему?

Н. МЕДВЕДЕВА Ну, потому что ему нравится такого типа дистрофичные дамы. И потому что там отношения доведены до таких вот страстей немыслимых, что дальше некуда. Но тем не менее, я должна сказать, что в жизни этот человек всячески от них увиливает, от таких взаимоотношений. И постоянно хочет, чтобы все было очень хорошо, тихо и спокойно. Так вот было очень много лет нашей совместной жизни.

Б. БЕРМАН А скажите, я понимаю, что вопрос, который нельзя не задать, может вам не понравиться, но попробуйте на него ответить. Почему власть так всерьез занялась делом Лимонова?

Н. МЕДВЕДЕВА Я, честно говоря, не знаю. Я разговаривала с его адвокатом. Вообще я была у него в тюрьме, т.к. следователь Шишкин почему-то постановил, что никто не имеет право его навещать, кроме ближайших родственников и адвоката. Его ближайшим родственником, получается, остаюсь я, т.к. я до сих пор его официальная жена. Ну, и как бы поговорив с ним и с адвокатом, я пришла к такому выводу, что это какое-то недоразумение, из которого теперь невозможно вылезти, так вот, просто, и что нужно уже как бы до конца в нем идти, ФСБ должно уже до конца все это разбивать. И плюс там вот эти молодые люди, тоже сидящие в Лефортово. Им же по 18-19 лет. Они под давлением родителей, адвокатов, назначенных им от государства, дают какие-то показания против Лимонова. Ну, было высказано предположение, что ему как бы дадут большой срок, а потом сразу же амнистируют. Я думаю, что вообще-то бы не стоило доводить до того, чтобы человек получил большой срок. Наверное, надо было бы что-то делать, чтобы этого не произошло. И меня, честно говоря, потрясает полное молчание на эту тему среди писательской. Вот, Дмитрий Быков, казалось бы, политически и по мировоззренческим каким-то взглядам своим совершенно далекий человек от Лимонова, но вот он его любит как поэта, как писателя, и вот он готов за него как-то, что-то делать.

Б. БЕРМАН Он один?

Н. МЕДВЕДЕВА А вот я, честно говоря, из таких вот фигур более-менее известных никого не знаю больше. Может быть, до меня не доходила какая-то информация

И. ЖАНДАРЕВ А как вот, что Мария Васильевна Розонова?

Н. МЕДВЕДЕВА Приезжала, я с ней встречалась. Вот она тоже чего-то хочет, но что может? Она уже пожилая женщина, она живет во Франции, набрала она у меня массу телефонов каких-то лимоновских знакомых, писателей, журналистов. Вот мне звонил Митя Шостакович и сообщил о том, что Жак Ширак тут по первому каналу нашего французского телевидения сказал, что Франция чуть ли не требует освободить русско-французского писателя Лимонова. Ну, так вот мы с вами об этом говорили что Ширак это по телевизору говорит? Он бы сказал Путину об этом.

И. ЖАНДАРЕВ В связи с этим у нас есть соображения, высказанные нашими слушателям на пейджер. Вопрос: "Скажите, по-вашему, откуда у русских такая нелюбовь друг к другу и пресмыкательство перед иностранцами? Такого у иностранцев перед русскими нет" - в чем кроется причина такого явления, спрашивает Александр?

Н. МЕДВЕДЕВА Вы знаете, я не буду тут выносить каких-то решительных суждений на эту тему, почему русские не любят друг друга

И. ЖАНДАРЕВ И пресмыкаются перед иностранцами.

Н. МЕДВЕДЕВА Мне кажется, в этом есть какое-то такое нежелание, это -не пресмыкание, это неправильно, это какое-то поверхностное, видимая такая часть. А на самом деле это какая-то внутренняя, мне кажется, гордость и вот нежелание показаться хуже, и всякие такие вещи. Ну, это все, 30 минут и этот вопрос, ну, что я буду?!.. Давайте поскромнее как-то обойдемся.

Б. БЕРМАН Хорошо! Скажите, вот ваш музыкальный проект называется "НАТО". Он имеет какое-то отношение к вашим политическим взглядам?

Н. МЕДВЕДЕВА А организации? Ну, вот вроде Россия же вступает в НАТО, да? Ха-ха, все равно никуда нас не возьмут!

Б. БЕРМАН Зрители же не все знают об этом

Н. МЕДВЕДЕВА Почему, они знают.

Б. БЕРМАН Нет, они знают, конечно, что Россия может

Н. МЕДВЕДЕВА У меня был проект "Трибунал Натальи Медведевой". Теперь у меня был проект "НАТО". Ну, а что, разве это не отвечает событиям в мире? Я реагирую на них. Вот когда шла такая всемирная демократизация, сопровождаемая тяжелыми боями во всех странах Восточной Европы, то вот возникла идея "Трибунала". Ну, вот гаагский трибунал, видите, как. И они незаконно, и я незаконно!

Б. БЕРМАН А что подтолкнуло к "НАТО"?

Н. МЕДВЕДЕВА Ну, потому что эта организация очень активно себя последние годы ведет. Принимает решение самостоятельно, не считаясь ни в коей мере ни с кем и ни с чем, ни с какими ООН и другими организациями. И вот это есть некий такой ответный удар, если хотите, по восточным представлениям. Назвавшись именем врага, можно его и победить. А сожрав его печень, так вообще, будет иметь еще и его

И. ЖАНДАРЕВ Вот для вас НАТО это враг?

Б. БЕРМАН А если сравнивать НАТО с Варшавским пактом, что хуже?

Н. МЕДВЕДЕВА Да хрен редьки не слаще, по-моему.

Б. БЕРМАН Понятно! Давайте послушаем, есть у нас звонок. Добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ Здравствуйте! Я хочу сказать Наташе мы вас очень любим и уважаем. Вы человек очень интересный, умный, искренний, милая, не юлите. В общем, вас всегда очень интересно слушать. Я вам желаю всего самого хорошего!

Н. МЕДВЕДЕВА - Спасибо вам большое! Очень приятно. Я не буду не вилять, не вилять.

И. ЖАНДАРЕВ Скажите, ваша жизнь в Москве сильно отличается от той, которую вы вели в Париже?

Н. МЕДВЕДЕВА Вот я недавно думала об этом, и пришла к выводу, что в общем-то не очень.

И. ЖАНДАРЕВ Т.е. сегодня в Москве можно жить точно так же, как в Париже?

Н. МЕДВЕДЕВА А как вы думаете, я там жила? Вообще, я скажу вам, что я веду образ жизни, такая есть формулировка на английском starving artist, вот как вы переведете?

Б. БЕРМАН Не переведем.

Н. МЕДВЕДЕВА Почему?

И. ЖАНДАРЕВ У меня немецкий.

Б. БЕРМАН А у меня французский. Переведите на русский.

Н. МЕДВЕДЕВА Ну, как бы голодающий художник.

И. ЖАНДАРЕВ Т.е. голодающим художникам все равно, что в Париже, что в Москве?

Н. МЕДВЕДЕВА Да, по большому счету. Конечно, западная цивилизация предоставляет и голодающему тоже какие-то такие радости недорогие. Ну, там можно сидеть в кафе, здесь таких кафе мало, здесь все с такой помпой, кругом эти вышибалы стоят, проверяют сумку твою на входе.

И. ЖАНДАРЕВ Вам трудно проходить через вышибал московских?

Н. МЕДВЕДЕВА Вообще я это редко делаю, только на каких-то ночных выступлениях. Мне крайне это не нравится.

И. ЖАНДАРЕВ Скажите, вы зарабатываете больше как писатель или как певица?

Н. МЕДВЕДЕВА Ой, не в укор моим издателям будет сказано, но получается, что больше я зарабатываю как журналист.

И. ЖАНДАРЕВ Вы печатаетесь в "ОМе" и в "Лимонке"

Н. МЕДВЕДЕВА Да нет, в "Лимонке" я уже 100 лет не печатаюсь, в "ОМе" я тоже больше не печатаюсь. Время от времени я печатала рассказы в "Playboy", там, еще где-то.

И. ЖАНДАРЕВ Кстати, вас печатают глянцевые дорогие мужские журналы. А женские игнорируют. Почему?

Н. МЕДВЕДЕВА Конечно! Потому что невозможно это.

И. ЖАНДАРЕВ Это вы их игнорируете или они вас?

Н. МЕДВЕДЕВА Я бы с удовольствием печаталась бы в "Cosmopolitan", только мадам Мясникова ни в коей мере меня не подпустит близко.

И. ЖАНДАРЕВ Почему?!

Н. МЕДВЕДЕВА Потому что читатель "Cosmopolitan" должен быть мягким, пушистым котенком, у которого отрезаны когти.

И. ЖАНДАРЕВ А читатель Натальи Медведевой должен быть каким?

Н. МЕДВЕДЕВА Мягким, пушистым, с когтями, с зубками, с глазками, который может менять свою шкурку и превращаться в такую резвую быструю змейку.

И. ЖАНДАРЕВ Хищную?

Н. МЕДВЕДЕВА Иногда да, если грозит опасность.

Б. БЕРМАН Я читал очень много рецензий о ваших музыкальных проектах, и люди

Н. МЕДВЕДЕВА Где это вы их нашли?!

Б. БЕРМАН Вы знаете, да, целое досье. И люди, к чьему мнению я прислушиваюсь, они могут по-разному относиться к некоторым музыкальным идеям, которые у вас есть, но все сходятся в одном, что такого нет. Это страшно индивидуально.

Н. МЕДВЕДЕВА Т.е. как это такого нет, когда я есть?!

Б. БЕРМАН Я имел в виду, что это индивидуально. Когда-то выработали с Пугачевой в "Рождественских встречах". И я сейчас задам гипотетический вопрос: если бы у вас были деньги на то, что называется раскруткой, для того, чтобы справиться с этой пафосной системой шоу-бизнеса, которая существует в нашей стране, вы могли бы добиться уровня популяции Пугачевой?

Н. МЕДВЕДЕВА Вы знаете, я скажу такую вещь, конечно, ужасную, но добиться уровня популярности Пугачевой можно только в том случае, тогда, когда Пугачевой больше не будет. Потому что Пугачева будет до тех пор, пока она есть, - номер один, государственная звезда всех времен и одного народа. Как сказал, по-моему, ваш Киселев как-то где-то.

И. ЖАНДАРЕВ Он остроумный человек, если он это сказал.

Н. МЕДВЕДЕВА Нет, он сказал, что это женщина, к мнению которой в нашей стране все прислушиваются, чему я очень удивилась.

Б. БЕРМАН Наташа, вопрос простой: что вас больше всего огорчает? Не раздражает, не бесит, а именно огорчает?

Н. МЕДВЕДЕВА Вот меня огорчает как раз вот то, что вот все то, что вы перечислили обо мне, что невзирая на разные мнения, что все согласны, что это оригинальное что-то, индивидуальное, что я делаю. И вызывает интерес. И вот меня удивляет, что несмотря на то, что в нашей стране вроде бы уже какая-то коммерция, рынок, какие-то маркетеры, прощупывающие рынок потребителя, но никак не могут вот этого понять, что любом случае, слушатель и зритель ведь приходит к нам, слушатели мои все равно выкупают и кассеты. Вот, последняя кассета "20 век. Хроника предпоследнего лета". Здесь вообще стихи я читаю и Сергей играет

И. ЖАНДАРЕВ У нас закончилось время в эфире, к сожалению.

Б. БЕРМАН Мы сделали сегодня небольшой шаг по пути к тому, чтобы люди, которые не знают творчества Натальи Медведевой, они его узнавали. Спасибо вам большое, что вы к нам пришли! Извините, что мы скандалили.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024