Купить мерч «Эха»:

Пилот "Еженедельного журнала" - Сергей Пархоменко - Интервью - 2001-11-10

10.11.2001

10 ноября 2001 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Сергей Пархоменко - главный редактор "Еженедельного журнала".

Эфир ведет Сергей Бунтман.

С. БУНТМАН Сереж, добрый вечер. Я надеюсь, неделя в неделю, жестко, как заведено, как полагается появляться "Еженедельному журналу", он будет выходить.

С. ПАРХОМЕНКО Еще не сию минуту, а в декабре.

С. БУНТМАН А сейчас выходит т.н. пилотный номер?

С. ПАРХОМЕНКО Да, но мы называем его чуть-чуть иначе, прототипом.

С. БУНТМАН Так, по-автомобильному немножко вы его называете.

С. ПАРХОМЕНКО Да, совершенно верно. Открою небольшой секрет: он уже второй. Один мы выпустили две недели тому назад исключительно для внутреннего употребления, напечатали его буквально в нескольких экземплярах, никто его не видел.

С. БУНТМАН А для чего? Чтобы посмотреть?

С. ПАРХОМЕНКО Чтобы посмотреть, понять, в чем проблемы. Для того для понять, в чем проблемы с макетом, потому что для журнала это чрезвычайно важно. И для того, чтобы вообще освоить новую технологию. Журнал-то ведь другой. Мы говорим о команде, которая делала журнал "Итоги" на протяжении пяти с лишним лет. Потом у этой команды журнал отняли. Команда, тем не менее, осталась совершенно цела и принимается делать другой журнал. И я бы сделал здесь ударение на слове "другой". Это другой журнал.

С. БУНТМАН Чем он принципиально отличается от тех, уже теперь можно сказать, классических "Итогов"?

С. ПАРХОМЕНКО Прежде всего, он отличается внешне довольно сильно. И читатели это увидят. Он другого формата, он больше, он толще. Так, что это как-то сразу будет бросаться в глаза. Он отличается по композиции довольно серьезно. В нем появляется очень важный, на мой взгляд, раздел, который мы назвали "На днях", который представляет собой комплекс той практической справочной информации, которая нужна современному горожанину. Информация, главным образом, в сфере искусства и досуга.

С. БУНТМАН А какому горожанину, из какого города?

С. ПАРХОМЕНКО Во-первых, московскому.

С. БУНТМАН Все-таки москвоцентричный журнал?

С. ПАРХОМЕНКО Конечно. К сожалению, мы вынуждены ориентироваться в основном на московского читателя. Ориентировались просто на две вещи. Во-первых, на особенности распространения. Распространение, к сожалению, по-прежнему чрезвычайно плохо в России. Есть некоторые надежды и некоторые основания считать, что, кажется, возрождается подписка как институт. Кажется, почта начинает чуть-чуть лучше работать.

С. БУНТМАН Но пока почта сегодня повысила тарифы на открытки и письма.

С. ПАРХОМЕНКО Но что-то там такое оживает.

С. БУНТМАН Но недавно отказала в праве организациям дополнительные услуги, собственные, затребовать, и всякие вещи. Там немножко стали организовывать подписку, да?

С. ПАРХОМЕНКО В общем да, похоже, что какая-то цивилизация туда возвращается. А если она возвращается, это значит, что, может быть, подписка начнет работать, и, может быть, таким образом удастся наладить хотя бы какое-то, более или менее приличное распространение за пределами Москвы.

С. БУНТМАН Об этом сразу два вопроса из Петербурга. Почему я спросил, "москвоцентричный"? Потому что тут же мгновенно, два вопроса...

С. ПАРХОМЕНКО Тут же образовался Питер.

С. БУНТМАН Да, конечно.

С. ПАРХОМЕНКО Разумеется. Питер, конечно, на особом положении. В Питере более или менее можно это устроить, хотя тоже с очень большими проблемами. Скажу, например, что в Питере система распространения очень криминализована. Может, даже больше, чем в Москве. И, грубо говоря, влезть туда очень сложно. Тем не менее, я надеюсь, что нам это удастся. Кстати, даже эта информация справочного характера она если не московская, то питерская. Во всяком случае, пока. И даже на обложке у нас будет написано: "На днях в столице, и не только". Это самое "и не только"... мы ориентируемся на простую вещь. Нечто происходящее на таком расстоянии от Москвы, куда теоретически москвич может сорваться и поехать. На премьеру в "Мариинке" может сорваться и поехать. На какую-то потрясающую выставку в "Русском музее" может сесть в поезд и поехать, ничего страшного. Равно как и наоборот. Это второй аргумент. Я думаю, что люди, которые живут в других городах, и которые читают... Мы себе так представляем этого человека, который будет читать этот журнал. Это человек, который бывает в Москве, который представляет себе, что это за театры, выставочные залы, клубы и т.д., для которого эти названия что-то говорят. Конечно, мы должны ориентироваться в основном на московского читателя. Это одно отличие.

С. БУНТМАН Да, это одно. Потому что, все-таки, знаешь, как с Чайковским: "Мы любим "Итоги" не только за это". Вернее, сейчас "Еженедельный журнал". Аналитика, политические статьи, экономический блок, социальный. Все, что было сильным всегда в "Итогах".

С. ПАРХОМЕНКО Я бы сказал, что современная концепция нового журнала в некотором роде такова. Вы получаете за те же деньги под той же обложкой не один журнал, а два. Потому что первая большая часть журнала это серьезный, профессиональный, ответственный еженедельник, сделанный высококлассными журналистами, многие из которых знакомы читателю. Есть новые молодые ребята, отличные, особенно в сфере искусства. Есть несколько имен. Я абсолютно уверен, что из этих людей будут звезды в ближайшее время. Действительно, в совсем ближайшее время. Вообще, есть в журнале несколько новых имен. Есть множество имен хорошо знакомых. Все-таки сейчас, сидя на этом самом стуле, я понимаю, как изменилось и облегчилось мое собственное положение за последние несколько лет. Шесть лет тому назад я сидел ровно в этой студии и представлял журнал "Итоги", когда он должен был только появиться, и на вопрос: "Кто ваши звезды?", я как-то замялся и стал говорить: "Ну, понимаете, у нас редакция строится по другому принципу, сложно говорить. У нас все хороши. Мы вообще не гонимся за этим". В общем, я как-то вышел из положения, кое-как, хотя были люди, сразу начавшие журнал, известные, очень высокого класса. Пускай они на меня не обижаются, но тем не менее, редакция в то время была во многом анонимна для читателя. Во многом, не во всем. Было несколько имен, очень хорошо знакомых. Сейчас редакция состоит, по большей части, из перьев, которые читателю знакомы, из имен, которые что-то говорят, которые сами по себе являются неким знаком качества. Гольц, Пинскер, Ковальская, Рубинштейн, Ярослав Седов... сейчас, разумеется, опять много кого забуду. Имена людей, которые знакомы читателю и любимы читателем.

С. БУНТМАН И знакомы нашим слушателям еще даже не только потому, что, например, Пинскер и Хитаров работали когда-то на "Эхе", но они вели все это время радиовыпуск журнала "Настоящие Итоги".

С. ПАРХОМЕНКО Да. Здесь, я думаю, самое время сказать, что я и редакция, мы чрезвычайно благодарны радиостанции "Эхо Москвы", которая помогла нам выжить, несомненно, и помогла нам перенести этот очень психологически тяжелый для нас период, когда у нас не было журнала. Я думаю, что заслуга "Эха" и слушателей "Эха" во многом в том, что команда сохранилась, и мы приобрели чрезвычайно интересный опыт радиожурнала, который делали почти все это время.

С. БУНТМАН Скажем, что в другой форме у нас все это будет продолжаться. Мы уже разработали примерно регулярный выход "Еженедельного журнала".

С. ПАРХОМЕНКО Да, у нас есть кое-какие идеи на этот счет. Я надеюсь, что мы сможем, если на то будет воля "Эха" и эховских боссов, Бунтмана, Венедиктова и прочих, что мы сможем встревать...

С. БУНТМАН А мы уже договорились как. Вы, наверное, Сергей Пархоменко, не знаете...

С. ПАРХОМЕНКО Я знаю, я просто боюсь загадывать.

С. БУНТМАН Мы с вашими заместителями договорились. Давайте не будем загадывать, а будем уверены. Смешно, столько времени было о справочном журнале, что Аня спрашивает: "Что, будет журнал о досуге в Москве?"

С. ПАРХОМЕНКО Нет, ни в коем случае. Просто был вопрос о том, чем композиционно он отличается. Отличается этим, а еще тем, мне кажется, что это важно современному, такому вечно торопящемуся читателю, и тем не менее, читателю журнала, что в нем появляется довольно много информации короткой, информационно насыщенной, эксклюзивной. Мы давно заметили, делая журнал и имея уже какой-то опыт этого, что страницы, которые как бы мелко наструганы, состоящие из каких-то маленьких заметочек, читаются в первую очередь и очень охотно. Мы их сделали много в этом новом еженедельном журнале, причем они поделены тематическим образом. Есть научная, технологическая, компьютерная, юридическая, медицинская и прочее. Их штук 15 примерно рассеяно по журналу. Это довольно большой кусок, если иметь в виду, что журнал целиком 80 страниц. Штук 15 с информацией, которую, как мы надеемся, вы нигде больше не встретите, и с мыслями, и с оценкой этой информации.

С. БУНТМАН Потому что, действительно, это же журнал, еженедельный, а не ежедневная газета

С. ПАРХОМЕНКО Конечно. Поэтому мы вынуждены и обязаны все время следить за тем, чтобы не делать чужой обезьяньей работы. Не пытаться отнять хлеб у газет, что невозможно, у телевидения, у радио, информационных агентств, у Интернета теперь еще, и так далее. Наш подход к отбору информации должен быть особенным. И мы попробуем продемонстрировать, что это такое.

С. БУНТМАН Сережа, будет ли главная тема номера, еженедельная? Как она будет представлена?

С. ПАРХОМЕНКО Да, конечно. Вообще, я много раз уже говорил здесь, что культура еженедельного журнала заключает в себе очень много довольно жестких правил, которым любая редакция вынуждена следовать. Журнал загоняет редакцию в некие правила этой журнальной игры и наказывает за своеволие. Если попытаешься делать как-то очень хорошо, но неправильно, немедленно будешь за это наказан. Журнал начнет разваливаться, перестанет получаться. Наличие главной темы вещь чрезвычайно важная, ключевая, такой родовой признак для еженедельных журналов. Что такое главная тема? В нашем случае она будет называться просто "тема". Это большой блок материалов, сцепленных сложным образом между собой, сложным образом осматривающих какую-то одну поставленную проблему со множества разных, иногда противоречивых сторон.

При этом я хотел бы сказать, что ошибаются те, кто думает, что главная тема должна быть посвящена чему-то безумно сложному, глубокому и т.д. Мы сделали пилотный номер, где действительно взяли для главной темы вещь чрезвычайно многоплановую: все, что связано с собственностью на землю, причем с собственностью на землю сельскохозяйственную. Такое становление в России рынка земли и класса землевладельцев. И наша главная идея, что все, поезд ушел, остановить этого невозможно. Ни чиновники, ни депутаты, ни бандиты, никто не может остановить в России рождение класса землевладельцев, фермеров. Люди почувствовали к этому вкус. Кто-то смог добиться какой-то выгоды и успеха, а кто-то просто отдался этой страсти, во многом иррациональной. Все кончено, к колхозам нас никто никогда уже не вернет. Это сложная история. Понятно, что она стоит главной темы. Но я бы сказал, что мы будем стараться иногда брать для главной темы очень простые вещи. Тем это интереснее.

С. БУНТМАН Например?

С. ПАРХОМЕНКО Например, роликовые коньки. Я просто вспоминаю вещи, которые мы делали в "Итогах", и которые, мне кажется, были очень удачны. И мы будем идти этим путем дальше. Роликовые коньки, кофе, хлеб или вода. Одна из лучших тем, которые были сделаны нашей командой, это была "вода", все, что с этим связано.

С. БУНТМАН Да, я помню хорошо.

С. ПАРХОМЕНКО Выяснилось, что это страшно сложная, интересная и разнообразная субстанция. Есть вещи, которые окружают нас, где-то они совсем рядом. Я, например, очень давно уговариваю редакцию заняться такой вещью под названием "шифр". Даже в современной жизни нас окружает множество всяких зашифрованных, засекреченных вещей, начиная от кредитных карточек, которыми очень многие из нас пользуются, кончая всем тем, что связано с Интернетом, которым многие из нас пользуются, вся банковская жизнь, много всего. Вообще, выясняется, что человеку очень свойственно прятать, зашифровывать, закапывать.

С. БУНТМАН "Введите PIN".

С. ПАРХОМЕНКО Да. И это часть человеческой природы. И мне кажется, что попытаться вытащить из окружающей нас жизни эту штуку и показать, где она есть, сколько ее, где она сохранилась в современном мире, какую она играет роль в нашей жизни, даже если мы ее не замечаем... множество таких вещей. То, что мы не замечаем, но что на самом деле для нашей жизни чрезвычайно важно.

С. БУНТМАН У меня последний вопрос будет о политической остроте вашего журнала, о нейтральности, неангажированности. Потому что здесь был такой вопрос от слушателей. "Насколько ваша журналистская деятельность до сих пор еще основывается на обиде на Путина?" Так было сформулировано. О политической остроте журнала.

С. ПАРХОМЕНКО Моя журналистская деятельность ни на сколько не основывается на обиде на Путина. Потому что это глупо и неконструктивно, основывать на ней свою журналистскую деятельность. Когда придет время голосовать, мы разберемся с Путиным. Я как-то распоряжусь своим голосом так, как захочу. А что касается моей журналистской деятельности, то обижаться тут не на кого, незачем и не за что. Что касается остроты, мне кажется, что моя профессия, журналистская профессия переживает очень тяжелые времена сегодня. Не потому, что кто-то ее зажимает и на нее нападает. Хотя, надо сказать, что во многих случаях это так. То, что происходит с ТВ-6, например, абсолютно позорная история сейчас с попыткой отнять несколько передач и т.д., - это просто мерзость на самом деле, и ничего больше. И то, что бывшие коллеги журналистов, которые работают теперь на ТВ-6, молчат по этому поводу, это вторая мерзость. Я считаю, что Шендерович абсолютно прав, когда он обращается именно к своим бывшим друзьям и коллегам с вопросом: "Ребята, а вы-то что про это думаете?" Ну, да ладно. Я просто к тому, что бывает, давление действительно существует. Но помимо этого, существует очень мощное давление изнутри. Это как в садящемся самолете, когда пилот не очень аккуратный и садится как-то слишком грубо...

С. БУНТМАН Как трамвай.

С. ПАРХОМЕНКО Да. Когда уши страшно закладывает, и все начинают, кто какой-нибудь леденец сосать, кто сглатывать, кто вдыхать, кто зевать, чтобы уравнять давление. У меня такое впечатление, что многие наши коллеги как-то страшно гримасничают и мучаются, пытаясь уравнять это давление. Например, что я имею в виду? Происходит на самом деле довольно комичная история с Генеральным прокурором, который является у нас главным информационным агентством во всем, что касается операции по спасению подводной лодки "Курск". Много можно рассуждать, почему, зачем ему это надо, с чего ему вдруг взбрело в голову этим заниматься и так далее. Но, в конце концов, ладно, это его дело. Хочет? Пусть.

Но снова и снова в одной газете, в другой, на одном радио, на другом, на одном телеканале, на другом появляются жалкие верноподданнические визги по поводу того, что "а некоторые коллеги такие подлые твари, что они не оценивают, как заботится о нас наш дорогой Генеральный прокурор, который снабжает нас этой информацией на холодном ветру! И делает эту работу так замечательно, так художественно, так профессионально, так точно, так ясно и так чудно!" Это вроде смешно. Ну, хорошо, нравится тебе начальник люби начальника. Зачем же кричать об этом так громко? Я бы сказал, что в нашей профессии в последнее время было нарушено довольно много разных правил приличия. Мы хотели бы делать журнал таким образом, чтобы об этих правилах приличия напомнить, чтобы вернуть их в ход. Чтобы выяснилось, что есть команда, которая следит за соблюдением профессионального такта, профессионального этикета, и делает свое дело хорошо.

С. БУНТМАН Итак, прототип?

С. ПАРХОМЕНКО Пока прототип.

С. БУНТМАН Купить можно будет?

С. ПАРХОМЕНКО Купить его будет нельзя, но мы напечатаем несколько тысяч экземпляров и раздадим его довольно широко, и по коллегам, и по разного рода компаниям, по политическим кругам и т.д. У меня есть одна просьба к читателям. Она звучит чрезвычайно примитивно, но я просил бы принять ее буквально, в лоб. Спрашивайте "Еженедельный журнал". И этим вы приближаете его рождение и вы облегчаете его рождение, и этим вы приближаете встречу с ним, если она вам нужна. Подойдите к киоску и спросите: "А где еженедельный журнал?" Спросите это у киоскера. Раз спросите, второй спросите, а на третий раз он появится. Потому что киоскер будет знать, что он кому-то нужен. Спасибо.

С. БУНТМАН Хорошо. Сергей Пархоменко, с которого я беру обещание. Когда выйдет первый номер, после того, как его прочтут читатели и наши слушатели, мы ответим, может быть, на вопросы, Сереж?

С. ПАРХОМЕНКО С удовольствием.

С. БУНТМАН Сразу же по конкретным делам будут говорить и слушатели, и читатели. Ни пуха, Сереж.

С. ПАРХОМЕНКО К черту.

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Сергей Пархоменко - главный редактор "Еженедельного журнала".


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024