Купить мерч «Эха»:

Лев Новоженов - Интервью - 2001-10-27

27.10.2001

27 октября 2001 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Лев Новоженов, телеведущий

Эфир ведут Ксения Ларина, Ринат Валиулин

К.ЛАРИНА: Прямо из телевизора к нам на радио прибыл Лев Новоженов. Здравствуйте, с праздником

Л.НОВОЖЕНОВ: Спасибо, вас также.

Р.ВАЛИУЛИН: Легко прибыли или с трудом?

Л.НОВОЖЕНОВ: Вчера было такое событие: "ТЭФИ" - церемония, потом фуршет, столько друзей, столько приятных лиц, столько людей, которых надо поздравить, выпить с ними, естественно, потому что не на сухую же поздравлять Народ же молодой, здоровый, а у меня уже возраст, 55. А порывы - как у молодого.

Р.ВАЛИУЛИН: Но удар пока держите?

Л.НОВОЖЕНОВ: Держу, стараюсь изо всех сил. Вот сижу на стуле.

К.ЛАРИНА: Сказал уже Лев Новоженов магическую цифру 55. Кстати, вчера буквально в нашей программе "Без посредников" из Санкт-Петербурга пришла заявка на Вас, просили Вас поздравить с юбилеем и позвать в эфир, собственно говоря, это и произошло. Так что поздравляем. Будете отмечать как-то?

Л.НОВОЖЕНОВ: Мы целую неделю уже отмечаем, а еще 31 будет вечер в ЦДЛ.

Р.ВАЛИУЛИН: Это декабря?

Л.НОВОЖЕНОВ: Октября. Хотя сейчас непонятно, какое число, уже все смешалось, но 31 октября - это я удерживаю в памяти. Вечер в Центральном Доме литераторов Я не знаю, он сейчас имени Фадеева или уже нет.

К.ЛАРИНА: Нет, пусть он будет сначала

Р.ВАЛИУЛИН: Во всяком случае, я знаю, что там скоро откроется кинотеатр, через неделю.

Л.НОВОЖЕНОВ: Я по радио сейчас слышал, очень удивился.

Р.ВАЛИУЛИН: Антон Долин рассказал.

Л.НОВОЖЕНОВ: Сейчас по радио, ехал к вам, слышал по "Эху Москвы". Кинотеатр. Очень удивился. Потому что я же там 31-го, я не знал, что я в кинотеатре буду, я думал, что это Центральный Дом литераторов. Сейчас скажу, а то выпадет из головы. Вечер-презентация книги моей, совмещенный с днем рождения вечер такой будет 31-го в 19 часов.

К.ЛАРИНА: Тогда с книжки и начнем.

Л.НОВОЖЕНОВ: Книга только сейчас принесли.

К.ЛАРИНА: Книга зелененькая. Это "Антология сатиры и юмора. Россия, 20 век". Эту серию мы представляем постоянно в "Книжном казино" и в других программах, я даже помню, Вы же уже у нас по этому поводу были вместе с Володей Вишневским.

Л.НОВОЖЕНОВ: Да, мы говорили об этом проекте.

К.ЛАРИНА: Когда он только выпускался.

Л.НОВОЖЕНОВ: А потом вы, наверно, приглашали тех из живущих ныне писателей, произведения которых в этом проекте выходят. Наверно, Шендерович у вас был, Вишневский, Аверченко у вас не было, не смог прийти. Фазиль Искандер был?

К.ЛАРИНА: Фазиль Искандер был, книгу Григория Горина мы представляли.

Л.НОВОЖЕНОВ: Поэтому для меня большая честь и даже какая-то неловкость, как у драматурга Максудова из "Театрального романа", который в афише увидел свою фамилию рядом с именами Шекспира, Мольера. Вот ваш покорный слуга удостоился чести стоять рядом с классиками великими и умевшими, еще живущими Шендерович же классик.

К.ЛАРИНА: В какой-то степени да.

Р.ВАЛИУЛИН: Он, наверно, считает так.

Л.НОВОЖЕНОВ: Я сейчас слышал, что он с "Ментами" в Кремле выступает. Значит, классик.

К.ЛАРИНА: Он хороший человек.

Л.НОВОЖЕНОВ: Хороший Он еще молодой, еще неизвестно.

К.ЛАРИНА: У него еще есть возможность классиком быть. Давайте про Вашу классику. Кстати, Вы продолжаете писать, или это все, что было написано вами за годы и годы?

Л.НОВОЖЕНОВ: Сейчас я поставил себя в такое положение неловкое, когда снова приходится писать. Сейчас новый проект телевизионный, такой скромный утренний, называется "Пять минут со Львом Новоженовым". Но, несмотря на то, что это 5 минут, это 3 страницы текста каждый день. И я за этот месяц написал уже 2 печатных листа, 50 страниц текста. Я так в уме подсчитал

К.ЛАРИНА: На злобу дня?

Л.НОВОЖЕНОВ: Я не люблю этого слова "злоба дня". Откуда оно взялось? На сдобу дня. Я же не злой, не такой, как Шендерович. Я добрый человек.

К.ЛАРИНА: Шендеровичу дайте поспать, а то он сейчас будет икать и проснется. Дайте отдохнуть человеку.

Р.ВАЛИУЛИН: То есть Вы были добрый и уже испортились?

Л.НОВОЖЕНОВ: Я не старик. Это на тему дня, на атмосферу дня, скорее так. Но, тем не менее, это какие-то тексты.

К.ЛАРИНА: Можно сравнить это с тем, что Вы писали в "Московском комсомольце"?

Л.НОВОЖЕНОВ: Можно. "Рубрика Ф" она называлась. Но я пишу, меня, слава богу, пока никто не трогает, и я пишу, что я хочу - что в голову мне вдарит, или какая-то тема, которая звучит неотвязно. Открываю газету, там написано Аронов умер. И у меня уже мыслей никаких нет ни про Путина, ни про Афганистан

К.ЛАРИНА: Удивительно, тихое событие, между прочим.

Л.НОВОЖЕНОВ: Да. А человек был замечательный. Без него пейзаж московский пустоват. Ушел человек, который был очень важной составляющей этого пейзажа. Ну вот, я беру и пишу про Сашу, и мне никто ничего не говорит. Не говорят ты что, с ума сошел, Афганистан

Р.ВАЛИУЛИН: А не говорят, что не хватает видеоряда? Все-таки писать газету и писать в телевизор это разные вещи.

Л.НОВОЖЕНОВ: Ты знаешь, это такая наглость: когда все о чем-то очень долго говорят, нужно взять и сделать наоборот. Все говорят вот, телевидение, говорящие головы А тут вдруг бух - и ты без всякого видеоряда, практически это радио.

К.ЛАРИНА: У нас это делает Андрей Черкизов на 6 канале.

Л.НОВОЖЕНОВ: Это делает Андрей замечательно.

Р.ВАЛИУЛИН: Но у Андрея борода, это все-таки часть видеоряда.

Л.НОВОЖЕНОВ: У него был замечательный проект "Час быка", не знаю, он сейчас есть?

К.ЛАРИНА: Сейчас он называется "Назло".

Л.НОВОЖЕНОВ: Есть Леонтьев

Р.ВАЛИУЛИН: Тоже с бородой. Щетина у него есть тоже.

Л.НОВОЖЕНОВ: Сейчас все сейчас Киселев с бородой

Р.ВАЛИУЛИН: Стараются на благо видеоряда.

Л.НОВОЖЕНОВ: У Черкизова лицо видеоряд, конечно. Это даже жалко перекрывать какими-то картинками, это просто обворовывать телезрителя.

Р.ВАЛИУЛИН: Надо брать план еще сбоку и сзади, я думаю, что будет богаче картинка.

Л.НОВОЖЕНОВ: Несколько экранов.

Р.ВАЛИУЛИН: Или зеркала.

Л.НОВОЖЕНОВ: Я подумал, что утренняя передача, люди на работу идут - они смотрят или в кружку с кофе, с чаем

К.ЛАРИНА: Они все равно слушают телевизор.

Л.НОВОЖЕНОВ: Нужно бросить взгляд: этот мужик еще есть на экране? Есть успокоились, продолжают пить чай утренний. Может быть, вечером такое нельзя показывать. Особенно с Черкизовым. На ночь нельзя Привет ему большой.

Р.ВАЛИУЛИН: С благодарностью.

Л.НОВОЖЕНОВ: Я подумал, на эту передачу, на эту мысль еще навела программа Матвея Ганапольского "Шесть часов с Матвеем Ганапольским". Я подумал 6 часов никто не выдержит. 5 минут. Или "Одна минута со Львом Новоженовым". И ни на что не претендует, никто потом не будет говорить, что вот утюг включишь, а там Новоженов. Будет очень скромно. И вроде человек работает, не зря получает зарплату, вроде неудобно его уволить тоже, все-таки 5 минут... Потом, я подсчитал, на самом деле это не 5 минут, это в трех часовых сводках 15 минут, полмиллиона человек смотрит только в Москве. За неделю набегает будь здоров сколько. Это нормально. Эту-то закрыли передачу "Большие секреты" Ее открывают закрывают. Причем немотивированно

К.ЛАРИНА: А что это было? Я не успела даже ее увидеть.

Л.НОВОЖЕНОВ: Да я сам не понял, что это за передача - ее прихлопнули. Причем я сомневался все лето, когда мне говорили Я ходил за продюсерами и говорил - я хочу работать А они говорят работайте. А что я буду делать? Да все у вас нормально, отлично. Вот передачу будете делать часовую в прайм-тайм в воскресенье. Я говорю - знаете, у меня сомнения разные. Может быть, на всякий случай еще что-нибудь? Они говорят ну куда Вам? У Вас выше крыши уже Бах, вышло две программы - ее закрыли. Я прихожу, мне говорят - мы ее не закрыли, это мы ведение закрыли. А Вас мы не закрыли, на доработку отправили.

К.ЛАРИНА: Куда?

Л.НОВОЖЕНОВ: Ну, отправили. "Пораскиньте мозгами, как ее лучше сделать". Ну, мы стали думать, как лучше, и только придумали ее закрыли. Я прихожую, говорят все, уже закрыто. Я говорю ну как, вы же на доработку Нет, говорят, мы решили ее вообще закрыть.

К.ЛАРИНА: И что у Вас осталось? "Пять минут?"

Л.НОВОЖЕНОВ: "Пять минут". Ой, смешно Вот такова телевизионная жизнь

К.ЛАРИНА: А всякие "Сегоднячки", "Времечки"? У меня все в голове перепуталось.

Л.НОВОЖЕНОВ: Понимаешь, я разбрасываю проекты по всему лицу. "Сегоднячко" на ТНТ идет. Но я там один раз в эфире, если говорить обо мне как о ведущем. Там только мой портрет в заставке. Они работают. Но они уже сами по себе, они взрослые. Там "Времечко", там "Сегоднячко", там "Тушите свет"

К.ЛАРИНА: А почему "Старый телевизор" не понравился?

Л.НОВОЖЕНОВ: Я тоже у них спрашивал. Они говорят знаете, мало рекламы очень. Я дошел там до самого главного рекламщика. Говорю что мало рекламы? Там 15 минут рекламы. Там столько было рекламы, что под закон под новый уже нельзя столько: на 40 минут 15 минут рекламы. Я говорю правда, что мало рекламы? Они говорят нет, неправда, рекламы нормально. А в чем же дело? - Она не спонсороемкая передача. - Что-то? - Не спонсороемкая. Я говорю а "Просто Марина" спонсороемкая? - "Просто Марина" спонсороемкая. А эта не спонсороемкая.

К.ЛАРИНА: А что такое спонсороемкость?

Р.ВАЛИУЛИН: То есть одни утюги и кофемолки что ли можно рекламировать, или приглашать, соответственно, таких спонсоров, или что?

Л.НОВОЖЕНОВ: Черт его знает. Я так понял, если грубо говорить, что можно больше бабок срубить на таких проектах. А там что спонсорам делать? Передача дешевая, там спонсорам негде развернуться.

К.ЛАРИНА: В конце программы говорить: "А теперь, Марья Ивановна, спасибо за то, что вы к нам пришли, вот вам пакет косметики от фирмы "Пум-пум"".

Л.НОВОЖЕНОВ: Нет, когда дорогой проект, то можно спонсоров позвать и сказать, что дайте нам на программу побольше денег. А когда проект дешевый что просить у спонсоров? Они скажут а за что? Ну, сидят два мужика, разговаривают. Или мужик и тетка. А здесь народу много

К.ЛАРИНА: Придумайте другую программу спонсороемкую.

Л.НОВОЖЕНОВ: Я придумал, а ее закрыли. Почему я еще не выяснял. Там всегда что-то можно сказать. Ну, скажут, что рейтинг низкий. А ты скажешь, что как низкий посмотрите "Комкон" по Москве. Они говорят - по Москве высокий, а в России низкий. А нас Россия интересует. А если ты скажешь а смотрите, какой в России высокий, они скажут в Питере низкий. Продюсеры с ними не поспоришь. Но будем что-то еще делать. Лет немного, 55 всего лишь, все еще начинается только. Золотой возраст.

Р.ВАЛИУЛИН: Тяжела и неказиста жизнь телевизионного работника.

Л.НОВОЖЕНОВ: Нет, хороший возраст 55 лет. Уже любовь не туманит голову, мозги ясные, здоровьишко еще более или менее

К.ЛАРИНА: "Здоровьичко" - хорошее название для программы.

Р.ВАЛИУЛИН: Оригинальное.

Л.НОВОЖЕНОВ: Ну, вот книга вышла

К.ЛАРИНА: Книга - это хорошо. Что там в книге?

Л.НОВОЖЕНОВ: Только сейчас привезли книгу.

К.ЛАРИНА: Там то, что Вы написали?

Л.НОВОЖЕНОВ: Я смотрю вроде фамилия моя. Книгу делала моя жена, она ее собирала. Потому что я честно Вам скажу, я испытываю отвращение к перечитыванию старых текстов. Видимо, многие авторы.

Р.ВАЛИУЛИН: Нет, некоторые любят себя публиковать.

К.ЛАРИНА: Цитировать: "Когда-то я писал"

Л.НОВОЖЕНОВ: Книгу делала жена, но кое-что я узнаю. Я не ожидал, что она такая толстая будет, но получилось ничего, вполне солидная, листов 20. Есть фотографии из жизни: вот жена меня целует, вот машина "Времечко", вот машина, написано "Телекомпания "Авторское телевидение"", где я работал. Вот мои все друзья Ира Ефремова, Воеводин, Леша Эйбоженко, вот Ольга Журавлева, вижу, еще молодая здесь совсем. Но она и сейчас молодая. И здесь в основном короткие рассказы. Я всегда писал короткие вещи, потому что очень стеснялся занимать чужое время. Я думаю времени у людей нет. Сейчас столько развлечений кино, домино, эскимо, но на 5 минут могу оторвать человека от других

-

К.ЛАРИНА: На пейджере много вопросов. Конечно же, вопросы касаются, прежде всего, вчерашнего события, церемонии вручения "ТЭФИ". Просят несколько слов сказать по этому поводу, Ваши впечатления. И хороший вопрос пришел от одной нашей слушательницы: "Любят ли друг друга сотрудники телевидения".

Л.НОВОЖЕНОВ: Вот этот вопрос удивительный. Когда кто-то из сотрудников говорит: "Вы меня не любите, Лев Юрьевич". А я говорю ты что, помидор что ли, чтобы тебя любить? Что же друг друга любить? Уважать друг друга, действовать в соответствии с этикой профессиональной - а любить не надо. Любовь может очень быстро обернуться ненавистью, так что любовь это опасная штука. Я присутствовал вчера на "ТЭФИ" и в качестве гостя, и в качестве человека, который должен был вручать "ТЭФИ" и вручил в номинации "Ток-шоу". Получила "ТЭФИ" программа "Жди меня", но Игорь Кваша, ведущий этой программы, замечательный актер, в этот день был занят в спектакле, и за него получали ответственные товарищи Константин Львович Эрнст и Александр Любимов. Что касается других творцов, создателей этой программы, они сейчас в Панаме, насколько мне известно, они делают какой-то суперпроект на каком-то острове. Но не буду касаться чужих тайн. Может быть, об этом нельзя говорить, но было очень приятно. Вообще вручать призы Все время же приходится неприятное что-то делать людям все время им отказывать или просить денег каких-то. А тут ты что-то даешь, даже если это не твое, а чужое, все равно ты видишь, что приятно людям. И это очень заряжает бодростью. Кроме того, там было много друзей моих близких, которые получили "ТЭФИ", не могу не сказать и не поздравить уже публично.

К.ЛАРИНА: Кролика со свиньей.

Л.НОВОЖЕНОВ: Да, мои редакторы их называют свиньями. Они говорят вот, тебе свиньи звонили Содержательный образ. В общем, получил творческий коллектив студии "Пилот" во главе с Александром Михайловичем Татарским, получил эту тяжелую статуэтку. Александр Сергеевич Леньков был, Леша Коган, Ростик Кривицкий, Володя Неклюдов, Серега и один и другой директор и режиссер программы. Мы выпили с ними. Очень я за них рад.

К.ЛАРИНА: Скучают они без Вас?

Л.НОВОЖЕНОВ: Говорят, что скучают. Я-то по ним точно скучаю. Ну, восполняю разлуку редкими встречами у них там на Покровских воротах. Они тоже не дураки по этому делу. Болтаем, разговариваем. Они очень волновались, они очень хотели получить эту "ТЭФИ". Я-то уже подостыл к этому делу, а они все-таки молодые, они еще радуются подаркам судьбы Я помню, я попал в Японию в Иокогаме в Диснейленд. Взрослый мужик. Я так затосковал по дочери, что она всего этого не видит. Потому что я бы ее радости радовался. Мне зачем эти карусели? Так что я очень рад за то, что они получили "ТЭФИ".

К.ЛАРИНА: А Вы получали "ТЭФИ"?

Л.НОВОЖЕНОВ: Нет. Номинировался. Я все время вручал, но не получал. Я так привык к этой штуке, что я как будто получал. Я ее все время держал в руках, как будто она у меня есть. Но зато могу похвастаться: "Золотого Остапа" получал в качестве художественного руководителя программы "Времечко". "Времечко" номинировалось в бытность мою художественным руководителем, мы там все время с Малкиным тягались. Он говорил ты не думай, что это твоя авторская программа, это делает большой авторский коллектив. И когда я привез "Остапа" из Санкт-Петербурга, шел на работу в понедельник, он мне говорит: "А где "Золотой Остап"?" Я говорю: "Как где? Дома у меня". Он говорит: "Нет, ты должен его привезти, он здесь должен стоять". Но я не привез его, он у меня дома стоит. Один раз его Швыдкой уронил, и у него низ отвалился. Красивая такая статуэтка, такая же, как "ТЭФИ", хотя "ТЭФИ" делал Неизвестный Эрнст, а тут имя скульптора поскромнее.

К.ЛАРИНА: А хотелось бы получить "ТЭФИ"?

Л.НОВОЖЕНОВ: Что греха таить, мы же до смерти остаемся детьми, которые любят игрушки, машинки, премии. Конечно, было бы приятно. Но и так тоже ничего, можно жить. Больше бы хотелось "Оскара" получить, потому что за "ТЭФИ" же ничего не дают. Денег же никаких, только эта тяжелая Причем это не гарантирует и не защищает от того, что тебя выкинут из эфира

К.ЛАРИНА: Или своруют твою программу.

Л.НОВОЖЕНОВ: Или своруют программу. Ты будешь кричать я же "ТЭФИ" получил, а тебе скажут у тебя программа не спонсороемкая.

Р.ВАЛИУЛИН: Хотелось бы поговорить более серьезно о том, что такое художественное руководство программой. Вы говорили о "Времечке", а в целом мы говорим

Л.НОВОЖЕНОВ: Художественное руководство - это как Путин. Он художественно руководит страной. Он может не влезать во все вещи, но одно его присутствие, оно подтягивает.

Р.ВАЛИУЛИН: Но оно же не просто административное руководство, а художественное.

Л.НОВОЖЕНОВ: Художественное. Очень тонкая грань. Дело в том, что иногда художественный руководитель (и я сам тоже грешен) считали себя обязанными тоже во все влезать команды, приказы издавать А потом я понял, что художественное руководство оно как озонатор действует. Он может просто говорить ни о чем. Или прийти и молча смотреть кому-то в глаза - это тоже приемы художественного руководства. Это, скорее, создание творчески плодотворной атмосферы. Чем какие-то указания делай это, не делай это

Р.ВАЛИУЛИН: Но при этом всегда же хочется, чтобы твоя программа была лучше, чем остальные. Как создать такую передачу, которая была бы оригинальной, которая не стала бы повторением того, что уже есть?

Л.НОВОЖЕНОВ: Все идут к этому своим собственным путем. Все зависит от удачи и случая, когда в одном месте в одно время сходятся благоприятные очень факторы: хороший продюсер, ты еще не устал и не озверел от всего, и тебе что-то еще хочется делать, и команда. Команда - это вообще первое дело: какие люди, насколько эта комбинация благоприятная, как вы сходитесь, срастаетесь. Так было с "Тушите свет". Сейчас возникла программа в этом году, она, может быть, не выжила бы и не состоялась. Она возникла в тот момент, когда она была нужна и когда она могла удивить и порадовать. А сейчас она уже тоже хорошая программа, но она уже встала на ноги. Молодая программа она как маленький ребенок. Она может простудиться, умереть, очень запросто, ее нужно кутать.

Р.ВАЛИУЛИН: Вчера на церемонии не было актера, который исполняет роль Хрюна.

Л.НОВОЖЕНОВ: Как не было, я его видел, Леша Коган.

Р.ВАЛИУЛИН: Он подтянулся попозже. Во всяком случае, они выходили на сцену, и Леньков говорил об этом - жалко, что этого персонажа не было на сцене.

Л.НОВОЖЕНОВ: Александр Сергеевич два раза выходил на сцену. За "КОАПП" они получили

Р.ВАЛИУЛИН: Значит, он подъезжал, но к тому времени его не было. Что он из себя представляет?

К.ЛАРИНА: А они были часто у нас в гостях. Артист Театра Сатиры.

Л.НОВОЖЕНОВ: И он сейчас артист Театра Сатиры, а в недавнем прошлом он артист Театра имени Моссовета. Молодой. Ему 28 лет, абсолютно не похож на Хрюна, разве что румянцем тоже румяный, как и Хрюн. Очень интеллигентный.

Р.ВАЛИУЛИН: Было подозрение, что он человек совершенно противоположный его образу.

Л.НОВОЖЕНОВ: Абсолютно рафинированный человек, умница, эрудит. Я не помню, что он закончил то ли Щукинское, то ли Щепкинское, но человек с настоящим натуральным театральным образованием. И очень хороший актер, потрясающий пародист. Не хуже Галкина, кстати говоря. И в этом качестве я бы его попросил что-то сделать. Он у меня будет на вечере в ЦДЛ. Не хуже Галкина. Но он серьезный актер

К.ЛАРИНА: Но Леньков тоже серьезный актер. Вот кто классик.

Л.НОВОЖЕНОВ: Классик, народный артист, между прочим, России. Человек невероятного обаяния, красавец. Вы бы видел его. Он как раз похож на своего персонажа.

К.ЛАРИНА: Он был вчера потрясен совершенно искренне этим событием радостным, именно Леньков, потому что привыкли мы по советским традициям на такие программы ходить как на халтуру, о чем он вчера и говорил. А оказалось, что это такая вещь.

Л.НОВОЖЕНОВ: Потом, у него радио-прошлое богатое. Знаменитые радиопередачи советского радио еще того

Р.ВАЛИУЛИН: Еще вопрос. Я заметил, что гости, которые беседуют с этими двумя персонажами, каким-то образом все-таки влияют на них, ведущие программы. Вы замечали, что ваши персонажи менялись после или в процессе общения с ведущим? Скажем, Хрюн пытался быть немножко грубоватым или излишне грубоватым с Познером, тот ему не дал, показал, что со мной так разговаривать нельзя - тот, я смотрю, стал себя сдерживать иногда. Другие гости тоже иногда немножко другой тон задают беседе.

Л.НОВОЖЕНОВ: Мне трудно говорить об этой передаче, я ее ревную.

К.ЛАРИНА: Ну, так вернулись бы, сказали бы возьмите меня обратно.

Л.НОВОЖЕНОВ: Ну как, обратно? Там же все раскололось. Кстати, одной из номинаций. Я, кстати, этот момент пропустил, я не знаю, что сделали с этой номинацией событие года. Ситуация с НТВ.

К.ЛАРИНА: Ничего. Ее объявили как номинацию, что тоже странно само по себе, какая-то глупость и все. Но победил же проект "Время местное", чем все были очень рады. А это что за ерунда, что за событие такое? Смерть двух каналов как это можно делать событием?

Л.НОВОЖЕНОВ: Я бы даже больше сказал. Это не просто смерть двух каналов это огромная этическая катастрофа, которая заразила, как Чернобыль, и мы все это почувствовали. Так же, как чернобыльцы на следующий день после катастрофы: Украина, Белоруссия, Россия жила прежней жизнью народ ел мороженое и никто не падал, но все понимали, что произошло что-то неотвратимое, что будет в поколениях действовать на людей. И я без преувеличения могу сказать, хотя кто-то может сказать - да подумаешь, телевидение само по себе, а мы сами по себе. Тем не менее, у всех на глазах произошла этическая катастрофа. Уровень нравственности в обществе понизился. Так же, как он разом понизился после катастрофы в Нью-Йорке. Не сравниваю эти события, но что-то общее в них есть. Даже феномен талибов - не только афганский феномен. Это мировой феномен. У меня такое ощущение, что ими правят студенты. Талибы приводятся как ищущее. У меня такое ощущение, что сейчас руководят очень многими вещами важными люди, которые только ищут себя и все еще никак не найдут, а может быть, и никогда не найдут.

Р.ВАЛИУЛИН: А может быть, ищут себе побольше?

Л.НОВОЖЕНОВ: Я очень много могу говорить на эту тему, но это все очень больно нас всех ударило.

Р.ВАЛИУЛИН: Во всяком случае, можно констатировать, что лицемерие стало почти что нормой жизни, в том числе и телевизионной.

К.ЛАРИНА: Давайте обратимся к слушателям. На пейджере обижаются, что вы не читаете вопросы с пейджера. Я вам скажу честно, поскольку я около него сижу: ничего интересного я там не нахожу. Такие дежурные вещи типа творческих планов жалко тратить время. По телефону. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, я хотел бы спросить Льва Новоженова о следующем. У меня возникло такое ощущение, что когда Вы ушли из передачи "Тушите свет", она стала немного интереснее. Меня зовут Владимир.

Л.НОВОЖЕНОВ: В вопросе заложен ответ. Потому что я ушел, и передача резко повысила свой уровень, вот и ответ. А что вы так стесняетесь? Вы бы говорили Вы, Лев Юрьевич, придурок, Вам нельзя, а то Вы уже больно

Р.ВАЛИУЛИН: К вопросу об этой же передаче. Авторские права кому принадлежат? Самые технические вопросы, может быть, самые важные.

Л.НОВОЖЕНОВ: Я думаю, студии "Пилот".

К.ЛАРИНА: Алло, добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Лев Юрьевич, мне очень интересно. Вы сейчас говорили о нравственном падении после раскола НТВ, после падения двух каналов. А вот Вы лично как известный человек, ведущий, примелькавшийся на экране, бывший одним из тех, кто создавал лицо этого НТВ, Вы несете сами, как Вы сами считаете, безусловно, моральную ответственность колоссальную за это все? Меня зовут Наташа.

Л.НОВОЖЕНОВ: Несу. И сейчас несу.

К.ЛАРИНА: Алло.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Меня зовут Марина Анатольевна. Я когда-то у Льва Юрьевича ведущей народной была. И вопрос у меня ко Льву Юрьевичу. Нет, я его люблю, я его обожаю, я поздравляю его с днем рождения, желаю ему здоровья, здоровья и здоровья, а все остальное или украдем, или купим. Всего доброго.

Л.НОВОЖЕНОВ: Спасибо.

К.ЛАРИНА: Украдем или купим это актуально.

Л.НОВОЖЕНОВ: Это была такая передача "Иванов, Петров, Сидоров". И там были так называемые народные ведущие, но они были действительно народные.

К.ЛАРИНА: Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день, это Александр. Простите, а кому нужна эта "ТЭФИ"? С таким пафосом вчера высказывались

Л.НОВОЖЕНОВ: Я думаю, кому они нужны Они, прежде всего, нужны тем, кто их получает. Актеры, писатели - вообще все люди, которых можно назвать художниками, - они как женщины, да и вообще как любой человек, нуждаются в ободрении, в комплиментах. Многое им высказывается в лицо злобных вещей, в том числе на работе. Сейчас радиослушатель звонил, сказал, что передача стала лучше И такого много говорится. А мы же живые люди. Иногда руки опускаются. И есть такой день в году, такой Юрьев день, когда им говорят только приятные вещи. Кроме того, страна тоже нуждается, потому что она нуждается в праздниках, фестивалях. Страна очень нуждается в праздниках. В стране очень много похорон происходит. Мы год хороним "Курск", мы, в принципе, его хороним каждый день, Чечня эту не пережили эпоху. Сейчас еще Афганистан, Нью-Йорк. Кожа начинает шелушиться, начинается депрессия. Тут правильно сказал Шойгу, что Путин вытаскивает страну из депрессии. Я бы сказал не только Путин, но вы, кстати "Эхо Москвы", когда вы веселитесь в эфире, "ТЭФИ", когда происходят кинофестивали, когда происходят театральные праздники, их сейчас стало больше. Потому что можно заболеть, можно умереть от этого количества похорон. Вот кому нужна "ТЭФИ". Я ответил?

Р.ВАЛИУЛИН: Наверно, не была бы премия морально дороже для получателей, если бы победители выбирались бы на основе каких-то голосований среди слушателей?

Л.НОВОЖЕНОВ: Это же премия не телезрителей, это премия академиков.

Р.ВАЛИУЛИН: Да, я и говорю не была бы она более значимой, если бы выбирали победителей сами зрители?

Л.НОВОЖЕНОВ: А никто не мешает сделать еще одну премию зрительскую? Кто мешает? Ее, может быть, и надо сделать. Нужно сделать радиопремию. Вообще, премия должна быть электронных средств массовой информации, плохо, что она только телевизионная, потому что сегодня налицо такой симбиоз радио и телевидения, многие программы создаются теми, кто телевизионные и наоборот.

Р.ВАЛИУЛИН: Просто у многих возникает такое впечатление междусобойчика: вот этому дали в этом году, в следующем не дадим, этого поощрим

Л.НОВОЖЕНОВ: Не страшно. Люди же играют.

К.ЛАРИНА: Слава богу, что денег не дают. Это правильно.

Л.НОВОЖЕНОВ: Да, особенно у нас, потому что у нас мало же денег в стране. То есть может быть где-то и много

К.ЛАРИНА: Очень хорошо, что вчера вдруг появились настоящие звезды регионального телевидения. Давно уже надо было это сделать.

Л.НОВОЖЕНОВ: Нельзя это все. Даже Нобелевскую премию нельзя принимать очень всерьез. Вы знаете, что ее не получал ни Толстой, ни Чехов

К.ЛАРИНА: Зато Шолохов получил.

Л.НОВОЖЕНОВ: Получил Шолохов, многие достойные люди. Так же, как "Оскар". Я не помню кто, режиссер "Форрест Гампа" через 14 лет получил, и Коппола тоже получил не сразу, я сейчас, боюсь ошибиться, но есть величайшие режиссеры То же Феллини под конец жизни получил. У Чаплина какие-то проблемы были с "Оскаром", это ничего не значит, это некая условность. Очень приятно. Из нее не надо делать камня преткновения или яблока раздора. Получил - хорошо не получил не страшно. Мне так кажется.

К.ЛАРИНА: Будем закругляться.

Л.НОВОЖЕНОВ: Я прошу прощения. Издательство "Эксмо", огромное спасибо моим издателям.

К.ЛАРИНА: Книжку еще можно купить?

Л.НОВОЖЕНОВ: Еще нет. Ее вручную сброшюровали, но через неделю уже можно будет

К.ЛАРИНА: 31 октября у нас вечер в ЦДЛ, до этого времени это еще не станет кинотеатром. Удачи Вам, и пусть 5 минут принесут вам счастье.

Л.НОВОЖЕНОВ: Спасибо большое.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024