Личность и ее культ. - Натан Слевингер, Марина Звенигородская - Интервью - 2001-06-28
28 июня 2001 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Натан Слевингер - продюсер, антрепренер, и Марина Звенигородская - главный редактор журнала "Культ личностей".
Эфир ведет Нателла Болтянская.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Добрый вечер. Говорим мы о культе личностей. Хотелось бы начать вот с чего. Иногда, читая цветные иллюстрированные журналы, обращаешь внимание на то, с какой гордостью наши соотечественники вспоминают о том, что люди, которые основали одну из крупнейших американских киностудий, выходцы из России. И люди, которые можно дальше не перечислять. С одной стороны, это пахнет той самой гордостью, которая у советских собственная гордость. С другой стороны, можно говорить о том, что в России сегодня действительно существует культ личностей. Как вы думаете, это так?
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Я думаю, что это так. Хотя культ личностей или культ личности, с неопределенным артиклем, на самом деле не только существует сегодня. Я думаю, что существовал и всегда невероятный интерес к людям талантливым, людям состоявшимся, и необязательно состоявшимся, к людям, которые что-то в своей жизни могут делать, что-то в своей жизни делают, чем-то отличаются. Натан тому пример. Пожалуйста, такая личность, один из персонажей июльского номера нашего журнала "Культ личностей". О нем огромная статья. Интереснейшее существо, который состоялся здесь, в нашей стране в свое время, потом уехал в Штаты, состоялся там.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Создается впечатление, что многие наши соотечественники здесь набирают необходимую массу для своего состояния, потом, уехав за пределы нашей необъятной родины, начинают в известной степени набирать дивиденды от собственного таланта. То есть здесь получить признание во всех смыслах этого слова невозможно. Так ли это, Натан?
Н. СЛЕВИНГЕР - Наверное, не своем так. Наверное, в той области, в какой я работал, то есть я был сначала кинооператором, потом я был фотографом. Фотографом, наверное, считался хорошим, потому что Слава Зайцев работал только со мной, я снимал самые-самые вкусные вещи, которые были в России. И когда я уехал туда, если можно так сказать, я достиг здесь представьте себе ситуацию, на улице стоят два 10-этажных здания. Одно здание называется "Россия", а второе называется "США". В здании "Россия" ты добрался до 10-го этажа. Ты не можешь перепрыгнуть с 10-го этажа "Россия" на 10-й этаж "США". Ты должен спуститься на 1-й этаж, перейти по улице и вступить на 1-й этаж и начать подъем. Медленно, быстро - это уже второй вопрос. Можно перепрыгнуть с 10-го этажа России на 10-й этаж Америки, если ты Ростропович, Барышников, Ашкенази. Например, Бродский, который с 1-го этажа России перепрыгнул на 10-й этаж Америки. Все остальные должны спуститься вниз, перейти и подняться заново. Фотограф ли это, врач
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Но тогда, Натан, продолжая Вашу аналогию, получается, что не имеет значения, на каком этаже Вы находитесь в России.
Н. СЛЕВИНГЕР - Почему? Наверняка, если бы я не добился здесь успехов, в России у меня подъем был намного легче, чем у тех же американских коллег, с которыми я работал. Просто когда я пришел туда, мне предложили 6 долларов в час, и меня, 40-летнего мужика, поставили ассистентом к мальчику. Главное было забыть о своем снобизме, забыть, кто ты был здесь. Неважно, что этот мальчик через два года работал уже у меня, в моем агентстве фотографом.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - То есть личностные характеристики надо было опустить как можно глубже?
Н. СЛЕВИНГЕР - Конечно. Мне нужно было пройти через все это. Вот и все.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - И все-таки, возвращаясь к той самой личности, которой уделяет столько внимания журнал "Культ личностей". Со многими из выдающихся представителей сословия Вы работали: с Иосифом Бродским, и не только с ним.
Н. СЛЕВИНГЕР - Да.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Все-таки этот момент того, как человек имеет или не имеет возможность состояться здесь в период прошлого века?
Н. СЛЕВИНГЕР - В России?
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Да.
Н. СЛЕВИНГЕР - Я считаю, что здесь состояться для русского человека гораздо легче, чем в США. Есть узкие специальности, где человек может состояться и там, получив образование здесь.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Естественно, если брать период пресловутой советской власти, которую мы часто поминаем разными словами, то люди, которые здесь имели конфликты с режимом, в известной степени имели возможность, начальный капитал, для того чтобы состояться на Западе. Не так?
Н. СЛЕВИНГЕР - Не понимаю Вашего вопроса. Что значит, "они были в конфликте с режимом и имели начальный капитал"? Что Вы имеете в виду?
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Я имею в виду деньги. Я имею в виду тот факт, что, конфликтуя с режимом, они могли надеяться в известной степени на некое понимание их бытовых проблем. Так?
Н. СЛЕВИНГЕР - Я считаю, нет. Я не знаю, кто из тех, кто конфликтовал здесь с режимом, добился там более или менее успехов. Если Вы называете Иосифа Бродского, он гений. Он родился
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Он состоялся, потому что он состоялся.
Н. СЛЕВИНГЕР - Он состоялся там, он состоялся здесь.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Но он состоялся не просто потому, что он конфликтовал с режимом?
Н. СЛЕВИНГЕР - Это бесспорно. Я считаю, что Бродский не конфликтовал...
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Это режим конфликтовал с Бродским.
Н. СЛЕВИНГЕР - Да. И я не работал с ним, я просто имел счастье быть рядом с ним. Поэтому сказать "работал" - это слишком...
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Натан, скажите пожалуйста, знаете ли Вы современного американского классика-поэта, который родился и вырос в США, чей успех мог бы быть сопоставим сегодня с успехом Бродского.
Н. СЛЕВИНГЕР - Нет, не знаю.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Все-таки, с одной стороны, русское слово, слово, написанное по-русски. А с другой стороны, помните эссе у Бродского "Полтора квадратных метра", которое было написано по-английски, потому что он не хотел писать это эссе на том языке, на котором его мать получила отказ в визите к сыну? Чудовищно.
Н. СЛЕВИНГЕР - Да, это было давно, это было чудовищно. Но последние годы, которые мне пришлось с ним общаться, почему я и общался с ним, потому что я ему организовывал выступления. У него появилось огромное желание разговаривать и читать, то есть разговаривал он всегда на русском языке, зная совершенно блистательно английский, но у него было желание читать стихи по-русски. Оно у него появилось. Во всяком случае, умер он, говоря по-русски. Он за несколько часов до смерти разговаривал с Мишей Барышниковым, они очень долго беседовали по телефону. И стихи он читал, он за несколько месяцев до смерти должен был ехать со мной в Калифорнию на выступление. И просто потому, что он себя плохо почувствовал, он не поехал. Но желание его читать стихи на русском языке было огромное.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Марина, все-таки возвращаясь к тем личностям, задачу пропаганды которых в известной степени ставит перед собой ваш журнал, как Вы считаете, можно ли говорить о том, что человек с российским менталитетом все-таки имеет какие-то преимущества? Я понимаю, что это абсолютно ксенофобский взгляд на жизнь, но Вы можете мне возразить.
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Человек с российским менталитетом имеет какие-то преимущества в чем?
Н. БОЛТЯНСКАЯ - В мире. В широком, большом мире.
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Мне трудно судить. Наверное, об этом легче судить Натану. Меня напугало слово "пропагандировать".
Н. БОЛТЯНСКАЯ - В хорошем смысле слова.
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - У нас немножко аллергия на это слово. Мы не пропагандируем, мы рассказываем о личностях, людях, которые интересны нашим читателям. И наш журнал называется "Культ личностей" в двояком смысле. Наши герои - личности, но и читатели наши - личности. Что касается менталитета, личностью рождаются, личностью становятся. Наверное, если человек не имеет определенных предпосылок, для того чтобы стать личностью, он не станет ею ни в каких условиях. И наоборот. Бродский - это, конечно, предельный пример. Что говорить, он гений, небожитель. Он состоялся в любых условиях. Его били, он состоялся. Его бы носили на руках, он бы все равно состоялся.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Хорошо, попробуем зайти с другой позиции. Помните слова Анны Андреевны, когда Иосифа Александровича арестовали?
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - "Нашему рыжему делают биографию".
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Совершенно верно. И получается, как ни страшно сейчас об этом говорить, что в этом плане тоталитарность режима сыграла известную положительную роль. Так?
Н. СЛЕВИНГЕР - Так.
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Может быть. Я думаю, что не в случае с Бродским. Простите меня, я настолько влюблена в этого человека, просто как девочки влюбляются в актеров, поэтому я буду говорить сейчас сбивчиво всякие восторженные слова, останавливайте меня. Бродский - это предельный случай. Я убеждена, что в каких бы условиях он ни существовал, где бы он ни родился, он бы состоялся все равно. То есть признали его при жизни, не признали ему повезло, нам повезло, что его признали. При жизни был замечательный фильм про деревушку, где он жил в ссылке, и когда старая-старая бабушка, абсолютно деревенская, которая в его стихах слова не поймет, сказала чудесную фразу. Она помнила его по этой ссылке. Она сказала: "Ах, Иосиф, что ж так поздно об нем хватились". Так вот, если бы об нем хватились уже после его смерти, все равно этот человек - состоявшийся. Поэтому
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Еще один такой момент, Марин. Ни коим образом не проводя аналогии с Иосифом Бродским, у меня есть добрый приятель, который, на мой взгляд, весьма талантливый поэт, живет в США, мы частенько перезваниваемся, и он мне всегда говорит: "Господи, я здесь никому не нужен, я никому не интересен как поэт". Как Вы считаете, эта возможность я говорю именно об этой возможности, о возможности творческой востребованности.
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Это очень важно. Опять же, я не поэт, я человек рабочий. Но насколько я могу себе представить, конечно, это очень важно, с одной стороны. С другой стороны, а где у нас гарантия, что этой ненужности своей он не ощущал бы здесь? Никто этого нам гарантировать не может. Это, во-первых. Второе. Я думаю, что для человека творческого, (хотя личность - это необязательно творческий человек), это ощущение некой неблагополучности мира, может быть, не в глобальном смысле, но хотя бы иногда, - оно обязательно.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - То есть в известной степени Вы говорите о том, что писал в свое время Анатолий Ким. В своих произведениях он описывал талантливейшего человека, который эмигрировал с женой-австралийкой в сытную Австралию, где начал просто загибаться оттого, что вокруг все было очень хорошо. О том, о чем говорят сегодня кстати, часто говорят психологи о том, что люди, переезжающие из России в благополучные Нидерланды, очень остро начинают ощущать отсутствие стрессового фона, и это негативно сказывается на их
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Начинают умирать от скуки. Я слышала об этом, судить на своем опыте не могу. Я живу здесь, от скуки не умираю.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - При деле, некогда.
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Некогда. Я думаю, что это важно. Но опять же, не чистый эксперимент. В Австралии он почувствовал этот вакуум. Может быть, было бы и здесь. То есть один человек самодостаточен, другой не самодостаточен абсолютно. Но какое-то ощущение, должен возникать какой-то драйв, должно что-то подталкивать, должен возникать азарт, чтобы человек состоялся, если мы не говорим о Бродском. О гении, небожителе
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Натан, я не могу понять по Вашей мимике, Вы спорите или соглашаетесь?
Н. СЛЕВИНГЕР - Если бы уехал в Австралию, я тоже умер бы от тоски, я бы там тоже не состоялся.
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - То есть мы теоретизируем, Натан поставил точку.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Вопрос на пейджер персонально Натану. "Назовите пять лучших, с Вашей точки зрения, фотографов ХХ века. Интересно, войдет ли в эту "пятерку" чех Йозеф Судек?" (если я правильно прочитала пейджер).
Н. СЛЕВИНГЕР - К сожалению, я не знаком с его работами. Я знаком с некоторыми американскими фотографами, с работами. И я отношусь с огромным уважением к русским фотографам. Я не говорю о новом поколении, хотя новое поколение сегодня, конечно, выросло, на 10 голов стало выше, чем это было даже 10 лет назад. Я просто знаю некоторых фотографов. Это Локтев, которого я просто знаю, и видел его работы. Это Дима Лысенков. И ребята такого же класса. Может быть, я не назвал, я не хотел никого обидеть. Но фотографы, которые были раньше, при мне в России, - это Саша Макаров, Борис Скалов, Дима Донской, совершенно блистательный фотограф. Это все была русская элита, которая бы там бесспорно заняла достойное место.
-
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Вопрос, который мы сегодня хотели бы обсудить с вами, уважаемые слушатели, с помощью интерактивного голосования, звучит следующим образом. Должен ли талант ходить голодным? Если вы думаете, что должен, 995-81-21. Если вы так не думаете, 995-81-22. Какие аргументы существуют за и против? Марина, давайте с Вас начнем. Вы уже дали понять, что талант должен ходить голодным.
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Я дала так понять?
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Конечно.
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Как я неточно выражаюсь.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Мы с Вами дружно пришли к цитате.
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Есть аргументы за, есть аргументы против. Слава богу, что я не у телефона сейчас, а здесь, потому что я бы просто не знала, по какому телефону позвонить. Должен ходить голодным иногда.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - В дни разгрузки?
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Внепланово, внезапно, чтобы как снег на голову падало. Но если он голодный всегда, и перспективы достать куска хлеба у него нет, талант умрет просто. И зачем он нам в каком виде? Вот такой, не очень внятный ответ, может быть.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Это позиция человека, читателя, зрителя, слушателя, или это позиция главного редактора "Культа личностей"?
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Это позиция человека, безусловно.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Натан, а Вы как думаете?
Н. СЛЕВИНГЕР - Я тоже затрудняюсь ответить на этот вопрос, потому что не отношу себя к категории талантливых людей, и поэтому я не могу Вам точно сказать. Наверное, человек должен быть немножко полуголодным, так мне кажется. Мозги лучше работают. Это я проверял на себе. Потому что когда ты сыт и доволен, у тебя все в порядке, ты немножко тупеешь. Это факт.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Хорошо нам с вами, относительно накормленным, даже в прохладе, (слава богу, работает кондиционер), рассуждать в студии о том, насколько и когда должен быть голодным талант. А каково этим самым талантам?
Н. СЛЕВИНГЕР - Нет, я эту тему вам не предлагал.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Представляете, как вообще гадко с нашей стороны?
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Поэтому я и считаю, что эта "голодность" до определенного предела. На самом деле эту "голодность", этот драйв, азарт может себе создать человек и сам, интерес к жизни.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Запереть холодильник.
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Запереть холодильник, например, выкинуть все из него в окно. И пока будет бежать по лестнице
Н. БОЛТЯНСКАЯ - С того самого 10-го этажа
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Голодать, да, и талант в это время будет взращиваться. Стимул должен быть, безусловно. Но когда совсем беспросветный голод для таланта ("голод" в широком смысле этого слова), стимула тоже нет.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Натан, а как Вы считаете, наличие этого стимула, реального или искусственно создаваемого себе, - где оно больше в известной степени? Здесь или в Америке?
Н. СЛЕВИНГЕР - Я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Я не готов был к этому вопросу. С Вашей стороны для меня это была полная неожиданность. Если бы я был голодный - это еще полбеды. Если бы моя семья была голодной и, предположим, внутри меня бы сидел такой кусочек таланта, который надо было бы развивать, ни о каком развитии не могло быть и речи. Потому что в первую очередь весь мой талант был бы направлен на то, как достать еду для моей семьи. Это самое главное. А о том, как это
Н. БОЛТЯНСКАЯ - реализовывать с помощью своего таланта
Н. СЛЕВИНГЕР - Да, о любом таланте мог ли я думать, что я буду продюсером или фотографом, если бы я видел, что голодает моя семья? О чем вы говорите?
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Марина, а как Вы считаете, с точки зрения тех личностей, на которых уже обращалось пристальное внимание вашего журнала, сегодня есть возможность реализовать себя, не эмигрируя из России?
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Мне кажется, совершенно однозначный ответ. Конечно, да. вот вам и тьма примеров. Возьмите любой номер журнала и полистайте. Вон их сколько, а сколько еще!
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Я прошу прощения, что я Вас перебиваю, но не так давно в одной из крупных российских газет я прочитала просьбу помочь одной совершенно изумительной, замечательной, изумительнейшей российской актрисе, фильмы с участием которой гремели не только в Советском Союзе, потому как не хватает денег. Вот, пожалуйста.
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Это страшно. Это другой вопрос. Речь идет уже о людях, как правило, не очень молодых, о тех, кто не имеет возможности сейчас начать с нуля или почти с нуля. И эта вещь, я считаю, в этом нашем разговоре, полуерническом, это стоило бы оставить за скобками, потому что это уже другая тема. Тема страшная.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Марина, а как Вы считаете, если Вам хочется вынести на обложку ту или иную личность, потому что она личность, и поговорить о ее культе, может ли такого рода публикация человеку помочь материально?
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Только опосредованно, потому что мы нашим персонажам за съемки не платим, естественно. Публикация фотографий на обложке помогает человеку стать более популярным. Вот таким образом.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Более востребованным?
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Да.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Завершилось наше голосование, за несколько минут нам позвонило 305 человек. И как вы думаете, как проголосовали наши слушатели?
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Поскольку я сама не представляю себе, как бы я однозначно ответила на этот вопрос
Н. СЛЕВИНГЕР - Я тоже не представляю себе, как бы я ответил на этот вопрос.
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - 50:50, наверное.
Н. СЛЕВИНГЕР - Я полностью согласен.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - 29% считает, что талант таки должен ходить голодным, и слава богу, 71% так не думает.
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Я думаю, что это говорит о том, что не очень благополучно все-таки живут таланты в нашей стране. Еще раз подчеркнуть, что это слово "голод", которое мы все время употребляем, конечно, в переносном смысле. Голодать не должен никто. Человеку должно чего-то в жизни не хватать.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Конечно, сегодня во многих случаях уже можно не говорить о голоде в прямом смысле этого слова, но абсолютно рядовая ситуация, когда, кого угодно взять, профессора, ученого, врача хорошей квалификации, обычно очень любит сравнивать уровень жизни, который он имеет сегодня здесь в России, и который он бы имел при собственной квалификации в США или любой западной стране. Можно ведь сопоставлять это?
Н. СЛЕВИНГЕР - Нет. Потому что если он хороший врач здесь, для того чтобы стать там хорошим врачом, он должен сдать экзамен.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Да, это понятно.
Н. СЛЕВИНГЕР - Когда Вы говорили о поэте, который себя не может никак там найти, он не востребован, потому что он не говорит на английском языке, и он не пишет на английском, он пишет на русском языке. Представьте себе, приехал бы человек, не говорящий на русском, из Литвы, Молдавии или Казахстана, и говорил бы только на родном языке и писал бы на родном языке стихи. Он был бы востребован в Москве?
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Натан, скажите пожалуйста, Вы человек, который много где побывал. Вы испытываете ностальгию?
Н. СЛЕВИНГЕР - Я не знаю, что такое ностальгия. Что Вы имеете в виду под словом "ностальгия"?
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Полчаса назад Вы мне сказали, что Москва - самый вкусный город в мире.
Н. СЛЕВИНГЕР - Да, но это не значит, что у меня ностальгия. У меня роскошный ресторан в Бостоне, поверьте мне, безумно вкусный я могу назвать Алису Фрейндлих, Басилашвили, Гафта, Державина, Ширвиндта, - все, кто бывал там, говорили, что это безумно вкусно. Я в рот там ничего взять не могу.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Почему?
Н. СЛЕВИНГЕР - Потому что мне надоело. И Москва, действительно, самый вкусный город в мире. Потому что такого разнообразия не видел ни в одном городе мира.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - А что касается тоски непонятно по чему?
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - По русским березкам?
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Да не по русским березкам, а по чему угодно. Что-нибудь вызывает у Вас ностальгию?
Н. СЛЕВИНГЕР - Я не знаю слова "ностальгия". Когда я уехал, ностальгии не было по одной простой причине. Я знал, что нет возврата. Ты увидел на обложке журнала безумно красивую женщину и ты не можешь в нее влюбиться, потому что знаешь, что она для тебя недоступна. У меня не было возврата сюда, обратно. Мне никогда не могло придти в голову, что я могу вернуться. А уехал я из-за мамы, потому что мама меня попросила. А мама заставила меня уехать, потому что уехала сестра с мужем. Это была цепочка. Я живу в Америке 23 года, и все равно для меня родной язык русский, и все мое окружение русское. Мне было смешно, когда люди приезжали и говорили: "все, мы постараемся забыть русский язык".
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Я могу Вас попросить еще раз процитировать, (по Марининой просьбе Вы говорили об этом перед эфиром), историю с Вашим племянником?
Н. СЛЕВИНГЕР - А, который приехал на премьеру сюда?
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Да.
Н. СЛЕВИНГЕР - Приехал сюда мой любимый, единственный племянник, очень хорошо устроенный человек. Хотя не принято называть сумму, которую зарабатывают, он зарабатывает больше 200 тыс. долларов в год, с роскошной квартирой. Он приехал сюда, и неделю пробыл здесь. Он был в театрах, на показах моды у Зайцева, в Гранд-Отеле, в "Современнике", театре Сатиры, театре Эстрады, на моем спектакле, в массе ресторанов. И он был просто в восторге. Когда он приехал туда и собрал свою компанию, открыв рот, слушали его, он рассказывал, как ему здесь понравилось, тогда одна дама, тоже очень обеспеченная, говорит: "Боря, послушай, получается, что мы опять не там живем?"
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Будем считать, что это заданный вопрос.
Н. СЛЕВИНГЕР - Знаете, что он сделал? Первое, что он сделал, он пошел к руководству компании выяснять, есть ли свободные места в его компании, которая имеет офис в России.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Нормально. Марина, у меня вопрос к Вам как к главному редактору журнала "Культ личностей". Скажите пожалуйста, существует ли сегодня возможность культивирования этих самых личностей, прививания вкуса к этим самым личностям? Опять же в начале нашей внеэфирной беседы Натан сказал, что у него самые печальные впечатления, например, от сегодняшней российской эстрады.
Н. СЛЕВИНГЕР - Но она не имеет никакого отношения к российской культуре.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Существуют узнаваемые лица, да?
Н. СЛЕВИНГЕР - Да, но я считаю, что они все раскручены криминальным путем.
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Я думаю, что пошлости хватало всегда, просто пошлость нынешняя у нас на глазах, а та пошлость, которая была лет 40 назад, уже ушла, о ней никто не помнит, мы о ней не знаем. Если Вы имеете в виду пошлость на эстраде как помеху для формирования личности. И опять же, возможности для формирования личности всегда были, и я считаю, сейчас есть. Сейчас они шире, чем лет 20-25 назад, когда росли мы, потому что есть возможность читать, смотреть массу всего, чего мы в детстве просто не могли смотреть.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Существуют ли в журнале "Культ личностей" некие табу, персоны нон грата, которые независимо от степени их известности никогда не станут вашими персонами?
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Нет имен, которых ни при каких обстоятельствах я не поставлю в журнал. Есть темы и люди, существующие в этих темах, которые не появятся в журнале никогда ни при какой погоде. Этих тем очень мало. Никогда в журнале "Культ личностей" не будет статей фашистских, националистских, гомофобских, вообще каких-либо материалов, основанных на ненависти, на активном неприятии чего-либо. А остальное все может быть, если тема интересна, если она хорошо написана. Ведь написать о чем угодно можно скучно, можно интересно. Банальности говорю? Извините. Но это действительно так, это потому и банальность, что это чистая правда. Все остальные темы, кроме названных мною, в журнале могут быть. И что касается личностей, кстати говоря, у нас был случай уже довольно давно, года полтора назад, когда один очень известный человек прислал нам текст для нашего журнала, художественный, не политический, а человек - совершенно одиозная фигура в политических кругах. Текст был дивно хорош. И мы какое-то время сидели и думали, а вообще "личит" ли нам публиковать этого человека, а потом подумали: да черт возьми, что же мы будем, как в советские времена: "текст хорош, но автор плох, поэтому мы его не опубликуем?" И мы опубликовали его. И я не жалею об этом. Я считаю, что так же будем и дальше поступать.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Несмотря на невозможность пропаганды каких-то фобий?
М. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ - Там фобий не было, это был абсолютно художественный рассказ о себе, о юношеской любви. Боже мой, что ж в том дурного?..
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" были Натан Слевингер - продюсер, антрепренер, Марина Звенигородская - главный редактор журнала "Культ личностей".