Купить мерч «Эха»:

Александр Журбин - Интервью - 2001-06-24

24.06.2001

24 июня 2001 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" композитор Александр Журбин.

Эфир ведут Матвей Ганапольский, Елена Кондарицкая и Николай Тамразов.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Назовем сегодня это все фестивальным эфиром, потому что приехали старые и новые знакомые, и один из них сейчас здесь. Это композитор Александр Журбин. Здравствуйте, Александр.

А.ЖУРБИН: Здравствуйте.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: В студии Елена Кондарицкая и Николай Тамразов. Давайте сначала послушаем некую музыкальную запись. Она требует комментария с Вашей стороны?

А.ЖУРБИН: Это живой концерт, который был записан в Нью-Йорке примерно год назад. Эта запись почти без всякой обработки, как это было на концерте. Это что-то вроде попурри из моих песен, которое я спел на этом концерте.

-

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Очень хорошо, что мы послушали эту запись. Мы комплексно вспомнили многочисленные песни, которые представил нам Александр Журбин. Должен вам сказать, что это, действительно, фестивальная передача, она посвящена Московскому Международному кинофестивалю. И Александр Журбин в данном случае приглашен в качестве организатора фестиваля русского кино в Нью-Йорке. Ну, сам Бог велел. Ведь Вы для кино написали очень много музыки?

А.ЖУРБИН: Да, я написал музыку к 50 фильмам.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Расскажите об этом и о том, что у вас сейчас происходит.

А.ЖУРБИН: Действительно, я сейчас нахожусь в Москве по приглашению оргкомитета Московского Международного кинофестиваля, который с этого года является нашим партнером. Организация "Интерфест", которая организует Московский кинофестиваль, является соучредителем нашего фестиваля, и генеральный директор "Интерфеста" Ринат Давлетьяров является моим непосредственным партнером по организации Нью-йоркского кинофестиваля. А президентом нашего фестиваля является Никита Сергеевич Михалков, который является также и президентом Московского кинофестиваля. Так что мы работаем вместе. Мы проводим его в третий раз. Первый фестиваль был скромный, второй был более богатый, и я надеюсь, что третий будет еще более интересный и продленный. Мы его будем проводить уже не только в Нью-Йорке, но еще и в 6-ти других городах Соединенных Штатов. Главная наша идея и задача продвигать русские фильмы на американский рынок. Мы все фильмы привозим с субтитрами, показываем их в американских кинотеатрах, и мы очень надеемся, что их будут смотреть не только бывшие жители Советского Союза, но и настоящие коренные американцы без всяких русских корней.

Е.КОНДАРИЦКАЯ: Я хочу спросить, а кто отбирает фильмы на фестиваль?

А.ЖУРБИН: У нас есть отборочный комитет, состоящий, в основном, из американцев. Правда, они говорят по-русски. Это так называемые слависты. Это две дамы-профессора, специалистки по русскому кино. Они про русское кино знают лучше, чем средний житель России. Я им привожу кассеты, и они мне советуют, интересно это будет или неинтересно. Ведь мы показываем кино американцам, и то, что мне, например, интересно, для них не так уж интересно. Но, как правило, мы находим общий язык и показываем то, что устраивает всех.

Е.КОНДАРИЦКАЯ: Вы выделяете какие-то определенные кинотеатры?

А.ЖУРБИН: Как правило, мы арендуем 2 кинотеатра. Один это самый большой кинотеатр в Манхеттене и, может быть, самый большой кинотеатр в мире. В нем около 2 тысяч мест. Может быть, в России есть и побольше, но, во всяком случае, это очень большой кинотеатр. В нем проходят открытие, закрытие и какие-то главные события. Остальное происходит в скромном кинотеатр под названием "ClearView Cinema". Там 300 мест, и там с утра до вечера показывается русское кино. В общей сложности мы показываем 15-20 фильмов, включая документальное, короткометражное, анимационное кино и так далее. То есть, самые разные спектры.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А что нравится американцам не русского происхождения?

А.ЖУРБИН: Это интересный вопрос. Совершенно разные вещи. Скажем, мы показываем фильм Меньшова "Зависть богов", и полный зал, в основном, наших американцев 2-3 %. Показываем фильм Сокурова наоборот, практически нет русских, бывших жителей Советского Союза, зато приходит огромное количество американцев.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Ну там такая тема: сначала Гитлер, теперь Ленин. Он этим берет.

А.ЖУРБИН: Дело в том, что Сокуров, Тарковский, в какой-то степени Михалков это три имени, которые известны, пожалуй, каждому интеллигентному американцу. И Сокуров, пожалуй, больше всех. У него есть культовое следование, за ним идет огромное количество людей. Я просто поражаюсь: приходят какие-то японцы, пакистанцы, какие-то буддисты. В этом есть что-то магическое.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я хотел бы добить тему, как воспринимают. Фильм Никиты Сергеевича "Сибирский цирюльник". Когда смотрим его мы, тянется определенный шлейф. Мы его много обсуждали, когда он вышел в прокате и когда получил какие-то награды на фестивале. Говорилось, что он сделан несколько по-голливудски и манера, и финансирование. А когда его смотрели американцы, как они его воспринимали?

А.ЖУРБИН: Странно сказать, но фильм Михалкова официально в Америке еще не был показан. Он все ждет своего дистрибьютора. То есть, было несколько просмотров, которые представлял лично Никита Сергеевич узкому кругу американцев, но официально этот фильм в Америке еще никогда не был показан. Мы умоляем господина Михалкова, чтобы он разрешил нам, наконец, показать его на фестивале официально - на большом экране, чтобы пришел сам автор и представил фильм. Но этого пока не произошло.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Понятно почему - он не хочет нигде светиться. А что Вы прогнозируете?

А.ЖУРБИН: Я думаю, что он вызовет большой интерес у американского зрителя. Я не знаю, вызовет ли он восторги у критики

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Но там сделаны те составляющие, которые могут зацепить американского зрителя?

А.ЖУРБИН: Безусловно. Там есть, по крайней мере, 2 очень известных артиста Джулия Ормонд и Ричард Харрис. Там есть очень трогательная и сентиментальная история, которую американцы обожают. Там есть шикарные съемки, там есть красивая музыка. В общем, вполне возможно, что этот фильм будет иметь успех.

Е.КОНДАРИЦКАЯ: А вот интересно: кино не для всех. Вы берете фильмы, которые не всем понятны или более сложны для восприятия? Такие фильмы бывают на Вашем фестивале?

А.ЖУРБИН: Безусловно. Скажем, мы первые показали в Америке фильм Германа "Хрусталев, машину!".

Е.КОНДАРИЦКАЯ: И как воспринимали этот фильм?

А.ЖУРБИН: Это очень сложная картина. Когда ты понимаешь по-русски, его очень сложно понять, а когда ты не понимаешь по-русски и читаешь субтитры, которые тебя страшно сбивают, это ужасно сложно. Но, тем не менее, было очень много американцев, никто не уходил, и в конце все хлопали. Так что был успех.

Е.КОНДАРИЦКАЯ: А почему Вам пришло в голову делать именно фестиваль фильмов, а не, скажем, фестиваль музыки?

А.ЖУРБИН: Я странный человек. Все мне всегда говорят: "Ты же композитор и неплохой". Но я, например, 7 лет организовывал в Нью-Йорке Русский театр. У нас был театр, который давал спектакли и который имел определенный успех. Потом мне это немножко надоело, и я переключился на фильмы. А, может быть, потом я организую фестиваль русского цирка или русского балета. Мне это интересно. Музыку я пишу по-прежнему, и я хотел бы показать одну новую мелодию. Это мое новое произведение, мюзикл по Набокову, который называется "Камера обскура". Его сейчас собираются ставить здесь в Москве в "Театре Луны" Сергея Проханова. Сейчас мы послушаем вступление к этому мюзиклу.

-

А.ЖУРБИН: Если можно, я хотел бы похвастаться: партию альта играл мой сын Лева Журбин.

Е.КОНДАРИЦКАЯ: Я, кстати, помню, как он пел, когда он был маленьким мальчиком. А что с ним стало? Что он сейчас делает?

А.ЖУРБИН: Он сейчас, естественно, уже не маленький мальчик, ему 22 года. Он окончил лучшую Нью-йоркскую консерваторию, и сейчас он пишет музыку. Он уже написал музыку к нескольким фильмам, играет на альте, дирижирует в общем, хороший мальчик.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Елена Кондарицкая держит в руках книгу Журбина

Е.КОНДАРИЦКАЯ: Да. Она вышла в 1999 году. Здесь есть интересная вещь: несколько глав называются "Как я разлюбил американскую музыку", "Как я разлюбил американский театр", "Как я создавал русско-американский театр", "Как я разлюбил американскую литературу". И мне хочется Вас спросить, как же Вы разлюбили американскую музыку?

А.ЖУРБИН: Но поначалу эти главы назывались "Как я полюбил". Я сначала написал "Как я полюбил", а потом зачеркнул и написал "Как я разлюбил". Действительно, у меня в Америке есть свои очарования и есть свои разочарования, и это совершенно нормально. Так же как и в России: я с удовольствием наслаждаюсь в России тем, что прекрасно, и с ужасом вижу, как здесь много недостатков. На самом деле, счастья нет нигде, и рая нет нигде. В Америке много замечательного, но там и многого не хватает. Там ужасно не хватает того, что есть в России, поэтому я с огромным удовольствием приезжаю в Россию и провожу здесь какое-то время. Но потом меня опять тянет в Америку, потому что там есть тоже масса приятных вещей. Так что я сейчас живу как бы на два мира.

Е.КОНДАРИЦКАЯ: У Вас был театр, о котором много говорили и писали. Там играло много актеров, которые приехали из России. Этот театр распался?

А.ЖУРБИН: Я бы сказал так: формально труппа существует, и в любой момент, если нам кто-то скажет сыграть спектакль, мы его, безусловно, сыграем. У нас и декорации, и костюмы хранятся. Тем не менее, реально последние 2 года мы не выпускаем премьер и ничего не делаем. Причина очень прозаическая нет денег. Так сложилась ситуация, что американцы нас не поддержали мэрия города Нью-Йорка, правительство или какие-то небольшие фонды. Они нас не поддержали по очень простой причине. Они нам сказали: "Вы русский театр на русском языке, пусть вас русские и поддерживают". Что касается русскоязычных людей, которые живут в Америке, их довольно много, но среди них мне не удалось найти богатых спонсоров, любящих театров, которые бы регулярно давали денег на театр. Поэтому театр сейчас полуживой, хотя я не исключаю, что мы еще возродимся - время от времени мы даем какие-то концерты, какие-то вечера, и, может быть, все еще вернется обратно.

Н.ТАМРАЗОВ: Вот Вы проводите фестивали русского кино. А где Вы берете деньги на это, ведь на это тоже нужны деньги?

А.ЖУРБИН: Я с вами согласен. Действительно, это дорогой и большой проект, но в этом случае мне удавалось найти спонсоров, и эти спонсоры довольно солидные люди. Это гигантская финансовая компания "Вестерн Юнион", российская нефтяная компания "Ренова", алюминиевая компания, "Столичная водка", коньяк "Рэми Мартин". Они нас поддерживают, и мы им страшно благодарны за это. И я надеюсь, что в этом году мы найдем еще больше спонсоров.

Е.КОНДАРИЦКАЯ: А если отщипнуть немножечко от этого пирога и отдать театру, это возможно?

Н.ТАМРАЗОВ: А это другое. Они не имеют права.

А.ЖУРБИН: Николай совершенно прав. Спонсоры всегда дают деньги под конкретные вещи, и все жестко проверяется.

Н.ТАМРАЗОВ: Матвей, извини, что я к тебе с вопросом. Композитор Журбин когда-то был один из самых высокошлягерных композиторов. Его мелодии имели и огромную популярность, и высокое благородство музыки. В связи с тем, что сегодня Журбин у нас в эфире, что творится на пейджере? Я думаю, что народу интересно через столько времени снова услышать своего кумира, а Вы, действительно, тонкий музыкант, Вы писали музыку не на каждый день. Вы писали ее для души.

Е.КОНДАРИЦКАЯ: Но все-таки слушатели здесь?

А.ЖУРБИН: Физически я, конечно, большую часть времени провожу и живу в Америке, в Нью-Йорке, но душа моя и мои слушатели находятся здесь.

Н.ТАМРАЗОВ: У Вас как бы одна нога на лодке, а другая на берегу. Свалитесь или и дальше будете так стоять?

А.ЖУРБИН: Не знаю, жизнь покажет. Кстати, буквально со следующего сезона я собираюсь довольно много времени провести в Москве и вообще в России, потому что у меня есть несколько проектов: и кинопроектов, и телевизионных проектов, и театральных, и просто музыкальных. Я даже планирую провести целый фестиваль своего творчества где-то следующей весной.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Сообщение на пейджер: "Разрешите порекомендовать вашему гостю для показа на фестивале милый художественный фильм "Первое мая". Мне кажется, что он у американизированной публики будет иметь успех. Ольга". "Почему Вы уехали из России?" Ну на этот вопрос так или иначе был ответ. "Спасибо за музыку". Кстати, мне тоже очень понравилась интродукция.

Н.ТАМРАЗОВ: И вообще у Вашего сына такой глубокий звук, что я подумал, что это играла виолончель.

А.ЖУРБИН: Спасибо.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: "Когда мы увидим Вашу оперу "Орфей и Эвридика"?"

А.ЖУРБИН: Могу ответить. "Орфей и Эвридика" будет буквально в сентябре здесь, в Москве. Ее по-прежнему играет Ленинградский театр рок-оперы. Это поразительно, прошло 25 лет. Это уже вторая постановка, Альберт Асадулин сделал свою постановку, новую. Так что "Орфей и Эвридика" живет вечной жизнью.

Е.КОНДАРИЦКАЯ: По поводу музыки. Вы уже 11 лет живете в Америке. У Вас были предложения от американцев, которые Вам предлагали писать музыку для фильмов, для театра, для балета?

А.ЖУРБИН: Безусловно. Я сделал несколько проектов в Америке, но, к сожалению, честно скажу, они небольшого уровня. Все говорят Голливуд, Бродвей, но эти слова, на самом деле, ничего не значат. Есть большой бюджет, средний бюджет, малый бюджет и никакого бюджета. Так вот я принимал участие, в основном, в проектах, в которых вообще не было бюджета. Я написал музыку к двум небольшим фильмам, к нескольким театральным постановкам в Даун-тауне, что значит опять же бедный театр, в котором нет ни денег, ни декораций. Тем не менее, это все очень достойно, там очень хороший уровень артистов. Но на большом уровне в Америке мне никогда работать не доводилось. Я не буду врать и не буду хвастаться.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А в чем причина? Там что, какая-то система, которая не позволяет новичку пробиться туда?

А.ЖУРБИН: В общем, да. Дело в том, что система там довольно жесткая, и она предполагает, что новичок должен пройти все "круги ада". "Круги ада" начинаются с какого-нибудь пятиминутного студенческого фильма, где ты должен заплатить тысячу за свое участие - нанять музыкантов, снять студию и так далее. Молодой человек это нормально проходит. Например, мой сын сейчас проходит все эти стадии, для него это нормально. Для него ничего не стоит бесплатно работать трое суток, но я не могу себе это позволить. Я большой композитор, я себя так чувствую, и я не могу себе позволить делать какую-то ремесленную работу. Я жду большого заказа, а большой заказ так просто не приходит. Но наше творческое дело состоит в том, чтобы никогда не сдаваться. Ты всегда должен надеяться, что твой момент еще наступит. И у многих людей он наступал и в 60 лет, и даже в 70 лет. Я продолжаю работать, я сочиняю музыку, у меня есть проекты в Америке, у меня есть продюсеры, которые хотят делать целое шоу, построенное только на моей музыке и только вокруг меня как персоны. Может быть, это все и получится.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Нам нужно заканчивать программу. Спасибо, что Вы пришли. Сейчас прозвучит песня в исполнении Ирины Понаровской "Мольба".

А.ЖУРБИН: Это одна из первых моих песен, и если она сейчас прозвучит, мне будет очень приятно.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Спасибо Вам большое. Успехов Вашим замыслам. Вы сейчас посмотрите российские фильмы

А.ЖУРБИН: Да, я каждый день смотрю по 3-4 российских фильма и стараюсь выбрать лучшие, чтобы показать их американцам. Вот такая у меня сейчас задача. У меня есть сайт Zhurbin.com, и кто хочет, может заходить на сайт. Он все там найдет.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Спасибо, Александр. Спасибо, Елена Кондарицкая и Николай Тамразов. Эфир вел Матвей Ганапольский.