Лев Шугуров - Интервью - 2001-06-16
16 июня 2001 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" в программа "Парковка" Лев Шугуров - историк автомобилизма.
Эфир ведет Сергей Бунтман, Александр Пикуленко.
С. БУНТМАН - Добрый вечер, Лев Михайлович. Что же, мы ждем новых удивительных историй от Вас.
Л. ШУГУРОВ - Истории - это вроде как сладкое на обед. Сначала нужно обязаловку принять, первое, второе и шестое. Первое, что произошло за июнь давным-давно, - это то, что в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественной промышленной выставке Яковлев и Фрезе в начале июня 1896 года показали первый русский автомобиль. А Генри Форд не остался в долгу. Потому что Генри Форд 4 июня того же года впервые выехал на такую улочку, Бэгли-авеню, на своей самоделке. Это был еще самодельный автомобиль, потому что фирмы не было, а он собрал
С. БУНТМАН - То есть сделал все самостоятельно?
Л. ШУГУРОВ - Да, в своем собственном сарае.
С. БУНТМАН - В знаменитом сарае.
Л. ШУГУРОВ - Да. Два события было. Но было еще одно событие, 105 лет назад, в 1896 году, но 15 июня, родился Иван Алексеевич Лихачев, известный директор. Про него говорили разное, что он и служил в ГПУ, и носил с собой маузер, и что он был грубый человек, и автор многих матерных неологизмов. Но что самое интересное, когда он пришел на завод, он сказал, что только один человек на заводе разбирался в автомобиле. Это инженер Ципулин. В общем-то, с одной стороны был прав, а с другой стороны, проявил объективность. Правда, был Ципулин в 37 году расстрелян. А в 56 году, вскоре после смерти Лихачева, 26 июня 56 года завод "ЗИС" изменил свое название на "ЗИЛ".
С. БУНТМАН - Тем более, это было уже после ХХ съезда, когда это возможно было.
Л. ШУГУРОВ - Да, это было возможно. А 95 лет назад 26 июня 1906 года был разыгран первый Гран-при автоклуба Франции, в общем, первый автомобильный Гран-при, выиграл его автомобиль "Рено", а за рулем "Рено" был бывший паровозный машинист, венгр Ференц Сис. Хотя многие его фамилию в книгах писали и Сис, и Шиш, и даже Зиз.
С. БУНТМАН - Он действительно Сис?
Л. ШУГУРОВ - Да. И умер он где-то году в 85-м.
С. БУНТМАН - Есть кинокадры.
Л. ШУГУРОВ - Да. Это удивительно, как такие вещи все-таки удается сохранить, потому что массу мы упустили.
С. БУНТМАН - Потрясающие вещи. Саша тоже видел этот замечательный фильм, который я специально заказал, 12-серийный был французский фильм о гонках.
А. ПИКУЛЕНКО - Там была ранняя хроника.
С. БУНТМАН - Как раз 1906 год там был, с этого все начиналось.
Л. ШУГУРОВ - Французские машины были красного цвета, не голубые.
С. БУНТМАН - Еще не распределили цвета.
Л. ШУГУРОВ - А 90 лет назад, 24 июня 1911 года родился пятикратный чемпион мира по кольцевым автогонкам, Фанхио. И многие удивлялись, как ездил Фанхио, то есть его коллеги. Он никогда не выигрывал как Шумахер с гигантским отрывом. Он выигрывал у соперника секунду, две на финише. Когда его спрашивали, он говорил высоким тонким голосом: "Автомобиль как лошадь, мы, аргентинцы, уважаем лошадей. Нужно беречь силы лошади, чтобы она довела тебя до финиша первым". Это было интересно.
С. БУНТМАН - Вообще, поразительный человек. Его же прислал поражать Европу Хуан Перон, диктатор Аргентины легендарный.
Л. ШУГУРОВ - Муссолини проявлял интерес к гонкам, Гитлер копировал его, проявлял интерес к гонкам.
С. БУНТМАН - Муссолини "Монцу" построил.
Л. ШУГУРОВ - Да, а Перон решил следовать примеру. И только один из фашистских диктаторов, это Франко, почему-то не пошел по этому пути.
А потом было еще одно событие. 15 июня 36 года был выпущен первый автомобиль "Фиат-Тополино". И этот автомобиль делали 19 лет, модернизируя, и сделали 520 тыс. машин разных модификаций.
С. БУНТМАН - Мышонок, да?
Л. ШУГУРОВ - Мышонок. А перед зданием генеральной дирекции "Фиата" стоит скульптура "Фиат-Тополино" в натуральную величину из мрамора. Но снять его невозможно, потому что он загажен голубями, к уважению этого выдающегося автомобиля. Почему выдающийся автомобиль? Потому что это была первая конструкция, которую, не побоюсь его так назвать, великий конструктор Данте Джакузо сконструировал. Потому что до этого он занимался авиационными моторами, тракторами, еще чем-то, а это был его первый автомобиль.
И последнее. Начали с отечественного и кончим отечественным. 55 лет назад 21 июня 46 года, неспроста, днем раньше, чем началась война, была собрана первая промышленная партия автомобилей "Победа". Всего их сделали 241 тыс. автомобилей. Многие помнят с любовью, и до сих пор удивляет, как тогда могли сделать такой необычный и красивый автомобиль.
С. БУНТМАН - Сколько "Побед" осталось?
Л. ШУГУРОВ - Много, сотни.
С. БУНТМАН - Но все равно я бы хотел все-таки крик души как-то выпустить из себя. Потому что до сих пор мы видим, при всем том, что интерес настоящий проявляется все больше и больше у людей к сохранению автомобилей, есть "Победы", которые сгнивают у людей. Если вам не нужно, если вы не можете заботиться об автомобиле, который сохранился у вас, то, что сейчас измеряется сотнями, все-таки нужна красная книга нормальная.
Л. ШУГУРОВ - Да, нужна.
С. БУНТМАН - Завтра это будут десятки, послезавтра это будут единицы, если вы так будете оставлять. Все-таки автомобиль чрезвычайно интересный.
Л. ШУГУРОВ - Это памятник технической культуры, технического мышления народа.
А. ПИКУЛЕНКО - Потом, было много модификаций, которые отличались и решетками радиаторов...
Л. ШУГУРОВ - Были кабриолеты, такси.
А. ПИКУЛЕНКО - Конечно, хотелось бы сохранить все, но у нас все-таки машину как средство передвижения до сих пор многие рассматривают, даже такую.
Л. ШУГУРОВ - Но в музее ГАЗа стоит "Победа" в очень хорошем состоянии.
С. БУНТМАН - Конечно, но это музей. Все-таки стоит сохранить то, что есть. Правда, в разных странах отдельные частные лица тоже губят автомобили. Как мы в той же Аргентине видели свалку, но там, правда, докладывают. Константин спрашивает по поводу завода Лихачева, на пейджер пришло сообщение: "Попал ли завод "ЗИЛ" в книгу рекордов Гиннеса как завод, не выпускающий легковые автомобили в серийном исполнении?"
Л. ШУГУРОВ - Таких заводов была масса, и в какой-нибудь Франции таких фирм, которые сделали 5-7 машин в год или вообще за всю биографию. Но носятся с машиной, которую называют легендой, "Буччиали", и где только не пишут, в каких историях. Их тоже сделали штук 5 всего. Бывали моменты, когда за последние годы "ЗИЛ" делал и по 11 машин в год. Хотя, во времена "ЗИСа" 110, по-моему, 402 штуки в год.
А. ПИКУЛЕНКО - Это была практически серийная машина.
С. БУНТМАН - Скажем так, малосерийная машина. Даже для тех времен не очень мало, для тех времен это нормальная серия.
Л. ШУГУРОВ - Это была серийная машина. Правда, собирали не на конвейере, но мало ли было тогда заводов, которые какие-то модели делали тупиковыми.
А. ПИКУЛЕНКО - Притом "Скорая помощь", маршрутные такси...
Л. ШУГУРОВ - Кабриолеты были.
С. БУНТМАН - Сколько ездили съемочные машины "ЗИС" открытые
Л. ШУГУРОВ - с площадкой для оператора.
С. БУНТМАН - для кинокамеры.
А. ПИКУЛЕНКО - Очень хорошая машина, плавный ход был, поэтому не трясло камеру. По тем временам гидроштативов не было.
Л. ШУГУРОВ - Машина длинная, она вдоль не раскачивалась
С. БУНТМАН - Недавно несколько съемочных дней на Тверской можно было наблюдать, как снимают фильмы, как снимают внутренность идущего автомобиля. Это специально на платформе была идущая "Волга", раскрашенная как такси, корпус "Волги" был, причем без колес, но опущенная на платформе на такую высоту, на которой должен находиться автомобиль, который едет сам по себе. И все это было внутри большой площадки, на которой стояли камеры, звукозаписывающая аппаратура и освещение. Это чрезвычайно интересно. Кто заметил, наверное, был доволен.
Хорошо, не будем больше отвлекать, и продолжим наши истории. Сейчас у нас уже 1,5 минуты до новостей. Основная часть истории придется на вторую часть программы, но давайте закинем, как всегда, удочку.
Л. ШУГУРОВ - А история была такая. Когда кончилась война, то вообще в нашей стране, и в Москве в частности, было очень много автомобилей малоизвестных, удивительных и странных. Сейчас их марки уже забыты, но тогда было полно. Например, мы с приятелем Борькой бегали за машинами, старались рассмотреть эмблему, запомнить и потом записать, хвастались друг перед другом. Был, например, "Розенгар Супертраксион" французский, был "Санбим Толбот" английский. И было полно разных удивительных машин, вплоть до 12-цилиндровой "Альфа Ромео". У нас около дома останавливался автомобиль, который повергал меня после войны в шок. У него на ступицах колес были две буквы, "SS". Это будущий "Ягуар". Но тогда это был "SS 80", он приезжал в наш дом, четырехдверный седан, и я даже со страхом смотрел на эту машину. Все мы интересовались тогда такими чудными машинами. И мой приятель Женька, (мы жили на одном этаже, но в разных подъездах), однажды мне сообщил: "Ты знаешь, появился американский автомобиль, "Секедж". Я говорю: "Жень, не может быть". Он мне сказал: "Знаешь, ты как в Одессе. Ты споришь, а я знаю". Ну, "Секедж", и "Секедж", а видеть я его не разу не видел, а Женька мне ни разу не показал. С "Секеджем" он носился очень долго. А потом
С. БУНТМАН - "А потом" мы узнаем после кратких новостей.
-
С. БУНТМАН - Продолжаем "Парковку", которая прервалась на самом интересном месте. Что же это был за таинственный автомобиль, который Льву Михайловичу Шугурову приятель не показывал? Он только рассказывал, как он называется, и это вызывало сомнения.
Л. ШУГУРОВ - Женька Светланов бросил это слово: "Секедж", такая машина, которую ты не знаешь". А был такой умненький-разумненький шестиклассник, который вроде все автомобили знал даже в лицо, а тут на тебе. Это дело было в сентябре 48 года, мы с Женькой бежали в школу, опаздывали, рысачили в школу, и видим, около школы стоит машина, такая, как раздавленная черепаха. Потом я уже убедился, что какого-то мальчика возят на занятия в школу на этой машине. Видимо, отец был какой-то чин. Но в машине был только шофер. Я пробегал мимо, некогда было останавливаться, звонок уже был, но я увидел, как шофер в правом крыле открыл крышечку, оттуда вылезла раковина из нержавеющей стали. Там торчали два крана с горячей и холодной водой, и он помыл грязные руки. Я был в бешеном шоке, прибежал на занятия. Я, конечно, ничего не слышал, что говорили на первом уроке. И потом часто эта машина возила мальчика. А Женька мне на перемене сказал: "А это и есть "Секедж". Ты говорил и жаловался, что я не показал, а я тебе показал, это "Секедж". Конечно, когда на перемене выскочили, машины не было. Но потом видели часто. И видел еще одну такую шокирующую вещь в машине. Все четыре двери раскрывались, а центральной стойки ни справа, ни слева нет.
С. БУНТМАН - Получалась большая
Л. ШУГУРОВ - сквозная дыра, куда можно было проносить большой шкаф вчетвером. Но водителя я не видел, а потом, если бы и увидел, я бы застеснялся и не спросил, а эмблем не было. И это висело надо мной, это слово, "Секедж". И потом, в 97 году, почти 30 лет спустя, я эту машину увидел в музее истории немецкой автопромышленности в городе Амеранг. А потом я уже заинтересовался, и выстроилась эта история. Женька, конечно, придумал, он был великий мистификатор.
С. БУНТМАН - Ну, хотелось уесть, наверное, Вас.
Л. ШУГУРОВ - Хотелось уесть, а потом, я считаю, чувство юмора, умение мистифицировать - это показатель не только ума, а литературных способностей человека. И Женька стал бы хорошим литератором, если бы не ленился и не выбрал бы другую профессию. Но мистификация была. И оказалось, что когда в 45 году наши войска оккупировали Восточную Германию, (теперь можно говорить это слово "оккупировали"), то все заводы, которые были связаны с военной продукцией, в том числе завод "Хорхь" в г. Цвиккау, были демонтированы. Как быстро демонтированы, это чудовищно. Демонтаж "Хорьха", 3800 станков, шел с сентября 45-го по март 46-го. Вывезли все, подчистую, 95%. А потом Советская Военная Администрация Германии вдруг решила, что нужно занять рабочих. И тогда был приказ 44 СВАГ (Советской Военной Администрации Германии) собрать для представительских целей несколько машин. В Москве этих машин "Хорхь" было две, черная и темно-вишневого цвета. Темно-вишневая ездила к нашей школе.
С. БУНТМАН - То есть они были собраны уже здесь?
Л. ШУГУРОВ - Они были собраны СВАГ из деталей, сделанных до войны. И машина эта называлась "Хорхь 930С", "Штурм Линион Ваген". Она была показана в феврале 39 года на Берлинской выставке, а потом пошла война, ее не освоили, но заготовки были. И эти машины появились здесь. Куда они делись, я не знаю. Но одна, с изуродованной передней частью, появилась в Латвии в 90-е годы. А потом она исчезла и из Латвии. Она всплыла в Германии на фирме "Ауди", которая бережно реставрировала машину, и теперь эта машина стоит там, в музее "Амеранг". Машина была сделана, фирма "Хорхь" болезненно относилась в конце 30-х годов к аэродинамике машин. Этот автомобиль имел мотор в 92 силы, но почти как "ЗИМ", и развивал скорость 160 км в час. Это цена хорошей аэродинамики. А консультантом по аэродинамической доводке кузовов был профессор Эрайк, известный специалист по аэродинамике. Машина эта существовала, а завод "Хорхь" выходил на такую улицу, которая называлась Доротейн-штрассе в Цвиккау. По одну сторону улицы был завод "Хорхь", который здесь, в Цвиккау, в августе 1904 года Хорхь заложил, и которого в 1909 году с этого завода акционеры выгнали. И тогда он в пику этой сволочи акционерам на тумбе его улицы Доротейн-штрассе построил новый завод, который тоже назывался "Хорхь". И началась гнусная тяжба между двумя фирмами за право обладания торговой маркой. Хорхь решил уступить, они собрались дома с новыми акционерами, обсуждали торговую марку, ни к чему умному не пришли. И в это время в комнату вошел сын Хорьха, который готовил уроки по латыни, он слушал, слушал, и тогда им заявил, как нужно назвать машину по латыни: "Ауди", "слушай". Потому что, отец, твоя фамилия "Хорхь", "слушай" по-немецки, а это "Ауди" по латыни". Так и порешили, появилась марка "Ауди". В 31 году в декабре родился в Саксонии гигантский концерн, "Автоунион", который объединил 18 разных заводов, в том числе автомобильные: "Хорхь", "Вандерер", "Декаве" и "Ауди". Так объединились, казалось бы, два противника в 31 году. А потом наступила эпоха ГДР, заводы стали называться "Фолькс Айгине Бетрибе", "FEB", национализированное предприятие. И два завода по разным берегам Доротейн-штрассе были слиты в 57 году в одно предприятие, "Загсенрин", которое стало делать "Трабанты". А с 57 года марка "Хорхь" была вычеркнута, марка "Ауди" была вычеркнута, и вот, "Ауди" всплыла. Я начинаю думать: а может, и "Хорхь" всплывет?
С. БУНТМАН - Может, всплывет.
А. ПИКУЛЕНКО - Шампанское "Хорхь" уже готово, и появляется информация, что в 2005-2007-м, возможно, появится и "Хорхь".
С. БУНТМАН - Да, как вдруг всплыл "Мальбах" у нас.
Л. ШУГУРОВ - И вот, когда я служил на АЗЛК, у нас там была такая комнатка, светокопия, где в ящиках лежали какие-то чертежи, документы. Их время от времени выбрасывали на пол. И я нашел там фотографии "Хорхь 930С" и даже синьки. И тут я вспомнил Женьку Светланова, "Секедж". Но теперь у меня уже есть полное досье на эту совершенно дурацкую историю с мистификацией. И там, конечно, лежат и фотографии Женьки Светланова, которого, увы, с нами нет, так же, как нет пока марки "Хорхь". Единственная машина стоит в музее в г. Амеранг.
С. БУНТМАН - Здесь у нас есть от Александра Павловича, нашего слушателя, на пейджер: "Лев Михайлович, оборудование "Хорхь" вывезли в Днепропетровск, и мне пришлось еще ездить на самосвале Днепропетровского завода".
Л. ШУГУРОВ - Было такое дело. Это удивительная вещь, потому что у нас с этой идеей носились: перебазировать сюда какие-то немецкие заводы и наладить производство их. В Днепропетровске по послевоенному пятилетнему плану восстановления и развития народного хозяйства СССР было предусмотрено построить Днепропетровский автомобильный завод, "ДАЗ". Главным конструктором туда назначили Грачева Виталия Андреевича, конструктора впоследствии многих армейских автомобилей. А потом было принято волевое решение, чтобы этот завод перепрофилировать на производство ракет. Это нынешний "Южмашзавод". И он, тем не менее, делал нечто похожее на автомобили, как ширпотреб, колесные тракторы "Беларусь". А двигатели, дизели к ним поставлял тоже делавший их как ширпотреб Рыбинский моторостроительный завод. Так что почтовые ящики все-таки к ширпотребу обращаются. А что успел сделать Днепропетровский завод? Во-первых, Грачеву в первые месяцы работы было поручено спроектировать и изготовить образцы автопогрузчика вилочного. И эти вилки поднимались гидравликой высокого давления, и Грачев рассказывал, что к 1 мая впереди колонны завода должен был ехать автопогрузчик, и на вилках высоко поднятым должен быть портрет Сталина (это 48 год) и бегающие огни. Грачев как человек ответственный пришел за пару часов до выезда и увидел, что масло все вытекло, и авторитет Сталина упал. Грачев рассказывал: "Я был в новом синем костюмчике. Я, не снимая, полез закручивать все эти накидные гайки. В рукавах у меня было полно масла, пошли разводы. Я сам перочинным ножом выстрогал две распорки, поставил незаметно, нашел серебрянку, подкрасил серебрянкой, и так мы портрет Сталина. А я шел сзади этой машины, держа руки за спиной, потому что все рукава были полны масляных пятен. И с тех пор я не доверяю гидроприводам высокого давления".
С. БУНТМАН - Александр Павлович оставляет свой телефон и говорит, что есть много материалов о Днепропетровском заводе.
Л. ШУГУРОВ - Очень интересно, я свяжусь, запишу телефончик.
С. БУНТМАН - Мы спишем телефон также Натальи Васильевны, которая предлагает Саше Пикуленко книгу издания 31 года о модели "Форда А".
А. ПИКУЛЕНКО - С удовольствием.
Л. ШУГУРОВ - Автор Дьяков.
С. БУНТМАН - Нет, чья-то другая книжка. Вообще, мы позвоним Вам, узнаем обязательно.
Л. ШУГУРОВ - Это интересно.
А. ПИКУЛЕНКО - Это вообще, когда от слушателей мы получаем такие вещи...
Л. ШУГУРОВ - Материальные послания.
А. ПИКУЛЕНКО - Притом потом мы это читаем уже другим слушателям. Мы каждую субботу читаем все это.
С. БУНТМАН - Да, ничто не пропадает, потому что это полезно для всех других. Тут просят прокомментировать еще одно, то обстоятельство, что фирма "Хорхь" выпускала еще и аккордеоны.
Л. ШУГУРОВ - Насчет аккордеонов я не знаю, потому что я в музыкальных инструментах мало разбираюсь. Но во время войны завод "Хорхь" делал в частности торпеды, делал детали для авиамоторов, полугусеничные тягачи для Вермахта, и штабные командирские автомобили. И за это его демонтировали.
С. БУНТМАН - Действительно, мы в свое время видели много немецких автомобилей, и времен войны. Бывали анахронизмы, много видели в кино. Что сейчас у нас с кинопарками автомобилей?
Л. ШУГУРОВ - Не могу сказать, потому что я знаю только одно. Лет 20 назад киностудия "Мосфильм" предлагала московскому клубу "Следопыты автомотостарины" кое-какие машины из игровых, полагая, что здесь мы, фанатики этого дела, сможем их реставрировать и поддерживать в хорошем состоянии. Там у них на "Мосфильме" был бронированный "Паккард", который якобы когда-то принадлежал кремлевскому гаражу, может быть, Сталин на нем ездил. Так вот, некие мастера-алкоголики на студии "Мосфильм" поспорили на бутылку водки, можно ли пулестойкое стекло кувалдой разбить, и кусок отбили. Старались, ради бутылки водки это можно было сделать. Там довольно большое количество машин постепенно приходило в негодность. Там есть у них игровой "Роллс-Ройс", но его предпочитают снимать в сумерках, потому что он и жеваный, у много раз варенный. С этим делом плохо. Я знаю, что когда покойный, по-моему, Кулиш снимал фильм "Хрусталев, машину"
С. БУНТМАН - Нет, "Хрусталев, машину" снимал Герман.
Л. ШУГУРОВ - Да, Герман. Он маялся, искал "ЗИСы 110".
С. БУНТМАН - Причем их нужно было несколько. Это знаменитый проезд по Садовому кольцу.
Л. ШУГУРОВ - Да, это была проблема. Так что у киношников наших хороших машин нет. Хотя есть исключительно здорово сделанные игровые машины. На Ялтинской киностудии давным-давно, лет 20 назад, снимался фильм "Небесные ласточки" по оперетте "Мадемуазель Нитуш". И там был прекрасно сделанный ретро-автомобиль года 10-го. Он был очень похож, и ни в чем они не погрешили.
С. БУНТМАН - Это хорошо, потому что иногда появляются очень грубые поделки.
Л. ШУГУРОВ - Да.
С. БУНТМАН - Григорий Иванович уточняет в ответ другому слушателю, что аккордеоны делала фирма "Хеннер", а не "Хорхь". Большой привет от соратника, пятикратного чемпиона "SL" Юрия Тельнецкого.
Л. ШУГУРОВ - Очень приятно слышать.
С. БУНТМАН - Тут еще вопрос энциклопедического характера: "Не можете ли Вы ответить, Лев Михайлович, на какой машине ехала Берта Бенц, "Ваген 1" или "Ваген 3"?"
Л. ШУГУРОВ - Вообще говоря, "Ваген 1,5". Потому что "Ваген 1" был переделан, и она ездила на переделанном. А "Ваген 3" Карл Бенц готовил к осени, к выставке. И машины этой просто не было, по существу. Были только куски ее, она была некомплектная. А "Ваген 1,5", Берта Бенц на нем и покатила. Причем, если рассматривать фотографию этих первых трех машин, то можно было видеть, "Ваген 1" не имел подвески переднего колеса, "Ваген 1,5" уже получил одну рессору, а "Ваген 2" немножко другой был. В общем, все это можно вычислить. А единственный автомобиль "Бенц" того времени, может быть, 94-96 года, стоит в Петропавловской крепости. Это машина "Бенц Вело" 94-96 года, и с ней связана совершенно дурацкая история. Когда кончилась война, то взяли и вывезли оборудование разведывательной школы в Ленинград. И заодно вывезли из соседнего дома автомобиль вот этот, решив, что это шифровальная машинка. Но оказалось, что это автомобиль, и его передали в техникум, где он долгое время стоял, пока не началась кампания по разоблачению низкопоклонства. И повелели его выкинуть. И тогда дворник вынул мотор, коробку передач, сколотил ящик, я извиняюсь, для листьев и навоза, в течение 20 лет возил на этой тележке шасси "Бенц Вело" эту всю дрянь. А потом, когда уже все смягчилось, в начале 60-х, он все это вытащил, обратился на второй авторемонтный завод в Ленинграде, там собралась толпа ветеранов, подняла старые книги. Короче говоря, эту машину восстановили, она ездила своим ходом по Невскому кольцу в 94 году, я видел это. А в 96-м ее привозили в Москву на парад старинных автомобилей по Садовому кольцу. Но машина не могла поддерживать темпа, она 18 км в час еле ехала. А что же делать? Поэтому ее везли на буксире. Потом привезли на Ленинские горы, и там она несколько кругов поездила сама.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Лев Шугуров - историк автомобилизма.