Купить мерч «Эха»:

Главный исламский праздник Курбан-байрам - Гайяр Искандяров - Интервью - 2001-03-05

05.03.2001

5 марта 2001 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Гайяр Искандяров - председатель Фонда развития мусульманских народов.

Эфир ведет Петр Журавлев.

П. ЖУРАВЛЕВ - Здравствуйте.

Г. ИСКАНДЯРОВ - Салам алейкум.

П. ЖУРАВЛЕВ - Прежде всего, я хотел бы задать Вам вопрос относительно названия вашей организации. Что это такое? Почему это фонд, а не партия или движение?

Г. ИСКАНДЯРОВ - Это общественная организация. Не подумайте, что у нас какой-то денежный запас или мешок, мы ездим на джипах обычно. Нет, мы под фондом понимаем как раз фонд человеческий. Мусульманские народы действительно обладают богатейшим человеческим фондом, интеллектуальным, который надо собирать, как-то сохранять. Он по-своему своеобразен, интересен и глубок. И, к сожалению, у нас в России он используется еще недостаточно полно.

П. ЖУРАВЛЕВ - Скажите пожалуйста, а можно говорить о мусульманских народах?

Г. ИСКАНДЯРОВ - Можно. Я могу дать точное определение. Это народы, исторически связанные с исламом. Это народы, в традиции которых, в языки ислам органично вошел. Например, татарский народ, где-то 30% слов имеют арабское происхождение. Все потому, что когда-то наши предки очень хорошо читали Коран, и многие слова перекочевали в язык. Народные традиции тоже все базируются на исламе. И уклад жизни базируется на исламе. Это есть отличие существенное.

П. ЖУРАВЛЕВ - Собственно, к теме, относительно праздника Курбан-Байрам, который отмечается сейчас. Если возможно, расскажите. Вы сами сказали, что не совсем целиком и полностью используется потенциал, но, во всяком случае, для очень многих людей это словосочетание, "Курбан-Байрам", знакомо, но ничего больше. Что это такое? С чем это можно сравнить, если пользоваться какими-то аналогиями, если здесь допустимы какие-то другие религиозные аналогии?

Г. ИСКАНДЯРОВ - Во-первых, я хотел бы всех поздравить, мусульман в первую очередь, с праздником жертвоприношения "Ид аль-Адха" или Курбан-Байрам. Этот праздник имеет большое философское значение. Он является самым главным мусульманским праздником, праздник жертвоприношения. Вы представьте себе. Это в принципе наша авраамическая теория. Авраамические религии - иудейство, православие, христианство и мусульманство - все идут от одного колена, от Авраама, и праздник Курбан- Байрам посвящен тому, что Всевышний приказал пророку Ибрагиму, по-нашему, а по-вашему Аврааму, принести в жертву своего сына Исмаила. Авраам в большом напряжении. Действительно, жалко свое чадо убивать. Он ведет его на заклание. Сын его, понимая и зная, просит отца: "Отец, ты не переживай, веди меня, только не показывай мне, как это страшно". И в самый последний момент, когда уже должен был зарезать, вдруг аллах заменяет ему сына на ягненка. И в этот момент производит жертвоприношение. Почему мусульмане придают этому празднику? Это жертвенность, стремление к самопожертвованию ради высоких целей и идеалов. Именно в исламе как раз характерным является желание отдать себя общественным интересам, преподнести себя в жертву общественных интересов. Общественные интересы становятся выше личных. И поэтому для мусульманина это его священный долг во имя высших, высоких целей этому посвящать свою жизнь.

-

П. ЖУРАВЛЕВ - Вы сказали о жертвенности. Значит ли это, что праздник Курбан-Байрам отмечается каким-то жертвоприношением?

Г. ИСКАНДЯРОВ - Конечно. Мусульманам положено, если они в состоянии, резать ягнят, парнокопытных животных. При этом, когда режут, нужно употреблять имя Всевышнего, с именем Всевышнего резать животных. При этом необходимо, чтобы животным не причинялось страха, чтобы им не больно было, наименьшую боль причинить животному. Например, в Турции даже завязывают глаза животному. То есть, чтобы животное не испытывало стресса. Я хотел бы вернуться к предыдущей теме. Иногда ислам показывают в искаженном виде, показывают шейхов каких-то, богатых арабских, в роскошных "Мерседесах", банки...

П. ЖУРАВЛЕВ - нефть.

Г. ИСКАНДЯРОВ - эмиров, нефть и т.д. В общем-то, это не ислам. Идея ислама, и пророк Мохаммед как раз завещал и говорил о том, что мусульманин должен быть скромным, подчинить свои цели во имя всеобщего блага. Я был в Иране, и мне очень понравилось там, что государственные деятели ведут достаточно скромный образ жизни, не то, что у нас, в роскошных офисах. Поэтому как раз именно это стремление к богатству портит ислам и не дает ему столь широко распространяться.

П. ЖУРАВЛЕВ - Гайяр, давайте закончим с праздником Курбан-Байрам. В чем еще заключаются праздничные мероприятия, кроме зарезания животного?

Г. ИСКАНДЯРОВ - Вы зарезали животное, положено треть этого мяса раздать бедным, собрать гостей, угостить. Можно треть оставить себе. Потом, в это время все ходят друг к другу в гости, приглашают, угощают друг друга. И хорошим тоном считается посетить могилы своих предков, прочитать молитву их памяти. Праздник длится три дня.

П. ЖУРАВЛЕВ - Скажите пожалуйста, если попытаться найти какие-то аналогии, ведь христианских праздников подобного рода нет. Почему, как Вы думаете? Чем мусульмане в данном случае отличаются от христиан? Мы не отмечаем жертвоприношение Авраама, и разговор идет о Пасхе, Рождестве и т.д. Почему у мусульман главная точка поставлена именно на этом месте?

Г. ИСКАНДЯРОВ - Вообще говоря, ислам - это как бы последняя редакция того, что было уже ниспослано людям. В Коране сказано, что Тора, Библия и Коран - это все наши священные книги для мусульман. А мусульманин в переводе означает верующий. Бог ниспослал одно вероучение, люди его не выполнили, исказили. Потом второе, опять исказили. Третье посылается, ислам, вместе с пророком. Я являюсь еще старшим научным сотрудником, могу ответственно заявить, что, конечно, ислам был ниспослан на более высоком научном уровне. Потому что слова пророка, которые он слышал от Всевышнего, моментально записывали, а потом были занесены в книгу. И после этого они не менялись. Этим ценен ислам.

П. ЖУРАВЛЕВ - Рассказов и списков не было?

Г. ИСКАНДЯРОВ - Да. Поэтому уже однозначно была одна книга. Причем переводы Корана считаются только переводами смысла, но никак не Кораном. Кораном является первоисточник, написанный на арабском языке. В этом его научная ценность.

П. ЖУРАВЛЕВ - Тем не менее, мусульмане, даже имея одну главную книгу, все равно сумели расколоться. Есть шииты, сунниты, исмаилиты.

Г. ИСКАНДЯРОВ - К сожалению, это так. И об этом тоже сказано в Коране. В Коране сказано о том, что "я вам даю разные знамения, а люди почему-то их не слушают, они все равно поступают по-своему". Говорится, что ислам, в конце концов, расколется еще на много течений, которые, в конце концов, опять-таки снизойдут на нет. Поэтому действительно человеческая суть, видимо или влияние шайтана по исламу, а по-русски черта, тоже очень сильно. Смотрите, что у нас сейчас в мире происходит. Неужели мы не понимаем с вами, что пить нельзя? Но пьем. Мы понимаем, что наркотики нельзя, но употребляем. Порнографию смотреть нельзя, но что? Что еще нужно?

П. ЖУРАВЛЕВ - Хорошо. Но с другой стороны, мы с вами понимаем, что нельзя разрушать памятники, а в Афганистане именем Аллаха творится варварство. Как получается, что книга одна, учение одно, люди, говорящие на очень сходных языках, и вдруг такое? Ведь весь остальной мусульманский мир даже уже в некотором недоумении, насколько я понимаю, соседний Пакистан и главный союзник этих самых талибов. Откуда это появляется? Как это может быть?

Г. ИСКАНДЯРОВ - Это политика. Как всегда, политики использовали нашу религию, наше стремление к национальной самобытности в своих целях. И религия используется для того, чтобы еще раз народ позлить и т.д. Вообще многие мусульманские религиозные деятели, лидеры мусульманских стран практически единодушно высказали мнение, что так делать нельзя, это грех. Грех уничтожать историческое наследие. Конечно, в исламе есть такое понятие, как уничтожение идолов, это борьба с идолопоклонством. Это есть и в христианстве. Но в данном случае это был исторический памятник, никакого идолопоклонства вокруг этого памятника не существовало, он никому не мешал. Но здесь нужно было еще раз взвинтить, национальную рознь поднять. Наверное, так.

П. ЖУРАВЛЕВ - То есть занять собственный народ, отвлечь его?

Г. ИСКАНДЯРОВ - Да. Кстати, и в Чечне такие случаи тоже были. Тоже иногда использовался ислам там, где исламом и не пахло. Это воровство людей, то же самое. То есть начинают поднимать зеленое знамя там, де оно не нужно, где оно не должно быть вообще. Ислам это, прежде всего, религия мира, добра и добрососедства. Это нам всем надо знать.

П. ЖУРАВЛЕВ - Я не помню, где, не так давно я прочитал такое суждение, что исламский фундаментализм в его резких проявлениях будет в XXI веке главной угрозой цивилизованному миру, западной цивилизации, христианской. Поскольку эпоха крестовых походов, христианских, закончилась 500 лет назад, а ислам только сейчас пришел к идее экспансии своей веры, и ни перед чем не остановится, поскольку жизнь человеческая стоит в психологическом и философском плане значительно меньше, чем в цивилизации христианской. Как бы Вы ответили?

Г. ИСКАНДЯРОВ - Сложно сказать. Насчет исламской экспансии, она была значительно раньше. Вспомните, что вся Испания была исламской в свое время.

П. ЖУРАВЛЕВ - Мавры, да?

Г. ИСКАНДЯРОВ - И Дон Кихот, это все исламские традиции, и первые рыцари пришли из ислама. И музыка, лютня - это все пришло оттуда. Я не говорю о математике, медицине. А что касается фундаментализма, он сам по себе тоже неплох. Это возвращение к фундаментальным истокам. Ради бога, это очень хорошо. Оголтелый фундаментализм с фундаментализмом не имеет ничего общего. И поэтому действительно на Кавказе иногда встречаются такие люди, которые... если человек что-то делает не так, как он, или не так, как он верит, это считается уже не мусульманин, враг. Его можно уничтожать, с ним можно делать все, что угодно. В исламе это далеко не так. Мы все люди, все братья, и все мы происходим от Адама и Евы. Извините, там все это есть. И мы должны друг к другу подходить с мирными, с протянутой рукой, убеждать. Вспомните джихад, нам говорили. А ведь самая главная форма джихада - это джихад в самом себе должен проявляться. Прежде всего, человек должен преодолеть себя, свои недостатки. А потом идут различные формы джихада. Одну из форм джихада я сейчас употребляю. Я говорю словом, убеждением. Это тоже джихад. Это самый главный джихад, как написано в исламе. Что касается этих противоречий и угроз, мне кажется, это все-таки искусственно нагнетаемые страсти. Мы сейчас находимся на этапе разделения мира на сферы влияния. Россию начали уже разрывать по кускам, потому что неиспользуемая территория огромная. Рядом миллионный Китай, еще Европа, девать некуда отходы, Америка. А тут пустые сибирские залежи, лежат пустые, неиспользованные. Надо делить. Как делить? Американцы давно пришли к выводу, что оружием нас не возьмешь, силой тоже.

П. ЖУРАВЛЕВ - Измором только.

Г. ИСКАНДЯРОВ - Только измором, и подурачить можно. Это старинная история. Придумали миф о татаро-монгольском иге. Рассорили два народа, близких, родственных: русский и тюркский, татарский народ.

П. ЖУРАВЛЕВ - Что Вы хотите сказать, ига не было?

Г. ИСКАНДЯРОВ - Ига, по сути дела, в таком виде не было. Был, естественно, захват, с одной стороны, другого государства. Было усиление Московского княжества, было очень много дотаций, Московское княжество поднялось за счет ига, все монастыри поднялись. Кстати говоря, монголы были язычниками, извините. Значит, монастыри поднялись за счет того, что налоги были отменены. А налоги с монастырей потом снял Иван Грозный, он порубил всю церковную знать. Так что неизвестно, кто кому помогал. Поэтому копаться в истории, конечно, полезно, но сегодняшний день интересен как раз тем, что повторяется колесо истории. Опять эта огромная территория стала интересной мишенью для многих. Над этим, наверное, нам стоит задуматься.

П. ЖУРАВЛЕВ - Давайте действительно хотя бы задумаемся над тем, что творим, и над тем, что творится вокруг нас.

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Гайяр Искандяров - председатель Фонда развития мусульманских народов.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024