Купить мерч «Эха»:

Геннадий Хазанов - Интервью - 2000-06-11

11.06.2000

Эфир 11 июня 2000 года.

В прямом эфире радиостанции Эхо Москвы Геннадий Хазанов.

Ведущие эфира Алексей Венедиктов, Марина Багдасарян.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Добрый день! Ну, что, покажем козью морду?

Г. ХАЗАНОВ - Да. Главное, что я решаю для себя - кто из нас людоед и кому предписано - в штанах.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А это радио. Не видно!

Г. ХАЗАНОВ - Я понял - поэтому я и приглашен. Хорошо, что хоть на Эхо Москвы пригласили, а то с такой цитатой - на Ностальжи, например.

А. ВЕНЕДИКТОВ - В студии работает пейджер и телефон во второй части.

Г. ХАЗАНОВ - Кстати, много раз из машины пытался дозвониться по 203-19-22 - влезть в беседу, напомнить о себе. Ничего не вышло. А если и получается - то сразу слышу: наша программа закончена. До свидания!

А. ВЕНЕДИКТОВ - У меня вопрос к эксперту Хазанову: поступило предложение сделать программу - анекдот дня. Рассказывать анекдот по радио. Вот как по радио анекдоты слушаются? Плохо, наверное?

Г. ХАЗАНОВ - Ну, нормально, особенно если они построены на жестах... Есть же анекдоты, которые не обязательно смотреть. Кстати легализация анекдота и проявления его в нашей жизни в таком объеме закончило коматозное состояние нашего жанра.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Все долго рыдали, что при Борисе Николаевиче как-то анекдотов было очень мало. А сейчас оно как из ведра. С чем это связано?

Г. ХАЗАНОВ - Я не могу согласиться, что не было анекдотов. Может быть, какое-то время общество приходило в себя от шока, свободы, экономических экзерсисов - просто не до этого было, это было состояние горячки. Как только произошел дефолт, все успокоились. Все поняли: вот так, бежали-бежали, потом утром проснулись, а что бежать-то? Я вам расскажу: в воскресенье, 17 августа в одном из подмосковных санаториев я вышел на прогулку с тогдашним министром внутренних дел. Он, направившись со мной по дорожке прогуляться, посмотреть на дивный пруд, взял с собой мобильный телефон. По этому телефону ему позвонили и сказали, что в начале одиннадцатого его ждут в Белом доме. Было начало девятого. Он развернулся, пошел, оделся. Я его попросил позвонить, как бы поздно он не приехал. Так он и не позвонил. Рано утром я его набрал, ну что, говорю, на завтрак? Можно, собственно, и на завтрак, говорит. Ты смотрел телевизор? - Я говорю - нет, а что такое? Да ничего, пойдем завтракать, отвечает он мне. И вот после этого стало как-то спокойно, но зато появилась просто лавина анекдотов. Это не связано с Ельциным, потому что во-первых, правда, обществу было не до этого. Более того, те кто, как правило, злословили или острили, что иногда тождественно, они, чувствуя собственную ответственность за приход Ельцина к власти и за некоторые нюансы его деятельности, хотя они не имели уже никакого отношения и не могли отвечать ни за одно, ни за второе, но, тем не менее, часть совестливых людей несла на себе этот груз. Поэтому им некогда было этим заниматься. Смеяться над собой еще не хватило сил, для того, чтобы себя причислить к виновным уже в смешном виде, а только причисляли себя к тем, кто приложил руку.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну, это очень простое объяснение.

Г. ХАЗАНОВ - Это - одна из причин. Мне вообще не кажется, что совсем не было анекдотов. Можно же открыть периодику того времени.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Например, газета Завтра - замечательный анекдот про Ельцина.

Г. ХАЗАНОВ - Да нет, почему про Ельцина обязательно?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну, про его эпоху.

Г. ХАЗАНОВ - Это неправда! Начнем с того, что появление анекдотов про новых русских - это и есть анекдоты, связанные с эпохой Ельцина. Вот и все, чего еще сильнее. Новые русские навсегда въехали в этот ряд, как анекдоты про Чапаева.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Согласен, поймал меня.

М. БАГДАСАРЯН - Вы сделали заявление, от которого очень многие упали в обморок: вы сказали, что разговорный жанр умер, при этом вы оставили Театр эстрады, и, более того, через несколько дней будете выбирать на эстрадный факультет курс в ГИТИСе.

Г. ХАЗАНОВ - Теперь это называется РАТИ.

М. БАГДАСАРЯН - Что происходит? Умер жанр - зачем вы набираете? Умер жанр - как существует Театр эстрады?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Есть и вопрос с пейджера на счет молодого коллектива в театре.

Г. ХАЗАНОВ - Начнем с вопросов жанра. Мне не хотелось бы сейчас заниматься тем, чтобы, используя эфир, сводить счеты со своими оппонентами. Я не буду этого делать, пусть все остается на их совести. Что касается моего заявления по поводу того, что жанр умер - умерла советская эстрада. Она умерла вместе с государством. Ей на смену пришел шоу-бизнес, где этот жанр составляет очень маленькую часть. В советской эстраде этот жанр имел очень большой удельный вес. В связи с тем, что сегодня альтернатива этому жанру - бескрайняя, включая и Эхо Москвы, в отличие от прежнего времени, когда были гостелерадиокомпании и все, дальше альтернативой этому жанру стали, страшно сказать, дискотеки, ночные клубы, казино.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну почему это альтернатива?

Г. ХАЗАНОВ - Как почему? Потому что эстрадные артисты выступают там! Во-первых, с наличными деньгами. Во-вторых, на них продают билеты очень опосредованно, потому что люди идут играть в казино и попутно там выступает артист Х. Здесь, прямо рядом с вами на Новом Арбате есть огромное количество плакатов, где написано, какого числа кто выступает. Зачем же сегодня артистам эстрады идти выступать в Театре эстрады? Если это большой артист с точки зрения его популярности, интереса к нему, тогда это - Кремль с Даной Интернейшнл, или КЗ Россия, в адрес которого могу сказать только хорошее, потому что они точно нашли свое место и заняли место первой концертной площадки страны. Это справедливо: 2500 мест, оборудованный зал, Петр Михайлович Шеболтай - сумасшедший человек, преданный этому делу, обожающий это дело - все нормально. У Театра эстрады, у которого 20 лет не менялся звук, свет, кресла в зале, после которых нужно сразу идти лечить остеохондроз, а если его не было, то он точно появился, искривление позвоночника, сколиозы - вот что было бесплатным приложением к постановкам.

А. ВЕНЕДИКТОВ - И поэтому решили заменить не кресла, а труппу?

Г. ХАЗАНОВ - Да и труппы никакой не было - был эстрадный оркестр под управлением человека, у которого относительное музыкальное образование.

А. ВЕНЕДИКТОВ - перейдем к вопросам слушателей: Почему вы оставили Театр эстрады?

Г. ХАЗАНОВ - В каком смысле? Как же мне его не оставить ,если меня пригласили на Эхо Москвы? Как только выйду отсюда, тут же поеду в Театр эстрады.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Можно ли попасть в ваш театр пенсионерке с удостоверением репрессированной, не пропускавшей некогда ни одного спектакля? - имеется ввиду скидка или бесплатный билет.

Г. ХАЗАНОВ - Насколько я понимаю, у нас есть какое-то количество таких билетов. К сожалению, я не могу дать точной справки, т.к. я не директор, а худрук. Я думаю, наш директор сможет точнее ответить на эти вопросы. У нас строится политика ценовая так, что у нас очень большой разброс цен. Есть очень дешевые билеты.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Читали ли вы интервью Измайлова в АиФ? Что вы можете сказать по этому поводу?

Г. ХАЗАНОВ - Да, я читал. Видимо, это интервью было приурочено к 60-летию Измайлова. По этому поводу могу сказать только ,что мне очень жалко, что дожив до 60 лет человеку собственно нечего сказать, кроме каких-то сплетен. И хочу сказать, что знаю, что в жизни Лиона Измайлова был такой замечательный человек как Александр Мень. И тогда, когда человек дает интервью, связанное со своим 60-летием, то хотелось бы, чтобы кроме сплетен, связанный с внутрицеховыми разборками, было бы что-нибудь и светлое, и хорошее. Тем не менее я, пользуясь возможностью, поздравляю Лиона Измайлова с юбилеем. Я желаю ему нахождения внутреннего равновесия.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Хорошо бы вам возобновить выступления зарубежных артистов эстрады: Югославии, Греции, др., а также республик СНГ. Тогда в Театре эстрады были аншлаги.

Г. ХАЗАНОВ - Верно. Тогда цены на билеты были фиксированные, зарплаты регулярными. И цены на билеты даже на иностранных гастролеров были в строжайшем соответствии с экономическими возможностями советских граждан.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вам желают удачи в творчестве.

Г. ХАЗАНОВ - Спасибо, вам так же удачи. В том, в чем вам нужно.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Какой вы предполагаете репертуар в следующем сезоне? Кого будете приглашать?

Г. ХАЗАНОВ - 29 сентября премьера спектакля Птицы по пьесе молодого драматурга Жени Унгарда. Спектакль ставит Борис Мельграм.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Т.е. это Аристофан такой?

Г. ХАЗАНОВ - Ну нет, уж совсем не Аристофан. И не Хичкок. Это такая странная пьеса. И подзаголовок - представление в 2-х частях. А учитывая, что у нас в театре новый свет., я предложил режиссеру назвать Светопредставление в 2-х частях.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А что, свет новый, а кресла - старые?

Г. ХАЗАНОВ - И кресла будут новые, и звук. Главное, там Кахи Кавсадзе играть будет, мой любимый человек, замечательный актер. Вячеслав Войноровский, Кахи Кавсадзе и ваш покорный слуга играют там три основные роли.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Будет ли у вас выступать Андрей Данилка - Верка Сердючка?

Г. ХАЗАНОВ - Я лично звонил одному из многочисленных директоров Андрея Данилки. Я предложил 2 раза в месяц выступать на сцене Театра эстрады этому молодому артисту. Но не только сам артист, но и его директора не соизволили отзвонить и ответить ни положительным, ни отрицательным результатом.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Так что еще можно надеется?

Г. ХАЗАНОВ - Нет, надеется уже нельзя.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Скажите, как вы относитесь к Смехопанораме Петросяна?

Г. ХАЗАНОВ - Я вообще очень уважительно отношусь к Евгению Вагановичу. Этот человек доказал, что верность своему делу и своему жанру в результате дает вот такой эффект - 3 раза в месяц Евгений Петросян играет на сцене Театра эстрады сольные программы и регулярно собирает аншлаги. Кто-то может его любить, кто-то относиться спокойно, но факт остается фактом. Поэтому Смехопанорама - это передача, очень защищающая интересы этого жанра.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Не собираетесь ли вы повторить что-нибудь вроде Жил-был я?

Г. ХАЗАНОВ - Я не собираюсь повторять, потому что повторить еще никому не удавалось, потому что раз помер - значит, помер. А что касается проекта Жил-был я, в конце июня выходят следующие серии. Прямо после нашей беседы я встречаюсь с Леонидом Парфеновым по поводу съемок этого сериала.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Привет из молодости! Вспоминаем Всесоюзный конкурс артистов эстрады в 70-е годы. Знали, что из всех конкурсантов в дальнейшем увидим Отиеву и Хазанова. Их узнают. А сейчас проводят конкурсы?

Г. ХАЗАНОВ - Проводят. В прошлом году был конкурс артистов эстрады, который дал несколько новых талантливых имен. Кстати, Андрей Данилка получил там первую премию. И 2 молодых артиста, братья Александр и Валерий Пономаренко после прекрасного выступления на конкурсе были приглашены на работу в московский Театр эстрады. И работают в театре, так что разговоры о большом уничтожении эстрады, скажем прямо, сильно преувеличены. Хочу сказать, что там один человек, известный сатирик, даже писатель, он сказал, имея ввиду меня, видимо - если один циркач сорвался из-под купола, это не значит, что цирк закрыли. Это очень созвучно разговорам о том, что все мои обвинения в смерти жанра - все это чушь, неправда, как сказал один из артистов эстрады - а вот мы живые и на нас ходят! На что я сказал ужасную фразу, все-таки язык у меня злой - я сказал, что на кладбища ведь тоже приходят.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Отвратительно просто. Ужас какой-то. Вопрос: Стал ли Геннадий Хазанов дедушкой?

Г. ХАЗАНОВ - Кто? Я об этом ничего не знаю!

А. ВЕНЕДИКТОВ - Очень много вопросов о молодых: Есть ли среди молодежи таланты, приближающиеся по одаренности к Райкину, Мироновой и т.д.?

Г. ХАЗАНОВ - Мне трудно сказать. Миронова и Райкин, в первую очередь, не только сильнейшие актеры, а личности. Поэтому вначале надо дожить до того состояния, когда тебя будут считать личностью. Поэтому по одаренности - наверное, есть люди, одаренные не меньше, а может и больше, чем Миронова, Райкин, но это вовсе не факт ,что из них будут новые райкины и мироновы. Возвращаясь к вопросу Марины по поводу первого курса, который я набираю - вне зависимости от моих ощущений, не зависимо от окончания такой востребованности, тем не менее, эстрада не умрет и Театр эстрады будет функционировать. Я очень заинтересован в том, чтобы в театр приходили молодые артисты, которые умеют делать то, что умеют делать театральные артисты и плюс к этому - то, что не умеют делать театральные артисты - когда партнером становится зрительный зал. Это принципиальная разница.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Когда я говорю с людьми, достаточно известными в своей профессии, последний достаточно тяжелый разговор был с Андреем Кончаловским - как меняется кино, как техническая революция изменила суть кино, как он считает. То же самое есть и в театре, театр меняется. А эстрада что? Ну, светоспредставление, я понял, а еще?

Г. ХАЗАНОВ - Меняется принцип, меняется все вообще. Все, что связано было с понятием эстрада в советской жизни - все поменялось.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А вот Шоу Бенни Хилла - это наш светоч, представление, да?

Г. ХАЗАНОВ - Это к эстраде не имеет никакого отношения. Это - телевизионный театр.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Но он-то проводит свои шоу?

Г. ХАЗАНОВ - Он, в первую очередь, стал известным не тем, что выходил к зрителям, а тем, что снял эти свои сюжеты. И в этом смысле, я считаю, что у нас прекрасно работают Стоянов с Олейниковым, передача Городок.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Согласен.

Г. ХАЗАНОВ - Вот то ,что делает Бенни Хилл, прекрасно, на высоком уровне делают эти 2 артиста. Это передача настоящего европейского класса, на мой взгляд, если мы говорим о том ,что в Европе есть такой класс, хотя я шибко в этом сомневаюсь, что так много этого вообще в мире. Это вообще вещь очень сложно создаваемая, и столько лет оставаться на таком уровне, что-то более удачное, что-то менее, но есть уровень! Но это никакого отношения не имеет к живой эстраде. Так вот, живая эстрада на сегодняшний день - это вообще неизвестно что такое, потому что если можно приходить на концерт, где в зале 2500, 3000, 10000 человек - это сегодня именуется шоу-бизнес, хотя сегодня все теперь бизнес.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Но я бы не сказал, что все теперь - шоу.

Г. ХАЗАНОВ - Да. Но если бы сейчас в зрительном зале было такое же количество зрителей, которое было тогда - я люблю приводить этот пример, это было 15 мая 1995 года: в московском Театре эстрады было продано 13 билетов, и концерт состоялся! Я думаю ,что те же самые мысли, наверное, мучают Олега Павловича Табакова, когда он стал говорить о том, что хотелось бы, чтобы на спектаклях во МХАТе всегда были аншлаги и не играть в полупустых залах. Это сегодня проблема любого руководителя, потому что это унизительно выходить на сцену и видеть пустой зал. Поэтому молодые артисты, которые год назад пришли в театр, они сделали замечательный спектакль по Чуковскому Ваня и Крокодил. И спектакль правда хороший, но к великому сожалению, на этот спектакль пока еще пришло не очень много людей, потому что люди сегодня имеют огромную возможность выбора - куда идти, на что тратить деньги. Дикое количество видеоинформации, плюс к этому еще и Интернет. На меня произвела большое впечатление беседа Горина с Максимовым. Он сказал - понимаете, важнейшим из искусств для нас является кино. Но это было сказано 70 с лишним лет назад. С тех пор телевидение уже заняло эту нишу. Сегодня ни кино, ни эстрада не могут работать на идеологию прежде всего из-за ее отсутствия, да и не нужны они сегодня для этого! Сегодня есть телевизор, а завтра Интернет и это все будет вытеснять. Если раньше эстрада была необходима, потому что можно было приехать в деревенский клуб, куда не приезжал никакой театр, и можно было с баяном выйти туда, можно даже не на сцену, а просто на грузовик. Я часто сейчас вспоминаю - слышал в сводках название города Хасавьюрт, и вспоминаю, как на стадионе в этом городе было поставлено 2 грузовика, и это была импровизированная сцена. На стадионе! Ничего не нужно было. Это было очень непритязательно, неприхотливый вид пропаганды и идеологии, которая тогда властвовала. Сегодня нет в этом никакой необходимости. Поэтому кино - да не нужно никакое кино! Вот вы показываете кино, делаете кино, вот если оно сейчас приносит деньги, является коммерчески удачным - пожалуйста, делайте! Как, а вот кинематограф?! Все уже, вы не нужны, понимаете вы или нет! Эстрадные артисты - не нужны. Кампания, которая была сейчас перед выборами Путина, доказала, что сегодня выборные технологии и в этом уже не нуждаются. Это были рудименты старого сознания: голосуй или проиграешь. Это не нужно, ни поезда агитационные - ничего этого не надо. Достаточно вообще-то привести муку и водку, а дальше пустить по одному каналу человека с украинской фамилией, по другому - с грузинской фамилией, и достаточно, и ничего не нужно больше! Все будет решено. Вот почему на сегодняшний день эстрада в том виде, в котором она была, больше не нужна.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Значит, другой вид?

Г. ХАЗАНОВ - Совершенно верно. Это должна быть такая фактура, все-таки ближе к театру. Идеально было бы, если бы эстрадные артисты выступали бы в Театре эстрады в драматическом качестве.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Зачем, есть же театры?

Г. ХАЗАНОВ - Нет-нет ,я все понимаю. Дело в том, что у эстрадных артистов есть сегодня одна проблема: он может это делать ,его потенциал позволяет, но никогда ему не позволят это делать ни в ночном клубе, ни в зале на 3000 мест, потому что это почти эксперимент. Но вдруг эксперимент получается?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Понятно, они будут экспериментировать на нас, зайчиках.

Г. ХАЗАНОВ - Нет, не надо на зрителях экспериментировать. Я просто убежден, что Алла Борисовна Пугачева - замечательная артистка, и если бы она сегодня дала согласие, и если бы сняла бы с себя эти короны бесконечные, и пришла бы на репетицию, села бы так, как приходили народные артисты СССР к Станиславскому, или сегодня приходят со всеми званиями, каждый раз начиная заново, делая новый спектакль, сбрасывая все свои регалии, не таща за собой шлейф охранников и прихлебателей. У Пугачевой сегодня, я абсолютно убежден, необходимость прорыва в другое измерение. Она - уникального дарования женщина. Я недавно слушал записи 20-летней записи песни Марка Минкова, ее пела Пугачева - грандиозно просто! Я убежден, что если бы сегодня Пугачева пошла в драматический театр... посмотрите, Образцова делает спектакль у Виктюка - нормально, Илзе Лиепа - не потому, что она не может танцевать, а Образцова не может петь, а потому что есть потребность расширить границы, попробовать себя. И только у нас, на эстраде, найден раз и навсегда рецепт. Кажется, что это гарантия. Это гарантия смерти творческой, потому что завтра и послезавтра ты начинаешь тиражировать самого себя, клонировать себя самого, и выясняется, что ты давным-давно умер. Ты продолжаешь ходить, что-то делать, имитировать жизнь, но никакого творчества нет. Творчество имеет основу - творить! Каждый раз заново. Риск - да, эксперимент - да! Зритель спрашивает: над нами? И над вами! Потому что вы дали мне это право своей любовью. Получилось или нет - хорошо, но как узнать, можешь ты это или нет, если ты этого никогда не делал?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Т.е. спор сам с собой, внутренний? У меня такое впечатление, что ты сам себя убеждаешь.

Г. ХАЗАНОВ - Нет, я убеждаю сейчас огромное количество своих оппонентов, которые говорят - а зачем мне это нужно? Я пытаюсь убедить тех радиослушателей, которые думают - да не надо, поет он песни, ну и пусть поет. Я уверен, что водевиль, где Буйнов играл бы главную роль, мог бы сегодня заинтересовать большое количество людей. А Буйнов так и будет петь мои финансы поют романсы. Вот и все.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Тебе не удается их убедить?

Г. ХАЗАНОВ - Не удается.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Как ты думаешь, почему?

Г. ХАЗАНОВ - Риск большой. Для этого надо иметь отвагу, смелость, и даже некую долю авантюризма.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Опечалил ты меня. Скажи что-нибудь слушателям хорошее на прощание.

Г. ХАЗАНОВ - Я сказал все очень хорошее.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Мне тут приходит: Какой злой Хазанов! Что он так возбудился?

Г. ХАЗАНОВ - Нет, возбудился и злой - это разные вещи.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Наверное, это от разных людей пришло.

Г. ХАЗАНОВ - Не знаю. Кто как воспринимает. Какая же это злость? Это последняя попытка обратиться к тем, к кому я уже обращался и не один раз, и не один год. Наверное, они знают лучше свои возможности, поэтому мне придется, опираясь не на их помощь, развивать жизнь театра. Я глубоко верую, что судьба у Театра эстрады будет прекрасная. В этот театр уже вернулись зрители - это уже происходит. Да, театр несколько поменялся. Мне говорят: он же у вас называется Театром эстрады! Да, но Ленком называется Ленкомом. И ничего страшного нет. Более того, когда говорят - ну, здесь же было что-то другое?! Но и в Госплане было что-то другое. Более того, и в Кремле сидели другие.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Радостный?

Г. ХАЗАНОВ - Конечно, радостный! А как иначе может быть?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Я думаю, перед открытием сезона ты придешь и подробно расскажешь о новой постановке, о Птице, да?

Г. ХАЗАНОВ - С удовольствием!

А. ВЕНЕДИКТОВ - Чтобы люди не думали, что они идут на Аристофана или Хичкока.