Купить мерч «Эха»:

Игорь Крутой - Интервью - 1997-10-11

11.10.1997

Д. УМЕЦКИЙ - Добрый день, уважаемый радиослушатели, у микрофона Дмитрий Умецкий, за пультом звукорежиссер Александр Цернес. Я представляю нашего гостя в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Игорь Крутой. Добрый день, Игорь.

И. КРУТОЙ - Добрый день.

Д. УМЕЦКИЙ - Естественно, у нас есть информационный повод, мы сегодня представляем новый компакт-диск "Незаконченный роман", который еще не вышел, он выйдет буквально через 2-3 дня к концертам "Творческие вечера Игоря Крутого" в концертном зале "Россия".

И. КРУТОЙ - На самом деле, выйдут 2 сборника, в каждом из них будет по 15 песен, там наряду со звучащими песнями, которые уже звучали на радио и ТВ, будут присутствовать и премьеры. А потом я готовлю сольные проекты каждого из исполнителей, которые будут участвовать в моих вечерах.

Д. УМЕЦКИЙ - Об этом мы поговорим подробнее во второй части нашей программы. А сегодняшнюю нашу передачу мы начнем с композиции "Незаконченный роман", Игорь Крутой, Ирина Аллегрова.

ПЕСНЯ

Д. УМЕЦКИЙ - Поводом для нашей встречи послужила презентация, представление его нового сборника Игоря Крутого "Незаконченный роман". Игорь, вопрос первый будет следующий. Ты человек, который реализовался, который состоялся, благодаря твоему участию, твоему материалу состоялись ряд звезд, известных нам всем. Нет ли у тебя какого-то другого рода амбиций, имею в виду музыкальных, не покупка частного самолета, а желание дирижировать симфоническим оркестром в полном составе или выступить в качестве пианиста на престижном международном классическом конкурсе?

И. КРУТОЙ - Нет, пока из всего перечисленного нет желания всем этим заниматься.

Д. УМЕЦКИЙ - А из неперечисленного, может быть, я что-то не учел?

И. КРУТОЙ - Да тоже особенно нет. Я хочу заниматься тем, чем занимаюсь, и хочу, чтобы это у меня получалось. А уже насколько это получается, не только мне судить.

Д. УМЕЦКИЙ - То есть, Игорь, нормальная позиция, которая, наверное, всем понятна, что каждый должен заниматься своим делом профессионально.

И. КРУТОЙ - Конечно. Но песня товар скоропортящийся.

Д. УМЕЦКИЙ - Вот-вот, интересно.

И. КРУТОЙ - И то, что получается сегодня, не значит, что будет получаться завтра.

Д. УМЕЦКИЙ - Но ведь желание остаться в истории, наверное, есть? Это нормально.

И. КРУТОЙ - В истории популярной музыки. Пока получается, надо делать, а уже потом вовремя уйти, тут нужен самоконтроль и чувство меры. Но я не помню таких случаев, чтобы вовремя уходили. Обычно все равно задерживались, я бы хотел вовремя это сделать.

Д. УМЕЦКИЙ - Но мы не будем говорить о грустном сегодня. Потому что тема, которую затронул Игорь Крутой действительно грустная, потому что нужно когда-то нужно заканчивать с работой.

И. КРУТОЙ - Да ничего грустного нет.

Д. УМЕЦКИЙ - Мне бы хотелось задать вопрос, который я традиционно задаю всем нашим гостям. В жизни каждого человека существует момент, когда он принимает решение: да, я буду профессионально заниматься этим делом, буду ли я токарем, слесарем-сантехником, инженером, академиком или профессиональным композитором. Как это было у тебя?

И. КРУТОЙ - На самом деле я родился в деревне. И в школе у нас был настолько прекрасный преподаватель русского языка и литературы, что мы все мечтали поступить в пединститут, чтобы преподавать в итоге литературу.

Д. УМЕЦКИЙ - То есть он сумел преодолеть этот барьер, когда каждый школьник мечтает стать либо десантником, либо космонавтом?

И. КРУТОЙ - Да, в нашей школе все пошло немножко дальше. Но я же понимал, что в музыке у меня кое-что получается. Так, например, еще с детства я мог подбирать любые мелодии на баяне, потом выучился на фортепьяно играть.

Д. УМЕЦКИЙ - А можно вопрос по ходу дела? Хорошо, деревня, школа, баян. Ты был популярным человеком?

И. КРУТОЙ - Я там как "Битлз" был практически.

Д. УМЕЦКИЙ - Браво.

И. КРУТОЙ - А потом в нашу деревню привезли первую органолу, называлась она "Юность". Я после каждой репетиции даже протирал клавиши. И мы сделали ансамбль, на танцах играли, и я даже умудрился там петь, что в итоге сказалось на предыдущем произведении, через 30 лет я все-таки запел. И я понимал, что в музыке у меня все получается, но думать, что это будет моей профессией, я все-таки не думал.

Д. УМЕЦКИЙ - А не было, Игорь, такой мотивации, что выйду я сейчас на сцену в составе коллектива, спою и все девушки мои? Или уже все девушки тогда были, начиная с баяна?

И. КРУТОЙ - В деревне да. И подошел момент в 8 классе, когда мама сказала, надо думать конкретно. И я решился поступать в музыкальное училище. Подготовка у меня была слабенькая, потому что я плохо знал теорию музыки, историю музыки, да и владение инструментом оставляло желать лучшего. Но тогда у меня было преимущество, потому что я был из сельской местности. И приемная комиссия за счет того, что у меня был абсолютный слух, они приняли меня в училище. Просто мне надо было в течение первого курса наверстать все мои недостатки.

Д. УМЕЦКИЙ - Дело в том, что известно, что люди, обладающие абсолютном слухом, люди несчастные, потому что они слышат любое отклонение от тональности. Потому что не бывает идеально настроенных инструментов.

И. КРУТОЙ - У меня не до такой степени абсолютный слух. Но вместе с тем, если даже полтона не строит инструмент, имею в виду в другом строе, то я не смогу играть. Потому что я играю на одних клавишах, а звучат другие, я не смогу так. В этом смысле да, но во всех остальных смыслах я счастливый человек, потому что мне легче.

Д. УМЕЦКИЙ - Вернемся. Хорошо, училище музыкальное, удалось наверняка наверстать?

И. КРУТОЙ - Да, я с отличием закончил теоретический отдел музучилища и наверстал за эти годы, потом институт, потом была консерватория.

Д. УМЕЦКИЙ - А по классу?

И. КРУТОЙ - Институт как дирижер, а консерватория как композитор.

Д. УМЕЦКИЙ - То есть понятно, когда был предпринят выбор, решение пришло, но существовал, наверное, еще один поворотный момент. Консерватория все-таки ориентирует человека на классику ведь в основном?

И. КРУТОЙ - У меня получилось по-другому. Я поступал в консерваторию, уже будучи автором песен "Мадонна", "Музыка венчальная", "Ты меня любишь". Я уже поступал, имея песенную профессию.

Д. УМЕЦКИЙ - Я хочу вернуть тебя к решению, когда ты решил, что будешь сочинять именно это, пойдешь именно в эстраду.

И. КРУТОЙ - Нет, это было намного раньше решено, еще когда в училище мы организовали ансамбль, пели на танцах, потом я в ресторане работал. Это еще тогда было решено. Я тогда еще не думал, что это станет профессией, но песни сочинял.

Д. УМЕЦКИЙ - Еще один вопрос. Ведь попасть в консерваторию с таким бэк-граундом, понятно, что он все равно будет заниматься эстрадной музыкой. Трудно ли это было?

И. КРУТОЙ - Я поступал же не с песнями. Я играл сонату трехчастную на фортепьяно, цикл прелюдий фортепьянных и для виолончели с фортепьяно. Я сдавал, на вступительных экзаменах показывал. Так что я поступал по требованиям консерватории.

Д. УМЕЦКИЙ - Я просто говорю о том, что бывали ситуации, когда человек поступил в консерваторию и одновременно работал на эстраде.

И. КРУТОЙ - На самом деле, было бы неплохо по тем временам вступить в Союз композиторов, а для этого необходимо было закончить композиторское отделение консерватории.

Д. УМЕЦКИЙ - Мы узнали много интересного о прошлом Игоря Крутого. Но все-таки мы представляем его компакт-диск, его сборник "Незаконченный роман". Звучит следующая композиция "Я люблю тебя до слез", Александр Серов, до новостей.

ПЕСНЯ

Д. УМЕЦКИЙ - С музыкантами, с которыми приходится работать, как ты с ними находишь контакт, они ведь очень разные люди? Но прежде чем Игорь Крутой ответит на этот вопрос, напомню телефон 203 19 22. пожалуйста, звоните, задавайте вопросы.

И. КРУТОЙ - На самом деле, все ребята очень контактные люди. И у нас есть профессиональные точки, где мы можем соприкасаться. В остальном у каждого своя жизнь.

Д. УМЕЦКИЙ - Наверное, по-разному строятся отношения, иногда люди просто приходят и говорят, Игорь, помогите, напишите, спасите. Нет, такого не бывает?

И. КРУТОЙ - Нет.

Д. УМЕЦКИЙ - Все-таки мне бы хотелось в продолжение нашего разговора поговорить вот о чем. Существует композитор Игорь Крутой, существуют авторы и исполнители, с которыми, не знаю, дружеские или нет, но, во всяком случае, может быть, производственные отношения. И существуют авторы стихов или тестов. Я бы хотел, чтобы ты представил нам их.

И. КРУТОЙ - Я работал с очень многими поэтами. Соавтор это дело непростое.

Д. УМЕЦКИЙ - Я представляю себе, что это такое.

И. КРУТОЙ - Да, Его величество случай, чтобы совпала поэзия, подошла к музыке, и чтобы одинаково мыслили автор стихов и автор музыки. Но в последнее время мне очень повезло с авторами стихов. И я открыл для себя три фамилии, это Леонид Фадеев, это Константин Арсеньев и Виктор Пеленягрэ. Хотя я работал и очень люблю работать с Робертом Рождественским, у меня очень много было песен с Риммой Казаковой, очень много песен я написал на стихи Игоря Николаева. Но тот период, который сейчас, и те последние песни, которые я делал, на стихи Арсеньева, Пеленягрэ и Фадеева.

Д. УМЕЦКИЙ - Игорь, вернемся ненадолго к исполнителям. Ты перечислил около 10 фамилий, каждому пишется материал, индивидуальность каждого нужно учесть, не превращается ли эта работа в конвейер, не вредит ли?

И. КРУТОЙ - Только это начнет превращаться в конвейер, как ты не нужен будешь. Конечно же, надо сохранить лицо, стилистику и так, чтобы это подходило исполнителю, при всем этом свою индивидуальность сохранить. Пока мне удается, я думаю, это делать.

Д. УМЕЦКИЙ - Есть какая-то метода?

И. КРУТОЙ - Нет

Д. УМЕЦКИЙ - Ведь каждый вырабатывает для себя способы самосохранения в этом смысле.

И. КРУТОЙ - Это невозможно в словах передать, это на ощущениях.

Д. УМЕЦКИЙ - Ну что же, наш телефон 203 19 22. Алло, Вы в прямом эфире.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте, меня зовут Павел, добрый день. У меня вопрос к Игорю Крутому. Скажите, пожалуйста, нам очень нравятся Ваши песни, Ваше творчество, будет ли показан по телевизору Ваш творческий в ГЦКЗ "Россия", издан на видеокассете?

И. КРУТОЙ - Да, во-первых, он будет показан, я думаю, 9 ноября по ОРТ. И потом, к концу ноября он будет показан на 6 канале целиком. Будет издана компанией ОРТ-видео совместно с фирмой АРС видеокассета, и уже реклама скоро начнется.

Д. УМЕЦКИЙ - Еще один вопрос, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ - Игорь, добрый день. Меня зовут Светлана Серафимовна. Я большая поклонница Вашего творчества. Почему Вы, кроме одной песни, ничего не пишете для Аллы Пугачевой. Я считаю, если бы она на Евровидении вышла с Вашей новой песней, она бы достигла гораздо большего успеха, чем песня "Примадонна".

И. КРУТОЙ - Вы представляете, если нас сейчас слышит Алла Борисовна?

Д. УМЕЦКИЙ - Да что она сделает с Игорем Крутым? Что Вы натворили, Светлана.

СЛУШАТЕЛЬ - Ничего страшного, это мнение очень многих людей, между прочим.

И. КРУТОЙ - Спасибо за теплые слова, думаю, что впереди песня для Аллы Пугачевой.

Д. УМЕЦКИЙ - Спасибо вам большое. Мы все-таки вернемся к музыке. Следующая композиция, которая прозвучит в нашем эфире, будет называться "Пусть тебе приснится Пальма-де-Майорка". А нашим уважаемым радиослушателям я хочу напомнить, что можно дозвониться к нам и во время звучания фонограмм. Мы обязательно примем ваши звонки, запишем вопросы и передадим Игорю. Итак, Михаил Шуфутинский исполняет композицию Игоря Крутого.

ПЕСНЯ

Д. УМЕЦКИЙ - У нас были звонки. Например, такой от Виктора: "Почему-то всех беспокоит тот момент, что не для всех Игорь Крутой еще пока пишет музыку. И вопрос следующий. Почему Игорь Крутой не пишет музыку, например, для Эдиты Пьехи?" Я бы ответил, наверное, что объять все невозможно.

И. КРУТОЙ - Во-первых, да. Во-вторых, я не знаю, почему я не пишу, мне даже нечего сказать.

Д. УМЕЦКИЙ - Еще очень много звонков: "Как связаться и предложить свой музыкальный материал", от молодых исполнителей вопрос.

И. КРУТОЙ - Это надо посылать в фирму "АРС".

Д. УМЕЦКИЙ - Фирма "АРС" находится там, где театр "Ромэн". Алло, добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ - Скажите, что для Вас представляет Америка? Я знаю, что многие артисты почему-то ездят в Америку. Ездят они туда отдохнуть или, на самом деле, это что-то для них более существенное, чем своя страна.

И. КРУТОЙ - Я думаю, что отдых, вдохновение, возможность одеться и возможность пообщаться, и возможность посетить концерты мировых звезд.

Д. УМЕЦКИЙ - Насколько я понимаю, для Игоря Крутого, нашего сегодняшнего гостя, поездки в Америку не только это, потому что, насколько я знаю, планируется даже некий тур, не тур, а выступление.

И. КРУТОЙ - Что за выступление?

Д. УМЕЦКИЙ - Сейчас мы поднимем справку.

И. КРУТОЙ - Я прямо заикаться стал.

Д. УМЕЦКИЙ - У нас тут все написано. Момент.

И. КРУТОЙ - Да, 10 января, действительно, "Радио Сити" в 6-тысячном зале будет мой авторский концерт в Нью-Йорке, но это не тур. Один концерт будет, это будет такой же концерт, как сейчас с 14 по 19 в "России" - все звезды будут петь мои песни в центре Манхэттена.

Д. УМЕЦКИЙ - А я бы хотел развернуть вопрос нашего радиослушателя, потому что это меня тоже интересует. Я бы хотел поговорить с тобой о контексте, то есть в каком отношении мы находимся к общемировому культурному контексту. Я имею в виду культурному не вообще, а в этой стилистике популярной музыке.

И. КРУТОЙ - Хочешь, чтобы я обидел всю нашу популярную музыку.

Д. УМЕЦКИЙ - Почему бы и нет?

И. КРУТОЙ - Конечно, приблизиться к мировым стандартам мы никак не можем, мечтать о чем-то мы можем, но приблизиться ни по уровню написания песен, ни по качеству записи, ни по качеству исполнения тем более, пока я не вижу, чтобы это могло произойти в ближайшие годы.

Д. УМЕЦКИЙ - Дело в том, что мы говорили об этом перед эфиром. Сейчас появляются молодые музыканты в массе, не то, что один-два или три музыканта, а появляются в массе слой людей, которые играют уже хорошо, уже нет такой дрожи, как было раньше, еще лет 10 назад, вот сейчас они все испортят, не так сыграют. Какой-то слой уже появился?

И. КРУТОЙ - Сейчас вообще благодарное время, потому что нет практически никакой цензуры. Появляется много групп, много певцов. Существуют конкурсы, где нормальные песни и хорошие исполнители, они все равно приобретают популярность и становятся звездами.

Д. УМЕЦКИЙ - Следующая композиция, которая прозвучит у нас в эфире будет называться "Романс".

ПЕСНЯ

Д. УМЕЦКИЙ - Мы так резко включили фонограмму, что Игорь забыл что-то сказать, не успел, точнее.

И. КРУТОЙ - Я хотел уточнить, что исполнять будет Лолита. В принципе, вы все это прослушали, и я думаю, определили.

Д. УМЕЦКИЙ - Уважаемые радиослушатели, большая к вам просьба. Не задавать нам вопросы по поводу того, псевдоним ли или фамилия Игорь Крутой, мы вам все равно не скажем. И второй вопрос, Игорь Крутой как композитор пришел к нам в прямой эфир, он не занимается билетами, я вас умоляю. Дело в том, что сейчас принесли 2 билета на концерт, компакт-диск, кассету. Я думаю, что в какой-то одной из наших игровых программ один в одном из призов этот пакет пройдет. Мы не можем сейчас превращать встречу с автором и композитором в игровую программу. Продолжим наш разговор, у нас музыкальная, а вопросы какие-то немузыкальные от радиослушателей. Поэтому придется мне поучаствовать в беседе более плотно. В работе с исполнителями ты ограничиваешься только тем, что написал материал, отдал и забыл. Или это работа саунд-продюсера?

И. КРУТОЙ - Все, от а до я. Я как раз за всем процессом слежу и управляю всем процессом, и в студии.

Д. УМЕЦКИЙ - Как хватает времени на все это при таком количестве исполнителей?

И. КРУТОЙ - А что делать, это же любимая профессия. Лучше поменьше поспать.

Д. УМЕЦКИЙ - Я не хотел об этом говорить, но нужно же еще руководить фирмой "АРС".

И. КРУТОЙ - Мне повезло в этом смысле, потому что там много ребят, мои партнеры.

Д. УМЕЦКИЙ - Ты не выглядишь изможденным просто, вот я к чему веду.

И. КРУТОЙ - Я счастлив, что ребята, которые рядом со мной работают, это и Володя Дубовицкий, и Боря Крутоголов, Саша Михайлов, Витя Дудин, мне есть на кого положиться. И когда я могу уехать писать музыку, и я знаю, что ничего с фирмой "АРС" не произойдет, худого во всяком случае.

Д. УМЕЦКИЙ - Как саунд-продюсера мы тебя идентифицировали. А то что касается имиджа на сцене?

И. КРУТОЙ - Моего?

Д. УМЕЦКИЙ - Артиста, с которым ты работаешь.

И. КРУТОЙ - Нет, у каждого свое лицо, свой имидж. И я могу только, подходят ли мои песни. Хотя с Лаймой получилась такая ситуация, что она отслушала материал, и сейчас мы записали 10 песен, будет 14 песен в ее новом альбоме, и я уверен, что она будет несколько другая. Это не значит, что Лайма будет диаметрально противоположной. Несколько иная.

Д. УМЕЦКИЙ - Меня интересует степень влияния.

И. КРУТОЙ - Музыка будет влиять и на ее наряды, и на внешний вид, новый этот альбом.

Д. УМЕЦКИЙ - Мне бы хотелось сейчас, в конце нашей программы, хотя время еще есть, просто не знаю, насколько готовы наши радиослушатели задавать какие-то другие вопросы, кроме того, псевдоним Крутой или нет, и есть билеты на концерт, я понимаю, что всем хочется попасть. Нужно пойти просто в ГЦКЗ "Россия", и там все есть. Вопрос следующий. Планы, не абстрактные. С этим компакт-диском все понятно: он выйдет в ближайшие дни, это будет сборник, 2 компакт-диска, видеокассета впоследствии.

И. КРУТОЙ - Планы огромные, потому что с каждым из исполнителем, которые будут участвовать в моих вечерах, я готовлю сольный проект, по 13-14 песен с каждым. И эти все альбомы будут выходить уже к весне. С Мишей Шуфутинским двойной альбом получается. С Ирой Аллегровой получается тоже двойной альбом. Так что все это записать, свести, выпустить работа предстоит немаленькая.

Д. УМЕЦКИЙ - На какой стадии сейчас находится разработка этих материалов. У кого-то уже совсем готов материал?

И. КРУТОЙ - Практически все написано, кроме альбома Валерия Леонтьева, у него недостает 3-4 песни в его альбом. Остальные песни записаны, они все в аранжировках, в записях.

Д. УМЕЦКИЙ - Игорь, вопрос следующий, он может быть не очень корректный, на самом деле.

И. КРУТОЙ - Задавай.

Д. УМЕЦКИЙ - Как происходит написание музыкального материала. Я имею в виду не абстрактные вещи: пошел дождь, Игорь сел за рояль, туман накатился на окна, и в этом лирическом настроении Игорь взял и разродился опусом. Или есть технология жесткая?

И. КРУТОЙ - Одно дело, написание на стихи, другое дело писать музыку без стихов и потом подтекстовывать, это первое. Если это на стихи, написание музыки, конечно, надо подгадать состояние, настроение, и вжиться в эти стихи, полюбить их, хотя бы на время написания песни. Все остальное это уже где-то профессионализм, где-то ощущения. А когда пишешь просто музыкальную тему, инструментальную, чтобы впоследствии были написаны стихи, это может быть где хочешь, в непредсказуемых местах.

Д. УМЕЦКИЙ - У нас есть еще один звонок, наверное, последний на сегодня. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте, я приветствую вас. Как, на Ваш взгляд, в силу каких тех или иных качеств тот или иной исполнитель способен донести исполняемую песню до своего слушателя? Ведь не зря порой говорят, слушаешь одного мурашки по коже, а другого хочется выключить. И не приходилось ли быть такой ситуации, допустим, Вы дали песню одному исполнителю, а потом вдруг оказывается, что неплохо было бы другому дать. Спасибо.

Д. УМЕЦКИЙ - Если я могу просить, то очень коротко, время наше подходит к концу.

И. КРУТОЙ - Бывают всякие случаи. Бывают и такое, что отдал одному исполнителю, а В принципе, хочется, чтобы все песни пела Алла Пугачева, Ирина Аллегрова и Саша Серов. Конечно, существует небольшое количество суперпрофессиональных певцов, любимых народом, они мастера своего дела, хочется для них писать, потому что ты не опускаешься как автор. Ну, а они, естественно, поднимаются.

Д. УМЕЦКИЙ - В прямом эфире "Эхо Москвы" был композитор Игорь Крутой. Я прощаюсь с Вами. Спасибо, Игорь, за эфир.

И. КРУТОЙ - Спасибо за приглашение. Сейчас в заключение нашей встречи прозвучит песня Валерия Леонтьева на стихи Константина Арсеньева "Сокровища Черного моря".


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024