Деятельность Владимира Спивакова как скрипача. - Владимир Спиваков - Интервью - 1997-04-18
18 апреля 1997 года
Выступление в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" художественного руководителя и дирижера камерного оркестра "Виртуозы Москвы" Владимира Спивакова
Ведущие - Анатолий Агамиров и Сергей Бунтман
А.А. Добрый день. Владимир Теодорович, наконец-то Вы на радиостанции "Эхо Москвы". Я рад Вас видеть, рад приветствовать Вас. И я должен тут же перед вами покаяться. У меня часто бывают передачи, в которых фигурируете Вы - в записях, в основном. И я всегда сетую на то, что Вы как-то стали меньше давать сольные скрипичные концерты. Я все время преподношу Вас как скрипача и выражаю глубочайшее сожаление, потому что дирижируют сейчас все, кому не лень, а Вас как скрипача забыть не могу. Такой перекос в сознании. Что Вы скажете по этому поводу?
В.С. Я скажу Вам, что очень много играю. Более 10 дисков для американской компании Ар-Си-Эй (Би-Эм-Джи) /RCA (BMG)/ - это компания, которая писала Тосканини, Хейфица, Горвица. И получил ряд призов Disque d`or (золотые диски). И критика достаточно высоко оценивает. И я очень много играю и дирижирую, потому что это расширяет диапазон и вообще делает жизнь более интересной. Все-таки скрипичный репертуар в достаточной степени ограничен. И Вы знаете, от квартетов Шостаковича, допустим, или его скрипичной сонаты, которую я с удовольствием играю, есть некий достаточно прямой путь к его симфониям. Недавно я продирижировал в Риме 9-ю симфонию Дмитрия Дмитриевича с оркестром "Санта Чечилия". В этом же концерте я играл сочинение Арво Пярта "Фратрес". Так что я скрипку не забываю, и она мне отвечает любовью.
А.А. Ну, несомненно. Я не отговариваю Вас дирижировать. Вы неправильно меня поняли. Я просто ностальгирую по Вашим московским скрипичным вечерам.
В.С. В декабре месяце я сыграл большой сольный концерт в Большом зале консерватории. И собираюсь сделать то же самое в следующем декабре на замечательном традиционном фестивале "Русская зима".
Оркестр "Виртуозы Москвы".
А.А. Теперь вопрос не очень для меня легкий, но, к сожалению, я должен отвечать на слухи, постоянно циркулирующие в Москве. Все время говорят о том, что оркестр "Виртуозы Москвы" прекратил свое существование. Доказательств, однако, не приводят никаких. Этим занимается пресса, в меньшей степени - радио и телевидение. Однако слухи такие ходят. Вы, наверное, сейчас можете внести полную ясность.
В.С. Откровенно говоря, я сам таких слухов не слышал, и вообще помните, что Высоцкий говорил по поводу слухов. Я думаю, что нужно с некоторым юмором относиться к этому, тем более, что каждый приезд "Виртуозов Москвы" есть подтверждение того, что оркестр жив, прекрасно играет.
Только что мы провели огромную поездку по российским городам. Это были Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Пермь, Ижевск. Сейчас мы выступаем в Москве. Сегодня вечером вылетаем в Днепропетровск, Черкассы, Киев. Потом возвращаемся и снова играем концерт в Москве и Петербурге. Потом я улетаю в Париж, потому что должен выступать в качестве солиста с оркестром де Пари (Orchestre de Paris). И снова вернусь в Россию, на сей раз для того, чтобы сделать запись для российского слушателя, потому что здесь почему-то нет этих пластинок, которые мы записали в Европе и Америке.
С.Б. С какой компанией Вы будете здесь записывать?
В.С. "Русский сезон". Мы уже сделали одну запись. Это, в общем-то, я сдержал свое слово, данное Юрию Михайловичу Лужкову. К 90-летию Шостаковича в прошлый наш приезд мы записали диск из трех его произведений. И мы будем играть в Белоруссии, Армении и Грузии.
Стационарное помещение для оркестра в Москве.
А.А. Вот Вы упомянули Ю.М.Лужкова. Очень кстати. А как у Вас со стационарным помещением в Москве, что-нибудь продвинулось?
В.С. Я думаю, что постепенно меняется сознание с теми процессами и теми изменениями, которые происходят в стране, а соответственно, и в психологии людей, и постепенно уходит в прошлое то, что было - это "наши", а это "не наши". Если "Виртуозы Москвы" в течение 18 лет несли с честью, высоко и достойно по всему миру имя Москвы, то, я думаю, что достаточно справедливо было бы в конце концов обрести им место в родном городе. Тем более, что ни одного иностранца - пусть мне простят такой шовинизм в оркестре - я не принимаю.
С.Б. Вы сами говорите "наши - не наши". Т.е. всех Ваших музыкантов Вы постоянно собираете и постоянно ведете с ними работу в тех местах, где Вы работаете? И они тоже постоянно живут не в России или к Вам приезжают из России?
В.С. Откровенно говоря, после моей встречи с Лужковым, когда я оркестру сказал о том, что есть такая идея, чтобы база существовала в Москве, и Лужков обещал - он в общем-то производит на нас всех впечатление человека, который держит свое слово, чем вызывает большое уважение, - то ряд музыкантов сказали, что мы немедленно поедем в Москву, и это объективно...
А.А. Вот откуда пошли слухи по Москве. Все очень просто.
С.Б. Слава богу, что мы сейчас из первых уст рассеиваем даже саму возможность этих слухов.
Состав оркестра "Виртуозы Москвы".
А.А. У Вас 22 апреля концерт в Большом зале консерватории. Одна из лучших концертных площадок мира, как мы знаем. На сцену выйдет состав сильно обновленный за год или все-таки прежний?
В.С. Состав практически не изменился. Я считаю, что "золотой запас", как я говорю, в оркестре жив. Это скелет оркестра. А та молодежь, которая вливается или уходит из оркестра - это нормальный процесс.
А.А. Конечно. Например, когда я с радостью наблюдаю Ваш путь, у меня появляется ощущение неизменности, стабильности. Консерватизм, без которого высокая музыкальная культура невозможна.
Симфоническое дирижирование Владимира Спивакова.
А.А. Скажите, пожалуйста, я все время вынужден ссылаться на слухи. В Москве циркулируют слухи о том, что Вы собираетесь всерьез заняться симфоническим дирижированием, даже возглавить один (не буду говорить какой) из московских симфонических оркестров. Для этого есть какие-нибудь основания?
В.С. Только лишь те основания, что я практически на сегодняшний день дирижирую всеми самыми лучшими оркестрами мира. Это и Чикаго, и Сан-Франциско, и Лондонский симфонический оркестр (London Symphony), это и "Санта Чечилия", и "Монте-Карло филармоник", и оркестр "Радио-Франс" и т.д.
А.А. Мне ли Вам говорить - дирижировать одно, возглавлять - другое.
В.С. Во всяком случае мне пока никто не предлагал этого. И я не думал на эту тему.
А.А. А если бы вдруг предложили симфонический оркестр?
В.С. Это очень сложный вопрос, потому что, как Вы справедливо заметили, дирижировать одно, а руководить - другое. И мне уже на Западе предлагали возглавить ряд очень хороших оркестров, но там, может быть, в чем-то еще страшнее, потому что там существуют профсоюзы, как Вы знаете. И, например, с последнего пульта может встать музыкант и сказать, что ваше время истекло. И половина части недоиграна в этот момент. К счастью, такого в России пока не происходит.
С.Б. Значит, если есть смысл возглавить какой-нибудь оркестр, то сделать это в России, где недостаточна работа профсоюзов среди музыкантов. Я напоминаю, Владимир Спиваков у нас в гостях. И последний вопрос, который задаст Анатолий Агамиров.
Ближайшие планы Владимира Спивакова.
А.А. Последний вопрос будет банален. Тем не менее, я думаю, что и радиослушателей, и телезрителей это всегда волнует. Ваши ближайшие планы в их конкретной связи с Россией, потому что мы хотим видеть Вас здесь, слушать Вас здесь. Не потому что нам так удобно, а потому что мы так привыкли.
В.С. Я только что сказал, что мы провели в апреле такую поездку. В основном, это была благотворительная поездка, потому что после каждого концерта мы что-то доброе и хорошее делали. И у меня какая-то гордость есть за оркестр "Виртуозы Москвы", потому что ни разу у меня не было случая, чтобы я сказал - ребята, давайте сыграем этот концерт в фонд родильного дома или в фонд детской больницы, или поможем ликвидаторам Чернобыльской аварии - и кто-то встал и сказал, что мы этого делать не будем. Поэтому после каждого концерта, в каждом городе.... В Нижнем Новгороде мы играли в фонд больницы, и там очень трогательно врач сказал, что как только родится следующий мальчик, он будет назван Владимиром.
В Новосибирске я сделал две стипендии от своего фонда двум замечательным талантливейшим детям - одной девочке-пианистке 11 лет - Полине и мальчику Мише, ему 12 лет. Я посетил в Перми центр Дягилева, тоже собираюсь сделать им очень хороший такой, настоящий подарок.
В Екатеринбуре я встретил своего, можно сказать, крестного сына - мальчика 3 лет, которому была сделана операция на открытом сердце. И я его не видел, я только по письму, так сказать, это сделал. И 10 дней, которые были летом, это было то время, когда ему делали операцию, я просто не жил - так я чувствовал себя в связи с этим мальчишкой. И вот он сейчас сидел в первом ряду в Екатеринбургском театре, хлопал, в конце пришел ко мне за кулисы и спел молитву. Знаете, это очень важно чувствовать себя не попутчиком во времени, а человеком, который живет болью, чувствами людей, с которыми ты вырос.
Как я сказал, в мае будет большая поездка по Белоруссии, Армении и Грузии, где тоже будут выделены специальные стипендии и материальная помощь талантливым детям или студентам. И в 850-летие Москвы возможен наш приезд на празднование города. И, как всегда, декабрь - "Русская зима".
С.Б. Это был Владимир Спиваков, и последнее были планы на 1997 год. Спасибо Вам большое. Беседу вел Анатолий Агамиров.
В.С. Спасибо. А я также хочу вас поблагодарить и поздравить с тем, что "Эхо Москвы" стала лучшей программой 96 года.